рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа (биология, 11 класс) по теме

Вартанова Алёна Алексеевна

рабочая программа разработана по линии пасечника, 1 час в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_11_klass.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5» с углубленным изучением отдельных предметов им. А.М.Дубинного города Пятигорска

«Рассмотрено»

Руководитель МО

_________________________

ФИО

«__»______________2012г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УР МБОУ «СОШ №5»

___________________________

ФИО

 

«__»____________2012г.

«Утверждаю»

Руководитель МБОУ «СОШ №5»

____________________________

ФИО

  «__»______________2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя  

 второй квалификационной категории

Вартановой Алёны  Алексеевны

по биологии

11 «б» и «в» классы

( базовый уровень)

        

            Пятигорск

2012 - 2013  учебный год


11 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тематическое и поурочное планирование разработано на основе программы курса по биологии 11 класса «Общая биология» В.В.Пасечника и др., составленной на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне.

Настоящая рабочая программа ориентирована на использование учебника :

Каменский, А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология 10-11 классы: учебник  для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2010.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждения РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии выделено в  11 классе – 35 часов (1 час в неделю).

Курс биологии на ступень среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаков – уровневой организации и эволюции поэтому программа сведения об общих биологический закономерностях , проявляющихся на разных уровнях организаций живой природы.

Основа отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведения человека, в окружающей среде востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования.

Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляет ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные разделы курса: Биология как наука. Методы научного познания; Основы цитологии; Размножение и индивидуальное развитие организмов; Генетика; Основы учения об эволюции; Основы экологии и пр.

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне, направленном на достижение следующих целей:

освоение знаний  о биологический системах (клетка, организм, вид, экосистема);

история развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науке в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

        овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдение за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

        развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез  (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

        воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношениях в природной среде, собственному здоровью; уважение к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;

        использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснование и соблюдения мер профилактики заболеваний.

Содержание  учебного курса

по биологии

11 класс (базовый уровень)

1.Основы учения об эволюции (10 ч.)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы.

2.Основы селекции и биотехнологии (4ч.)

Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

3.Антропогенез (4 ч.)

Положение человека в системе животного мира. Основные стадии антропогенеза. Движущие силы антропогенеза. Прародина человека. Расы и их происхождение.

4.Основы экологии(12ч.)

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем.

5.Эволюция биосферы и человек (4ч.)

 Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Эволюция биосферы. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции

Резервное время -1 ч.

Тематическое планирование

по биологии 11 класс

1 час в неделю, всего 35 ч.

Наименование темы

Кол-во часов

Лабораторные   и практические работы

Контрольные работы

1.Основы учения об эволюции

10

 Л.Р.№1. «Описание особей вида по морфологическому критерию»

Л.Р№2 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания»

Контрольная работа №1 «Эволюция»

2.Основы селекции и биотехнологии

4

3.Антропогенез

4

П.Р.№1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

Контрольная работа №2 «Антропогенез»

4.Основы экологии

12

П.Р №2 «Составление схем передачи веществ и энергии ( цепей питания)»

Контрольная работа №3 «Основы Экологии»

5.Эволюция биосферы и человек

4

П.Р.№3 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни»

Итоговая контрольная работа №4

Резерв:

1

Итого:

35

4

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  1. основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
  2. строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  3. сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  4. вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  5. биологическую терминологию и символику;

уметь:

  1. объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  3. описывать особей видов по морфологическому критерию;
  4. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  5. сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы.

Литература для учителя

1.        А.А Каменский, Е.А. Криксунов. В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа :2006

  1. Т.А.Козлова. Тематическое и поурочное планирование по биологии 10-11 класс. М. Экзамен :2006.
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по биологии.
  3. Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень)
  4. И.В.Лысенко . Поурочные планы для преподавателей. Волгоград,2009.
  5. Каминова Г.С. ЕГЭ.
  6. Усольцева И.В. Контрольно измерительные материалы. Биология 10-11 класс, Курган, 2009
  7. Сухова Т.С. Биология 6-11 класс. Тесты. М.: Дрофа, 2010.
  8. Анастасова Л.П. Самостоятельные работы по общей биологии. М.: Просвещение, 1989.
  9. Янутение С.А. Модульное обучение биологии. Первое сентября. Биология.№ 15,16,17,18,19,

20,23,24\2005, 2,3\2010.

Дополнительная:

Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция орга нического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,

Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.

Литература для учеников

  1. А А Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Общая биология 10-11 классы М. Дрофа .2006

2.Сборники по подготовке к ЕГЭ 2006-2011гг

 Дополнительная:

1.Айла Ф., Каигер Дж. Современная генетика: В 3 т. М.: Мир, 1987.

Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1986.

