Рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) по теме

Артемьева Елена Юрьевна

Программа 10-11 класса (базовый уровень) разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами. Авторы Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, издательство «Просвещение» 2007г. Данная программа будет интересна тем преподавателям, у кого  на изучение биологии в 11 классе дается дополнительно 1 час в неделю. В  целях улучшения подготовки выпускников к ЕГЭ я увеличила количество часов на изучение наиболее трудных тем и сменила учебники «Общая биология» под редакцией И.Н. Пономаревой для 10 и 11 классов на учебник под редакцией Д.К. Беляева «Общая биология 10-11» .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_biologii_10-11_klass.docx55.34 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «БИОЛОГИИ»  

 10-11 КЛАСС.          

ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ 

Преподавание курса «Общая биология» в 10-11 классах осуществляется по программе по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень), авторы Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, издательство «Просвещение» 2007г.

Пояснительная записка

    Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа  базового уровня в 10 – 11 классах рассчитана на изучение предмета один час в неделю в 10  и 11  классах.  Так как на изучение биологии в 11 классе дается дополнительно 1 час в неделю, и в целях улучшения подготовки выпускников к ЕГЭ я увеличила количество часов на изучение наиболее трудных тем и сменила учебники «Общая биология» под редакцией И.Н. Пономаревой для 10 и 11 классов на учебник под редакцией Д.К. Беляева «Общая биология 10-11» .

Программа 10-11 класса (базовый уровень) разработана в полном соответствии со стандартом среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) и базисными учебными планами.

Особенности программы по биологии для 10 – 11 классов.

Программа по биологии для учащихся  10-11 класса построена на важной содержательной основе – гуманизме; биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры.

Программа курса «Биология» для учащихся 10-11 классов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей учащихся; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Цель данной программы – обеспечение общекультурного менталитета и общей биологической компетентности выпускника современной средней школы.

Изучение курса «Биология» в 10-11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе. В программе распределение материала структурировано по уровням организации живой природы.

В курсе биологии для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний, в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня организации живой материи. При этом в программе еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются основополагающие материалы о закономерностях живой природы, рассмотренные в предшествующих классах, как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления и обобщения в соответствии с требованиями образовательного минимума к изучению биологии в полной средней школе на базовом уровне.

Цели изучения предмета.

Изучение биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид,
экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии,  вошедших  в  общечеловеческую  культуру;  сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и  навыков, универсальных  способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени полного (среднего)образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты обучения.

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который  полностью соответствует стандарту. Требования направлены на  реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими  ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

В результате изучения предмета уч−ся должны приобрести:

знания об особенностях жизни как формы существования материи, роли физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации, о фундаментальных понятиях, связанных с биологическими системами, о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза наследственности и изменчивости, об основных теориях биологии - клеточной, хромосомной, теории наследственности, эволюционной, антропогенеза, о соотношении социального и биологического  в эволюции человека, об основных областях применении  биологических знаний в практике сел-го хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

умения пользоваться знанием общебиологических закономерностей для  объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека, давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам, работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований, решать генетические задачи, составлять родословные, строить вариационные кривые на растительном и животном материале, работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат, владеть языком предмета.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

основные положения биологических теорий (клеточная; эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности,   образование   видов,   круговорот   веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;

причины эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций.

биологическую терминологию и символику;

уметь

объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

описывать особей видов по морфологическому критерию;

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;

аргументировать свою точку зрения при обсуждении биологических проблем: эволюции живой природы; реального существования видов в природе; сущности и происхождения жизни; происхождения человека; глобальных экологических проблем и путей их решения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни (быть компетентным в защите окружающей среды и сохранении собственного здоровья) для:

соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;

оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;

     •        оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Основное содержание.

Распределение часов в течение учебного года в 10 классе:

Раздел

 Тема

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по

тематическому
планированию.

Введение в курс общей биологии

1

3

Раздел  I  КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО  

16

31

Тема 1.  Химический состав клетки 

5

12

Тема 2.  Структура и функции клетки

4

12

Тема 3. Обеспечение клеток энергией

3

3

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке

4

4

Раздел  II   РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ  

6

7

Тема 5. Размножение организмов

4

4

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов

2

3

итого

23

34

Лабораторные работы

5

6

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ

10 КЛАСС   ( 34 ЧАСА )   Л.Р. - 6

Название раздела.

