Кружок "Биологический практикум"
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Кружок "Биологический практикум" способствует получению практических навыков исследования, формирует необходимые умения для дальнейшего профильного обучения биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biopraktikum_v_15-16_godu.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Почти каждый ученик хочет на практике почувствовать себя исследователем, сделать пусть маленькое, но открытие. Кружок «Биологический практикум» предоставляет возможность становления и развития у школьников исследовательских навыков благодаря большому количеству практических работ – что значительно отличает содержание данного курса от подобных. Задатки творческого человека лучше всего закладываются в молодом возрасте. Важно воспитать в ребёнке интерес к науке и научить его не бояться экспериментировать (вносить элемент новизны в уже апробированные методики).
Цель программы: формирование естественно – научных умений и навыков, углубление знаний по ботанике и зоологии, выработка навыков наблюдения и экспериментирования, воспитание материалистического понимания природы.
Задача курса: расширить интересы учащихся, воспитать образованного человека, любящего науку, умеющего исследовать природу.
Обучение школьников биологии предполагает выполнение лабораторных и практических работ. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе делает его более интересным, повышает качество обучения, усиливает практическую направленность преподавания. Кроме того, проведение лабораторных и практических работ при изучении курса биологии способствует лучшему формированию у школьников общеучебных и специальных умений и навыков. При внеклассных занятиях осуществляется прямая и обратная связь с уроком. Программа носит эколого-биологическую направленность. Содержание программы охватывает предметные области биологии (зоология и ботаника). Программа построена в логике практикума, согласуемого с содержанием школьной программы по биологии 7-х классов. Отличительной особенностью программы является не только количество практических занятий по сравнению с теоретическими, но и их первостепенное выполнение, предшествующее теории. Программа предполагает знакомство со строением и функционированием организмов в практической деятельности. Такая форма занятий – сначала практикум, а затем научные сведения и объяснение увиденного будит творческую мысль и воображение. Данные лабораторные и практические работы означены в школьной программе, но значительно дополнены (смотри литературу).
Школьные опыты и наблюдения играют важную роль. Они позволяют лучше раскрыть методы научного исследования, показать, как может ставиться и решаться научная проблема.
В процессе реализации программы учащиеся выполняют самостоятельные работы с натуральными объектами, т. е. с живыми системами разной степени сложности, что способствует формированию у школьников первичных исследовательских навыков. Ученики решают экологические задачи, развивающие логическое мышление и позволяющие глубже понять учебный материал.
Для реализации программы необходимо лабораторное оборудование, готовые микропрепараты, гербарные и живые растения, палеонтологические коллекции, изображения животных, справочники. Всё это имеется в кабинете биологии. Используется цифровая лаборатория, компьютер.
Количество групп 1, количество детей в каждой группе не более 10. Программа насыщена практическими работами и требует большой физической нагрузки. Об успешном освоении программы можно судить по выраженному интересу учащихся и по результатам выполнения самостоятельной работы.
Программа рассчитана на 35часов,15 часов по зоологии беспозвоночных и 20 часов по зоологии позвоночных.
Содержание программы.
ТЕМА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ (1 четверть)
Выращивание культур одноклеточных животных в различных средах. Наблюдение за движением инфузорий, изучение видового разнообразия простейших аквариума. Работа с готовыми микропрепаратами амёбы, эвглены и инфузории. Знакомство с колониальными простейшими. Создание альбома одноклеточных животных.
ТЕМА 2. ИЗУЧЕНИЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ(2 четверть)
Знакомство с червями, моллюсками, паукообразными, ракообразными, насекомыми в коллекциях, влажных препаратах и при проведении экскурсий на станцию юннатов и школьное лесничество. Организация длительных наблюдений за ахатинами, тараканами, пауками. Знакомство с дневником наблюдений. Составление отчетов по своим наблюдениям, выступления в младших классах.
ТЕМА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ(3-4 четверть)
Наблюдение за рыбами в аквариуме, домашними животными. Ведение дневника наблюдений. Работа с энциклопедической литературой. Экскурсии на природу, станцию юннатов, краеведческий музей. Организация и проведение юннатских мероприятий в рамках акции «Марш парков и заповедников».
Творчество знаменитых натуралистов (Д. Даррелл, Б. Гржимек, В. Песков).
Учебно – тематический план
№ | Название темы | Кол-во часов | В том числе | ||
Теория | Практические работы | Экскурсии | |||
РАЗДЕЛ «ЗООЛОГИЯ» | |||||
1 | Изучение одноклеточных животных | 9 | 3 | 6 | |
2 | Изучение беспозвоночных животных | 6 | 2 | 4 | |
3 | Изучение позвоночных животных | 20 | 9 | 9 | 2 |
Всего | 35 |
Требования к уровню усвоения знаний:
В результате обучения учащиеся должны знать основные царства живой природы, строение и функции клеток, бесполое и половое размножение организмов, деление клетки, особенности строения растений и животных.
- должны уметь работать с микроскопом, самостоятельно готовить микропрепараты,
- должны овладеть постановкой простых опытов и ведение наблюдений, фиксировать их результаты в рабочих тетрадях
Литература
1. Врищ А. Э., Гилёва Т. В.,Соловьева Т. М.: Лабораторные работы по ботанике и зоологии.// Биология № 37-43, 2002.
2.Генкель П. А.: Физиология растений. Учебное пособие по факультативному курсу.- М., Просвещение, 1985.
3. Гончаров О. В.: Лабораторный практикум по зоологии.- Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2002
4.Гофман Х.: Кошек надо понимать. - М., Тера – Книжный клуб, 1998.
5. Гржимек Б.: Животные – жизнь моя. - М., Мысль,1993.
