Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.
статья по биологии (6 класс) на тему
Наличие познавательного интереса определяет качество усвоения знаний и способов деятельности.Предлагаю два урока,где я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aktivizaciya_poznavatelnoy_deyatelnosti_na_urokah_biologii.doc | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.
(из опыта работы)
Деятельность-источник познания, формирования личности учащихся и основа совершенствования учебного процесса.
Научить думать, развивать мышление, создавать условия для творческой работы , благодаря которой каждый ученик получает удовлетворение своей деятельностью и обнаруживает на что он способен - это самое главное в моей работе.
Я стараюсь применять разнообразные приемы, которые способствуют развитию активной самостоятельной деятельности учащихся на уроках, такие как:
-аргументированная защита своего мнения, опираясь на имеющиеся знания;
-умение правильно формировать и задавать вопросы;
-умение оценивать и рецензировать ответы товарищей;
-умение делиться своими знаниями с другими,
-выполнение заданий, связанных с чтением дополнительной литературы, постановкой опытов и проведением наблюдений;
-применение разнообразных форм деятельности, которые включают в познание элементы труда, игры, художественной и других видов деятельности;
-создание заинтересованности в коллективной деятельности, на основе которой и происходит формирование активной позиции каждого.
Для меня важно, чтобы ученики поверили в себя, чтобы каждый из них испытал чувство успеха, чтобы от этого у них пела душа. Также не менее важным считаю благоприятные, доверительные отношения с моими учениками, которые способствуют всемирному развитию их активности и являются необходимыми для совершенствования учебной деятельности и учебного процесса.
Все мы знаем, что основная форма учебно-воспитательной работы в школе – это урок. Современный урок биологии выполняет несколько функций, одной из главных является побуждение всех учащихся класса к активной познавательной деятельности, привития учащимся желания и умения заниматься самообразованием.
Для улучшения результатов своей деятельности применяю разнообразные формы уроков. На некоторых уроках создаю условия для группового общения в учебной деятельности – парами, группами – для выполнения совместных учебных действий, имеющих особое значение для развития. Оно способствует созданию деловых, коллективных, межличностных отношений, симпатии и дружбы, создается возможность дополнения общественной деятельности индивидуальными интересами и склонностями, крепнет потребность в взаимоуважении и взаимоответственности.
Нередко тема урока уже знакома учащимся из других источников информации, поэтому важно с помощью проблемных вопросов, требующих глубокого понимания темы урока показать ее новизну. Помогают вызвать интерес к уроку связь нового материала со старым, межпредметные связи, исторические сведения, практическое значение изучаемого, связь с современностью, занимательные задания, включенные в содержание урока. Для восприятия всего этого важно возбудить эмоциональную сторону интереса. С этой целью я использую произведения искусства: стихи, музыку, картины и живые объекты, а также краеведческий материал.
Например, при изучении темы «Листопад» демонстрирую картину Левитана «Золотая осень». Обращаю внимание учеников на цвет осеннего неба, на реку, на бледно-желтую, побуревшую траву. А лес…? Затем звучат строки из стихотворения А. С. Пушкина «Осень»
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса-
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса.
Репродукция картины и стихи напоминают учащимся пленительное обаяние осени, создают эмоциональный настрой для восприятия нового материала, для поисков ответов на вопросы: от чего зависит осенняя окраска листьев, каково значение листопада в жизни растений? Большой интерес на этом уроке вызывает демонстрация опытов по обнаружению ксантофилла и каротина. На основе этого опыта учащиеся делают предположения, почему листья осенью приобретают желтую окраску. А чем объяснить красную, фиолетовую и др. окраску листьев и цветов? Демонстрируется опыт с отваром краснокочанной капусты по обнаружению антоциана и изменения окраски антоциана в средах с разной РН.
На уроке «Кочевки и перелеты птиц» используются картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели», материалы из истории и культуры народов, звучат голоса птиц.
Привожу фрагмент этого урока.
УЧИТЕЛЬНИЦА: Мы можем найти знаки внимания и уважения к птицам в истории и культуре многих народов. Башкирские мифы, легенды, песни, стихи наполнены птицами- чудесными покровителями людей. У башкир почитаемыми птицами являются утка, лебедь, журавль, ворон. Узор башкирского орнамента характеризуется обилием символов природы, в том числе и птиц, птичьих голов. Это не случайно. Ведь определенное дерево и птица – древний символ башкирских племен.
