Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании биологии с применением информационно-компьютерных технологий
статья по биологии

Валентина Ивановна Князева

Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление  познавательной деятельностью учащихся. Чтобы деятельность осуществлялась по желанию, с интересом, учитель должен  создать условия для усвоения материала. На  это требуется большая подготовка учителя, рациональный подход ко всем  этапам урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_ikt.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Советская  средняя  школа»

Реализация системно-деятельностного подхода                                      в преподавании биологии

с применением информационно-компьютерных технологий

Подготовила:

                                                                                                                            Князева В.И.

учитель биологии

Март 2018 г.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении предполагает самостоятельную деятельность каждого учащегося. Главной задачей учителя становится управление  познавательной деятельностью учащихся. Чтобы деятельность осуществлялась по желанию, с интересом, учитель должен  создать условия для усвоения материала. На  это требуется большая подготовка учителя, рациональный подход ко всем  этапам урока.

При организации системно–деятельностного подхода на уроках биологии я использую следующие технологии и методы:

Технология личностно-ориентированного обучения, основанного на личностном подходе. Данная технология позволяет сформировать такие общеучебные умения как мыслить, анализировать, используется личностный опыт ученика. Так, в 9 классе при изучении гипотез происхождения жизни, обучающиеся самостоятельно выдвигают гипотезы, исходя из собственного опыта, объясняют, почему они являются гипотезой, а не теорией, отстаивают свою точку зрения.

Технология разноуровневого обучения. Данное обучение  осуществляю на всех этапах урока. При письменном опросе использую карточки различной степени сложности, тесты двух, трех уровней (разрабатываю сама). При закреплении нового материала дифференцирую вопросы на закрепление. Осуществляю дифференциацию и при проведении практических работ. Контрольные работы составляю таким образом, чтобы они содержали задания разного уровня сложности. С шестого класса начинаю работу по подготовке к сдаче экзамена в формате ГИА и ЕГЭ, составляю работы таким образом, чтобы они содержали задания с выбором одного ответа из четырех, с выбором нескольких ответов, на соответствие, на умения давать краткий и полный ответ. Использую дифференцированное домашнее задание, даю возможность ученику выбрать задание самостоятельно, например, при изучении систематики в 6 классе «Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные» предлагаю приготовить карточку по систематики капусты огородной, приготовить сообщения о сортах капусты, приготовить рисунки, отражающие многообразие крестоцветных, составить кроссворд, используя материал учебника. Аналогичные задания использую и в 7 классе.

Технология проблемно-диалогового обучения. Эмоционально насыщенными и продуктивными получаются уроки, где рассматривается проблемная, нестандартная  ситуация. Например, при изучении темы «Состав и строение костей» в 8 классе озвучиваю такой факт, что большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой в 1500 кг, хотя её масса 0,2 кг. Прошу объяснить данный факт. В беседе обучающиеся приходят к мнению о взаимосвязи состава,  строения и выполняемых функциях. В процессе беседы я не комментирую высказывания учащихся. При изучении вирусов, говорю о том, что отношение к этим существам у ученого мира неоднозначное, они занимают пограничное положение между живой и неживой природой. После изучения, ответа на главный вопрос урока, задаю такой вопрос: «Можно ли выделить пятое царство живой природы – царство вирусов?». Это  вызывает дискуссию между учениками, где они доказывают, отстаивают свою точку зрения.

Технология проектного обучения. Использование данной технологии позволяет ученику самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем.  Работа над проектом всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Чаще всего тематика проектов определяется практической значимостью вопроса, его актуальностью, а также возможностью использования метапредметных знаний. Так в 6 классе обучающиеся выполняют долгосрочные проекты по семействам цветковых растений, в 7 классе по многообразию птиц, отрядам млекопитающих.

Особое значение в изучении биологии имеет исследовательский метод. При использовании этого метода учащиеся выдвигают гипотезу, выбирают путь и отбирают материалы. Ученик становиться в позицию активного исследователя – активизируется продуктивное мышление, формируется творческий подход к обучению. Чаще всего этот подход реализуется при выполнении лабораторных и практических работ. Так, при выполнении лабораторной работы в 6 классе  «Выявление признаков семейства по внешнему строению растений» обучающиеся в ходе работы выдвигают предположения по строению, какого органа можно определить принадлежность к семейству. Для повышения мотивации к предмету, стимулирования учеников шестых классов часто предлагаю проведения домашних экспериментов, опытов, например, выращивание плесени и ведения дневника наблюдения, проращивание семян пшеницы и фасоли, наблюдения за ростом корня и др. В теме корень можно провести домашний эксперимент по исследованию роста корня с дальнейшим сообщение результатов на уроке. Или опережающее задание «вырастить разные типы корневых систем» и сообщить результаты при выполнении лабораторной работы по данной теме, таким образом,  формирую умение в устной и письменной форме представлять свои результаты.

