Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа (биология, 10 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 10 класс. Программа Пасечника В.В., учебник Каменского А.А. Программа содержит пояснительную записку : цели и задачи биологии, место предмета в учебном плане, компетенции, знания и умения, мателиально- техническое оснащение, тематическое планирование. Программа содержит развернутое календарно- тематическое планирование : задачи темы, содержание урока, УУД и ОУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_10_klass.rar | 56.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Поурочное планирование биология 10 класс
№ | Тема урока | Сроки | Планируемый результат | Компетентности (УУД, ОУУН) | Контроль | Д/З | примечание | ||||||
Раздел 1. Введение в биологию (4 ч) Цели изучения темы :систематизировать и обобщить знания учащихся о биологии ;показать развитие биологических наук и значение биологических знаний в деятельности человека; познакомить учащихся с методами биологических исследований ; сформировать современные научные представления о сущности жизни и свойствах живого ; сформировать представления об уровнях организации живой природы ; показать особенности функционирования биологических систем на разных уровнях организации живой материи. | |||||||||||||
1 | Введение. История развития биологии как науки. | Сентябрь1 | Классическая и эволюционная биология, физико-химическая биология. Основные этапы становления биологии как науки Выявлять главные задачи общей биологии. Составлять план ответа. | умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, оценка, анализ, | План | §1 | |||||||
2 | Методы исследования в биологии | Сентябрь 1 | Научный факт, научный метод. Методы исследования: Описательный, сравнительный, исторический, экспериментальный Использовать описательный, сравнительный, экспериментальный метод на практике | умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа | Конспект | §2 | |||||||
3 | Сущность жизни и свойства живого | Сентябрь 2 | Признаки живого. Жизнь. Открытая система. Приводить признаки живого, используя межпредметные знания | умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного анализа | Определения | §3 | |||||||
4 | Уровни организации живой материи | Сентябрь 2 | УОЖМ: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, экосистемный, биосферный Приводить примеры УОЖМ | систематизации информации | определения | §3 | |||||||
Глава 1. ОСНОВЫ ЦИТОЛОГИИ (29 ч) Цели изучения темы : сформировать у учащихся понятие о клетке как структурной и функциональной единице всех живых организмов на нашей планете ; познакомить с процессами метаболизма, биосинтеза белка и энергетическом обмене, их значением и биологической сущностью ; закрепить знания об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотических и эукариотических клеток ; развивать умения работы с увеличительными приборами ; воспитание бережного отношения к окружающей среде. | |||||||||||||
5 | Методы цитологии. Клеточная теория | Сентябрь 3 | История развития клеточной теории. Положения клеточной теории. Работать в парах сменного состава, умение составлять план параграфа. | умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа | План | §5 | |||||||
7 | Особенности химического состава клеток | Сентябрь 3 | Вещества, входящие в состав живых организмов. Макроэлементы, микроэлементы, ультромикроэлементы Приводить примеры из жизни и использовать знания из химии | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа | §6 | ||||||||
8 | Неорганические вещества клетки | Сентябрь 4 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. Гидрофильные и гидрофобные вещества. Минеральные вещества . Осуществление межпредметных знаний с химией, находить информацию в дополнительной литературе. | использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа | Тест | §7-8 | |||||||
9 | Углеводы и липиды | Сентябрь 4 | Классификация углеводов и липидов, их роль в жизнедеятельности клетки. Проводить сравнительный анализ роли орг. веществ в организме. | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Тест | §9-10 | |||||||
10 | Белки их строение | Сентябрь 5 | Белки-протеины-протеиды-пептид-пептидная связь-полипептид. Структура белков. Уметь составлять таблицы | Классификация, сравнение, обобщение | Тест | §11 | |||||||
11 | Функции и свойства белков. | Октябрь 1 | Функции белков: строительная, ферментативная, транспортная, защитная, регуляторная, энергетическая. Приводить примеры функций белков в организме человека | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Тест | §11 | |||||||
12 | Лабораторная работа 2. «Определение каталитической активности ферментов» | Октябрь 1 | Ферментативная функция белков, цветные реакции, денатурация. Проведение лабораторных опытов и их оформление | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна логию | оформление | §11 | |||||||
