Школьный этап олимпиады по биологии 10 класс.
олимпиадные задания по биологии (10 класс) по теме
Олимпиада по биологии в 10 классе с матрицей ответов. Школьный этап
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_klass._shkolnyy_etap_olimpiady_po_biologii.docx | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап олимпиады по биологии
10 класс
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 35 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
- Оформленных оболочкой ядер нет в клетках водорослей:
а) зеленых; б) красных; в) бурых; г) сине-зеленых. - В клетках грибов нельзя обнаружить:
а) вакуоли; б) митохондрии; в) пластиды; г) рибосомы. - Папоротники размножаются:
а) семенами; б) пыльцой; в) спорами; г) зооспорами. - Соплодие характерно для:
а) груши; б) малины; в) банана; г) сливы. - Из перечисленных организмов наиболее прогрессивными чертами строения обладают: а) амеба; б) дождевой червь; в) гидра; г) вольвокс.
- Усложнение кровеносной системы соответствует эволюции хордовых в ряду следующих животных:
а) жаба – кролик – крокодил – акула; б) акула – лягушка – крокодил – кролик;
в) акула – крокодил – лягушка – кролик; г) крокодил – акула – жаба – собака. - Наибольшее видовое многообразие обитателей Мирового океана наблюдается:
а) на коралловых рифах; б) в открытом океане в тропиках;
в) в приполярных областях; г) в глубоководных впадинах. - В процессе пищеварения переваривании белки расщепляются до:
а) глицерола; б) жирных кислот; в) моносахаридов; г) аминокислот. - Пищевая цепь – это:
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего; б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта;
в) зависимость растений от травоядных животных, их, в свою очередь, от хищников;
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме. - Постоянное вмешательство со стороны человека требуется для существования:
а) экосистем пресных вод; б) природных экосистем суши;
в) экосистемы Мирового океана; г) агроценозов. - Из названных организмов к надцарству прокариот относится:
а) эвглена зеленая; б) инфузория-туфелька; в) амеба; г) стрептококк. - Число хромосом при половом размножении в каждом поколении возрастало бы вдвое, если бы в ходе эволюции не сформировался процесс:
а) митоза; б) мейоза; в) оплодотворения; г) опыления. - Кольцевая ДНК характерна для:
а) ядер грибов; б) клеток бактерий; в) ядер животных; г) ядер растений. - Ионы магния входят в состав:
а) вакуоли; б) аминокислот; в) хлорофилла; г) цитоплазмы. - Йод необходим для выработки гормона:
а) тироксина б) инсулина в) адреналина г) тестостерона
- В процессе фотосинтеза источником кислорода (побочного продукта) является: а) АТФ б) глюкоза; в) вода; г) углекислый газ.
- Большинство животных пустыни могут обходиться без воды. Что может служить источником влаги для них?
а). химические реакции в клетках, происходящие с белками б). преобразование углеводов в). окисление жиров г) снижение уровня обмена веществ
- Растения обыкновенно сохраняют энергию в форме
а). гликогена б). жира в). клетчатки г). крахмала
- Хлоропласты имеются в клетках
а). корня капусты б) гриба-трутовика
в) листа красного перца г) древесины стебля липы
- Чем отличаются половые клетки от остальных клеток организма?
а). подвижностью б). наличием в цитоплазме повышенного количества лизосом
в). отрицательным хемотаксисом г) гаплоидным набором хромосом
- К автотрофным организмам относят
а). плесневые грибы б). хемосинтезирующие бактерии
в). болезнетворные бактерии г). многоклеточных животных
- Форма тела головастиков, наличие у них боковой линии, жабр, одного круга кровообращения свидетельствует о родстве
а). хрящевых и костных рыб б). ланцетника и рыб
в). земноводных и рыб г). пресмыкающихся и рыб
- Как называются организмы, которым для нормальной жизнедеятельности необходимо наличие кислорода в среде обитания?
