Программа элективного курса "Задачи на проценты".
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему

Нейман Татьяна Павловна

Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Задачи на проценты46.81 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  

ПСТ.  МАДМАС

Рекомендована методическим

объединением           учителей

естественно – математического

цикла

Протокол №      от «     »……г

Утверждаю  

Директор школы

 ____________(ИвановаН.С.)

 «…..»……………..г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО   КУРСА

 ПО МАТЕМАТИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

«ЗАДАЧИ НА ПРОЦЕНТЫ»

Составлена учителем  физики и математики первой квалификационной категории  Нейман Т.П.

Мадмас

2015

Пояснительная записка.

 Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.

Предлагаемый курс «Проценты в нашей жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению ловседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии  производства; ориентирует учащихся на обучение по социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выде-лить группы задач,которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпи-адных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми исто-рическими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.

Содержание.

Содержание программы.

Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (1час).

Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.

Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (3 часов).

Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.

Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (2 часа).

Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.

Тема 4. Итоговый урок по решению задач в виде игры.(2 час)

Цели курса:

  • сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
  • способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практиче-ских проблем.

Задачи курса:

  • сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
  • решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
  • привить учащимся основы экономической грамотности;
  • помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Литература.

Для учащихся

  1. Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989. - С. 73.
  2. Виленкнн, Н. Л., Жохов, В. И., Чесноков, А. С, Шварцбурд, СИ. Математика 6. - М.: Дрофа, 2000.
  3. Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. - М.: Дрофа, 2003.-120 с.
  4. Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. - М.: Издательский дом «Генжер», 2001.
  5. Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы.под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988.
  6. Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. - № 1. - 1992.
  7. Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси. Математика в школе. - 1997. - № 6. - С. 77.

Для учителя

1. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995. - 240 с.

2. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981

3. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-
11 классы: учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.

4. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. - М.: Просвещение, 2002.

  1. Симонов, А. С. Сложные проценты. Математика в школе. - 1998. -№ 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса" Решение задач на проценты "

Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....

Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"

представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа.,  презентация, графики в Excel...

Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"

Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый  курс  « Задачи на проценты »  своим  содержанием  сможет...

Программа элективного курса "Проценты в ГИА и ЕГЭ"

Составлена программа на 17ч., указана используемая литература....

Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"

Рабочая программа данного предметно-ориентированного  элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...

Рабочая программа элективного курса "Проценты на все случаи жизни"

В данной работе представлена рабочая программа элективного курса  для 7-9 классов "Проценты на все случаи жизни"....