Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме

Кадырова Татьяна Михайловна

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Пример­ной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н.И. Сонина 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novaya_programma_9_klass.doc201.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ, рассчитана на 2 часа классных занятий и составлена на основе Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой //Программы для общеобразовательных учреждений. К комплекту учебников, созданных под руководством Н.И. Сонина. Биология. 5-11 классы / сост. И.Б. Морзунова.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. - 254, (2 ) c. //. Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию учащихся.

Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А. А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм»  Н. И. Сонина для учащихся 6 классов и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии.

В программе сформулированы основные понятия, требования к знаниям и умениям учащихся по основным блокам информации.

В программе приведен список основной, дополнительной и научно-популярной литературы. 

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать/понимать:

        -особенности жизни как формы существования материи;

        -роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;

        -фундаментальные понятия биологии;

        -сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;

        -основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;

        -соотношение социального и биологического в эволюции человека;

        -основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

Уметь:

        - пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

        - давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

        - работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

        - решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале;

        - работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

Использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни:

- для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение);

- для грамотного суждения о биологических процессах и явлениях;

- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Программа по биологии формирует основные ключевые компетенции:

  1. Информационно-технологические:

        - умение при помощи реальных объектов и информационных технологий самостоятельно искать, отбирать, анализировать и сохранять информацию по заданной теме;

- способность задавать и отвечать на вопросы по изученным темам с пониманием и по существу.

  1. Коммуникативные:

- умение работать в группе: слушать и слышать других, считаться с чужим мнением, и аргументировано отстаивать свое, организовывать совместную работу на основе взаимопомощи и уважения;

- умение обмениваться информацией по темам курса, фиксировать её в процессе коммуникации

  1. Учебно – познавательные:

- умения и навыки планирования учебной деятельности: самостоятельно и мотивировано организовывать свою познавательную деятельность: ставить цель, определять задачи для её достижения, выбирать пути решения этих задач;

- умения и навыки организации учебной деятельности: организация рабочего места, режим работы, порядка и способов умственной деятельности;

- умения и навыки мыслительной деятельности – выделение главного, анализ и синтез, индукция и дедукция, классификация, обобщения, построения ответа, речи, формулирование выводов, решение задач;

- умения и навыки оценки и осмысление результатов своих действий: организация само- и взаимоконтроля, рефлексивный анализ.

  1.  Специальные компетенции:

- давать сущностную характеристику изучаемым объектам;

- выявлять несложные связи и зависимости.


Содержание образовательной программы по биологии 9 класс

№ урока

Раздел, название в поурочном планировании

Предметные компетенции

Кол-во часов

Сроки изучения

Введение

1

1

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

1

Сентябрь

Раздел 1.

 Эволюция живого мира на Земле

Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов.

Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

Объяснять основные свойства живых организмов, в том числе процессы метаболизма, саморегуляцию; понятие гомеостаза как результат эволюции живой материи.

Использовать текст учебника и других учебных пособий для составления таблиц, отражающих этапы развития жизни на Земле, становления человека. Использовать текст учебника для работы с натуральными объектами

19



2

2

Признаки живых организмов

1

Сентябрь

3

Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.

1

Сентябрь

Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период.

1

4

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

1

Сентябрь

Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора.

3

5.

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

Сентябрь

6

Учение Ч. Дарвина о естественном отборе

1

Сентябрь

7

Формы естественного отбора

1

Сентябрь

Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора.

2

8

Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания

1

Сентябрь

9

Выявление приспособленности к среде обитания

1

Октябрь

Глава 5. Микроэволюция.

3

10

Вид, его критерии и структура

1

Октябрь

11

Популяция

1

Октябрь

12

Видообразование

1

Октябрь

Глава 6. Макроэволюция.

3

13

Биологические последствия адаптации.

1

Октябрь

14

Главные направления эволюции

1

Октябрь

15

Зачет «Учение об эволюции органического мира»

1

Октябрь

Глава 7. Возникновение жизни на Земле.

