Рабочая программа по биологии_6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Программа адаптирована к учебнику В.В. Пасечника (издательство Дрофа" 2006 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6 класс. Рабочая программа по биологии | 312 КБ |
Литература для 6 класса по биологии | 34 КБ |
Нормы оценок по биологии | 48 КБ |
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 6 класса | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Таблично - графическая схема рабочей программы по биологии для 6 класса
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока, тип урока, домашнее задание | Элементы содержания | Информационно-методическое обеспечение | Виды контроля, измерители | Планируемые результаты освоения материала | Примечания, ссылки на ресурсы Дневника,ру |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) ТБ в кабинете биологии. Биология – наука о живой природе. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. Стр. 9-12, завести дневник фенологических наблюдений | ТБ в кабинете биологии. ТБ при проведении практических, лабораторных работ, экскурсий. Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана. | Организация лабораторной работы «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений». (проверка работы – в конце года) Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издат. «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе | Знать основные царства живых организмов, методы изучения растений |
|
Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений. Тип урока: экскурсия Домашнее задание. Отчёт о творческом задании, повтор стр. 9-12 | Фенологические наблюдения за растениями осенью. Методы изучения растений | Фотокамера. Дневники наблюдений, карандаши | Отчет об экскурсии | Уметь наблюдать за сезонными изменениями растений |
ТЕМА 1. КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ (5 часа) Устройство увеличительных приборов. Л.р. « Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» Тип урока: комбинированный Домашнее задание. §1, выучить правила | Правила работы с микроскопом. Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). | Организация лабораторной работы № 1. Л.р. « Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» Ручные лупы, микроскопы, лабораторное оборудование, кусочки плодов томата и арбуза | Л.р. « Устройство микроскопа и приёмы работы с ним» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать: устройство лупы, микроскопа, правила пользования оптическими приборами; строение растительной клетки. Уметь: настраивать микроскоп, готовить его к работе, готовить микропрепараты и рассматривать их, находить нужные части клетки на микропрепарате, понимать значение слов: микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив, микропрепарат | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12637 |
Строение клетки. Л.р. «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §2 до стр.19 | Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. | Организация лабораторной работы № 2 «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» Компьютерная презентация Таблица, микроскопы, лабораторное оборудование. Лук. | Л.р. «Приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать клеточные структуры и их значения. Уметь сравнивать по заданным критериям строение клетки кожицы лука и клетки мякоти листа; распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа | приложение к уроку: http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=91784 Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12638 |
Пластиды. Л.р. «Пластиды в клетках листа элодеи» Тип урока: комбинированный Домашнее задание. §2 | Пластиды Хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, | Организация лабораторной работы № 3 «Пластиды в клетках листа элодеи» Таблица, микроскопы, лаб. оборудование | Л.р. «Пластиды в клетках листа элодеи» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать: элементарное строение растительной клетки, значение частей клетки, их названия, Уметь: готовить микропрепараты, находить изучаемые органоиды |
Жизнедеятельность клетки §3 | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. | Таблицы, модели клетки, электронный вариант лаб. практикума – 6 кл. (CD 1) | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать структуры клетки, участвующие в делении; роль хромосом Распознавать и описывать последовательность стадий деления клетки | Приложения к уроку: http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=91776 http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=91782 Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12640 |
Ткани. §4, повтор §1-3 | Понятие «ткань». | Таблицы, рисунки на стр. учебника. Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Давать определение термину – «ткань» |
ТЕМА 2. ЦАРСТВО БАКТЕРИИ (3 часа) Тест «Клеточное строение организмов». Царство Бактерии Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §5 до статьи «Распространение бактерий», работа над ошибками | Бактерии. Строение бактерий. Разнообразие бактерий | Компьютерная презентация, таблицы, модель бактериальной клетки, рисунки на стр. учебника | Рабочая тетрадь на печатной основе Тест по теме «Клеточное строение организмов». Вопросы параграфа. | Распознавать и описывать по немому рисунку строение бактериальной клетки | Видеофильм: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12098 Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12623 |
Жизнедеятельность бактерий §5, сообщения | Распространение бактерий в природе. Жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Паразиты | Таблицы, рисунки на стр. учебника. Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Выделять отличительные особенности жизнедеятельности бактерий |
Роль бактерий в природе и жизни человека §6, повтор § 5 | Роль бактерий в природе и жизни человека. Симбиоз | Рисунки на стр. учебника. Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Приводить примеры положительного и отрицательного значения бактерий в природе и жизни человека | Видеофильм: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12097 Презентации: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12624 http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12625 |
