Рабочая программа учебного курса "Биология" 5 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс) по теме

Викулова Елена Владимировна

Рабочая программа включает пояснительную записку, калндарно - тематическое планирование, учебно - тематическое планирование, требования к результатам обучения (по ФГОС второго поколения). Программа составлена на основе УМК под редакцией В.В. Пасечника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgos_biologiya_vikulova.rar46.38 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Бактерии, грибы, растения» 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю)

№ урока

Тематический блок, тема урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся, формирование УУД

Тип урока, методические  приемы

Использование ИКТ

сентябрь

1.

Введение.  Биология – наука о жизни

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Определять понятия «биология», «биосфера», «экология».

Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. 

Урок ознакомления с новым материалом. Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Задания на классификацию. Выполнение заданий в рабочей тетради.

презентация

 2.

Методы исследования в биологии.

Определять понятия «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент», «измерение».

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок общеметодологической направленности.

 3.

Многообразие организмов и их классификация. Отличительные признаки живого.

Анализировать признаки живого: клеточное строение, питание, дыхание, обмен веществ, раздражимость, рост, развитие, размножение. Выделять существенные признаки вида и представителей разных царств природы. Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классифицировать). Объяснять значение биологического разнообразия для сохранения устойчивости биосферы. Сравнивать представителей отдельных групп растений и животных. Делать выводы и умозаключения на основе сравнения. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов.

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

4.

Среды обитания

Определять понятие «водная среда», «наземно-воздушная», почва как среда обитания, организм как среда обитания. Анализировать связи организма со средой обитания. Характеризовать влияние деятельности человека на природу. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами, наблюдение и описание различных объектов.

Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

октябрь

5.

Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Анализировать и сравнивать экологические факторы. Отрабатывать навыки работы с текстом.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

презентации

6.

Обобщающий урок. Экскурсия «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных»

Практическая работа «Фенологические наблюдения за сезонными явлениями в природе».

Готовить отчет по экскурсии, вести дневник фенологических наблюдений.

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа.

Урок отработки умений и рефлексии.

Раздел 1. Клеточное строение организма (10 ч)

7.

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа №1 «Рассматривание растений с помощью лупы»

Определять понятия: клетка, лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, штатив. Работать с лупой и микроскопом, изучать устройство микроскопа, отрабатывать правила работы с микроскопом. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов.

Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности.

Виртуальная лаборатория.

8.

Строение клетки

Методы изучения клетки. строение и химический состав клетки. процессы жизнедеятельности клетки(питание, дыхание, транспорт веществ, выделение).

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

ноябрь

9.

Лабораторная работа №2 «приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука»

Готовить микропрепараты, наблюдать части и органоиды клетки под микроскопом, описывать и схематически изображать.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

10.

Пластиды. Лабораторная работа №3 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов рябины, шиповника.

Выделять существенные признаки строения клетки. Различать на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клеток. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

11.

Химический состав клетки: неорганические и органические вещества.

Объяснять роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различать органические и неорганические вещества клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Работать с лабораторным оборудованием. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Работа с иллюстративным материалом, текстом, беседа. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации

декабрь

12.

Жизнедеятельность клетки. Поступление веществ в клетку (дыхание, питание)

Лабораторная работа №4 «Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Ставить биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Отрабатывать умения готовить микропрепараты и работать с микроскопом.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

13.

Жизнедеятельность клетки: рост, развитие

Выделять существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов, объяснять их результаты. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах. Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

14.

Деление клетки.

Контрольная работа №1

Размножение, его роль в преемственности организмов, расселении организмов. Бесполое и половое размножение. Рост и развитие организма.

Методы сравнения и наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

15.

Понятие «ткань».

Лабораторная работа №5 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей».

Обобщение материала по разделу «Клеточное строение организмов».

Понятие «ткань». Классификация растительных тканей.

Работа с иллюстративны материалом, текстом, беседа, работа в парах. Лабораторная работа. Работа с таблицами и микропрепаратами. Урок общеметодологической направленности.

презентации

январь

 

Раздел 2 Царство Бактерии (2 ч)

 16.

Многообразие бактерий. Строение и обмен веществ в бактериальной клетке

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности бактерий. Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Методы сравнения и наблюдения.

Урок ознакомления с новым материалом.

презентация

17..

