№ | Тема урока Тип урока
|
|
| Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Оборудование и материалы. | Измерители | Срок | Домашнее задание |
| Введение (3 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
1 | Биология - наука о жизни. | Основные понятия Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биофизика, биохимия, биотехнология |
|
| Давать определения термину биология Приводить примеры дифференциации и интеграции биолог. Наук Характеризовать биологию как комплексную науку. | Таблицы с представителями царств живой природы. | Упр.№1-4 |
| Введение и § 1.упр №4 |
| Вводный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Методы исследования в биологии. | Наука Научный факт, гипотеза, теория Факты Методы изучения живых объектов: биолог. Эксперимент, наблюдение , описание |
|
| Перечислять методы научного исследования Описывать этапы научного исследования | Портреты учёных – биологов. | Упр. №5, 7,8 |
| § 2, упр №8 |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Сущность жизни и свойства живого. | Жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость |
|
| Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Доказывать, что живые орг. – открытые системы. | Таблица «Фотосинтез», «Вирусы». | Упр. №9-11 |
| § 3 |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Часть 1.Уровни организации живой природы. (48 часов) Раздел 1.Молекулярный уровень.(8 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Молекулярный уровень: общая характеристика. | Мономер, полимер, биополимер Молекулярный уровень как биологическая система |
|
| Приводить примеры биополимеров. Называть: Процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень | Схема «Уровни организации живой природы». | Упр. №11,13 |
| § 1.1. |
| Изучение и первичное закрепление знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Углеводы. Липиды. | Углеводы Липиды, гормоны. Классификация углеводов. Функции углеводов в жив-х орг.: энергетическая, строительная, информационная. Функции липидов: источник энергии, воды, защитная, строительная, регуляторная. |
|
| Приводить примеры вещ-в, относящихся к углеводам и липидам. Называть: Органические вещ-ва клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Характеризовать: биологическую роль углеводов и липидов. | Схема «Классификация углеводов и их функции» | Упр. №15,17,18 |
| § 1.2, § 1.3. |
| комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Состав и строение белков. | Белки (протеины, полипептиды), глобула, денатурация. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная |
|
| Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: связь, образующую первичную структуру белка; вещество – мономер белка. Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы. Описывать механизм денатурации белка. | Схема «Строение и функции белков». | Упр. №19, 22, 23 |
| § 1.4 |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
7 | Функции белков. | Фермент, гормон. Функции белков: строительная, каталитическая, двигательная, защитная, транспортная, регуляторная, сигнальная, энергетическая. |
|
| Называть функции белка. Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций орг. вещ-в. Объяснять причины многообразия функций белков. | Схема «Строение и функции белков». | Упр. №23 Учебно-познавательная задача проблемного содержания. |
| § 1.5 |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
8 | Нуклеиновые кислоты. | Нуклеиновые кислоты- биополимеры. ДНК- дезоксирибонуклеиновая кислота; РНК – рибонуклеиновая к-та. Нуклеотид – мономер нуклеиновых к-т. строение нуклеотида: азотистое основание, углевод (дезоксирибоза, рибоза, остаток фосфорной к-ты). Пространственная структура ДНК – двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды. Виды РНК и нахождение: рибосомальные, транспортные, информационные. Принцип комплементарности. |
|
| Давать полное название нуклеиновым к-там. Называть: нахождение ДНК в клетке; мономер нуклеиновых к-т. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Доказывать, что нуклеиновые к-ты – биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК | Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК». | Упр. №25,26,27,29 |
| § 1.6, |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 | АТФ и другие органические соединения клетки. | Макроэнергетическая связь. АТФ – универсальный источник энергии. Механизм освобождения и выделения энергии. |
|
| Называть структурные компоненты и функцию АТФ. Описывать механизм освобождения и выделения энергии. Объяснять, почему связи между остатками фосфорной к-ты называются макроэнергетическими. Характеризовать : биологическую роль АТФ, роль витаминов в организме. | Таблица «Строение и функции АТФ». | Упр. №30-31 Учебно-познавательная задача проблемного содержания. |
| § 1.7 |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
10 | Биологические катализаторы. Лабораторная работа №1. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой». | Катализ, катализаторы, фермент, активный центр. Вещ-ва, обладающие каталитической способностью: РНК, ферменты. Структура молекулы белка-фермента: белок и кофермент. Свойства ферментов – специфичность. Условия катализа: концентрация фермента и вещ-ва, t0, давление, реакция среды. |
|
| Приводить примеры вещ-в –катализаторов. Перечислять факторы, определяющие скорость хим. Реакции. .Использовать лабор. работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты. | Сырой картофель, листья комнатных растений, пероксид водорода. | Упр. №32, 34 Учебно-познавательная задача проблемного содержания |
| § 1.8, |
11 | Вирусы. | Капсид. Паразит. Вирусы - внутриклеточные паразиты.. Признаки живого: размножение, наследственность и изменчивость. |
|