ТЕМА 3. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4 часа) Царство Грибы Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. §7 | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизни человека. Признаки царства грибов. | Таблица. Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Письменный опрос по теме « Царство Бактерии». Вопросы параграфа. | Давать определение терминам сапрофиты, паразиты | Презентации: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12628 http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12634 Видеофильм о росте грибов: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12062 |
Шляпочные грибы. Л.р. « Строение плодовых тел шляпочных грибов». Тип урока: Комбинированный урок. §8 , сообщения | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Мицелий | Организация лабораторной работы № 4 « Строение плодовых тел шляпочных грибов». Таблицы, муляжи шляпочных грибов, плодовые тела . Компьютерная презентация | Л.р. « Строение плодовых тел шляпочных грибов». Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. Сообщения | Давать определение терминам «мицелий», «микориза», «паразиты» | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12627 |
Плесневые грибы и дрожжи. Л.р. « Плесневый гриб мукор» Тип урока: Комбинированный урок. §9, сообщения | Дрожжи, плесневые грибы. Особенности строения плесневых грибов. | Организация лабораторной работы № 5 «Плесневый гриб мукор» Микроскоп, микропрепарат плесени мукора | Л.р. « Плесневый гриб мукор» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Распознавать и описывать строение мукора и пеницилла | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12630 |
Грибы – паразиты. Тип урока: Комбинированный урок. §10, повтор § 5- 9, тест на стр. 18-19 | Грибы - паразиты. Меры профилактики заражения грибами-паразитами. | Таблицы, муляжи трутовиков, гербарные экземпляры грибов-паразитов (спорынья, головня) Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. Сообщения | Знать: особенности строения и жизнедеятельности грибов-паразитов; представителей грибов – паразитов растения и животных, заболевания человека, вызываемые грибами-паразитами. Уметь различать и называть возбудителей грибковых заболеваний растений | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12626 |
ТЕМА 4. ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (8 часов) Тест «Царства Бактерии и Грибы» Царство Растения Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §11, работа над ошибками | Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, ихсвязь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. | Таблица. Рисунки на страницах учебника, живые объекты Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Тест по теме «Царство Грибы». Вопросы параграфа. | Давать определение термину «ботаника» |
Водоросли Домашнее задание. §12 до статьи «Многообразие водорослей»». | Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Основные признаки водорослей Слоевище, ризоиды. Зеленые, бурые, красные водоросли | Организация лабораторной работы № 6 «Строение зелёных водорослей» Компьютерная презентация, рисунки на страницах учебника, микропрепарат спирогиры | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать: что водоросли –самые древние растения на Земле; водоросли – низшие растения; особенности строения и способы размножения одноклеточных водорослей; значение одноклеточных водорослей в природе и хоз. деятельности человека | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12642 |
Многообразие водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека. Тип урока: Комбинированный урок. §12, в. 10, 11 на стр. 62 | Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. | Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал. Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать : строение многоклеточных зеленых водорослей; способы питания, размножения, среду обитания. Условия существования бурых водорослей; особенности строения и жизнедеятельности красных водорослей; значение водорослей в природе; их роль в жизни и деятельности человека. Уметь: различать зеленые, бурые и красные водоросли; называть признаки, характерные для водорослей; определять отличия между ними. |
Лишайники. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §13 | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Лишайник Симбиоз виды лищайников. Условия жизни Значение Лишайники – индикаторы воздуха | Таблица, гербарий, Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: строение слоевища лишайника, что лишайник – симбиоз водоросли и гриба; способы размножения лишайников, значение их в природе и использование человеком; Уметь: различать кустистые, листовые, накипные лишайники; объяснять явление симбиоза | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12643 Видеофильм о строении лишайников: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12068 |
Мхи. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §14, повторить §12, 13, сообщения о мхах | Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Споровые растения Спорангий | Организация лабораторной работы № 7«Строение мха». Таблицы, рисунки на страницах учебника, гербарный материал, микроскопы, микропрепарат спорогония кукушкина льна Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Давать определение термину «высшие растения» | Презентации: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12645 http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12648 |
Папоротники. Хвощи. Плауны. Л.р. «Строение спороносящего папоротника, хвоща». §15 | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Основные признаки папоротников. | Организация лабораторной работы № 8 «Строение спороносящего папоротника, хвоща». Рисунки на страницах учебника, гербарный материал, микроскопы, микро-препараты соруса папоротника и споро-носного колоска хвоща | Л.р. «Строение спороносящего папоротника, хвоща». Письменный опрос по темам «Водоросли. Лишайники. Мхи» Вопросы параграфа. | Распознавать растения отдела Папоротникообразные . хвощи, плауны. | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12647 Видеофильм о хвощах: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12069 |
