Рабочая программа по биологии 9 класс
календарно-тематическое планирование (биология, 9 класс) на тему

Дьячкова Наталья Анатольевна

 

Рабочая программа ориентирована на использование учебника

А. А..Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» и включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon poyasnitelnaya_zapiska.zip134.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Оборудование и материалы.

Измерители

Срок

Домашнее задание

Введение (3 ч.)

1

Биология  - наука о жизни.

Основные понятия

Биология, микология, бриология, альгология, палеоботаника, биофизика, биохимия, биотехнология

Давать определения термину биология

Приводить примеры дифференциации и интеграции биолог. Наук

Характеризовать биологию как комплексную науку.

Таблицы с представителями царств живой природы.

Упр.№1-4

Введение и § 1.упр

№4

Вводный урок

2

Методы исследования в биологии.

Наука

Научный факт, гипотеза, теория

Факты

Методы изучения живых объектов: биолог. Эксперимент, наблюдение , описание

Перечислять методы научного исследования

Описывать этапы научного исследования

Портреты учёных – биологов.

Упр.  №5, 7,8

§ 2, упр №8

Комбинированный

3

Сущность жизни и свойства живого.

Жизнь, открытая система, наследственность, изменчивость

Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Доказывать, что живые орг. – открытые системы.

Таблица «Фотосинтез», «Вирусы».

Упр. №9-11

§ 3

Комбинированный

Часть 1.Уровни организации живой природы. (48 часов) 

Раздел 1.Молекулярный уровень.(8 ч.)

4

Молекулярный уровень: общая характеристика.

Мономер, полимер, биополимер

Молекулярный уровень как биологическая система

Приводить примеры биополимеров. Называть:

Процессы, происходящие на молекулярном уровне; уровни организации жизни и элементы, образующие уровень

Схема «Уровни организации живой природы».

Упр. №11,13

§ 1.1.

Изучение и первичное закрепление знаний

5

Углеводы. Липиды.

Углеводы

Липиды,  гормоны.

Классификация углеводов. Функции углеводов в жив-х орг.: энергетическая, строительная, информационная. Функции липидов: источник энергии, воды, защитная, строительная, регуляторная.

Приводить примеры вещ-в, относящихся к углеводам и липидам.

Называть: Органические вещ-ва клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами.

Характеризовать: биологическую роль углеводов и липидов.

Схема «Классификация углеводов и их функции»

Упр. №15,17,18

§ 1.2, § 1.3.

комбинированный

6

Состав и строение белков.

Белки (протеины, полипептиды), глобула, денатурация.

Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная, четвертичная

Узнавать пространственную структуру молекулы белка. Называть: связь, образующую первичную структуру белка; вещество – мономер белка. Характеризовать уровни структурной организации белковой молекулы. Описывать механизм денатурации белка.

Схема «Строение и функции белков».

Упр. №19, 22, 23

§ 1.4

Комбинированный

7

Функции белков.

Фермент, гормон.

Функции белков: строительная, каталитическая, двигательная, защитная, транспортная, регуляторная, сигнальная, энергетическая.

Называть функции белка. Описывать проявление строительной, регуляторной и энергетической функций орг. вещ-в. Объяснять причины многообразия функций белков.

Схема «Строение и функции белков».

Упр. №23

Учебно-познавательная задача проблемного содержания.

§ 1.5

Комбинированный

8

Нуклеиновые кислоты.

Нуклеиновые кислоты- биополимеры. ДНК- дезоксирибонуклеиновая кислота; РНК – рибонуклеиновая к-та. Нуклеотид – мономер нуклеиновых к-т. строение нуклеотида: азотистое основание, углевод (дезоксирибоза, рибоза, остаток фосфорной к-ты). Пространственная структура ДНК – двойная спираль. Нахождение ДНК в клетке: ядро, митохондрии, пластиды.

Виды РНК и нахождение: рибосомальные, транспортные, информационные. Принцип комплементарности.

Давать полное название нуклеиновым к-там. Называть: нахождение ДНК в клетке; мономер нуклеиновых к-т.

Перечислять виды молекул РНК и их функции.

