Рабочая программа по биологии 10-11 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) по теме

Фунтова Ирина Геннадьевна

Рабочая программа по биологии 10-11 класс составлена на основе авторской линии программ Пономаревой, включает календарно-тематическое планирование по каждому классу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_10-11_kl._biologiya.doc448.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новостроевская средняя общеобразовательная школа

РАССМОТРЕНО

на м/о естественно-математического цикла

«_____»______2012

Руководитель м/о

______Пашковская Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______Коржова Н.Д

«_____»______2012

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

МБОУ «Новостроевская СОШ»

________Шулепова С.В.

«_____»______2012

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО БИОЛОГИИ

ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ

НА 2012/2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

составлена на основе   авторской программы по биологии  «Биология. Базовый уровень. 10-11 классы»  Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова (представлена в сборнике «Программы. Природоведение. Биология. Экология. 5–11 кл.». Издательство «Вентана-Граф», – 2010 г.

Учебник: - «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012

- «Биология. Базовый уровень». 11 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2010)

Разработчик программы

Учитель биологии

               Фунтова Ирина Геннадьевна

Педстаж 9 лет

2012 год

Содержание

Стр

Пояснительная записка

3

Тематический план

5

Содержание курса 10 класс

6

Содержание курса 11 класс

8

Требования к уровню подготовки учащихся

10

Перечень лабораторных работ

12

Календарно-тематическое планирование 10 класс

13

Календарно-тематическое планирование 11 класс

18

Пояснительная записка

Программа по биологии 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе - в раскрытии свойств живой природы, ее закономерностей; многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явление культуры.

Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры у молодежи. Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Данная программа курса биологии 10-11 классов является непосредственным продолжением программы по биологии 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой (М., Вентана-Граф, 2010 г.), где базовый уровень биологического образования (9 класс) завершается общебиологическим курсом "Основы общей биологии". Поэтому программа 10-11 классов представляет содержание курса общей биологии как материалы второго, более высокого, уровня обучения, что требует образовательный минимум старшей школы, и с учетом двух профилей дифференциации содержания биологического образования - общеобразовательного (универсального) и гуманитарного.

В программе специально учитывалось, что образование в старшей школе призвано обеспечить обучение с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Программное содержание определяется исходя из обязательного минимума и требований к уровню подготовки выпускников, а также временем, отведенным федеральным учебным планом (общеобразовательный профиль в 10-11 классах 68 часов за год, 2 часа в неделю). Программа составлена в соответствии с "Обязательным минимумом содержания образования полной средней общеобразовательной школы, который предполагает обеспечить подготовку школьников в тех случаях, если еще не сформирован выбор направленного интереса старшеклассника до момента окончания общей средней школы. В данной программе пропорционально увеличено количество часов по сравнению с программой Пономаревой, на основе которой построена данная программа. Связано это с тем, что 1 часа в неделю недостаточно для продуктивного повторения пройденного материала и расширения знаний по предмету. Особенно важным является увеличение часов на изучение предмета по сравнению с авторской программой в связи с тем, что в настоящем учебном году в учебном плане не заложено часов для групповых занятий с учащимися по подготовке к ЕГЭ. Изучение в объеме 68 часов в год позволит качественнее подготовиться к сдаче ЕГЭ и изучить достаточно подробно наиболее важные темы, охваченные  в заданиях ЕГЭ.

В рамках этого направления образовательным стандартом предусмотрено некоторое расширение материалов биологии (натуралистического, биолого-экологического, природоохранного, теоретического и прикладного характера), лабораторные работы и экскурсии.

Содержание программы позволяет достаточно четко представить образовательный маршрут изучения биологии полной средней школы. Такой подход исключает перегрузку учащихся, в то же время предоставляет возможность усиления развития старшеклассников с учетом их интересов и ориентаций в выборе будущих профессий. А интегрирование материалов различных областей науки биологии в ходе раскрытия свойств природы, с позиции разных структурных уровней организации жизни и применение приемов сравнения в обучении, делает учебное содержание новым и более интересным для учащихся.

Раскрытие учебного содержания в курсе общей биологии 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни. В том числе рассматриваются структурные уровни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Это определило общее содержание курса биологии 10-11 классов - "Общая биология" с условным подзаголовком: "Уровни организации жизни". Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную, преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений - тесную связь с курсом химии.

Программа предполагает использование учениками следующих учебных пособий:  

10 класс: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2012, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень, Рабочая тетрадь, Класс: 10).