2

16

Современные представления о происхождении жизни

1

Октябрь

17

Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни.

1

Ноябрь

Глава 8. Развитие жизни на Земле.

3

18

Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры.

1

Ноябрь

19

Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры.

1

Ноябрь

20

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

1

Ноябрь

РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов

Глава 9. Химическая организация клетки.

Умения. Объяснять рисунки и схемы, представленные в учебнике. Самостоятельно составлять схемы процессов, протекающих в клетке, и «привязывать» отдельные их этапы к различным клеточным структурам. Иллюстрировать ответ простейшими схемами и рисунками клеточных структур. Работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования.

15



4

21

Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки.

1

Ноябрь

22

Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.

1

Ноябрь

23

Органические вещества клетки. Белки.

1

Ноябрь

24

Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты.

1

Декабрь

Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии.

3

25

Обмен веществ и превращение энергии в клетке.

1

Декабрь

26

Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов.

1

Декабрь

27

Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание.

1

Декабрь

Глава 11. Строение и функции клеток.

7

28

Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий.

1

Декабрь

29

Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы.

1

Декабрь

30

Эукариотическая клетка. Ядро.

1

Декабрь

31

Изучение клеток растений и животных.

1

Январь

32

Деление клеток.

1

Январь

33

Клеточная теория строения организмов.

1

Январь

34

Зачет по теме «Клетка».

1

Январь

РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов


Глава 12. Размножение организмов.

Умения. Объяснять процесс мейоза и другие этапы образования половых клеток, используя схемы и рисунки из учебника. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения.

5




2

35

Размножение. Бесполое размножение.

1

Январь

36

Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение.

1

Январь

Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез)

3

37

Онтогенез. Эмбриональный период развития.

1

Февраль

38

Онтогенез. Постэмбриональный период развития

1

Февраль

39

Общие закономерности развития.

1

Февраль

РАЗДЕЛ 4. Наследственность и изменчивость организмов


Глава 14. Закономерности наследования признаков

Умения. Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической

селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.

13




6

40

Основные понятия генетики.

Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя.

1

Февраль

41

Законы Г. Менделя.

1

Февраль

42

Законы Г. Менделя.

1

Февраль

43

Генетика пола

1

Февраль

44

Генотип как система взаимодействующих генов

1

Февраль

45

Решение генетических задач

1

Март

Глава 15. Закономерности изменчивости.

4

46

Наследственная (генотипическая) изменчивость.

1

Март

47

Фенотипическая (модификационная) изменчивость.

1

Март

48

Выявление изменчивости организмов.

1

Март

49

Зачет «Наследственность и изменчивость»

1

Март

Глава 16. Селекция растений, животных.

3

50

Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений.

1

Март

51

Методы селекции растений и животных.

1

Март

52

Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.

1

Апрель

РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.


Глава 17. Биосфера, ее структура и функции.

Умения. Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экологических системах. Анализировать видовой состав биоценозов. Выделять отдельные формы взаимоотношений в биоценозах; характеризовать пищевые сети в конкретных условиях обитания.

Применять на практике сведения об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации лесоводства, рыбоводства и т. д., а также для решения всего комплекса задач охраны окружающей среды и рационального природопользования.

11





7

53

Структура биосферы

1

Апрель

54

Круговорот веществ в природе.

1

Апрель

55

Экологические факторы.

1

Апрель

56

Биогеоцинозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.

1

Апрель

57

Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии.

1

Апрель

58

Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами.

1

Апрель

59

Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме.

1

Апрель

Глава 18. Биосфера и человек.

4

60

Природные ресурсы и их использование.

1

Апрель

61

Роль человека в биосфере.

1

Май

62

Последствия деятельности человека в экосистемах

1

Май

63

Экологические проблемы

1

Май

Обобщение

5

64

Становление современной теории эволюции

1

Май

65

Клетка – структурная и функциональная единица живого.

1

Май

66

Закономерности наследственности и изменчивости.

1

Май

67

Взаимодействие организма и среды обитания.

