рабочая программа по биологии- 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа к учебнику Н.И.Сонина-"Человек" 8 класс (2 часа в неделю)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._pr._8.doc | 161.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И, Сонина
/Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение . 5 класс. Биология. 6-11 классы./ Рабочая программа составлена на основе
• Федерального Государственного стандарта по биологии
• Примерной программы основного общего образования по биологии и
• Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Человек» автора Н. И, Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение.5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006)
Согласно действующему базисному учебному плану , рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 ч в неделю.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрывается предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приводится знакомство с разноуровневой организацией человека. На последующих уроках дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последующих занятиях рассматривается индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.
Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ, предусмотренные Примерной программой. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Учащиеся должны знать:
- Место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных – факторы антропосоциогенеза;
- Основные черты древнейшего, древнего и ископаемого человека, человека современного типа, единство человеческих рас;
- Науки, изучаемые организм человека;
- Особенности строения органов и систем , функционирования, расположения органов;
- Нервно-гуморальную регуляцию деятельности организма человека;
- Внутреннюю среду организма, иммунитет;
- Обмен веществ и энергии;
- Развитие организма человека;
- Вредное влияние алкоголя, курения, наркотических веществ на организм человека;
- Факторы, влияющие на здоровье человека в условиях Севера;
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать изученные органы и системы органов на таблицах;
- Оказывать доврачебную помощь при травмах, тепловых, солнечных ударах, обморожениях, кровотечениях.
Учащиеся должны соблюдать правила:
- Здорового образа жизни
В реализации программы используется учебно-методический комплект:
Для учителя:
- Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006.
- Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.
- Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.
- И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
- В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987.
Для учащихся:
1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2007.
2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа
Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать, понимать:
• признаки сходства и отличия человека и животных;
• сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
• особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
• изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.
• распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
• выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;
• сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
• определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;
• анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;
• оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;
• рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
• проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Человек как биологический вид. | 2 |
Происхождение человека. | 3 |
Краткая история развития знаний о человеке | 1 |
Общий обзор организма человека. | 4 |
Координация и регуляция. | 8 |
Анализаторы. | 4 |
Опора и движение. | 8 |
Внутренняя среда организма | 4 |
Транспорт веществ. | 5 |
Дыхание. | 5 |
Пищеварение. | 6 |
Обмен веществ и энергии | 2 |
Выделение. | 3 |
Покровы тела. | 3 |
Размножение и развитие. | 3 |
Высшая нервная деятельность | 7 |
Итого: | 68 |
Календарно - тематическое планирование
№ | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Дом. задание | ||
ЧЕЛОВЕК КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД (2 ч) | ||||||
1 | Науки , изучающие человека. Место человека в системе органического мира. | Анатомия, физиология, гигиена, психология, рудименты, атавизмы. Сходство с животными. | Определять принадлежность человека к классу млекопитающих, отряду приматы. Сравнивать человека с представителями класса млекопитающих и делать выводы на основе строения | Стр.3-5 Р.т. №1,2,3,4 | ||
