рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) по теме

Вартанова Алёна Алексеевна

рабочая программа по природоведению соответствующая всем стандартам

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_5_klass.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» с углубленным изучением отдельных предметов им. А.М.Дубинного города Пятигорска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________________

ФИО

«__»______________2012г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №5»

___________________________

ФИО

 

«__»____________2012г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ «СОШ №5»

____________________________

ФИО

  «__»______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя  

 второй квалификационной категории

Вартановой Алёны  Алексеевны

 

по природоведению

5 класс.                                          

ПЯТИГОРСК

2012 – 2013     учебный год


Структурные элементы рабочей программы

  1. Пояснительная записка.
  2. Содержание тем учебного курса.
  3. Учебно-тематический план.
  4. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
  5. Перечень учебно-методического обеспечения.
  6. Календарно-тематический план.

Пояснительная записка.

                               

Базовое школьное биологическое образование обеспечивается изучением в  5 классе следующего курса: Природа. Неживая и живая — 70 ч (5 кл.).

Цели и задачи курса.

  1. овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  2. формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-        гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;        

-        установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,

             медицины,   здравоохранения.

        Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

         Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены     лабораторные     работы,     экскурсии,     демонстрации опытов, проведение  наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно   воздействовать   на  личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать   наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. Природоведение. Природа. Живая и неживая: учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений/ Под ред. В.В.Пасечника. М.: Дрофа, 2010.

Содержание тем учебного курса

Природа. Живая и неживая.

 5 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

 Введение (2 ч)

 Природа. Живая и неживая природа. Человек и природа.                                                                                                                                                                                                            Зачем и как изучают природу.

Задачи темы: ознакомить детей с содер жанием, формами деятельности, средствами обу чения; нарисовать перспективу изучения окру жающей природы; актуализировать имеющиеся у детей знания, показать их необходимость и дейст венность, что будет являться хорошим стимулом в дальнейшем учении; дать задания по проведению длительных наблюдений в природе, за домашними растениями и животными, культурными расте ниями на своих огородах, учебно-опытном участ ке, подготовить простейшие опыты, которые мо гут провести дети как в школе, так и дома; про должить традицию начальной школы — ведение фенологических наблюдений и дневников наблю дений.

1.Вселенная (6 ч)

 Вселенная. История развития представления о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия.    

 Полярная звезда и созвездия Большой и Малой   Медведицы. Расстояние до звезд, их яркость и   движение.

 Планета Земля. Строение Земли. Суточное и годовое движение Земли.          

 Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера).  

 Луна — спутник Земли.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле. Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет. Их  движение. Освоение космоса.

Лабораторные работы

 1.Определение на звездной карте созвездий Северного полушария.

2. Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий.

Практическая работа № 1 «Разные способы ориентирования на местности»

Задачи темы: сформировать знания о Сол нечной системе, ее составе. Познакомить учащихся со спутником Земли — Луной. Научить детей про водить наблюдения за звездным небом, находить созвездия Большой и Малой Медведицы. Ориенти роваться по Полярной звезде, определять фазы Лу ны; наблюдать за изменениями высоты полуденно го Солнца. Формировать умения работать с глобу сом, картой, ориентироваться на местности

2. Строение и свойства вещества(9ч)
Тела и вещества.

Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.
Вещества чистые и смеси.  Молекулы. Диффузия. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.  Простые и сложные вещества.

 Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые) и  химические явления. Химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

  Лабораторные работы. 1.Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Задачи темы: актуализировать знания уча щихся о телах природы, их состоянии и свойствах. Раскрыть особенности их строения; ввести поня тия: молекулы, атомы, элементы. Познакомить школьников с диффузией в газах, жидкостях и твердых телах. Сформировать представления о фи зических и химических явлениях в природе.        

 3.  Воздух (8ч)

 Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Плотность и разряженность воздуха.

Атмосферное давление. Барометр. Нагревание воздуха от поверхности Земли.     Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.     Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер.        Погода. Типичнее признаки погоды своей местности по временам года. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Лабораторные работы

Определение свойств воздуха

Практические работы

1.Определение давления и температуры воздуха.

