Пропедевтический курс в 5 классе "Введение в биологию и экологию"
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под редакцией Н.М.Черновой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
propedevt.kurs_vvedenie_v_biologiyu_i_ekologiyu_-5_klass.doc | 261.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа пропедевтического курса
«Введение в биологию и экологию»
(5 класс)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа пропедевтического курса «Введение в биологию и экологию» разработана на основе учебника Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию» для учащихся 5 класса общеобразовательной школы под редакцией Н.М.Черновой. Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации. Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Учебный курс ориентирован на учащихся 5 классов.
Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».
Вводный курс дает обобщенные представления о жизни на Земле, о ее возникновении, разнообразии, взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. За основу взята та информация о живой и неживой природе, которую ученики получили в курсе «Природоведение». Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь каждого человека, как и в целом жизнь на Земле, зависит от того, как он распорядится этими знаниями.
Изучение курса в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
• освоение знаний о многообразии объектов природы, связи мира живой и неживой природы, об изменении природной среды под воздействием человека;
• овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, описывать их результаты, формулировать выводы;
развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач:
• воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни: » применение полученных знаний и умений в повседневной жизни, безопасного поведение в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Программа соответствует учебнику Т.С.Суховой, В.И.Строгонова «Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под ред. проф. Н.М. Черновой. – М.: «Вентана - Граф». В планировании указаны названия тем курса, объём учебного времени в каждой теме, с указанием практических и лабораторных работ, и примерным домашним заданием.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Введение (4 ч)
История развития представлений о возникновении живых организмов. Научные объяснения возникновения новых живых организмов на Земле.
Основные понятия. Биология — наука о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка— единица строения и размножения живых организмов.
Лабораторная работа. Знакомство с микроскопом
Лабораторная работа. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени.
Опыт в домашних условиях. Выращивание плесени на хлебе
2. Как размножаются живые организмы (2 ч)
Воспроизводство себе подобных. Половое и бесполое размножение. Потомство от одного или двух родителей. Половые клетки. Оплодотворение. Образование и развитие зародышей растений, животных и человека. Однополые и обоеполые живые организмы.
Перекрестное опыление – условие появления здорового потомства у растений. Расселение потомства у животных и растений, взаимосвязь растительных и животных организмов.
Основные понятия. Однополые и обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка. Спермии. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш. Плод. Половое и бесполое размножение.
3. Взаимодействие живых организмов с условиями окружающей среды (3 ч)
Благоприятные и неблагоприятные условия среды. Приспособленность живых организмов к условиям среды. Причины гибели организмов. Регуляция численности. Отношения «хищник — жертва», «паразит — хозяин». Роль растений в жизни животных и человека.
Основные понятия. Экология — наука о взаимосвязи организма и среды обитания. Что такое среда обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость живых организмов. Хлорофилл. Органическое вещество.
Опыт в домашних условиях. Условия прорастания семян.
Как питаются и дышат живые организмы (7 ч)
Роль воды в питании живых организмов.
Основные понятия. Вода — растворитель. Наличие кислорода — необходимое условие жизни на Земле. Дыхание растений, животных, человека. Взаимосвязь процессов питания, дыхания, выделения. Влияние живых организмов на окружающую среду.
Опыт в домашних условиях. Испарение воды листьями, изучение роста корней и направления движения побега и корня.
Демонстрационный опыт. Прокаливание сухих семян, доказывающее наличие в них воды.
5. Многообразие живого мира (8 ч)
Границы жизни. Условия, необходимые для поддержания жизни. Представления о царствах живой природы. Взаимосвязь живых организмов разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах, пустыне, водоемах, воздухе, почве, на суше. Организм как среда обитания. Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. Биологическое разнообразие — условие устойчивости жизни на Земле.
Основные понятия. Систематика. Систематические единицы: вид, царства. 6 царств: простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные, грибы. Ноmо sapiens. Характеристика различных сред обитания. Экологические факторы.
Жизнь в сообществах. Экосистема (10 ч)
Приспособленность к совместному обитанию: способы защиты у растений и животных. Ярусное расположение. Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.
Человек — часть природы. Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей. Современные проблемы охраны окружающей среды.
Основные понятия. Сообщество. Экосистема. Приспособленность к совместному обитанию. Человечество. Биосфера.
Практические работы. Наблюдения за расходом воды и электроэнергии в школе. Красота и гармония в природе. Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
Знать/понимать:
• о многообразии тел, веществ и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
• основные факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;
• место и роль человека в природе;
• меры по охране неживой и живой природы.
Уметь:
• вести фенологические наблюдения,
• выращивать растения, животных и ухаживать за ними;
• ставить простейшие опыты с растениями и животными на учебно-опытном участке;
• узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;
• ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы; использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:
• определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;
• следования нормам экологического и безопасного поведения в природе;
• составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.
ВИДЫ ДИАГНОСТИКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Виды осуществления диагностики результатов обучения курсу «Введение в экологию и биологию» можно классифицировать по форме предъявления достижений и рассматривать:
устные ответы учащихся;
письменные работы;
практические задания.