2 | Особенности человека. | Развитый головной мозг, прямохождение, объемное цветное зрение, речь, точное движение пальцев рук. | Характеризовать особенности строения человека, обусловленные прямохождением и трудовой деятельностью. | Стр.6-7 | ||
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 ч) | ||||||
3 | Происхождение человека. Этапы его становления. | Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец | Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей. | Стр.10-11 Табл, | ||
4 | Происхождение человека. Этапы его становления. | Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец | Характеризовать черты строения и образ жизни обезьяноподобных предков, древнейших, древних, современных людей. Называть представителей людей. | Стр.12-13 Табл,Р.т.№5,6 | ||
5 | Расы человека, их происхождение и единство. | Раса, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско-американская раса, расизм | Называть основные расы внутри вида Человек разумный. Выделять признаки различий человеческих рас и объяснять причины различий. Объяснять причины единства человеческих рас. | Стр.16-17, Р.т.№7,8,9 | ||
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ (1 Ч) | ||||||
6 | История развития знаний о строении и функциях организма человека. | Развитие анатомии и медицины в античные, средние века, в 18 веке. Вклад ученых в развитие анатомии и медицины: Аристотель, Гиппократ, У. Гарвей, А. Везалий, да Винчи, К Гален. Значение работ русских ученых: Сеченова, Павлова, Мечникова. | Называть вклад ученых в развитие анатомии | Стр.20-26 | ||
ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 ч) | ||||||
7 | Клеточное строение организма. | Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ | Называть органоиды клетки. Распознавать их на таблице. Сравнивать клетки растений и животных, человека | Стр.28 | ||
8 | Клеточное строение организма. | Строение и процессы жизнедеятельности организма ( обмен веществ, биол. Окисление), рост и развитие, роль ферментов в клетке. | Характеризовать сущность процессов обмена веществ, роста, возбудимости, деления клетки. | Стр.28-29, Р.т.№12,13 | ||
9 | Ткани и органы. | Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани, хрящевая, костная, жировая ткани, кровь, гладкая, поперечно-полосатая, сердечная мышечные ткани, нейроны, нейроглия, | Давать определение понятию ткань. Распознавать и описывать ткани человека. Устанавливать соответствие между строением тканей и выполняемыми функциями. | Стр.32-35, Р.т.№16,18, 19 | ||
10 | Органы. Система органов. Организм. | Скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная система, аппарат органов. | Давать определение понятиям: ткань орган, система органов. Называть органы и системы органов человека. Распознавать их на таблице. | Р.т.№22,23 | ||
Координация и регуляция (8ч) | ||||||
11 | Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | Гормоны , гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, поджелудочная железа, надпочечники, половые железы. | Называть особенности строения и работы желез внутренней секреции, и внешней секреции. Распознавать и описывать на таблицах органы эндокринной системы. | Стр.44-46,Р.т.№24, 26 | ||
12 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция, ее нарушения. | Регуляция деятельности желез. Болезни эндокринной системы. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. | Называть заболевания, связанные с гипо- и гиперфункцией эндокринных желез. Характеризовать роль гормонов в обмене веществ. | Стр. 48 вопросы 5-10 | ||
13 | Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | Нервная система, ее значение. Отделы нервной системы: центральный, периферический, соматический, вегетативный. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. | Называть особенности строения нервной системы, функции. Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы человека. | Стр.50-53, Р.т.№28,30 | ||
14 | Спинной мозг. Л.р. №1 «Рефлекторная функция спинного мозга человека». | Центральный канал, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы, серое и белое вещество. Рефлекторная и проводниковая функции спинного мозга. | Называть особенности строения спинного мозга, функции спинного мозга. Распознавать и описывать основные его части. | Стр.56-57, Р.т.№32,33 | ||
15 | Строение и функции головного мозга. | Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг, мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина | Называть особенности строения головного мозга, отделы головного мозга, их функции. Распознавать и описывать на таблицах основные части головного мозга. | Стр.60-63, Р.т.№34,38 | ||