Голосеменные растения Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний §16, повтор §15 | Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. | Организация лабораторной работы № 9 «Строение хвои и шишек хвойных растений». Рисунки на страницах учебника, гербарный материал, микроскопы, микропрепараты хвои, пыльцы и мужской шишки сосны | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. Сообщения | Давать определение термину голосеменные растения. |
Покрытосеменные растения. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §17, повтор понятий §11-16, тест на стр. 31-32 | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Размножение. Приспособленность к условиям жизни . жизненные формы покрытосеменных. | Комнатные растения. Гербарные образцы, модели, муляжи плодов. Таблицы, открытки. Электронная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Письменный опрос по темам «Папоротники. Хвощи. Плауны. Голосеменные». Вопросы параграфа. | Знать: что цветок – орган семенного размножения покрытосеменных, что семена защищены плодом, органы – корень, побег, цветок, плод; приспособительные признаки; наличие вегетативного способа размножения; значение в природе и жизни человека; способы защиты и охраны цветковых растений, различия между культурными и дикорастущими растениями |
ТЕМА 5. СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ (16 часов) Тест «Царство Растения» Строение семян двудольных растений. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §18 до статьи «Строение семян однодольных растений», сообщения | Строение семян двудольных растений: семенная кожура, семядоли, зародыш. Двудольные. | Организация лабораторной работы № 10 «Строение семян двудольных растений» Лабораторное оборудование, семена фасоли | Рабочая тетрадь на печатной основе Тест по теме «Царство Растения». Вопросы параграфа. | Знать: роль семян в жизни растений, значение слов семядоля, микропиле, рубчик; где находятся питательные вещества в семенах. Уметь: находить в тексте учебника необходимую информацию, проводить наблюдения и делать по ним выводы | http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115262 |
Строение семян однодольных растений. Л.р. «Строение семян однодольных растений» Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §18 | Строение семян однодольных растений: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм. | Организация лабораторной работы № 11 «Строение семян однодольных растений» Лабораторное оборудование. Семена пшеницы. Микроскопы, микропрепараты зерновки ржи | Л.р. «Строение семян однодольных растений» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Распознавать и описывать строение семян однодольных и двудольных растений Приводить примеры запасающей ткани | http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115264 |
Виды корней и типы корневых систем. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §19 | Виды корней и типы корневых систем. Корневой волосок. Функции корня. | Организация лабораторной работы № 12 «Стержневые и мочковатые корневые системы» Проростки фасоли, пшеницы, укоренившиеся черенки комнатных растений. Гербарий, таблица. Презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: функции корня; различия между тремя видами корней: главным, боковыми и придаточными., особенности стержневой и мочковатой корневых систем, значение окучивания для культурных растений. |
Зоны корня. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §20 | Строение корня. | Организация лабораторной работы № 13 «Корневой чехлик и корневые волоски» Таблицы, микроскоп, микропрепараты корневого чехлика и корневых волосков, рисунки на страницах учебника. | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Приводить примеры видоизменений корней в связи с выполняемой функцией |
Видоизменения корней. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §21 | Видоизменение корней. | Комнатные растения, гербарии, муляжи, презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: зависимость глубины проникновения корней в почву от состава почв и др. абиотических факторов; растения с корневыми клубнями, корнеплоды; корни-прицепки, значение воздушных и дыхательных корней. Уметь: различать корневые клубни и дыхательные корни; узнавать и называть растения, имеющие видоизмененные корни. | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12650 |
Побег. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §22 (стр. 100) | Побег. Листорасположение. Рост и развитие побега. Узлы | Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (комнатные растения) | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, |
Почки. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §22 (стр. 101-103) | Почки и их строение. Виды почек: пазушные, верхушечные; генеративные и вегетативные. | Организация лабораторной работы № 14 «Строение почек. Расположение почек на стебле» Таблицы, рисунки на страницах учебника гербарий | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Распознавать и описывать на живых объектах строение: побега, почки | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12664 |
Внешнее строение листа. Л.р. «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §23 | Внешнее строение листа. Жилкование. Многообразие листьев. Типы жилкования, простые и сложные листья | Организация лабораторной работы № 15 «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» Коллекции простых и сложных листьев, комнатные растения. Гербарии. Презентация компьютерная | Л.р. «Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: функции листа; из каких частей состоит лист; отличия между черешковыми и сидячими листьями; признаки простых и сложных листьев. Уметь: различать сидячие и черещковые листья, находить на листе листовую пластинку и черешок; определять виды простых и сложных листьев; называть и определять признаки однодольных о двудольных растений. |
