рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) по теме

содержит паспорт, пояснительную записку и другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon municipalnoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc233 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Захолынская основная общеобразовательная школа

Утверждена приказом

директора МБОУ

Захолынской основной

общеобразовательной школы

№_____ от ___________2012 г.

Рабочая программа

по биологии для 6 класса

основного общего образования

                                                         уровень: базовый

Учитель: Баранова Нина Иосифовна

Квалификационная категория: первая

Программа рассмотрена на заседании ММО учителей естественно-математического цикла

Протокол от «_____»_________________2012 г. № _______

Руководитель_______________________             __________________________

                                                                        подпись                                                                     расшифровка подписи

2012 год

Содержание

рабочей программы

                                                                                                          стр.

Паспорт программы ……………………………………………..                     3

Пояснительная записка………………………………………….                     4

Содержание курса……………………………………………….                      6

Учебно-тематический план курса………………………………                    10

Требования к уровню подготовки………………………………                    24

Учебно-методический комплект и дополнительная литература                   26        

Цифровые образовательные ресурсы по курсу…………………                   27

       Приложения……………………………………………………                 28

Контрольно-измерительные материалы по курсу………………

Паспорт программы

Тип программы: программа основного общего образования.

Статус программы: рабочая программа учебного курса «Биология»

Назначение программы:

для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

для педагогических работников МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа определяет приоритеты в содержании основного общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

для администрации МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы программа является основанием для определения качества реализации основного общего образования.

Категория обучающихся: учащиеся МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы.

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 68 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий: 2 часа в неделю.

Формы контроля: текущий контроль

Пояснительная записка

      Рабочая программа составлена на основе:

Федерального компонента образовательного стандарта основного общего образования по биологии, утвержденного приказом Минобразования России от5.03.2004 № 1089

Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7)

Регионального учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области (приказ Департамента Смоленской области по образованию и науке от  09.04.2012 г.№299

Учебного плана МБОУ Захолынской основной общеобразовательной школы на 2012 – 2013 учебный год.

Авторской программы основного общего образования по биологии (Сборник нормативных документов. Программа основного общего образования по биологии. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова)

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о представителях Царства Растений, их жизнедеятельности и средообразующей роли, о роли ботаники в практической деятельности людей, методах познания живой природы;

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельностирастений, использовать информацию о современных достижениях в области ботаники и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения зарастениями, биологические эксперименты;

 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в процессе проведения наблюдений зарастениями, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

 воспитание позитивного ценностного отношения крастениям, культуры поведения в природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода зарастениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности растений, их многообразии, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены:

демонстрации микропрепаратов, влажных препаратов, коллекций животных и натуральных объектов;

1 7 лабораторных работ;

4 экскурсии;

2 практические работы

Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных работ, представленном в авторской программе В.В.Пасечника. Все лабораторные работы являются этапами комбинированных уроков и оцениваются по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности и самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В.Пасечник, Т.А.Снисаренко «Рабочая тетрадь. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс».- М.: Дрофа. 2011. В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков, Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения  узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

В.В.Пасечник  «Биология. Бактерии. Грибы. Растения». 6 класс: учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа 2007

  Согласно действующему Учебному плану МБОУ Захолынской основной общеобразовательной  школы на 2012/2013 учебный год рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объёме 1 час в неделю. Всего 34 часа. 1 час на изучение биологии в 6 классе взят из школьного компонента на усиление  практической направленности биологии (в основном на изучение регионального компонента). Таким образом,  курс рассчитан на 68 часов.

Новизна программы состоит во введении элементов краеведения непосредственно в курс биологии

Содержание курса

                                                  БАКТЕРИИ. ГРИБЫ. РАСТЕНИЯ. (68 часов, 2 часа в неделю)

Введение (2часа)

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Лабораторные работы : 1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе.

                                             2. Ведение дневника наблюдений.        

Экскурсия 1.Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных.

Р А З Д Е Л 1

Клеточное строение организмов (5 часов)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Состав клетки: вода. Минеральные и органические вещества.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей, пластид под микроскопом.

Лабораторные работы         3. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

                                                   4. Рассматривание клеток с помощью лупы.

                                                   5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Р А З Д Е Л 2

Царство Бактерии (3 часа)

   Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий.

   Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Р А З Д Е Л 3

Царство Грибы (4 часа)

   Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты. Шляпочные грибы. Съёдобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

   Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Лабораторные работы 6. Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом.

                                           7. Изучение строения тел шляпочных грибов.

Р А З Д Е Л 4

Царство Растения (8 часов)

   Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

   Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

   Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

   Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

   Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

   Цветковые растения, их строение  и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных ( на примере местных видов).

Лабораторные работы   8. Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей.

                                            9. Изучение строения мха (на местных видах).

                                            10. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Р А З Д Е Л 5

Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)

   Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Строение корня. Видоизменение корней.

   Побег. Листорасположение. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

   Внешнее строение листа. Жилкование. Клеточное строение листа. Видоизменение листьев. Строение стебля. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Цветок и его строение. Соцветия.

   Плоды и их классификация. Распространение плодов и семян.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня, строения почек (вегетативной и генеративной)), строения листа, макро – микростроения стебля, различных видов соцветий, сухих и сочных плодов..

Лабораторные работы   11. Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

                                             12. Виды корней, стеблевые и мочковатые корневые системы.

                                             13. Изучение видоизменённых побегов ( корневище, клубень, луковица).

                                             14. Изучение строения цветка.

Р А З Д Е Л 6

Жизнь растений (15 часов)

   Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

   Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии.

   Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.

Лабораторные работы  15.Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. 

Практические работы 1. Вегетативное размножение комнатных растений.

                                          2. Определение всхожести семян растений и их посев.

2. Экскурсия  Зимние явления в жизни растений.

Р А З Д Е Л 7

Классификация растений (7 часов)

   Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

   Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3-4 семейств с учётом местных условий.

   Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

   Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно – хозяйственное значение. ( Выбор объектов зависит от специализации растениеводства в каждой конкретной местности).

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Лабораторная работа 16. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

3.Экскурсия  Ознакомление с выращиванием растений в защищённом грунте.

Р А З Д Е Л 8

Природные сообщества (6 часов)

   Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

   Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

   Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа 17.Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

4.Экскурсия Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах.

Р А З Д Е Л 9

Развитие растительного мира ( 2 часа)

   Многообразие растений и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы в развитии растительного мира. Господство покрытосеменных в современном растительном мире.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений.

Тематическое планирование


п/п

Тема

Количество

часов

Лабораторные

 работы  

Практические

работы

Экскурсии

1

Введение

2

2

-

1

2

Клеточное строение организмов

5

3

-

-

3

Царство  бактерии

  3

-

-

-

4

Царство грибы

4

2

-

-

5

Царство Растения

8

3

-

-

6

Строение и многообразие покрытосеменных растений

16

4

-

-

7

Жизнь растений

15

1

2

1

8

Классификация растений

7

1

-

1

9

Природные сообщества

6

1

-

1

10

Развитие растительного мира

2

-

-

-

Всего:

68

17

2

4

Календарно-тематическое планирование курса

«Биология. Бактерии. Грибы. Растения»

№ п/п

Дата

Раздел, тема урока

ЗУН

Учебный материал

Практическая часть

Д/з


1

ВВЕДЕНИЕ

(2 часа)

1.Биология – наука о живой природе.

Сформировать у учащихся знания о предмете биологии, о теоретическом и практическом значении биологических знаний для человека; дать понятия о царствах живой природы, многообразии живых организмов и их роли в природе и жизни человека.

Биология как наука, изучающая живые организмы; роль живых организмов в природе и жизни человека; методический аппарат учебника и правила работы с ним.

Биология. Биосфера. Экология. Фенология.

Региональный компонент

1. Виды древесных и травянистых растений, признаки осени..

2 Взаимосвязь растений и животных.


.

Введение, стр. 9 -12

2

2.Экскурсия № 1.

Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и  животных

Региональный компонент

1. Виды древесных и травянистых растений, признаки осени.

2 Взаимосвязь растений и животных.

3. Влияние антропогенных факторов.

4 Растительный мир нашего края








Отчет об экскурсии, выполнить задание на стр. 12

Тема I КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМОВ   (5 часов)

3

1. Устройство увеличительных приборов.

Понятия о строении клетки и протекающих в ней жизненно важных процессах, об основных видах тканей;

Устройство лупы, микроскопа и правила работы с ними. Готовить микропрепараты, пользоваться лупой и микроскопом; схематически изображать строение клетки.

Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив.

