рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Захолынская основная общеобразовательная школа
Утверждена приказом
директора МБОУ
Захолынской основной
общеобразовательной школы
№_____ от ___________2012 г.
Рабочая программа
по биологии для 8 класса
основного общего образования
уровень: базовый
Учитель: Баранова Нина Иосифовна
Квалификационная категория: первая
Программа рассмотрена на заседании ММО учителей естественно-математического цикла
Протокол от «_____»_________________2012 г. № _______
Руководитель_______________________ ____________________________
подпись расшифровка подписи
2012 год
Содержание
рабочей программы
стр.
Паспорт программы …………………………………………….. 3
Пояснительная записка…………………………………………. 4
Содержание курса………………………………………………. 6
Учебно-тематический план курса……………………………… 11
Требования к уровню подготовки……………………………… 18
Учебно-методический комплект и дополнительная литература 19
Цифровые образовательные ресурсы по курсу………………… 20
Приложения…………………………………………………… 21
Контрольно-измерительные материалы по курсу………………
Паспорт программы
Тип программы: программа основного общего образования.
Статус программы: рабочая программа учебного курса по биологии
Назначение программы:
для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.
Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы.
Сроки освоения программы: 1 год.
Объем учебного времени: 68 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Формы контроля: текущий контроль, итоговая контрольная работа
Пояснительная записка
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основе следующих документов:
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);
Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 09.04.2012 г.№299);
Учебного плана МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы на 2010/2012 учебный год;
Авторской программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Программа основного общего образования по биологии. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова)
.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения кживой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
для заботы о собственном здоровье. Оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.
Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уцроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены:
демонстрации микропрепаратов, влажных препаратов, муляжей органов, опытов;
24 лабораторных работы;
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных работ, представленном в авторской программе В.В.Пасечника. Лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и самостоятельной работы в домашних условиях, оцениваются лабораторные работы по усмотрению учителя.
Для текущего тематического контроля и оценки знанимй в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь– М.: Дрофа. 2011.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравгнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.В.Колесов «Биология. Человек» 8 класс. Учеб для общеобразоват.учебных заведений. – М. Дрофа 2006
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.
Содержание курса :
Тема 1. "Введение - 2 часа
Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология. Психология, гигиена. Их становление и методы исследования.
РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (2 часа)
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.
РАЗДЕЛ 2.
Строение и функции организма – 57 часов
Тема 2. 1. Общий обзор организма (1 час)
Уровни организации организма. Структура тела. Органы и системы органов.
Тема 2. 2. Клеточное строение организма. Ткани – 5 часов.
Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.
Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс.
ДЕМОНСТРАЦИИ: разложение пероксида водорода ферментом каталазой.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.
2. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.
Тема 2. 3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час)
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 3. Коленный рефлекс.
Тема 2. 3. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы. Их функции. Химический состав костей, их макро - и микростроение, типы костей. Скелет человека., его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное (суставы).
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и ее регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинаии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах. Переломах костей и вывихах суставов.
ДЕМОНСТРАЦИИ: скелета и мцуляжей торса человека,черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 4. .Микроскопическое строение кости.
5. Мышцы человеческого тела.
6. Утомление при статической и динамической работе.
7. Выявление нарушений осанки, выявление плоскостопия.
8. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении рук.
.
Тема 2.5. Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма, форменные элементы ( тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагицитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммуните. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 9. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая система (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
ДЕМОНСТРАЦИИ: муляжей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 10. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.
11. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.
12. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.
13. Опыты, выясняющие природу пульса.
14. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7. Дыхательная система – 4 часа.
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Газообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоовья, жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравма. Клиническая и биологическая смерть Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм
ДЕМОНСТРАЦИИ: модели гортани, модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха, приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей, роли резонаторов, усиливающих звук, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе, измерения жизненной емкости легких, приемов искусственного дыхания.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 15. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
16. Функциональная проба с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.
Тема 2.8. Пищеварительная система - 6 часов.