Роль бактерий в природе. Бактерии в жизни человека.

Значение бактерий в биосфере и жизни человека.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Урок отработки умений и рефлексии.

презентация

 

Раздел 3. Царство Грибы (5 ч)

 18.

Грибы, их общая характеристика, строение и жизнедеятельность. Роль грибов в природе и жизнедеятельности человека.

Выделять существенные признаки  строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами.

Методы сравнения и наблюдения, элементы проектной деятельности. Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа.

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

 февраль

19.

Шляпочные грибы»

Съедобные и ядовитые грибы нашей местности (вариативная часть)

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа.

Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

20.

Плесневы грибы и дрожжи. Лабораторная

работа №6  «Рассматривание гифов плесневых грибов. Изучение внешнего строения дрожжей с помощью микроскопа»

Правила работы с микроскопом. Изучение особенностей строения клеток плесневых грибов и дрожжей.

Лабораторная работа. Урок общеметодологической направленности.

 21.

Грибы – паразиты.

Определить понятие «грибы-паразиты». Объяснять роль грибов-паразитов в природе и жизни человека.

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Тестирование. Урок общеметодологической направленности.

Электронные тесты.

22.

Обобщающий урок по разделу: «Царство Грибы»

Различать на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивать приемы оказания ПМП при отравлении ядовитыми грибами. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами. Строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Использование приемов технологии развития критического мышления, работа с таблицами и микропрепаратами, наблюдение и описание различных объектов. Тестирование. Урок развивающего контроля.

Электронные тесты.

март

Раздел 4 «Царство Растений»

23.

Ботаника наука о растениях.

Определять понятия: ботаника, высшие растения, низшие растения. Выделять существенные признаки автотрофных организмов. Объяснять роль автотрофов в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах.

Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

24.

Водоросли, их многообразие, строение, среда обитания. Лабораторная работа №7 «Строение зеленых водорослей»

Различать на живых объектах и таблицах водоросли. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах.

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК

25.

Роль  водорослей в природе и жизни человека. Охрана водорослей.

Объяснять роль водорослей в практической деятельности людей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа. Урок отработки умений и рефлексии.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

апрель

26.

Лишайники – симбиотические организмы. 

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников. Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах.  Работа с таблицами и микропрепаратами.

Урок ознакомления с новым материалом.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

27.

Мхи, папоротники, хвощи, плауны.

Лабораторные работы №8 «Строение мха»

№9 «Строение спороносящего хвоща»

№10 «Строение спороносящего папоротника»

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности споровых растений. Выявлять взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей, органов и выполняемыми ими функциями. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность. Лабораторные работы. Урок общеметодологической направленности.

презентации

28.

Голосеменные растения. Лабораторная  работа №11Изучение строения хвои и шишек  хвойных».

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности хвойных растений. Различать на живых объектах и таблицах голосеменные растения. Объяснять роль голосеменных в природе и жизни человека. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративны материалом, текстом, беседа, работа в парах. Лабораторная работа. Работа с таблицами и микропрепаратами.

Урок общеметодологической направленности.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

29.

Покрытосеменные растения. Лабораторная работа №12 «Строение цветкового растения».

Знать особенности строения цветковых растений. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

Лабораторная работа.

Электронные УМК, презентации, интерактивные пособия

май

30.

Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира.

Контрольная работа №2

Определять понятия: палеонтология, палеоботаника, риниофиты. Характеризовать основные этапы развития растительного мира.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность.

Урок развивающего контроля.

презентации

31.

Обобщающий урок по разделу: «Царство Растений»

Сравнивать представителей разных групп растений. Делать выоды на основе сравнения. Оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира. Находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, в Интернете.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность.

Урок отработки умений и рефлексии.

презентации

32.

Охраняемые растения Саратовской области

Жизненные формы растений: деревья, кустарники, травы. Охраняемые растения Саратовской области.

Работа с иллюстративным и демонстративным  материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. Проектная деятельность. Урок отработки умений и рефлексии.

презентации

33.

Проектная деятельность  осуществляется в рамках  времени, отведенного на учебные занятия .

Защита проектов

Проектная деятельность. Групповая работа.

Урок отработки умений и рефлексии.

презентации

34-35

Резервное время

Повторение, проведение контрольных работ, защита проектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...