Урок в 6 классе по теме Органы растения. Цветок - орган семенного размножения.
материал по биологии (6 класс) по теме

Брагина Наталья Ивановна

Урок проводится с использованием презентации и материалов ЭОР. На уроке прослушивается музыка П,И, Чайковского "Вальс цветов", просматривается видеоролик "Цветы". Учащиеся выполняют лабораторную работу и проверяют свои знания с использование моделей фциор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ Луговская  СОШ.

Учитель биологии Брагина Наталья Ивановна.

Предмет: биология.

Класс: 6

УМК: Учебник, дидактические карточки, рабочие тетради – авт. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко.

Методическое пособие для учителя – авт. И.Н. Пономарева,, В.С. Кучменко, Л.В. Симонова.

СД 1С: Школа. Биология. 6 класс. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники.

Используемая методическая литература:

1.А.А. Калинина. Поурочные разработки по биологии. Бактерии. Грибы. Растения. К учебным комплектам Пономарева И.Н. 6 класс. Москва. «ВАКО» 2005.

2. Биология.  «Растения, бактерии, грибы, лишайники».  Г.И. Лернер, Москва, Eksmo Education? 2007.

Тема:Органы цветковых растений.

Тема урока: Строение цветка – органа генеративного  размножения.

Цели:создавать условия для:

  1. формирования у учащихся умений:
  1. выделять существенные признаки цветка как органа генеративного размножения;
  2. определять виды цветов;
  3. использовать наблюдения, полученные в ходе практической и лабораторной работ.

2.развития навыков:

  1. извлечения учебной информации на основе сопоставительного анализа рисунков, натуральных биологических объектов, моделей.
  2. перевода информации из одной знаковой формы в другую: рисунка в текст, текста в схему;
  3. самостоятельной работы;
  4. оценивания своих учебных достижений.

Задачи урока:

1) выявить в процессе индивидуальной познавательнойдеятельности содержание ключевых понятий: генеративный (репродуктивный) орган, цветок, цветоножка, околоцветник, тычинка, пестик соцветие, гаметофит,  двудомные, однодомные растения, однополые,  раздельнополые цветы;

2) самостоятельно изучить макроскопическое строение

цветка на натуральных биологических объектах и с использованием ЭОР;

3) установить соответствие (взаимосвязь) между строением и функциями частей цветка;

4) провести ранжирование учащимися собственных достижений и первичный рефлексивный анализ затруднений.

Тип урока: комбинированный с лабораторной работой.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация контроля изученного

Материала по теме

«Строение, функция побега. Видоизменения побега».

Контроль изученного материала осу-

ществляется в тестовой форме по

сборнику:

Для учителя. Биология.  «Растения, бактерии, грибы, лишайники».  Г.И. Лернер, Москва, EksmoEducation? 2007. Страница 81.

(Даны 3 варианта тестов). Учитель

предлагает ученикам выполнить

один вариант. Время выполнения 5 минут.

Учащиеся выполняют тестовое задание и осуществляют взаимоконтроль.

Актуализация знаний.

Учитель предлагает учащимся вспомнить, из каких органов образовано растение;

дать определение понятиям:

орган, репродуктивные, вегетативные органы.  

Учитель просит учащихся показать  органы на примере комнатных растений;

демонстрирует слайд «Вегетативные и генеративные органы»

Учащиеся используют имеющиеся

знания для ответа на поставленные вопросы.

Называют две группы органов, приводят примеры вегетативных и генеративных органов.

Находят вегетативные и генеративные органы  на комнатных растениях.

Изучение нового материала.

Учитель предлагает учащимся  прослушать музыку Чайковского «Вальс цветов» с демонстрацией замедленной съемки цветов. Во время звучания музыки читает стихотворение Р.Гамзатова «Цветы»

С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи,
Видел я: цветы, как люди, плачут,
И росу роняют на песок.

Кто не верит, всех зову я в сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.

Учитель задает  вопрос учащимся:     « Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?»

Слайд 2

Учитель помогает учащимся сформулировать  тему урока

и задает  домашнее задание.

Учитель демонстрирует слайды презентации  и проводит беседу по схеме, изображённой на слайде.

Слайд 3, 4

Учащиеся слушают музыку и смотрят видеоролик.

Учащиеся высказывают предположения.

Учащиеся записывают в тетрадь

тему урока.

Учащиеся записывают домашнее задание  перед изучением новой темы.

Учащиеся зарисовывают схему «Строение цветка» в тетрадь.

Учитель организует  выполнение лабораторной работы с использованием натуральных объектов и практического  модуля     « Строение цветка» (работа групповая на ноутбуках) .

http://fcior.edu.ru/card/3866/praktika-stroenie-cvetka-chast-1-iz-2-dlya-slabovidyashih.html

Определяют части цветка, используя натуральные живые объекты (цветущие комнатные растения: бальзамин,  узамбарская фиалка).