1

Май

68

Итоговая контрольная работа

1

Май

Источники информации

Основная литература

Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности: Учебник для общеобразовательных учреждений. 9 класс. М.: Дрофа, 2011.

Дополнительная литература

  1. Захаров В. Б., СонинН.И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, 2011.
  2. Иорданский Н. Н. Эволюция жизни. М.: Академия, 2001.
  3. Мамонтов С. Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2003.
  4. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б. Общая биология: Пособие для средних специальных учебных заведений. 4-е изд. М.: Высшая школа, 2003.
  5. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.
  6. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.
  7. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.
  8. Чайковский Ю. В. Эволюция. М.: Центр системных исследований, 2003.

Научно-популярная литература

  1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.
  2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.
  3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.
  4. Акимушкин И. Невидимые нити природы. М.: Мысль, 1985.
  5. Ауэрбах Ш. Генетика. М.: Атомиздат, 1966.
  6. Гржимек Б. Дикое животное и человек. М.: Мысль, 1982.
  1. Евсюков В. В. Мифы о Вселенной. Новосибирск: Наука, 1988.
  2. Нейфах А. А., Розовская Е. Р. Гены и развитие организма. М.: Наука, 1984.
  3. УинфриА.Т.   Время  по биологическим часам.  М.: Мир, 1990.
  1. Шпинар 3. В. История жизни на Земле / Художник 3. Буриан. Прага: Атрия, 1977.
  2. ЭтпгенбороД. Жизнь на Земле. М.: Мир, 1984.
  3. ЭттенбороД. Живая планета. М.: Мир, 1988.
  4. Яковлева И., Яковлев В. По следам минувшего. М.: Детская литература, 1983.


Контрольно-измерительные материалы

Контрольная работа по теме: «Генетика и основы селекции»        1 вариант

Задание 1. Дайте один правильный ответ.

1. Организм с генотипом ААВВСс образует гаметы:

1)ABC    и   ABB        2) ААВВСС      и       ААВВСс        3)ABC   и   АВс         4) А, В, С, с

2. Девочки, родившиеся от отца-дальтоника и здоровой (не носительницы) матери, будут нести ген дальтонизма с вероятностью:

1)25%           2)75%             3) 50%           4) 100%

3. Модификационные изменения:

1)не наследуются        3)наследуются, если они полезны

2)наследуются            4)наследуются только некоторые модификации

        

4. Примером модификадионных изменений является:

1)замена нуклеотида ДНК     2) болезнь Дауна        3)форма клюва у дятла         4) увеличение удоя коровы

5. Норма реакции — это:

1)генная мутация                                                    2)форма естественного отбора

3)границы изменчивости признака                      4)наследственная изменчивость

6. Примером действия закона гомологических рядов наследственной изменчивости является:

1)общность места происхождения                        2)принадлежность к одному виду

3)сходные мутации у близких родов растений        4)получение межвидовых гибридов

7. Мутационной изменчивостью является:

1)малый рост сосны, выросшей в высокогорье        2)изменение окраски листьев осенью

3)потемнение шерсти у кроликов при охлаждении        4)синдром Дауна

8. Гомозиготными называются организмы, которые:

1)образуют один сорт гамет                        2)при скрещивании друг с другом дают расщепления

3)несут только доминантные гены                        4)несут только рецессивные гены

9. Система скрещивания, при котором родительские особи различаются по проявлению лишь одного из признаков, называется:

 1) моногибридная             2)дигибридная                   3)доминантная                   4)рецессивная

10. Соматические клетки человека содержат:

1)46 пар хромосом              2)92 пары хромосом

3)23 пары хромосом            4)32 пары хромосом

11. Рецессивные мутации проявляются фенотипически:

1)всегда                 2)только в гетерозиготном состоянии        3)только в гомозиготном состоянии               4)никогда

12. Сцепленными называются гены, находящиеся в:

 1)одной хромосоме;             2)гомологичных хромосомах;        3)половых хромосомах;         4)аутосомах.

