Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Читательская грамотность" 5 кл, 34 ч
рабочая программа по русскому языку (5 класс)
Рабочая программа и календарно - теметическое планирование по предмету «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение», рассчитана на 34 часа, содеержит пояснительную записку, список литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitatelskaya_gramotnost_5.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Барлукская средняя общеобразовательная школа с. Барлук
«Согласовано» МО учителей гуманитарного цикла _______________/Шашлова С. И../ от «____»____________2022 | Утверждаю: Директор МКОУ Барлукской СОШ _________________/Чурин В. А./ от «____»__________________2022 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса «Читательская грамотность»
(наименование элективного курса или внеурочной деятельности, или кружка)
______5 А _______
(класс)
Количество часов в неделю: __1__
Количество часов в год: __34__
Составила: Дубровская Е.А.
Барлук 2022
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Читательская грамотность» для 5 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы ООО: в п. 10 «Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования» выделено отдельным умением «смысловое чтение».
Актуальность программы определена требованиями к образовательному результату, заложенными в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) на уровне сформированности метапредметного результата как запроса личности и государства. В современном информационном обществе важно научить школьников адекватно и критически воспринимать информацию, компетентно использовать её при реализации своих целей. Современная школа призвана формировать функциональную грамотность, понимаемую сегодня как способность человека максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать, реализовывать образовательные и жизненные запросы в расширяющемся информационном пространстве. Инструментальной основой работы с информацией и одновременно показателем сформированности этого умения является чтение как универсальный способ действий учащегося, который обеспечивает его способность к усвоению новых знаний и умений, в том числе в процессе самостоятельной деятельности.
Чтение – это основной способ получения информации по всем учебным предметам, поэтому от умения воспринимать, понимать, интерпретировать информацию, получаемую при чтении, зависит успешность образовательного процесса в целом. Единицей информации является текст, поэтому умение правильно работать с текстом относится к универсальным, основополагающим компетенциям и обоснованно является необходимым звеном в программе формирования стратегии смыслового чтения.
В условиях ослабления интереса к чтению успешная реализация программы может способствовать не только повышению этого интереса, но и формированию потребности использовать чтение как средство познания мира и самого себя в этом мире. Обучение чтению и пониманию прочитанного активизирует внимание, память, воображение, мышление, эмоции, формирует и развивает эстетические чувства, волевые качества, навыки самоконтроля, интеллектуальной самостоятельности.
Основы смыслового чтения и работы с текстовой информацией закладываются уже в начальной школе, они должны закрепляться и развиваться в 5 классе и совершенствоваться в течение всех лет обучения.
Цель программы
- формирование и развитие личности ребёнка на основе духовной и интеллектуальной потребности в чтении;
- формирование и развитие основ читательской компетенции, способствующей достижению результативности обучения по всем предметам образовательной программы школы;
- формирование функциональной грамотности учащихся как элемента общей культуры человека, живущего в открытом информационном пространстве.
Задачи
- развивать в процессе чтения и осмысления текстов эстетические чувства, формировать духовно-нравственные основы личности;
- вовлекать учащихся в активные формы деятельности, связанной с чтением, активизировать потребность в чтении, в том числе досуговом;
- развивать интеллектуальную самостоятельность учащихся, формировать навыки самоконтроля в процессе освоения способов деятельности;
- освоить базовый понятийный аппарат, связанный с чтением как универсальным видом деятельности (названия видов чтения) и инструментарий формирования видов целевого чтения (просмотрового/поискового, ознакомительного, изучающего/углублённого) в работе с книгой и текстом как единицей информации;
- учить использовать навыки чтения для поиска, извлечения, понимания, интерпретации и рефлексивной оценки информации на основе
- углубления базовых знаний по теории текста;
- использования приёмов поиска и извлечения информации в тексте;
- использования приёмов смыслового анализа и интерпретации текстов разных стилей и жанров, соответствующих возрасту учащихся;
- использования приёмов обработки информации в зависимости от цели её дальнейшего использования;
- использования приёмов организации рефлексивной деятельности после чтения и осмысления текстов.