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значениепищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы... Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кмишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
ДЕМОНСТРАЦИИ: торса человека.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 17. Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии - 3 часа.
Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, макро- и микроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 18. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.
19. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция – 3 часа.
Наружные покровы тела человека.Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.
САМОНАБЛЮДЕНИЯ: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Тема 2.11. Выделительная система 1 час
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной ситстемы, их строение, функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Тема 2.12. Нервная систем человека – 5 часов
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система. Нервы и нервные узлы – периферическая система. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции отделов головного мозга. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Срматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
ДЕМОНСТРАЦИИ: модели головного мозга человека.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 20. Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
21. Рефлексы продолговатого и среднего мозга, штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.
Тема 2.13. Анализаторы – 5 часов.
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты., их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
ДЕМОНСТРАЦИИ: моделей глаза и уха, опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек, обнаружение слепого пятна, определение остроты слуха, зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 22. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное иусловное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты,запечатление. Приобретенные программы поведения:условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологическите ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и укак средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негатевизм. Эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеяности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
ДЕМОНСТРАЦИИ: бузусловные и условные рефлексы по методу речевого подкрепления, двойственных изображений, иллюзий установки, выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.
ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 23. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и нового динамического стереотипа.
24. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.
Тема 2.15. Железы внутренней секреции. (Эндокринная система) (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
ДЕМОНСТРАЦИИ: модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза, модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.
РАЗДЕЛ 3.
Индивидуальное развитие организма. (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определение пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша, овуляция. Оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.
Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
Тематический план курса |
№ п/п | Тема | Кол-во часов по плану | Кол-во часов факт. | Лабораторные работы по плану | Лабораторные работ, фактически |
1 | Введение. | 2 | - |
2 | Раздел 1. Происхождение человека | 2 |
3 | Раздел 2. Строение и функции организма. | 57 |
Тема 2.1. Строение организма. Клеточное строение организма. Ткани. | 5 | Л.Р. № 1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп» Л.Р. № 2«Микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей Л.Р. № 3 «Коленный рефлекс» |
Тема 2.2. Опорно-двигательная система | 8 | Л.Р. № 4 «Микроскопическое строение кости» Л.Р. № 5 «Мышцы человеческого тела» Л.Р. № 6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки» Л.Р.№ 7 «Утомление при статической и динамической работе» Л.Р. № 8 « Выявление нарушений осанки» Л.Р. № 9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома) |
Тема 2.3. Внутренняя среда организма. | 3 | Л.Р. № 10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» |
Тема 2.4. Кровеносная и лимфатическая системы организма. | 6 | Л.Р. № 11«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке». Л.Р. № 12«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» Л.Р. № 13 «Опыты, выясняющие природу пульса» Л.Р.№ 14 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» Л.Р. № 15 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» |
Тема 2.5. Дыхательная система | 4 | Л.Р. № 15 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» Л.Р. № 16 « Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» |
Тема 2.6. Пищеварительная система | 6 | Л.Р. № 17 «Действие ферментов слюны на крахмал» |
Тема 2.7. Обмен веществ и энергии. | 3 | Л.Р. № 18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» Л.Р. № 19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» |
Тема 2.8. Покровные органы. Теплорегуляция. | 3 |
Тема 2.10. | 3 |
Тема 2.11. Выделительная система. | 1 |