Л.Р. №1 Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Рассматривание клеток с помощью лупы.

Изучить  §1, выучить правила работы с микроскопом.

4

2. Строение клетки (оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли).

Оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли.

Л.Р. №2 Приготовление препарата кожицы чешуи лука

Изучить  §2 до статьи «Пластиды» на стр. 19; вопросы 1 – 3 на стр. 20.

5

3. Строение клетки (пластиды).

Пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл.

Демонстрация: Рассматривание пластид под микроскопом.

Изучить  §2 до конца,

6

4. Жизнедеятель-ность клетки.

Межклетники. Межклеточное вещество. Движение цитоплазмы. Хромосомы.

Изучить  §3, ответить на вопросы в конце §.

7

5. Ткани.

Ткань. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Изучить  §4.

Тема II ЦАРСТВО БАКТЕРИИ  (3 часа)

8

1. Строение и жизнедеятельность бактерий.

Особенности строения бактерий.

Бактерии. Сине-зеленые, или цианобактерии, сапрофиты. Паразиты.

Изучить  §5

9

2. Роль бактерий в природе и жизни человека.

Место и роль бактерий в природе и жизни человека.

Клубеньковые, или, азотофиксирующие, бактерии. Симбиоз. Региональный компонент: растения семейства бобовых.

Изучить  §6, до ст. «Болезнетворные бактерии», задания 26 и 28.

10

3. Болезнетворные бактерии.

Болезнетворные бактерии. Эпидемия.

Изучить статью «Болезнетворные бактерии»  §6, подг. Сообщ..

Тема III ЦАРСТВО ГРИБЫ   (4 часа)

11

1. Общая характеристика грибов.

  Особенности строения грибов; роль грибов в природе и жизни человека.

Научить учащихся распознавать представителей царств бактерий и грибов;

Отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых.

Хитин.

Грибница, или мицелий.

Изучить  §7, отв. На вопросы и выполнить задание в конце  §.

12

2. Шляпочные грибы.

Шляпочные грибы. Плодовое тело. Ножка, шляпка.

Трубчатые грибы.

Пластинчатые грибы.

Грибокорень или микориза.

Симбиоз. Региональный компонент: шляпочные грибы  нашей местности


Л.Р. №3  Изучение строения тел шляпочных грибов.

Изучить  §8, ответить на вопросы в конце § .

13

3. Плесневые грибы и дрожжи.

Плесневые грибы. Дрожжи.

Мукор.  Пеницилл.

Л.Р. №4 Рассмотрение мукора и дрожжей под микроскопом.

Изучить  §9, задание в конце §.

14

4. Грибы – паразиты.

Познакомить учащихся с грибами-паразитами;

Обобщить знания уч-ся о бактериях и грибах как самостоятельных царствах органического мира.

Головня. Спорынья. Гриб трутовик. Региональный компонент: грибы-паразиты в нашей местности

Изучить  §10,составить кроссворд

Тема IV   ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ   (8 часов)

15

1. Разнообразие, распространение и значение растений.

Что изучает ботаника; сформировать у уч-ся знания о представителях различных отделов растительного царства и особенностях их строения; об усложнении растений в процессе их исторического развития;

Ботаника. Низшие растения. Высшие растения. Слоевище. Таллом.

Изучить  §11выполнить задание после  §11.

16

2. Одноклеточные и многоклеточные водоросли.

Водоросли. Хроматофор. Ризоиды. Хламидомонада. Хлорелла. Ламинария. Региональный компонент: водоросли  в нашей местности

Л.Р. №5

Изучение строения зеленых одноклеточных и многоклеточных водорослей.

Изучить  §12. Повторить материал о строении грибов.

17

3. Лишайники.

Кустистые, листоватые и накипные лишайники.

Региональный компонент

Лишайники в нашей местности

Изучить  §13

18

4. Мхи.

О приспособленности растений к различным средам обитания и различным природным условиям.


Уч-ся научатся распознавать растения различных отделов; сравнивать растения различных отделов, находить черты усложнения; устанавливать связь между особенностями строения растений и средой их обитания.

Мох. Спора. Высшее споровое растение. Сперматозоид. Яйцеклетка. Региональный компонент: Мхи

Л.Р. №6

Изучение строения мха (на местных видах).

Изучить  §14, ответить на вопросы и выполнить задание 2 в конце §.