11 класс: «Биология. Базовый уровень». 11 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, М.: - «Вентана-Граф», 2010, а так же разработанной к нему рабочей тетради на печатной основе (Козлова Т.А., Пономарева И.Н. Биология. Базовый уровень Рабочая тетрадь Класс: 11).

         Срок реализации программы – 2 года.

Тематический план        10 класс


п/п

Номер и название темы

Количество часов

Практическая часть

I

Введение в курс общебиологических явлений

12

1.1.

Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи.

6

1.2.

Биологическая наука.

6

Л.р. №1.

II

Биосферный уровень организации жизни

15

2.1.

Учение о биосфере.

2

2.2.

Предпосылки возникновения жизни на Земле.

2

2.3.

Современные представления о возникновении жизни на Земле.

3

2.4.

Биосфера – живая оболочка Земли.

8

Л.р. №2,3

III

Биогеоценотический уровень организации жизни

17

3.1.

Понятие и структура биогеоценоза.

3

3.2.

Взаимоотношения в биогеоценозе.

3

Л.р. №4.

3.3.

Динамика природных сообществ.

3

3.4.

Типы биогеоценозов.

4

3.5.

Взаимосвязь природы и общества.

4

IV

Популяционно-видовой уровень организации жизни

24

4.1.

Вид, его понятие, способы образования и значение многообразия.

9

Л.р. №5,6.

4.2.

Человек как вид.

3

4.3.

Эволюция видов.

7

4.4.

Сохранение видового разнообразия.

5

68 часов

Тематический план      11 класс


п/п

Номер и название темы

Количество часов

Практическая часть

I

Организменный уровень организации жизни

28

Л.р. №1,2,3

II

Клеточный уровень организации жизни

24

Л.р. №4,5

III

Молекулярный уровень проявления жизни

13

IV

Заключение

3

Итого:

68 часов

Содержание курса

10 класс

Введение в курс общебиологических явлений (12 ч).

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Экскурсия.

«Многообразие видов. Сезонные изменения в природе».

Лабораторная работа.

«Методика работы с определителями растений и животных».

Биосферный уровень организации жизни (15 ч).

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговороты веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Роль взаимоотношений человека и природы в развитии биосферы. Особенности биосферного уровня живой материи.

Лабораторная работа.

 «Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов».

«Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».

Биогеоценотический уровень организации жизни (17 ч).

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа.

«Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе».

Популяционно-видовой структурный уровень организации жизни (24 ч).

Вид его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции. Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биоразнообразие - современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биологического разнообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторные работы.

«Изучение морфологических критериев вида на гербарии и коллекциях животных».

«Выявление идиоадаптаций у насекомых (из коллекции)»

Экскурсия.

         «Знакомство с многообразием сортов растений (пород животных)»


11 класс

Организменный уровень организации живой материи (28 ч).

Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Основные процессы жизнедеятельности одноклеточных и многоклеточных организмов. Типы питания организмов: гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, хищники) и автотрофы (хемотрофы и фототрофы). Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Размножение организмов - половое и бесполое и его значение. Оплодотворение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений. Основные понятия генетики. Гены и признаки. Изменчивость признаков и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы - изменение генов и хромосом. Мутагены и меры защиты среды от загрязнения мутагенами.

Генотип как целостная система. Хромосомная теория наследственности. Методы генетики. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем, их цитологические основы. Закон Т. Моргана. Теория гена. Взаимодействие генов. Закономерности сцепленного наследования. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Методы изучения наследственности человека. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты применения генных технологий. Основные факторы, формирующие здоровье человека. Образ жизни и здоровье человека. Вирусные заболевания. Профилактика вирусных заболеваний. Способы борьбы со СПИДом.

Организмы разных царств живой природы. Бактерии, их разнообразие и значение в природе. Многообразие растений, грибов и животных, их значение в природе. Царство вирусов, их разнообразие, строение и функционирование в природе.

Лабораторная работа.

«Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»

«Решение генетических задач»

«Изучение признаков вирусных заболеваний растений»

Клеточный уровень организации жизни (24 ч).

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Цитология - наука о клетке. Методы изучения клетки. Основные положения учения о клетке. М. Шлейден и Т. Шванн - основоположники клеточной теории, ее основные положения.

Химический состав клеток. Органические и неорганические вещества в клетке. Структура и функции клеток и внутриклеточных образований. Ядро. Хромосомы, их структура и функции. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Многообразие клеток и ткани. Специализация клеток, образование тканей Особенности клеток прокариот и эукариот. Гипотезы возникновения эукариотической клетки.

