Рабочая программа по биологии. 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass.biologiyagot.doc | 502 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ I
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО БИОЛОГИИ
(ПО АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЕ Н.И. СОНИНА, В.Б. ЗАХАРОВА)
6 КЛАСС
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2006. -138с.//, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 часа в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:
Сонин Н.И. Живой организм. 6 класс: Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» -М.: Дрофа, 2004. -48с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм» 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. - М.: Дрофа, 2006. - 176с;
а также методических пособий для учителя:
1) Е.Т.Бровкина, Н.И.Сонин «Биология. Живой организм» 6 класс: Методическое пособие к учебнику Н.И. Сонина «Биология. Живой организм» 6 класс. - М.: Дрофа, 2005- 06 гг.;
2) Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2005. - 138 с;
3) Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
дополнительной литературы для учителя:
1) Сборник «Уроки биологии по курсу «Биология. 6 класс. Живой организм» - М.: Дрофа, 2006. -218с;
2) И.А.Акперова «Уроки биологии к учебнику Н.И.Сонина «Биология. Живой организм. 6 класс». М:.Дрофаа.2006;
для учащихся:
Н.И.Сонин «Живой организм. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 •асе. - М.: Дрофа, 2006, -40с.
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология. Живой организм»
• Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
• Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И.Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006
• Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Специальные обозначения
Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Раздел, тема урока Тип урока Домашнее задание | Кол-во часов | Планируемые результаты | Характеристика деятельности учащихся | Измерители | Сроки |
план | факт |
РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов) |
ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (1 час) |
1. | Основные свойства живых организмов. | 1 | Признаки живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания; их проявление. | Называть признаки живых организмов, их значение. | Вопросы №2, 5 на стр. 9 учебника. Рабочая тетрадь, №1,4,5,6. | 06.09. |
Вводный урок. | Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | Вопросы со свободным ответом. |
Д/з: стр. 4-6 учебника, «Подумайте» на стр. 8, «Какие утверждения верны» на стр. 8. |
ТЕМА 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТКИ (1 час) |
2. | Химический состав клетки. | 1 | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки. | Рабочая тетрадь, №8. | 13.09. |
Комбинированный урок. | Называть: •неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; •органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки. | Вопросы №3,4,5,7,8,9,10 на стр.15 учебника. Рабочая тетрадь, № 8,10. |
Д/з: стр. 10-11 учебника, «Подумайте» на стр. 15, «Какие утверждения верны» на стр. 14. | Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки. | Вопросы со свободным ответом. |
ТЕМА 1.3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК (2 часа) | 20.09. |
3. | Клетка - элементарная частица живого. | 1 | Клетка - элементарная частица живого. Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. | Называть признак живых организмов - клеточное строение. | Вопросы №2 на стр. 9 учебника. |
Комбинированный урок. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. | Рабочая тетрадь, №12. |
Д/з: стр. 16, 18-19 учебника. | Выделять особенности строения ядра. | Вопросы №10,11,12 на стр. 23 учебника. |
* Доказывать, что клетка -элементарная частица живого. | Вопросы со свободным ответом. |
4. | Строение и функции органоидов клетки. Сравнение растительной и животной клеток. | 1 | Строение растительного организма и организма животного: клетки. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов (сеть канальцев, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, клеточный центр). Правила работы в биологической лаборатории. | Называть признак живых организмов - клеточное строение. | Вопрос №2 на стр.9 учебника. Задание по рисунку на стр. 23 учебника. | 27.09. |
Комбинированный урок. | Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. | Рабочая тетрадь, № 12,14. Вопросы №1,5,6,7,8,9 на стр. 23 учебника. |
Д/з: стр.18-19 учебника, «Подумайте» на стр. 22, «Какие утверждения верны» на стр. 22. | Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов. | Выполнение лабора-торной работы №1 «Строение клеток» живых организмов» и выводы к ней. |
Сравнивать клетки растительного и животного организмов и делать выводы на основе сравнения. | Рабочая тетрадь, №13. |
ТЕМА 1.4. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (2 часа) | 04.10. |
5. | Ткани растений. | 1 | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения. | Давать определение понятию ткань. | Вопрос №1 на стр. 37 учебника. |
