Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме
Программа по биологии для учащихся 10-го класса , обучающихся по линии И.Н.Пономарёвой -общеобразовательный уровень. Программа содержит: пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, краткое содержание тем курса, календарно-тематическое плантрование, список рекомендуемой литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО ____________/__Полежаева И.А._________/ ФИО Протокол № 5____ от «__08_»__06_________2011__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № » ____________/___Чирва Т.А.__________/ ФИО «___»____________200___г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ № » ____________/____Мальцева Л.Д__________/ ФИО Приказ № _141____ от «_09__»__06_________2011__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Полежаевой Ирины Александровны
учителя высшей квалификационной категории
по биологии, 10 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _8___от «_09__»__06_____2011__ г.
2011 - 2012 учебный год
Пояснительная записка
Программа разработана в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта 2004 года, с обязательным минимумом содержания биологического образования среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Программа по биологии 10-11 классов построена на важной содержательной основе - гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры. Программа предусматривает и отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи, а также формированию компетентностных качеств личности учащихся. Программа также ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей; формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся. Все эти идеи отражает программа курса "Биология" 10-11 классов.
Принятие нового стандарта общего образования в марте 2004 г. обозначило введение профильного обучения на старшей ступени средней школы. В связи с этим, произошла диверсификация всех предметных дисциплин. То есть произошло изменение функционального статуса учебных дисциплин в общем образовании. Появились профильные, базовые (непрофильные) и элективные учебные дисциплины. Каждая из которых обладает своими образовательными функциями в обучении. Если профильная дисциплина ориентирована на специализацию и углубление знаний школьников по биологии, то базовая (непрофильная ) дисциплина направлена на реализацию культурологической функции в общих компетентностях биологического образования школьников. В связи с этим, данная программа ставит задачу – обеспечить общекультурный менталитет и общую биологическую компетентность выпускника современной средней школы.
Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Просвещение, 1993 – 1998; М., Изд. центр "Вентана-Граф", 2005 – 2006гг.), где уровень основного биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". В связи с этим программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого уровня обучения и построенного на интегративной основе, что требует образовательный минимум старшей школы.
Если в 9 классе (базовый уровень изучения) программа курса "Биология" предусматривает изучение основополагающих материалов важнейших областей биологической науки (цитологии, генетики, эволюционного учения, экологии и др.) в их систематизированном, но рядоположенном изложении. То в курсе биологии 10-11 классов программа (второй уровень изучения) осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом, здесь еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.
Интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни, их экологизация и культурологическая направленность делают учебное содержание новым и более интересным для учащихся.
Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. Рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов. Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений молекулярного уровня жизни - тесную связь с курсом химии.
Учебно-тематическое планирование
по биологии
Классы 10а,10б ( соц-мат).
Учитель Полежаева И.А
Количество часов
Всего 34 часа; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков ч.;
Административных контрольных уроков час.
Планирование составлено на основе Программы по биологии для 10-11 классов
(Базовый уровень) Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Симонова Л.В.
/ Под. ред. проф. И.Н. Пономаревой/М., "Вентана- Граф", 2007
Учебник Общая биология, 10 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Т.Е.Лощилина, М: «Вентана-Граф», 2002
Учебно-тематическое планирование ( 34 часа, 1 час в неделю).
№ темы | № урока в теме | Тема | Количество часов |
1 | 1 2 3 4 5 6 | Введение в курс общебиологических явлений Что изучает общая биология и как построен курс Основные свойства жизни Уровни организации живой материи Методы познания живой природы Почему нужны знания биологии Живой мир в культуре | 6 1 1 1 1 1 1 |
2 | 7 8 9 10 11 12 13 14 | Биосферный уровень организации жизни Учение В. И. Вернадского о биосфере Гипотезы происхождения жизни Биологическая эволюция и происхождение биосферы Биосфера как глобальная экосистема Человек как житель биосферы Роль взаимодействий человека и природы в развитии биосферы Экологические факторы их значение в жизни организмов Обобщение по темам I,II | 8 1 1 1 1 1 1 1 1 |
3 | 15 16 17 18 19 20 21 22 23 | Биогеоценотический уровень организации жизни Биогеоценоз как особый уровень организации жизни Понятие о биогеоценозе и экосистеме Строение и свойства биогеоценоза Типы связей и зависимостей в экосистеме Механизмы устойчивости экосистем Зарождение и смена экосистем Сохранение разнообразия экосистем Экологические законы природопользования Л/р 1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах; 2. Составление цепей питания,схем передачи веществ и энергии; 3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окр. среде | 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
4 | 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 | Популяционно-видовой уровень организации жизни Вид, его характеристика и структура Популяция как форма существования вида Популяция как основная единица эволюции Видообразование как результат эволюции и процесс увеличения видов на Земле Человек как уникальный вид живой природы, его происхождение и эволюция Особенности популяционно-видового уровня жизни Развитие эволюционных идей в биологии от К.Линнея до Ч.Дарвина Основные закономерности эволюции Л/р 1. Описание особей вида по морфологическому критерию 2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания 3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека Охрана редких и исчезающих видов Заключение по курсу общей биологии 10 класса | 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 |
Итого | 34 часа |
Краткое содержание тем курса.