Клеточный метаболизм и роль ферментов в нем. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Преобразование энергии в клетке. Деление клетки. Подготовки клетки к делению. Клеточный цикл жизни. Интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз и его фазы. Сходство и различие митоза и мейоза. Значение митоза и мейоза. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Развитие половых клеток у растений и животных. Клетка - основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Клетка - единица роста и развития организмов. Специализация клеток, образование тканей

Лабораторная работа.

         «Рассматривание разных типов тканей»

«Изучение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»

Молекулярный уровень проявления жизни (13 ч).

Молекулярный уровень жизни и его особенности. Химическая организация клетки. Макро- и микроэлементы. Основные биополимерные молекулы живой материи. Особенности строения молекул органических веществ: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Взаимосвязь строения и функций белков, нуклеиновых кислот, углеводов, липидов, АТФ, воды и других неорганических веществ. Их роль в клетке. Химический состав хромосом. Строение и свойства ДНК - как носителя наследственной информации. Ген. Генетический код. Редупликация ДНК.

Процессы биосинтеза в живых клетках. Матричное воспроизводство белков. Фотосинтез, его роль в природе. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Преобразование энергии в клетке. Роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов. Сходство химического состава молекул живых систем как доказательство родства разных организмов. Роль естественных и искусственных биополимеров в окружающей среде.

Заключение (3 ч).

Обобщение знаний о разнообразии жизни, представленной биосистемами разных уровней сложности. Задачи биологии на ХХI век.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны уметь называть (приводить примеры):

основные положения клеточной теории;

общие признаки живого организма;

основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

причины и результаты эволюции;

законы наследственности;

примеры природных и искусственных сообществ, изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания.

Учащиеся должны характеризовать (описывать):

строение, функции и химический состав клеток бактерий, грибов, растений и животных;

деление клетки;

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов, организма человека, лишайника как комплексного организма;

обмен веществ и превращение энергии;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

иммунитет, его значение в жизни человека, профилактика СПИДа;

размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

особенности строения и функционирования вирусов;

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

искусственные сообщества, их сходство и различия с природными сообществами, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.

Учащиеся должны обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):

взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем органов, организма и среды как основу целостности организма;

родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас, их генетическое единство;

особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека, особенности высшей нервной деятельности человека;

влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека, вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство; нарушения осанки, плоскостопие;

роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, последствия этой деятельности, меры сохранения видов растений, животных, природных сообществ;

необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.

Учащиеся должны определять (распознавать, узнавать, сравнивать):

организмы бактерий, грибов, растений, животных и человека; клетки, органы и системы органов растений, животных и человека;

наиболее распространенные и исчезающие виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы.

Учащиеся должны соблюдать правила:

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений, поведения животных;

бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями;

выращивания культурных растений и ухода за домашними и сельскохозяйственными животными.

Учащиеся должны владеть умениями:

излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки, самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы по учебнику.                  

Перечень лабораторных работ

10 класс

Л.р. №1. «Методика работы с определителями растений и животных».

Л.р. №2. «Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов».

Л.р. №3. «Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».

Л.р. №4. «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе».

Л.р. №5. «Изучение морфологических критериев вида на гербарии и коллекциях животных».

Л. Р. №6 «Выявление идиоадаптаций у насекомых (из коллекции)»

11 класс

Л.р. №1 «Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»

Л.р. №2. «Решение генетических задач»

Л.р. №3. «Изучение признаков вирусных заболеваний растений»

        Л.р. №4. «Рассматривание разных типов тканей»

Л.р. №5. «Изучение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня

РАССМОТРЕНО

на м/о естественно-математического цикла

«_____»______2012

Руководитель м/о

______Пашковская Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______Коржова Н.Д

«_____»______2012

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

МБОУ «Новостроевская СОШ»

________Шулепова С.В.

«_____»______2012

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет:                                          биология                                        

Класс:                                                  10                                                

Программа составлена на основе   авторской программы по биологии  

«Биология. Базовый уровень. 10-11 классы»  Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова (представлена в сборнике «Программы. Природоведение. Биология. Экология. 5–11 кл.». Издательство «Вентана-Граф», – 2010 г.).

