Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
статья по биологии по теме
Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся суммой определенных знаний. Необходимо сформировать умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mou_bazarnosyzganskaya_sosh.zip | 28.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии биологии
МОУ Базарносызганской СОШ №1
Шагдалеева Ольга Константиновна.
Содержание
Введение
1 Самостоятельная работа учащихся на уроках биологии.
1.1 Виды самостоятельных работ.
1.2 Биологический диктант
1.3 Дидактические игры
1.4 Работа с деформированным текстом
1.5 Проверка знаний и умений учащихся по биологии.
2 Дидактическое приложение.
Литература
Введение.
«Школа должна дать учащимся
не только определенную сумму знаний,
но и привить умение самостоятельно
пополнять свой запас знаний, что бы
ориентироваться в стремительном потоке
современной научно- технической
информации».
Академик А. Александров.
В условиях высокого уровня развития науки и техники особые требования предъявляются к подготовки учащихся в школе. Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях.
Одним из условий успешной трудовой деятельности и самостоятельного овладения новыми знаниями является достаточно высокий уровень развития мышления и речи. Достижение этого уровня способствует обучение всему циклу школьных предметов, составляющих содержание среднего образования. Учащиеся должны иметь определенные навыки работы с текстом. Сюда относится умение читать текст насыщенный информацией, вычленять из него главное, ставить перед собой вопросы и находить в тексте ответы на них; определять, что осталось не выясненным до конца, четко формировать,
что именно надо выяснить, обращаться за справой к другому разделу книги или другой литературе и т.п.
Вместе с тем, для того чтобы подготовить учащихся к применению знаний в конкретных условиях, к решению сложных вопросов, необходимо сформировать логическое мышление. Его компонентами является умение вычленять некоторые взаимосвязи.
Несмотря на то, что вопрос о самостоятельной работе стоит перед школой давно, этот метод обучения не находит и сегодня должного применения. Анализ школьной практике показал, что на самостоятельную работу учащихся отводится не более – 13% всего времени урока, причем и это время на уроке мало эффективно.
Проводя ту или иную самостоятельную работу учащихся, учителя рассматривают ее как самоцель, не обращая внимание на то - способствует ли она активной мыслительной деятельности ученика или нет.
Часто большое число самостоятельных работ направлено лишь на выполнение заданий по образцу, среди которых мало заданий творческого характера.
Одним из недостатков в методике проведения самостоятельных работ состоит в однообразии их видов, используемых учителем.
Абсолютное большинство самостоятельных работ по биологии приходится на закрепление изложенного учителем материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся.
Значительно меньшее число их используется при изучении нового материала.
Самостоятельная деятельность учащихся повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем проведена рациональная ее организация.
«Организация самостоятельной работы
учащихся на уроках биологии».
Одним из важных средств систематического и прочного усвоения программного материала по биологии, развитие творческих сил и воспитание учащихся является самостоятельная работа.
Развитее навыков самостоятельной работы всегда являлось одной из главных задач на каждом этапе развития школы.
Практика показывает, что при обучении биологии необходимо уделять значительное место самостоятельной работе учащихся, организации различных упражнений. Без этого не может быть усвоена программа по биологии, развиваются умения практически применять свои знания при выполнении упражнений.
В процессе выполнения самостоятельной работы у учащихся развивается внимание, память, стремление обосновывать высказываемое, инициатива.
Для организации самостоятельной работы по биологии особенно важно понимание учителем роли структурных ее компонентов. Структуру же самостоятельной работы определяют содержательная, процессуальная и мотивационная сторона учебно-позновательной деятельности школьников. Все эти стороны важны. Взаимосвязь этих сторон является одним из условий успешного достижения результата.
В зависимости от конкретных условий учитель осуществляет выбор необходимых видов самостоятельных работ.
Под самостоятельной работой понимают - работу выполненную без активной помощи. Провести более четкую границу между самостоятельными работами и работами, выполненными под руководством учителя довольно трудно. Но для практике решение этого вопроса не имеет существенного значения. Более важным
представляется знания смысла использования самостоятельных работ при обучении биологии. Самостоятельная работа в обучении биологии не самоцель, она необходима для перевода знаний из «вне», во внутрь; необходима для овладения этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их усвоением.
При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему из «вне» информации, такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении.
Самостоятельную деятельность учащихся можно и нужно организовывать на различных уровнях: от воспроизведения действия по образцу и узнавании объектов путем их сравнения с известным образцом, до составления модели и алгоритма действия в нестандартных ситуациях.