16 | Полушария большого мозга. | Мозолистое тело, кора полушарий, лобная, теменная, затылочная, височная доли, боковые желудочки, зрительная зона, слуховая и обонятельная зона, чувствительные и двигательные центры | Называть особенности строения полушарий головного мозга человека: зоны коры и их функции. | Стр.66-67 | ||
17 | Полушария большого мозга. Л.р.№2 «Рефлекторная функция головного мозга человека». | Стр.66-69, читать, повторить основные понятия по темам 1-5 | ||||
18 | Зачетный урок – контрольное тестирование №1. | Тестирование | ||||
АНАЛИЗАТОРЫ (4ч) | ||||||
19 | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. | Анализаторы, их роль в жизни человека. Зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм. | Называть особенности строения органа зрения и зрительного анализатора. Распознавать и описывать на таблице основные части органа зрения и зрительного анализатора. | Стр.72-75, Р.т.№40,41 | ||
20 | Анализаторы слуха и равновесия. | Наружное ухо – ушная раковина, слуховой проход; барабанная перепонка, среднее ухо – слуховая труба, молоточек, наковальня, стремя; внутреннее ухо – улитка, орган равновесия – преддверие (вестибулярный аппарат), полукружные каналы, перилимфа | Называть особенности строения органа слуха и равновесия. Распознавать и описывать на таблице основные части органа слуха и слухового анализатора. Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний органов слуха. | Стр.80-83, Р.т.№47,48 | ||
21 | Кожно – мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки. | Стр.86-89, вопросы 1-5, повторение темы | |||
22 | Урок обобщения «Чувствительность анализаторов. Взаимодействие анализаторов, их взаимозаменяемость. Гигиена органов чувст». | |||||
ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ (8 ч) | ||||||
23 | Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека, его значение и функции. | Скелет головы, мозговой отдел, лицевой отдел, скелет туловища, позвоночник, грудина, лопатка, таз, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, позвонки, позвоночный канал, грудная клетка, пояс верхней и нижней конечностей | Называть особенности скелета человека, функции опорно-двигательной системы. Распознавать на таблице основные части скелета | Стр.92-94, Р.т.№60,61 | ||
24 | Строение и свойства костей, типы их соединений. | Трубчатые, широкие (плоские), смешанные кости, компактное и губчатое вещество, непрерывные соединения, швы, прерывные, суставная сумка, сустав, суставная жидкость, хрящ, связки, надкостница | Стр.92-95, Р.т.№ | |||
26 | Первая мед. помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | Профилактика травматизма. Приемы оказания первой мед помощи при травмах опорно –двигательной системы. Травмы: перелом, вывих, растяжение связок. | Использовать приобретенные знания и умения для соблюдения мер профилактики травматизма, оказания первой мед помощи. | Конспект урока | ||
27 | Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Л. р. № 3 «Выявление плоскостопия и нарушения осанки» (проводится дома) | Осанка. Признаки хорошей осанки. Ее нарушения. Плоскостопие. Коррекция. Предупреждение плоскостопия и искривления позвоночника. | Использовать приобретенные знания и умения для проведения наблюдений за состоянием собственного организма; соблюдения мер профилактики нарушения осанки. | |||
28 | Мышцы, их строение и функции. | Миофибриллы, мышечное волокно, сухожилия, мышцы головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей, | Стр.1061-08, Р.т.№ | |||
29 | Работа мышц. Л. р. № 4 «Утомление мышц» | Динамическая работа, статическая работа, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели | Стр.112-113, Р.т.№ | |||
30 | Значение физ. упражнений для формирования аппарата опоры и движения. Л.р.№5 «Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным» | Укрепление здоровья: двигательная активность. Соблюдение правил здорового образа жизни. Роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Факторы риска- гиподинамия. | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы. | |||
31 | Урок обобщения «Взаимосвязь, строение и функции опорно – двигательного аппарата». | Контрольное тестирование. №2 | ||||
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА (4 ч) | ||||||
32 | Внутренняя среда организма, и ее значение. | Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови. | Называть признаки биол объектов: составляющие внутренней среды организма, составляющие крови, плазмы. | Стр.116 | ||
