рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

содержит все компоненты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_klass.doc254.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Захолынская основная общеобразовательная школа

Утверждена приказом

директора МБОУ

Захолынской основной

общеобразовательной школы

№_____ от ___________2012 г.

Рабочая программа

по биологии для 8 класса

основного общего образования

уровень: базовый

Учитель: Баранова Нина Иосифовна

Квалификационная категория: первая

Программа рассмотрена на заседании ММО учителей естественно-математического цикла

Протокол от «_____»_________________2012 г. № _______

Руководитель_______________________    ____________________________

                                                                      подпись                                                                             расшифровка подписи

2012 год

Содержание

рабочей программы

                                                                           стр.

Паспорт программы ……………………………………………..                       3    

Пояснительная записка………………………………………….                        4

Содержание курса……………………………………………….                        6

Учебно-тематический план курса………………………………                       11

Требования к уровню подготовки………………………………                      18

Учебно-методический комплект и дополнительная литература                     19

Цифровые образовательные ресурсы по курсу…………………                     20

       Приложения……………………………………………………                   21

Контрольно-измерительные материалы по курсу………………

Паспорт программы

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса по биологии

Назначение программы:

для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

для педагогических работников МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

для администрации МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль, итоговая контрольная работа

Пояснительная записка

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 8 класса и составлена на основе следующих документов:

Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089;

Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7);

Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от 09.04.2012 г.№299);

Учебного плана  МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы на 2010/2012 учебный год;

Авторской программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Программа основного общего образования по биологии. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова)

.

Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма,  биологические эксперименты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в процессе проведения наблюдений, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения кживой природе, собственному здоровью и здоровью других людей,  культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

для заботы о собственном здоровье. Оказания первой помощи себе и окружающим, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ- инфекции.

Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уцроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

 Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены:

демонстрации микропрепаратов, влажных препаратов, муляжей органов, опытов;

 24 лабораторных работы;

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных работ, представленном в авторской программе В.В.Пасечника.  Лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и самостоятельной работы в домашних условиях,  оцениваются лабораторные работы по усмотрению учителя.

Для текущего тематического контроля и оценки знанимй в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.

       Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

       Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой:Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н. Беляев. Биология. Человек. 8 класс. Рабочая тетрадь– М.: Дрофа. 2011.

В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения  узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравгнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

      Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Д.В.Колесов «Биология. Человек» 8 класс. Учеб для общеобразоват.учебных               заведений. – М. Дрофа 2006

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса  предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

        

Содержание курса :

Тема 1. "Введение - 2 часа

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология. Психология, гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1. Происхождение человека (2 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

РАЗДЕЛ 2.

Строение и функции организма – 57 часов

 Тема 2. 1. Общий обзор организма  (1 час)

Уровни организации организма. Структура тела. Органы и системы органов.

Тема 2. 2. Клеточное строение организма. Ткани – 5 часов.

Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез, биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей. Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функции нейрона. Синапс.

ДЕМОНСТРАЦИИ: разложение пероксида водорода ферментом каталазой.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:  1. Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп.

                                                       2. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.

Тема 2. 3. Рефлекторная регуляция органов и систем органов (1 час)

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения, их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:  3. Коленный рефлекс.

Тема 2. 3. Опорно-двигательная система (7 часов) 

Скелет и мышцы. Их функции. Химический состав костей, их макро - и микростроение, типы костей. Скелет человека., его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и ее регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинаии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах. Переломах костей и вывихах суставов.

ДЕМОНСТРАЦИИ: скелета и мцуляжей торса человека,черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах. 

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:  4. .Микроскопическое строение кости.

                                                       5. Мышцы человеческого тела.

                                                       6.  Утомление при статической и динамической работе.

                                                       7.  Выявление нарушений осанки, выявление плоскостопия.

                                                       8. Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении рук.

                                                   .

Тема 2.5.  Внутренняя среда организма (3 часа)

Компоненты внутренней среды организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма, форменные элементы ( тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие.  Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагицитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммуните. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:  9. Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.  Кровеносная и лимфатическая система (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

ДЕМОНСТРАЦИИ: муляжей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки          кровотечений.

 ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:  10. Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке.

                                                        11. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение.

                                                        12. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа.

                                                        13. Опыты, выясняющие природу пульса.

                                                        14. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

Тема 2.7.  Дыхательная система – 4  часа.

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Газообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь.  Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоовья, жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография.  Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравма. Клиническая и биологическая смерть Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм

 ДЕМОНСТРАЦИИ:  модели гортани, модели,  поясняющей механизм вдоха и выдоха, приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей, роли резонаторов, усиливающих звук, опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе, измерения жизненной емкости легких, приемов искусственного дыхания.  

 ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:   15. Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.

                                                        16. Функциональная проба с задержкой дыхания при вдохе и выдохе.

Тема 2.8. Пищеварительная система - 6 часов.

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значениепищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта.  Регуляция деятельности пищеварительной системы... Заболевания органов пищеварения, их профилактика.  Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кмишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

ДЕМОНСТРАЦИИ:  торса человека.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:   17. Действие ферментов слюны на крахмал.

Тема 2.9.  Обмен веществ и энергии - 3 часа.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, макро- и микроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энергозатраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:   18. Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

                                                        19. Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.

Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция – 3 часа.

Наружные покровы тела человека.Строение и функции кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

САМОНАБЛЮДЕНИЯ: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

Тема 2.11. Выделительная система 1 час

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной ситстемы, их строение, функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Тема 2.12. Нервная систем человека – 5 часов

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система. Нервы и нервные узлы – периферическая система. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга.  Функции отделов головного мозга.  Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Срматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический  и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

ДЕМОНСТРАЦИИ:  модели головного мозга человека.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:   20. Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

21.  Рефлексы продолговатого и среднего мозга, штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение                                   тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13. Анализаторы – 5 часов.

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации.  Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор.  Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение.  Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаз. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.  Коррекция зрения. Слуховой анализатор.  Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты., их предупреждение.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.

ДЕМОНСТРАЦИИ:  моделей глаза и уха, опытов, выявляющих функции радужной оболочки, хрусталика, палочек и колбочек, обнаружение слепого пятна, определение остроты слуха, зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ:   22. Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей  нервной деятельности. И.М.Сеченов и И.П.Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное иусловное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А.А.Ухтомского о доминанте.

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты,запечатление. Приобретенные программы поведения:условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

Биологическите ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь  как средство общения и укак средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления,  память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негатевизм. Эмоции, эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеяности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

ДЕМОНСТРАЦИИ:  бузусловные и условные рефлексы по методу речевого подкрепления, двойственных изображений, иллюзий установки, выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ: 23. Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и нового динамического стереотипа.

24. Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при             активной работе с объектом.

Тема 2.15. Железы внутренней секреции. (Эндокринная система) (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

ДЕМОНСТРАЦИИ:  модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения  гипофиза, модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.

РАЗДЕЛ 3.

Индивидуальное развитие организма. (5 часов)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определение пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша, овуляция. Оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля – Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Тематический план курса


п/п

Тема

Кол-во

 часов

по

  плану

Кол-во

часов

факт.

Лабораторные работы

 по плану

Лабораторные        

 работ,

фактически

1

Введение.

     2

-

2

Раздел 1. Происхождение человека

2

3

Раздел 2. Строение и функции организма.

57

Тема 2.1. Строение организма. Клеточное строение организма. Ткани.

5

Л.Р. № 1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп»

Л.Р. № 2«Микропрепараты эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей

Л.Р. № 3 «Коленный рефлекс»

Тема 2.2. Опорно-двигательная система

8

Л.Р. №  4  «Микроскопическое строение кости»

Л.Р. № 5 «Мышцы человеческого тела»

Л.Р. № 6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки»

Л.Р.№ 7 «Утомление при статической и динамической работе»

Л.Р. № 8 « Выявление нарушений осанки»

Л.Р. № 9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома)

Тема 2.3. Внутренняя среда организма.

3

Л.Р. № 10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

Тема 2.4. Кровеносная и лимфатическая системы организма.

6

Л.Р. № 11«Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

Л.Р. № 12«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение» 

Л.Р. № 13 «Опыты, выясняющие природу пульса»

Л.Р.№ 14 «Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

Л.Р. № 15 «Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

Тема 2.5. Дыхательная система

4

Л.Р. № 15 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Л.Р. № 16 « Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

Тема 2.6. Пищеварительная система

6

Л.Р. № 17 «Действие ферментов слюны на крахмал»

Тема 2.7. Обмен веществ и энергии.

3

Л.Р. № 18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

Л.Р. № 19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

Тема 2.8. Покровные органы. Теплорегуляция.

3

Тема 2.10.

3

Тема 2.11. Выделительная система.

1

Тема 2.12. Нервная система человека.

5

Л.Р. № 20 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

Л.Р. 21. «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной стистемы при раздражении»

Тема 2.13. Анализаторы.