Реализация системно-деятельностного подхода при обучении биологии возможна и с помощью применения информационно-коммуникативных технологий.

Формы использования ИКТ на уроках биологии

• использование готовых электронных продуктов,

 • использование мультимедийных презентаций,

 • создание дидактического материала и опорных схем к уроку,

 • использование ресурсов сети Интернет

  • использование программного обеспечения,  предназначенного для интерактивной доски

Использование готовых электронных продуктов

При изучении нового и закреплении изученного материала использую электронные учебники, которые снабжены большим количеством интерактивных схем, видео и фотоматериалов. Электронные учебники («1С: Школа Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники. 6 класс», «1С: Образовательная коллекция. Живой организм. Биология 6 класс», «1С: Школа. Биология. Животные. 7 класс», «Анатомия, электронный атлас для школьника 8-9 классы». При подготовке к ЕГЭ и ГИА используются «1С: Репетитор. Биология» и «1С: Репетитор. Единый экзамен, 9 класс») позволяют использовать самую разную информацию, а также применять разнообразные формы и методы работы на уроке. Использование готовых электронных продуктов позволяют нагляднее представить объекты и явления микромира на уроках в 6, 7, 8, 9, 10 классах, совершать виртуальные экскурсии в 5, 6 классах, повышая наглядность изучаемого материала, тем самым решают следующие дидактические задачи:

 • усвоение базовых знаний по предмету,

 • систематизация усвоенных знаний,

 • формирование мотивации к изучению биологии,

 • подготовка учащихся к экзамену, попутно формируя у него массу полезных общеучебных навыков, в том числе и элементы информационной культуры.

 Результат использования данной формы ИКТ – повышение интереса к изучаемому предмету. Как показывает педагогическая практика, если ученик мотивирован на учёбу, то и его качество знаний неизбежно будет расти.

Использование мультимедийных презентаций

 К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Преимущество использования данной формы состоит в следующем:

 • мультимедийные презентации можно использовать на любом этапе урока и на любом этапе изучения темы,

 • активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти,

 • мобилизовать внимание ученика.

 На учебных занятиях использую не только готовые мультимедийные презентации, но и личные разработки.

Созданные презентации обладают рядом дидактических возможностей. Они позволяют:

 • представлять ученикам информацию в различной форме (показ фотографий, графиков, рисунков, гербарных материалов; демонстрация динамических процессов; прослушивание голосов птиц и др.),

 • контролировать временные параметры урока,

 • дают возможность адаптировать изучаемый материал с учебными и психологическими особенностями конкретного классного коллектива и самого учителя,

 • выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей.

 

Перечисленные дидактические возможности не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизуют внимание обучаемого, но и включают ученика в активную познавательную деятельность, повышая интерес к изучаемому материалу.

Еще одним очень важным моментом в создании электронных презентаций является факт проявления творчества и индивидуальности учителя. При создании цифровых образовательных ресурсов педагог становится «изобретателем», а не «технологом». Творчество, как показывает практика, заразительно. Если с 5-6 классах учащимся предлагаются готовые мультимедийные презентации, то начиная с 7 класса ребятам предлагается как один из видов пролонгированного домашнего задания – создание электронных презентаций, например, по многообразию различных групп живых организмов. Первоначально ребята работают вместе с учителем, а затем проявляют самостоятельность и творчество. Подобный вид сотрудничества объединяет учителя и ученика в группу единомышленников, при этом ученики становятся активными участниками образовательного процесса. В 9-11 классах ученики выполняют проекты, сопровождаю их защиту самостоятельно созданными электронной презентацией.

 Использование мультимедийных презентаций, как одной их форм применения ИКТ в учебном процессе, позволяет сделать вывод, что работа по составлению цифровых образовательных ресурсов формирует у учащихся более полное понимание представленной информации, помогает закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания.