Комбинированный урок. | Называть: •типы тканей растений; •функции тканей растений. | Вопросы №8 -12 на стр. 37 учебника. Рабочая тетрадь, № 21. |
Д/з: стр. 30, 31 учебника. | Различать типы тканей растений. | Задание по рисунку на стр. 37 учебника. |
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. | Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани растений» и выводы к ней. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | Вопросы со свободным ответом. |
6. | Ткани животных. | 1 | Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции. | Называть: •типы тканей животных; •функции тканей животных. | Вопросы №2 -7 на стр. 37 учебника. Рабочая тетрадь, №22. | 11.10. |
Комбинированный урок. | Различать типы тканей животных. | Рабочая тетрадь, №23. Задание по рисунку на стр. 37 учебника. |
Д/з: стр. 32,33 учебника, «Подумайте» на стр. 36, «Какие утверждения верны» на стр. 36. | Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. | Выполнение лабораторной работы №2 «Ткани животных» и выводы к ней. |
Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения. | Вопросы со свободным ответом. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении И функциях тканей растений. | Вопросы со свободным ответом. |
ТЕМА 1.5. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (6 часов) |
7. | Строение корня. | 1 | Давать определение понятиям ткань, орган. | Вопрос №1 на стр. 45 учебника. Рабочая тетрадь, №26. | 18.10. |
Комбинированный урок. | Называть: •органы цветкового растения, их роль в жизни растения; •типы корневых систем. | Вопросы №2,3,4 на стр. 45 учебника. Рабочая тетрадь, № 27, 28. |
Д/з: стр. 38 учебника. | Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы. | Описание рисунка на стр. 39 учебника. Рабочая тетрадь, №29 |
Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. | Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Вопросы со свободным ответом. |
8 | Строение и значение побега. Почка. Стебель. | 1 | Строение растительного организма: органы. Строение и значение побега. Почка. Стебель как осевой орган побега. | Давать определение понятиям побег, вегетативные органы. | Вопрос №5 на стр. 45 учебника. | 25.10. |
Комбинированный урок. Д/з: | Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. | Вопросы №5, 8,9,12 на стр. 45 учебника. Рабочая тетрадь, №28. |
9 | Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | 1 | Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части. | Рабочая тетрадь, №27. Задание по рисунку на стр. 45 учебника. | 01.11. |
Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. | Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового |
Комбинированный урок. Д/з: | растения» и выводы к ней. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Вопросы со свободным ответом. |
10. | Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плод. | 1 | Строение растительного организма: органы. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Плоды: значение и разнообразие.. | Давать определение понятиям репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения. | Вопросы №15,16 на стр. 45 учебника. | 15.11. |
Комбинированный урок. | Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. | Рабочая тетрадь, №28. |
Д/з: стр. 40, 41 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 44. | Описывать многообразие соцветий. | Описание рисунка на стр. 40 учебника. |
Приводить примеры многообразия плодов. | Вопросы со свободным ответом. |
11 | Строение семян двудольного и однодольного растения | 1 | Строение семян двудольного и однодольного растения | Характеризовать строение цветка как органа размножения. | Вопросы №13,14 на стр. 45 учебника. | 22.11. |
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. | Рабочая тетрадь, № 32,33. |
Комбинированный урок. Д/з: | Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. | Выполнение лабораторной работы №3 «Изучение органов цветкового растения» и выводы к ней. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Вопросы со свободным ответом. |
12. | Системы органов животного. | 1 | Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. | Вопросы №1,2 на стр. 51 учебника. | 29.11. |
Комбинированный урок. | опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции. | Называть: •органы и системы органов животных; •функции органов и систем органов животных. | Вопросы №3,4,5,6,7,8,9,10,1 2 на стр. 51 учебника. |
Д/з: стр. 46- 49 учебника, «Подумайте» на стр. 51, «Какие утверждения верны» на стр. 50. | Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. | Рабочая тетрадь, №41,43. Задание по рисунку на стр. 50 учебника. |
Изучать биологические объекты - органы и системы органов животных. | Выполнение лабораторной работы №4 «Распознавание органов и систем органов у животных» и выводы к ней. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. | Вопросы со свободным ответом. |
ТЕМА 1.6. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (1 час) |
