Тематическое планирование по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) по теме
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы. Программа составлена на основе учебника: Биология. Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники. Учебник для 6 класса общеобразовательнй школы/ под ред.И.Н. Пономаревой.-М.:Вентана-Графф 2005.-224с.:ил. Программы для общеобразоват.учреждений. Природоведение.Биологоия.Экология.:программы.-М.:Вентана-Графф.2008.-176с. Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 6 классе рассчитана на изучение предмета 1,5ч часа (2 часа в первом полугодие, 1 час во втором полугодие)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_6_klas.doc | 268 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18 ГОРОДА КОСТРОМЫ
Рабочая общеобразовательная программа
по учебному предмету
Биология. Растения.
6 класс.
Составила
Учитель:
Рыбкина
Надежда Витальевна
2012_/2013_учебный год
Кострома 2012
Пояснительная записка
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы. Программа по биологии для 6 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования.
Программа составлена на основе учебника: Биология. Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники. Учебник для 6 класса общеобразовательнй школы/ под ред.И.Н. Пономаревой.-М.:Вентана-Графф 2005.-224с.:ил. Программы для общеобразоват.учреждений. Природоведение.Биологоия.Экология.:программы.-М.:Вентана-Графф.2008.-176с.
Согласно действующему базисному учебному плану рабочая программа базового уровня в 6 классе рассчитана на изучение предмета 1,5ч часа (2 часа в первом полугодие, 1 час во втором полугодие)
Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа содействует реализации единой концепции биологического образования, сохраняя при этом условия для вариативного построения курсов биологии и проявления творческой инициативы учителя.
В 6 классе учащиеся понимают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представления о многообразии животных организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основы охраны природы, природопользования, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
Содержание курса биологии 6 класса способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний. Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического патриотического, трудового воспитания школьников.
Цель программы: дать представление о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний.
Задачи:
- Привить познавательный интерес к новому для учеников предмету
через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы, экскурсии, нестандартные уроки контроля знаний
- Создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
- обеспечить усвоение учащимися знаний по анатомии, морфологии, физиологии и систематике растений, бактерий и грибов в соответствии со стандартом биологического образования через систему из 35 уроков
- Способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать биологичес-кие объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наб-людения в природе, умение распознавать наиболее распространённые растения и грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии
- Продолжить развивать у детей общеучебные умения и навыки: особое внимание уделить развитию у шестиклассников умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки через монологические ответы на уроках и особое отношение к работе в тетрадях (ежемесячная проверка ведения тетради и конкурс на лучшую тетрадь в конце учебного года)
- Создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у шести-классников
-слуховой и зрительной памяти, внимания, мышления, воображения,
-эстетических эмоций,
-положительного отношения к учёбе,
-умения ставить цели
через учебный материал каждого урока, использование на уроках презентаций, красивых наглядных пособий, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика
- Способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я-концепцией», формированию у учащихся коммуникативной и валеологической компетентностей: особое внимание обратить на воспитание у шестиклассников ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать) через учебный материал каждого урока, лабораторные работы, КСО
Общая характеристика учебного предмета
Учебный курс включает теоретический и практический разделы, соотношение между которыми в общем объеме часов варьируется в зависимости от специализации образовательного учреждения, подготовленности обучающихся, наличия соответствующего оборудования. При изучении курса включены: 17 лабораторных работ , 2 экскурсии 1контольная работа по теме: «Основные отделы царства Растения»
В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (2 часа) для более широкого использования, наряду с традиционным уроком, разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных педагогических технологий.
Раздел включает перечень лабораторных и практических работ, учебных экскурсий и других форм практических занятий, которые проводятся после подробного инструктажа и ознакомления, учащихся с установленными правилами техники безопасности.
Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с последовательностью уроков, на которых они проводятся.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
Технологии опорных конспектов и графического представления информации позволяют давать и запоминать информацию блоками обеспечивают экономию времени при объяснении нового материала; представляют материал в более наглядном доступном для восприятия виде, воздействует на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая лучшее усвоение.; дифференциация решает задачу индивидуального подхода; коллективное обучение снижает конфликтные ситуации, позволяет обучающимся работать в соответствии со своим ритмом
Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности.