Тема 2.12. Нервная система человека. | 5 | Л.Р. № 20 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» Л.Р. 21. «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной стистемы при раздражении» |
Тема 2.13. Анализаторы. | 5 | Л.Р. № 22 «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением» |
Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика. | 5 | Л.Р. № 23 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» Л.Р. № 24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» |
Тема 2.15. Железы внутренней секреции. | 2 |
Итого: | 68 |
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ |
№ п/п | Дата проведения | Раздел программы, тема урока | Практическая часть | Домашнее задание |
Введение. (2 часа) |
1. | Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его | § 1 |
2. | Становление наук о человеке. | § 2 |
РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (2 часа) |
3. | Систематическое положение человека. | § 3 |
4. | Историческое прошлое людей. Расы людей. | § 4 § 5 |
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (57 часов) |
Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час) |
5. | Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. | §6 |
Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (4 часа) |
6. | Клеточное строение организма. | Л.Р. № 1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп» | §7 |
7. | Ткани. | Л.Р. № 2«Микропрепараты эпители-альной, соединительной, мышечной и нервной тканей | §8 |
8. | Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс. | Л.Р. № 3 «Коленный рефлекс» | §9 |
9. | Обобщение по теме: «Клеточное строение организма. Ткани». | §6-9 |
Тема 2.3. Опорно-двигательная система (8 часов) |
10. | Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. | Л.Р. № 4 «Микроскопическое строе-ние кости» | §10 |
11. | Скелет человека. Осевой скелет. | §11 |
12. | Добавочный скелет. | §12 |
13. | Строение мышц. | Л.Р. № 5 «Мышцы человеческого тела» Л.Р. № 6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки» (выполняется дома) | §13 |
14. | Работа скелетных мышц и их регуляция. | Л.Р .№ 7 «Утомление при статической и динамической работе» | §14 |
15. | Осанка. Предупреждение плоскостопия. | Л.Р. № 8 «Выявление нарушений осанки» Л.Р. № 9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома) | §15 |
16. | Первая помощь при повреждении скелета и мышц. | §16 |
17. | Контрольно-обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система» | §10-16 |
Тема 2.4. Внутренняя среда организма. (3 часа) |
18. | Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма. | Л.Р. № 10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом» | §17 |
19. | Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. | §18 |
20. | Иммунология на службе здоровья. | §19 |
Тема 2.5. Кровеносная и лимфатическая системы организма. (6 часов) |
21. | Транспортные системы организма. | §20 |
22. | Круги кровообращения. | Л.Р. № 11 «Положение венозных кла-панов в опущенной и поднятой руке». Л.Р. № 12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» | §21 |
23. | Строение и работа сердца. | Л.Р. № 13 «Опыты, выясняющие природу пульса» | §22 |
24. | Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения. | Л.Р. № 14«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» | §23 |
25. | Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. | Л.Р. № 15«Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку» | §24 |
26. | Первая помощь при кровотечениях. | §25 |
Тема 2.6. Дыхательная система. (4 часа) |
27. | Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. | §26 |
28. | Легкие. Легочное и тканевое дыхание. | §27 |
29. | Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. | §28 |
30. | Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. | Л.Р. № 16 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» Л.Р. № 17 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе» | §29 |
Тема 2.7. Пищеварение (6 часов) |
31. | Пищевые продукты и питательные вещества. Строение пищеварительной системы | §30 |
32. | Зубы. Пищеварение в ротовой полости. | Л.Р. № 17 «Действие ферментов слюны на крахмал» | §31 |
33. | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов. | §32 |
34. | Функции тонкого и толстого кищечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит. | §33 |
35. | Регуляция пищеварения. | §34 |
36. | Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. | §35 |
Тема 2.8. Обмен веществ и энергии (3 часа) |
37. | Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов. Виды обмена веществ. | Л.Р. № 18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» | §36 |
38. | Витамины. | §37 |
39. | Энерготраты человека и пищевой рацион. | Л.Р. № 19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат» | §38 |
Тема 2.9. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа) |
40. | Кожа – наружный покровной орган. | §39 |
41. | Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. | Самонаблюдение: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды. | §40 |
42. | Терморегуляция организма. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. | §41 |
Тема 2.10. Выделительная система (1 час) |
43. | Значение органов выделения. Строение. Заболевания органов выделительной системы. И их предупреждение. | §42 |