19

5. Папоротники. Хвощи и плауны.

Вайи. Корневище. Спорангии. Плаун. Хвощ. Папоротник.

Региональный компонент:

Видовой состав папоротников, хвощей, плаунов

Л.Р. №7

Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща).

Изучить  §15, ответ на ? в конце; сообщения о добыче торфа и охране торфяных болот.

20

6. Голосеменные.

Голосеменные. Семя. Хвойные. Женская шишка. Мужская шишка.

Региональный компонент Лекарственные покрытосеменные растения

Демонстрация:

Изучение строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов

Изучить  §16, Задание 1 в конце  §.

21

7. Покрыто-семенные.

Покрытосеменные, или цветковые, растения. Плод, деревья, кустарники. Травы. Однолетние. Двулетние. Многолетние.

Региональный компонент

 Сообщения о редких цветковых растениях

Изучить  §17подготовиться к контрольной работе.

22

8.Контрольно-обобщающий урок по теме: «Царство растения».

Контроль знаний уч-ся об особенностях строения, многообразии, среде обитания, значении представителей царства Растения.

1-е задание – контрольный тест.

2-е задание – работа по трем вариантам.

Тема V    СТРОЕНИЕ И МНОГООБРАЗИЕ ПОКРЫТОСЕМЕННЫХ РАСТЕНИЙ   (16 часов)

23

1. Строение семян

Строение семян однодольных и двудольных  цветковых растений; значение семян в жизни растений; преимущества семян перед спорами.

Однодольные. Двудольные. Семядоля. Эндосперм.

Зародыш. Семенная кожура. Семяножка.

Региональный компонент: разнообразие  растений двудольных и однодольных на УОУ

Л.Р. №7

Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

Изучить §18.

24

2. Виды корней и типы корневых систем.

Внешнее строение корня; познакомить с функциями корня.

Главный, боковые и придаточные корни.

Стержневая и мочковатая корневые системы. Региональный компонент:

разнообразие  видов корней растений на УОУ

Л.Р. №8

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

§19

25

3. Зоны (участки) корня.

Сформировать понятия о зонах корня; раскрыть особенности строения клеток различных зон корня в связи с выполняемой функцией.

Корневой чехлик. Корневой волосок. Зоны корня: деления, растяжения, всасывания, проведения.

Региональный компонент

Почвы нашего края. Эрозия почв.

 Демонстрация:

Изучение внешнего и внутреннего строения корня.

§20

26

4. Видоизменения корней.

Видоизменения корней; биологическое и хозяйственное значение корнеплодов.

Корнеплоды. Корневые клубни. Воздушные корни. Дыхательные корни. 

Региональный компонент: видоизменения  корней растении на УОУ Охрана почв.


Изучить §21, вопросы после §.

27

5. Побег и почки.

Развитие побега из почки; сущность процессов роста и развития растений.

Побег. Почка. Верхушечная, пазушная, придаточная почки. Вегетативная, генеративная почки. Конус нарастания. Узел. Междоузлие. Пазуха листа. Очередное, супротивное, мутовчатое листорасположение.

Демонстрация: Изучение строения почек и расположение их на стебле.

§22, вопросы и задания после §.

28

6. Внешнее строение листа.

Внешнее и внутреннее строение листьев; функции листа.

Листовая пластинка, черешок. Листья черешковые и сидячие. Листья простые и сложные. Жилкование сетчатое, параллельное, дуговое.

Изучить §23, повторить §4.

29

7. Клеточное строение листа.

Кожица листа. Устьица. Хлоропласты. Столбчатая и губчатая ткани. Мякоть листа. Проводящий пучок. Сосуды. Ситовидные трубки. Волокна.

Демонстрация:  Изучение строение листа.

§24

30

8. Влияние эколо-гических факторов на строение листа. Видоизменения листьев.

Зависимость строения цветкового растения от среды обитания.

Световые листья. Теневые листья. Видоизменения листа.

Растения – фитоиндикаторы.

Изучить §25, ответить на вопросы в конце §.

31

9. Строение стебля.

Роль стебля в жизни растения; внешнее и внутреннее строение стебля.

Травянистый стебель. Деревянистый стебель. Прямостоячий, вьющийся, лазающий, ползучий стебли. Чечевички. Пробка. Кора. Луб. Ситовидные трубки. Лубяные волокна. Камбий. Древесина. Сердцевинные лучи.