Кол-во часов

Тема урока

Лабораторные

работы

Введение в курс общей биологии

        3 час

1

Содержание и построение курса общей биологии. Методы биологических исследований.

2

Основные свойства жизни.

3

Уровни организации живой материи.

Раздел  I  КЛЕТКА – ЕДИНИЦА ЖИВОГО  31 час

 Тема 1.  Химический состав клетки 

12  час.

1

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах биологических систем. Минеральные вещества клетки.

2

Углеводы и липиды,  их состав, строение и функции в клетке.

3

Белки, их состав, строение и функции в клетке.

№1. Изучение каталитической деятельности ферментов в живых тканях (на примере каталазы).

4

Нуклеиновые кислоты, их строение и значение. АТФ.

5

Урок обобщения и подведения итогов по теме.

Тема 2.  Структура и функции клетки

12 час.

1

Клетка –единица строения и функционирования живых организмов.

2

Клеточная теория. Многообразие клеток и тканей.

№2. Клетки и ткани под микроскопом.

3

Основные части клетки, их строение и свойства. Оболочка, цитоплазма.

№3. Плазмолиз и деплазмолиз.

4

Органоиды клетки, их строение и функции

№4. Приготовление микропрепаратов клеток растений

5

Органоиды клетки, их строение и функции

6

Особенности клеток прокариот и эукариот.

№5.Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

7

Бактерии как представители прокариот. Их роль в природе и в жизни человека.

8

Общая характеристика одноклеточных растений и грибов.

9

Одноклеточные животные - простейшие. Их роль в природе и в жизни человека.

10

Вирусы как неклеточная форма жизни.

11

Микробиология на службе человека.

12

Урок обобщения и подведения итогов по теме.  Зачет №1.

Тема 3. Обеспечение клеток энергией

3 час.

1

Обмен веществ и превращение энергии – свойство живых организмов.

2

Процесс расщепления молекул в клетке. Обеспечение клеток энергией.

3

Фотосинтез.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке

4 час

1

Генетическая информация. Ген. Геном

2

Транскрипция и трансляция. Генетический код.

3

Биосинтез белка в клетке.

4

Наследственная информация вирусов. Профилактика  СПИДа.

Зачет №2.

Раздел  II   РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ  7 час.

Тема 5. Размножение организмов

4 час

1

Непрямое деление клетки – митоз

№.6. Изучение фаз митоза.

2

Редукционное деление клетки – мейоз.

3

Особенности развития половых клеток. Гаметогенез.

4

Бесполое и половое размножение

Тема 6. Индивидуальное развитие организмов

3 час

1

Индивидуальное развитие организмов – онтогенез. Эмбриогенез. Влияние наркотических веществ на эмбриональное развитие человека.

2

Постэмбриогенез. Регуляция процессов онтогенеза.

3

Урок обобщения и подведения итогов по теме.  Зачет №3.

Распределение часов в течение учебного В 11 классе :

Раздел

 Тема

Кол-во часов по программе

Кол-во часов по

тематическому
планированию.

Раздел  lll        ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.    

13

17

Тема 7.   Основные закономерности явлений наследственности  

5

8

Тема 8. Закономерности изменчивости            

4

4

Тема 9. Генетика и селекция          

4

5

Раздел  IV       ЭВОЛЮЦИЯ  

20

30

Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.    

3

5

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса.

7

10

Тема 12. Возникновение жизни на Земле.        

1

3

Тема 13. Развитие жизни на Земле.        

4

7

Тема 14 Происхождение человека.                    

5

5

Раздел V     ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ  

11

21

Тема 15. Экосистемы            

7

13

Тема 16, 17     Биосфера. Охрана биосферы                    

4

8

итого

44

68

Лабораторные работы

11

11

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ПО БИОЛОГИИ

11 КЛАСС   ( 68 ЧАСОВ )   Л.Р. – 11

Название раздела.

Кол-во часов

Тема урока

Лабораторные

работы

Раздел  III      ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ.    17 час

Тема 7.   Основные закономерности явлений наследственности  8 час.