Задание 2. Решите задачу. У кур оперённые ноги (А) доминируют над голыми, розовидная форма гребня (В) – над простой. Курицу с голыми ногами и простым гребнем скрестили с петухом, имеющим оперённые ноги и розовидный гребень. Известно, что петух – потомок курицы с голыми ногами и петуха с простым гребнем.

         а) Сколько типов гамет образуется у курицы? у петуха?

б) Сколько разных фенотипов и генотипов получится от этого скрещивания?

в) Оцените вероятность того, что часть цыплят будет похожа на курицу-мать.

Задание 3. Дайте развернутый ответ.

1. В чём заключается суть закона гомологических рядов наследственной изменчивости?

2. Какая форма изменчивости проявляется у плодовых деревьев при их поливе и подкормке?

3. Сформулируйте 2-й закон Менделя и проиллюстрируйте его на примере.


Задания для итогового урока за курс 9 класс

Вариант 1

1.Когда началась геологическая история Земли?

2.Что явилось предпосылкой возникновения первичного океана?

3.Какими свойствами обладали коацерваты?

4.Какие рыбы были предками наземных позвоночных.

5.Каков химический состав молекулы жира?

6.Где в клетках синтезируются жиры?

7.Какие соединения входят в состав АТФ?

8.В результате какого процесса органические вещества образуются из неорганических?

9.Сколько энергии выделяется при расщеплении 1 г углеводов?

10.Сколько из известных аминокислот участвуют в синтезе белков?

11.В каких органеллах клетки синтезируются белки?

12.Какая структурная единица ответственна за синтез определенной молекулы белка?

13.Какова функция нуклеиновых кислот в клетке?

14.Чему соответствует информация одного триплета ДНК?

15.В каких органеллах клетки осуществляется процесс фотосинтеза?

16.Какой способ питания у человека?

17.Для какого способа размножения характерно образование гамет?

18.Какой из способов размножения организмов возник позже всех в процессе эволюции?

19.В состав какой структуры входит ген?

20.Что больше подвергается изменениям под влиянием условий внешней среды?

21.Что больше подвергается изменениям под влиянием условий внешней среды?

Контрольная работа по биологии  (первое полугодие)

Часть 1.  Выбери один верный ответ из  четырех

1. В синтезе АТФ не участвует такая структура клетки, как:

А – цитоплазма

Б – ядро

В – митохондрии

Г – хлоропласты

2. Анаэробным гликолизом называется:

А – совокупность всех реакций энергетического обмена

Б – бескислородное расщепление глюкозы

В – окислительное фосфолирирование

Г – расщепление АТФ

3. В процессе энергетического обмена не образуется:

А – гликоген

Б – вода

В – углекислый газ

Г – АТФ

4. Исходным материалом для фотосинтеза служит:

А – кислород и углекислый газ

Б – вода и кислород

В – углекислый газ и вода

Г – углеводы

5. Фотолизом воды называется реакция:

А –    4Н+ + е + О2 = 2Н2О

Б –     6СО2 + 6Н2О = С6Н12О6

В -     2Н2О  = 4Н+ + 4е + О2

Г -      С6Н12О6  = СО2 + Н2О

6. В световой фазе фотосинтеза не происходит:

А – образования глюкозы

Б – фотолиз воды

В – синтез АТФ

Г – образования НАДФ*Н

7. Главным событием интерфазы является:

А – мутационный процесс

Б – удвоение наследственного материала

В – деление ядра клетки

Г – сокращение наследственного материала вдвое

8. Из перечисленных ниже клеток митозом не делятся:

А – оплодотворенные яйцеклетки

Б – споры

В – сперматозоиды

В – клетки эпителия

9. К пластическому обмену относится:

А – анаэробный гликолиз

Б – биосинтез белков

В – биосинтез жиров

Часть 2:

Задание 1    Соотнесите результаты, возникающие при энергетическом обмене и фотосинтезе.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЦЕССА                  ПРОЦЕССЫ

А) синтез глюкозы                               1) Фотосинтез  

Б) выделение кислорода                     2) Энергетический обмен

В) распад глюкозы

А

Б

В

Г

Д

Е

Г) поглощение кислорода

Д) протекает в митохондриях

Е) протекает в хлоропластах

Задание 2   Установите правильную последовательность процессов биосинтеза белка.

