Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
презентация к уроку по биологии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.
Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Иван Петрович Павлов ( 1849—1936 ) Иван Михайлович Сеченов (1829—1905)
И. М. Сеченов доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов (многоуровневая организация работы мозга). Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.
И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Условные рефлексы связаны с работой коры полушарий большого мозга Возникают с жизненно важными раздражениями (пища, боль, опасность) и становятся их сигналами. Рефлексы врожденные (безусловные) (условные) приобретенные
Выработка условного рефлекса
Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна.
Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее. Рефлекса нет .
Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки.
Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет - произойдет угасание условного рефлекса.
Торможение условного рефлекса Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение. Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.
Закон взаимной индукции Закон взаимной индукции заключается в том, что нервный процесс вызывает ( индуцирует ) в соседних участках противоположный процесс. Двойственные изображения
Доминанта – временное господство возбуждения Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 —1942)
Доминантный очаг отличается рядом особенностей: 1 - способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. 2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.
С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.
Кодификатор 1а. Как должен вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....
Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"
"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...
Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной деятельности обучающихся.
Статья из опыта работы...
ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования" ...
программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"
Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...
Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.
В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...
Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»
В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...