13 | Нуклеиновые кислоты и их роль в клетке | Октябрь 2 | Нуклеиновые кислоты-нуклеотид-ДНК-РНК. Комплементарность Проводить сравнительный анализ ДНК и РНК | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Таблица | §12 | |||||||
14 | Решение задач на составление цепей ДНК, РНК | Октябрь 2 | Особенности строения цепей ДНК, РНК. Виды РНК. Составлять цепи ДНК, используя принцип комплиментарности. Решать элементарные биологические задачи. | Классификация, сравнение, обобщение | Тест | §12 | |||||||
15 | АТФ и другие органические соединения | Октябрь 3 | АТФ-АДФ-АМФ. Макроэнергетическая связь. Витамины и их роль в клетке. Объяснять роль АТФ в жизни живых организмов | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Таблица | §13 | |||||||
16 | Строение клетки. Клеточная мембрана. Ядро. | Октябрь 3 | Эндоцитоз, экзоцитоз. Ядро: хроматин, ядрышки, кариоплазма, хромосомы Кариотип.Проводить самостоятельный поиск биологической информации | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения | Таблица | §14 | |||||||
17 | Цитоплазма. Клеточный центр. Рибосомы. | Октябрь 4 | Гиалоплазма, цитоскелет, клеточный центр, центриоли, рибосомы.Проводить поиск биологической информации | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения | Таблица | §15 | |||||||
18 | Лабораторная работа 3. «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука» | Октябрь 4 | Постоянство внутренней среды клетки и способы ее поддержания.Проведение лабораторных работ, работа с микроскопом | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения | оформление | §14-15 | |||||||
19 | ЭПС. Комплекс Гольджи. Лизосомы. Клеточные включения. | Ноябрь 1 | ЭПС: гладкая, шероховатая. Комплекс Гольджи, его функции. Лизосомы, клеточные включения.Анализировать материал и составлять таблицы | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения | Таблица | §16 | |||||||
20 | Митохондрии. Пластиды. Органоиды движения. | Ноябрь 2 | Митохондрии-энергетические станции клеток. Пластиды-тилакоиды-граны-строма.Анализировать материал и составлять таблицы | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения | Таблица | §17 | |||||||
21 | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток. | Ноябрь 3 | Мезосома, аэробы, анаэробы, споры, плазмиды. Работа в группах по нахождению сходства и различий | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения | Таблица | §18 | |||||||
22 | Сходство и различие в строении клеток растений, животных и грибов. | Ноябрь 3 | Сапрофиты, паразиты, симбионты, гифы.Работа в группах по нахождению сходства и различий | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Таблица | §19 | |||||||
Лабораторная работа 1. «Сравнение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание» | Ноябрь 4 | Особенности строения клеток растений, грибов, бактерий, животных . Работать с микроскопом, оформлять лабораторные работы и делать по ним выводы. | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Таблица | §19 | ||||||||
23 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | Ноябрь 4 | Строение вирусов, история их открытия, особенности жизнедеятельности Проводить самостоятельный поиск биологической информации | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Таблица | §20 | |||||||
24 | Вирусные заболевания человека. ВИЧ и СПИД. | Декабрь 1 | Борьба с вирусными заболеваниями. Профилактика СПИДа. | систематизации информации | Таблица | §20 | |||||||
25 | К/Р.1. «Структура и функции клетки» | Декабрь 1 | Органоиды клетки и их роль в жизнедеятельности клетки | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения | В виде ЕГЭ | ||||||||
26 | Обмен веществ и энергии в клетке | Декабрь 2 | Гомеостаз, пластический обмен, энергетический обмен. Метаболизм. Фермент.Сравнивать пластический и энергетический обмен | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Схема | §21 | |||||||
27 | Энергетический обмен в клетке | Декабрь 2 | Фосфорилирование. Этапы энергетического обмена: гликолиз-дыхание. Составлять схемы обмена | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать | Схема | §22 | |||||||
28 | Питания клетки. | Декабрь 3 | Питание-автотрофы-гетеротрофы Приводить примеры организмов разных по способу питания | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, | Схема | §23 | |||||||
29 | Автотрофное питание. Фотосинтез. | Декабрь 3 | Световая и темновая фазы фотосинтеза. Фотосистема1.Фотосистема 2. Анализировать фазы фотосинтеза | умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа | Схема | §24 | |||||||
30 | Автотрофное питание. Хемосинтез. | Декабрь 4 | Железобактерии, серобактерии, нитрифицирующие бактерии. Сравнивать фотосинтез и хемосинтез | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать. | Схема | §25 | |||||||
31 | Синтез белков в клетке. Генетический код. Транскрипция. | Декабрь 4 | Кодон-антикодон. Транскрипция. Промотор, терминатор, трансляция, стоп-кодон, полисома. Составлять цепочки полинуклеотидов | Классификация, сравнение, обобщение | Таблица | §26 | |||||||