Работают с материалами  ЭОР

Используются сопроводительные карты

 Карта – путеводитель по теме «Цветок».

1. Выяснить значение цветка в жизни растения.

2.Изучить значение терминов.

3.Выполнить 2,5,6,7 задания.

4. Изучить строение цветка, научиться различать части цветка и выделять существенные критерии для различения цветка и соцветия.

5.Зарисуйте строение цветка, подпишите части цветка.

6.Научитесь называть и различать части цветка.

Далее учитель демонстрирует галерею слайдов к теме «Цветок»:

Объясняет  строение гаметофитов, виды цветков.

Слайды 5-10

Учащиеся слушают объяснение учителя, делают записи и зарисовки  в тетради.

Повторение.

Для текущего закрепления знаний учитель предлагает учащимся назвать части цветка, строение гаметофитов, используя материалы ЭОР и галерею слайдов презентации.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/00000391-1000-4ddd-2ef4-450046bb2fdb/026_1.swf

Слайд 11

Учащиеся используют имеющиеся знания для ответа на поставленные вопросы. При необходимости работают с текстом учебника.

1.Назовите главные части цветка. Почему их относят к главным частям?

2.Какое строение имеет пестик и тычинка?

3.Что относится к защитным частям цветка?  

Почему околоцветник – защитная часть цветка?

4. Почему у цветов венчики ярко окрашены?

Продолжение изучения нового материала.

Учитель продолжает демонстрацию слайдов по  теме «Цветок».

Слайд 12-17

Учитель организует работу с текстом учебника, предлагает учащимся самостоятельно изучить материал по учебнику на странице 89-90 и ответить на  вопросы;

демонстрирует рисунки соцветий и просит назвать виды соцветий.

Слайд 18-20

Учащиеся работаю в тетради, заполняют схему: «Виды цветов: однополые, обоеполые.

Однодомные и двудомные растения».

Учащиеся читают фрагмент параграфа на странице 89-90, отвечают на вопросы:

1.Что называется соцветием?

2.Какова роль соцветий в жизни растения?

3. Назовите виды соцветий.

4. Приведите примеры растений, имеющие цветок, соцветие.

Закрепление изученного материала.

Учитель организует групповую

 (по3 ученика) работу учащихся на ноутбуках по материалам ЭОР с практическим модулем «Строение цветка» (детализированное представление).

http://fcior.edu.ru/card/27176/praktika-stroenie-cvetka-detalizirovannoe-predstavlenie.html

http://fcior.edu.ru/card/27072/kontrol-stroenie-cvetka-detalizirovannoe-predstavlenie.html

Учащиеся используют  материалы ЭОР практические модули по теме «Цветок» выполняют задания и

осуществляют взаимопроверку своей деятельности

Подведение итогов. Выводы урока.

Слайд  21

Организация рефлексивной деятельности.

Учащиеся делают выводы о строение и значение цветка и соцветий в жизни растений.

Выделяют наиболее сложный материал для изучения и понимания,

проводят ранжирование (можно представить в виде лестницы)

Домашнее задание:

  1. Изучить параграф 23. Подготовить ответы на вопросы к параграфу.
  2. Подготовить сравнительную характеристику цветов растений тюльпана и шиповника. Материал для работы найти в дополнительной литературе.

Приложение к уроку

КАРТА - ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО ТЕМЕ «Цветок»

Учебные задачи.

1. Выяснить значение цветка в жизни растения.

2. Изучить строение цветка, различать части цветка и выделять существенные критерии для различения цветка и соцветия.

3. Учиться называть и различать части цветка. Женский и мужской гаметофиты.

4. Учиться называть и различать виды цветов по существенным признакам.

5. Определять типы соцветий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока :«Строение, функции и многообразие генеративного органа растения-цветок»

«Строение, функции и многообразие генеративного органа растения-цветок»...

Урок-игра по теме "Органы. Системы органов"

Данная игра проводится на обобщение и закрепление знаний по теме "Общий обзор строения человека". Игра позволяет проверить знания учащихся по следующим темам : "Органы и системы органов животных", "Тк...

Мультимедийная презентация к уроку биологии 6 класса "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок",

Мультимедийная презентация по теме "Органы растения. Рост, развитие, размножение растения. Цветок", где рассматриваются   особенности строения данного органа  и предусмотрена проверка знаний...

Цветок - орган полового размножения растений

Урок посвящен теме полового размножения у растений. Урок вводный знакомит со строением цветка....

Конспект урока.Генеративные органы растений. Цветок

Урок первичного предъявления новых знаний, на каждом этапе которого решался вопрос формирования определенных универсальных учебных действий: предметных, метапредметных и личностных...

Технологическая карта урока по теме " Органы и системы органов растений. Побег".

Тема урока:  Органы и системы органов растений. Побег. (УМК «Сферы» Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И.Я. Колесникова «Биология. Живой организм».)Класс:  6 классУчит...