6. Долгушина Н.Н.:Практические работы и наблюдения на занятиях ботанических кружков.//Биология № 41, 2000.
7.Песков В. Окно в природу. М.,Терра – Книжный клуб,2001.т.т.1-2
8.Теремов А. В.: Простые опыты по ботанике.// Биология №4 -5,1999
Литература для учащихся
1. Рохлов В., Теремов А., Петросова Р.: Занимательная ботаника. - М., АСТ – ПРЕСС, 2002
2. Рохлов В., Теремов А.: Занимательная зоология. - М.: АСТ – ПРЕСС, 2002.
Календарно – тематическое планирование
на I полугодие 2015 – 2016 учебный год.
Название программы: «Биологический практикум»
Педагог Старицына О. В.
Группа 1. Количество учащихся 10
Теория | Практика | ||||
ТЕМА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОДНОКЛЕТОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ | |||||
1. | 07.09. | Введение. Инструктаж по технике безопасности | 1 | ||
2 | 14.09 | Устройство микроскопа и правила работы с ним. | 1 | Устройство микроскопа | |
3 | 21.09 | Строение животной клетки одноклеточного и многоклеточного организма. | 1 | Органоиды и главные части клетки | |
4 | 28.09 | Сравнение животной клетки с растительной | 1 | Умение настраивать микроскоп | |
5 | 05.10 | Изготовление временных микропрепаратов | 1 | Умение передавать биологические особенности | |
6 | 12.10 | Работа с цифровым микроскопом BODELIN. | 1 | Умение настраивать микроскоп, готовить микропрепарат | |
7 | 19.10 | Работа с цифровым микроскопом Digital Blue | 1 | Умение настраивать микроскоп | |
8 | 26.10 | Колониальные животные: вольвокс | 1 | Умение настраивать микроскоп | |
9 | 09.11 | Паразитические одноклеточные. Малярия. | 1 | Умение настраивать микроскоп | |
ТЕМА 2. ИЗУЧЕНИЕ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ | |||||
10 | Черви. Кольчатые черви. Пиявки. | 1 | Хромосомы, наследственность | ||
11 | Ракообразные. Изготовление коллекции «Креветка» | 1 | Анафаза, телофаза, профаза, метафаза | ||
12 | Знакомство с паукообразными. Дневник наблюдений. | 1 | Яйцеклетка, сперматозоид | ||
13 | Насекомые вокруг нас. | 1 | Яйцо, личинка, куколка | ||
14 | Моллюски. | 1 | |||
15 | Оформление коллекции «Раковины моллюсков» | 1 | Научить оформлению коллекции | ||
ТЕМА 3. ИЗУЧЕНИЕ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ | 20 | ||||
16 | 19.11. | Рыбы. Классификация. Аквариумоводство. | 1 | Органы растения (вегетативные и генеративные) | |
17 | 26.11. | Вскрытие рыбы | 1 | Умение настраивать микроскоп | |
18 | Земноводные. Сибирский углозуб – объект исследования ученых. | 1 | Оформление опыта в тетрадь, ведение наблюдения | ||
19 | 03.12 | Пресмыкающиеся. Гиганты и карлики | 1 | Оформление опыта в тетрадь, ведение наблюдения | |
20 | Мир Юрского периода | 1 | Сердцевина, древесина, камбий, кора, луб | ||
21 | 10.12. | Птицы разных широт | 1 | Умение передавать биологические особенности | |
22 | Скелет птицы | 1 | Простые и сложные листья, работа с гербарными объектами | ||
23 | 17.12. | Какие птицы родители | 1 | Главные части цветка: тычинка и пестик под микроскопом | |
24 | Животные вокруг нас | 1 | работа с гербарными объектами | ||
25 | Кошки и собаки, дрессировка | 1 | |||
26 | Морские млекопитающие | 1 | |||
27 | Наблюдения за животными великих натуралистов. Д.Даррелл | 1 | |||
28 | Наблюдения за животными великих натуралистов. Б.Гржимек. | 1 | |||
29=30 | Экскурсия в заповедник «Малая Сосьва» | 2 | |||
31-32 | Подготовка и проведение Марша парков | 2 | Умение настраивать микроскоп, готовить микропрепарат | ||
-33-34 | Подготовка и проведение Цветочной ярмарки | 2 | |||
35 | Час занимательной зоологии | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-практикум "Решение задач по генетике".
Проведение урока возможно в традиционной форме, а так же с использованием программы презентации, что позволяет интенсифицировать урок, сократить время на проверку выполнения заданий, запись условия за...
Практикум по развитию речи
Практикум по развитию речи для старшеклассников...
Методическая разработка урока - практикума по технологии МТО.Тема: «Решение экспериментальных задач» (9 класс).
В курсе по неорганической химии (9класс) изучается тема «Электролитическая диссоциация».Урок - практикум направлен на формирование умения у обучающихся использовать качественные р...
Обществознание. Практикум для организации самостоятельной работы.
Самостоятельная работа студентов – одна из важных форм организации учебного процесса при изучении курса “Обществознание”. Она играет особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь фо...
«Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» (практикум)
Цель урока:Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными. Задачи урока: Обучающие задачи: - закрепить полученные знания о СПП ...
Подборка тестов и практикум по экономике (учебник под редацией А.Г.Грязновой)
Тесты и практикум по экономике для учащихся социально-экономического класса ( учебник под редакцией А.Г.Грязновой и Н.Н. Думной). Имеются ключи....
Практикум по русскому языку "Причастие"
Данный практикум можно использовать на уроках русского языка в 7 классе (для обобщения) и в 8-9 классах (для повторения)...