Создание дидактического материала и опорных схем к уроку

 С целью повышения наглядности изучаемого материала, повышения эффективности процесса обучения и стимулирования мотивации учащихся к изучению биологии использую дидактические материалы, созданные с помощью стандартного пакета программ Microsoft Office и графического редактора Paint.NET.

Использование ресурсов сети Интернет

Интернет, как форма использования ИКТ, позволяет решать следующие задачи:

 • поиск дополнительной учебной информации с сохранением её для последующего многократного использования разными пользователями.

• поиск принципиально новой информации, отличающуюся от той, которая предложена в учебнике, последующий её анализ с вытекающими выводами.

• самостоятельный поиск необходимый материал для рефератов, докладов, презентаций и др,

 • активное участие в заочных интернет конкурсах, олимпиадах и тестированиях.

Использование программного обеспечения,  предназначенного для интерактивной доски

Уже давно было установлено, что около 80 процентов информации человек воспринимает через органы зрения, около 15 через слух и оставшиеся 5 процентов через осязание, обоняние и вкус. Но, когда речь идет не только о восприятии, но и о запоминании информации, то повышается роль моторной памяти, т.е. памяти движения. Это значит, что лучше всего человек запомнит материал, когда увидит, услышит и "потрогает", т.е. сам что-то воспроизведет (запишет, нарисует и т.п.), применит на практике. Поэтому важно во время урока постоянно предоставлять ученикам возможность самим проделывать некоторые действия, относящиеся к излагаемому материалу. Неоценимую помощь в этом оказывают интерактивные доски.

Интерактивная доска - это сенсорный дисплей, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедийный проектор.

         - Компьютер передает сигнал (изображение) на проектор.

         - Проектор передает изображение на интерактивную доску.

 -Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером (в т.ч. программными приложениями). Управлять компьютером можно, прикасаясь к поверхности доски.

Интерактивная доска позволяет использовать широкий спектр ресурсов: презентационное программное обеспечение, текстовые редакторы, CD и DVD, Интернет, изображения, флеш-анимации, видеофайлы, звуковые файлы. Все, что есть на компьютере, можно показать и на интерактивной доске. На ней можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. Тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Работа с интерактивной доской позволяет учителю активно вовлекать учеников в процесс освоения материала, организовать работу в группах, проверить знания школьников, улучшать темп и течение занятия.

Есть два варианта использования интерактивной доски:

  • применение готовых материалов (CD, презентаций учителя, ресурсов из Интернета), которые будут запускаться в определенный момент на уроке;
  • создание урока «с нуля» с применением программного обеспечения доски.

К числу основных возможностей ИД относятся следующие:

1. Исправление ошибок. Упражнения на исправление ошибок или на определение «лишнего» в группе слов, уравнений, формул, рисунков может быть дано с целью закрепления материала (инструменты «электронное перо», «маркер», функция перемещения объекта). Примеры заданий: выберите лишнее насекомое в каждом ряду и объясните свой выбор

2. Установление соответствия. Задания на установление соответствия могут использоваться на разных этапах работы и позволяют выработать умение обобщения знаний, выявления причинно-следственных связей и т.п. (инструменты «электронное перо», «маркер», «линия»). Примеры заданий: установите соответствие между строением цветка и соответствующим ему семейством

3. Установление последовательности. Задания позволяют сформировать умения выстраивания логических связей между изучаемыми объектами, явлениями и процессами (инструменты «электронное перо», «маркер», функция перемещения объекта). Примеры заданий: установите последовательность стадий развития насекомых

4. Деление материала на группы. Умение деления материала на группы необходимо при выполнении заданий на классификацию, при этом используется функция перемещения объекта». Примеры заданий: распределите растения по классам

5. Корректировка текста. Задания данного типа позволяют вставить пропущенные слова в текст, исправить ошибки, составить текст из предложений в правильной логической последовательности и могут применятся на разных этапах урока с использованием инструментов «перо», «шторка», «непрозрачный геометрический объект», функции перемещения объектов. Примеры заданий: вставьте пропущенные слова в текст

6. Работа с изображениями. 

При изучении нового материала поэтапное открытие структурных компонентов рисунка, например, органоидов на рисунке растительной клетки. При обобщении и первичной проверке знаний может использоваться прием подстановки правильных ответов, либо выполнения надписей к рисунку с помощью пера, например, к рисунку внутреннего строения амебы. При обобщении и контроле знаний сравнение (может быть множественное) объектов рисунка и занесение результатов в таблицу, например, сравнение строения животной и растительной клеток (биология).