Клеточное строение листа. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §24, сообщения | Клеточное строение листа. | Организация лабораторной работы № 16 «Клеточное строение листа» Комнатные растения. Микроскоп, микропрепараты листа камелии, эпидермиса листа герани | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Распознавать и описывать по рисунку и на микропрепаратах клеточное строение листа | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12653 |
Влияние среды на строение листа. Видоизменения листьев. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §25 | Видоизменение листьев. Приспособления листьев к факторам освещенности и влажности. | Компьютерная презентация Комнатные растения. гербарии | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Объяснять, что строение листа связано с условиями обитания растений , знать признаки листьев растений различных мест обитания; уметь: отличать световые листья от теневых. |
ТБ в кабинете биологии. Стебель. Л.р. «Внутреннее строение ветки дерева» Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §26 | Строение стебля. Многообразие стеблей. Функции стебля. | Организация лабораторной работы № 17 «Внутреннее строение ветки дерева» Таблица, коллекция древесных спилов, рисунки на страницах учебника, микроскопы, микропрепарат ветки липы | Л.р. «Внутреннее строение ветки дерева» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Приводить примеры тканей, расположенных в стебле | http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115289 http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115297 |
Видоизменения побегов. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §27 | Видоизменение побегов: корневище, луковица, клубень Надземные и подземные побеги. | Организация лабораторной работы № 18 «Строение клубня, луковицы» Таблицы, рисунки на страницах учебника, живые объекты (клубни картофеля, луковица) Таблица. Компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Работа по карточкам Вопросы параграфа | Знать: функции видоизмененных побегов, растения имеющие корневища, клубневые растения, роль вегетативного способа размножения побегами, использование человеком видоизмененных побегов. Приводить примеры растений, имеющих видоизмененные побеги |
Цветок. Л.р. «Строение цветка» Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §28, сообщения | Цветок и его строение. Околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. Обоеполые и раздельнополые цветки. | Организация лабораторной работы № 19 «Строение цветка» Таблицы, модели цветков, рисунок в учебнике, микроскопы, микропрепараты пыльника, завязи и семяпочки | Л.р. «Строение цветка» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: что цветок - видоизмененный побег, строение цветка; отличительные черты цветков с простым и двойным околоцветником, признаки правильных и неправильных цветков, строение тычинок и пестиков; обоеполые и раздельнополые цветки; однодомные и двудомные растения; значение терминов: пестик, тычинка, лепестки, венчик, чашечка, чашелистики, цветоножка, пыльник, тычиночная нить, рыльце, столбик, завязь. Семязачаток. Уметь: узнавать и называть части цветка; определять правильные и неправильные цветки, отличать обоеполые о раздельнополые цветки; выделять из знакомых растений однодомные о двудомные. | http://apps.dnevnik.ru/view.aspx?app=115321 Презентации: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12659 http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12663 |
Соцветия. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §29 | Соцветия. | Организация лабораторной работы № 20 «Соцветия» Таблицы, модели соцветий, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: определения соцветий; биологическое значение соцветий; часто встречающиеся соцветия. Уметь: различать и называть соцветия; определять простые и сложные соцветия; называть растения |
Плод. Л.р. «Классификация плодов» Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §30, сообщения | Плоды и их классификация. Функции плода. | Организация лабораторной работы № 21 «Классификация плодов» Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян | Л.р. «Классификация плодов» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Называть функции плодов; |
Распространение плодов и семян. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §31, повтор понятий §18-30 | Распространение плодов и семян.Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных | Таблицы, наборы муляжей плодов, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Называть функции плодов; способы их распространения | Презентация- обобщение: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12749 |
ТЕМА 6. ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (15 часов) Тест «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Химический состав растений. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §32 | Минеральные и органические вещества, содержание воды. | Организация лабораторной работы № 22 «Химический состав растений» Лабораторное оборудование. Вода, йод, сухой спирт, семена пшеницы, подсолнечника, белый лист бумаги кусочки стебля, корня | Тест по теме «Строение и многообразие покрытосеменных растений» Рабочая тетрадь на печатной основе Вопросы параграфа. | Знать: вещества органические; как опытным путем определять воду, минеральные вещества, жиры. Белки, углеводы (крахмал); растения, богатые жирами, углеводами, белками. Уметь : пользоваться лабораторным оборудованием; делать выводы в результате наблюдений; отличать минеральные и органические вещества. |
Минеральное питание растений. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §33 | Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Минеральное питание растений. Поглощение растворов минеральных веществ растениями; «плодородие почвы», удобрения, взаимосвязь растительных организмов со средой. | Коллекция почв, минеральных удобрений. Демонстрация опыта «Корневое давление» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: способы поглощения питательных веществ растениями; вещества, необходимые для роста и развития растений; что называется почвой; плодородием; органические и минеральные удобрения; способы внесения удобрений в почву. |