А) Синтез и-РНК на ДНК

Б) Репликация ДНК

В) Выход и-РНК в цитоплазму

Г) Образование полипептида и его отрыв от рибосомы

Д) Присоединение аминокислот к т-РНК

Е) Взаимодействие т-РНК с и-РНК

     _________________________

 

Часть 3.

Задание 1.   Определите первичную структуру белка, закодированного в левой цепи гена, если участок его правой цепи имеет следующую последовательность нуклеотидов:

ГАТАТТТАЦГЦА

Основное содержание программы

Введение

Биология как наука о живой природе. Роль биологии в практической деятельности людей.

Раздел 1.

 Эволюция живого мира на Земле. Глава 1. Многообразие живого мира. Уровни организации и основные свойства живых организмов. Признаки живых организмов Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.Глава 2. Развитие биологии в додарвиновский период. Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина

Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Формы естественного отбора. Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора. Результат эволюции – приспособленность организмов к среде обитания. Выявление приспособленности к среде обитания. Глава 5. Микроэволюция. Вид, его критерии и структура. Популяция. Видообразование. Глава 6. Макроэволюция. Биологические последствия адаптации. Главные направления эволюции. Глава 7. Возникновение жизни на Земле. Современные представления о происхождении жизни. Начальные этапы развития жизни. Эра древнейшей жизни. Глава 8. Развитие жизни на Земле. Развитие жизни в протерозойскую и палеозойскую эры. Развитие жизни в мезозойскую и кайнозойскую эры. Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

РАЗДЕЛ 2. Структурная организация живых организмов. Глава 9. Химическая организация клетки. Элементарный состав клетки. Неорганические вещества клетки. Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. Органические вещества клетки. Белки. Органические вещества клетки. Нуклеиновые кислоты. Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Пластический обмен. Биосинтез белков, жиров, углеводов. Энергетический обмен. Внутриклеточное пищеварение. Дыхание. Глава 11. Строение и функции клеток. Прокариотические клетки. Изучение клеток бактерий. Эукариотическая клетка. Клеточная мембрана, цитоплазма, органоиды цитоплазмы. Эукариотическая клетка. Ядро. Изучение клеток растений и животных. Деление клеток. Клеточная теория строения организмов.

РАЗДЕЛ 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов Глава 12. Размножение организмов. Размножение. Бесполое размножение. Половое размножение. Развитие половых клеток. Оплодотворение. Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез). Онтогенез. Эмбриональный период развития. Онтогенез. Постэмбриональный период развития. Общие закономерности развития.

РАЗДЕЛ 4. Наследственность и изменчивость организмов. Глава 14. Закономерности наследования признаков Основные понятия генетики. Гибридологический метод изучения наследственности Г. Менделя. Законы Г. Менделя. Генетика пола. Генотип как система взаимодействующих генов. Решение генетических задач Глава 15. Закономерности изменчивости. Наследственная (генотипическая) изменчивость. Фенотипическая (модификационная) изменчивость. Выявление изменчивости организмов.

Глава 16. Селекция растений, животных. Селекция. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Методы селекции растений и животных. Селекция микроорганизмов. Достижения и основные направления современной селекции.

РАЗДЕЛ 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. Глава 17. Биосфера, ее структура и функции. Структура биосферы Круговорот веществ в природе. Экологические факторы. Биогеоцинозы. Биоценозы. Видовое разнообразие. Пищевые связи в экосистемах. Составление схем передачи веществ и энергии. Биотические факторы. Взаимоотношения между организмами. Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Глава 18. Биосфера и человек.  Природные ресурсы и их использование. Роль человека в биосфере. Последствия деятельности человека в экосистемах Экологические проблемы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...