рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
им. А. М. Дубинного г. Пятигорска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет Биология
Класс 7 класс
Образовательная область Естествознание
Учебный год 2012-2013
Учитель Вартанова А.А.
СОГЛАСОВАНО
Председатель МО ____________ __________________________
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ№5 __________________ Н.А. Васютина
г. Пятигорск
2012 г.
1. НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
ОБЕПЕЧИВАЮЩИЕ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОГРАММЫ
№ | НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ |
1 | ЗАКОН РФ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ». |
2 | ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПАНЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ). |
3 | Примерная программа по биологии. |
4 | Основная образовательная программа школы. |
5 | Учебный план школы на 2011-2012 учебный год. |
6 | Базисный план 2004 год. |
Реализация национально-регионального и школьного компонентов | Кол-во часов | |
Школьные | Развивать монологическую речь. | |
Логически обосновывать суждения. | ||
Выдвигать гипотезы, проверять их в ходе биологического эксперимента, делать выводы. | ||
Оформлять протоколы экспериментов, делать выводы. | ||
Работать с учебными, информационными источниками в области биологии, экологии. | ||
Применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. | ||
Региональные | Определять основные виды домашних и диких животных Ставропольского края, особенности их поведения. | 1 |
Иметь представление о редких и исчезающих видов животных Ставропольского края. | 1 | |
Проводить наблюдение за сменой видов растений и животных степей. | 1 | |
Определять видовое разнообразие животных сообществ Ставропольского края. | 1 |
2. СТРУКТУРА КУРСА
№ | Модуль (раздел, глава, тема) | Примерное Количество часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Многообразие животных. | 37 |
3 | Эволюция строения и функций органов и их систем. | 14 |
4 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | 5 |
5 | Биоценозы. | 6 |
6 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека. | 6 |
Итого: | 70 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана с учетом минимального содержания биологического образования основной школы и ориентирована на реализацию ведущих идей курса биологии: разноуровневая организация живой природы, взаимосвязь строения и функция организма, учение об эволюции органического мира, многообразии и классификации организмов, экологические закономерности. Использованные при разработке рабочей программы системно-структурный и эколого-эволюционный подходы создают условия для рассматривания типов животных как элементов системы органического мира, обоснования необходимости сохранения разнообразия органического мира и защиты окружающей среды.
На изучение раздела биологии «Животные» отводится один год по два часа в неделю (70 часов в год).
Программа разработана на основе авторской программы В.В. Пасечника, которая соответствует основной концепции и действующим в настоящее время учебным планом, утвержденным коллегией МО России, а также содержания школьной программы по биологии и учебника В.В. Латюшина и В.Ф. Шапкина «Биология: животные 7 класс».
Программой предусматривается изучение учащимися теоретических и прикладных основ биологии. В ней нашли отражение проблемы, стоящие перед современной биологической наукой, решение которых направлено на сохранение природы и окружающей среды.
Учащиеся должны знать:
- особенности строения и процессов жизнедеятельности животных, происхождение;
- определяя и называть представителей различных систематических категорий;
- особенности образа жизни; значение в природе и жизни человека;
- особенности строения и функций систем, эволюционные изменения в системах органов;
- основные причины эволюции животных и её результаты; закономерности размещения животных;
- основные меры по охране животных; приспособленность животных к условиям среды.