Фотосинтез. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §34 | Воздушное питание растений. Фотосинтез | Таблицы, электронный лабораторный практикум | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ | Видеофильм о фотосинтезе: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12061 |
Дыхание растений Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §35 | Значение дыхания | Рисунки на страницах учебника, электронный лабораторный практикум | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Выделять приспособления растений для дыхания |
Испарение воды листьями. Листопад. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §36 | Испарение воды. Транспирация. Значение испарения воды. Сезонные изменения в жизни растений. | Лабораторное оборудование, таблица, коллекция листьев. Репродукции картин | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: роль воды в жизни растений; что транспирация – регулируемый физиологический процесс; роль устьиц в транс-пирации; зависимость испарения воды от условий среды и состояний устьиц; значение ис-парения воды в жизни растений. | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12657 |
Передвижение воды питательных веществ в растении. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание §37 | Проводящая функция стебля. Транспорт веществ. Корневой давление Ситовидные трубки. Передвижение органических веществ по стеблю | Организация лабораторной работы № 23 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» Таблицы, электронный лабораторный практикум | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Описывать механизм фотосинтеза, передвижения органических веществ О роли корневого давления и испарения воды листьями в передвижении воды по стеблю. |
Прорастание семян. П.р. «Определение всхожести семян растений и их посев» Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §38 , повтор §32-37 | Условия прорастания семян, питание проростков. Условия прорастания семян: температура, влажность, воздух, глубина заделки. Теплолюбивые и холодостойкие растения. | Организация практической работы № 1 «Определение всхожести семян растений и их посев» » Коллекция семян, почва, проросшие семена фасоли и пшеницы, таблицы Компьютерная поддержка. | П.р. «Определение всхожести семян растений и их посев» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: условия хранения семян; причины гибели зародыша семени; признаки прорастания семян; условия, необходимые для прорастания семян; особенности роста и питания проростка. |
Растительный организм, как единое целое. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §39 | Обмен веществ и энергии. Рост растений. Целостность растительного организма. Взаимосвязь всех органов в растительном организме. Взаимосвязь растения со средой. | Таблицы, гербарии | Рабочая тетрадь на печатной основе Вопросы параграфа. | Знать: о необходимости для нормальной жизнедеятельности растения существования и функционирования всех его органов; что главный признак живого организма – обмен веществ; какие процессы обуславливают рост растения; фазы развития злаков; особенности однолетних, двулетних и многолетних растений. |
Способы размножения растений. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний Домашнее задание. §40 , сообщения | Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Гамета. Зигота. Сперматозоид. Спермий. Яйцеклетка. | Таблицы, компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Вопросы параграфа | Давать определение терминам «половое размножение», «сперматозоид», «яйцеклетка» Знать: что размножение – обязательное свойство любого живого организма; отличительные признаки растений, размножающихся спорами; особенности вегетативного размножения растений; значение слов гамета, сперматозоид, спермий, яйцеклетка, зигота. Уметь: различать половое и бесполое размножение. |
Размножение споровых растений. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §41 | Спорангий, заросток, зооспора, предросток. Представление о чередовании поколений у мхов и папоротников. Условие оплодотворения у высших споровых растений | Таблицы, гербарии | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Распознавать и описывать этапы размножения и развития водорослей, мхов и папоротников |
Размножение голосеменных растений Тип урока: Комбинированный урок. Домашнее задание. §42 | Строение пыльцы. | Таблицы, карточки, гербарный материал, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Давать определение терминам: «половое размножение», «опыление», «оплодотворение» |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений. П.р. «Вегетативное размножение комнатных растений» Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §43 | Способы вегетативного размножения при помощи побегов, корней, листьев, почек. Роль вегетативного размножения. | Организация практической работы № 2 «Вегетативное размножение комнатных растений» Таблицы, побеги растений, почва, гербарии. Компьютерная поддержка. | П.р. «Вегетативное размножение комнатных растений» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: значение вегетативного размножения в природе; способы вегетативного размножения: черенками, отводками, отпрысками, ползучими побегами, прививкой, культурой ткани; растения, которые размножаются вегетативным способом |
Оплодотворение у цветковых растений: образование семян и плодов. Тип урока: урок изучения нового материала Домашнее задание. §44 до статьи «Опыление» | Двойное оплодотворение цветковых растений. | Таблицы, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус», модели цветка | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: роль цветка в половом размножении покрытосеменных растений; процессы формирования пыльцевых зерен и зародышевого мешка; последовательность процессов двойного оплодотворения; процесс образования семян и плодов |