5

Л.Р. № 22  «Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением»

Тема 2.14. Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

5

Л.Р. № 23  «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

Л.Р. № 24 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

Тема 2.15. Железы внутренней секреции.

2

Итого:

68

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

проведения

Раздел программы, тема урока

Практическая

часть

Домашнее

задание

Введение. (2 часа)

1.

Биосоциальная природа человека и науки, изучающие его

§ 1

2.

Становление наук о человеке.

§ 2

РАЗДЕЛ 1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА   (2 часа)

3.

Систематическое положение человека.

§ 3

4.

Историческое прошлое людей. Расы людей.

§ 4 § 5

РАЗДЕЛ 2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (57 часов)

Тема 2.1. Общий обзор организма (1 час)

5.

Общий обзор организма человека. Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.

§6

Тема 2.2. Клеточное строение организма. Ткани. (4 часа)

6.

Клеточное строение организма.

Л.Р. № 1 «Рассматривание клеток в оптический микроскоп»

§7

7.

Ткани.

Л.Р. № 2«Микропрепараты эпители-альной, соединительной, мышечной и нервной тканей

§8

8.

Нервная ткань. Строение и функция нейрона. Синапс.

Л.Р. № 3 «Коленный рефлекс»

§9

9.

Обобщение по теме: «Клеточное строение организма. Ткани».

§6-9

Тема 2.3. Опорно-двигательная система (8 часов)

10.

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Л.Р. №  4  «Микроскопическое строе-ние кости»

§10

11.

Скелет человека. Осевой скелет.

§11

12.

Добавочный скелет.

§12

13.

Строение мышц.

Л.Р. №  5  «Мышцы человеческого тела» 

Л.Р. № 6 «Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движении руки» (выполняется дома)

§13

14.

Работа скелетных мышц и их регуляция.

Л.Р .№ 7 «Утомление при статической и динамической работе»

§14

15.

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л.Р. № 8 «Выявление нарушений осанки»

Л.Р. № 9 «Выявление плоскостопия» (выполняется дома)

§15

16.

Первая помощь при повреждении скелета и мышц.

§16

17.

Контрольно-обобщающий урок по теме: «Опорно-двигательная система»

§10-16

Тема 2.4. Внутренняя среда организма. (3 часа)

18.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Л.Р. № 10 «Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом»

§17

19.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.

§18

20.

Иммунология на службе здоровья.

§19

Тема 2.5. Кровеносная и лимфатическая системы организма. (6 часов)

21.

Транспортные системы организма.

§20

22.

Круги кровообращения.

Л.Р. № 11 «Положение венозных кла-панов в опущенной и поднятой руке».

Л.Р. № 12 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение»

§21

23.

Строение и работа сердца.

Л.Р. № 13 «Опыты, выясняющие природу пульса»

§22

24.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Л.Р. № 14«Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»

§23

25.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов.

Л.Р. № 15«Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку»

§24

26.

Первая помощь при кровотечениях.

§25

Тема 2.6. Дыхательная система. (4 часа)

27.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы, дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей.

§26

28.

Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

§27

29.

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

§28

30.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Л.Р. № 16 «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

Л.Р. № 17 «Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»

§29

Тема 2.7. Пищеварение (6 часов)

31.

Пищевые продукты  и питательные вещества. Строение пищеварительной системы

§30

32.

Зубы. Пищеварение в ротовой полости.

Л.Р. № 17 «Действие ферментов слюны на крахмал»

§31

33.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.

§32

34.

Функции тонкого и толстого кищечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.

§33

35.

Регуляция пищеварения.

§34

36.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций.

§35

Тема 2.8. Обмен веществ и энергии (3 часа)

37.

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых организмов. Виды обмена веществ.

Л.Р. № 18 «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки»

§36

38.

Витамины.

§37

39.

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Л.Р. № 19 «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат»

§38

Тема 2.9. Покровные органы. Теплорегуляция. (3 часа)

40.

Кожа – наружный покровной орган.

§39

41.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

Самонаблюдение: рассматривание под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

§40

42.

Терморегуляция организма. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма.

§41

Тема 2.10. Выделительная система (1 час)

43.

Значение органов выделения. Строение. Заболевания органов выделительной системы. И их предупреждение.

§42

Тема 2.11. Нервная система человека (5 часов)

44.

Значение нервной системы.

§43

45.

Строение нервной системы. Спинной мозг.

§44

46.

Строение головного мозга. Функции продолговатого и среднего мозга, моста и мозжечка.

Л.Р. № 20 «Пальценосная проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга»

 «Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи – тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной с (истемы при раздражении»

§45

47.