Методы обучения
- учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;
- интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем;
- личностно-деятельностный подход, применение здоровьесберегающих технологий.
Формы обучения
- уроки усвоения новой учебной информации;
- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
- уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;
- лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги.
В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся.
Формы контроля предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль;
- контрольная работа;
- дифференцированный индивидуальный письменный опрос;
- самостоятельная проверочная работа;
- экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания;
- компьютерный контроль;
- анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия.
Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты, контрольные работы. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении данного курса.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса
Учащиеся должны знать:
- строение и функции клетки;
- особенности строения и жизнедеятельности бактерий, грибов, растений;
- сведения о таксономических единицах;
- способы размножения бактерий, грибов, растений;
- основные этапы развития растительного мира;
- взаимосвязь растений с факторами среды;
- взаимосвязь растений с другими организмами в природных сообществах;
- роль бактерий, грибов, растений в природе, значение их в жизни человека, народном хозяйстве;
- охраняемые растения своей местности, мероприятия по их охране;
- основные растения региона, особенности их возделывания.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться увеличительными приборами, готовить микропрепараты и работать с ними;
- вести наблюдения и ставить простейшие опыты с растениями;
- проводить наблюдения в природе за сезонными изменениями, вести фенологический дневник;
- ухаживать за растениями, выращивать их;
- проводить работы на учебно-опытном участке, применять знания по биологии растений при их выращивании;
- соблюдать правила поведения в природе;
- работать с учебником, составлять план параграфа, использовать рисунки и текст как руководство к лабораторным работам, находить в тексте сведения для составления и заполнения таблиц и схем.
Средства обучения.
1. Печатные пособия.
Таблицы:
- Портреты великих ученых - естествоиспытателей;
- Справочные издания по естественным наукам: словарь, справочник, определитель;
- Таблицы по ботанике
3. Технические средства обучения
- Компьютер мультимедийный;
- Мультимедийный проектор;
- Экран проекционный
4. Лабораторное оборудование
- Микроскоп
- Пипетки
- Стаканы
- Микропрепараты
- Предметные стекла
- Лупы
Наглядные пособия
1.Гербарии растений
2.Комнатные растения
Контроль уровня знаний
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («отлично») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («хорошо»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («удовлетворительно»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («неудовлетворительно»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
Учебно-тематическое планирование
№п/п | Название раздела | Количество часов | Лабораторные и практические | Экскурсии |
1 | Введение. Общее знакомство с растениями | 4часа | 1 | 1 |
2 | Клеточное строение растений | 3 часа | 2 | |
3 | Органы цветковых растений | 15 часов | 7 | |
4 | Основные процессы жизнедеятельности растений | 9 часов | 1 | |
5 | Основные отделы царства растений | 10часов | 5 | |
6 | Историческое развитие растительного мира на Земле | 2часа | ||
7 | Царство Бактерии | 2часа | ||
8 | Царство Грибы. Лишайники | 4часа | 1 | |
9 | Природные сообщества | 2часа | 1 | |
10 | Заключительный урок | 1час | ||
11 | Итого | 52 часа | 17 | 2 |
Содержание программы
Введение. (4 ч)
Ботаника – наука о растениях. Царства бактерий, грибов, растений. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Среды обитания растений.
Лабораторные работы:
Знакомство с цветковым растением
Экскурсия
«Многообразие растений»
Клеточное строение организмов (3 ч)
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Состав клетки: вода, минеральные и органические вещества. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».
Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.
Лабораторные работы
Устройство лупы и светового микроскопа. Рассматривание с помощью лупы строения растений. Правила работы с ними.
Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.
Органы цветковых растений(15 часов)
Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян.
Строение семени однодольных и двудольных растений. Условия прорастания и значение семян.
Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля. Роль камбия. Многообразие стеблей. Корни. Виды корней. Значение корней. Строение и значение побегов. Почка-зачаточный побег растения. Лист. Внешнее внутреннее строение листа. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и фотосинтеза. Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля. Роль камбия. Многообразие стеблей. Цветок, его значение и строение. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Опыление.Виды плодов.