Доказывать, что нуклеиновые к-ты – биополимеры. Сравнивать строение молекул ДНК и  РНК

Таблица «Строение и редупликация молекулы ДНК».

Упр. №25,26,27,29

§ 1.6,

Комбинированный

9

АТФ и другие органические соединения клетки.

Макроэнергетическая связь.

АТФ – универсальный источник энергии.

Механизм освобождения и выделения энергии.

Называть структурные компоненты и функцию АТФ.

Описывать механизм освобождения и выделения энергии. Объяснять, почему связи между остатками фосфорной к-ты называются макроэнергетическими. Характеризовать : биологическую роль АТФ, роль витаминов в организме.

Таблица «Строение и функции АТФ».

Упр. №30-31

Учебно-познавательная задача проблемного содержания.

§ 1.7

Комбинированный

10

Биологические катализаторы.           Лабораторная работа №1. «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой».

Катализ, катализаторы, фермент, активный центр.

Вещ-ва, обладающие каталитической способностью: РНК, ферменты. Структура молекулы белка-фермента: белок и кофермент.  Свойства ферментов – специфичность.

Условия катализа: концентрация фермента и вещ-ва, t0, давление, реакция среды.

Приводить примеры вещ-в –катализаторов. Перечислять факторы, определяющие скорость хим. Реакции. .Использовать лабор. работу для доказательства выдвигаемых предположений; аргументировать полученные результаты.

Сырой картофель, листья комнатных растений, пероксид водорода.

Упр. №32, 34

Учебно-познавательная задача проблемного содержания

§ 1.8,

11

Вирусы.

Капсид. Паразит.

Вирусы - внутриклеточные паразиты.. Признаки живого: размножение, наследственность и изменчивость.

Описывать цикл развития вируса. Приводить примеры заболеваний, вызываемых вирусами. Выделять особенности строения вирусов.

Таблица «Вирусы».

Упр. №35 -38

Описание по рис. 17 на стр.39

§ 1.9

Комбинированный

Раздел 2.Клеточный уровень.(15 ч.)

12

Основные положения клеточной теории.

Изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цитология.

Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема.

Основные положения клеточной теории Т Шванна, М. Шлейдена

Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть: жизненные свойства клетки; положения клеточной теории. Узнавать клетки разных организмов. Доказывать, что клетка – живая структура

Таблица «Животная и растительная клетки».

Упр.»39,42,44,45

§ 2.1,

13

Общие сведения о клетках.  Клеточная мембрана.

Органоиды, цитоплазма, пищеварительная вакуоль. Строение и функция клеточной мембраны. Функции6 защитная, структурная, обеспечение связи клеток, избирательный транспорт клеток.

Рапознавать и описывать  на таблицах клеточную мембрану. Называть способы проникновения вещ-в в клетку; функции клеточной мембраны. Описывать механизм пиноцитоза и фагоцитоза.

Таблица «Строение животной клетки».

Упр. №48, 49, 51-52.

Описание рис. 18 на стр. 44; рис.19 на стр. 45

§ 2.2,

Комбинированный

14

Ядро клетки. Хромосомный набор клетки.

Диплоидный набор, гаметы, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, кариот, прокариоты, соматические клетки, эукариоты, хромосомы.

Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ и энергии. Расположение и число ядер в клетках различных организмов. Состояния хроматина: хромосомы, деспирализованные нити.

Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Описывать по таблице строение ядра. Объяснять механизм образования хромосом.

Таблица «Строение животной клетки».

Упр.№54 – 57, 60-61

§ 2.3,

Комбинированный

15

Органоиды цитоплазмы.

Комбинированный

Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы: Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи

Называть и описывать органоиды цитоплазмы, функции органоидов. Отличать по строению шероховатую от гладкой ЭПС.

Таблица «Строение животной клетки».

Упр. №62

§ 2.4,

16

Лизосомы. Митохондрии. Пластиды.

Кристы, граны, цитоскелет, центриоль.

Митохондрии, пластиды, лизосомы.

Клеточный центр, органоиды движения, клеточные включения, их значение в метаболизме клеток. Особенности строения растительных клеток.