32 | Биосинтез белков на рибосоме. Регуляция процессов трансляции и транскрипции. | Январь 2 | Оперон, структурные гены, оперон, репрессор. Объяснять сущность процессов на рибосоме | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна логию | Таблица | §27 | |||||||
33 | К/Р.2. «Клетка - единица живого» | Январь 2 | Основные знанья и умения по теме.. | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения | В форме ЕГЭ | ||||||||
Глава 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ (11ч) Цели изучения темы : раскрыть роль размножения как важнейшего процесса, поддерживающего и сохраняющего жизнь на Земле; познакомить учащихся с жизненным циклом клетки; охарактеризовать основные способы деления –митоз и мейоз, рассмотреть их сходство и различие, углубить знания учащихся о способах размножения живых организмов, сформировать знания о периодах онтогенеза, развивать умения делать выводы об особенностях размножения растений и животных. | Январь /2 | ||||||||||||
34 | Жизненный цикл клетки | Январь 3 | Митотический цикл. Апоптоз. Репликация. | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | §28 | ||||||||
35 | Митоз. Амитоз. | Январь 3 | Кариокинез, цитокинез, веретено деления. Амитоз | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Таблица | §29 | |||||||
36 | Мейоз | Январь 4 | Этапы мейоза. Конъюгация, кроссинговер. Сравнивать митоз и мейоз | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Таблица | §30 | |||||||
37 | Формы размножения организмов. Бесполое размножение. | Январь 4 | Бесполое размножение, его роль в эволюции. Вегетативное размножение. Анализировать и оценивать значимость размножения | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Схема | §31 | |||||||
38 | Формы размножения организмов. Половое размножение. | Февраль 1 | Прогрессивность полового размножения. Гаметы, гермафродиты Яичники и семенники. Анализировать и оценивать значимость размножения | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Схема | §32 | |||||||
39 | Развитие половых клеток. | Февраль 1 | Гаметогенез. Оогенез. Сперматогенез. Направленные тельца. Сравнивать процессы развития половых клеток | определение сущностных характеристик изучаемого объекта, давать определения | Схема | §33 | |||||||
40 | Оплодотворение. | Февраль 2 | Оплодотворение у животных и растений (двойное оплодотворение). Выявлять сходство и различие в оплодотворении животных и растений | умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно | Схема | §34 | |||||||
41 | Онтогенез- индивидуальное развитие организма. | Февраль 2 | Онтогенез. Типы онтогенеза. Метаморфоз. Плацента. Выявлять сходство и различие в онтогенезе животных и растений | умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно | Таблица | §35 | |||||||
42 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | Февраль 3 | Морула, бластула, гаструла, нейрула. Эктодерма, эндодерма, мезодерма. Эмбриональная индукция. Выявлять сходство и различие стадий инд. развития | Умения устанавливать причинно | Таблица | §36 | |||||||
43 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Февраль 3 | Период постэмбрионального развития: ювенильный, пубертатный, старение. Прямое и непрямое развитие. Выявлять сходство и различие в постэмбриональном развитии животных | Умения устанавливать причинно | Таблица | §37 | |||||||
44 | Контрольная работа № 4 «Индивидуальное развитие организмов» | Февраль 4 | Основные понятия темы | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения | В форме ЕГЭ | ||||||||
Глава 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ. (15 ч) Основные задачи темы: познакомить с историей становление генетики как науки, раскрыть сущность основных законов генетики и их цитологические основы; раскрыть сущность основных генетических понятий; научить учащихся решать генетические задачи, используя генетическую символику; формировать умения строить логические предположения при решении генетических задач; формировать бережное отношение к своему здоровью и здоровью будущего поколения. | |||||||||||||
45 | История развития генетики. Гибридологический метод. | Февраль 4 | Этапы развития генетики как науки. Гибридологический метод. Чистые линии. | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | План | §38 | |||||||
46 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание | Март 1 | Аллельные гены, гомозиготы, гетерозиготы, доминантные и рецессивные гены, правило единообразия. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Задачи | §39 | |||||||
47 | Неполное доминирование. Анализирующие скрещивание. | Март 1 | Неполное доминирование, кодоминирование, сверхдоминирование, анализарующие скрещивание Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. | Сравнение, умение анализировать, выделяя главное, устанавливать соответствие, обосновывать | Задачи | §40 | |||||||
