Активизация познавательной деятельности на уроках биологии в рамках ФГОС.
статья по биологии (5 класс) на тему

Тесленко Елена Михайловна

Активизация  познавательной деятельности на  уроках биологии в рамках ФГОС. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Актуализация познавательной деятельности на  уроках биологии в рамках ФГОС.

Как  развивать  у  школьника  интерес к  предмету?

Проблема  современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами, поэтому знания быстро устаревают, нуждаются в коррекции. Более востребованными оказываются результаты образования не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться, самостоятельно приобретать знания. Федеральный государственный образовательный стандарт   определяет в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию».

 Предполагается, что формирование УУД осуществляется в процессе изучения каждого из предметов общего образования, в том числе биологии. Главная задача сегодняшнего дня в образовании - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу планомерного развития личности путём включения в активную учебно-познавательную деятельность.

Познавательный интерес – это  избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию,  к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес является движущей силой, обеспечивающей и высокое качество знаний, и формирование необходимых умений и навыков. Вследствие этого в педагогике проблема интереса воспитанника в процессе его обучения была и остаётся актуальной, а пробуждение и сохранение интереса у учащихся способствует гуманизации образования и продуктивности обучения.

          Моя работа   направлена на создание условий для развития познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии. Познавательная направленность ученика носит  очень избирательный характер. То, что его интересует, то, что имеет  жизненную значимость для него, он с увлечением изучает, познает. В противном случае интерес ученика будет носить случайный, поверхностный характер. Формирование развитие познавательной активности  и интереса предмету происходит по следующей схеме:  от  удивления и любопытства  к   любознательности и далее к устойчивому интересу, когда ученик понимает структуру, логику материала. Как все психические свойства личности, интерес порождается и развивается в процессе деятельности. Учителю необходимо так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости в процессе познания.

         Важнейшей задачей, на мой взгляд, является формирование положительной учебной мотивации. Ведущим при этом становится учебно-познавательный интерес, который осознаётся как жажда знаний, стремление к их расширению, углублению, систематизации. Совместно с детьми на уроках мы выяснили, что помогает формировать и поддерживать интерес к предмету: необычная форма преподнесения материала, анализ жизненных ситуаций, эмоциональная речь учителя, сотрудничество учителя и учащихся, ориентация научного материала на будущую профессию т.д.

  Существенно помогает этому создание проблемных ситуаций, подчёркивающих внутренние противоречия между познавательными задачами и недостаточным уровнем имеющихся знаний для их решения. Проблемные ситуации позволяют развивать у учащихся учебно-познавательную компетенцию, учат их целеполаганию, планированию работы, рефлексии, самостоятельности.

Содержание предмета биологии позволяет применять  разнообразные самостоятельные работы  во всех формах обучения: на уроках,  во внеучебных занятиях. Основанием для классификации самостоятельных работ могут стать:

- формы обучения и использование в них различных видов самостоятельных работ;

- источники знаний (натуральные объекты, ИКТ, учебник, модели и т.д.).

- уровень познавательной  самостоятельности;

Важным педагогическим условием организации самостоятельных работ является контроль и оценка результатов. Если работа не оценивается, то это развивает безответственное отношение к ней. В своей работе использую разнообразные формы устного и письменного контроля, например: опрос по цепочке,  блиц опрос, биологический диктант, тестовый контроль и другие.

Самостоятельная работа во внеурочное время является прекрасным способом расширения научного кругозора школьников и углубления познавательных интересов.

Таким образом, эффективность обучения находится в прямой зависимости от уровня активности ученика и самостоятельности в познавательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья и презентация по теме: "Требования к современному уроку биологии в рамках ФГОС второго поколения".

Статья информирует о вопросах современного преподавания биологии в рамках реализации ФГОС нового поколения....

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

методическая разработка "Дифференцированный подход в обучении биологии в рамках ФГОС второго поколения"

материал содержит теоретичекий аспект вопроса и примеры дифференциации заданий в обучении биологии...

биология – 5 класс Сценарий проблемно-эвристического урока по биологии в рамках ФГОС «Лишайники – растения-сфинксы»

Тип урока: изучение нового материала.Технология построения: проблемно-эвристический урок.Тема урока: Лишайники – растения-сфинксы.Цель: определить место лишайников в царстве растений.Задачи: Образоват...

Программа внеурочной деятельности «Экологические тропы парковых зон Тулы» (ориентирована на обучающихся пятых классов, изучающих биологию в рамках ФГОС)

       Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной си­туации начала XXI века.         В...