Региональный компонент

Породы древесных растений нашей области, их охрана и промышленное использование.



Демонстрация Изучение макро- и микростроения стебля.

§26

32

10. Видоиз-менения побегов.

Видоизмененные побеги, их биологическое и хозяйственное значение.

Видоизмененный побег. Корневище. Клубень. Луковица. Растения и защита воздуха от загрязнений

Региональный компонент: Разнообразие видоизменения побегов растений наУОУ

Л.Р. №9

Изучение видоизмененных побегов.

§27. Прочитать басню «Листы и корни» И.А. Крылова.

33

11.Контрольно-обобщающий урок по теме: «Взаимо-связь корня и побега – основа целостности растительного организма».

.

Контроль знания о побеге, его строении и функциях, показать целостность растительного организма, взаимосвязь корня с побегом

Повторить термины.

34

12. Цветок.

Строение цветка

Пестик. Тычинка. Лепестки. Венчик. Чашелистики. Чашечка. Цветоножка. Цветоложе. Околоцветник простой. Околоцветник двойной. Тычиночная нить. Пыльник. Рыльце. Столбик. Завязь. Семязачаток. Растения однодомные и двудомные.

Л.Р. №10

Изучение строения цветка.

Изучить §28

35

13. Соцветия.

Основные типы соцветий;

Строение и классификация плодов;

роль цветковых растений в природе и жизни человека.

Значение распространения плодов и семян; различные приспособления к распространению возникшие в процессе эволюции

Соцветие. Виды соцветий. Биологическое значение соцветий. Вред, наносимый природе массовым сбором дикорастущих растений. Региональный компонент:

Разнообразие соцветий растений на УОУ

Демонстрация:

Ознакомление с различными видами соцветий.

§29, ответить на вопросы в конце §.

36

14. Плоды.

Околоплодник. Плоды простые и сборные, сухие и сочные, односем. и многосем. Ягода, костянка, орех, зерновка, семянка, боб, стручок, коробочка. Соплодие. Региональный компонент:

разнообразие плодов на УОУ

Демонстрация Ознакомление с сухими и сочными плодами.

§30

37

15. Распрос-транение плодов и семян.

Биологическое значение приспособлений к распространению семян. Региональный компонент

Охрана цветковых растений.

§31,  подготовиться к

 К. Р.

38

16. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Цветок и плод».

Формировать умения по определению цветков, типов плодов и семян.

Контроль знания о строении цветков, соцветий, образовании плодов и семян.

Повторить термины.

Тема VI  ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ   (15 часов)

39

1. Химический состав растений.

Учащиеся узнают, как протекают основные процессы жизнедеятельности у растений; что такое фотосинтез;

как происходит рост и развитие растений;

какими способами размножаются растения;

какие способы

Минеральные вещества, органические вещества: белки, жиры, углеводы.

§32, повторить §20.

40

2. Минеральное питание растений.

Минеральное питание. Корневое давление. Почва. Плодородие. Удобрение. Региональный компонент: удобрения применяемые в нашем хозяйстве

Изучить §33

41

3. Фотосинтез.

Фотосинтез. Типы Питания растений.

§34

42

4. Дыхание растений.

Дыхание. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.

Изучить §35

43

5. Испарение воды растениями. Листопад.

вегетативного размножения растений более всего распространены в природе и используются в сельском хозяйстве.


Учащиеся научатся определять схожесть семян; правильно высевать семена; создавать условия, необходимые для роста и развития растений; проводить искусственное опыление;

размножать растения.

Испарение. Значение испарения  в жизни растений. Листопад. Осенняя окраска листьев.

§36,. Повторить §26.

44

6. Передвижение воды и питательных веществ в растениях.

Сосудистые пучки. Запасание питательных веществ.

Л. р. №11

Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Изучить §37.

45

7. Прорастание семян.

Условия, необходимые для прорастания семян. Посев семян. Проросток. Рост и питание проростка.

Пр. р. №1.

Определение всхожести семян и их посев.

§38.

46

8. Растительный организм как единое целое.

Фазы развития. Этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение.

§39. Подготовиться к контрольной работе.

47

9. Зачет №4по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений».

Контроль знания о взаимосвязи органов и процессов жизнедеятельности.

48

10. Экскурсия №2. «Зимние явления в жизни растений».