Лабораторные работы
Изучение строения семян двудольных и однодольных растений
Строение корня у проростка гороха
Строение почек расположение почек на стебле.
Внешнее строение листа
Внешнее и внутреннее строение стебля.
Изучение строения цветка и соцветий.
Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений.
Основные процессы жизнедеятельности растений(9 ч)
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение). Условия прорастания семян, питание проростков. Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Обмен веществ и энергии. Рост растений. Этапы развития. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Растение – целостный организм.
Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; питания проростков запасными веществами семени; получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями, передвижение органических веществ по лубу.
Лабораторные работы
Вегетативное размножение комнатных растений.
Основные отделы царства растений (10 часов)
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Семейства двудольных и однодольных растений. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
Демонстрация живых и гербарных растений
Лабораторные работы
Определение одноклеточных водорослей
Изучение внешнего вида мохообразных растений
Изучение внешнего вида папоротникообразных
Изучение внешнего вида шишек и семян хвойных
Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений.
Историческое развитие растительного мира (2часа)
Этапы развития растительного мира, половое размножение , фотосинтез, многоклеточность, выход на сушу .
Многообразие и происхождение культурных растений. Селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И.Вавилова
Царство Бактерии (2 часа)
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.
Царство Грибы Лишайники (4 часа)
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.
Лабораторные работы
Изучение строения плесневых грибов
Природные сообщества (2 ч)
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений. Взаимосвязь растений с другими организмами. Растительные сообщества и их типы. Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.
Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.
Экскурсия
Жизнь растений в весенний период
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Стандарт | Основные понятия | Лабораторные работы | Дом. задание. | Дата проведения |
1 | Р1: Введение Общее знакомство с растениями. Наука о растениях ботаника. Мир растений Урок С ИКТ | вводный | Наука о растених-ботаника. Общие сведения о многообразии растенй на Земле. Культурные и дикорастущие, однолетние и многолетние, лекарственные и декоративные растения. Общие признаки растений. Среды обитания растенй | Ботаника, царство,культурные,дикорастущие растения, двулетние, однолетние. | §1,стр3-10,в.3 | ||
2. | Разнообразие растений | Изучение нового материала | Корень,побег,стебель,листья,почки,цветок,вегетативные органы,генеративные органы | Л/р №1Знакомство с цветковым растением: Оборудование: лупа ручная,гербарии цветковых растений. | §2 | ||
3. | Экскурсия «Многообразие растений» | - | |||||
4. | Четыре среды обитания жизни растений | Изучение нового материала | Наземно-воздушная,водная, почвенная, организменная, экология, окружающая среда | §4,§5 | |||
5 | Р 2: Клеточное строение растений Микроскоп и лупа-приборы для изучения строения растений. | Урок-лабораторная работа | Увеличительные приборы. Клетка –основная структурная единица организма растения. Ткани. Процессы жизнедеятельности клеток:рост,дыхание,питание,размножение.движение | Клетка, лупа, микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив. | Л/р№2: Ознакомление с устройством ручной лупы и микроскопа. Рассматривание с их помощью клеточного строения растений Оборудование: ручные лупы, штативная лупа, микроскоп, микропрепараты | выучить правила работы с микроскопом стр 16 | |
6. | Строение растительной клетки. | Урок-лабораторная работа | Оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласты, пигменты, хлорофилл, хромосомы | Л/р№3: Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Оборудование: табл. «Строение растительной клетки» лабораторное оборудование, лук, йод. | §7, 8 оформить рисунок в тетради | ||