1

Свойства живых организмов. Наследственность. Основные понятия генетики.

2

Хромосомная теория наследования признаков. Теория гена.

№1. Изучение фенотипов.

3

Моногибридное скрещивание.  Первый и второй законы Менделя.

№2. Составление простых схем скрещивания.

4

Анализирующее скрещивание.

5

Дигибридное скрещивание. Независимое наследование признаков. Третий закон Менделя.

№3. Решение элементарных генетических задач.

6

Сцепленное наследование. Закон Моргана.

7

Взаимодействие генов.

8

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом.

Тема 8. Закономерности изменчивости            4 час.

1

Модификационная и онтогенетическая изменчивость.

№4. Построение вариационного ряда

2

Генотипическая изменчивость организма и её причины.

3

Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

4

Зачет №1

Тема 9. Генетика и селекция          5 час.

1

Этапы развития селекции.

2

Использование генетических закономерностей в селекции.

3

Селекция растений, животных и микроорганизмов.

4

Методы современной селекции. Генная и клеточная инженерия.

5

Урок обобщения и подведения итогов.

Раздел  IV       ЭВОЛЮЦИЯ   30 час.  

Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.    5 час.                                            

1

Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

2

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

3

Современные представления об эволюции органического мира.

4

Свойства и критерии вида.

№5. Описание особей вида по морф. критерию.

5

Популяция – форма существования вида, элементарная единица эволюции.

Тема 11. Механизмы эволюционного процесса.  10 час.

1

Движущие силы эволюции. Роль изменчивости в эволюционном процессе.

2

Борьба за существование.

3

Естественный отбор. Формы отбора.

4

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического многообразия.

5

Приспособленность организмов как результат эволюции.

№6. Выявление приспособленностей организмов к среде обитания.

6

Видообразование и его способы.

7

Основные закономерности и направления эволюции.

8

Основные ароморфозы в  эволюции растений.

9

Основные ароморфозы в  эволюции животных.

10

Зачет №2

Тема 12. Возникновение жизни на Земле.         3 час.

1

Развитие представлений о возникновении жизни.

2

Современная гипотеза происхождения жизни на Земле.

3

Физико-химическая эволюция в развитии Земли.

Тема 13. Развитие жизни на Земле.         7 час.

1

Появление и усложнение первоначальных форм жизни в биосфере.

2

История развития жизни на Земле.

3

Усложнение организмов в процессе эволюции.

4

Эволюция систем органов многоклеточных организмов.

5

Многообразие видов. Современная система живой природы.

6

Урок обобщения и подведения итогов по теме.

7

Зачет №3.

Тема 14 Происхождение человека.                     5 час.

1

Человек – уникальный вид живой природы. Доказательства эволюции человека.

№7. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.

2

Основные этапы эволюции человека.

3

Движущие факторы эволюции человека.

4

Расы человека, их происхождение и родство.

5

Урок обобщения и подведения итогов.

 Раздел V     ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ   21 час.

Тема 15. Экосистемы             13 час      

1

Экологические факторы среды.

№8. Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

2

Взаимодействие популяций различных видов.

3

Сообщества, экосистемы, биогеоценозы. Строение экосистемы

4

Типы связей и зависимостей в экосистеме

№9. Составление схем цепей питания

5

Свойства экосистем.

6

Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе.

7

Смена биогеоценозов и их причины.

8

Водные биогеоценозы и биогеоценозы суши.

9

Агробиогеоценозы.

№10. Сравнительная характеристика природных и искусственных экосистем своей местности

10

Решение экологических задач.

11

Сохранение разнообразия природных экосистем.

12

Урок обобщения и подведения итогов темы.

13

Зачет №4

Тема 16, 17     Биосфера. Охрана биосферы                    8 час.

1

Состав и функции биосферы. Учение В.И.Вернадского о биосфере.

2

Роль живого вещества в биосфере.

3

Круговорот химических элементов в биосфере.

4

Механизмы устойчивости биосферы.

5

Ноосфера как новое состояние биосферы.

6

Глобальные экологические проблемы.

№11. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде.

7

Урок обобщения и подведения итогов.