Учащиеся должны уметь:
- работать с микроскопом;
- выявлять черты сходства и отличия животных, составлять общую характеристику;
- делать выводы о взаимосвязи строения органов и выполняемой ими функции, анализируя факты;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ урока | Класс | Сроки | Тема урока | Домашнее задание | Виды контроля | |
план | факт | |||||
Модуль (раздел, глава, тема) – 70 час. | ||||||
Введение – 2 | ||||||
1 | История развития зоологии. Животный мир как составная часть природы, его разнообразие. Наука зоология и её структура. Методы изучения животных. | П.1 | Фронтальная беседа. | |||
2 | Современная зоология. | П.2 | Фронтальная беседа. | |||
Многообразие животных – 37 | ||||||
3 | Простейшие. Общая характеристика. Систематические группы. Лабораторная работа №1. | П.3 | Фронтальная исследовательская беседа. | |||
4 | Простейшие: Жгутиконосцы. Инфузории. | П.4 | Самостоятельная работа. | |||
5 | Беспозвоночные. Тип Губки. | П.5 | Проверочная работа №1. | |||
6 | Тип Кишечнополостные. | П.6 | Фронтальная, индивидуальная беседа. | |||
7 | Тип Плоские черви. | П.7 | Устный опрос, составление таблицы. | |||
8 | Тип Круглые черви. | П.8 | Самостоятельная работа. | |||
9 | Тип Кольчатые черви. | П.9 | Лабораторная работа №2. | |||
10 | Классы кольчецов: Малощетинковые и Пиявки. | П.10 | Проверочная работа №2, сообщение. | |||
11 | Тип Моллюски. | П.11 | Индивидуальная работа. | |||
12 | Классы моллюсков. | П.12 | Лабораторная работа №3. | |||
13 | Тип Иглокожие. | П.13 | Фронтальная беседа. | |||
14 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс | П.14 | Лабораторная работа №4. | |||
15 | Класс Насекомые. | П.15 | Лабораторная работа №5. Таблицы. | |||
16 | Отряды насекомых: таракановые, прямокрылые, уховертки, поденки. | П.16 | Парная, индивидуальная работа, таблица. | |||
17 | Отряды насекомых: стрекозы, вши, жуки, клопы. | П.17 | Парная, групповая работа. | |||
18 | Отряды насекомых: бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи. | П.18 | Парная, групповая работа. | |||
19 | Отряды насекомых: перепончатокрылые. | П.19 | Составление таблицы, сообщение. | |||
20 | Обобщение знаний по теме: «Тип Беспозвоночные». | П.14-П.19 | Проверочная работа №3. | |||
21 | Тип Хордовые. | П.20 | Фронтальная работа. | |||
22 | Позвоночные. Класс Рыбы. | П.21 | Парная работа, исследования. Лабораторная работа №6. | |||
23 | Класс Хрящевые Рыбы. | П.22 | Групповая, фронтальная работа. | |||
24 | Костные рыбы. | П.23 | Фронтальная самостоятельная работа. | |||
25 | Обобщение знаний по теме: «Класс Рыбы.» | Проверочная работа №4. | ||||
26 | Класс Земноводные. | П.24 | Фронтальная, групповая, работа. | |||
27 | Обобщение знаний по теме: «Класс Земноводные.» | Проверочная работа №5. | ||||
28 | Класс Пресмыкающиеся. Отряд Чешуйчатые. | П.25 | Фронтальная беседа. | |||
29 | Отряды Пресмыкающихся: черепахи и крокодилы. | П.26 | Фронтальная, групповая, работа. | |||
30 | Обобщение знаний по теме: «Класс Пресмыкающиеся.» | Проверочная работа №6. | ||||
31 | Класс Птицы. | П.27 | Лабораторная работа №7. | |||
32 | Отряды птиц: страусообразные, казуарообразные, гусеобразные. | П.28 | Групповая, самостоятельная работа. | |||
33 | Отряды птиц: дневные, хищные, куриные. | П.29 | Групповая, самостоятельная работа. | |||
34 | Отряды птиц: воробьинообразные, голенастые. | П.30 | Составление таблицы, сообщение. | |||
35 | Класс Млекопитающие. | П.31 | Фронтальная работа. | |||
36 | Отряды млекопитающих: грызуны, зайцеобразные. | П.32 | Парная, самостоятельная работа. | |||
37 | Отряды млекопитающих: китообразные, ластоногие, хоботные и хищные. | П.33 | Парная, самостоятельная работа. | |||
38 | Отряды млекопитающих: парнокопытные, непарнокопытные. | П.34 | Составление таблицы. | |||
39 | Отряды Приматы. | П.35 | Самостоятельная работа, сообщение. | |||
40 | Обобщающий урок по теме: «Хордовые» | П.20-П.35 | Проверочная работа №7. | |||
Эволюция строения и функций органов и их систем – 14 | ||||||
41 | Покровы тела. | П.36 | Лабораторная работа №8. | |||
42 | Опорно-двигательная система. | П.37 | Лабораторная работа №9. | |||
43 | Способы передвижения животных. Полости тела. | П.38 | Лабораторная работа №10. | |||