Функции переднего мозга.

§46

48.

Соматический и автономный (вегетативный) отделы нервной системы.

§47

Тема 2.12. Анализаторы (5 часов)

49.

Анализаторы.

§48

50.

Зрительный анализатор.

§49

51.

Гигиена зрения. Предупреждение близорукости и дальнозоркости.

§50

52.

Слуховой анализатор. Гигиена органов слуха.

§51

53.

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

§52

Тема 2.13. Высшая нервная деятельность (6 часов)

54.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.

§53

55.

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Л.Р. № 22  «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа»

§54

56.

Сон и сновидения.

§55

57.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные интересы.

§56

58.

Воля. Эмоции. Внимание.

Л.Р. № 23 «Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом»

§57

59.

Обобщающий урок по теме «Высшая нервная деятельность человека. Поведение. Психика».

§53 - §57

Тема 2.14. Железы внутренней секреции (эндокринная система) (2 часа)

60.

Роль эндокринной регуляции.

§58

61.

Функции желез внутренней секреции.

§59

РАЗДЕЛ 3. Индивидуальное развитие организма (5 часов)

62.

Жизненные циклы организмов. Размножение.

§60

63.

Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

§61

64.

Наследственные и врожденные заболевания, передаваемые половым путем.

§62

65.

Развитие ребенка после рождения. Становление личности.

§63

66.

Интересы. Склонности. Способности.

§64

Повторение и обобщение (2 часа)

67.

Итоговый контрольно-обобщающий урок по курсу.

68.

Обобщающее повторение.

Требования к уровню подготовки учащихся  8  класса

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

     - признаки биологических объектов: организма человека, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем;  растений, животных и грибов своего региона;

       - объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

        - изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

         - распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; на таблицах, рисунках органы и системы органов человека, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

           - сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

          - определять биологическую принадлежность организма человека к определенной систематической группе (классификация);

          - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы, а также их влияние на организм человека

           - проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

            соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  

           оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных;

           рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

           выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

 УМК

 1.Д.В.Колесов Биология. Человек 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2006. 336 с.

 2.Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Биология. Человек. 8 класс: Рабочая тетрадь к учебнику Биология Человек 8 класс. М.: Дрофа, 2006. 96 с.

 Список методических пособий для учителя

 1.Драгомилов А. Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. М.: Вентана Граф, 2005

 2.Сухова Т.А., Строганов В.И., Пономарева И.Н. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана Граф, 2005

 Список дополнительной литературы для учителя

 1.Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998

 2.Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998

 3.Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

 4.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2009

 5.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. М., Просвещение, 1995

 6.Рохлов В.С. Дидактический материал по биологии. Человек: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1997

 7.Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. М.: Мир, 2004

 Список дополнительной литературы для учащихся

 1.Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. М.: Просвещение, 2004

 2.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. М., Просвещение,1986

 Электронные издания:

 1.Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. Кирилл и Мефодий, 19992003 гг. Авторы академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

 2.Единый государственный экзамен 2010. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- В.М. Авторы - Арбесман, И.В. Копылов. ООО Меридиан

 3.Открытая Биология 2.5 ООО Физикон, 2003 г. Автор Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

 4.Открытая Биология 2.6. Издательство Новый диск, 2005.

 5.1С: Репетитор. Биология. ЗАО 1 С, 19982002 гг. Авторы к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

 Интернет-ресурсы:

 www.bio.1september.ru

 www.bio.nature.ru

 www.edios.ru

 www.km.ru/educftion

Тестирование за курс биологии 8 класс.                                                                                    

1.К внутренней среде организма относится:

А. вода                          Б. лимфа           В. плазма                      Г. белки.

2. Тип ткани, к которому относится кровь:

А. эпителиальная        Б. мышечная     В. соединительная       Г. нервная.

3. Тип ткани, составляющей костную систему:  

А. эпителиальная        Б. мышечная     В. соединительная       Г. нервная.

4. Ткань, выстилающая полость внутренних органов:

А. эпителиальная        Б. мышечная     В. соединительная       Г. нервная.

5. Ткань- это:

А. совокупность клеток, сходных по происхождению, строению и выполняемым функциям;

Б. совокупность клеток и межклеточного вещества, сходных по выполняемым функциям.

6. Система органов, к которой относится печень:

А. пищеварительная  Б. дыхательная В. нервная                     Г. кровеносная        

Д. опорно-двигательная        Е. мочевыделительная.

7. Система органов, к которой относится почки:

А. пищеварительная  Б. дыхательная В. нервная                     Г. кровеносная        

Д. опорно-двигательная        Е. мочевыделительная.