Композиторы, художники, поэты всех времен и народов создавали и создают свои произведения, посвященные птицам.
Ребята, кто может назвать картину и имя русского художника, включившего в свою композицию грачей (выслушиваю ответы учащихся)?
УЧИТЕЛЬНИЦА: Да, эта картина А.К. Саврасова «Грачи прилетели». (Вывешивается картина). Ребята, эта картина написана в 1871 году. Хотя картина и названа так, но люди в то время еще не знали откуда прилетают птицы.
Поэтому многие люди считали, что грачи, ласточки, скворцы, соловьи и другие птицы, не иначе как прячутся на дно озера или болота и там, на дне, проводят всю зиму. Так думали много лет. И так думали все. А вот немецкий натуралист Иоганн Фриш засомневался. И тогда он придумал вот что: поймал на гнезде возле своего дома двух ласточек и привязал к их ногам красные нитки. Фриш решил: если ласточки действительно проводят всю зиму в воде, то нитки обязательно полиняют.
Но когда птицы следующей весной снова появились у своего гнезда, нитки на их ногах были такие же красные, совсем не полинявшие. Значит, ласточки в воде не были. А где? Этого конечно, Фриш не знал. И вообще, никто не знал, куда деваются птицы на зиму.
Так где же зимуют наши птицы? Ребята, вы смогли бы ответить на этот вопрос? (ответы учащихся).
Я считаю, важнейшим условием повышения познавательной активности учащихся является использование в процессе обучения конкретных примеров, иллюстрирующих практическое значение биологических знаний. При этом очень важно, чтобы подобные примеры не просто сообщались учителем, а осмысливались учениками в процессе выполнения познавательных заданий. Например, в 8 классе, при изучении темы »Обмен веществ и энергии. Выделение» предлагаю такие задания.
В одном из экспериментов две дюжины крыс кормили без количественных ограничений в течение месяца, после чего зверькам ввели некий канцероген. У 14 из подопытных животных развился рак. Контрольная группа подверглась ограничению в еде на 40 %. После введения того же канцерогенного вещества ни одно животное не заболело. Какое предположение можно сделать на основе результатов этого эксперимента?
На уроках стараюсь создать условия, в которых учащиеся могли бы не только отвечать на вопросы учителя, но и достаточно раскованно использовать свои возможности выражения мыслей, и, главное испробовать силу своего речевого воздействия на других. Именно это и развивает у ученика умение принимать самостоятельные решения.
Например по теме «Корень как орган растения» провела урок по следующему плану.
ТЕМА: Корень как орган растения.
ЦЕЛЬ: Изучить функции и внешнее строение корня как органа растения; дать понятия «корневая система», «типы корневых систем»; развивать навыки самостоятельной умственной деятельности; воспитывать аккуратность, умение доводить начатое дело до конца, развивать самоконтроль.
ОБОРУДОВАНИЕ: таблица «Типы корневых систем«, растения гороха и пшеницы в горшках (прозрачных вазонах); коллекция «Последовательность прорастания семян», веточки бегонии, ивы, смородины с придаточными корнями; проростки гороха и пшеницы на каждый стол, гербарий растений с мочковатой и стержневой корневой системой.
ХОД УРОКА: 1. Актуализация знаний учащихся об органах цветкового растения.
1) Ребята, на прошлых уроках мы завершили изучение темы «Семя». Что такое семя? Вспомним определение термина «орган». Какие органы имеются у цветковых растений? К каким органам относится семя? Назовите вегетативные органы растения. Сегодня мы начинаем изучение корня как органа цветкового растения. Из определения термина «орган» предположите каким будет план изучения темы. ( После ответов учащихся записывается тема урока на доске и в тетрадях учащихся.): С чего начнем изучение корня? Запись на доске и в тетрадях.
А) Функции (значение) корня. Предположите, каковы могут быть функции корня? (Выслушиваю ответы, затем учащиеся сравнивают свои предположения, проверяют их правильность, используя параграф учебника и записывают функции корня в тетрадях. Потом дети мысленно проговаривают текст и оценивают свои знания)
Б) Внешнее строение корня.