Распознавать и описывать  на таблицах основные части и органоиды клеток эукариот.

Называть органоиды цитоплазмы, функции органоидов.  Отличать виды пластид  растительных клеток.

Таблица «Строение животной клетки».

Упр. № 63-64, 65

§ 2.5, § 2.6,

Комбинированный

17

Различия в строении клеток эукариот и прокариот.

Лабораторная работа № 2

«Строение клеток растений и животных»

Особенности строения растительной, животной, грибной клеток

Распознавать и описывать  основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготавливать простейшие препараты для микроскопического исследования.

Делать учебный рисунок.

 

Выполнение лаб. работы «Строение клеток растений и животных»

18

Строение прокариот.

Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатая мембрана, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения.

Значение образования спор у бактерий.  Условия гибели спор.

Узнавать и различать по рисунку клетки прокариот и эукариот. Рассматривать на готовых препаратах и описывать особенности клеток бактерий.

Доказывать примитивность строения  прокариот.

Упр. №67-69

§ 2.7,

Урок комплексного применения ЗУН

19

Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм.

Метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент.

Обмен веществ и превращение энергии - признак живых организмов, основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция – противоположные процессы.

Давать определение понятиям ассимиляция и диссимиляция. Называть: этапы обмена вещ-в в организме; роль АТФ и ферментов в обмене вещ-в.

Объяснять взаимосвязь ассимиляции и диссимиляции.

Таблица «Функции АТФ».

Упр. № 70-71

§ 2.8,

Комбинированный урок

20

Энергетический обмен в клетке.

Гликолиз, брожение. Дыхание. Дыхание. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Биологическое окисление. Результаты преобразования энергии.

Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение.

Называть вещ-ва – источники энергии; продукты реакций этапов обмена вещ-в; локализацию в клетке этапов энергетического обмена.

Таблица «Функции АТФ».

Упр. № 72_74

§ 2.9,

Комбинированный урок

21

Типы питания клетки. Хемосинтез

Автотрофы, фототрофы, хемотрофы, гетеротрофы.

Источники энергии автотрофных организмов: солнечный свет, энергия хим –х  реакций. Наличие хлорофилла – условие автотрофного питания.

Перечислять  способы питания, использование поглощаемых клеткой вещ-в. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных организмов. Описывать механизм хемосинтеза. Выделять особенности питания гетеротрофов и автотрофов. Обосновывать наличие разных способов питания клеток зеленого растения. Объяснять роль нитрифицирующих бактерий высших растений.

Упр. 3 75, 77, 78, 79

Проблемная учебно-познавательная задача.

§ 2.10,

§ 2.12.

Комбинированный.

22

Фотосинтез.

Гетеротрофы.

Питание, фотосинтез, фотолиз. Различия организмов по способу питания. Фотосинтез. Роль пигмента хлорофилла. Роль фотосинтеза. Космическая роль зеленых растений.

Давать определение терминам: питание, автотрофы, фотосинтез. Называть: органы, где происходит фотосинтез; роль пигмента хлорофилла. Анализировать содержание определения фотолиза. Выделять приспособления хлоропласты для фотосинтеза. Сравнивать процессы фотосинтеза и хемосинтеза.

Таблица «Фотосинтез».

§ 2.11.  и

Комбинированный

23

Синтез белков в клетке. Генетический код.

Ген, триплет, генетический код, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция.

Затраты энергии - условие для синтеза белков. Свойство генетического кода: избыточность, специфичность, универсальность.

Процессы: механизм транскрипции, трансляции.

Знать значение терминов: ген, ассимиляция. Называть: саойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода.

Анализировать содержание определений: триплет, кодон, ген, генетический код, транскрипция, трансляция. Описывать процесс биосинтеза  белка по схеме. Называть: свойства генетического кода; роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Объяснять сущность генетического кода.

Характеризовать: механизмы транскрипции и трансляции.

Таблица «Редупликация ДНК», модель молекулы ДНК.

Упр. № 89-93

Описание рис.35 на стр. 74 по плану. 