Тема 2.11. Нервная система человека (5 часов) |
44. | Значение нервной системы. | §43 |
45. | Строение нервной системы. Спинной мозг. | §44 |
46. | Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка. | Л.Р. № 20 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга» «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной с (истемы при раздражении» | §45 |
47. | Функции переднего мозга. | §46 |
48. | Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы. | §47 |
Тема 2.12. Анализаторы (5 часов) |
49. | Анализаторы. | §48 |
50. | Зрительный анализатор. | §49 |
51. | Гигиена зрения. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. | §50 |
52. | Слуховой анализатор. Гигиена органов слуха. | §51 |
53. | Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. | §52 |
Тема 2.13. Высшая нервная деятельность (6 часов) |
54. | Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. | §53 |
55. | Врожденные и приобретенные программы поведения. | Л.Р. № 22 «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа» | §54 |
56. | Сон и сновидения. | §55 |
57. | Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные интересы. | §56 |
58. | Воля. Эмоции. Внимание. | Л.Р. № 23 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом» | §57 |
59. | Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность человека. Поведение. Психика». | §53 - §57 |
Тема 2.14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа) |
60. | Роль эндокринной регуляции. | §58 |
61. | Функции желез внутренней секреции. | §59 |
РАЗДЕЛ 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов) |
62. | Жизненные циклы организмов. Размножение. | §60 |
63. | Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. | §61 |
64. | Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем. | §62 |
65. | Развитие ребенка после рождения. Становление личности. | §63 |
66. | Интересы. Склонности. Способности. | §64 |
Повторение и обобщение (2 часа) |
67. | Итоговый контрольно-обобщающий урок по курсу. |
68. | Обобщающее повторение. |
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: организма человека, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на таблицах, рисунках органы и системы органов человека, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять биологическую принадлежность организма человека к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы, а также их влияние на организм человека
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
УМК
1.Д.В.Колесов Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006. 336 с.
2.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Биология Человек 8 класс. М.: Дрофа, 2006. 96 с.
Список методических пособий для учителя
1.Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Вентана Граф, 2005
2.Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана Граф, 2005
Список дополнительной литературы для учителя
1.Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998
2.Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
3.Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2009
5.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1995
6.Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1997
7.Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. М.: Мир, 2004
Список дополнительной литературы для учащихся
1.Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. М.: Просвещение, 2004
2.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. М., Просвещение,1986
Электронные издания:
1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. Кирилл и Мефодий, 19992003 гг. Авторы академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.
2.Единый государственный экзамен 2010. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО Меридиан
3.Открытая Биология 2.5 ООО Физикон, 2003 г. Автор Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.
4.Открытая Биология 2.6. Издательство Новый диск, 2005.
5.1С: Репетитор. Биология. ЗАО 1 С, 19982002 гг. Авторы к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова
Интернет-ресурсы:
www.bio.1september.ru
www.bio.nature.ru
www.edios.ru
www.km.ru/educftion
Тестирование за курс биологии 8 класс.
1.К внутренней среде организма относится:
А. вода Б. лимфа В. плазма Г. белки.
2. Тип ткани, к которому относится кровь:
А. эпителиальная Б. мышечная В. соединительная Г. нервная.
3. Тип ткани, составляющей костную систему:
А. эпителиальная Б. мышечная В. соединительная Г. нервная.
4. Ткань, выстилающая полость внутренних органов:
А. эпителиальная Б. мышечная В. соединительная Г. нервная.
5. Ткань- это:
А. совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям;
Б. совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по выполняемым функциям.
6. Система органов, к которой относится печень:
А. пищеварительная Б. дыхательная В. нервная Г. кровеносная
Д. опорно-двигательная Е. мочевыделительная.
7. Система органов, к которой относится почки:
А. пищеварительная Б. дыхательная В. нервная Г. кровеносная
Д. опорно-двигательная Е. мочевыделительная.
8. Кашель, чихание, мигание- это:
А. пищеварительный рефлекс Б. защитный рефлекс В. ориентировочный рефлекс Г. половой рефлекс.
9. В опорно-двигательную систему входят:
А. мышцы и нервы сердца Б. скелет и мышцы В. мышцы желудка Г. только скелетные мышцы.
