Шляпочные грибы. Урок по биологии
методическая разработка по биологии по теме

Шакирова Ильвера Назиповна

На уроке подробно раскрывается тема. Дана историческая справка о шляпочных грибах, рассматриваются съедобные и ядовитые грибы, признаки отравления грибами, первая помощь при отравлениях, дается определение симбиоза.Также для закрепления используется викторина по теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_biologii.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель Галиева Фируза Вагизовна (Серафимовская специальная общеобразовательная школа закрытого типа)                        

Тема урока: Шляпочные грибы

Цель: Познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; сформировать умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; показать роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности.

Оборудование:  муляжи грибов, таблица «Строение шляпочных грибов», памятки – листовки, открытки по теме, рисунки ядовитых грибов, проектор, ноутбук, диск  «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Биология».

                                           Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Изучение нового материала.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами отправимся в удивительное царство нашей природы. А как зовут жителей данного царства, вы узнаете, отгадав загадку.

Под сосною у тропинки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет ботинка,

Шляпка есть – нет головы. (Гриб)

Сегодня на уроке мы будем говорить о грибах.

Рассказ учителя. Историческая справка.

После Теофраста упоминания о грибах встречаются в трудах древнегреческих ученых Диоскорида и Плиния Старино, живших в 1 веке до н. э. Они описывали крупные шляпочные грибы, упоминали об их свойствах, в том числе и лечебных. Плиний Старший первым попытался классифицировать грибы на съедобные и несъедобные. И один из грибов получил название цесарского или царского гриба и подавался к столу только знатным патрициям.

Из средних веков до нас дошло мало сведений о грибах. В эпоху Возрождения началось интенсивное изучение растений, появились «Травники», в них входили и описания грибов. Грибами, судя по летописи, пытались лечить Владимира Мономаха.

В конце 16 -17 веков Карл Линней в своем труде «Система природы» описал 95 видов грибов. Он поместил их среди растений, не имеющих цветов.

Появление микроскопа позволило увидеть у грибов споры и грибницу. От греческого Микос (гриб) получила свое название и наука о грибах. Микология как наука возникла в конце 19 века, основателем ее считается русский ученый Ф. М. Каменский.

В настоящее время описано около 100 тысяч грибов.

Демонстрация таблицы «Строение шляпочного гриба»

       Беседа о съедобных и ядовитых грибах (апеллировать к знаниям из курса природоведения, личного опыта учащихся)

Грибы содержат до 40 % белков, 10-15 % углеводов, соли фосфора, калия, железа, витамины А, В, С, РР, Д, микроэлементы медь, йод, цинк.

Грибы можно собирать только молодыми, так как даже в съедобных грибах накапливаются ядовитые вещества. Кроме съедобных  грибов, существуют и ядовитые.

- Какие ядовитые грибы вам известны?

Мухомор – всем известный ядовитый гриб. Наиболее опасен бледный мухомор или бледная поганка. Ее яд не обезвреживается при кипячении, а признаки отравления поступают лишь через сутки, когда помощь оказывать уже поздно. Большая часть смертельных отравлений грибами приходится на бледную поганку. Ее легко спутать с молодыми шампиньонами. Отличия: у шампиньона  нижняя поверхность шляпки белая только в раннем возрасте, затем она становится розовато – сиреневой или серой, а позже – темнеет, зрелые споры совсем черные. У бледной поганки нижняя часть шляпки не темнеет.

Повстречаться с бледной поганкой можно в дубовых и других лиственных лесах, в хвойных она растет редко.

Мухомор красный – красивый, ярко окрашенный гриб, встречается летом и осенью в лиственных и смешанных лесах.

Ложные серо – желтые опята также могут вызывать отравления. Встречаются с весны до осени. Растут, как и съедобные, на пнях, гнилой древесине, у основания стволов.

У ложного серо – желтого опенка шляпка имеет диаметр 2-3 см. Вначале она колокольчатая, позднее почти плоская, часто с бугорками в центре.

Учитель демонстрирует рисунки с изображением грибов. Учащиеся должны записать в тетради названия съедобных грибов, а затем отдельно – названия ядовитых грибов. (Работа по диску «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)

Признаки отравления грибами

Резко возникает слабость, недомогание. Появляется бледность кожных и слизистых покровов, наблюдается нарушение сердечного ритма  дыхания. Возникают боли в области желудка, печени, кишечника. Появляется тошнота, рвота.