§ 2.13

Комбинированный

24

Решение задач по теме «Синтез белка»

Задачи по теме «Синтез белка»

Уметь решать задачи по теме «Синтез белка»

Решение задач

Комбинированный

25

Деление клетки. Митоз.

Жизненный цикл клетки, интерфаза, митоз, редупликация, хроматиды

Приводить примеры деления клетки у различных организмов. Называть: процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла.

Таблица «Митоз». Презентации «Митоз»

Упр. № 95

§ 2.14

Комбинированный урок

26

Зачет по темам «Молекулярный уровень», «Клеточный уровень»

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида.

Урок контроля, оценки и коррекции знаний

Раздел 3.Организменный уровень.(15 ч.)

27

Размножение организмов. Бесполое размножение.

Размножение, бесполое, вегетативное размножение, гаметы. Гермафродиты.

Сущность и формы размножения. Виды бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование.

Называть: основные формы размножения виды полового и бесполого размножения; способы вегетативного  размножения растений. Характеризовать сущность полового и бесполого размножения.

Таблица «Эмбриогенез».

Упр. № 95

§ 3.1.

§3.2

Упр. 98

Комбинированный урок

28

Половое размножение. Развитие половых клеток.  Мейоз.

Гаметогенез, мейоз, конъюгация, перекрест хромосом. Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение , его биологическое значение.

Узнавать и писывать по рисунку строение половых клеток.

Выделять различия женских и мужских половых клеток. Объяснять: биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости.

Таблицы «Эмбриогенез», «Мейоз».

Упр. № 101-106

§3.2.

Комбинированный урок

29

Индивидуальное развитие организма. Оплодотворение.

Онтогенез, оплодотворение. Эмбриогенез. Онтогенез и его этапы. Эмбриональный период развития.  Дробление. Гаструляция. Органогенез. Закон зародышевого сходства (закон К. Бэра)

Давать определение понятий онтогенез, оплодотворение, эмбриогенез. Характеризовать: сущность эмбрионального периода развития организмов; факторы риска на здоровье, использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголь, наркомания).

Определять тип развития у различных животных. Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием.

Упр. № 100, 107, 113

109-111

§3.3.

Комбинированный урок

30

Постэмбриональный период.

Постэмбриональный период.

Формы постэмбрионального периода развития. Прямое и непрямое развитие, постэмбриональное развитие.

Называть: начало и окончание постэмбрионального развития; виды постэмбрионального развития.

Приводить примеры животных с прямым и непрямым развитием. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов.

Упр. №109-111

§3.4

Комбинированный

31

Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Аллельные гены, генетика, ген, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, изменчивость, наследственность. Моногибридное скрещивание, рецессивный признак, чистые линии. Использование Г.Менделем гибридологического метода. Моногибридное скрещивание. Правило единообразия. Правило расщепления. Гипотеза чистоты гамет.

Давать определения понятиям, приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия  и правила расщепления.

Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания.  Составлять схему моногибридного скрещивания.  Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип.

Портрет Г. Менделя, таблица «Моногибридное скрещивание».

Упр. 3114, 116, 117, 119, 120, 124

§ 3.5

Изучения и первичного закрепления знаний

32

Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание.

Генотип, гетерозигота, гомозигота, доминирование, фенотип

Давать определение терминам. Описывать механизм неполного доминирования.

Составлять схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип и, наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве.

Схема неполного доминирования и анализирующего скрещивания

Упр. №125-128

§ 3.6 .

Урок комплексного применения ЗУН

33

Дигибридное скрещивание.

Генотип, дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, фенотип

Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Составлять схему дигибридного скрещивания.

Таблица «Дигибридное скрещивание».

Упр. №129-133

§3.7.

Урок комплексного применения ЗУН

34

Сцеплённое наследование  признаков. Закон Т. Моргана.

Гомологичные хромосомы, локус гена, перекрест, конъюгация, сцепленные гены. Условия выполнения закона Т. Моргана.

Давать определение терминам. Отличать сущность открытий Г. Менделя и Т. Моргана. Формулировать определение понятия сцепленные гены.

Таблица «Мутации».

Упр. №134-135

§ 3.8.