10. Тип ткани, к которой относятся кости и хрящи:
А. эпителиальная Б. Мышечная В.соединительная Г. нервная.
11. Плоские кости человека:
А. кости кисти и стопы Б. лобная и тазовая В. плечевые кости Г. теменные кости и позвонки.
12. Кости, образующие пояс верхних конечностей:
А. тазовая кость Б. лопатки и ключицы В. кости плеча и предплечья Г. кости шейных позвонков.
13. Органы, защищенные грудной клеткой:
А. сердце, желудок, легкие. Б. сердце, селезенка, легкие. В. сердце, легкие, почки, желудок. Г. сердце, легкие, почки, желудок, печень.
14. Железа, регулирующая рост человека:
А. эпифиз Б. гипофиз В. зобная железа Г. щитовидная желез
15. Тип соединения костей в позвоночнике:
А. неподвижный Б. полуподвижный В. подвижный.
16. Тип соединения костей в коленном суставе:
А. неподвижный Б. полуподвижный В. подвижный
17. Тип соединения костей в мозговом отделе черепа:
А. неподвижный Б. полуподвижный В. подвижный.
18. Клетки крови, способные к фагоцитозу
А. эритроциты Б. тромбоциты В. лейкоциты.
19. Клетки крови, отвечающие за транспорт углекислого газа:
А. эритроциты Б. тромбоциты В. лейкоциты.
20. Клетки крови, защищающие организм от микробов:
А. эритроциты Б. тромбоциты В. лейкоциты.
21. Красный цвет крови придает:
А. хлорофилл Б. соли кальция В. гемоглобин.
22. Кровь, насыщенную кислородом называют:
А. венозной Б. артериальной.
23. Заболевание, при котором кровь перестает свертываться, называется:
А. зоб Б. анемия В. дифтерия Г. гемофилия.
24. Человек, имеющий 4 группу крови, может передать кровь для оказания медицинской помощи человеку с :
А. 1 группой Б.2 группой В. 3 группой Г. 4 группой.
25. Лейкоциты по-другому называют: А. красные клетки крови Б. белые клетки крови В. желтые клетки крови
26. Иммунитет, выработанный после перенесенного инфекционного заболевания:
А. врожденный Б. приобретенный В. искусственный Г. естественный
27. Иммунитет, выработанный после прививок:
А. врожденный Б. приобретенный В. искусственный Г. естественный.
28. Количество кругов кровообращения в организме человека:
А.2 Б.4 В. 3 Г.1
29. Наружный слой кожи называется:
А. эпидермис Б. дерма В. подкожная клетчатка.
30. Слой кожи, в котором находятся многочисленные рецепторы, сальные и потовые железы, корни волос, кровеносные и лимфатические сосуды:
А. эпидермис Б. дерма В. подкожная клетчатка.
31. Белочная оболочка в передней части глаза называется:
А. радужкой Б. роговицей В. стекловидным телом.
32. Передняя часть сосудистой оболочки глаза:
А. радужкой Б. роговицей В. стекловидным телом.
33. Зрачок- это отверстие в центре:
А. хрусталика Б. сетчатки В. радужки.
34.Рецепторы, отвечающие за сумеречное зрение:
А. колбочки Б. палочки.
35. Рецепторы, отвечающие за цветное зрение:
А. колбочки Б. палочки.
36. Отдел органа слуха, в котором расположены три косточки: молоточек, стремечко и наковальня- это:
А. наружное ухо Б. среднее ухо В. внутреннее ухо.
37. Отдел органа слуха, в котором расположена улитка:
А. наружное ухо Б. среднее ухо
38. Отдел органа слуха, в котором находятся слуховые рецепторы:
А. наружное ухо Б. среднее ухо В. внутреннее ухо
39. Вид памяти, помогающий запоминать и воспроизводить лица людей:
А. двигательная Б. образная В. эмоциональная Г. словесная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...