| Описывать цикл развития вируса. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами. Выделять особенности строения вирусов. | Таблица «Вирусы». | Упр. №35 -38 Описание по рис. 17 на стр.39 |
| § 1.9 |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 2.Клеточный уровень.(15 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
12 | Основные положения клеточной теории. Изучения и первичного закрепления новых знаний. |
| Цитология. Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Основные положения клеточной теории Т Шванна, М. Шлейдена |
| Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки разных организмов. Доказывать, что клетка – живая структура | Таблица «Животная и растительная клетки». | Упр.»39,42,44,45 |
| § 2.1, |
13 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. |
| Органоиды, цитоплазма, пищеварительная вакуоль. Строение и функция клеточной мембраны. Функции6 защитная, структурная, обеспечение связи клеток, избирательный транспорт клеток. |
| Рапознавать и описывать на таблицах клеточную мембрану. Называть способы проникновения вещ-в в клетку; функции клеточной мембраны. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза. | Таблица «Строение животной клетки». | Упр. №48, 49, 51-52. Описание рис. 18 на стр. 44; рис.19 на стр. 45 |
| § 2.2, |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
14 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. |
| Диплоидный набор, гаметы, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, кариот, прокариоты, соматические клетки, эукариоты, хромосомы. Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы, деспирализованные нити. |
| Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Объяснять механизм образования хромосом. | Таблица «Строение животной клетки». | Упр.№54 – 57, 60-61 |
| § 2.3, |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
15 | Органоиды цитоплазмы. Комбинированный |
| Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы: Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи |
| Называть и описывать органоиды цитоплазмы, функции органоидов. Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС. | Таблица «Строение животной клетки». | Упр. №62 |
| § 2.4, |
16 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. |
| Кристы, граны, цитоскелет, центриоль. Митохондрии, пластиды, лизосомы. Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток. |
| Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот. Называть органоиды цитоплазмы, функции органоидов. Отличать виды пластид растительных клеток. | Таблица «Строение животной клетки». | Упр. № 63-64, 65 |
| § 2.5, § 2.6, |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
17 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. Лабораторная работа № 2 «Строение клеток растений и животных» |
| Особенности строения растительной, животной, грибной клеток |
| Распознавать и описывать основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования. Делать учебный рисунок. | | Выполнение лаб. работы «Строение клеток растений и животных» |
|
|
18 | Строение прокариот. |
| Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатая мембрана, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Значение образования спор у бактерий. Условия гибели спор. |
| Узнавать и различать по рисунку клетки прокариот и эукариот. Рассматривать на готовых препаратах и описывать особенности клеток бактерий. Доказывать примитивность строения прокариот. |
| Упр. №67-69 |
| § 2.7, |
|
Урок комплексного применения ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
19 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. |
| Метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент. Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы. |
| Давать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена вещ-в в организме; роль АТФ и ферментов в обмене вещ-в. Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции. | Таблица «Функции АТФ». | Упр. № 70-71 |
| § 2.8, |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
20 | Энергетический обмен в клетке. |
| Гликолиз, брожение. Дыхание. Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии. |
| Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение. Называть вещ-ва – источники энергии; продукты реакций этапов обмена вещ-в; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. | Таблица «Функции АТФ». | Упр. № 72_74 |
| § 2.9, |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
21 | Типы питания клетки. Хемосинтез |
| Автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы. Источники энергии автотрофных организмов: солнечный свет, энергия хим –х реакций. Наличие хлорофилла – условие автотрофного питания. |
| Перечислять способы питания, использование поглощаемых клеткой вещ-в. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных организмов. Описывать механизм хемосинтеза. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов. Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения. Объяснять роль нитрифицирующих бактерий высших растений. |
| Упр. 3 75, 77, 78, 79 Проблемная учебно-познавательная задача. |
| § 2.10, § 2.12. |
|
Комбинированный. |
|
|
|
|
|
|
|
|
22 | Фотосинтез. Гетеротрофы. |
| Питание, фотосинтез, фотолиз. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Роль фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений. |
| Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез. Называть: органы, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласты для фотосинтеза. Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза. | Таблица «Фотосинтез». |
|
| § 2.11. и |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
23 | Синтез белков в клетке. Генетический код. |
| Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция. Затраты энергии - условие для синтеза белков. Свойство генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность. Процессы: механизм транскрипции, трансляции. |
| Знать значение терминов: ген, ассимиляция. Называть: саойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода. Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Описывать процесс биосинтеза белка по схеме. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода. Характеризовать: механизмы транскрипции и трансляции. | Таблица «Редупликация ДНК», модель молекулы ДНК. | Упр. № 89-93 Описание рис.35 на стр. 74 по плану. |
| § 2.13 |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
24 | Решение задач по теме «Синтез белка» |
| Задачи по теме «Синтез белка» |
| Уметь решать задачи по теме «Синтез белка» |
| Решение задач |
|
|
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
25 | Деление клетки. Митоз. |
| Жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды |
| Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. | Таблица «Митоз». Презентации «Митоз» | Упр. № 95 |
| § 2.14 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
26 | Зачет по темам «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень» |
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида. |
|
|
|
|
|
|
| Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 3.Организменный уровень.(15 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
27 | Размножение организмов. Бесполое размножение. |
| Размножение, бесполое, вегетативное размножение, гаметы. Гермафродиты. Сущность и формы размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. |
| Называть: основные формы размножения виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного размножения растений. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения. | Таблица «Эмбриогенез». | Упр. № 95 |
| § 3.1. §3.2 Упр. 98 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
28 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. |
| Гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение , его биологическое значение. |
| Узнавать и писывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия женских и мужских половых клеток. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. | Таблицы «Эмбриогенез», «Мейоз». | Упр. № 101-106 |
| §3.2. |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
29 | Индивидуальное развитие организма. Оплодотворение. |
| Онтогенез, оплодотворение. Эмбриогенез. Онтогенез и его этапы. Эмбриональный период развития. Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра) |
| Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания). Определять тип развития у различных животных. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. |
| Упр. № 100, 107, 113 109-111 |
| §3.3. |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
30 | Постэмбриональный период. |
| Постэмбриональный период. Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие, постэмбриональное развитие. |
| Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов. |
| Упр. №109-111 |
| §3.4 |
| Комбинированный |
|
|
|
|
|
|
|
|
31 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. |
| Аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность. Моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии. Использование Г.Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия. Правило расщепления. Гипотеза чистоты гамет. |
| Давать определения понятиям, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания. Составлять схему моногибридного скрещивания. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип. | Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание». | Упр. 3114, 116, 117, 119, 120, 124 |
| § 3.5 |
| Изучения и первичного закрепления знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. |
| Генотип, гетерозигота, гомозигота, доминирование, фенотип |
| Давать определение терминам. Описывать механизм неполного доминирования. Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. | Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания | Упр. №125-128 |
| § 3.6 . |
| Урок комплексного применения ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
33 | Дигибридное скрещивание. |
| Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип |
| Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схему дигибридного скрещивания. | Таблица «Дигибридное скрещивание». | Упр. №129-133 |
| §3.7. |
| Урок комплексного применения ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
34 | Сцеплённое наследование признаков. Закон Т. Моргана. |
| Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Условия выполнения закона Т. Моргана. |
| Давать определение терминам. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены. | Таблица «Мутации». | Упр. №134-135 |
| § 3.8. |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
35 | Взаимодействие генов. |
| Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки. |
| Давать определение терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена. Называть характер взаимодействия неаллельных генов. |
| Описание рисунка учебника.
|
| § 3.9 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
36 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование |
| Гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы. |
| Называть : типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы. Объяснять причину соотношения полов 1/1 | Таблица «Определение пола» | Упр. №136-140 Простейшие задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание; наследование признаков, сцепленных с полом. |
| § 3.10. |
| Урок комплексного применения ЗУН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
37 | Модификационная изменчивость.