Комбинированный урок

35

Взаимодействие генов.

Аллельные гены, генотип, доминирование, фенотип. Генотип – система взаимодействующих генов. Качественные и количественные признаки.

Давать определение терминам. Приводить примеры: аллельного взаимодействия генов; неаллельного взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия гена. Называть характер взаимодействия неаллельных генов.

 Описание рисунка учебника.

§ 3.9

Комбинированный урок

36

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

Гетерогаметный пол, гомогаметный пол, половые хромосомы.

Называть : типы хромосом в генотипе; число аутосом и половых хромосом у человека и дрозофилы. Объяснять причину соотношения полов 1/1

Таблица «Определение пола»

Упр. №136-140

Простейшие задачи на моногибридное и дигибридное скрещивание; наследование признаков, сцепленных с полом.

§ 3.10.

Урок комплексного применения ЗУН

37

Модификационная изменчивость.

Изменчивость, модификация, норма реакции, вариационная кривая

Приводить примеры: ненаследственной изменчивости (модификаций); нормы реакции признаков; зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды.

Таблица «Модификационная изменчивость».

Упр. №142-144

§ 3.11.

Лабораторная  работа №3

«Выявление изменчивости организмов»

38

Мутационная изменчивость.

Геном, изменчивость, мутации, мутаген, полиплоидия

Называть: основные формы изменчивости; вещ-во, обеспечивающее явление наследственности, биологическую роль хромосом.

Таблица «Мутации».

Упр. №145-146

§ 3.12.

Урок комплексного применения ЗУН

39

Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова.

Гомологический ряд, селекция

Называть практическое значение генетики. Приводить примеры пород животных и сортов растений, выведенных человеком. Характеризовать роль учения Н.И. Вавилова для развития селекции. Объяснять: причину совпадения центров многообразия культурных растений с места расположения древних цивилизаций.

Таблица «Центры происхождения культурных растений». Муляжи плодов культурных растений.

Упр. 3147

§ 3.13

Комбинированный урок

40

Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Гетерозис, гибридизация, мутагенез

Давать определения понятиям порода, сорт, биотехнология, штамм. Называть методы селекции растений и животных.

§ 3.14.

Комбинированный урок

41

Зачет по теме  «Организменный уровень»

Тестовая контрольная работа

Раздел 4.Популяционно-видовой уровень.(2 ч.)

42

Вид. Критерии вида. 

Лабораторная работа № 4  «Изучение морфологического критерия вида».

Вид, виды-двойники, ареал.

Критерии вида: морфологический, физиологический, генетический, экологический, географический, исторический.

Приводить примеры видов животных и растений.  Перечислять критерии вида, характеризовать их.

Коллекции насекомых, гербарные экземпляры растений, комнатные растений

Упр. № 151-152

§ 4.1.

43

Популяция – элементарная единица эволюции

Популяция. Популяционная структура вида. Экологические и генетические  характеристики популяции.

Называть признаки популяции. Отличать понятия  вид и популяция.

Таблицы «Популяции»

Упр. №153-154

§4.2.

§4.3.

Комбинированный урок

Раздел 5.Экосистемный уровень.(5 ч.)

44

Сообщество. Экосистема. Биогеоценоз.

Экология, популяция, биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Естественные и искусственные экосистемы.

Давать определение понятиям. Приводить примеры естественных и искусственных сообществ. Называть: предмет изучения экологии; компоненты биогеоценоза; признаки биологического объекта –популяции; показатели структуры популяции; свойства экосистемы.

Таблицы «Биогеоценоз широколиственного леса», «Биогеоценоз водоёма».

Упр. № 158

§ 5.1

Урок изучения и первичного закрепления знаний.

45

Состав и структура сообщества.

Видовое разнообразие, жизненные формы, морфологическая структура; пространственная структура; трофическая структура

Называть факторы, определяющие видовое разнообразие. Характеризовать: структуру наземных и водных экосистем; роль производителей, потребителей, разрушителей орг. вещ-ва в экосистемах  и круговорот  вещ-в в природе.

Таблица «Биогеоценоз широколиственного леса».

