Выступление на педагогическом совете "Краеведческая работа как форма патриотического воспитания"
статья по биологии на тему

Выступление на пед.совете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_may_2012god.docx16.01 КБ

Предварительный просмотр:

       Краеведческая работа как форма патриотического воспитания

Патриотическое воспитание, как и нравственное, невозможно осуществить по инструкциям и добровольно-принудительным играм, которые уместны в военном училище и чужеродны в общеобразовательной школе. Для того чтобы в случае опасности человек, не задумываясь, встал на защиту своей Родины, он должен чувствовать к этой Родине пронизывающую до боли в сердце любовь. Любовь, которую мы не только чувствуем, но и как бы слышим и в словах М. Шолохова, и в прозаическом стихотворении Федора Крюкова «Родимый край»: Родимый край... Как ласка матери, как нежный зов ее над колыбелью, теплом и радостью трепещет в сердце волшебный звук знакомых слов.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы. Где бы мы ни жили, на каком бы языке ни говорили, Россия - наша общая, большая, единственная Отчизна. Однако у каждого из нас есть еще и свой, милый сердцу уголок земли, где он увидел свет солнца, сделал первые шаги, получил путевку в жизнь. Это место - город или хутор - несравним ни с чем другим. Это наш порог жизни, Малая Родина.

Многие методисты считают, что главным методологическим принципом патриотического воспитания учащихся должно быть познание и осознание ими своей Малой Родины. Патриотическое воспитание учащихся начинается с познания Малой Родины, с познания запахов пряных степных трав, таинственного дыхания морских глубин, пения жаворонка в поднебесье. Не случайно ведь в дореволюционной России в школьных программах существовал предмет «Родиноведение», который позднее был переименован в «Краеведение».

 Ведь без комплексного, всестороннего изучения родного края  невозможно формирование человека культуры.

И как не вспомнить здесь слова Виталия Закруткина:

«Любовь к Родине. Неизбывная любовь к месту, где ты впервые увидел солнце и склоненную над тобой голову матери, и услышал слова отца, и повторил их, познавая красоту родного языка! Чью душу не тревожила эта светлая, чистая, неподкупная любовь?»

Родина без нас обойтись может, мы же без нее - ничто. Эту великую истину, на которую обращал внимание В.А. Сухомлинский, должен понимать и чувствовать каждый ребенок. Любой школьник, интересующийся краеведением, может выбрать себе занятие по душе. Различают следующие направления краеведческой работы: географическое, художественное, историческое, литературное, экологическое.

Географическое краеведение изучает климатические особенности местности и их динамику, лесные и степные массивы, холмы, овраги, отдельные деревья, курганы, фрагменты ландшафта и морских акваторий, степные курганы, отдельные горы и барханы, почвы, животный мир, ручьи и родники. Объектом художественного краеведческого поиска могут стать скульптура, архитектура, художественные ремесла, устное народное творчество, музыкальный фольклор, резьба по дереву, искусство танца и т. п.

Формы краеведческой работы - урочная и внеурочная, как активная (сам поиск, туризм, полевая работа) и пассивная (отработка полевых материалов, экскурсионное обслуживание в школьных музеях).

Конечным результатом серьезной краеведческой работы является школьный музей.

Качество и объем краеведческой работы, увлеченность детей и масштабы их деятельности во многом определяет личность учителя. Нельзя рассчитывать на успех, если относитесь к работе формально, без особой личной заинтересованности. Дети ведь сразу почувствуют казенный привкус в общении.

И если ребенок с детства будет, бережно относится к своим национальным символам, любви к  тому, что его окружает, а также с трепетом души любить сою малую родину, то с большой уверенностью можно сказать, что станет патриотом своей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа

Нравственное и патриотическое  воспитание  школьников  в последние годы  приобретает  особенно  актуальное значение в связи  со сложившейся  международной...

Формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ

В материалах представлена методическая разработка по нравстенно-патриотичекому воспитанию в дошкольном учреждении: доклад-выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей, сценарий праз...

Презентация к выступлению на педагогическом совете по проблемам гражданско-патриотического воспитания

“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”К.Д.УшинскийАктуальность воспитания гражданственности и патриот...

Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности ......

Педагогическая деятельность как система работы в гражданско-патриотическом воспитании

Ситуация, складывающаяся в настоящее время в настоящее время в системе воспитания детей и подростков, характеризуется рядом системных изменений, которые с изменениями в обществе. Для них характерны фи...

Музейный уголок как форма работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере жизни святого благоверного князя Александра Невского

Аннотация. Статья представляет собой обобщение опыта работы с учащимися по формированию духовно-нравственного воспитания. В статье прослеживается роль музейного уголка в воспитании школьников на приме...

Выступление "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"

Выступление на методическом объединении воспитателей с темой "Экскурсия одна из действенных форм патриотического воспитания"...