Устные ответы учащихся – это:
рассказ о выполнении домашних заданий;
участие в диалогах-дискуссиях на уроках;
выступления;
Письменные работы – это:
записи лабораторных работ;
отчеты о выполнении домашних заданий;
самостоятельные и контрольные работы;
тестирование;
Практические задания – это:
изготовление приборов;
подготовка докладов;
подготовка презентаций;
подготовка рисунков «от руки».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
« Введение в биологию и экологию» - 34 часа (1 час в неделю)
(5 класс)
№ урока | Содержание тем | Кол. час | Тип урока | Контроль. Лабораторные, практические работы. Виды деятельности, форма занятия | ЦОР | Задания на дом | Дата (учебная неделя) |
ВВЕДЕНИЕ | 4 |
1 | История развития представлений о возникновении живых организмов. §1-2 | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | Лекция. Текущий контроль | Подготовить своё любимое стихотворение о природе родного края | 03.09 – 07.09 |
2 | Продолжительность жизни разных живых организмов. Живое возникает от живого. §3 | 1 | Комбинированный урок | Беседа Фронтальный опрос | Провести опыт в домашних условиях «Выращивание плесени» (с. 18) | 10.09 – 14.09 |
3 | Прибор, открывающий тайны. §4 | 1 | Комбинированный урок | Лаб.раб №1 «Знакомство с микроскопом» | Выучить правила работы с микроскопом | 17.09 – 21.09 |
4 | Твое первое исследование. Живое и неживое под микроскопом. §5 | 1 | Комбинированный урок | Лаб.раб №2 «Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и плесени» | ИКТ | Написать выводы к лабораторной работе | 24.09 – 28.09 |
КАК РАЗМНОЖАЮТСЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ | 2 |
5 | Размножение живых организмов. §5-7 | 1 | Изучение нового материала | Биолог. диктант | ИКТ | Устно ответить на вопрос: Одинаково ли размножаются разные животные? Выучить термины | 01.10 – 05.10 |
6 | Способы расселения (распространения) растений. §9-12 | 1 | Изучение нового материала | Устный опрос | Составь коллекцию разных семян или сделай их зарисовку | 08.10 – 12.10 |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ С УСЛОВИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | 3 |
7 | Благоприятные и неблагоприятные условия среды. §13, 14 с.66-70 | 1 | Комбинированный урок | Тест | ИКТ | Проделать опыты №1 и №2 в домашних условиях (с.61) | 15.10 – 19.10 |
8 | Причины гибели организмов. Регуляция численности. §14 с.70-74 | 1 | Комбинированный урок | Лекция с элементами беседы | Ответить на вопросы в тетради: Правильно ли по-твоему поступает человек, когда истребляет хищников? Зависит ли жизнь человека от других живых организмов? ( на выбор) | 22.10 – 26.10 |
9 | Отношения «хищник - жертва», «паразит -хозяин». §15 с.75 | 1 | Комбинированный урок | Тестирование | ИКТ | Подготовить сообщение на тему «Роль зеленых растений на Земле» | 05.11 – 09.11 |
КАК ПИТАЮТСЯ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ? | 7 |
10 | Органические вещества. Пищевая цепь Хлорофилл. §15-16 с.76-83 | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | Наблюдение №1, №2, №3 | Составить 3 примера пищевых цепей | 12.11 – 16.11 |
11 | Способы питания животных. §17 | 1 | Комбинированный урок | биодиктант | ИКТ | Провести наблюдения за питанием рыб в аквариуме или любого домашнего животного. Подготовить устный рассказ «Почему животным надо постоянно находить пищу, почему нельзя наесться за один день на всю жизнь?» | 19.11 – 23.11 |
12 | Питание растений. §18-19 | 1 | Комбинированный урок | Лаб. раб №3 Рассматривание под микроскопом клеток зеленого листа | Прочитать рассказ Е.Н.Алешко «Росянка ловит насекомых» | 26.11 – 30.11 |
13 | Минеральные вещества. Нитраты. § 22 | 1 | Комбинированный урок | Фронтальный опрос | ИКТ | Составить 3 вопроса для одноклассников по теме «Минеральные вопросы» | 03.12– 07.12 |
14 | Роль воды и воздуха в жизни живого организма. § 23, 30 | 1 | Комбинированный урок | Опыт №1, №2, №3, №4. | Проделать опыт в домашних условиях, доказывающий, что листья испаряют воду. (с.112) | 10.12– 14.12 |
15 | Роль питания в жизни живого организма. § 24-26 | 1 | Комбинированный урок | Устный опрос | ИКТ | Пронаблюдать за движением любого домашнего животного. Составить об этом небольшой рассказ. Повторить термины. | 17.12 – 21.12 |
16 | Влияние живых организмов на окружающую среду. § 31 | 1 | Комбиниро-ванный урок | Тестирование | ИКТ | Составить кроссворд по теме «Растения» | 24.12 – 28.12 |
МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОГО МИРА | 8 |
17 | Границы жизни. Условия необходимые для поддержания жизни. § 33 | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Беседа | Нарисовать в тетради расположение ярусов хвойного леса | 14.01 – 18.01 |
18 | Представление о царствах природы. Систематика. § 34 | 1 | Комбинированный урок | Лекция | ИКТ | Дополнить схему примерами «Царства живой природы» | 21.01 – 25.01 |