2.Описание погоды за месяц.

Задачи темы: расширить и углубить зна ния учащихся о воздухе, его составе, свойствах. Сформировать знания о зависимости веса, давле ния, температуры воздуха от высоты. Раскрыть процесс образования облаков, различных видов
осадков, образования ветра, его работу в призна ках ее предсказания.  Раскрыть значение воздуха в природе и жизни человека. Познакомить уча щихся с мероприятиями по охране воздуха  от  за грязнения.

4. Вода (6 ч)

 Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

 Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.      

Лабораторная работа. Вода как растворитель.

Задачи темы: продолжить формирование знаний о воде, ее свойствах. Раскрыть значение воды в жизни природы и человека. Сформировать понятие о тепловом расширении воды. Продол жить экологическое воспитание школьников.

                                     

5. Электрические явления (4 ч)

Понятия электрических явлений, электрический ток, управление электрическим током, электростанции.

  Лабораторная работа. Электризация тел    

6. Горные породы (5 ч)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень).

Использование человеком обломочных пород.

 Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Лабораторные работы

1.Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств.

 

7. Почва (4ч)

 Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав и свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Задачи темы: углубить знания учащихся о почве, ее составе; сформировать знания о разнооб разии почв, их образовании, о влиянии растений на почву, о плодородии почв. Показать необходи мость охраны почв.

 8.Организмы(5ч)
Организм. Свойства живых организмов, биологические явления. Условия жизни организмов: среда   обитания, факторы среды обитания.

 Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.        

 Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

 Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.        

 Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.        

Лабораторные работы.

Увеличительные приборы.

Строение организмов.

Задачи темы: обобщить конкретные зна ния школьников о растениях, животных, челове ке в такие сложные понятия, как живой организм, его свойства, среда его обитания и строение; формировать умения находить общее в разных объектах природы и на этой основе делать обобще ния.

        

9. Растения (7 ч)

 Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые.                                                                                                                                                    

 Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

 Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека.                                                    

Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

Охрана  растений, растения Красной книги.

 Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные   и др.

Лабораторная работа.

Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.

Определение   названия   растений с помощью атласа-определителя.

Задачи темы: обобщить знания о развитии растений, показать их значение в биосфере, значе ние их жизнедеятельности для других организмов, формировать понятие организм растения, на учить учащихся ставить простейшие опыты по вы явлению условий прорастания семян и пользо ваться атласом-определителем для определения названия растений, распознавать наиболее распро страненные дикорастущие, лекарственные, ядови тые и охраняемые растения своей местности.

 10.Грибы(2ч)
Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

 Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Лабораторная работа.

1. Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых  грибов.

Задачи темы: познакомить с представите лями особого царства природы — грибами. Сфор мировать знания о строении, размножении гри бов, об их значении для человека. Научить уча щихся узнавать наиболее распространенные в данной местности съедобные и ядовитые грибы.

11. Животные (5 ч)

 Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и   домашние.

Дикие животные и условия их жизни.  Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной, и почвенной среде обитания.    

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Животные Красной книги.

Охрана диких животных.

 Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Задачи темы: продолжить развитие зна ний о животных, об их характерных признаках. Сформировать знания о многообразии животных, их значении в природе и хозяйственной деятель ности человека. Научить учащихся узнавать жи вотных своей местности.

   

12. Человек. Его здоровье и безопасность жизни. (4 ч)

 Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)

 Правила поведения человека в опасных природных ситуациях ( во время грозы, ливня, под градом и др.)

 Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Лабораторные работы

Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными   нормами.

Практические работы

1.Оказание первой медицинской помощи.

Задачи темы: познакомить учащихся с вза имоотношениями организма человека с окружаю щей средой, сформировать знания о физических, химических, биологических факторах окружаю щей человека среды и их влиянии на организм че ловека: солнечных ударах, обморожении, переох лаждении, ожогах и т. п., о приемах оказания пер вой доврачебной помощи при различных травмах, о вредных привычках и их предупреждении. Сфор мировать умения определять показатели развития своего организма и оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях и кровотечениях.

Обобщение и повторение- 1 часа.