Учебник: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, «Вентана-Граф»: 2010

Количество учебных часов в год:              68          часов;

Количество учебных часов в неделю:                  2         часа;


Учитель:                                        Фунтова Ирина Геннадьевна                        

2012 год


урока


урока по теме


Содержание

Дата

Практ
часть

Домашнее
задание

Примечание

Раздел I. Введение в курс общебиологических явлений  

12 ч

1.1. Предмет и задачи общей биологии. Уровни организации живой материи

6 ч

Что изучает общая биология.

§1

Осенние явления в живой природе.
Экскурсия. «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе».

Экскурсия

Оформить отчет

Основные свойства жизни.

§2

Определение понятия «жизнь».

конспект

Биосистема как структурная единица живой материи.

§3, стр 8-9

Структурные уровни организации жизни.

§3, стр 9-12

1.2. Биология как наука

6 ч

Практические аспекты биологии.

§4

Методы биологических исследований.

§5

Методика определения видов растений и животных.

Учить конспект

Определение и морфологическое описание вида.
Л.р. №1. «Методика работы с определителями растений и животных».

Л.р. №1

«Морфологическое описание одного вида растения»

Значение биологических знаний.

§6

Урок обобщения и подведения итогов по теме «Введение в курс общебиологических явлений».

Стр 24 выполнить задания, термины учить

Раздел II. Биосферный уровень организации жизни

15 ч

2.1. Учение о биосфере

2 ч

Учение Вернадского о биосфере.

§7 до стр 29

Функции живого вещества.

§7 до стр 32

2.2. Предпосылки возникновения жизни на Земле

2 ч

Теории биогенеза и абиогенеза о происхождении живого вещества.

§8, стр32- 33

Теории А. И. Опарина, опыт С. Миллера о происхождении жизни на Земле.

§8, стр 33-37

2.3. Современные представления о возникновении жизни на Земле

3 ч

Физико-химическая эволюция в развитии Земли.

§8 до конца

Появление и усложнение первоначальных форм и жизни в биосфере.

§ 9 до стр 47

История развития жизни на Земле.

§ 9, стр 47-52

2.4. Биосфера – живая оболочка Земли

8 ч

Биосфера как глобальная экосистема.

§10

Роль биологического круговорота веществ в биосфере. Л.р. №2. «Исследование водозапасающей способности зеленых и сфагновых мхов».

Л.р. №2

§11 до стр 58, Оформить отчет

Механизмы устойчивости биосферы.

§11, стр 58-60

Понятие о ноосфере как новом состоянии биосферы.

§12

Оценка состояния условий окружающей среды.
Л.р. №3. «Определение химического загрязнения атмосферного воздуха с помощью биоиндикаторов».

Л.р. №3

Оформить отчет

Особенность биосферного уровня организации жизни и его роль на Земле.

§13

Взаимоотношения человека и природы как фактор развития биосферы.

§14

Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биосферный уровень организации жизни».

Стр. 73-74

Раздел III. Биогеоценотический уровень организации жизни

17 ч

3.1. Понятие и структура биогеоценоза

3 ч

Биогеоценоз как особый уровень организации жизни.

§16

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

§17

Строение и свойства биогеоценоза.

§18

3.2. Взаимоотношения в биогеоценозе

3 ч

Типы связей и зависимостей в биогеоценозе.

§19

Приспособленность видов к совместной жизни в биогеоценозе.

§19, стр 91-95

Л.р. №4. «Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе».

Л.р. №4

Оформить отчет

3.3. Динамика природных сообществ

3 ч

Условия сохранения устойчивости биогеоценозов.

§20

Смена биогеоценозов и её причины

§21 до стр 103

Ритмологические изменения в биогеоценозе.

§21, стр 103-106

3.4. Типы биогеоценозов

4 ч

Многообразие морских биогеоценозов.

§21, стр 107-108

Биогеоценозы пресных вод

§21, стр 108-110

Многообразие естественных биогеоценозов суши.

§21, стр 111-113

Агробиоценозы, их свойства и значение.

§21, стр 113-115

3.5. Взаимосвязь природы и общества

4 ч

Необходимость сохранения биогеоценозов.

§22 до стр 118

Природопользование в истории человечества.

§22, стр 118-121

Экологические законы природопользования.

§23

Урок обобщения и подведения итогов по теме «Биогеоценотический уровень организации жизни».

Стр. 126-127

Раздел IV. Популяционно-видовой уровень организации жизни

24 ч

4.1. Вид, его понятие, способы образования и значение многообразия

9 ч

Основные свойства и критерии вида

§24

Л.р. №5. «Изучение морфологических критериев вида на гербарии и коллекциях животных».