2.Воронцов Н. Н., Сухорукова Л. Н. Эволюция орга нического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10—11 классов средней школы. 2-е изд. М.: Наука,

3.Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М., 1994.

MULTIMEDIA - поддержка курса «Общая биология»

 1.   Лабораторный практикум. Биология 6-11 классы ( учебное электронное издани

2.Мультимедийное пособие  «1 С: Школа.Биология 11 класс»

3. Мультимедийное пособие «ЕГЭ .Биология .2011» ,Дрофа

4. Мультимедийное пособие « Общая биология  11 класс» приложение к учебнику, ООО  «Дрофа», 2010

http://window.edu.ru

http://mmc.berdsk-edu.ru

http://edu.of.ru

www.alleng.ru/d/bio/bio

mml.3dn.ru/load/33-1-0-320

bio.fizteh.ru

www.chgaki.ru

ege09.ru/biology.php

basiceducation.ru/www.baseeducation.ru

Календарно - тематический  план 11 класс

№ п/п урока

№ урока в теме

Тема урока

Цифровые ресурсы

Д/З

Фактические даты проведения уроков

11 «б» класс

Фактические даты проведения уроков

11 «в» класс

1.Основы учения об эволюции – 10 ч.

1.

1.

Развитие эволюционного учения  Ч.Дарвина.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§52

2.

2.

Вид,его критерии. Лаб.раб.№1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»

ЦОР «Лабораторный практикум. Биология 6-11»

§53

3.

3.

Популяция.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§54

4.

4.

Изменения генофонда популяции. Генетический  состав популяции

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§55,56

5.

5.

Борьба за существование и её формы.

Презентация « Борьба за существование»в программе  Power Point

§57

6.

6.

Естественный отбор и его формы .Лаб.раб.№2 «выявление  приспособлений у организмов к среде обитания»

ЦОР «Лабораторный практикум. Биология 6-11»

§58

7.

7.

Изолирующие механизмы. Видообразование.

ЦОР

«1С:Школа.

Биология 11 класс»

§59,60

8.

8.

 Макроэволюция ,её доказательства.

Презентация

«Макроэволюция»в программе  Power  Point

§61

9.

9.

 Система растений и животных – отображение эволюции.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§62

10.

10.

Главные направления эволюции органического мира. Контрольная  работа № 1 «Основы учения об эволюции»

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§63

2.Основы селекции и биотехнологии-4ч.

11.

1.

Основные методы селекции и биотехнологии.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§64

12.

2.

Методы селекции растений.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§65

13.

3.

 Методы селекции животных.

Презентация «Методы селекции животных»в программе  Power Point

§66

14.

4.

Селекция микроорганизмов. Современное состояние  и перспективы  биотехнологии

Тесты в программе Word

§67,68

3.Антропогенез-4ч.

15.

1.

Положение человека в системе животного мира

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§69

16.

2..

Основные стадии антропогенеза .Пр.раб №1 «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§70

17.

3.

Движущие силы антропогенеза.

Презентация «Антропогенез»

в программе  Power Point

§71

18.

4.

Прародина человека .Расы и  их происхождение. Контрольная работа  №2 «Антропогенез»

Тесты в программе Word

§72,73

4.Основы экологии-12ч.

19.

1.

Что изучает экология.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§74

20.

2.

Среда обитания организмов и её факторы

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§75

21.

3.

Местообитания и экологические ниши.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§76

22.

4.

Основные типы экологических взаимодействий. Конкурентные взаимодействия

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§77,78

23.

5.

 Основные экологические характеристики популяции. Динамика популяции

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§79,80

24.

6.

 Экологические сообщества

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§81

25.

7.

 Структура сообщества. Взаимосвязь  организмов в  сообществах.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§82,83

26.

8.

Пищевые цепи. Пр.раб.№2 «Составление схем передачи веществ и энергии»

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§84

27.

9.

Экологические пирамиды. Экологические сукцессии.

ЦОР

«1С:Образование.Экология 10-11 класс»

§85,86

28.

10.

Влияние загрязнений на живые организмы.

Презентация «Виды загрязнений» в программе  Power Point

§87

29.

11.

Основы рационального природопользования.

Презентация «Охраняемые природные территории»в программе  Power Point

§88

30.

12.

 Решение экологических задач. Контрольная работа №3 «Основы экологии»

Тесты в программе Word

§74-88 (повторить)

5.Эволюция биосферы и человек-4ч.

31.

1.

Гипотезы о происхождении жизни. Современные представления о происхождении жизни

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§89,90

32.

2.

Основные этапы развития жизни на Земле.

ЦОР

«1С:Школа.Биология 11 класс»

§91

33.

3.

Эволюция биосферы.

Презентация «Эволюция биосферы»в программе  Power Point

§92

34.

4.

 Антропогенное воздействие на  биосферу.

Тесты в программе Word

§93

Резервное время -1 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...