Программа спецкурса «Биологический практикум»
календарно-тематическое планирование по биологии (11 класс)
Программа спецкурса «Биологический практикум» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Программа «Биологический практикум» предназначена для обучающихся 10-11 классов, с целью формирования индивидуальной образовательной траектории, дальнейшей профориентации.
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем. В ходе изучения каждой темы предусмотрено решение практических задач. Это дает возможность обучающимся лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Особенности программы курса: тесная взаимосвязь его содержания с уроками общей биологии. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно-ориентированных заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_biologicheskiy_praktikum.docx | 59.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 34" муниципального образования города Братска МБОУ «СОШ № 34» 665709, РФ, Иркутская обл., город Братск, ул. Приморская, д.47, тел./факс: (3953) 37-81-32; 37-87-24 e-mail: brschool34@mail.ru, Web-сайт: brschool34.ru |
Рекомендовано протокол заседания НМС от_________ №________ __________ Чебакина Т.Э. |
Рабочая программа спецкурса
«Биологический практикум»
Разработала:
учитель химии и биологии
Шаронова И.К.
2019
Пояснительная записка.
Программа спецкурса «Биологический практикум» составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования.
Программа «Биологический практикум» предназначена для обучающихся 10-11 классов, с целью формирования индивидуальной образовательной траектории, дальнейшей профориентации.
Актуальность данного курса подкрепляется практической значимостью изучаемых тем. В ходе изучения каждой темы предусмотрено решение практических задач. Это дает возможность обучающимся лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни.
Особенности программы курса: тесная взаимосвязь его содержания с уроками общей биологии. Подбор материалов для занятий осуществляется на основе компетентностно-ориентированных заданий.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
В результате освоения спецкурса обучающиеся научатся
- Работать с методиками изучения анатомических и физиологических особенностей организма человека
- Формировать опыт постановки физиологического эксперимента и решения задач по физиологии и анатомии человека
- Дополнять знания по изучению наследственности и изменчивости живых организмов
- Осваивать методику решения генетических задач
- Объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- Решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания.
- Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернета) и критически ее оценивать;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- Получат знания о человеке как о биосоциальном существе, его становлении в процессе антропогенеза и формировании социальной среды, систематического положения человека в ряду живых существ, его генетической связи с животными предками, что позволит обучающимся понять взаимосвязь строения и функций органов и систем.
- Решать генетические задачи разного уровня сложности.
Обучающиеся будут уметь (получат возможность научиться) ориентироваться и знать:
- основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений); сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя); гипотез (чистоты гамет,); строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских к мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов);
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций.
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- умение управлять своей познавательной деятельностью;
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможностей его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
- готовности к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;
- осознавать потребность и готовность к самообразованию.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- определять трудности, с которыми столкнулся при решении задачи, и предлагать пути их преодоления;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД:
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи.
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; адекватно реагировать на критику в свой адрес.
Коммуникативные УУД:
- осуществлять коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.).
- координировать и выполнять работу в условиях реального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Программа спецкурса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Содержание курса
Содержание программы расширяет кругозор и эрудицию обучающихся, формирует навыки постановки и проведения физиологического эксперимента, лабораторных работ, решения биологических и генетических задач.
Организм человека и его строение. Система органов в организме. Уровни организации организма. Регуляция функций организма, способы регуляции. Механизмы регуляции функций.
Опорно-двигательный аппарат. Опорно-двигательная система: строение, функции. Кость: химический состав, строение, рост. Соединение костей. Скелет человека. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Кровь и кровообращение. Кровь как внутренняя среда организма. Функции крови и лимфы. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Дыхание. Дыхательная система: строение и функции. Этапы дыхания. Легочные объемы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания. Гигиена дыхания.
Пищеварение. Пищеварительная система: строение и функции. Ферменты, роль ферментов в пищеварении.
Обмен веществ. Две стороны обмена веществ и энергии. Регуляция обмена веществ.
Нервная система. Нервная система: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нейроны, нервы, нервные узлы. Рефлекторный принцип работы нервной системы. Рефлекторная дуга. Спинной мозг. Головной мозг.
Анализаторы. Органы чувств и их значение в жизни человека. Сенсорные системы, их строение и функции.
Высшая нервная деятельность. Типы высшей нервной деятельности человека. Физиологические основы ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления.
Тематическое планирование
Название раздела/темы | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
Организм человека и его строение | 3 | Изучение животной клетки под микроскопом Решение биологических задач |
Опорно-двигательный аппарат | 4 | Определение мышечной силы, быстроты реакций человека, координации движений. Решение биологических задач |
Кровь и кровообращение | 4 | Решение биологических задач |
Дыхание | 2 | Определение физической работоспособности по дыханию. |
Пищеварение | 3 | Определение качества продуктов питания. Решение биологических задач |
Обмен веществ | 2 | Составление пищевого рациона |
Нервная система | 6 | Исследование рефлекторных реакций человека и состояния вегетативной нервной системы Решение биологических задач |
Анализаторы | 5 | Решение биологических задач |
Высшая нервная деятельность | 3 | Определение типов памяти Выявление объема кратковременной памяти |
Решение биологических задач | 2 | Решение биологических задач повышенной сложности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружковая работа. «Биологический практикум»
материал содержит планирование кружковой работы по Цитологии для 6-11 классов....
Программа спецкурса хозрасчетных занятий по английскому языку в 9 классе. Лексический практикум.
Программа рассчитана на 25 часов ( 1 час в неделю). занятия проводятся по учебному пособию изд-ва Longman "Intermediate Vocabulary", автор B.J.Thomas....
Рабочая учебная программа спецкурса по ФИЗИКЕ «Практикум решения физических задач по механике» 10 класс
Курс призван помочь учащимся в овладении новыми методами анализа и решения задач базового, повышенного и высокого уровня по механике. В 10 классе на изучение данного раздела физики отводится 3 часа в ...
Спецкурс "Математика. Практикум" 9 класс
Спецкурс "Математика. Практикум" 9 класс...
Кружок "Биологический практикум"
Вводная часть о биологическом кружке для 5-6 классов. Цели и задачи кружка, особенности преподавания....
Программа спецкурса для 9 класса «Практикум решения задач»
Программа предполагает изучение вопросов, которые входят в школьный курс математики: проценты, стандартный вид числа, свойства числовых неравенств, задачи по статистике, чтение графиков функций и др....
рабочая программа спецкурса "Практикум подготовки к ЕГЭ по обществознанию"
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часа. Программа составлена с учетом личного опыта...