Упр. №159-161

§ 5.2

Комбинированный урок

46

Потоки вещества и энергии в экосистеме.

Практическая работа № 5 «Составление схем передачи вещ-в и энергии»

Трофический уровень,  автотрофы, гетеротрофы, пищевая сеть, пищевая цепь, поток вещ-ва, поток энергии

Давать определение терминам. Приводить примеры  организмов разных функциональных групп. Называть правило изменения скорости потока энергии. Описывать проявление перевернутой пирамиды численности.

Таблица «Цепи питания в экосистеме смешанного леса».

Упр. № 162-164

Выполнение практической работы «Составление схем передачи вещ-в и энергии»

§ 5.3

Урок комплексного применения ЗУН

47

Саморазвитие экосистемы.

Экологическая сукцессия

Называть типы сукцессионных изменений, факторы, определяющие продолжительность сукцессии. Приводить примеры типов равновесия в экосистемах, первичной и вторичной сукцессий. Описывать свойства сукцессий.

Таблица «Зарастание водоёма».

Упр. № 165-166

§ 5.5

Комбинированный урок

48

Изучение и описание экосистем своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов  в конкретной экосистеме.

Видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Взаимоотношения организмов.

Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы области (видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса).

Выполнение практической работы «Выявление типов взаимодействия разных видов  в конкретной экосистеме» и выводы к ней.

Урок комплексного использования ЗУН

Раздел 6.Биосферный уровень.(4 ч.)

49

Биосфера. Среды жизни.

Биосфера, абиотические факторы

Называть:  признаки биосферы, структурные компоненты и свойства биосферы. Характеризовать живое вещ-во, биокосное и косное вещ-во биосферы.

Таблица «Биосфера».

Упр. № 167, 169

§ 6.1

Комбинированный урок

50

Круговорот веществ в биосфере.

Биогеохимический цикл, биогенные элементы, микроэлементы, гумус, фильтрация.

Описывать: биохимические циклы воды, углерода, азота, фосфора; проявление физико-химического воздействия организмов на среду. Объяснять значение круговорота вещ-в в экосистеме.

Схемы круговорота азота, углерода и фосфора.

Упр. № 171

§ 6.3

Комбинированный урок

51

Антропогенное воздействие на биосферу. Рациональное природопольз-у

Практическая работа № 6 «Анализ и оценка последствий деятельности человека  в экосистемах»

Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые, невозобновимые)

Приводить примеры неисчерпаемых  и исчерпаемых  природных ресурсов; агроэкосистем.  Называть: антропогенные факторы воздействия на биоценозы; факторы (причины), вызывающие экологический кризис.

Подготовить сообщение или информационный буклет об экологических проблемах, связанных с загрязнением окружающей среды.

Упр. №172,173

§ 10.2.,  10.3

Комбинированный урок

52

Зачет по теме «Популяционно-видовой, экосистемный, биосферный уровни»

Тестовая контрольная работав нескольких вариантах и заданий разного вида.

Часть 2. Эволюция органического мира (11 часов).

Раздел 7.Основы учения об эволюции. (6 ч.)

53

Развитие эволюционного учения.

Эволюция, естественный отбор.

Выявлять и описывать  предпосылки учения Ч. Дарвина. Объяснять причину многообразия домашних животных и культурных растений.

Портреты Ч. Дарвина,                    Ж. Б. Ламарка, К. Линнея.

Упр. № 174-176

§ 7.1

Урок изучения и первичного закрепления знаний

54

Борьба за существование.  Естественный отбор

Борьба за существование.  Естественный отбор; наследственная изменчивость.

Давать определение понятиям. Называть: основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина; движущие силы эволюции; формы борьбы за существование и приводить примеры проявления.

Упр. №180-181

§7.4

Комбинированный урок

55

Формы естественного отбора. Механизмы изоляции.

Естественный отбор. Формы естественного отбора

Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры: стабилизирующего отбора; движущие формы естественного отбора.

Рисунки  учебника.

Упр. №182

§7.5.,7.2, 7.3.

Комбинированный урок

56

Результат эволюции приспособленность организмов к среде обитания. Выявление приспособленности к среде обитания.