Программа элективного курса реализуется на занятиях, отличающихся общей практической направленностью и деятельностным характером. Теоретические основы программы даются дозированно и постигаются через практическую деятельность, которая не только обеспечит формирование основ читательской компетентности, но и заинтересует учащихся, побудит к чтению. Поэтому формы проведения занятий должны быть разнообразными, включающими игровые, исследовательские и проектные технологии, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии проблемного и развивающего обучения и др. Важно, чтобы методы и приёмы организации деятельности учащихся были ориентированы на формирование и развитие познавательной активности, интеллектуальное развитие, развитие самостоятельности, навыков самоконтроля.
Формы проведения занятий – беседа, практикум, тренинг, игра, состязание, аукцион, конкурс (фестиваль), наблюдение и исследование, мониторинг, ролевая игра, библиотечные занятия.
Формы организации деятельности учащихся – индивидуальные и коллективные (групповые, в парах) формы.
Режим занятий – программа рассчитана на 34 часа в течение учебного года (1 раз в неделю). Возможный вариант – в течение полугодия (2 раза в неделю). Время проведения занятия – 40 мин.
Результативность освоения программы
Задания для выполнения, предлагаемые в процессе внеурочной деятельности, характеризуются не оценочной, а обучающей и развивающей направленностью. Достижениями учащихся являются умения, сформированные в процессе деятельности и выделенные в планируемых результатах. Диагностика уровня результативности осуществляется в ходе решения учебных задач и выполнения работ, указанных в разделе «Содержание программы». Формой предъявления результата является также участие школьников в мероприятиях, проведённых по этому направлению внеурочной деятельности за год (целесообразно – в конце каждой четверти).
Планируемые мероприятия:
- Тематический конкурс чтецов «Родина моя- Россия»
- Игра «Аукцион вопросов и ответов».
- Представление портфолио «Мои книжные находки» (портфолио - отчёт или портфолио достижений).
- Ролевая игра «Юный критик»
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
учащиеся научатся
- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;
- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.
Метапредметныерезультаты:
учащиеся овладеют
- элементарными навыками работы с книгой;
- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/аналитический);
- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;
- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;
- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:
- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;
- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;
- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;
- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);
- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;
- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;
- прогнозировать содержание текста;
- находить скрытую информацию в тексте;
- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:
- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;
- делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;
- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;
- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).
Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:
- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;
- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;
- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;
- оценивать не только содержание текста, но и его форму.
Предметные результаты:
Учащиеся получат возможность
- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;
- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.
Календарно-тематическое планирование
Литература
- Задачи, направленные на формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы. 5-9 кл. Учебно- методическое пособие/ сост. С. В. Трухина, Г.Н. Масич.- Красноярск, 2021. 325 с.
- Открытый банк заданий для оценки читательской грамотности. 5-9 кл. https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadani-chitatelskoi-gramotnosti
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по элективному курсу ( ЭКОЛОГИЯ)
1. Календарно - тематическое планирование по элективному курсу экология включает в себя изучение экологических проблем в городе и крае. А так же решение эксперементальных задач по выявлению экологичес...
рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по математике "Функции помогают уравнениям".
Данный материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование по элективному курсу "Функции помогают уравнениям". Этот курс окажет помощь учителям преподающим в 10-11 классах....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Практикум по математике" на 10 - 11 классы. Авторы-составители: Г. С. Итапин (учитель математики), Т. Д. Покас (учитель...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Решение задач по физике" в 10-11 классах
Материал содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование для 10 класса и для 11 класса. Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по элективному предмету “SPEAK OUT” (английский язык)
Основной целью данного курса является выявление и создание условий для оптимального развития одаренных детей. А также: Развитие творческих языковых способностей у...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" 11 кл , 2 ч
Элективный курс по русскому языку «Говорим и пишем правильно» предназначен для учащихся 11 классов и рассчитан на 68 часов.Курс учитывает специфику КИМов и носит итоговый характер, По...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса "Читательская грамотность" 6 кл, 34 ч
Рабочая программа по предмету «Читательская грамотность» для 6 класса составлена с учетом требований обновленных ФГОС к личностным и метапредметным результатам освоен...