Пропедевтический курс в 5 классе "Введение в биологию и экологию"
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Златина Алевтина Сергеевна

Рабочая программа пропедевтического курса  «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под редакцией Н.М.Черновой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon propedevt.kurs_vvedenie_v_biologiyu_i_ekologiyu_-5_klass.doc261.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа пропедевтического курса  

«Введение в биологию и экологию»

(5 класс)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа пропедевтического курса  «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под редакцией Н.М.Черновой. Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Учебный курс ориентирован на учащихся 5 классов.

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Вводный курс дает обобщенные представления о жизни на Земле, о ее возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Природоведение». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.

        Изучение курса в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

     •    освоение  знаний  о многообразии  объектов природы,  связи  мира  живой  и неживой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;

•  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач:

•    воспитание     положительного     эмоционально-ценностного     отношения     к     природе стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни: »    применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, безопасного поведение в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

         Программа соответствует учебнику Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под ред. проф. Н.М. Черновой. – М.: «Вентана - Граф».         В планировании указаны названия тем курса, объём учебного времени в каждой теме, с указанием практических и лабораторных работ, и примерным домашним заданием.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Введение (4 ч)

История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.

Основные понятия. Биология — наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка— единица строения и размножения живых организмов.

Лабораторная работа. Знакомство с микроскопом

Лабораторная работа. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.

Опыт в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе

2. Как размножаются живые организмы (2 ч)

                Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных и человека. Однополые и обоеполые живые организмы.

Перекрестное опыление – условие появления здорового потомства у растений. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.

        Основные понятия. Однополые и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермии. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.

3. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (3 ч)

Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.

Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.

Опыт в домашних условиях. Условия прорастания семян.

Как питаются и дышат живые организмы (7 ч)

Роль воды в питании живых организмов.

Основные понятия. Вода — растворитель. Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.

Опыт в домашних условиях. Испарение воды листьями, изучение роста корней и направления движения побега и корня.

Демонстрационный опыт. Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды.

5. Многообразие живого мира (8 ч)

Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.

Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. 6 царств: простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы. Ноmо sapiens. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы.

Жизнь в сообществах. Экосистема (10 ч)

        Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.

Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды.

Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.        

Практические работы. Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе.  Красота и гармония в природе. Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.

        

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА

        

Знать/понимать:

•    о многообразии тел, веществ и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

•    основные факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

•    место и роль человека в природе;

•    меры по охране неживой и живой природы.

Уметь:

•    вести фенологические наблюдения,

•    выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

•    ставить простейшие опыты с растениями и животными на учебно-опытном участке;

•    узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

•    ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.

   Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в  повседневной жизни для:

•    определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

•    следования нормам экологического и безопасного поведения в природе;

•    составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

        Виды осуществления диагностики результатов обучения курсу «Введение в экологию и биологию» можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:

устные ответы учащихся;

письменные работы;

практические задания.

Устные ответы учащихся – это:

рассказ о выполнении домашних заданий;

участие в диалогах-дискуссиях на уроках;

выступления;

Письменные работы – это:

записи лабораторных работ;

отчеты о выполнении домашних заданий;

самостоятельные и контрольные работы;

тестирование;

Практические задания – это:

изготовление приборов;

подготовка докладов;

подготовка презентаций;

подготовка рисунков «от руки».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

« Введение в биологию и экологию» - 34 часа (1 час в неделю)

(5 класс)

№ урока

Содержание тем


Кол.

час

Тип урока

Контроль.

Лабораторные, практические

 работы.

Виды деятельности, форма занятия

ЦОР

Задания на дом


Дата

(учебная неделя)


 ВВЕДЕНИЕ

4




1

История развития представлений о возникновении живых организмов. §1-2


1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Лекция.

Текущий контроль

Подготовить своё любимое стихотворение о природе родного края

03.09 – 07.09

2

Продолжительность жизни разных живых организмов. Живое возникает от живого. §3

1

Комбинированный урок

Беседа

Фронтальный опрос

Провести опыт в домашних условиях «Выращивание плесени» (с. 18)

10.09 – 14.09

3

Прибор, открывающий тайны. §4

1

Комбинированный урок

Лаб.раб №1 «Знакомство с микроскопом»

Выучить правила работы с микроскопом

17.09 – 21.09

4

Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. §5

1

Комбинированный урок

Лаб.раб №2 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени»

ИКТ

Написать выводы к лабораторной работе

24.09 – 28.09


КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

2

5

Размножение живых организмов. §5-7

1

Изучение нового материала

Биолог. диктант

ИКТ

Устно ответить на вопрос: Одинаково ли размножаются разные животные? Выучить термины

01.10 – 05.10

6

Способы расселения (распространения) растений. §9-12

1

Изучение нового материала

Устный опрос

Составь коллекцию разных семян или сделай их зарисовку

08.10 – 12.10

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ  С УСЛОВИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

3

7


Благоприятные и неблагоприятные условия среды. §13, 14 с.66-70


1

Комбинированный урок

Тест

        ИКТ

Проделать опыты №1 и №2 в домашних условиях (с.61)

15.10 – 19.10

8


Причины гибели организмов. Регуляция численности.  §14 с.70-74




1

Комбинированный урок

Лекция с элементами беседы

Ответить на вопросы в тетради: Правильно ли по-твоему поступает человек, когда истребляет хищников? Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? ( на выбор)


22.10 – 26.10

9


Отношения «хищник - жертва», «паразит -хозяин». §15 с.75




1

Комбинированный урок

Тестирование

ИКТ

Подготовить сообщение на тему «Роль зеленых растений на Земле»

05.11 – 09.11


 КАК ПИТАЮТСЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ?

7


10


Органические вещества. Пищевая цепь Хлорофилл.