Переход с одного уровня на другой должен осуществляться полностью, только когда учитель будет убежден, что учащиеся справятся со следующем уровнем самостоятельности, иначе в атмосфере спешки и нервозности у ученика возникают пробелы в знаниях. Очень важно, чтобы содержание самостоятельной работы, формы и время ее выполнения отвечали основным целям обучения по данной теме.
В тоже время нужно знать, что злоупотребление самостоятельной работой в учебном процессе также вредно, как и ее недооценка.
Самостоятельная работа должна быть значительной и необходимой на уроке, продумано ее содержание и формы организации. Учащиеся должны быть готовы к выполнению работы и должно отводиться достаточное количество времени на ее выполнение. Поэтому при составлении плана урока учитель должен продумать место и время
самостоятельной работы, определить ее общее содержание, разбить по разным уровням сложности.
Для этого необходимо знать формы и виды самостоятельных работ, их место в процессе обучения.
Виды самостоятельных работ.
Наиболее часто встречаются в практике и теории обучения следующие классификации самостоятельных работ:
- по степени самостоятельности учащихся
- по степени индивидуальности
- по дидактическим целям
- по источнику знаний и т.д.
К классификации по степени самостоятельности относятся, например, виды самостоятельных работ, разработанные П.И.Пидкосистым:
- воспроизводящие самостоятельные работы по образцу,
- реконструктивно- вариативные,
- эвристические,
- творческие (исследовательские).
При выполнении самостоятельных работ по образцу познавательная деятельность учеников направлена на овладение способами работы, основными умениями для последующего применения на практике, самостоятельного изучения других наук, областей.
В познавательной деятельности ученика при обучении биологии это могут быть различные упражнения по образцам и алгоритмам с целью формирования развивающих навыков, формирование знаний познавательного и практического характера, составление схем, таблиц, выполнение рисунков.
Работа этого вида выполняется по жесткой схеме путем последовательных указаний на необходимость совершенствования строго определенного действия.
Работа по образцу позволяет усвоить учебный материал, но не обогащает учеников опытом познавательной, творческой деятельностью.
Предпосылкой же развития биологических способностей, накопление опыта творческой деятельности служит привлечение учащихся к выполнению более сложных видов деятельности.
Известно, что творчество определяется, прежде всего новизной и ценностью результата для общества. На успехи ученика огромное влияние оказывает настрой самого учителя, вот почему важно умение учителя создать в классе доброжелательную атмосферу, особенно при выполнении самостоятельных работ.
В зависимости от целей, которые ставятся перед самостоятельными работами, они могут быть:
- обучающие
- тренировочные
- закрепительные
- повторительные
- развивающие
- творческие
- контрольные.
Обучающие работы – можно разделить на две группы:
1 работы по формированию знаний
2 работы по формированию навыков.
Учащиеся выполняют данные учителем задания в ходе объяснения нового материала.
Цель: развитие интереса к изучаемому материалу, привлечение каждого ученика к тому, что объясняет учитель. Здесь ученик активно работает, а не пассивно слушает излагаемый материал. Здесь ученик сразу выясняет непонятное, выявляются сложные моменты, пробелы в знаниях, которые мешают прочно усвоить изучаемый материал. Самостоятельные работы по формированию знаний проводятся на этапе подготовки к введению
нового содержания, также при непосредственном введении нового содержания, при первичном закреплении знаний, т.е сразу после объяснения нового материала, когда знания учащихся еще не прочны.
Обучающие самостоятельные работы следует составлять в основном из заданий непродуктивного характера, проверять сразу и не ставить за них плохих отметок. Так как самостоятельные обучающие работы проводятся во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, то их немедленная проверка дает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания учащихся нового материала, на самом раннем этапе его обучения. Цель этих работ- не контроль, а обучение, поэтому им следует отводить много времени на уроке. Эти работы могут проводиться практически на каждом уроке.
К тренировочным самостоятельным работам относятся задания на распознавание различных объектов и их свойств. В тренировочных заданиях часто требуется воспроизвести или применить знания. Тренировочные самостоятельные задания состоят из однотипных заданий. Хотя этот вид работы мало способствует умственному развитию учащихся, но она необходима, т.к. позволяет выработать основные умения и навыки; тем самым создать базу для дальнейшего изучения материала.
При выполнении тренировочных самостоятельных работ необходима помощь учителя. Можно разрешать пользоваться и учебником, записями в тетради, таблицами и т.д.
Все это создает благоприятный климат для слабых учащихся. В таких случаях они легко включаются в работу и выполняют ее.