|
| Изменчивость, модификация, норма реакции, вариационная кривая |
| Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. | Таблица «Модификационная изменчивость». | Упр. №142-144 |
| § 3.11. |
| Лабораторная работа №3 «Выявление изменчивости организмов» |
|
|
|
|
|
|
|
|
38 | Мутационная изменчивость. |
| Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия |
| Называть: основные формы изменчивости; вещ-во, обеспечивающее явление наследственности, биологическую роль хромосом. | Таблица «Мутации». | Упр. №145-146 |
| § 3.12. |
| Урок комплексного применения ЗУН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
39 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. |
| Гомологический ряд, селекция |
| Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с места расположения древних цивилизаций. | Таблица «Центры происхождения культурных растений». Муляжи плодов культурных растений. | Упр. 3147 |
| § 3.13 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
40 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. |
| Гетерозис, гибридизация, мутагенез |
| Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных. |
|
|
| § 3.14. |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
41 | Зачет по теме «Организменный уровень» |
|
|
| Тестовая контрольная работа |
|
|
|
|
| Раздел 4.Популяционно-видовой уровень.(2 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
42 | Вид. Критерии вида. Лабораторная работа № 4 «Изучение морфологического критерия вида». |
| Вид, виды-двойники, ареал. Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический. |
| Приводить примеры видов животных и растений. Перечислять критерии вида, характеризовать их. | Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растений | Упр. № 151-152 |
| § 4.1. |
43 | Популяция – элементарная единица эволюции |
| Популяция. Популяционная структура вида. Экологические и генетические характеристики популяции. |
| Называть признаки популяции. Отличать понятия вид и популяция. | Таблицы «Популяции» | Упр. №153-154 |
| §4.2. §4.3. |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 5.Экосистемный уровень.(5 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
44 | Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз. |
| Экология, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Естественные и искусственные экосистемы. |
| Давать определение понятиям. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть: предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта –популяции; показатели структуры популяции; свойства экосистемы. | Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма». | Упр. № 158 |
| § 5.1 |
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. |
|
|
|
|
|
|
|
|
45 | Состав и структура сообщества. |
| Видовое разнообразие, жизненные формы, морфологическая структура; пространственная структура; трофическая структура |
| Называть факторы, определяющие видовое разнообразие. Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей орг. вещ-ва в экосистемах и круговорот вещ-в в природе. | Таблица «Биогеоценоз широколиственного леса». | Упр. №159-161 |
| § 5.2 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
46 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Практическая работа № 5 «Составление схем передачи вещ-в и энергии» |
| Трофический уровень, автотрофы, гетеротрофы, пищевая сеть, пищевая цепь, поток вещ-ва, поток энергии |
| Давать определение терминам. Приводить примеры организмов разных функциональных групп. Называть правило изменения скорости потока энергии. Описывать проявление перевернутой пирамиды численности. | Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса». | Упр. № 162-164 Выполнение практической работы «Составление схем передачи вещ-в и энергии» |
| § 5.3 |
| Урок комплексного применения ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
47 | Саморазвитие экосистемы. |
| Экологическая сукцессия |
| Называть типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойства сукцессий. | Таблица «Зарастание водоёма». | Упр. № 165-166 |
| § 5.5 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
48 | Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. |
| Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Взаимоотношения организмов. |
| Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса). |
| Выполнение практической работы «Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме» и выводы к ней. |
|
|
| Урок комплексного использования ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 6.Биосферный уровень.(4 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
49 | Биосфера. Среды жизни. |
| Биосфера, абиотические факторы |
| Называть: признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещ-во, биокосное и косное вещ-во биосферы. | Таблица «Биосфера».