§15-16  с.76-83


1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Наблюдение №1,

№2, №3

Составить 3 примера пищевых цепей

12.11 – 16.11

11

Способы питания животных. §17

1

Комбинированный урок

биодиктант

ИКТ

Провести наблюдения за питанием рыб в аквариуме или любого домашнего животного. Подготовить устный рассказ «Почему животным надо постоянно находить пищу, почему нельзя наесться за один день на всю жизнь?»

19.11 – 23.11

12

Питание растений. §18-19

1

Комбинированный урок

Лаб. раб №3 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа

Прочитать рассказ Е.Н.Алешко «Росянка ловит насекомых»

26.11 – 30.11

13

Минеральные вещества. Нитраты. § 22

1

Комбинированный урок

Фронтальный опрос

ИКТ

Составить 3 вопроса для одноклассников по теме «Минеральные вопросы»

03.12– 07.12

14

Роль воды и воздуха в жизни живого организма.

 § 23, 30

1

Комбинированный урок

Опыт №1, №2,

№3, №4.

Проделать опыт в домашних условиях, доказывающий, что листья испаряют воду. (с.112)

10.12– 14.12

15

Роль питания в жизни живого организма. § 24-26

1

Комбинированный урок

Устный опрос

ИКТ

Пронаблюдать за движением любого домашнего животного. Составить об этом небольшой рассказ. Повторить термины.

17.12 – 21.12

16

Влияние живых организмов на окружающую среду. § 31


1

Комбиниро-ванный урок

Тестирование

ИКТ

Составить кроссворд по теме «Растения»

24.12 – 28.12


 МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА

8


17

Границы жизни. Условия необходимые для поддержания жизни. § 33


1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Беседа

Нарисовать в тетради расположение ярусов хвойного леса

14.01 – 18.01

18

Представление о царствах природы. Систематика.

§ 34

1

Комбинированный урок

Лекция

 ИКТ

Дополнить схему примерами «Царства живой природы»

21.01 – 25.01

19

Царство растений и грибов

 § 35 стр.167 -168.

1

Комбинированный

урок

Кроссворд

ИКТ

Составить схемы пищевых цепей, в которые входят представители царства грибов. Какое место они занимают при построении пищ.цепи.

28.01 – 01.02

20

Царство животные и вирусы. §36-37

1

Урок изучения и закрепления знаний

Работа со схемой, беседа

ИКТ

Подумать над вопросами. Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской для резки сырого мяса, хлеба и сырых овощей? Почему продукты хранят в холодильнике?

04.02 -08.02

21

Среда обитания. Факторы среды.§ 39 - 43

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Устный опрос

ИКТ

Заполнить таблицу (с.189, 192)

11.02 – 15.02

22

Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие.

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Лекция

Продолжить заполнение таблицы «Среда обитания живых организмов»

18.02 – 22.02

23

Живые организмы весной.§ 33 – 43

1

Урок практикум

Беседа

ИКТ

Повторить термины. Подготовиться к провер.работе

25.02 – 01.03

24

Урок обобщения по теме «Многообразие живого мира»

1

Тестирование,

МОНИТОРИНГ

Составить кроссворд на тему «Животные»

04.03 – 08.03

ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ. ЭКОСИСТЕМЫ

10

25

Приспособленность к совместному обитанию. Ярусное расположение. § 44 стр. 205-207

1

Урок изучения и закрепления новых знаний.

Лекция с элементами беседы

Дать объяснение определению: биоценоз+ факторы неживой природы= экосистема

11.03 – 15.03

26

Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепь питания. § 44 стр. 208 – 209

1

Комбинированный урок.

Устный опрос

ИКТ

Составить схемы пищевых связей, в любом из природных сообществ местности

18.03– 22.03

27

Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. § 45

1

Комбинированный урок.

Беседа

 ИКТ

Привести примеры взаимоотношений организмов

01.04 -  05.04

28

Человек - часть природы. § 46

1

Комбинированный урок.

Лекция

Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть свой город». Что для этого можешь сделать ты сам?

08.04 – 12.04

29

Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей, (основы рационального природопользования).

1

Урок изучения и закрепления новых знаний

лекция

Заполнить таблицу в тетради. (с.220)

15.04 – 19.04

30

Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке

1

Урок

 практикум

Практическая

работа №1

Оформить практическую работу в тетради

22.04 – 26.04

31

Экономия воды и электроэнергии в школе. Санитарное состояние классов, коридоров, столовой.

1

Урок комплексного применения ЗУН учащихся.

Практическая работа №2 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе».

Принести цв.карандаши, фломастеры, лист А4

29.04 – 03.05

32

Гармония живых организмов. Силуэты или рисунки деревьев. Листья. Бабочка. Жук. С.234

1


Практическая работа №3 «Красота и гар-мония в природе». Рисование.

Закончить практическую работу

06.05 – 10.05

33

Современные проблемы охраны окружающей среды.


1

Урок изучения и закрепления новых знаний

Лекция

ИКТ

Подготовиться к итоговому уроку

13.05 – 17.05

34

Итоговый урок по курсу  

1

Обобщение и систематизация знаний по курсу

Тестирование, карточки-задания

МОНИТОРИНГ

20.05 – 24.05

ЛИТЕРАТУРА

Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: Лениздат; изд-во «Союз», 2001. – 78с.

Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под ред.проф.Н.М.Черновой.- М.: Вентана-Граф, 2001 – 240 с.

Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с.

ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник

В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс  «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.

Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....

рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"

Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...

Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы"

В статье рассказано об элективных курсах по биологии и экологии, которые подразделяются на следующие типы:предметно-ориентированные,межпредметные и элективные курсы по предмету не входящие в базисный ...

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.

Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....

Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»

Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и  промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...

Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»

Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...