13. | Организм как единое целое. | 1 | Растение, животное - целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и Окружающая среда. | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. | Вопрос №1 на стр. 45 учебника. Вопросы №1,2 на стр. 51 учебника. | 06.12. |
Урок обобщения и систематизации знаний. | Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. | Задание «Какие утверждения верны» на стр. 56. |
Д/з: стр. 52-55 учебника. | Характеризовать причины нарушения целостности организма. | Вопросы со свободным ответом. |
Доказывать что организм -единое целое. | Рабочая тетрадь, №46. |
РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (22 часа) |
ТЕМА 2.1 ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (4 часа) |
14. | Особенности питания растительного организма. | 1 | Питание. Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное - фотосинтез, минеральное - почвенное). | Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. | Вопрос №1 на стр. 67 учебника. Рабочая тетрадь, № 47. | 13.12. |
Комбинированный урок. | Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. | Вопрос №3 на стр. 67 учебника. |
Д/з: стр. 58 учебника. | Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. | Вопрос №3 на стр. 67 учебника. |
Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. | Описание рисунка на стр. 59. |
Характеризовать роль корня в почвенном питании растения. | Вопросы со свободным ответом. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений. | Вопросы со свободным ответом. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Сообщения учащихся. |
15. | Фотосинтез и его значение в жизни растений. | 1 | Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. | Давать определение понятию фотосинтез. | Вопрос №4 на стр. 67 учебника. Рабочая тетрадь, №47 | 20.12. |
Комбинированный урок. | Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений - фотосинтеза. | Выполнение лабораторной работы №5 «Выявление роли света и воды в жизни растений» и выводы к ней. |
Д/з: стр/. 58 учебника. | Объяснять: •значение воздушного питания в жизни растения; •значение фотосинтеза для жизни на Земле. | Вопросы со свободным ответом. |
Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. | Вопрос №5 на стр. 67 учебника. Описание рисунка на стр. 59. |
Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза. | Рабочая тетрадь, №48. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растений. | Вопросы со свободным ответом. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Сообщения учащихся. |
16. | Особенности питания животных. | 1 | Питание. Понятие «питание». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. | Давать определение понятию питание. | Рабочая тетрадь, №47. Вопрос №1 на стр. 67 учебника. | 27.12. |
Комбинированный урок. | Описывать сущность биологических процессов: питания животных. | Вопрос №2 на стр. 67 учебника. |
Д/з: стр. 60-62 учебника, «Подумайте» на стр. 67. | Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. | Описание рисунка на стр. 63 учебника. |
Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов. | Рабочая тетрадь, №49. |
Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты. | Вопросы №8, 9 на стр. 67 учебника. |
17. | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. | 1 | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | Давать определение понятиям питание, пищеварение. | Вопрос №2 на стр. 67 учебника. |
Комбинированный урок. | Описывать сущность биологических процессов: питание животных - пищеварение. | Вопрос №6 на стр. 67 учебника. |
Д/з: стр. 63 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 66. | Называть особенности строения пищеварительных систем животных. | Вопросы №7,10 на стр. 67 учебника. Рабочая тетрадь, №51,52. |
*Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. | Задание по рисунку на стр. 67 учебника. |
ТЕМА 2.2. ДЫХАНИЕ (2часа) |
18. | Дыхание у растений. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | Давать определение понятию дыхание. | Вопрос №1 на стр. 73 учебника. |
Описывать сущность биологических процессов: дыхания. | Вопросы №2,6,10 на стр. 73 учебника. |
Комбинированный урок. | Характеризовать: «особенности дыхания растений; •роль органов растений в процессе дыхания. | Вопросы №2,3,4 на стр. 73 учебника. Рабочая тетрадь, № 53,54. |
Д/з: стр. 68 учебника, «Подумайте» на стр. 73. | Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений. | Вопросы со свободным ответом. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Сообщения учащихся. |
19. | Дыхание у животных. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию дыхание. | Вопрос №1 на стр. 73 учебника. |
Комбинированный урок. | Описывать сущность биологических процессов: дыхания. | Вопросы №2,6,10 на стр. 73 учебника. |
Д/з: стр. 68-69 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 72. | Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. | Задание по рисунку на стр. 72 учебника. |
Характеризовать: •особенности дыхания животных; •роль дыхания в жизни животных. | Вопросы №5,6,7,8,9 на стр.73 учебника. Рабочая тетрадь, № 56. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных. | Вопросы со свободным ответом. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | Сообщения учащихся. |
