Модульные уроки биологии с применением информационно- компьютерных технологий
методическая разработка по биологии (10 класс) по теме
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна. После просмотра презентации есть возможность проверить степень усвоения материала – решить тест и получить оценку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 95.5 КБ |
презентация | 461 КБ |
Предварительный просмотр:
Модульные уроки биологии с применением информационно- компьютерных технологий
Ольга Васильевна Василинина, учитель биологии
Белгородская область, Красногвардейский район
МОУ Ливенская средняя общеобразовательная школа№1
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
Проблемно - модульная программа по теме «Гаметогенез» в 10 классе
Профильный уровень
Занятие проводится в компьютерном классе
Задачи урока:
Образовательные:
- Сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании половых клеток у животных и человека
- .Организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах
- Убедить старшеклассников в том, что процессы гаметогенеза и овогенеза, играют основную роль для дальнейшего развития организма после оплодотворения и восстановления диплоидного набора хромосом в зиготе.
Развивающие:
- продолжить развитие творческих способностей учащихся с помощью самостоятельной работы по переносу раннее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию;
- развивать умение работать со схемами гаметогенеза (презентация), рисунками и текстом учебника, компьютером;
- умение сравнивать (на примере сравнения процессов сперматогенеза и овогенеза; митоза и мейоза)
- умения обобщать и устанавливать закономерности при анализе схем гаметогенеза;
- умение анализировать (умения выдвигать гипотезу на основе мысленного эксперимента для ответа на вопросы проблемного характера)
Воспитательные:
- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность
- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, самоконтроле
- воспитывать культуру умственного труда
Обязательное оборудование: Презентации «Митоз», «Мейоз», тестовые задания в двух вариантах, терминологический диктант ( для самостоятельной работы на персональном компьютере), «Гаметогенез»( для проектора); учебник Захаров В. Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология 10 класс М.: Дрофа,2006.
Вступительное слово учителя: Жизнь - это чудо, важным свойством которой является размножение. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Почему у волчицы всегда родится волчонок, у кошки – котёнок и никогда не бывает так, чтобы кошка родила тигра. Почему? И ещё много почему возникает при изучении процессов размножения. Данное занятие даёт возможность «приоткрыть дверь» научного познания процессов, происходящих в живых организмах при гаметогенезе.
№ уч. элем | Учебный материал с указанием заданий | Руководство по усвоению материала |
УЭ-О | Интегрирующая цель: опираясь на знания, полученные в 9 классе и проработав схему «Гаметогенез» и материал учебника, вы получите четкое представление: а) о стадиях гаметогенеза; б) о процессах происходящих на каждой из них; в)научитесь объяснять, почему половые клетки имеют гаплоидный, а не диплоидный набор хромосом? | Внимательно прочитайте цель |
УЭ-1 | Вводный контроль знаний Цель: определить исходный уровень знаний по теме « Митоз. Мейоз»
- со схемами «Митоз» и «Мейоз» по восстановлению правильной последовательности фаз этих процессов; - работа с рисунком «Жизненный цикл» по установлению продолжительности этапов и их значении; -работа по карточкам на кодирование и декодирование белка; - выполнить тест (с выбором одного или нескольких правильных ответов) Вариант №1 А) В пресинтетический период (G1) клеточного цикла происходят следующие процессы:
Б) В профазе первого деления мейоза происходит:
В )В анафазе первого деления мейоза происходит:
Г) В метафазе митоза происходит:
Д) В результате митоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:1)1п 2)2п Вариант №2 А) В синтетический период (S) клеточного цикла происходят следующие процессы:
Б) В постсинтетический период (G2)клеточного цикла происходят следующие изменения: 1)образование органоидов 2) активизация ферментов 3)накапливается энергия 4)редупликация ДНК 5) синтез белков 6)синтез РНК В) Восстановите последовательность стадий митоза:
Г) В телофазе митоза происходит:
Д)В результате мейоза дочерние клетки имеют хромосомный набор:1)2п2)1п
| За каждый правильный ответ получаете 1 балл Работайте индивидуально Правильные ответы теста выделите другим цветом или занесите в таблицу Ваши баллы_________ Если вы набрали мало баллов, постарайтесь работать дальше активнее. За каждый правильный ответ 0,5 баллов |
УЭ-2 | Цель: выяснить стадии гаметогенеза и процессы, происходящие на каждой из них при сперматогенезе и овогенезе. Рассмотрите слайды презентации и изучите текст учебника Слайд №2
Слайд №3 Какие процессы должны происходить в цитоплазме первичной половой клетки, когда она находится в половой железе, в зоне роста? Почему Вы так думаете?
