рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме

Вартанова Алёна Алексеевна

программа по линии пасечника 70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_7_klass.doc217 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 5

им. А. М. Дубинного г. Пятигорска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Предмет                                      Биология

Класс                                          7 класс

Образовательная область         Естествознание

Учебный год                              2012-2013

Учитель                                             Вартанова А.А.

СОГЛАСОВАНО

Председатель МО             ____________     __________________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор   МБОУ СОШ№5             __________________     Н.А. Васютина

г. Пятигорск

2012 г.

1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,

ОБЕПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ

НОРМАТИВНЫЕ  ДОКУМЕНТЫ

1

ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ».

2

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ).

3

Примерная программа по биологии.

4

Основная образовательная программа школы.

5

Учебный план школы на 2011-2012 учебный год.

6

Базисный план 2004 год.

Реализация национально-регионального и школьного компонентов

Кол-во

часов

Школьные

Развивать монологическую речь.

Логически обосновывать суждения.

Выдвигать гипотезы, проверять их в ходе биологического эксперимента, делать выводы.

Оформлять протоколы экспериментов, делать выводы.

Работать с учебными, информационными источниками в области биологии, экологии.

Применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Региональные

Определять основные виды домашних и диких животных Ставропольского края, особенности их поведения.

1

Иметь представление о редких и исчезающих видов животных Ставропольского края.

1

Проводить наблюдение за сменой видов растений и животных степей.

1

Определять видовое разнообразие животных сообществ Ставропольского края.

1

2. СТРУКТУРА  КУРСА

Модуль (раздел, глава, тема)

Примерное

Количество

часов

1

Введение.

2

2

Многообразие животных.

37

3

Эволюция строения и функций органов и их систем.

14

4

Развитие и закономерности размещения животных

на Земле.

5

5

Биоценозы.

6

6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

6

Итого:

70

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана с учетом минимального содержания биологического образования основной школы и ориентирована на реализацию ведущих идей курса биологии: разноуровневая организация живой природы, взаимосвязь строения и функция организма, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности. Использованные при разработке рабочей программы системно-структурный и эколого-эволюционный подходы создают условия для рассматривания типов животных как элементов системы органического мира, обоснования необходимости сохранения разнообразия органического мира и защиты окружающей среды.

На изучение раздела биологии «Животные» отводится один год по два часа в неделю (70 часов в год).

            Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника, которая соответствует основной концепции и действующим в настоящее время учебным планом, утвержденным коллегией МО России, а также содержания школьной программы по биологии и учебника В.В. Латюшина и В.Ф. Шапкина «Биология: животные 7 класс».

Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и окружающей среды.

Учащиеся должны знать:

- особенности строения и процессов жизнедеятельности животных, происхождение;

- определяя и называть представителей различных систематических категорий;

- особенности образа жизни; значение в природе и жизни человека;

- особенности строения и функций систем, эволюционные изменения в системах органов;

- основные причины эволюции животных и её результаты; закономерности размещения животных;

- основные меры по охране животных; приспособленность животных к условиям среды.

         

       

  Учащиеся должны уметь:

- работать с микроскопом;

- выявлять черты сходства и отличия животных, составлять общую характеристику;

- делать выводы о взаимосвязи строения органов и выполняемой ими функции, анализируя факты;


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

урока

Класс

Сроки

Тема урока

Домашнее

задание

Виды контроля

план

факт

Модуль (раздел, глава, тема) – 70 час.

Введение – 2

1

История развития зоологии. Животный мир как составная часть природы, его разнообразие. Наука зоология и её структура. Методы изучения животных.

П.1

Фронтальная беседа.

2

Современная зоология.

П.2

Фронтальная беседа.

Многообразие животных – 37

3

Простейшие. Общая характеристика. Систематические группы. Лабораторная работа №1.

П.3

Фронтальная исследовательская беседа.

4

Простейшие: Жгутиконосцы. Инфузории.

П.4

Самостоятельная

работа.

5

Беспозвоночные. Тип Губки.

П.5

Проверочная

работа №1.

6

Тип Кишечнополостные.

П.6

Фронтальная, индивидуальная беседа.

7

Тип Плоские черви.

П.7

Устный опрос, составление таблицы.

8

Тип Круглые черви.

П.8

Самостоятельная

работа.

9

Тип Кольчатые черви.

П.9

Лабораторная работа №2.

10

Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки.

П.10

Проверочная работа

№2, сообщение.

11

Тип Моллюски.

П.11

Индивидуальная работа.

12

Классы моллюсков.

П.12

Лабораторная работа

№3.

13

Тип Иглокожие.

П.13

Фронтальная беседа.

14

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс

П.14

Лабораторная работа

№4.

15

Класс Насекомые.

П.15

Лабораторная работа

№5. Таблицы.

16

Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки.

П.16

Парная, индивидуальная работа, таблица.

17

Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы.

П.17

Парная, групповая работа.

18

Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи.

П.18

Парная, групповая работа.

19

Отряды насекомых: перепончатокрылые.

П.19

Составление таблицы, сообщение.

20

Обобщение знаний по теме: «Тип Беспозвоночные».

П.14-П.19

Проверочная работа

№3.

21

Тип Хордовые.

П.20

Фронтальная         работа.

22

Позвоночные. Класс Рыбы.

П.21

Парная работа, исследования.