Первая помощь при отравлениях

Без промедления обратиться за помощью в ближайшее медицинское учреждение, до прибытия врача вызвать у пострадавшего рвоту и сделать клизму, чтобы удалить недоброкачественную пищу из желудка, заставить пострадавшего выпивать по 1-2 стакана теплой воды и повторять процедуру до тех пор, пока при рвотных движениях станет выходить вода без примесей пищи; дать пострадавшему таблетки активированного угля из расчета 1 таблетка на 10 кг массы тела.

Дружба и помощь в природе.

Грибы растут не просто на земле. Под ними в рыхлой перегнойной почве тянутся тончайшие нити беловатого цвета. Под каждым грибом они образуют сложную паутину, а на ее сплетении пробивается вверх плодовое тело гриба. Грибы вырастают на грибнице наподобие того, как растут яблоки  и груши на ветвях раскидистого дерева. Вырастают они ненадолго и только для того, чтобы рассеять по миру крошечные споры, которые в царстве грибов заменяют семена. А тонкие белые нити, названные учеными грибницей, или мицелием не умирают несколько лет. Изучая грибницу разных грибов, люди заметили, что очень часто эти тонкие белые нити самым тесным образом сплетаются с корнями растущих деревьев. Растет береза, а корни ее оплетены грибницей подберезовика. Грибы получают питание от деревьев или от гниющих остатков этих растений- гнилушек, пней. Деревья в свою очередь получают пользу от грибницы. Мицелий снабжает дерево дополнительной влагой и минеральными веществами.

Мы можем сделать вывод. Тесная связь растений и гриба – связь полезная как одному, так и другому называют симбиоз. А проникновение грибницы в корень дерева – грибокорень.

   Викторина о грибах

  1. Объясните, почему нельзя уничтожить в лесу несъедобные грибы?
  2. Какие грибы появляются первыми ранней весной? (Строчки и сморчки)
  3. Когда начинается грибная пора? (Вторая половина лета, осень)
  4. В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий и душистый)
  5. Как правильно собирать грибы? (Не нарушать грибницу, гриб срезать ножом)
  6. Может ли гриб съесть дерево? (Да, Трутовики разрушают древесину, превращая ее в труху)
  7. Каким грибом лечится лось? (Мухомором)
  8. Какие грибы светятся в темноте, пугая случайных прохожих? (Старые сморчки)
  9. Какой гриб уважительно называют царем грибов? ( Белый гриб)
  10. Какой гриб считается самым опасным для человека? (Бледная поганка)
  1. Обобщение по уроку.

Почему говорят «Гриб без дерева и дерево без грибов не жильцы»?

Какую роль выполняют грибы в природе?

Как называется сожительство грибов с корнями деревьев?

Чем питаются шляпочные грибы?

Как питаются шляпочные грибы?

Список использованной литературы

  1. Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. – М.: Творческий центр, 2005.
  2. Латюшин В.В., Лемехова Е.А Биология. Животные. 7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Парфилова Л.Д. Тематические игры по ботанике. – М.: Творческий центр, 2003.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок биологии в 5 классе "Шляпочные грибы" ( УМК Пасечник В.В.)

Предметные знания: учащиеся знакомятся со строением шляпочных грибовЛичностные: учатся отличать грибы съедобные от ядовитых, осваивают приемы первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми г...

Открытый урок проект "Шляпочные грибы" (5, 6, 9 класс) биология

Данный урок разработан для аттестации и представляет собой не только проектную работу, но и урок, в котором используются игровая, групповая, дифференциальная, интерактивная, компьютерная технологии....

Отчёт-презентация по проектному уроку (биология, 6 класс, тема "Шляпочные грибы")

Данная презентация может быть использована и как пример создания отчёта по проведённому уроку, также (частями-слайдами) для использования на уроке о грибах. Презентация проверена, анимация настроена, ...

Разработка конспекта урока по биологии 7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы

Разработка конспекта урока по  биологии   7 класс по теме: Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы...

Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечник В.В.) Шляпочные грибы с использованием ЭОР

Разработка урока содержит технологическую карту и презентацию....

Разработка урока биологии в 5 классе "Шляпочные грибы"

Данный урок был проведен в 5 классе с учетом требований ФГОС. К уроку прилагаются презентация, задния для самостоятельной работы, инструктивная карточка для  лабораторной работы, листы самоконтро...