Слайд №4
Прочитайте в учебнике стр. 202
Слайд №5
стр. 209 Слайд 6
Запишите в тетрадь
| Работа с презентацией «Гаметогенез» Работайте в парах Работайте в тетради самостоятельно |
УЭ-3 | Цель: закрепить и обобщить знания, полученные на уроке 1 уровень знаний Отработайте и скорректируйте понятия по теме. 1.Развитие мужских гамет….. 2.Развитие женских гамет….. 3.Последовательность фаз гаметогенеза….. 4.Способ деления клеток в фазе размножения…название первичных половых клеток а) при сперматогенезе… б) при овогенезе…. 5.Что крупнее, ооцит I порядка или сперматоцит I порядка. Почему? 6.Какой способ деления клеток происходит в фазе созревания? 7.В результате сперматогенеза образуется……сперматозоида. 8.В результате овогенеза образуется …..набор хромосом и количество ДНК в гаметах….. Уровень 2 1.Задание на соответствие. Фазы гаметогенеза: А – период размножения Б – период роста В - период созревания Г – период формирования 1.сперматогонии 1. яйцеклетка 2.сперматоцит 2 порядка 2.овогонии 3.сперматозоид 3.овотида 4.сперматоцит 1 порядка 4.овоцит 1 п. 5.сперматиды 5.овоцит 2 п 2.Задание на выявление общих закономерностей
Уровень 3 1. Представьте, что гаметы диплоидны. Каковы возможные последствия? 2.Одинаков ли генетический состав двух хроматид одной и той же хромосомы? Почему Вы так считаете? 3. Одинаков ли генный состав хромосом одной пары? Докажите свою точку зрения. | За каждый правильный ответ 0,5 баллов Проверь правильность ответов в папке «Приложение» Ваши баллы_________ 2 уровень За правильный ответ 1 балл Проверь правильность ответов в папке «Приложение» Ваши баллы_________ 3 уровень За правильный ответ 1,5 баллов Проверь правильность ответов в папке «Приложение» Ваши баллы________ |
УЭ-4 | Цель: подведение итогов, домашнее задание, рефлексия.
-если вы набрали 10 баллов - ваша оценка «5» -если вы набрали 8-9 баллов ваша оценка «4» -если вы набрали 6-7 баллов - ваша оценка «3» II.подведение итогов
1)Проработаю материал ещё раз по учебнику 2) Воспроизведу графически схему гаметогенеза и дайте краткую характеристику 3)Если получили оценку «5» можете выбрать творческое задание - подготовьте информационную справку а)о клонировании как одном из способов размножения(укажите к какому - бесполому или половому способу размножения оно относится) | Работайте вместе с классом |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии.
В данном проекте рассматривается массовое внедрение в школы цифровых образовательных ресурсов с использованием их на уроках биологии в разных формах ( фильмы, презентации, кроссворды и т.д.)...
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на уроках СБО
ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕМ ОБУЧЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА на примере урока СБО ...
Открытый урок с применением информационных компьютерных технологий «Таинственный мир полифонии»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ. Возраст детей (12 лет-13 лет)Маршрут для ученика 5-6 кл. ПланВведение. Зачем нужна полифония.Что дает ребенку исполнение и слушание полифонического произведения...
Открытый урок географии в 7 классе "Климат Африки" (с применением информационно-компьютерных технологий)
Открытый урок географии "Климат Африки" (с примением ИКТ)....
Применение информационных компьютерных технологий на уроках биологии
Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии для повышения качества образования...
Урок геометрии в 11 классе с применением информационных компьютерных технологий «Построение сечений призмы».
Урок геометрии в 11 классе с применением информационных компьютерных технологий «Построение сечений призмы»....
Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии с применением информационно-компьютерных технологий
Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление познавательной деятельностью уча...