Л.р. №5

Оформить отчет

Популяция как форма существования вида.

§25, стр 132-134

Популяция как структурно-функциональный компонент биогеоценоза.

§25 до конца

Популяция как основная единица эволюции.

§26 до стр 140

Понятия «микроэволюция» и «макроэволюция». Л. Р. №6 «Выявление идиоадаптаций у насекомых (из коллекции)»

Л.р. №6

§26, стр 140-143

Видообразование и его способы

§27 до стр 148

Филогенетические основы системы многообразия видов.

§27, стр 148-152

Сохранение биологического разнообразия. Экскурсия «Знакомство с многообразием сортов растений (пород животных)»

Экскурсия

§27, стр 152-156

4.2. Человек как вид

3 ч

Человек как уникальный вид живой природы.

§29

Этапы эволюции человека.

§28, стр 159-162

Расы человека, их происхождение и родство.

§28 до конца

4.3. Эволюция видов

7 ч

Особенности популяционно-видового уровня жизни.

§34

Основные закономерности эволюции.

§32

Современные представления об эволюции органического мира.

§31

Естественный отбор и его формы.

§30, стр 167-172

Искусственный отбор и его роль в увеличении биологического разнообразия.

§30, стр 172-175

Основные направления эволюции

§33 до стр 183

Прогресс и регресс в эволюции живой природы.

§33, стр 183-185

4.4. Сохранение видового разнообразия.

5 ч

Современное состояние изучения видов.

§34, стр 185-189

Значение изучения популяций и видов.

§34, стр 189-192

Генофонд и причины гибели видов.

§34 до конца

Всемирная стратегия охраны природных видов

§35

Урок обобщения по теме «Популяционно-видовой уровень организации жизни» и по курсу.

Стр. 202-203

РАССМОТРЕНО

на м/о естественно-математического цикла

«_____»______2012

Руководитель м/о

______Пашковская Л.А.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

______Коржова Н.Д

«_____»______2012

УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора

МБОУ «Новостроевская СОШ»

________Шулепова С.В.

«_____»______2012

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Предмет:                                          биология                                        

Класс:                                                  11                                                

Программа составлена на основе   авторской программы по биологии  

«Биология. Базовый уровень. 10-11 классы»  Авторы: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Л.В. Симонова (представлена в сборнике «Программы. Природоведение. Биология. Экология. 5–11 кл.». Издательство «Вентана-Граф», – 2010 г.).

Учебник: «Биология. Базовый уровень». 10 кл. И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Т.Е. Лощинина, «Вентана-Граф»: 2010

Количество учебных часов в год:                       68          часов;

Количество учебных часов в неделю:                2         часа;


Учитель:                                        Фунтова Ирина Геннадьевна                        

2012 год

№ урока

№ урока

по теме


Содержание

Дата

Домашнее задание

Практич часть

Примечание

I.Организменный уровень организации жизни

28 ч

1.

Организменный уровень организации жизни и его роль в природе.

§ 1

2.

Организм как биосистема.

§ 2, до стр 10

3

Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов.

§ 2, стр 10-14

4

Основные процессы жизнедеятельности многоклеточных организмов.

§ 3 до стр 17

5

Поведенческие реакции животных на факторы внешней среды. Л.р № 1. «Выявление поведенческих реакций животных на факторы внешней среды»

Оформить отчет

Л.р № 1

6

Типы питания организмов.

§ 3, стр 17-21

7

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез).

§ 6 до стр 32

8

Регуляция процессов жизнедеятельности организмов.

§ 6 до конца

9

Бесполое размножение организмов.

§ 4, до стр 23

10

Половое размножение организмов.

§ 4 до конца, § 5

11

Наследственность – основное понятие генетики.

§7 до стр 34

12

Гены и признаки (фены).

§ 7, стр 34-35

13

Хромосомная теория наследования признаков.

§ 7, стр 35-36

14

Изменчивость признаков организма: модификационная и онтогенеческая.

§ 8 до стр 38

15

Генотипическая изменчивость и ее причины.

§ 8 до конца

16

Генетические закономерности, открытые Г. Менделем при моногибридном скрещивании.

§ 9

17

Проявление генетических закономерностей при дигибридном скрещивании.

§ 10

18

Взаимодействие аллельных генов.

§ 10, стр 49-50

19

Взаимодействие неаллельных генов. 

§ 10, стр 50-52, §11-самостоятельно

20

Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. 