7 | Ткани растений и их виды. | Рост, дыхание, питание, деление клетки, ткань | §9 | ||||
8 | Р 3: Органы цветковых растений. Семя. Внешнее строение и внутреннее строение семени | Изучение нового материала | Внешнее и внутреннее строение семян. Типы семян. Строение семени однодольных и двудольных растений. Условия прорастания и значение семян. Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля. Роль камбия. Многообразие стеблей. | Однодольные, двудольные, семядоли, эндосперм, зародыш, семенная кожура, семяножка, микропиле | Л/р№ 4: Изучение строения семян двудольных и однодольных растений Оборудование, Табл «Строение семян однодольных растений», «Строение семян двудольных растений» коллекции семян | §10.творческое задание, изготовление коллекции семян | |
9 | Условия прорастания и значение семян | комбинированный | Теплолюбивые,холодостойкие, вода.кислород | §11, 12.в.2 | |||
10 | Корень. Внешнее строение корня. | Изучение нового материала | Корни. Виды корней. Значение корней | Корневая система, боковой корень, главный корень, стержневая и мочковая система | Л/р №5 Строение корня у проростка гороха. Типы корневых систем. Оборудование:лупа, проросшее семя, гербарии | §13, в.4 | |
11 | Корень. Внутреннее строение корня | комбинированный | Зона деления, зона роста, зона поглощения, зона проведения | §14 | |||
12 | Значение корней их разнообразие. Урок с ИКТ | Изучение нового материала | Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни, дыхательные корни | §15, сообщения | |||
13 | Побег. Строение и значение побега | Изучение нового материала | Строение и значение побегов. Почка-зачаточный побег растения. | Побег, почка, вегетативные и генеративные почки, конус нарастания, междоузлие, пазуха листа, очередное, супротивное и мутовчатое листорасположение. Корневище, клубень, луковица | §16, в 2 | ||
14. | Почка. Внешнее и внутреннее строение почки. | комбинированный | Побег, почка, вегетативные и генеративные почки, конус нарастания, | Л/р № 6: Строение вегетативной и генеративной почки. Расположение почек на стебле. Оборудование: наборы побегов, различных растений. Табл «Строение побега и почки» | §17, вопросы | ||
15 | Лист. Внешнее и внутреннее строение листа | Изучение нового материала | Лист. Внешнее внутреннее строение листа. Лист как специализированный орган фотосинтеза, испарения и фотосинтеза. | Листовая пластинка, черешок, простые и сложные листья, жилкование Кожица листа, устьица, хлоропласты, мякоть листа, проводящий пучок, | Л/р№7 Внешнее строение листа Оборудование:гербаии растений, комнатные растения. | §18.,зап.табл.стр.66 | |
16 | Функции листа | комбинированный | Газообмен, фотосинтез, видоизмененные листья | §19.в4 | |||
17 | Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля. | Изучение нового материала | Стебель. Внешнее и внутреннее строение стебля. Роль камбия. Многообразие стеблей | Удлиненный, укороченный, камбий.луб, корка, трахеиды,сосуды | Л/р№ 8 Внешнее и внутреннее строение стебля. Оборудованиекомнатные растения,ветка тополя. | §20.в3 | |
18 | Видоизменения подземных побегов. Многообразие стеблей | комбинированный | Чечевички, пробка, камбий, луб, древесина, сердцевина, | §21,22 | |||
19 | Цветок. Строение и значение цветка | Изучение нового материала | Цветок, его значение и строение. Соцветия. Биологическое значение соцветий. Опыление. Виды плодов. | Пестик, тычинка, венчик, цветоложе, пыльник, чашелистик, чашечка, рыльце, столбик, завязь, семязачаток, двудомные и однодомные растения | Л/р№9 Изучение строения цветка и соцветий. Оборудование: гербарии растений | §23 | |
20 | Цветение и опыление растений. Урок с ИКТ | Комбинированный урок | Опыление. Самоопыление. Двойное оплодотворение | Л/Р №10 Рассмотрение цветков насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений. Оборудование: гербарии растений | §24.в3 | ||
21 | Плод. Разнообразие и значение плодов | комбинированный | Сухие плоды. Сочные плоды. Плод | §25.заполнить табл. «сухие и сочные плоды» | |||
22 | Взаимосвязь органов растения. Обобщающий урок по разделу: Органы цветковых растений | Обобщение знаний | - | ||||