К таким работам можно отнести выполнение заданий по разнеуровневым карточкам, дидактическим материалам. По карточкам учащиеся привыкают работать самостоятельно.
К закрепляющим - можно отнести самостоятельные работы. Которые способствуют развитию логического мышления и требуют комбинированного применения различных знаний. Они показывают, насколько прочно усвоен учебный материал. По результатам проверки заданий данного типа можно определить нужно ли еще заниматься данной темой. Примеры таких работ можно взять из дидактического материала.
Очень важны так называемо повторительные (обзорные или тематические) работы. Перед изучением новой темы учитель должен знать, познавательны ли школьники, есть ли у них необходимые знания, какие проблемы могут затруднить изучение нового материала.
Самостоятельные работы развивающего характера: могут быть домашними заданиями по составлению докладов на определенные темы, подготовка к олимпиадам, научно – творческим конференциям, проведение в школе недели биологии и т.д.
Большой интерес вызывают у учащихся творческие самостоятельные работы, которые предполагают высокий уровень самостоятельности. Здесь учащиеся открывают новые стороны уже имеющихся у них знаний, учатся применять эти знания в новой неожиданной ситуации.
Эти задания способствуют развитию логического мышления.
Контрольные работы- являются необходимыми условиями достижения планируемых результатов обучения. Они рассчитаны на 45 минут. Включение в контрольную работу заданий повышенной трудности, требует от учеников сообразительности, а это полезно. Это приучает учащихся к творческому подходу, воспитывает умение применять знания в нестандартных ситуациях, вызывает интерес к предмету.
По существу разработка текстов контрольных работ должна быть одной из основных форм фиксирования целей обучения, в том числе и минимальных.
Поэтому:
- контрольные задания должны быть равноценными по содержанию и объему работы;
- направлены на отработку основных навыков;
- обеспечить достоверную проверку уровня знаний;
- стимулировать учащихся, позволять им продемонстрировать прогресс в своей общей подготовке.
Основные виды самостоятельных работ.
- Работа с книгой
- упражнения
- выполнения практических и лабораторных работ.
- проверочные самостоятельные работы,
контрольные работы, диктанты, сочинения.
5. подготовка докладов, рефератов.
6. домашние опыты, наблюдения
7. техническое моделирование и конструирование.
Типы самостоятельных работ.
(в соответствии с уровнями самостоятельной деятельности)
Воспроизводящие |
Реконструктивно- вариативные |
Эвристические |
Творческие |
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ |
Индивидуальные | Фронтальные | Групповые |
Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предполагает наличие у учащихся многих умений.
Основными из них являются:
- работа с книгой (учебником, биологическим текстом, справочниками, таблицами и т.д.), работа по плану, предписанию.
Умение работать по образцу не приходит само собой, а требует специальных приемов работы учителя; на уроках биологии можно применить карточки с пропусками. Успех самостоятельной работы нередко зависит от умения систематизировать учебный материал.
2. Одна из сторон самостоятельного мышления - сформировать привычки к самоконтролю и умения его проведения. Здесь учащимся могут быть предложены различные рекомендации, они учат давать рецензию на ответ товарища, другие учат на уроке проверять выполнение упражнений и заданий по такой памятке:
- правильно ли понято условие задания.
- Правильно ли выполнено задание
- Прослеживается ли логическая мысль
- Достаточно ли обоснован ответ
- Ваша оценка работы
- Работа по собственной инициативе.
3 Для того, что бы самостоятельную работу приблизить к практической деятельности, полезно проводить лабораторные работы. Их можно дифференцировать как по содержанию, так и по методам выполнения- от простейших практических задач на применение знаний до серьезных исследовательских работ. Однако поведение лабораторных работ сложнее в методическом отношении, чем организация других видов самостоятельных работ. Они требуют от преподавателя большой подготовки, проводятся, согласно программного материала.
4 Остановимся на специфике формирования навыков самоконтроля при проведении биологических диктантов, которые желательно проводить после изучения соответствующего материала каждого пункта, задачи при этом учителю приходится составлять самому.
Ответы к заданиям заготавливаются заранее и по окончанию диктанта предоставляются для пользования учащимися. При проведении диктантов учитель должен четко предоставлять себе результативность следующих видов работ:
а) проверка диктантов только учителем;
б) взаимопроверка работ соседями по парте;
в) взаимопроверка работ соседями по варианту;
г) самопроверка.