§ 12

21

Наследственные болезни человека. Л.р. № 2. «Решение генетических задач»

§ 13 до стр 63

Л.р. № 2.

22

Этические аспекты применения генных технологий.

§ 14-15, до стр 73

23

Мутагены и их влияние на живые организмы.

Л.р. №3 «Изучение признаков вирусных заболеваний растений»

§ 13, стр 63-66

Л.р. №3

24

Факторы, определяющие здоровье человека.

§ 15, стр 73-75

25

Образ жизни и здоровье человека.

§ 15, стр 75-76

26

Организмы царства вирусов.

§ 16

27

Вирусные заболевания и меры борьбы с ними.

§ 17

28

Урок обобщения и подведения итогов по теме: «Организменный уровень организации жизни».

§ 1-17 повторить

II. Клеточный уровень организации жизни

24 ч

29

Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе.

§ 18

30

Клетка-этап эволюции живого в истории Земли.

§ 19 до стр 103

31

Многообразие клеток и тканей. Л.р. № 4 «Рассматривание разных типов тканей»

§ 19, стр 103-106

Л.р. № 4

32

Основные части клетки, их строение и функции.

§ 20

33

Органоиды клетки, их строение и свойства

§ 21 до стр 116

34

Особенности клеток прокариот и эукариот

§ 21, стр 116-119

35

Цикл жизни клетки.

§ 22

36

Непрямое деление клетки-митоз

§ 23, до стр 124

37

Изучение фаз митоз. Л.р. № 5. «Изучение фаз митоза на микропрепарате клеток кончика корня»

§ 23, до стр 124

Л.р. № 5

38

Редукционное деление клетки.

§ 23, стр 124-126

39

Особенности половых клеток.

§ 23, стр 126-128

40

Образование мужских и женских половых клеток

§ 23, стр 128-132

41

Хромосомы, их структура и функции.

§ 24 до стр 135

42

Достижения медицинской генетики.

43

Общая характеристика бактерий как представителей прокариот.

§ 24, стр 135-140

44

Бактерии в организме человека.

§ 24, стр 141-144

45

Роль бактерий в природе.

§ 24, стр 140-141

46

Общая характеристика одноклеточных растений

§ 24, стр 144-147

47

Многообразие одноклеточных животных – простейших.

§ 24, стр 148-152

48

Роль простейших в природе.

§ 24, стр 153-154

49

Микробиология на службе человека.

§ 24, стр 154-157

50

История развития науки  о клетке.

§ 25 до стр 162

51

Дискуссионные проблемы цитологии.

§ 25, стр 162-166, § 26

52

Урок обобщения и подведения итогов по теме: «Клеточный уровень организации жизни».

III. Молекулярный уровень проявления жизни

13 ч

53

Молекулярный уровень жизни и его особенности.

§ 27

54

Химический состав клетки.

§ 28 до стр 177

55

Углеводы, липиды и белки клетки, их строение и значение.

§ 28, стр 177-179

56

Нуклеиновые кислоты, их строение и функции в клетке.

§ 29

57

Биосинтез углеводов в клетке- фотосинтез.

§ 30

58

Процесс биосинтеза белков в клетке.

§ 31

59

Процессы расщепления молекул в клетке.

§ 32 до ст 197

60

Обмен веществ как взаимосвязь процессов синтеза и распада молекул  в клетке.

конспект

61

Регуляторы биохимических процессов в клетке.

§ 32, стр 197-200

62

Естественные и искусственные биополимеры.

конспект

63

Химические элементы в оболочках Земли и молекулах живых систем.

§ 32, стр 200-204

64

Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема.

§ 33

65

Урок обобщения и подведения итогов по теме: «Молекулярный уровень проявления жизни».

§ 27-33 повторить

IV. Заключение – 3 часа

3 ч

66

Структурные уровни организации живой природу.

§ 35

67

Биологическое разнообразие живого мира.

Повторить § 1-35

68

Урок обобщения и подведения итогов по теме и курсу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии для 5 класса по учебнику: В.В.Пасечник. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс.

Рабочая программа по биологии составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государстве...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова

Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы. Учитель биологии Архипкина А.П. МОУ Куркинская СОШ №1

Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального Государственного стандарта 2004г. Преподавание курса "Общая биология" в 10-11 классе осуществляется по примерной программе для общеобраз...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Константинова В.М. " Биология 7 класс", изд. Вентана -Граф

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (2010 г.), Примерной программы по биологии для основной школы //Примерные программы по учебным предметам...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...