Региональный компонент Познакомить учащихся с обликом деревьев и кустарников зимой, с их приспособленностью к зимним условиям в нашей местности

Оформить отчет по заданиям.

49

11. Способы размножения растений.

Размножение. Половое, бесполое, вегетативное размножение. Гамета. Сперматозоид. Спермий. Яйцеклетка. Зигота.

Изучить §40

50

12. Размножение споровых растений.

Заросток. Предросток. Зооспора. Спорангий.

§41, ответить на вопросы в конце §.

51

13. Размножение голосеменных растений.

Пыльцевой мешочек. Пыльца. Пыльцевая трубка.

Изучить §42

52

14. Вегетативное и половое размножение покрытосеменных растений.

Вегетативное размножение. Черенок, отпрыск, отводок. Прививка. Культура тканей. Привой. Подвой. Половое размножение. Пыльцевое зерно. Зародышевый мешок. Пыльцевая трубка. Пыльцевход. Центральная клетка. Двойное оплодотворение. Опыление. Искусственное опыления. Ветроопыляемые растения. Насекомоопыляемые растения. Региональный компонент:Виды размножение растения УОУ

Пр. р. №2.

Вегетативное размножение комнатных растений.

§§ 43, 44

53

15. Контрольно-обобщающий урок по теме: «Размножение растений»

Контроль знания по теме: «Размножение растений»

Изучить «Краткое содержание главы «Жизнь растений», стр. 199-200.

Тема VII    КЛАССИФИКАЦИЯ РАСТЕНИЙ   (7 часов)

54

1. Основы систематики растений. Деление покрытосеменных растений на классы.

Основные систематические группы растений: вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство; основные признаки покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных.

Систематика растений. Вид. Род. Семейство. Порядок. Класс. Отдел. Царство. Сорт.

Признаки растений класса двудольных и однодольных.

§§45, 46;

55

2. Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные

Семейство Крестоцветные и его признаки. Культурные растения этого семейства. Региональный компонент:  семейства Крестоцветные  наУОУ

Л. р. №12. 

Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Изучить §47

56

3. Семейство Розоцветные и Паслёновые.


Учащиеся научатся выделять основные признаки растений и определять их систематическое положение; составлять их морфологическое описание; сравнивать растения разных систематических групп, находить сходство в их строение и на основе этого доказывать.

Семейство Розоцветные. Плоды многоорешек и многокостянка. Корневая шейка.

Семейство Паслёновые. Региональный компонент: Семейство Розоцветные и Паслёновые на УОУ

§§48-49, задание на стр. 217 учебника.

57

4. Класс Однодольные. Семейство Злаки и Лилейные.

Признаки класса Однодольных.

Злаки. Соломина. Колосковые чешуи. Цветковые чешуи. Пшеница твердая и мягкая. Пшеница озимая и яровая.

Лилейные. Региональный компонент: растения семейство Злаков и Лилейных на УОУ

§§52, 53

58

5. Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение.

Введение диких растений в культуру. Многообразие культурных растений, их сортов.

Достижения науки в выведении новых сортов. Региональный компонент: сельскохозяйственные растения ,выращиваемые в нашем хозяйстве

§§46-53.

59

6. Экскурсия №3. Ознакомление по выращиванию овощных культур на УОУ

Региональный компонент Работа групп учащихся по заданиям по выращиванию овощных культур на УОУ.

Отчет по экскурсии.

60

7.Контрольно-обобщаюший урок по теме «Классификация растений»


                                                               Тема VII/   ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (6 часов)

61

1. Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Факторы живой и неживой природы.

§55

62

2. Характеристика основных экологических групп растений.

Особенности строения растений разных экологических групп.

Воздухоносная ткань. Гидатоды.

Л. р. №13.

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

§55, задание на стр. 248.

63

3. Растительные сообщества.

Растительные сообщества. Типы растительных сообществ. Растительность. Типы растительности. Региональный компонент 

Особо охраняемые территории

Изучить §56, ответить на вопросы и выполнить задание в конце §.

64

4. Взаимосвязи растений в сообществе.

Ярусность. Смена сообществ. Паразитизм.

Региональный компонент  Ярусность в нашем лесу

65

5. Экскурсия №4. «Природные сообщества и человек».

Многообразие дикорастущих цветковых растений нашего края, их приспособленность к обитанию в сообществе.

