Кружковая работа. «Биологический практикум»
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме

материал содержит планирование кружковой работы по Цитологии для 6-11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologicheskiy_praktikum_elekt_._kursy.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Кружковая работа. «Биологический практикум»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс составлен на основе авторской программы Яковлевой  А. В. «Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология».

Рассчитан на 68 часа. т.е. 2 часа в неделю.

Сроки реализации 2011-2012 уч.г.

Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать на практике себя исследователем, сделать пусть маленькое, но открытие. Курс «Биологический практикум» предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских  навыков благодаря большому количеству практических работ.

Цель программы: формирование естественно – научных умений и навыков, расширение интереса учащихся к биологии (для последующего выбора естественно-научно профиля обучения ).

Задачи:

1.Углубить знания об особенностях строения, значении клеток бактерий, грибов, растений и животных.

2.Углубить знания о способах выполнения экспериментов, практических и лабораторных работ.

3.Сформировать навыки сотрудничества в процессе совместной работы.

Программа выстроена в логике практикума, согласуемого с содержанием программы раздела «Общая биология» и содержанием лабораторных и практических работ, как означенные в школьной программе по биологии (но значительно дополненные), так и новые, не указанные в базовой программе.

Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.

В процессе реализации программы учащиеся  приобретают знания и умения: выполнять самостоятельные работы с натуральными объектами, т.е. с живыми система разной степени сложности, что способствует формированию у школьников первичных исследовательских навыков. Ученики  решают генетические, цитогенетические и экологические задачи, развивающие логическое мышление и позволяющие глубже понять учебный материал.

Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные живые растения, палеонтологические коллекции изображения животных. Все это имеется в кабинете биологии.

Об успешном освоение программы можно судить по выражение интересу учащихся и по результатам выполнения самостоятельная работа.

Содержание программы.

Учебно-тематический план.  

п/п

Содержание раздела

Кол-во

Часов.

В том

Теор.

Числе

Практ.

Формы контроля

1

1.Клеточный уровень организации живой материи. Свойства клеточной мембраны. Биосинтез белка.

15

Тема 1. Строение эукариотической клетки.  2 часа.

Тема 2. Особенности строение растительной клетки. 2 часа,

 Тема 3. Особенности строение животной клетки. 2 часа.

  Тема 4 . Особенности строения грибной клеток. 1 час.

 Тема 4 . Особенности строение прокариотической клети. 1 час

Тема 5. Свойства клеточной мембраны. 2 часа. Тема 6. Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука и элодеи.  1 час.

Тема 7. Биосинтез белка.

2 часа.

Тема 8. Решение задач по цитогенетике. 2 часа.

8

1

1

1

1

1

2

1

7

1

1

1

1

1

1

1

Проверка правильности выполнения практических работ.

2

2.Деление клеток. Размножение организмов.

9

Тема1. Деление клеток. 2 часа

Тема2. Изучение фаз митоза по готовым микропрепаратам, определение митотической активности. 1 час

Тема 3. Размножение организмов. 2 час

 Тема4. Строение половых клеток. 2 часа.

Тема5. Изучение эмбрионального и постэмбрионального развития животных по влажным препаратам и коллекциями. 2 часа

4

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

Проверка правильности выполнения практических работ.

3

3. Задачи и задания по ботанике

10

Тема 1

Строение и жизнедеятельность растений 4 часа.

Тема 2.

Цветковые растения. 3 часа

Тема 3.

Многообразие растительного мира. 1 час

Тема 4.

Растительные сообщества. 1 час.

Тема 5.

Охрана растений. 1 час

2

1

1

8

3

3

1

1

Проверка правильности выполнения практических работ.

4

4.Модификационная изменчивость.

8

Тема 1.

Модификационная изменчивость. 1 час.

Тема 2.

Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационного ряда и кривой.  3 часа

Тема 3. Популяционно-видовой уровень. 2 часа.

Тема 4.

Изучение морфологического критерия вида.  2 часа

2

1

1

6

1

2

1

2

Проверка правильности выполнения практических работ.

5

5.Экология.

15

Тема 1. Экосистемный уровень. 1 час.

Тема 2.

Составление экологической характеристики вида на  примере комнатных растений. 2 часа.

 Тема 3

Сети и пирамиды питания. 2 часа

Тема 4.

 Экологические факторы среды. 3 часа.

Тема 5.

Интенсивность действия экологических факторов. 4 часа.

Тема 6. Экологический мониторинг. Определение в воде загрязняющих веществ. 2 часа.

Лихеноиндикация.

Тема 7.

Влияние рекреационных нагрузок на видовой состав растений лесного биоценоза. 1 час.

5

1

1

1

1

1

10

1

1

2

3

2

1

Проверка правильности выполнения практических работ.

6

6.Эволюционное учение.

6

Тема 1.

 Приспособленность видов. Изучение приспособленности организмов к среде обитания. 2 часа

Тема  2. Основные закономерности эволюционного процесса. 1час.

Тема 3.

Выявление основных ароморфозов и идиоадаптаций у растений и животных. 2 часа

Тема 14. Возникновение и развитие жизни на Земле. 1 час.

3

1

1

1

3

1

2

Проверка правильности выполнения практических работ.

7

7. Генетика.

5

Тема 1.

Генетика. Методы изучение генетики человека. 1 час.

Тема 2.

Составление родословных и их анализ. 2 час.

Тема 3.

Генетика пола. 1 час.

Тема 4.

Решение задач на сцепленное наследование. 1 час.

1

4

Проверка правильности выполнения решения задач.

итого

68

25

43

                  

Литература.

Анастасова В. П. Общая биология. Дидактические материалы: Учебное пособие. М., 1997

Анохина В. С. и др. Эксперименты и наблюдения на уроках биологии: Методическое пособие. Минск, 1998.

Жигарев И.А., Пономарева О. Н., Чернова Н.М. Основные экологии. Сборник задач, упражнений и практических работ. М., 2001.

Крестьянинов В. Ю., Вайнер Г. Б. Сборник задач по генетике с решениями. Саратов, 1998.

Яковлева А. В. Лабораторные и практические занятия по биологии. Общая биология. 9 класс. М., 2003.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ В ПРОЦЕССЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ (из опыта работы)

Формирование экологического сознания является одной из важнейших задач экологического воспитания и образования. Естественной основой их являются объективно складывающиеся в различные возрастные...

Из опыта работы "Развитие певческих способностей детей дошкольного возраста в процессе кружковой работы"

Пение – один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр....

ИЗ ОПЫТА ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ. Кружковая работа как средство развития одарённых детей

Статья для одного из методических сборников ИПКиПРО об обучении стихосложению на внеурочных занятиях...

Кружок "Биологический практикум"

Вводная часть о биологическом кружке для 5-6 классов. Цели и задачи кружка, особенности преподавания....

Кружок "Биологический практикум"

Кружок "Биологический практикум" способствует получению практических навыков исследования, формирует необходимые умения для дальнейшего профильного обучения биологии....

Программа спецкурса «Биологический практикум»

Программа спецкурса «Биологический практикум» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.Программа «Биологи...