Опыление. Способы опыления у цветковых. Тип урока: Комбинированный урок Домашнее задание. §44, повтор понятий §32-43 | Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление. | Таблицы, коллекции семян, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус», модели цветка | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: опыление – обязательное условие для оплодотворения; отличие перекрестного опыления от самоопыления; признаки насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, искусственное опыление, его значение в с/х; термины. Уметь: различат насекомоопыляемые и ветроопыляемые растения |
Зимние явления в жизни растений Тип урока: экскурсия Домашнее задание. Отчет о творческом задании, подготовка к контролю по теме «Жизнь растений». | Взаимосвязь организма со средой; влияние факторов среды на рост и развитие растений | Блокноты, карандаши, лупы. | Самостоятельные наблюдения в природе. Отчет об экскурсии. | Уметь самостоятельно проводить наблюдения в природе, анализировать, делать выводы. |
ТЕМА 7. КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ (7 ЧАСОВ) Тест «Жизнь растений». Основы систематики растений. Тип урока: урок изучения нового материала и первичного контроля знаний Домашнее задание. §45, работа над ошибками | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Классификация растений. Таксономические единицы. Многообразие и общие признаки цветковых растений. | Живые растения, ге рбарии. | Тест по теме «Жизнь растений». Рабочая тетрадь на печатной основе Вопросы параграфа. | Знать: что такое вид; основные таксономические единицы; принцип, по которому образованы двойные названия видов; значение бинарной номенклатуры; значение латинских названий. |
Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §46 , сообщения | Знакомство с классификацией цветковых растений. Признаки классов двудольных и однодольных растений; деление на семейства | Таблицы компьютерная презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: признаки двудольных и однодольных растений; принципы распределения растений по семействам. Уметь: различать растения однодольные и двудольные; давать морфолого-биологическую характеристику растений |
|
Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные. Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §47 , сообщения | Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий. Признаки семейства Крестоцветные: строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения. Значение | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: признаки семейства; культурные растения; медоносы, лекарственные, сорняки. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка |
Семейства Розоцветные и Пасленовые. Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §48,49, сообщения | Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий. Признаки семейства Розоцветные и Пасленовые, строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения, ядовитые. Значение | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12661 |
Семейства Мотыльковые и Сложноцветные. Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §50,51 , сообщения | Морфологическая характеристика семейств с учетом местных условий. Признаки семейства Мотыльковые и Сложноцветные строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. Лекарственные растения, ядовитые. Значение | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка |
Класс Однодольные. Семейство Лилейные Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §52,сообщения | Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика лилейных. Признаки семейства Лилейные ; строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Типичные представители. Значение | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека. |
Семейство Злаки. Л.р. «Строение растения семейства злаковых» Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §53, повтор понятий §45-52 | Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение. Морфологическая характеристика злаков Признаки семейства Злаковые; строение цветка, тип соцветия, тип плодов. Типичные представители. Сельскохозяйственные растения. | Организация лабораторной работы № 24 «Строение растения семейства злаковых» Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , | Л.р. «Строение растения семейства злаковых» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа. | Знать: признаки семейства; культурные растения; лекарственные, значение растений названных семейств. Уметь: определять признаки изучаемых растений; выделять основные особенности растений; описывать растения, давать их морфолого-биологическую характеристику; записывать и читать формулу цветка; определять роль растений в природе , жизни и деятельности человека. |
ТЕМА 8. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА. (6 часов) Тест «Классификация растений». Основные экологические факторы Тип урока: урок изучения нового материала. Домашнее задание. §54, работа над ошибками | Основные экологические факторы и их влияние на растения. Экологические группы растений. Влияние деятельности человека на растения. | Комнатные растения | Тест по теме «Классификация растений». Рабочая тетрадь на печатной основе Письменный опрос Вопросы параграфа | Знать: факторы живой и неживой природы; составляющие среды жизни; о связи условий жизни и экологических факторов; влияние света, температуры, воды, минеральных веществ на растения; влияние живых организмов на растения; значение деятельности человека на растения. Понимать значение терминов |
Характеристика основных экологических групп растений. Л.р. «Особенности строения растений разных экологических групп» Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §55 , сообщения | Характеристика основных экологических групп растений. | Организация лабораторной работы № 25 «Особенности строения растений разных экологических групп» Гербарий, комнатные растения
| Л.р. «Особенности строения растений разных экологических групп» Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: приспособленность растений к условиям обитания, признаки тенелюбивых растений, засухоустойчивых. Уметь: узнавать и различать растения разных экологических групп; определять и называть признаки растений всех экологических групп. |