Лабораторная работа

№6.

23

Класс Хрящевые Рыбы.

П.22

Групповая, фронтальная работа.

24

Костные рыбы.

П.23

Фронтальная самостоятельная

работа.

25

Обобщение знаний по теме: «Класс Рыбы.»

Проверочная работа

№4.

26

Класс Земноводные.

П.24

Фронтальная, групповая, работа.

27

Обобщение знаний по теме: «Класс Земноводные.»

Проверочная работа

№5.

28

Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые.

П.25

Фронтальная          беседа.

29

Отряды Пресмыкающихся: черепахи и крокодилы.

П.26

Фронтальная, групповая, работа.

30

Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся.»

Проверочная работа

№6.

31

Класс Птицы.

П.27

Лабораторная работа

№7.

32

Отряды птиц: страусообразные,  казуарообразные, гусеобразные.

П.28

Групповая, самостоятельная

работа.

33

Отряды птиц: дневные, хищные, куриные.

П.29

Групповая, самостоятельная работа.

34

Отряды птиц: воробьинообразные, голенастые.

П.30

Составление таблицы, сообщение.

35

Класс Млекопитающие.

П.31

Фронтальная работа.

36

Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные.

П.32

Парная, самостоятельная

работа.

37

Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные и хищные.

П.33

Парная, самостоятельная

работа.

38

Отряды млекопитающих: парнокопытные, непарнокопытные.

П.34

Составление таблицы.

39

Отряды Приматы.

П.35

Самостоятельная

работа, сообщение.

40

Обобщающий урок по теме: «Хордовые»

П.20-П.35

Проверочная работа

№7.

Эволюция строения и функций органов и их систем – 14

41

Покровы тела.

П.36

Лабораторная работа

№8.

42

Опорно-двигательная система.

П.37

Лабораторная работа

№9.

43

Способы передвижения животных. Полости тела.

П.38

Лабораторная работа

№10.

44

Органы дыхания и газообмен.

П.39

Лабораторная работа

№11.

45

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

П.40

Самостоятельная, фронтальная

работа.

46

Кровеносная система. Кровь.

П.41

Фронтальная самостоятельная

работа.

47

Органы выделения.

П.42

Фронтальная самостоятельная

работа.

48

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт.

П.43

Лабораторная работа

№12.

49

Органы чувств. Регуляция деятельности организма.

П.44

Лабораторная работа№13.

50

Продление рода. Органы размножения.

П.45

Фронтальная, групповая работа.

51

Способы размножения животных. Оплодотворение.

П.46

Индивидуальная работа.

52

Развитие животных с превращением и без превращения.

П.47

Лабораторная работа

№14.

53

Периодизация и продолжительность жизни животных.

П.48

Фронтальная, парная

работа.

54

Обобщение по теме: «Эволюция строения и функций органов».

П.36-П.48

Проверочная работа

№8.

Развитие и закономерности размещения животных

на Земле - 5

55

Доказательство эволюции.

П.49

Фронтальная, самостоятельная

работа.

56

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира.

П.50

Групповая, самостоятельная

работа.

57

Усложнение строения животных, многообразие видов как результат эволюции.

П.51

Фронтальная, парная

работа.

58

Ареалы обитания. Миграции.

П.52

Фронтальная, самостоятельная

работа.

59

Обобщение по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле».

П.49-П.52

Проверочная работа

№9.

Биоценозы – 6

60

Естественные и искусственные биоценозы.

П.53

Фронтальная, парная

работа.

61

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

П.54

Фронтальная работа.

62

Цепи питания. Поток энергии.

П.55

Фронтальная, парная

работа.

63

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

П.56

Фронтальная, индивидуальная беседа.

64

Экскурсия «Изучение взаимосвязей и животных с другими компонентами биоценоза».

Отчет об экскурсии

Практическая работа №1.

65

Обобщение по теме: «Биоценозы».

П.53-П.56

Проверочная работа

№10.

Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 6

66

Взаимодействие человека и его деятельности на животный мир.

П.57

Фронтальная, самостоятельная

работа.

67

Одомашнивание животных.

П.58

Фронтальная работа.

68

Законы России об охране животного мира.

П.59

Фронтальная работа.

69

Охрана и рациональное использование животного мира.

П.60

Фронтальная работа.

70

Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных».

Отчет об экскурсии

Практическая работа №2.


КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ

Дата

Тема

1

Простейшие.  (Тест)

2

Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви. (Тест)

3

Тип Беспозвоночные. (Тест)

4

Класс Рыбы.

5

Класс Земноводные.

6

Класс Пресмыкающиеся.

7

Тип Хордовые.

8

Эволюция строения и функций органов.

9

Развитие и закономерности размещения животных на Земле.

10

Биоценозы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Дата

Тема

1

Знакомство с многообразием водных простейших.

2

Внешнее строение дождевого червя.

3

Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков.

4

Знакомство с ракообразными.

5

Изучение представителей отрядов насекомых.

6

Внешнее строение и передвижение птиц.

7

Изучение внешнего строения птиц.

8

Изучение особенностей покровов тела.

9

Изучение скелетов животных разных классов.

10

Изучение способов передвижения животных.

11

Изучение способов дыхания.

12

Изучение ответной реакции животных на раздражение.

13

Изучение органов чувств животных.

14

Определение возраста животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...