19 | Царство растений и грибов § 35 стр.167 -168. | 1 | Комбинированный урок | Кроссворд | ИКТ | Составить схемы пищевых цепей, в которые входят представители царства грибов. Какое место они занимают при построении пищ.цепи. | 28.01 – 01.02 |
20 | Царство животные и вирусы. §36-37 | 1 | Урок изучения и закрепления знаний | Работа со схемой, беседа | ИКТ | Подумать над вопросами. Почему нельзя пользоваться одной разделочной доской для резки сырого мяса, хлеба и сырых овощей? Почему продукты хранят в холодильнике? | 04.02 -08.02 |
21 | Среда обитания. Факторы среды.§ 39 - 43 | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Устный опрос | ИКТ | Заполнить таблицу (с.189, 192) | 11.02 – 15.02 |
22 | Влияние деятельности человека на биологическое разнообразие. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Лекция | Продолжить заполнение таблицы «Среда обитания живых организмов» | 18.02 – 22.02 |
23 | Живые организмы весной.§ 33 – 43 | 1 | Урок практикум | Беседа | ИКТ | Повторить термины. Подготовиться к провер.работе | 25.02 – 01.03 |
24 | Урок обобщения по теме «Многообразие живого мира» | 1 | Тестирование, МОНИТОРИНГ | Составить кроссворд на тему «Животные» | 04.03 – 08.03 |
ЖИЗНЬ В СООБЩЕСТВАХ. ЭКОСИСТЕМЫ | 10 |
25 | Приспособленность к совместному обитанию. Ярусное расположение. § 44 стр. 205-207 | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний. | Лекция с элементами беседы | Дать объяснение определению: биоценоз+ факторы неживой природы= экосистема | 11.03 – 15.03 |
26 | Сигнальные и пищевые взаимоотношения. Цепь питания. § 44 стр. 208 – 209 | 1 | Комбинированный урок. | Устный опрос | ИКТ | Составить схемы пищевых связей, в любом из природных сообществ местности | 18.03– 22.03 |
27 | Роль хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе. § 45 | 1 | Комбинированный урок. | Беседа | ИКТ | Привести примеры взаимоотношений организмов | 01.04 - 05.04 |
28 | Человек - часть природы. § 46 | 1 | Комбинированный урок. | Лекция | Написать сочинение на тему: «Каким бы я хотел видеть свой город». Что для этого можешь сделать ты сам? | 08.04 – 12.04 |
29 | Человек — разумное существо. Регулирование потребностей людей, (основы рационального природопользования). | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | лекция | Заполнить таблицу в тетради. (с.220) | 15.04 – 19.04 |
30 | Изучение состояния деревьев и кустарников на пришкольном участке | 1 | Урок практикум | Практическая работа №1 | Оформить практическую работу в тетради | 22.04 – 26.04 |
31 | Экономия воды и электроэнергии в школе. Санитарное состояние классов, коридоров, столовой. | 1 | Урок комплексного применения ЗУН учащихся. | Практическая работа №2 «Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе». | Принести цв.карандаши, фломастеры, лист А4 | 29.04 – 03.05 |
32 | Гармония живых организмов. Силуэты или рисунки деревьев. Листья. Бабочка. Жук. С.234 | 1 | Практическая работа №3 «Красота и гар-мония в природе». Рисование. | Закончить практическую работу | 06.05 – 10.05 |
33 | Современные проблемы охраны окружающей среды. | 1 | Урок изучения и закрепления новых знаний | Лекция | ИКТ | Подготовиться к итоговому уроку | 13.05 – 17.05 |
34 | Итоговый урок по курсу | 1 | Обобщение и систематизация знаний по курсу | Тестирование, карточки-задания МОНИТОРИНГ | 20.05 – 24.05 |
ЛИТЕРАТУРА
Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? – СПб.: Лениздат; изд-во «Союз», 2001. – 78с.
Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы./ Под ред.проф.Н.М.Черновой.- М.: Вентана-Граф, 2001 – 240 с.
Сухова Т.С., Строганов В.И. Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с.
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ И ЭКОЛОГИЮ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пропедевтический курс химии, 7 класс, Электронный учебник
В 7 классе мною был апробировании пропедевтический курс «Старт в химию», автор О.С.Габриелян. им же разработан электронный учебник.Это самостоятельная работа ученика с использованием готового эл...
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» (методическая разработка уроков) по курсу "Биология.Введение в общую биологию и экологию" для 9 класса. Линия Пасечника В.В.
Технологическая карта изучения темы «Основы учения об эволюции» по курсу биологии для 9 класса. (Методическая разработка уроков).Учебник «Биология. Введение в общую биологию и экологию» для 9кл....
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы"
В статье рассказано об элективных курсах по биологии и экологии, которые подразделяются на следующие типы:предметно-ориентированные,межпредметные и элективные курсы по предмету не входящие в базисный ...
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Тематическое планирование уроков по курсу «Биология. Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник....
Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»
Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...
Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»
Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...