33 | Кровь , ее состав и строение. | Эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб, свёртывание крови | Характеризовать сущность процесса свертывания крови. Знать особенности строения клеток крови. | Стр.117-119, Р.т.№ | ||
34 | Иммунитет. | Иммунитет, естественный и искусственный иммунитет, вакцина, сыворотка. Значение работ Пастера и Мечникова. | Давать определение понятию иммунитет, называть его виды. Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики СПИДа, инфекционных заболеваний. | Стр.122,Р.т.№96,95,94 | ||
35 | Группы крови. Переливание крови, донорство. | Группы крови, донорство, резус-фактор, антиген, агглютинин, агглютинация | Называть особенности организма человека, его строения и жизнедеятельности: свою группу крови, резус-фактор. | Стр.123 | ||
ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ (5ч) | ||||||
36 | Движение крови и лимфы в организме Органы кровообращения. | Сосуды, сердце, вены, капилляры, артерии, предсердие, желудочки, полулунные каналы, створчатые каналы большой и малый круги кровообращения | Называть особенности строения органов кровообращения: сердца и сосудов.распознавать и описывать их по таблице. | Стр.126-127, Табл. | ||
37 | Работа сердца. | Пауза, автоматизм сердца, сердечный цикл | Характеризовать сущность работы сердца | Стр.130-131, Р.т.№97,98,99,103 | ||
38 | Движение крови по сосудам. Л.р.№6 « Подсчет пульса до и после дозированной нагрузки» | Кровяное давление, пульсовое давление, лимфатические узлы, сосуды, капилляры | Стр.134-135, Р.т.№ | |||
39 | Заболевания сердечно- сосудистой системы, их предупреждение. Л.р № 7 «Первая помощь при травмах органов кровообращения, кровотечениях». | Сердечно-сосудистые заболевания, причины и предупреждение( гипер – гипотония, инсульт, инфаркт) пульс Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки. Типы кровотечений. Приемы оказания первой мед помощи. | Использовать приобретенные знания для профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы, профилактики вредных привычек, оказания мед помощи. | |||
40 | Зачетный урок – контрольное тестирование №3. | |||||
ДЫХАНИЕ(5 ч) | ||||||
41 | Строение органов дыхания. | Значение и строение органов дыхания Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронхи , лёгкие. | Называть особенности строения органов дыхательной системы. Распознавать и описывать на таблицах основные органы дыхания. | Стр.138-139, Р.т.№111 | ||
42 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Строение легких (плевра, альвеола, щитовидный хрящ. Обмен газов в легких и тканях. | Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением. | Стр.142, №115,116 | ||
43 | Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. Л. р. №8 « Проведение функциональной пробы с задержкой дыхания» | Механизм вдоха и выдоха. Дыхательные движения . Нейрогуморальная регуляция (дыхательный центр продолговатого мозга, высшие дых центры коры БП) | Характеризовать сущность биолог процесса дыхания; устанавливать взаимосвязь между строением и функциями органов дыхания, между дыханием и кровообращением. | Стр.143-144, №117,118 | ||
44 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая мед. помощь при нарушении дыхания и кровообращении. | Заболевания и их профилактика. Вредные привычки. Чистота воздуха как фактор здоровья. | Называть заболевания органов дыхания. Использовать знания для соблюдения мер профилактики инфекционных и простудных заболеваний, вредных привычек(курение | Стр.144-145 | ||
ПИЩЕВАРЕНИЕ (6ч) | ||||||
45 | Пищевые продукты. Питательные вещества и их превращения в организме. Пищеварение. | Ферменты, питательные вещества, пищеварение | Называть пит вещества и пищ продукты, в которых они находятся. Объяснять роль пит вещ в организме. | Стр.148-149,№119, 121 | ||
46 | Строение и функции пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости. Л.р. №9 «Действие ферментов слюны на крахмал». | Пищеварение в ротовой полости, роль ферментов в пищеварении рот полости: слюна, мальтаза, амилаза. | Знать строение органов рот полости. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении. | Стр.152-153, №123,126, | ||
47 | Пищеварение в желудке. | Строение желудка. Пищеварительные ферменты желудка. Пепсин. Желуд сок. | Знать строение органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении желудка. | Стр.156, №130,131 | ||
48 | Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. | Переваривание пищи в 12-перстной кишке. Ферменты поджелуд железы. Всасывание пит вещ. Строение тонкого и толстого кишечника. | Знать строение органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблицах основные органы пищеварения. Характеризовать роль ферментов в пищеварении 12-перстной кишки. | Стр.157-158 №133,134,13 | ||