ТЕМА 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (2 часа) |
20. | Передвижение веществ в растении. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. | Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. | Вопрос №1 на стр. 79 учебника. |
Комбинированный урок. | Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ в растениях. | Рабочая тетрадь, №57,61,62. Вопросы №7 -10 на стр. 79 учебника. Описание рисунка на стр. 75 учебника. |
Д/з: стр. 74,75 учебника, «Подумайте» на стр. 78. | Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | Вопросы со свободным ответом. |
21. | Передвижение веществ в животном организме. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции. | Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение. | Вопросы со свободным ответом. |
Комбинированный урок. | Гемолимфа, кровь и ее составные части. | Называть: •органы кровеносной системы | Вопросы №4,5 на стр. 79 учебника. |
и узнавать их на рисунках, таблицах; •функции органов кровеносной системы; •состав крови, ее функции; •типы кровеносных систем. | Описание рисунка на стр. 76-77 учебника . Рабочая тетрадь, № 58,59,60. |
Д/з: стр. 76,77 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 78. | Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. | Рабочая тетрадь, №59. |
Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. | Вопрос №2 на стр. 79 учебника. Задание по рисунку на стр. 79 учебника. |
ТЕМА 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (2часа) |
22. | Выделение у растений, грибов и животных. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: выделение. Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. | Вопрос №1,2 на стр. 85 учебника. Рабочая тетрадь, №63. |
Комбинированный урок. | Называть: '•органы выделения растений; •органы выделения у различных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. | Описание рисунка на стр. 83 учебника. Вопросы №3-5 на стр. 85 учебника. Описание рисунка на стр. 80-81 учебника. |
Д/з: стр. 80-83 учебника, «Подумайте» на стр. 84, «Какие утверждения верны» на стр. 84. | Характеризовать: «особенности процесса выделения у растений; •особенности процесса выделения у животных. | Вопросы №6 -10 на стр. 85 учебника. Рабочая тетрадь, № 63,64, 65. |
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных. | Вопросы со свободным ответом. |
23. | Обмен веществ у растений и животных. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: обмен веществ и превращение энергии. Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии. | Давать определение понятию обмен веществ. | Вопрос №1 на стр. 91 учебника. |
Комбинированный урок. | Описывать сущность процесса обмена веществ у жи | Вопрос №1,2 на стр. 91 учебника. |
Обмен веществ у растений. Обмен веществ у животных. | вых организмов, его значение. |
Д/з: стр. 86-89 учебника «Подумайте» на стр. 91, «Какие утверждения верны» на стр. 90. | Называть: •органы, участвующие в обмене веществ у растений; •органы, участвующие в обмене веществ у животных. | Рабочая тетрадь, №63. Вопросы №15,16 на стр. 91 учебника. |
Характеризовать: •особенности обмена веществ у растений; •особенности обмена веществ у разных животных. | Вопросы №2,5,6 на стр. 91 учебника. Вопросы №8-13 на стр. 91 учебника. |
Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения. | Задание по рисунку на стр. 90 учебника. |
ТЕМА 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (1 часа) |
24. | Опорные системы растений и животных, их значение в жизни организма. | 1 | Строение растительного организма растения и организма животного: опорные системы, их значение в жизни организма. Опорные системы растений. Опорные системы животных: наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. | Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунках, таблицах. | Вопросы со свободным ответом. Описание рисунка на стр. 92-93 учебника. |
Комбинированный урок или экскурсия в ботанический сад (зоологический музей). | Называть: •значение опорных систем в жизни растений и животных; •типы скелетов у животных. | Вопросы №1,2,3,7 на стр. 97 учебника. Рабочая тетрадь, № 73,75. Рабочая тетрадь, №70,71,72,76. |
Д/з: стр. 92-95 учебника, «Подумайте» на стр. 96, «Какие утверждения верны» на стр. 96. | Приводить примеры животных с разными типами скелетов. | Описание рисунка на стр. 92-93 учебника, или Рабочая тетрадь, № 71. |
Распознавать и описывать на таблицах (рисунках) части внутреннего скелета. | Выполнение лабораторной работы № 6 «Изучение внутреннего строения млекопитающего». |
Соотносить строение опорных систем животных с условиями их жизни. |
ТЕМА 2.6. ДВИЖЕНИЕ (1 час) |
25. | Движение. | Признаки живых организмов: | Называть: •роль движения в жизни растении и животных; | Вопросы |
1 | движение, их проявления у | №3,5,7,8,9,11,12 |
растений и животных. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение животных. Двигательные реакции растений. | на стр. 109 учебника. Рабочая тетрадь, №78,79,80. |