Адаптация.

Раскрывать содержание понятий. Называть: основные типы приспособлений организмов к окружающей среде. Приводить примеры приспособленности организмов к среде обитания.

Таблицы «Борьба за существование»

Выполнение практической работы «Выявление приспособленности к среде обитания» и выводы к ней.

Практическая работа № 7

57

Видообразование.

Микроэволюция. Географическое и экологическое видообразование.

Виды изоляций: географическая, поведенческая, репродуктивная.

Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать: сущность и этапы географического и экологического видообразования.

Таблицы,  иллюстрирующие процесс видообразования.

Упр. №183-184

§ 7.6. 7.7

Комбинированный урок

58

Направление эволюции.  Общие  закономерности эволюции.

Макроэволюция, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация.

Давать определения понятиям. Называть основные направления эволюции. Приводить примеры ароморфозов и идиоадаптаций.

Рисунки учебника, «Филогенетический ряд слонов».

Упр. №  188,189

Тест-классификация упр. 191

§ 7.8

§ 7.9

Комбинированный урок

Раздел 8.Возникновение и развитие жизни на Земле.(5 ч.)

59

Современные гипотезы возникновения жизни.

Гипотеза, коацерваты, пробионты. Гипотеза происхождения жизни  А.И. Опарина. Проблемы доказательства современной гипотезы происхождения жизни.

Называть этапы развития жизни. Приводить примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Объяснять рол биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира.

Презентации

Упр. №195-196

§8,1,

8.2, 8.3

Урок изучения и первичного закрепления знаний

60

Основные этапы возникновения жизни

Автотрофы, гетеротрофы, палеонтология, прокариоты, эволюция, эукариоты. Этапы развития жизни: химическая эволюция, предбиологическая эволюция, биологическая эволюция.

Давать определения основным понятиям. Описывать начальные этапы биологической эволюции.

Презентации

Упр. № 197

§ 8.4

Урок комплексного применения ЗУН

61

Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое.

Ароморфоз.

Растения и животные протерозоя и палеозоя. Выход растений на сушу в силуре.

Приводить примеры растений и животных, существовавших в  протерозое и палеозое.

Ароморфозов  у растений и животных  протерозоя и палеозоя.

Упр. № 198

§ 8.5 и 8.6.

Урок комплексного применения ЗУН

62

Развитие жизни в мезозое и кайнозое.

Ароморфоз, идиоадаптация.

Растения и животные мезозоя и  кайнозоя.

Животных, существовавших в мезозое и кайнозое; ароморфозов у растений и животных в мезозое; идиоадаптаций у растений и животных кайнозоя. Приводить примеры: растений и

Упр. № 198-200

§ 8.7 и 8.8,

Урок комплексного применения ЗУН

63

Место и роль человека в системе органического мира. Эволюция человека.

Антропология, антропогенез, движущие силы антропогенеза.

Называть признаки биологического объекта – человека. Определять принадлежность биологического объекта «Человек» к классу Млекопитающие отделу приматы.

Урок комплексного применения ЗУН

ОБОБЩЕНИЕ (5 ч.)

64

Клетка структурная  и функциональная единица живого

Уроки  обобщения и систематизации знаний

Химическая организация клетки. Строение и функции клеток.

Описывать: хим. состав клетки; структуру эукариотической клетки; процессы, протекающие в клетке.

Разноуровневые тесты

65

Закономерности наследственности и изменчивости.

Закономерности наследования признаков, открытые Г. Менделем. Закономерности изменчивости.

Давать определения законам Г. Менделя. Называть формы изменчивости.

Разноуровневые тесты

66

Становление современной теории эволюции

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

Объяснять основные свойства живых организмов как результат эволюции живой материи.

Разноуровневые тесты

67

Взаимодействие организма и среды обитания.

Биосфера, ее структура и функции. Биосфера и человек.

Выявлять признаки приспособленности видов к совместному существованию в экосистемах.

Разноуровневые тесты

68

Итоговая контрольная работа. Урок контроля и оценки знаний

Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах и заданий разного вида.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...