Введение в курс общебиологических явлений:
содержание и построение курса общей биологии, основные свойства живой материи, понятие «биосистема» и уровни организации жизни, значение биологических знаний.
Биосферный уровень организации жизни: характеристика биосферы как биосистемы, этапы становления и развития биосферы в истории Земли, роль живого вещества в существовании биосферы, условия устойчивости и неустойчивости глобальной экосистемы « Биосфера».
Биогеоценотический уровень организации жизни: основные свойства и значение биогеоценотического структурного уровня организации живой материи, основные механизмы устойчивости биогеоценоза, причины смены биогеоценозов, роль биогеоценозов в эволюции живых организмов.
Популяционно-видовой уровень организации жизни: свойства и значение популяционно-видового уровня организации живой материи, вид и популяция как биосистема, особенность и этапы происхождения уникального вида на Земле – Человек разумный, современная стратегия сохранения биологических видов на Земле.
Требования к уровню подготовки выпускников
средней (полной) школы.
В результате обучения учащиеся должны:
- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие о биосистеме; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере, возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; биосферу как глобальную биосистему и экосистему; роль хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему, агроэкосистему их структурные компоненты их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило 10% в экосистеме; саморегуляция; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы); регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации в растительном и животном мире; закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животные, грибы, вирусы, их роль в природе; учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных, роль биотехнологии в селекции растений; организм как биосистему; регуляция процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость ее виды (мутационная, комбинативная и модификационная) и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа; мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазма, органоиды и включения; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код; основные биополимерные молекулы; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов; регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем
- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена;
- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; регулирование численности популяций в сохранении устойчивости экосистем; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики для селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;
- применять знания по биологии для формирования картины мира; для доказательства единства органического мира; для оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; в деле гуманного, этического поведения в природе; для охраны природы и редких, исчезающих видов; для доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;
- владеть умениями сравнения, доказательства; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературы дополнительного чтения по биологии.
Список литературы:
Основная литература.
- Общая биология. Учебник 10 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2002.
- Общая биология. Учебник 11 класса. /под ред. И.Н. Пономаревой. - М., 2002.
- Общая биология: 10-11 кл. / Под. ред. Ю.И. Полянского. М., 2000.
- Общая биология: 10-11 кл. / Под. ред. В.Б. Захарова. -М., 2000.
Дополнительная литература.
- Анастасова Л.П. Общая биология. Дидактический материал: 10-11 кл., М., 1997.
- Биологический энциклопедический словарь. М.,1989.
- Биология охраны природы. / Под. ред. А.В. Яблокова. М.,1983.
- Воронцов Н.Н, Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира: 10-11 кл. М., 1996.
- Казначеев В.П. Здоровье нации. Просвещение. Образование. М,-Кострома, 1996.
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2001.
- Ладыгина. Г.А. Биология: 6-11 кл. М., 1999.
- Лемез Н.А., Камлюк Л.В. , Лисов Н.Д. Биология в вопросах и ответах. Минск, 1997.
- Мамзин. А.С. Биология в системе культуры. СПб., 1998.
- Общая биология: 10-11 кл./ Под. ред. В.К. Шумского, Г.М. Дымшица и А.О. Рувинского. М., 2001.
- Основы общей биологии: 9 кл. /Под. ред. И.Н. Пономаревой. М., 2000.
- Пасечник В.В., Кучменко В.С. и др. Биология. Сборник задач и заданий с ответами: 9-11 классы. М., 1999.
- Пономарева И.Н. Экология. Библиотека учителя. М., 2001.
- Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М., 2002.
- Петров К.М. Экология человека и культура. СПб., 1999.
- Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения.М.,2000.
- Сухова Т.С., Кучменко В.С. Вопросы пола в системе биологических знаний. М., 2000.
Календарно-тематическое планирование по биологии , 10 класс (34 часа, 1 час в неделю)
№ | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Дата | Вид занятия | Наглядные пособия и технические средства | Задания для учащихся |
1. 1 | Введение в курс общебиологических явлений Что изучает общая биология и как построен курс | 6 1 | Беседа, планирование проекта | Таблица | §1 |
2 | Основные свойства жизни | 1 | Рассказ | Таблица | §2 |
3 | Уровни организации живой материи | 1 | Рассказ | Таблица | §4 |
4 | Методы познания живой природы | 1 | Беседа | Таблица | §6 |
5 | Почему нужны знания биологии | 1 | Семинар | Таблица | §5,8 |
6 | Живой мир в культуре | 1 | Семинар, защита проекта | Таблица, картины, фотогр | §9 |
2. 7 | Биосферный уровень организации жизни Учение В. И. Вернадского о биосфере | 8 1 | Рассказ, план проекта | Портрет Вернадского , УМК « Кирилла и Мефодия». | §10 |
8 | Гипотезы происхождения жизни | 1 | Семинар | Табл, в\ф, презентация | §12 |
9 | Биологическая эволюция и происхождение биосферы | 1 | Семинар | Табл, УМК « Кирилла и Мефодия». | §14 |
10 | Биосфера как глобальная экосистема | 1 | Беседа | Таблица | §16 |
11 | Человек как житель биосферы | 1 | Семинар | Таблица | §18 |
12 | Роль взаимодействий человека и природы в развитии биосферы | 1 | Семинар | Рис, фото | §20 |
13 | Экологические факторы их значение в жизни организмов | 1 | Семинар | Таблица | Конспект |
14 | Обобщение по темам I,II | Итоговый контроль, защита проекта | §1-20 |
3. 15 | Биогеоценотический уровень организации жизни Биогеоценоз как особый уровень организации жизни | 9 1 | Беседа, план проекта | УМК « Кирилла и Мефодия». | §22 |
16 | Понятие о биогеоценозе и экосистеме | 1 | Беседа | Таблица | §23 |
17 | Строение и свойства биогеоценоза | 1 | Беседа | Таблица | §24 |
18 | Типы связей и зависимостей в экосистеме | 1 | Беседа | Таблица, УМК « Кирилла и Мефодия». | §25 |
19 | Механизмы устойчивости экосистем | 1 | Беседа | Таблица, УМК « Кирилла и Мефодия». | §27 |
20 | Зарождение и смена экосистем | 1 | Беседа | Таблица | §28 |
21 | Сохранение разнообразия экосистем | 1 | Беседа | Таблица | §32 |
22 | Экологические законы природопользования | 1 | Беседа | Таблица | §34 |
23 | Л/р 1. Выявление антропогенных изменений в экосистемах; 2. Составление цепей питания,схем передачи веществ и энергии; 3. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окр. среде | 1 | Практикум | Оборудование для лаб. работы | Отчет |
4. 24 | Популяционно-видовой уровень организации жизни Вид, его характеристика и структура | 11 1 | Лекция | Презентация учителя | §36 |
25 | Популяция как форма существования вида | 1 | Беседа | компьютерный учебник Пименова | §37 |
26 | Популяция как основная единица эволюции | 1 | Беседа | презентация учителя | §39 |
27 | Видообразование как результат эволюции и процесс увеличения видов на Земле | 1 | Беседа, компьютерный учебник Пименова | компьютерный учебник Пименова | §40 |
28 | Человек как уникальный вид живой природы, его происхождение и эволюция | 1 | Беседа | Таблица, презентация учителя, | §43 |
29 | Особенности популяционно-видового уровня жизни | 1 | Беседа | Таблица | §44 |
30 | Развитие эволюционных идей в биологии от К.Линнея до Ч.Дарвина | 1 | Беседа | Таблица | Конспект |
31 | Основные закономерности эволюции | 1 | Беседа | Таблица | §45 |
32 | Л/р 1. Описание особей вида по морфологическому критерию 2. Выявление приспособлений организмов к среде обитания 3. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека | 1 | Отчет |
33 | Охрана редких и исчезающих видов | 1 | Семинар, защита проекта | Презентация учителя | §54 |
34 | Заключение по курсу общей биологии 10 класса | 1 | Семинар, защита проекта | Презентация учителя |
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...