8

Итоговое тестирование по курсу общей биологии.

Учебники и методические пособия:

Для ученика:

Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц. Учебник «Общая биология»  М.: «Просвещение» 2006

Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 10 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Пономарева И.Н., Корниклова О.А., Лощилина Т.Е., Ижевский П.В. Биология: 11 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: Базовый уровень/ Под ред. проф. И.Н.Пономаревой. – 2-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2007.

Для учителя:

Мамонтов С.Г. Биология для школьников старших классов и поступающих в ВУЗы. - М.: Дрофа, 1997.

Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся обшеобразоват. учреждений / Т.В. Иванова, Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова. — М.: Просвещение, 2002.

Лемеза Н.А. Биология для поступающих в ВУЗы: Учебное пособие МН: Юнипресс, 2003.

Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в  ВУЗы. М.Н, Гуленкова – М.: Дрофа, 1999. Общая биология. 10-11 кл. – М.: Просвещение.

Колесников С.И. Биология: Учебное пособие для поступающих в ВУЗы. Серия «Единый госэкзамен». – Ростов н/д «Феникс», 2004.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии «Вако». Москва 2005.

Онищенко А.В. Биология в схемах и таблицах. СПб., ООО»Виктория плюс», 2007.

Юнусбаев Б.Х. Тесты. Общая биология. М., Аркти, 2001.

Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Кн. Для самообразования. – М., 1992.

И.Р. Мухаметжанов. Тесты, зачеты, блицопросы по общей биологии 10-11 классы. М., «Вако», 2006.

А.В. Кулаев, поурочное планирование по  общей биологии 10 класс. Методическое пособие. СПб., «Паритет» 2001.

А.В. Кулаев, поурочное планирование по  общей биологии 11 класс. Методическое пособие. СПб., «Паритет» 2001.

 О.Н. Пономарева, Н.М. Чернова. Методическое пособие к учебнику «Основы экологии». М., Дрофа, 2001.

 Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учителей. – М., Просвещение, 1981.

Дополнительная литература

Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.

Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема  и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. - М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с.

Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) -  М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с.

Лернер Г.И. Общая биология (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ Г.И.Лернер. – М.: Эксмо, 2007. – 240с.

Сивоглазов Н.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т. Общая биология. Базовый уровень. 10 – 11 класс. – М.: Дрофа, 2005. – 354с.

Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе./ Л.В. Высоцкая, С.М. Глаголев, Г.М. Дымшиц. М., Просвещение, 1995.

Федорос Е.И., Нечаева Г.А. Экология в экспериментах: учеб. пособие для учащихся 10 – 11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2005. – 155с.

Экология: Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы/ Авт. В.Н. Кузнецов. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 76с.

Экология в экспериментах: 10 – 11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 234с.

Готовимся к экзамену по биологии. Домашний репетитор. М., Айрис пресс. 2006.

 Тесты по биологии. Домашний репетитор. Для поступ. в ВУЗы. М., Айрис пресс. 2006.

Колесников С.И., Кириленко А.А., Вахненко Д.В. Биология ЕГЭ 2007. Вступительные экзамены. Ростов-на-Дону: Легион, 2007.

Машкова Е.Н. Биология ЕГЭ. Сдаем без проблем! М., Эксмо, 2006.

Биология: реальные тесты и ответы.ЕГЭ. – Сергиев Посад: Фолио, 2007.

Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. Биология: реальные варианты ЕГЭ. Федеральный институт педагогических измерений. М., АСТ: Астрель, 2007.

Деркачева Н.И., Соловьев А.Г. Биология. Типовые тестовые задания. М., Экзамен, 2007.

Интернет-материалы

http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.

http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.

http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

1CD приложение к учебно-методическому комплексу (биология)

    Биология (анатомия и физиология человека). «Просвещение»        

Биология 6-9 кл. БЭНП «Кирилл и Мефодий».

Биология. 1С: Репетитор.

Биология в школе. Организация жизни. Электронные уроки и тесты. «Просвещение − МЕДИА», 2005г

Видиоматериалы «Общая биология. Цитология», 2004. DVD

Биология 9-11 классы. Дидактический и раздаточный материал. «Учитель» 2010.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4": 
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах,) не принципиальн.  для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...