Резерв – 2 час.

Учебно-тематический план

2часа в неделю; всего 70 ч.

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ

ВСЕГО ЧАСОВ

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Введение

2

 

Тема № 1.

Вселенная

6

П.Р.№1 «Разные способы ориентирования на местности»

Л.Р.№1. «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария»

Л.Р.№2. «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий»

Тема № 2.

Строение и свойства вещества

9

Л.Р.№3. «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Тема № 3.

Воздух

8

П.Р.№2 «Определение давления и температуры воздуха»

П.Р.№3 «Описание погоды за месяц»

Л.Р.№4 «Определение свойств воздуха»

Тема № 4.

Вода

6

Л.Р. №5 «Вода как растворитель».

Тема № 5.

Электрические явления

4

Л.р. №6 « Электризация тел»

Тема № 6.

Горные породы

5

Л.Р.№7 «Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их свойств».

Тема № 7.

Почва

4

Тема № 8.

Организмы

5

Л.Р. № 8 «Увеличительные приборы».

Л.Р.№9«Строение организмов».

Тема № 9.

Растения

7

Л.Р. № 10 «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах».

Л.Р.№ 11 «Определение   названия   растений с помощью атласа-определителя».

Тема № 10.

Грибы

2

Л.Р.№12.«Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых  грибов».

Тема № 11.

Животные

5

Тема № 3.

Человек

4

П.Р.№4 «Оказание первой медицинской помощи»

Л.Р. № 13 «Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными   нормами».

Обобщение материала

2

Резерв

2

Итого

70

4

13

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения природоведения ученик должен знать:

 - примеры наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных;

- физических явлений;

- явлений превращения веществ;

- приспособления растений к избытку и недостатку влаги;

- приспособления животных к низким температурам;

- воздействия человека на природу;

- простейшие методы изучения природы, основные характеристики погоды, основные составляющие здорового образа жизни;

В результате изучения природоведения ученик должен уметь:

- излагать результаты собственных наблюдений или опытов;

- различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-5 признакам;

- использовать не менее двух источников информации по заданной тематике;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера;

- отвечать на вопросы по его содержанию;

- выделять в тексте описание природных явлений;

- пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени;

- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;

- измерять рост, температуру и массу тела;

- различать наиболее распространенные в данной местности ядовитые растения и грибы;

- адаптироваться к особенностям природы своей местности;

-оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.

-5-

ПЕРЕЧЕНЬ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература для учителя:

1. Бровкина Е.Т., Сивоглазов В.И. серии «Твой первый атлас определитель»: Живот ные леса, Птицы леса, Животные луга, Рыбы наших водоёмов.-М.: Дрофа, 2008.

  1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии.М«5за знания», 2006.- 112с.
  2. Еськов К.Ю. История Земли и жизни на ней: от хаоса до человека/К.Ю. Еськов. - М.: НЦ ЭНАС, 2004. - 154с.
  3. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. Природоведение. Природа. Живая и неживая: учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательных учреждений /Под ред. В.В.Пасечни ка- М.: Дрофа, 2010.
  4. В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение. Природа. Неживая и живая. Рабочая тетрадь.5 класс. М.:Дрофа, 2008
  5. Тимофеева Л.Л. Мастер-класс. Уроки природоведения в 5 классе М.: Дрофа, 2007 г283 с.
  6. Программа для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биоло гия 6-11 классы. М.: Дрофа, 2006-138 с.
  7. Природоведение. Биология. Экология: 5- 1 1 классы: программы. - М.: Вентана-
    Граф, 2008.-176с.
  8. Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государ
    ственного стандарта. - М.: Дрофа, 2004. - 46с.

Литература для учащихся:

  1. Бровкина Е.Т., Сивоглаов В.И. серии « Твой первый атлас определитель»: животные леса, птицы леса, животные луга, рыбы наших водоёмов.- М.: Дрофа, 2008,- 63 с.
  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. М.: Дрофа, 2003.
  3. Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. М.: Детская литература, 1965.
  4.  Дмитриев Ю. О природе для больших и маленьких. М.: Педагогика, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...