Растительные сообщества. Взаимосвязи растений в сообществе. Домашнее задание. §56, 57 | Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. *Ярусность | Таблицы, фотографии, электронное пособие «Биология 6 класс», издательство «Глобус» | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Приводить примеры растительных сообществ | Видеофильм о венериной мухоловке: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12059 |
Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах Тип урока: экскурсия Домашнее задание. Творческие задания, повтор основных понятий по курсу «Бактерии. Грибы. Растения». | Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека. Растительные сообщества; поведение в природе, значение природоохранных мероприятий. Местные растительные сообщества. | Гербарии, открытки, презентация Блокноты, карандаши, лупы. | Инструктаж по правилам безопасного поведения в природе. | Знать и понимать все основные понятия темы. |
Обобщение знаний по курсу «Бактерии. Грибы. Лишайники». Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний Домашнее задание. Подготовка к контролю по курсу «Бактерии. Грибы. Растения» | все основные понятия курса | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать и понимать все основные понятия курса | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12660 |
Контроль знаний по курсу «Бактерии. Грибы. Растения». Тип урока: урок контроля Домашнее задание. Работа над ошибками, сообщения | все основные понятия курса | Таблицы, фотографии, гербарные экземпляры растений , | Контроль знаний по курсу «Бактерии. Грибы. Растения». | Знать и понимать все основные понятия темы. |
ТЕМА 9. РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА (4 часа). Происхождение растений Л.р. «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §58 до статьи «Основные этапы развития растительного мира» | Многообразие растений и их происхождение. Палеоботаника Ароморфоз. Признаки усложнения организации растений от водорослей к покрытосеменным; сущность процесса развития растительного мира. | Таблицы, гербарный материал, презентация Оценивание лабораторной работы № 26 «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений». | Л.р. «Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений» Рабочая тетрадь на печатной основе | Знать: что изучает палеоботаника, методы изучения вымерших древних растений; причины изменений растительного мира, разницу между споровыми и семенными растениями. Уметь: называть признаки растений отделов. Определять принадлежность растений к низшим споровым и к высшим |
Основные этапы развития растительного мира. Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §58 | Доказательства эволюции растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Эволюция. Геохронология. | Живые объекты. Гербарии, геохронологическая таблица Презентация | Рабочая тетрадь на печатной основе Устный опрос. Вопросы параграфа | Знать: основные этапы развития растительного мира; что одноклеточные водоросли – родоначальники зеленых растений; причины выхода растений на сушу; происхождение высших споровых растений; происхождение семенных растений. |
Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. Тип урока: комбинированный урок Домашнее задание. §59 | Отрицательные последствия деятельности человека, позитивное воздействие человека, охрана окружающей среды. | Портреты Н.И.Вавилова, И.В.Мичурина, муляжи, гербарии, таблицы Презентация | Устный опрос. Вопросы параграфа Работа по карточкам | Знать: факторы, влияющие на развитие растительного мира; приспособленность растений к природным условиям; роль растений в жизни человека; влияние деятельности человека на растительный мир; влияние вредных факторов на растения; способы охраны и защиты растений, особенности заповедников, заказников и др. | Презентация: http://lib.dnevnik.ru/work.aspx?work=12652 |
Летние задания Тип урока: обобщающий Домашнее задание. Летние задания | Этапы исследовательской работы | Оборудование для проведения исследовательских работ в летнее время | Устный опрос. | Знать этапы исследовательской работы |
Предварительный просмотр:
Методические пособия для учителя:
- Н.В. Дубинина, В.В. Пасечник «Биология. Бактерии, грибы, растения» 6 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику. – М.: Дрофа, 2004, - 128с.;
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006;
Дополнительная литература для учителя:
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. «Биология, Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128с.6 ил.
- А.И. Никишов «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии» 6 класс, М.: Дрофа, 2006, - 96с.;
- Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.-128с. 6ил. – (Дидактические материалы);
- Фросин В.Н., Сивоглазов В.И. готовимся к единому государственному экзамену: Биология. Растения. Грибы. Лишайники. – М.: Дрофа, 2004. -127с.;
Дополнительная литература для учащихся:
- Акимушкин И.И. Занимательная биология. М., «Молодая гвардия», 1972. – 304с. 6 ил.
- Артамонов В.И. Зеленые оракулы. М.: Мысль, 198. – 185с.
- Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.: ил.
- Артамонов В.И. Занимательная физиология. – М.: Агропромиздат, 1991. 336с.
- Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.
- Биология. Энциклопедия для детей. – М.: «Аванта+», 1994, С. 92-684.
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.
- Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России. Грибы. – М.: 1997. 350с.
- Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.
- Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Пищевые растения. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.
- Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.
- Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.
- Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 6 класс. К учебнику В.В. Пасечника. - М.: Экзамен, 2011.- 80 с: ил.
MULTIMEDIA – поддержка курса «Биология. Бактерии. Грибы. Растения»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (электронное учебное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004.
- Биология 6 класс. Живой организм. Мультимедийное приложение к учебнику Н.И. Сонина (электронное учебное издание), Дрофа, Физикон, 2006.
- Биология. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007.
- Интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
Оценка знаний, умений и навыков обучающихся по биологии
Отметка «5»:
- полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника;
- чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы научные термины;
- для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- раскрыто содержание материала;
- правильно, но не полно даны определения понятий и использованы научные термины;
- ответ самостоятельный;
- допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений, опытов.
Отметка «3»:
- усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно;
- не всегда последовательно определение понятий, недостаточно чётко;
- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;
- допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
- основное содержание учебного материала не раскрыто;
- не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
- допущены грубые ошибка в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка «1»
- ответ на вопрос не дан.
Оценка практических умений обучающихся
Отметка «5»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта;
- научно, грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
- правильно определена цель опыта;
- самостоятельно проведена работа по подбору оборудования, объектов при закладке опыта;
- допускаются 1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;
- в описании наблюдений допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
- правильно определена цель опыта, подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;
- допущены неточности и ошибка в закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
- не определена самостоятельно цель опыта;
- не подготовлено нужное оборудование;
- допущены существенные ошибки при закладке опыта и его оформлении.
Отметка «1»:
- полное неумение заложить и оформить опыт.
Оценка умений проводить наблюдения
Отметка «5»:
- правильно по заданию проведено наблюдение;
- выделены существенные признаки,
- логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения и выводы.
Отметка «4»:
- правильно по заданию проведено наблюдение;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) названы второстепенные;
- допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «3»:
- допущены неточности, 1-2 ошибка в проведении наблюдений по заданию учителя;
- при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделены лишь некоторые;
- допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.
Отметка «2»:
- допущены ошибки (3-4) в проведении наблюдения по заданию учителя;
- неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса);
- допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.
Отметка «1»:
- не владеет умением проводить наблюдение.
Предварительный просмотр:
Бактерии. Грибы. Растения
( 70 часов, 2 часа в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа к учебному курсу по биологии для 6-го класса разработана в соответствии со статьей 32 закона Российской Федерации «Об образовании» пункт 2.7 на основе федеральных компонентов государственных стандартов, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6-го класса «Бактерии. Грибы. Растения» авторов В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой за курс основного общего образования и программы за курс основной общей школы («Бактерии. Грибы. Растения», авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, 2010 год). Данная программа обеспечивает реализацию ФГОС, основной общеобразовательной программы по предмету, образовательной программы школы и составлена с учетом соблюдения преемственности содержания между ступенями и классами.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов (согласно федеральному базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 35 часов в год, ещё 35 часов выделено из школьного компонента в связи с усилением эколого-биологического просвещения учащихся по учебному плану школы), в том числе учебных часов для 8 контрольных работы, 26 лабораторных работ (из которых 14 – оценочные), 2 практических работ, 3 экскурсий.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли бактерий, грибов, растений; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, профилактики заболеваний.
Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также обусловлены возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой), а также экскурсии. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков. Поскольку 14 лабораторных работ и 2 практические работы занимают большую часть урока и требуют применения полученных знаний, оцениваются все ученики. 12 лабораторных работ являются ознакомительными, занимают небольшую часть урока и оценки ученикам за них выставляются по усмотрению учителя. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используется тетрадь с печатной основой: Преображенская Н.В. Рабочая тетрадь по биологии. 6 класс. К учебнику В.В. Пасечника. - М.: Экзамен, 2011.- 80 с: ил. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Согласно Уставу школы и Положению о текущем и промежуточном контроле при прохождении программы проводится 7 тематических и 1 итоговая контрольные работы в виде разноуровневых тестов.
Планируемые результаты обучения в соответствии с требованиями стандарта
В результате изучения биологии ученик 6-го класса должен:
называть
- общие признаки живых организмов;
- признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений
приводить примеры
- усложнения растений в процессе эволюции;
- приспособленности растений к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений
характеризовать
- строение, функции клеток бактерий, растений
- деление клетки;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов; лишайника как комплексного организма;
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в бактериальном, грибном, растительном организме;
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- растительные сообщества, приспособленность бактериальных, грибных, растительных организмов к жизни в сообществе;
обосновывать
- взаимосвязь строения и функций органов растений, бактериальных, грибных, растительных организмов и среды;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений, на среду обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны растительных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
• организмы бактерий, грибов, лишайников, растений;
- клетки, ткани, органы органов растений;
- наиболее распространенные виды растений ХМАО - Югры, растения разных семейств, классов, отделов;
- съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
- семейства, классы покрытосеменных растений, царства живой природы;
применять знания
- о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- о растительных сообществах для обоснования мер их охраны;
делать выводы
- о клеточном строении организмов царств Растений, Грибов, Бактерий;
- об усложнении растительного мира в процессе эволюции.
наблюдать
- сезонные изменения в жизни растений;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности растительных организмов;
соблюдать правила
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...