а). аэробными б). анаэробными в). гетеротрофными г). автотрофными
- В системе органического мира млекопитающие животные – это
а). отряд б). тип в). класс г). подтип
- ДНК в клетке кроме ядра располагается
а) в лизосомах и рибосомах б) в митохондриях и пластидах
в) в ЭПС и комплексе Гольджи г) в цитоплазме
- Первым этапом в синтезе белков в эукариотической клетке является:
а) перевод последовательности нуклеотидов РНК в последовательность аминокислот;
б) соединение нуклеотидов для формирования полипептидов;
в) трансляция последовательности нуклеотидов ДНК в аминокислотную последовательность;
г) передача информации от ДНК к иРНК. - Генотип тригетерозиготы обозначается так:
а) АаВвСС б) АаВвСс в) АаВвсс г) ааввСс
- Артериальная кровь у человека превращается в венозную в:
а) печеночной вене, б) капиллярах малого круга кровообращения, в) капиллярах большого круга кровообращения, г) лимфатических сосудах.
- Молекула крахмала состоит из остатков:
а) глюкозы, б) фруктозы, в) фруктозы и глюкозы, г) глюкозы и галактозы.
- Эволюционная теория не относит к движущим силам эволюции:
а) естественный отбор б) наследственную изменчивость
в) борьбу за существование г) саморегуляцию
- При увеличении видового разнообразия экосистемы:
а) снижается численность видов б) снижается саморегуляция в) нарушается стабильность круговорота веществ г) возрастает ее устойчивость
- Тела большинства грибов образованы:
а) мицелием, б) микоризой, в) ризоидами, г) конидиями.
- Железа, нарушение деятельности которой вызывает отставание ребёнка в росте: а) щитовидная железа; б) гипофиз; в) надпочечники; г) эпифиз.
- Опенок в цепи питания является:
а) консументом б) продуцентом в) редуцентом г) паразитом
- Вкус, воспринимаемый вкусовыми рецепторами задней трети языка, является: а) сладким; б) кислым; в) соленым; г) горьким.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
- Какие органоидов нет в животной клетке:
I. Митохондрии II. Клеточная целлюлозная стенка
III. Клеточный центр IV. Пластиды V. Рибосомы VI. Вакуоли с клеточным соком
а) II, V, VI.; б) II, III,IV, VI. ; в) II, IV, VI. ; г) I, IV, VI.
- Из перечисленных процессов относятся к пластическому обмену:
I. Образование аминокислот из белков в пищеварительном тракте. II. Образование глюкозы из воды и углекислого газа. III. Гидролиз белков. IV. Синтез жиров.
V. Синтез белков на рибосомах. VI. Образование глюкозы из гликогена печени.
а) I, II, VI ; б) I, III, IV, V; в) II, IV, V; г) IV, V, VI.
- Из перечисленных признаков выберите те, которые характеризуют молекулу ДНК:
I. Двухцепочная молекула. II. Переносит наследственную информацию. III. Отсутствует у прокариот IV. Хранит наследственную информацию .
V. Может быть трех видов. VI. Характерно свойство репликации или самоудвоения.
а) I, IV, VI ; б) I, III, IV, V; в) II, IV, V; г) IV, V, VI.
- Среди животных развитие с метаморфозом характерно для:
I. пауков. II. Лягушек III. Змей IV. Бабочек V. саранчи
а) II; IV б) II, III; в) I, IV; г) I, II, III, V. - Какие функции не могут выполнять липиды:
I. Строительную. II. Гормональную III. Транспортную IV. Энергетическую V. Ферментативную
а) II; IV б) II, III; в) I, IV, V; г) III, V.
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10.
- Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.
- У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.
- У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.
- Все наследственные заболевания связаны с мутациями в хромосомах.
- Лишайники - симбиотические организмы
- Венами называют сосуды, по которым течет венозная кровь
- У каждого млекопитающего 7 шейных позвонков.
- Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.
- Органы боковой линии имеются только у рыб.