8. Кашель, чихание, мигание- это:

А. пищеварительный рефлекс Б. защитный рефлекс В. ориентировочный рефлекс Г. половой рефлекс.

9. В опорно-двигательную систему входят:

 А. мышцы и нервы сердца Б. скелет и мышцы В. мышцы желудка Г. только скелетные мышцы.

10. Тип ткани, к которой относятся кости и хрящи: 

 А. эпителиальная Б. Мышечная В.соединительная Г. нервная.

11. Плоские кости человека:

 А. кости кисти и стопы    Б. лобная и тазовая   В. плечевые кости   Г. теменные кости и позвонки.

12. Кости, образующие пояс верхних конечностей:

 А. тазовая кость    Б. лопатки и ключицы         В. кости плеча и предплечья             Г. кости шейных позвонков.

13. Органы, защищенные грудной клеткой:

 А. сердце, желудок, легкие. Б. сердце, селезенка, легкие. В. сердце, легкие, почки, желудок. Г. сердце, легкие, почки, желудок, печень.

 

14. Железа, регулирующая рост человека: 

А. эпифиз           Б. гипофиз      В. зобная железа         Г. щитовидная желез

15. Тип соединения костей в позвоночнике:

 А. неподвижный        Б. полуподвижный        В. подвижный.

16. Тип соединения костей в коленном суставе: 

А. неподвижный        Б. полуподвижный        В. подвижный

17. Тип соединения костей в мозговом отделе черепа: 

А. неподвижный       Б. полуподвижный        В. подвижный.

18. Клетки крови, способные к фагоцитозу

 А. эритроциты          Б. тромбоциты              В. лейкоциты.

19. Клетки крови, отвечающие за транспорт углекислого газа: 

А. эритроциты           Б. тромбоциты              В. лейкоциты.

                                                       

20. Клетки крови, защищающие организм от микробов:

 А. эритроциты        Б. тромбоциты               В. лейкоциты.

21. Красный цвет крови придает: 

А. хлорофилл          Б. соли кальция              В. гемоглобин.

22. Кровь, насыщенную кислородом называют: 

А. венозной            Б. артериальной.

23. Заболевание, при котором кровь перестает свертываться, называется:

А. зоб                      Б. анемия                         В. дифтерия                  Г. гемофилия.

24. Человек, имеющий 4 группу крови, может передать кровь для оказания медицинской помощи человеку с :   

А. 1 группой          Б.2 группой                     В. 3 группой                  Г. 4 группой.          

25. Лейкоциты по-другому называют:     А. красные клетки крови        Б. белые клетки крови             В. желтые клетки крови

26. Иммунитет, выработанный после перенесенного инфекционного заболевания: 

А. врожденный    Б. приобретенный        В. искусственный            Г. естественный    

27. Иммунитет, выработанный после прививок: 

А. врожденный    Б. приобретенный        В. искусственный            Г. естественный.

28. Количество кругов кровообращения в организме человека:

А.2                         Б.4                                В. 3                                     Г.1

29. Наружный слой кожи называется: 

А. эпидермис       Б. дерма                       В. подкожная клетчатка.

30. Слой кожи, в котором находятся многочисленные рецепторы, сальные и потовые железы, корни волос, кровеносные и лимфатические сосуды:

А. эпидермис     Б. дерма                       В. подкожная клетчатка.

31. Белочная оболочка в передней части глаза называется:

 А. радужкой     Б. роговицей                В. стекловидным телом.

32. Передняя часть сосудистой оболочки глаза:

 А. радужкой     Б. роговицей               В. стекловидным телом.

33. Зрачок- это отверстие в центре:                                                                                  

А. хрусталика   Б. сетчатки                  В. радужки.

                                                                                   

34.Рецепторы, отвечающие за сумеречное зрение: 

А. колбочки     Б. палочки.

35. Рецепторы, отвечающие за цветное зрение:

 А. колбочки    Б. палочки.

                                                                       

36. Отдел органа слуха, в котором расположены три косточки: молоточек, стремечко и наковальня- это:

 А. наружное ухо           Б. среднее ухо            В. внутреннее ухо.  

37. Отдел органа слуха, в котором расположена улитка:

А. наружное ухо           Б. среднее ухо

38. Отдел органа слуха, в котором находятся слуховые рецепторы:

А. наружное ухо           Б. среднее ухо            В. внутреннее ухо  

39. Вид памяти, помогающий запоминать и воспроизводить лица людей:  

А. двигательная           Б. образная                  В. эмоциональная                   Г. словесная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...