Наиболее высокий процент объективных оценок. Как правило бывает, при взаимопроверке соседей по варианту. Самый низкий - соседей по парте, т.к. обмен работами в этом случае приводит к перемене варианта задания. Продуктивность самостоятельных работ зависит во многом от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить различные схемы изучаемого материала.
При этом целесообразно подчеркнуть, что например, заполнение таблиц, схем, зарисовка объектов в ходе изучения материала позволяет увеличить объем запоминаемой информации (по сравнению с запоминанием на слух на 15-20 %).
Организация самостоятельной работы на уроке вызывает большие трудности, здесь нельзя ограничится фронтальными воздействиями: учителю необходимо дифференцировать работу учащихся, организовывать управление ее, приблизить самостоятельную работу к реальной практической деятельности. Решение каждой из этих задач достигается с помощью учебного оборудования. Уже давно и прочно в практике школы вошли дидактические материалы, составленные по вариантам с различным уровнем трудности заданий.
Биологический диктант.
Биологический диктант состоит из 8-11 фраз, связанные между собой тематически, но не представляющие одного единого связанного текста. Предложения, включаемые в текст биологического диктанта должны отличаться ясностью, четкостью и краткостью. Учащимся предстоит выполнить определенные задания, условия которого они только слышат.
Биологический диктант проводится проводиться с двумя целями:
1 контроль знаний, умений и навыков.
2 обучающая роль.
В зависимости от текста биологический диктант проводится в течении 8-15 минут, в начале или в конце урока, но не в середине!. В соответствии с результатами диктанта готовиться беседа с классом на следующем уроке и начинается план работы по устранению выявленных недостатков.
Диктант оценивается соответствующим образом. При этом учитывается правильность ответов, точность формулировок и т.д. За каждое не выполненное задание или неправильно выполненное отметка снижается на один балл.
Иногда учитель не собирает работы, а проводит обсуждение с классом.
Дидактические игры.
Дидактическая игра- метод обучения и воспитания, обладающей образовательной, развивающей и воспитательной функцией, которые действуют в органическом единстве. На дидактическую игру можно смотреть, как на вид творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Игровая форма работы создается на уроках при помощи приемов и ситуаций которые воспитывают как средство побуждения, стимулирования учащихся к биологической деятельности.
Реализация игровых приемов происходит по следующим направлениям:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровых задач;
учебная деятельность учащихся подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве средств игры.
В учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом. Идея игры состоит в том, что учитель формулирует учебную проблему (проблемную ситуацию), а учащиеся стараются решить эту проблему. Про правилам игры каждая команда имеет право задать минимальное число вопросов. Здесь учитель переносит некоторые свои функции на школьников. Он может поручить ученику проконсультировать отстающих. Работа на уроке оценивается и по скорости успеваемости и по качеству выполнения.
Игровые формы занятий имеют, как обучающие, так и контролирующие цели.
Работа с деформированным текстом.
Этот вид работ по формированию знаний, т.е. в первую очередь направлен на закрепление нового материала.
Если задание выносится на оценку, то возможным вариантом оценивания является снижение оценки на пол бала за каждое неправильно выполненное задание.
Перфокарты.
Для проверки знаний, умений и навыков учащихся часто используют различного рода перфокарты. Их применяют на различных этапах урока, как при групповой формы работы, так и при индивидуальной работе с учащимися. Использование перфокарты в ходе урока позволяет значительно меньше времени тратить на проверку выполненных работ т.к. для записи короткого ответа учащимся отводится определенное место или дается задание, в котором ученик должен выбрать один из предложенных ему вариантов ответов. Работы выполненные учащимися, легко проверить по «ключу», т.е «контрольке», с проставленными правильными ответами.
Лабораторно- практические задания.
Формируют навыки. Такие задания способствуют, в частности выработке умений работать с раздаточным материалом, гербарием, микроскопом. Здесь учителю необходимо тщательно продумать подготовку к проведению такого урока. Текст и задания готовятся заранее.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся по биологии.
Проверка знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса их обучения. Для выявления роли проверки в процессе обучения биологии рассмотрим ее наиболее значительные функции: контролирующую, обучающую, диагностическую, развивающую и воспитывающую.
Сущность контролирующей функции проверки заключается в выявлении:
1- состоянии знаний (их объема, систематизации и фундаментальности, глубины овладения);
2- уровня умственного развития учащихся (уровня развития мышления, уровня сформированности интеллектуальных умений и навыков учащихся, уровня развития умственных сил);
3- степени усвоения приемов познавательной деятельности, навыков рационального учебного труда.