- Печень – удивительный орган: она способна быстро и без последствий регенерировать до 70% своего объема, удаленного при хирургической операции.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 13. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.
- Установите соответствие между органоидом и его типом (3 балла)
органоид | тип органоида |
1. мембранные органоиды 2. немембранные органоиды | А) ЭПС Б) рибосомы В) митохондрии Г) ядро Д) комплекс Гольджи Е) клеточный центр |
- Установите соответствие между видом отбора и его признаками (3 балла)
Вид отбора | Признак отбора |
| А) сохраняет особей с полезными в данных условиях среды изменениями; Б) приводит к созданию новых пород животных и сортов растений; В) способствует созданию организмов с нужными человеку наследственными изменениями; Г) проявляется внутри популяции и между популяциями одного вида в природе; Д) действует в природе миллионы лет; Е) приводит к образованию новых видов и формированию приспособленности к среде. |
- Установите соответствие между органическими соединениями и выполняемой им функцией(2,5 балла)
Органические вещества | Функции |
| А) крахмал Б) гликоген В) целлюлоза Г) муреин Д) хитин |
- Установите соответствие между биологическим процессом и его свойствами (2,5 балла)
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС | СВОЙСТВО |
1) клеточное дыхание 2) фотосинтез | А)выделение кислорода в процессе обмена веществ Б)окисление органических соединений для получения энергии В)поглощение кислорода Г)использование солнечной энергии для синтеза АТФ Д)синтез органических веществ из неорганических |
- Установите соответствие между характеристикой размножения и его способом (3 балла).
СПОСОБ | ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗМНОЖЕНИЯ |
1) Бесполое 2) Половое | А) Происходит с помощью органов, их частей и отдельных клеток Б) Осуществляется при участии гамет В) Новые организмы сохраняют большое сходство с материнским Г) Используется человеком для сохранения у потомства ценных исходных признаков Д) Новые организмы развиваются из зиготы Е) Потомство сочетает в себе признаки материнского и отцовского организмов |
Ф.И __________________ Школа _______________
Матрица ответов
на задания теоретического тура ___школьного___этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии. 2012-13 уч. год
___10___ класс [максимально 69 балл]
Часть I. [мах. 35 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ] ________ баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
31 | 32 | 33 | 34 | 35 | |||||
Часть II. [мах. 10 баллов, по 2 балла за каждый верный ответ] ______ баллов.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Часть III. [мах. 10 баллов, по 1 баллу за верный ответ] ___________ баллов
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
"ДА" |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
"нет" |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Часть IV. [мах. 14 баллов, по 0,5 б. за верный ответ] ___________ баллов
1 задание _____ баллов
А | Б | В | Г | Д | Е |
2 задание_____ баллов
А | Б | В | Г | Д | Е |
3 задание_____ баллов
А | Б | В | Г | Д |
4 задание_____ баллов
А | Б | В | Г | Д |
5 задание_____ баллов
А | Б | В | Г | Д | Е |
Проверил Ф.И.О. _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Школьный этап олимпиады по биологии 7 класса
Тестовые задания школьного этапы по биологии за 7 класс, включают основные темы по разделам Растения (в основном), Грибы, Бактерии. В первой части задания на выбор одного правильного ответа, вторая ча...
Школьный этап олимпиады по биологии 9 класс
Школьная олимпиада по биологии с матрицей ответов 9 класс...
Школьный этап олимпиады по биологии 8 класс
Школьная олимпиада по биологии с матрицей ответов...
Школьный этап олимпиады по биологии 7 класс
Школьная олимпиада по биологии с матрицами ответов 7 класс...
Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе
Контрольно-измерительные материалы для проведения школьного этапа олимпиады по биологии в 6 классе...
Анализ школьного этапа олимпиады по биологии 9 класс
Анализ школьного этапа олимпиады по биологии 9 класс...
Задания школьного этапа олимпиады по биологии в 7 классе
Задания для проведения школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии в 7 классе. Задания составлены с учетом методических рекомендаций по составлению олимпиадных заданий....