Программа элективного курса "Задачи на проценты".
элективный курс по алгебре (9 класс) на тему
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задачи на проценты | 46.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ПСТ. МАДМАС
Рекомендована методическим объединением учителей естественно – математического цикла Протокол № от « »……г | Утверждаю Директор школы ____________(ИвановаН.С.) «…..»……………..г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ПО МАТЕМАТИКЕ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА
Составлена учителем физики и математики первой квалификационной категории Нейман Т.П.
Мадмас
2015
Пояснительная записка.
Разработка программы данного курса обусловлена непродолжительным изучением темы «Проценты» на первом этапе основной школы, когда учащиеся в силу возрастных особенностей еще не могут получить полноценные представления о процентах, об их роли в повседневной жизни. На последующих этапах обучения повторного обращения к этой теме не предусматривается. Во многих школьных учебниках можно встретить задачи на проценты, однако в них отсутствует компактное и четкое изложение соответствующей теории вопроса. Текстовые задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы и ЕГЭ, в конкурсные экзамены. Однако практика показывает, что задачи на проценты вызывают затруднения у учащихся и очень многие окончившие школу не имеют прочных навыков обращения с процентами в повседневной жизни. Понимание процентов и умение производить процентные расчеты в настоящее время необходимы каждому человеку: прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, демографическую, экологическую, социологическую и другие стороны нашей жизни.
Предлагаемый курс «Проценты в нашей жизни» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению ловседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и задач технологии производства; ориентирует учащихся на обучение по социально-экономическому профилю. Познавательный материал курса будет способствовать не только выработке умений и закреплению навыков процентных вычислений, но и формированию устойчивого интереса учащихся к процессу и содержанию деятельности, а также познавательной и социальной активности. Данный курс предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. Логический анализ содержания темы «Проценты» позволил выде-лить группы задач,которые и составили основу изучаемого курса. Каждой группе задач предшествует небольшая историческая и теоретическая справка. Кроме того, рассматриваются задачи с практическим содержанием, а именно такие задачи, которые связаны с применением процентных вычислений в повседневной жизни. Предлагаемые задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных примеров расчета процентов в реальной банковской ситуации. В программе проводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем, и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: рассказ, беседа, семинар. Разнообразный дидактический материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до конкурсных и олимпи-адных. Содержание материала курса показывает связь математики с другими областями знаний, иллюстрирует применение математики в повседневной жизни, знакомит учащихся с некоторыми исто-рическими сведениями по данной теме. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
Содержание.
Содержание программы.
Тема 1. Проценты. Основные задачи на проценты. (1час).
Сообщается история появления процентов; устраняются пробелы в знаниях по решению основных задач на проценты: а) нахождение процента от числа (величины); б) нахождение числа по его проценту; в) нахождение процента одного числа от другого. Актуализируются знания об арифметических и алгебраических приемах решения задач.
Тема 2. Процентные расчеты в жизненных ситуациях. (3 часов).
Показ широты применения в жизни процентных расчетов. Введение базовых понятий экономики: процент прибыли, стоимость товара, заработная плата, бюджетный дефицит и профицит, изменение тарифов, пеня и др. Решение задач, связанных с банковскими расчетами: вычисление ставок процентов в банках; процентный прирост; определение начальных вкладов. Выполнение тренировочных упражнений. Форма занятий: объяснение, практическая работа. Метод обучения: выполнение тренировочных задач. Формы контроля: проверка самостоятельно решенных задач.
Тема 3. Задачи на смеси, сплавы, концентрацию. (2 часа).
Усвоение учащимися понятий концентрации вещества, процентного раствора. Формирование умения работать с законом сохранения массы. Обобщение полученных знаний при решении задач на проценты. Форма занятий: комбинированные занятия. Метод обучения: рассказ, объяснение, выполнение практических заданий.
Тема 4. Итоговый урок по решению задач в виде игры.(2 час)
Цели курса:
- сформировать понимание необходимости знаний процентных вычислений для решения большого круга задач, показав широту применения процентных расчетов в реальной жизни;
- способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практиче-ских проблем.
Задачи курса:
- сформировать умения производить процентные вычисления, необходимые для применения в практической деятельности;
- решать основные задачи на проценты, применять формулу сложных процентов;
- привить учащимся основы экономической грамотности;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Литература.
Для учащихся
- Виленкин, Н. Л. За страницами учебника математики. - М.: Просвещение, 1989. - С. 73.
- Виленкнн, Н. Л., Жохов, В. И., Чесноков, А. С, Шварцбурд, СИ. Математика 6. - М.: Дрофа, 2000.
- Денищева, Л. О., Бойченко, Е. М., Глазков, Ю. А. и др. Готовимся к единому государственному экзамену. Математика. - М.: Дрофа, 2003.-120 с.
- Денищева, Л. О., Миндюк, М. Б., Седова, Б. А. Дидактические материалы по алгебре и началам анализа. 10-11 класс. - М.: Издательский дом «Генжер», 2001.
- Егерев, В. К. и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы.под ред. М. И. Сканави. - М.: Высшая школа, 1988.
- Рязановский, А. Р. Задачи на части и проценты // Математика в школе. - № 1. - 1992.
- Шорина, С. П. Обоснование старинного способа решения задач на смеси. Математика в школе. - 1997. - № 6. - С. 77.
Для учителя
1. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981Саранцев, Г. И. Упражнения в обучении математике. (Библиотека учителя математики). - М.: Просвещение, 1995. - 240 с.
2. Глейзер, Г. И. История математики в школе (4-6 кл.): пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981
3. Дорофеев, Г. В., Седова, Е. А. Процентные вычисления. 10-
11 классы: учеб.-метод, пособие. - М.: Дрофа, 2003. - 144 с.
4. Никольский, С. Н., Потапов, М. К., Решетников, Н. Н. Алгебра в 7 классе: методические материалы. - М.: Просвещение, 2002.
- Симонов, А. С. Сложные проценты. Математика в школе. - 1998. -№ 6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса" Решение задач на проценты "
Дання программа разработана для проведения элективного курса в 9 классах....
Методическая разработка программы элективного курса по теме "Проценты в нашей жизини"
представлена программа элективного курса ,тематическое планирование для 9 классаов на 9 часов и на 34 часа., презентация, графики в Excel...
Рабочая программа элективного курса по алгебре для учащихся 7 класса "Задачи на проценты"
Элективный курс для учащихся 7 класса по алгебре "Задачи на проценты" разработан мной в 2011г. Предлагаемый курс « Задачи на проценты » своим содержанием сможет...
Программа элективного курса "Проценты в ГИА и ЕГЭ"
Составлена программа на 17ч., указана используемая литература....
Программа элективного курса "Проценты, сложные проценты. Смеси и сплавы"
Рабочая программа данного предметно-ориентированного элективного курса расчитана на решение практических задач по теме "Проценты, сложные проценты", что способствует:1.подготовке к успешной...
Рабочая программа элективного курса "Проценты на все случаи жизни"
В данной работе представлена рабочая программа элективного курса для 7-9 классов "Проценты на все случаи жизни"....