Проверка в значительной степени способствует формированию навыков самоконтроля и рациональной организации учебного труда.
Проверка обладает исключительными возможностями в развитии творческих сил и способностей учащихся, в стимулировании их познавательной активности и самостоятельности. В процессе проверки развивается речь, память, внимание, воображение, воля и мышление школьников. Проверка оказывает большое влияние на развитие и проявление таких качеств личности, как способности, склонности, интересы и потребности.
В соответствии с формами обучения на практике выделяют три формы проверки: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальной проверки каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнить без посторонней помощи. Эта
форма проверки целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности. Каждый ученик показывает результаты самостоятельной умственно- практической деятельности. Учитель выявляет правильность ответа, его последовательность, полноту и глубину, самостоятельность суждений и выводов, степень логического мышления, культуру речи и т.д. индивидуальная проверка всегда должна планироваться (кого, когда, с какой целью спросить, какие для этого использовать средства).
При групповой проверки класс временно делится на несколько групп и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели проверки группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные. Групповую форму организации проверки при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональные способы выполнения заданий и т.п. Хорошо продуманная групповая проверка создает благоприятные возможности для развития и восприятия учащихся.
При фронтальной проверки задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного или предметного оформления, степень закрепления в памяти. Учитель, наблюдая за выполнением заданий, вскрывает слабые стороны, ошибки в работах и ответах учащихся, что позволяет вовремя их преодолеть и исправить.
В соответствии с местом проверки в процессе обучения выделяют следующие ее формы: текущая, тематическая, периодическая и итоговая.
Формы проверки могут быть классифицированы по способу деятельности: письменная, устная, практическая.
В зависимости от того кто именно осуществляет контроль за результатами деятельности учащегося выделяют следующие его формы:
- внешний (осуществляется учителем над деятельностью ученика);
- взаимный (осуществляется учеником над деятельностью товарища);
-самоконтроль (осуществляется учеником над собственной деятельностью).
Важное место в процессе проверки занимают средства контроля знаний и умений, чаще всего имеют ввиду задания или несколько заданий, которые предлагаются учащимся с целью выявления соответствующих результатов обучения. В этом случае в основу классификации таких средств обучения может быть положена форма ввода ответа и задания, выбор ответа в которых ограничен. Задания с ограниченным выбором ответа называют тестами.
При разработке тестов должны учитываться следующие требования:
1 Валидность (адекватность целям проверки).
При составлении заданий выделяют существенные и несущественные признаки элементов знаний. Существенные признаки заключаются в эталонный ответ. В другие ответы заключаются несущественные признаки, с учетом характерных ошибок. Если учащиеся при ответах выделяют существенные, а не формальные признаки, то задание отвечает критериям валидности.
- Определенность. Каждый учащийся должен понимать, какие действия и задания следует продемонстрировать. Если менее 70% учащихся отвечают на вопрос задания, то его требуется проверить на определенность.
- Однозначность. Есть один ответ- эталон.
- Простата. Формулировка задания должна быть четкой, краткой, конкретной, не вызывающей двусмысленного толкования.
- Термины и понятия должны соответствовать принятым в учебнике.
- Процедура контроля должна быть простой.
- Варианты ответов на задания - локоничны и их количество не превышает 7 (оптимальное 4 ответа).
Выделяют несколько тестов:
Альтернативный тест (или тест опознание)- это задание требующие ответа типа – «да», «нет»; «является»- «не является» и т.п.
К тестам множественного выбора (различения) относятся задания с предложенным списком ответов, один из которых правильный. Ученик должен выбрать один ответ, являющийся по его мнению правильным.
Тест перекрестного выбора представляет собой несколько заданий и такое же количество ответов.
Все эти тесты предполагают репродуктивную деятельность учащихся. К более сложным относятся тесты контроля и умений. Среди них наиболее часто встречается тест- подстановка, в нем информация представляется разнообразно в виде схем, графиков, формул, обычными тестами и т.д. В этих тестах существенная информация опущена.
- -
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.
Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым ...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.
Наличие познавательного интереса определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.Предлагаю два урока,где я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся....
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Одной из актуальных задач на уроке биологии является активизация познавательной деятельности школьников. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешно...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Материалы к урокам для активизации познавательной деятельности учащихся...
Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии.
Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики: как сделать так, чтоб ребенок захотел учиться? В современных условиях сама социальная динамика ди...
Приёмы и методы активизации познавательной деятельности на уроках биологии
Тема самообразования...
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...