Рабочая программа учебного курса "Биология" 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме
Рабочая программа включает пояснительную записку, калндарно - тематическое планирование, учебно - тематическое планирование, требования к результатам обучения (по ФГОС второго поколения). Программа составлена на основе УМК под редакцией В.В. Пасечника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_biologiya_vikulova.rar | 46.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)
№ урока | Тематический блок, тема урока. | Характеристика основных видов деятельности учащихся, формирование УУД | Тип урока, методические приемы | Использование ИКТ |
сентябрь | ||||
1. | Введение. Биология – наука о жизни | Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Определять понятия «биология», «биосфера», «экология». Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. | Урок ознакомления с новым материалом. Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Задания на классификацию. Выполнение заданий в рабочей тетради. | презентация |
2. | Методы исследования в биологии. | Определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение». Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности. | |
3. | Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки живого. | Анализировать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных. Делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Урок ознакомления с новым материалом. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
4. | Среды обитания | Определять понятие «водная среда», «наземно-воздушная», почва как среда обитания, организм как среда обитания. Анализировать связи организма со средой обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). | Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами, наблюдение и описание различных объектов. Урок общеметодологической направленности. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
октябрь | ||||
5. | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. | презентации |
6. | Обобщающий урок. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных» Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природе». | Готовить отчет по экскурсии, вести дневник фенологических наблюдений. | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок отработки умений и рефлексии. | |
Раздел 1. Клеточное строение организма (10 ч) | ||||
7. | Устройство увеличительных приборов. Лабораторная работа №1 «Рассматривание растений с помощью лупы» | Определять понятия: клетка, лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать с лупой и микроскопом, изучать устройство микроскопа, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. | Работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности. | Виртуальная лаборатория. |
8. | Строение клетки | Методы изучения клетки. строение и химический состав клетки. процессы жизнедеятельности клетки(питание, дыхание, транспорт веществ, выделение). | Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Урок ознакомления с новым материалом. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
ноябрь | ||||
9. | Лабораторная работа №2 «приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» | Готовить микропрепараты, наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать. | Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
10. | Пластиды. Лабораторная работа №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов рябины, шиповника. | Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клеток. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. | Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
11. | Химический состав клетки: неорганические и органические вещества. | Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать органические и неорганические вещества клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). | Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности. | Электронные УМК, презентации |
декабрь | ||||
12. | Жизнедеятельность клетки. Поступление веществ в клетку (дыхание, питание) Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Отрабатывать умения готовить микропрепараты и работать с микроскопом. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
13. | Жизнедеятельность клетки: рост, развитие | Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов, объяснять их результаты. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
14. | Деление клетки. Контрольная работа №1 | Размножение, его роль в преемственности организмов, расселении организмов. Бесполое и половое размножение. Рост и развитие организма. | Методы сравнения и наблюдения. Урок отработки умений и рефлексии. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
15. | Понятие «ткань». Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей». Обобщение материала по разделу «Клеточное строение организмов». | Понятие «ткань». Классификация растительных тканей. | Работа с иллюстративны материалом, текстом, беседа, работа в парах. Лабораторная работа. Работа с таблицами и микропрепаратами. Урок общеметодологической направленности. | презентации |
январь | ||||
| Раздел 2 Царство Бактерии (2 ч) | |||
16. | Многообразие бактерий. Строение и обмен веществ в бактериальной клетке | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Методы сравнения и наблюдения. Урок ознакомления с новым материалом. | презентация |
17.. | Роль бактерий в природе. Бактерии в жизни человека. | Значение бактерий в биосфере и жизни человека. | Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Урок отработки умений и рефлексии. | презентация |
| Раздел 3. Царство Грибы (5 ч) | |||
18. | Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизнедеятельности человека. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами. | Методы сравнения и наблюдения, элементы проектной деятельности. Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа. Урок ознакомления с новым материалом. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
февраль | ||||
19. | Шляпочные грибы» Съедобные и ядовитые грибы нашей местности (вариативная часть) | Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа. Урок отработки умений и рефлексии. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
20. | Плесневы грибы и дрожжи. Лабораторная работа №6 «Рассматривание гифов плесневых грибов. Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа» | Правила работы с микроскопом. Изучение особенностей строения клеток плесневых грибов и дрожжей. | Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности. | |
21. | Грибы – паразиты. | Определить понятие «грибы-паразиты». Объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека. | Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Тестирование. Урок общеметодологической направленности. | Электронные тесты. |
22. | Обобщающий урок по разделу: «Царство Грибы» | Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Тестирование. Урок развивающего контроля. | Электронные тесты. |
март | ||||
Раздел 4 «Царство Растений» | ||||
23. | Ботаника наука о растениях. | Определять понятия: ботаника, высшие растения, низшие растения. Выделять существенные признаки автотрофных организмов. Объяснять роль автотрофов в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). . | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
24. | Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №7 «Строение зеленых водорослей» | Различать на живых объектах и таблицах водоросли. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок ознакомления с новым материалом. | Электронные УМК |
25. | Роль водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей. | Объяснять роль водорослей в практической деятельности людей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа. Урок отработки умений и рефлексии. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
апрель | ||||
26. | Лишайники – симбиотические организмы. | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах. Работа с таблицами и микропрепаратами. Урок ознакомления с новым материалом. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
27. | Мхи, папоротники, хвощи, плауны. Лабораторные работы №8 «Строение мха» №9 «Строение спороносящего хвоща» №10 «Строение спороносящего папоротника» | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности споровых растений. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность. Лабораторные работы. Урок общеметодологической направленности. | презентации |
28. | Голосеменные растения. Лабораторная работа №11“Изучение строения хвои и шишек хвойных». | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности хвойных растений. Различать на живых объектах и таблицах голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративны материалом, текстом, беседа, работа в парах. Лабораторная работа. Работа с таблицами и микропрепаратами. Урок общеметодологической направленности. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
29. | Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения». | Знать особенности строения цветковых растений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Лабораторная работа. | Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия |
май | ||||
30. | Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Контрольная работа №2 | Определять понятия: палеонтология, палеоботаника, риниофиты. Характеризовать основные этапы развития растительного мира. | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность. Урок развивающего контроля. | презентации |
31. | Обобщающий урок по разделу: «Царство Растений» | Сравнивать представителей разных групп растений. Делать выоды на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, в Интернете. | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность. Урок отработки умений и рефлексии. | презентации |
32. | Охраняемые растения Саратовской области | Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Охраняемые растения Саратовской области. | Работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность. Урок отработки умений и рефлексии. | презентации |
33. | Проектная деятельность осуществляется в рамках времени, отведенного на учебные занятия . Защита проектов | Проектная деятельность. Групповая работа. Урок отработки умений и рефлексии. | презентации | |
34-35 | Резервное время | Повторение, проведение контрольных работ, защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа
Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 7 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 8 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год
автор УМК В.В. Пасечник....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года
Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...