Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности
презентация к уроку по биологии (8 класс)

Губкова Татьяна Александровна

Презентация к уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vklad_uchenyh.pptx535.88 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности

Слайд 2

Под высшей нервной деятельностью понимают те функции мозга, которые связаны с внутренним миром человека, его психикой.

Слайд 3

Изучение высшей нервной деятельности в России связано прежде всего с именами двух великих ученых Иван Петрович Павлов ( 1849—1936 ) Иван Михайлович Сеченов (1829—1905)

Слайд 4

И. М. Сеченов доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижерасположенных отделов (многоуровневая организация работы мозга). Чем выше расположен отдел мозга, тем более сложные функции он выполняет.

Слайд 5

И. П. Павлов продолжил исследование и установил, что все рефлексы могут быть разделены на две большие группы. Условные рефлексы связаны с работой коры полушарий большого мозга Возникают с жизненно важными раздражениями (пища, боль, опасность) и становятся их сигналами. Рефлексы врожденные (безусловные) (условные) приобретенные

Слайд 6

Выработка условного рефлекса

Слайд 7

Перед собакой поставили миску, полную едой. Собака начинает есть. Включается безусловный рефлекс. От обонятельных рецепторов собаки в мозг поступает сигнал – из подкорки в кору головного мозга и обратно, а затем в слюнные железы собаки. Начинает выделяться слюна.

Слайд 8

Собака видит включенную лампочку, но никак не реагирует на нее. Рефлекса нет .

Слайд 9

Собака ест из миски. В поле ее зрения во время ее еды горит лампочка. От зрительных рецепторов в зрительный центр мозга собаки передается информация о включенной лампочке. Если лампочка будет гореть каждый раз во время еды собаки десятки раз подряд, то в ее мозгу образуется новая связь между зрительным центром и центром слюноотделения. Так собака приобретет условный рефлекс, начинающий работу при включении лампочки.

Слайд 10

Если собаку, у которой выработан пищевой условный рефлекс на лампочку, не подкармливать после включения света, то через некоторое время она перестанет давать пищевую условно-рефлекторную реакцию на свет - произойдет угасание условного рефлекса.

Слайд 11

Торможение условного рефлекса Угасание условных рефлексов – биологически важное приспособление. Благодаря нему организм перестает напрасно тратить энергию – реагировать на сигнал, утративший свое значение. Без торможения было бы невозможно организму приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды.

Слайд 12

Закон взаимной индукции Закон взаимной индукции заключается в том, что нервный процесс вызывает ( индуцирует ) в соседних участках противоположный процесс. Двойственные изображения

Слайд 13

Доминанта – временное господство возбуждения Поведение определяется жизненными потребностями. При усилении потребности возникает временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения, нацеленный на удовлетворение именно этой потребности. Алексей Алексеевич Ухтомский (1875 —1942)

Слайд 14

Доминантный очаг отличается рядом особенностей: 1 - способен затормозить все конкурирующие очаги возбуждения. 2 - достаточен любой стимул, чтобы животное, находящееся в состоянии пищевой доминанты, реагировало на любое раздражение слюноотделением и пищедобывающей деятельностью.

Слайд 15

С явлением доминанты связаны иллюзии установки: мы, как правило, не замечаем то, что не ожидаем увидеть. Именно доминанта позволяет замкнуть временную связь в коре большого мозга между нейтральным и жизненно важным событиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица деятельности учителя в соответствии с ситуацией и мотивами деятельности учащегося.

Кодификатор 1а. Как должен  вести себя учитель в той или иной ситуации. Социальный компонент образовательной компетенции. Оксофордское качество....

Мастер - класс "Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности при исследовательской деятельности"

"Панорама методов и приёмов активизации познавательной деятельности", это мероприятие проводилось на зональном уровне для учителей Московской области. На примере проекта "Вода - чудо природы", были по...

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНТЕГРАЦИИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Инновационный педагогический проект, представленный на региональный конкурс научно-исследовательских работ педагогов "Грани педагогического исследования"         ...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Технологии в достижении метапредметных результатов на занятиях по внеурочной деятельности (на примере проектной деятельности) Мини-проект «Реклама и рекламная деятельность»

       В рамках реализации программы внеурочной деятельности «Основы предпринимательства» учащимся 9 класса предлагается смоделировать ситуацию, которая одноврем...