44 | Органы дыхания и газообмен. | П.39 | Лабораторная работа №11. | |||
45 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | П.40 | Самостоятельная, фронтальная работа. | |||
46 | Кровеносная система. Кровь. | П.41 | Фронтальная самостоятельная работа. | |||
47 | Органы выделения. | П.42 | Фронтальная самостоятельная работа. | |||
48 | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | П.43 | Лабораторная работа №12. | |||
49 | Органы чувств. Регуляция деятельности организма. | П.44 | Лабораторная работа№13. | |||
50 | Продление рода. Органы размножения. | П.45 | Фронтальная, групповая работа. | |||
51 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | П.46 | Индивидуальная работа. | |||
52 | Развитие животных с превращением и без превращения. | П.47 | Лабораторная работа №14. | |||
53 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | П.48 | Фронтальная, парная работа. | |||
54 | Обобщение по теме: «Эволюция строения и функций органов». | П.36-П.48 | Проверочная работа №8. | |||
Развитие и закономерности размещения животных на Земле - 5 | ||||||
55 | Доказательство эволюции. | П.49 | Фронтальная, самостоятельная работа. | |||
56 | Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. | П.50 | Групповая, самостоятельная работа. | |||
57 | Усложнение строения животных, многообразие видов как результат эволюции. | П.51 | Фронтальная, парная работа. | |||
58 | Ареалы обитания. Миграции. | П.52 | Фронтальная, самостоятельная работа. | |||
59 | Обобщение по теме: «Развитие и закономерности размещения животных на Земле». | П.49-П.52 | Проверочная работа №9. | |||
Биоценозы – 6 | ||||||
60 | Естественные и искусственные биоценозы. | П.53 | Фронтальная, парная работа. | |||
61 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | П.54 | Фронтальная работа. | |||
62 | Цепи питания. Поток энергии. | П.55 | Фронтальная, парная работа. | |||
63 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | П.56 | Фронтальная, индивидуальная беседа. | |||
64 | Экскурсия «Изучение взаимосвязей и животных с другими компонентами биоценоза». | Отчет об экскурсии | Практическая работа №1. | |||
65 | Обобщение по теме: «Биоценозы». | П.53-П.56 | Проверочная работа №10. | |||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека – 6 | ||||||
66 | Взаимодействие человека и его деятельности на животный мир. | П.57 | Фронтальная, самостоятельная работа. | |||
67 | Одомашнивание животных. | П.58 | Фронтальная работа. | |||
68 | Законы России об охране животного мира. | П.59 | Фронтальная работа. | |||
69 | Охрана и рациональное использование животного мира. | П.60 | Фронтальная работа. | |||
70 | Экскурсия «Посещение выставки сельскохозяйственных и домашних животных». | Отчет об экскурсии | Практическая работа №2. |
КОНТРОЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ПЕРЕЧЕНЬ ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ
№ | Дата | Тема | ||||
7А | 7Б | 7В | 7Г | |||
1 | Простейшие. (Тест) | |||||
2 | Тип Плоские, Круглые и Кольчатые черви. (Тест) | |||||
3 | Тип Беспозвоночные. (Тест) | |||||
4 | Класс Рыбы. | |||||
5 | Класс Земноводные. | |||||
6 | Класс Пресмыкающиеся. | |||||
7 | Тип Хордовые. | |||||
8 | Эволюция строения и функций органов. | |||||
9 | Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | |||||
10 | Биоценозы. |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ
№ | Дата | Тема | |||
7А | 7Б | 7В | 7Г | ||
1 | Знакомство с многообразием водных простейших. | ||||
2 | Внешнее строение дождевого червя. | ||||
3 | Особенности строения и жизнедеятельности моллюсков. | ||||
4 | Знакомство с ракообразными. | ||||
5 | Изучение представителей отрядов насекомых. | ||||
6 | Внешнее строение и передвижение птиц. | ||||
7 | Изучение внешнего строения птиц. | ||||
8 | Изучение особенностей покровов тела. | ||||
9 | Изучение скелетов животных разных классов. | ||||
10 | Изучение способов передвижения животных. | ||||
11 | Изучение способов дыхания. | ||||
12 | Изучение ответной реакции животных на раздражение. | ||||
13 | Изучение органов чувств животных. | ||||
14 | Определение возраста животных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...