Влияние деятельности человека на природные сообщества.

Региональный компонент

Роль человека в природе.

 Рациональное природопользование, охрана растений.

Подготовить отчеты по экскурсии.

66

6.Контрольно-обобщающий урок по теме: «Природные сообщества».

Контроль знания о природных сообществах, проверить умения объяснять взаимосвязь строения растений с условием среды обитания.

Изучить статью «Краткое содержание темы «Природные сообщества», стр. 258.




                                                              Тема IX  РАЗВИТИЕ РАСТИТЕЛЬНОГО МИРА    (2 часа)

67

1. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Основные этапы развития растительного мира; доказательства исторического развития растений; усложнение растений в процессе исторического развития и влияние деятельности человека на растительный мир.

Усложнение растений и его связь с изменяющимися условиями среды обитания. Палеонтология. Палеоботаника. Риниофиты.

§58.

68

2. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Охрана растений.

Заповедник. Региональный компонент.

 Заказник. Рациональное природопользование.

-

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

Называть:

признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений

причины и результаты эволюции растений

Приводить примеры:

усложнения растений в процессе эволюции

природных и искусственных сообществ

изменчивости.,  наследственности

знать/понимать и биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

•  сущность биологических процессов:  обмен  веществ, питание, дыхание, транспорт веществ,  рост,  развитие,  размножение, регуляция  жизнедеятельности  организма.

уметь

•  объяснять:  роль  биологии  в  формировании  современной естественнонаучной  картины  мира,  в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений  в  жизни  человека  и  собственной  деятельности; взаимосвязи  организмов  и окружающей среды; биологического разнообразия  в сохранении  биосферы;  необходимость  защиты окружающей среды;

•  изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и

описывать биологические объекты;

•  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;  

•  выявлять приспособления организмов к среде обитания;

•  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

•  определять  принадлежность  биологических  объектов  к  определенной систематической  группе (классификация);

•  анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые

организмы и экосистемы;

•  проводить  самостоятельный поиск  биологической  информации: находить  в  тексте  учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в  различных источниках  необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007.

Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2007.

3.  Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко.-    М.: «Дрофа», 2007. -     80с.

Список дополнительной литературы для учителя:

1) Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

2) Муртазин Активные формы обучения биологии - М., Просвещение, 1991

3) Галушкова Н. И. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс Поурочные планы – Волгоград:Учитель, 2007

4) Парфилова Л. Д. Тематическое и поурочное планирование по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 класс). - М., Экзамен, 2004

5) Парфилова Л. Д. Контрольные и проверочные работы по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 3005

6) Бенуж Е. М. Тесты по биологии ( к учебнику Биология. Бактерии. Грибы. Растения 6 кл). - М., Экзамен, 2008

7) Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

8) Журнал «Биология в школе

9) «Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

10. Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.

11.Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. -97с.

12.      Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. -192с.

Список дополнительной литературы для учащихся:

1) Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 1997

2) Журнал «Биология для школьников».

3) Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992, 1995 гг.

4) Трайтак Д. И. Книга для чтения по биологии. Растения – М., Просвещение, 1996

Электронные издания:

Открытая Биология 2.6. – Издательство «Новый диск», 2005.

1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова

Открытая Биология 2.5 – ООО «Физикон», 2003 г. Автор – Д.И. Мамонтов / Под ред. к.б.н. А.В. Маталина.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Медиатека по биологии. – «Кирилл и Мефодий», 1999–2003 гг. Авторы – академик РНАИ В.Б. Захаров, д.п.н. Т.В. Иванова, к.б.н. А.В. Маталин, к.б.н. И.Ю. Баклушинская, Т.В. Анфимова.

Единый государственный экзамен 2004. Тренажер по биологии. Пособие к экзамену.- Авторы - В.М. Арбесман, И.В. Копылов. ООО «Меридиан».

Интернет-ресурсы:

1.       http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2.           www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3.       www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4.       www.km.ru/education -Учебные материалы и        словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

www.bio.1september.ru

www.bio.nature.ru

www.edios.ru

www.km.ru/educftion

6. Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль (результаты уровня обученности, здоровья, развития, воспитанности.) – 2-я неделя сентября

б) Текущий контроль – после изучения большой темы

в) Итоговый контроль – в конце года: итоговый тест

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...