49 | Гигиена питания. Профилактика желудочно- кишечных заболеваний. | Укрепление здоровья: рациональное питание, двигательная активность. Вредные и полезные привычки. Заболевания их профилактика. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний органов пищеварения.. | Конспект урока | ||
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ (2ч) | ||||||
50 | Обмен веществ и энергии. Л. р. №10«Составление пищевого рациона». | Обмен веществ и энергии, энергетический обмен, пластический обмен | Давать определения понятиям пластический и энергетический обмен. Характеризовать сущность обмена веществ и превращение энергии в организме. | Стр.162-163, | ||
51 | Витамины. | Витамины, авитаминоз, гипервитаминоз. Заболевания. | Называть основные группы витаминов и продукты, в которых они содержатся. Характеризовать роль витаминов в организме, их влияние на жизнедеятельность. Использовать знания для соблюдения мер профилактики заболеваний, связанных с недостатком витаминов в организме. | Стр.166-167 | ||
52 | Обобщающий урок по темам « Пищеварительная система. Обмен веществ» | Контрольное тестирование№4. | ||||
ВЫДЕЛЕНИЕ(3ч) | ||||||
53 | Выделение. Строение и функции почек. | Значение выделения . мочевыделительная система. Строение и функции почек. Нефрон. | Называть особенности строения органов выделения человека., строение почки. Распознавать и описывать на таблицах органы выделения. | Стр.170, №139,140 | ||
54 | Образование мочи. | Этапы образования мочи. Мочевыведение. | Характеризовать сущность процесса образования мочи. | Стр.170, №141 | ||
55 | Заболевания почек, их предупреждение. | Мочеполовые инфекции. Предупреждение заболеваний почек. Факторы риска: переохлаждение. Вредные и полезные привычки. Их влияние на здоровье. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний выделительной системы. | Конспект урока | ||
ПОКРОВЫ ТЕЛА(3ч) | ||||||
56 | Строение и функции кожи. Гигиена кожи. | Эпидермис, собственно кожа, потовые, сальные железы, волосы, ногти. | Называть особенности строения кожи, ее функции. Распознавать на таблицах структурные компоненты кожи. | Стр.174-175, №145,146 | ||
57 | Роль кожи в терморегуляции организма. | Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция. Роль кожи в терморегуляции. | Характеризовать роль кожи в обмене веществ. | Стр.178-179, №147,148 | ||
58 | Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви. | |||||
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ (3ч) | ||||||
59 | Половая система человека. | Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность | Называть особенности строения женской и мужской половой систем. Распознавать на таблицах органы половой системы. Объяснять причины наследственности. | Стр.182-185, №151,152 | ||
60 | Возрастные особенности. | Возрастные особенности развития человека. | Стр.188-189, | |||
61 | Заболевания половой сферы человека, их предупреждение и гигиена. | Инфекции, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис, гонорея, их профилактика. | Использовать приобретенные знания для соблюдения мер профилактики заболеваний. | |||
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (7ч) | ||||||
62 | Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности , его виды, роль в приспособлении к условиям жизни. | Условные и безусловные рефлексы. Врожденные и приобретенные формы поведения Инстинкт, динамический стереотип, . Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А Ухтомского, П.К. Анохина. | Давать определения понятиям: безусл и услов рефлексы. Называть принцип работы нервной системы. | Стр.192-194, №159,160 | ||
63 | Торможение, его виды и значение. | безусловное и условное торможение. | Стр.195, №162 | |||
64 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | Сон, сновидения, летаргия, гипноз. Значение сна. | Характеризовать значение сна для человека. Использовать знания для рациональной организации труда и отдыха. | Стр.200-203, №163,164 | ||
65 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | Биологическая и социальная сущность человека. Сознание. Речь. Мышление , его особенности. | Называть особенности ВНД и поведения человека. | Стр.206-207 №165, | ||
66 | Типы нервной деятельности. | Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик | Характеризовать типы нервной деятельности и применять полученные знания для наблюдения за состоянием своего организма. | Стр.210-211, №166 | ||
67 | Итоговое тестирование по курсу | |||||
68 | Итоговый урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...