•способы передвижения животных. |
Комбинированный урок. | Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. | Описание рисунков на стр. 99,100,103,109 учебника. |
Д/з: стр. 98-107 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 108. | Приводить примеры животных с разными способами передвижения. | Вопросы со свободным ответом. |
Наблюдать за поведением животных. | Выполнение ла- бораторной работы № 7 «Наблюдение за поведением животных - за движением инфузории-туфельки и дождевого червя» и выводы к ней. |
Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения. | Вопрос №1 . на стр. 109 учебника. Рабочая тетрадь, №77. |
ТЕМА 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Зчаса) |
26. | Регуляция процессов | Жизнедеятельность растений | Давать определение понятиям раздражимость рефлекс. | Вопрос №4 на |
жизнедеятельности | 1 | и животных: координация и | стр. 121 учебника. |
организма. Раздражимость. | регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. Рефлекс. Нервная система, особенности ее строения. |
Комбинированный урок. | Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы. | Вопросы №3,8,9,10,11 на стр. 121 учебника. Рабочая тетрадь, № 84,85,88. |
«Подумайте» на стр. 120. Понаблюдать за поведением домашних животных, объяснить его, используя знания, полученные на уроке. | Называть: •системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •значение нервной системы; •принцип работы нервной системы; •типы нервных систем у животных. | Вопрос №6 на стр. 121 учебника. Описание рисунков на стр. 121, на стр. 118-119 учебника. Рабочая тетрадь, №81,83. |
Приводить примеры животных с разными типами нервной системы. | Рабочая тетрадь, №82. |
Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. | Вопросы со свободным ответом. |
27. | Эндокринная система и ее роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | 1 | Жизнедеятельность животных: координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Эндокринная система, ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Называть: •органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных; •роль эндокринных желез в регуляции жизнедеятельности позвоночных. | Вопросы №1,12,13 на стр. 121 учебника. Рабочая тетрадь, №89. |
Комбинированный урок. | Наблюдать за поведением животных. | Сообщения учащихся о своих наблюдениях. |
Д/з: стр. 116 учебника. |
28. | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | 1 | Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. | Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. | Вопрос №14 на стр. 121 учебника. |
Комбинированный урок. | Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. | Рабочая тетрадь, №90. |
Д/з: стр. 116, 117 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 120. | Наблюдать за ростом и развитием растений. | Описание рисунков на стр. 117 учебника. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Вопросы со свободным ответом. |
ТЕМА 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (3часа) |
29. | Размножение, его виды. Бесполое размножение. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: размножение. Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры. | Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы. | Вопрос №1 на стр. 127 учебника. |
Комбинированный урок. | Называть: •значение размножения; •виды размножения; •формы бесполого размножения у растений и животных; •органы вегетативного размножения растений. | Вопросы №1,3,4,5,6,7,11 на стр. 127 учебника. Рабочая тетрадь, № 91,92,93,94,95. Описание рисунка на стр. 127 учебника. |
Д/з: стр. 122 учебника, «Подумайте» на стр. 126, «Какие утверждения верны» на стр. 126. | Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. | Вопросы со свободным ответом. |
Описывать сущность бесполого размножения растений. | Вопрос №2 на стр. 127 учебника. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Выполнение практической работы № 8 «Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений». |
30. | Половое размножение животных. | 1 | Жизнедеятельность животных: размножение. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. | Вопросы №1 на стр. 133 учебника. Рабочая тетрадь, № 99. |
Комбинированный урок. | Описывать сущность полового размножения. | Вопросы №2,3 на стр. 133 учебника. |
Д/з: стр. 128-130 учебника, «Подумайте» на стр. 132, «Какие утверждения верны» на стр. 132. | Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения животных (и узнавать их на рисунках, таблицах); •женские и мужские половые клетки. | Вопрос №1 на стр. 133 учебника. Рабочая тетрадь, № 97, 100. Описание рисунка на стр. 128-129 учебника. |
Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. | Вопрос №3 на стр. 133 учебника. |
31. | Половое размножение растении. | Жизнедеятельность растений: размножение. Половое размножение растений. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян. | Давать определение понятиям: размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. | Вопросы |