48 | Решение задач на моногибридное скрещивание | Март 2 | Фенотип, генотип, генофонд вида. Цитологические основы наследственности Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна логию | Задачи | §39-40 | |||||||
49 | Дигибридное скрещивание | Март 2 | Закон независимого наследования признаков. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна логию | Задачи | §41 | |||||||
50 | Решение задач на дигибридное скрещивание | Март 3 | Решетка Пиннета. Цитологические основы наследственности. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. | умение развернуто обосновывать суждения, использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа | Задачи | §41 | |||||||
51 | Хромосомная теория наследственности. | Март 4 | Закон Моргана, кроссинговер, генетические карты. Описание кроссинговера | Классификация, сравнение, обобщение | Задачи | §41 | |||||||
52 | Взаимодействие неаллельных генов. | Апрель 1 | Дополнительное взаимодействие. Эпистаз. Полимерное действие гена. Плейотропность. Анализировать взаимодействие генов | систематизации информации, давать определения, приводить доказательства | Задачи | §42 | |||||||
53 | Цитоплазматическая наследственность. | Апрель 1 | Цитоплазматическая (нехромасомная наследственность), наследование по линии матери. Объяснять значение цитоплазматической наследственности | систематизации информации, давать определения | Задачи | §43 | |||||||
54 | Генетическое определение пола. | Апрель 2 | Половые хромосомы и аутосомы, их различия. Гомогаметный и гетерогаметный пол. Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. | систематизации информации, приводить доказательства | Задачи | §44 | |||||||
55 | Наследование признаков сцепленных с полом | Апрель 2 | Наследование признаков сцепленных с полом. Гемофилия, дальтонизм. Работа с дополнительной литературой | умение развернуто обосновывать суждения | Задачи | §45 | |||||||
56 | Лабораторная работа 4. Решение генетических задач | Март 2 | Фенотип, генотип, генофонд вида. Цитологические основы наследственности Решение генетических задач, с применением генетической символики. Решать элементарные биологические задачи. | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить анна логию | Задачи | §39-40 | |||||||
57 | Лабораторная работа 5.Модификационная изменчивость. | Апрель 3 | Норма реакции. Ненаследственная и наследственная изменчивость. Анализирование результатов лабораторной работы. | умение развернуто обосновывать суждения | оформление | §45 | |||||||
58 | Виды мутаций. | Апрель 3 | Генные, хромосомные (утрата, делеции, дупликации, инверсия, транслокация) и геномные мутации Выявлять примеры мутаций | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Схема | §46 | |||||||
59 | Причины мутаций. | Апрель 4 | Мутагенные факторы. Соматические и генеративные мутации. Летальные, полулетальные, нейтральные и полезные мутации. Приводить примеры причин мутаций | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Вопросы | §47 | |||||||
60 | К/Р.3. «Основы генетики» | Апрель 4 | Знание цитологических основ наследственности абота с разноуровневыми тестами | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения | В форме ЕГЭ | §48 | |||||||
Глава 4. ГЕНЕТИКА ЧЕЛОВЕКА (4 ч) Основные задачи темы: познакомить учащихся с универсальностью генетических закономерностей для всех живых организмов; сформировать знания об особенностях каждого метода исследования генетики человека; охарактеризовать значение генетики для человеческого общества, уметь на практике применять знания законов генетики; познакомить учащихся с заболеваниями, в основе которых лежат генетические нарушения; дать представления о возможых способах лечения или недопущения таких заболеваний, охарактеризовать проблемы генетической безопасности. | |||||||||||||
61 | Методы исследования генетики человека. | Май /1 | Методы: генеалогический, популяционный, близнецовый, цитогенетический, биохимический.Составлять план ответа | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Таблица | §49 | |||||||
62 | Генетика и здоровье | Май /2 | Генные заболевания, аутосомно-доминантное, аутосомно-рецессивное наследование. | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Доклады | §50 | |||||||
63 | Проблемы генетической безопасности. | Май /3 | Медико-генетическое консультирование, составление родословных. Проблемы генетической безопасности будущих поколений. | определение сущностных характеристик изучаемого объекта | Доклады | §51 | |||||||
64 | Контрольная работа № 4.Годовая контрольная работа . | Май /4 | Основы цитологии, размножения и индивидуального развития организмов, основы генетики, генетика человека | Умения устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, проводить аналогию, делать выводы и умозаключения | В форме ЕГЭ | ||||||||
6568 | Резервное время | Май 5-8 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...