| Упр. № 167, 169 |
| § 6.1 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
50 | Круговорот веществ в биосфере. |
| Биогеохимический цикл, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация. |
| Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота вещ-в в экосистеме. | Схемы круговорота азота, углерода и фосфора. | Упр. № 171 |
| § 6.3 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
51 | Антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное природопольз-у Практическая работа № 6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» |
| Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые) |
| Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов; агроэкосистем. Называть: антропогенные факторы воздействия на биоценозы; факторы (причины), вызывающие экологический кризис. | Подготовить сообщение или информационный буклет об экологических проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды. | Упр. №172,173 |
| § 10.2., 10.3 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
52 | Зачет по теме «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни» |
| Тестовая контрольная работав нескольких вариантах и заданий разного вида. |
|
|
|
|
|
|
| Часть 2. Эволюция органического мира (11 часов). Раздел 7.Основы учения об эволюции. (6 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
53 | Развитие эволюционного учения. |
| Эволюция, естественный отбор. |
| Выявлять и описывать предпосылки учения Ч. Дарвина. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений. | Портреты Ч. Дарвина, Ж. Б. Ламарка, К. Линнея. | Упр. № 174-176 |
| § 7.1 |
| Урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
54 | Борьба за существование. Естественный отбор |
| Борьба за существование. Естественный отбор; наследственная изменчивость. |
| Давать определение понятиям. Называть: основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления. |
| Упр. №180-181 |
| §7.4 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
55 | Формы естественного отбора. Механизмы изоляции. |
| Естественный отбор. Формы естественного отбора |
| Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего отбора; движущие формы естественного отбора. | Рисунки учебника. | Упр. №182 |
| §7.5.,7.2, 7.3. |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
56 | Результат эволюции приспособленность организмов к среде обитания. Выявление приспособленности к среде обитания. |
| Адаптация. |
| Раскрывать содержание понятий. Называть: основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания. | Таблицы «Борьба за существование» | Выполнение практической работы «Выявление приспособленности к среде обитания» и выводы к ней. |
|
|
| Практическая работа № 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
57 | Видообразование. |
| Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование. Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная. |
| Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического и экологического видообразования. | Таблицы, иллюстрирующие процесс видообразования. | Упр. №183-184 |
| § 7.6. 7.7 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
58 | Направление эволюции. Общие закономерности эволюции. |
| Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. |
| Давать определения понятиям. Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций. | Рисунки учебника, «Филогенетический ряд слонов». | Упр. № 188,189 Тест-классификация упр. 191 |
| § 7.8 § 7.9 |
| Комбинированный урок |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Раздел 8.Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
59 | Современные гипотезы возникновения жизни. |
| Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни А.И. Опарина. Проблемы доказательства современной гипотезы происхождения жизни. |
| Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Объяснять рол биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. | Презентации | Упр. №195-196 |
| §8,1, 8.2, 8.3 |
| Урок изучения и первичного закрепления знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 | Основные этапы возникновения жизни |
| Автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты. Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция. |
| Давать определения основным понятиям. Описывать начальные этапы биологической эволюции. | Презентации | Упр. № 197 |
| § 8.4 |
| Урок комплексного применения ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
61 | Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. |
| Ароморфоз. Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре. |
| Приводить примеры растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое. Ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя. |
| Упр. № 198 |
| § 8.5 и 8.6. |
| Урок комплексного применения ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
62 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. |
| Ароморфоз, идиоадаптация. Растения и животные мезозоя и кайнозоя. |
| Животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. Приводить примеры: растений и |
| Упр. № 198-200 |
| § 8.7 и 8.8, |
| Урок комплексного применения ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
63 | Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека. |
| Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза. |
| Называть признаки биологического объекта – человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие отделу приматы. |
|
|
|
|
|
Урок комплексного применения ЗУН |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ОБОБЩЕНИЕ (5 ч.) |
|
|
|
|
|
|
|
|
64 | Клетка структурная и функциональная единица живого Уроки обобщения и систематизации знаний |
| Химическая организация клетки. Строение и функции клеток. |
| Описывать: хим. состав клетки; структуру эукариотической клетки; процессы, протекающие в клетке. | Разноуровневые тесты |
|
|
|
65 | Закономерности наследственности и изменчивости. |
| Закономерности наследования признаков, открытые Г. Менделем. Закономерности изменчивости. |
| Давать определения законам Г. Менделя. Называть формы изменчивости. | Разноуровневые тесты |
|
|
|
66 | Становление современной теории эволюции |
| Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора |
| Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи. | Разноуровневые тесты |
|
|
|
67 | Взаимодействие организма и среды обитания. |
| Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек. |
| Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах. | Разноуровневые тесты |
|
|
|
68 | Итоговая контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний |
| Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах и заданий разного вида. |
|
|
|
|
|
|