Какой орган у прорастающего семени начинает расти первым?(использую плакат «Последовательность прорастания семян гороха») Какие изменения произошли с корнем за наблюдаемый период? (Заранее учащиеся вели наблюдения за прорастанием семян и сделали коллекцию «Последовательность прорастания семян») Какой из корней самый мощный и длинный? Из чего он вырос? Как называется такой корень? Дайте ответ, используя рисунок 59 и текст на стр.89-90 сформулируйте определение термина «главный корень» и запишите в словарях. Как называются корни, развивающиеся на главном корне? Подсчитайте, сколько боковых корней выросло у проростков гороха. Какие из них самые длинные? Сделайте вывод. Учащиеся записывают свои выводы: главный корень вырастает из корешка зародыша, а боковые вырастают на нем.
Всегда ли корни формируются из зародышевого корешка? (Демонстрируются ветки ивы, смородины, бегонии с придаточными корнями). Как называются такие корни? Уточните ответ, используя рис.59и стр. 89 из учебника. Сформулируйте определение термина «придаточные корни» и запишите в словарях. Какие корни называют боковыми? Где они развиваются? Учащиеся в тетрадях записывают определение термина «боковые корни». Закрепление – беседа и запись на доске и в тетрадях учащихся. С какими видами корней мы познакомились?
Виды корней:
1. Главный корень (из корешка зародыша);
2. Придаточные корни (на стебле и листьях);
3. Боковые корни (на главном и придаточном корнях).
Учащиеся проговаривают текст «Виды корней» и оценивают свои знания.
В) Типы корневых систем.
Что собой представляет совокупность корней одного растения? Используй 2 абзац на стр.90. сформулируйте определение термина «корневая система» и запишите.
Итак, мы с вами изучили внешнее строение корневой системы гороха. Сравним корневые системы гороха и пшеницы. Чем они отличаются? Чем отличается корневая система гороха от корневой системы пшеницы? Как называются корневые системы гороха и пшеницы? Запишите в словарях определение стержневой и мочковатой корневых систем, используя стр.90 и рис.60 зарисуйте стержневую и мочковатую корневую системы. На доске немые рисунки стержневой и мочковатой корневых систем. Ребята, кто поможет мне разобраться в этих рисунках.( Два ученика расшифровывают рисунки. Проговаривание и самооценка по корневым системам). Какие из предложенных растений горох, фасоль, пшеница, лук, относятся к двудольным, какие к однодольным? Можно ли по корневой системе определить к какому классу относится данное растение? Сейчас мы имеем возможность выяснить это.
2. Выполнение лабораторной работы (стр.90-91) «Строение стержневой и мочковатой корневой систем». На основе выполненной работы учащиеся делают вывод, что большинство двудольных растений имеют стержневую корневую систему, а у однодольных – мочковатую корневую систему.
Ребята, у кого гербарий подорожника? Какая корневая система у подорожника? К какому классу цветковых растений относится подорожник? (Дети относят подорожник к однодольным из-за мочковатой корневой системы).
Я не согласна. Хотя у подорожника и мочковатая корневая система, подорожник относится к двудольным. Почему?
Значит, главным признаком деления цветковых растений на классы является строение семени.
( Мысленное проговаривание материала урока и самооценка. Один из учеников вслух проговаривает основные термины и определения урока. Каждый ученик выводит средний балл за свою работу и ставит карандашом оценку в дневник).
3.Домашнее задание §19 ,прочитать, подготовить пересказ, задание 1 после параграфа.
Я убедилась, разнообразные виды классно-урочной и внеклассной работы помогают в развитии интереса у учащихся к биологии. А наличие познавательного интереса определяет качество усвоения знаний и способов деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии.
Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации. В педагогике различают внешнюю и внутреннюю мотивации. Для создания внешней мотивации учитель располагает целым ...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии и во внеурочное время
Одной из актуальных задач на уроке биологии является активизация познавательной деятельности школьников. Активная мыслительная работа ученика на уроке, познавательная самостоятельность – залог успешно...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Задача образования не может сводиться только к вооружению учащихся суммой определенных знаний. Необходимо сформировать умения оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делат...
Активизация познавательной деятельности на уроках биологии
Материалы к урокам для активизации познавательной деятельности учащихся...
Игровые формы обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии.
Проблема познавательной активности - одна из вечных проблем педагогики: как сделать так, чтоб ребенок захотел учиться? В современных условиях сама социальная динамика ди...
Приёмы и методы активизации познавательной деятельности на уроках биологии
Тема самообразования...
" Использование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и внеурочной деятельности" Обобщение опыта.
Обобщен опыт многолетней работы учителем биологии в 5-9 классах по теме : " Исппользование метода проблемного обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках биологии и ...