7. Работа со схемами. Упражнение позволяет структурировать изученный материал, систематизировать и обобщить, может использоваться на разных этапах урока (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», «электронное перо», функция перемещения объектов). Примеры заданий: заполните схему «Сходство грибов и животных»

8. Работа с таблицами. Поэтапное заполнение таблицы при изучении нового материала, исправление ошибок при обобщении, систематизации и контроле знаний (инструменты «шторка» или «непрозрачный геометрический объект», функция перемещения объектов). Примеры заданий: заполните таблицу «Значение простейших в жизни человека»

9. Работа с кроссвордами. Данное упражнение позволяет в игровой форме проверить знание основных понятий темы. Заполнение кроссворда осуществляется одним или несколькими учениками с помощью инструментов «электронное перо» и «маркер». Ответы и ключевое слово при этом могут быть закрыты шторкой.

При введении новых знаний звуковое и музыкальное сопровождение, видеоматериалы, реальные изображения, динамические схемы, движущиеся объекты, несомненно, повышают мотивацию к обучению, работает непроизвольная память, включается произвольное и непроизвольное внимание, ученик получает уже отобранную систематизированную информацию. Повышению качества и эффективному усвоению знаний этот момент урока будет содействовать только в том случае, если учащиеся имеют установку от учителя на активную обработку информации, представленную в форме вопросов, таблицы, требующей заполнения. В ходе объяснения изучаемый материал систематизируется с учётом причинно-следственных связей в виде схем, таблиц.

Биологические процессы сложны для аудивосприятия (пластический, энергетический обмен, кровообращение и т.д.). Поэтому использование интерактивной доски способствует лучшему усвоению и пониманию сути, механизмов биологических процессов и явлений. Отдельные группы учащихся медленно усваивают абстрактные обобщения, без визуализации не способны формировать представления, не вникают в суть процессов и явлений. Использование анимационных моделей формирует целостную картину биологического процесса, способствует пониманию его закономерностей.

Видеосюжет может быть предложен для анализа в группах по определённой схеме, или как основное смысловое ядро для мозгового штурма. Отдельные кадры останавливаются и используются в качестве конкретизирующих фрагментов для доводов, выдвигаемых учащимися. Уместно здесь использовать функцию «лупа», позволяющую заострить внимание на важных деталях.

В урочной практике возможности доски позволяют организовывать релаксационные паузы, физминутки. Используются специальные графические объекты для восстановления зрительной функции глаз, запись оздоровительного двух-трёхминутного комплекса упражнений для восстановления кровообращения. Если нет видеосюжета физминутки, можно включить музыку с набором слайдов, отражающих позитивные природные явления или изображения животных. Заметный восстановительный эффект на работоспособность во время выполнения письменных работ оказывает демонстрация сюжетов природы, сопровождающаяся пением птиц,  журчанием ручья или шумом прибоя.

Этапы осмысления и закрепления нового материала легко организовываются с использованием функций доски: сборка объектов, схем, заполнение таблиц из отдельных частей, рисунков; выполнение тестов, отгадывание кроссвордов; поиск ошибок в текстах и рисунках.

В ходе рефлексии удобно вернуться к целям и задачам урока, обсудить, удалось ли выполнить намеченное и какой материал требует повышенного внимания при работе дома.

Конечно, использование интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с такой доской постоянно, на каждом уроке. Тем не менее, она позволяет педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, помогает эффективно осуществлять обратную связь, повышает эффективность обучения, вносит в учебный процесс новое восприятие, способствует повышению мотивации обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно - деятельностного подхода в преподавании информатики.

Задачей учителя на уроках информатики является формирование у   ученика информационной компетентности – одного из основных приоритетов в современном общем образовании, который носит об...

Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании физики.

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...

Реализация системно-деятельностного подхода совместно с компьютерными технологиями в преподавании химии.

Материал содержит методическую информацию по применению системно-деятельностного подхода на разных уроках химии....

Презентация к мастер-классу по теме: Применение технологий развития критического мышления как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках литературы в старших классах. Прием «Фишбоун»

Презентация является методическим оснащение к мастер-классу, проводимому среди учителей литературы в рамках обмена педагогическим опытом....