1 | стр. 139 Вопросы №11 на стр.133 учебника. Рабочая тетрадь, № 105. |
Комбинированный урок. | Называть: •значение полового размножения; •органы полового размножения растений и узнавать их на рисунках (таблицах). | Вопрос №2 на стр. 139 учебника. Описание рисунка на стр. 135 учебника. Вопросы со свободным ответом. |
Д/з: стр. 134-136 учеб- ника, «Подумайте» на стр. 139, «Какие утверждения верны» на стр. 138. | Описывать: •строение цветка как органа полового размножения; •сущность полового размножения у растений (двойного оплодотворения). | Вопросы №2,4,6,11 на стр. 139 учебника. Рабочая тетрадь, № 103,104. |
Использовать приобре- тенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Вопросы со свободным ответом. |
ТЕМА 2.9; РОСТ И РАЗВИТИЕ (2часа) |
32. | Рост и развитие рас- тений. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Рост и развитие растений. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. | Давать определение понятию индивидуальное развитие. | Вопросы №7,10,11,12,13 на стр.145 учебника. Рабочая тетрадь, № 107. |
Комбинированный урок. | Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов. |
Описание рисунков на стр. 134-135, 142-143 учебника. Вопросы №4,5,6 на стр. 145 учебника. |
Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. |
Д/з: стр. 140-143 учеб- ника, «Подумайте» на стр. 144, «Какие утверждения верны» на стр. 144. | Называть: •роль семян и плодов в жизни растения; •условия среды, необходимые для формирования и | Вопросы №3, 4, 8 на стр. 145 учебника. Вопросы со свободным ответом. |
прорастания семян; •способы распространения семян. |
Наблюдать за ростом и развитием растений. | Описание рисунка на стр. 142-143 учебника. Сообщения учащихся, сделанные на основе собственных наблюдений. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Вопросы №14,15 на стр. 145 учебника. Вопросы со свободным ответом. |
33. | Рост и развитие животных. | 1 | Жизнедеятельность растений и животных: рост и развитие. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. | Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. | Вопрос №8 на стр. 151 учебника. Рабочая тетрадь, №111,112. |
Комбинированный урок. | Называть: •этапы развития животных; •типы постэмбрионального развития животных. | Вопрос №1,9 на стр. 151 учебника. Рабочая тетрадь, № 108,109,110. |
Д/з: стр. 146-148 учебника, «Какие утверждения верны» на стр. 150. | Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. | Вопрос №1,2,5,7,10 на стр. 151 учебника. Описание рисунка на стр. 146-147 учебника. |
Наблюдать за ростом и развитием животных. | Выполнение лабораторной работы № 9 «Прямое и непрямое развитие насекомых» и выводы к ней. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | Вопросы со свободным ответом. |
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (2 часа) |
ТЕМА 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ ОРГАНИЗМОВ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (1 час) |
34. | Среда обитания организмов. Факторы среды. | 1 | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. Факторы живой природы, взаимосвязь живых организмов. | Давать определение понятиям среда обитания, экология, экологические факторы. | Вопрос №1 на стр.163 учебника. Рабочая тетрадь, №113. |
Комбинированный урок. | Называть: •виды экологических факторов; •типы взаимоотношений организмов. | Вопрос №2,7,8,10 на стр. 163 учебника. Задание по рисунку на стр. 162. |
Д/з: стр. 156-161 учебника, «Подумайте» на стр. 162, «Какие утверждения верны» на стр.162. | Приводить примеры: •факторов неживой природы, их влияния на живые организмы; •взаимосвязей живых организмов; •приспособлений организмов к действию экологических факторов. | Вопросы №3,4,5,6, 12,11 на стр. 163 учебника. Описание рисунка на стр. 160-161 учебника. Рабочая тетрадь, №114,115,116. |
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | Вопросы со свободным ответом. |
ТЕМА 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (1 час) |
35. | Природные сообщества. | 1 | Экосистемы. Структура экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания. | Вопросы №1,3,10 на стр. 171 учебника. |
Комбинированный урок. | Называть три группы организмов в экосистеме. | Вопросы №6,7,8,9 на стр. 171 учебника. Рабочая тетрадь, №117. |
Д/з: стр. 163-166 учеб | Приводить примеры: | Описание рисунка |
ника, «Подумайте» на стр. 170. | •природных сообществ; | на стр. 167 учебника. |
•продуцентов, консументов, | Задание по рисун- |
редуцентов. | ку на стр. 170 и 171. |
Объяснять взаимосвязь организмов и окружающей среды. | Вопросы №2,4 |
на стр. 171 учебника. Рабочая тетрадь, №118 или 119. Описание рисунка на стр. 166-167 учебника. |
Проводить самостоятельный поиск информации (в учебнике, в других источниках) о состоянии природных | Вопросы со свободным ответом. |
сообществ. |
Анализировать и оценивать: «последствия деятельности человека в экосистемах; •влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы. | Вопросы со свободным ответом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...