23 | Р4: Основные процессы жизнедеятельности растений. Корневое питание | Изучение нового материала | Корневое (минеральное) питание растений. Поглощение воды и минеральных веществ из почвы | Минеральные и органические вещества, почва, плодородие, удобрение | §27вопрстр 99 | ||
24 | Воздушное питание растений. | Воздушное (углеродное) питание растений. Фотосинтез | Фотосинтез, дыхание | §28,сообщения | |||
25 | Космическая роль зеленых растений | Урок-итервью | Космическая роль зеленых растений: создание органических веществ, накопление энергии, поддержание постоянства содержание углекислого газа и накопление кислорода в атмосфере. | §29в2, создание презентаций | |||
26 | Дыхание у растений и обмен веществ | комбинированный | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды | Дыхание растений. Поглощение кислорода, выделение углекислого газа и воды | §30 в 1,2 | ||
27 | Значение воды в жизнедеятельности растений. Урок с ИКТ | Изучение нового материала | Роль воды в жизнедеятельности растений. | Сосудистые пучки, испарение. | § 31,творч.задание | ||
28 | Размножение и оплодотворение у растений | Изучение нового материала | Размножение растений. Половое и бесполое. Двойное оплодотворение Вегетативное размножение его виды и биологическая роль в природе | Пыльцевое зерно, зародышевый мешок, пыльцевая трубка, пылевход, центральная клетка, двойное оплодотворение, Опыление | § 32в1-2 | ||
29 | Вегетативное размножение растений. Использование вегетативного размножения | Черенок, отпрыск, клубень, усы, отводки, прививка, культура тканей | Л/р № 14 Вегетативное размножение комнатных растений . Оборудование6омнатные растения | §33,§34 запол. табл | |||
30 | Рост и развитие растительного мира. | Рост, развитие | §35,§36 | ||||
31 | Урок-игра по разделу: «Основные процессы жизнедеятельности растений» | Обобщение знаний | |||||
32 | Р: 5 «Основные отделы царства растений» Понятие о систематике растений | Изучение нового материала. | Понятие о систематике растений. Деление его на подцарства, отделы. Классы, семейства, роды, виды. | Систематика, вид, род, семейство, порядок, класс, отдел, царство. | §37 | ||
33 | Водоросли. Общая характеристика | комбинированный | Характеристика одноклеточных и многоклеточных водорослей. Значение водорослей в природе и народном хозяйстве | Хроматофор, ризоиды, хламидомонада, хлорелла, ламинария | §38.в2, сообщения | ||
34 | Многообразие водорослей | комбинированный | Зеленые, бурые, красные водоросли | Л/р № 15 Определение одноклеточных водорослей Оборудование: микроскоп,микропрепарат одноклеточной водоросли | §39 | ||
35 | Отдел Мохообразные. Общая характеристика | Изучение нового материала. | Разнообразие мхов. Общая характеристика мхов как высших споровых растений. Размножение и развитие мхов. Кукушкин лен и сфагнум. Значение мхов в природе и н/х | Спора, высшее споровое растение, сперматозоид, яйцеклетка. Вайи, корневище, спорангии | Л/р №16 Изучение внешнего вида мохообразных растений. Оборудование: лупа, предметное стекло, гербарии кукушкина льна | §40,в3 | |
36 | Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика | Комбинированный | Характеристика папоротников, хвощей, плаунов. Размножение и развитие папоротников. | Спора, высшее споровое растение, сперматозоид, яйцеклетка. | Л/р №17 Изучение внешнего вида папоротникообразных | §41 | |
37 | Одел Голосеменные. Общая характеристика | Изучение нового мате риала | Общая характеристика. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных. | Голосеменные, семя | Л/р№18 Изучение внешнего вида шишек и семян хвойных. Оборудование: лупа, побеги сосны, побеги ели, шишки сосны, шишки ели, шишки лиственницы | §42, | |
38 | Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика. Урок с ИКТ | Изучение нового материала | Характеристика покрытосеменных. Многообразие покрытосеменных растений. Значение покрытосеменных в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых на классы однодольные и двудольные | Цветковые, плод, деревья, кустарники, травы, однолетние, двулетние и многолетние растения | Л/р №19 Знакомство с разнообразием покрытосеменных на примере комнатных растений. Обордование: комнатные растения. | §43, сообщения | |
39 | Семейства двудольных цветковых растений | комбинированный | Двудольные растения | §44,творч задание по в.4 | |||
40 | Семейство класса Однодольные | комбинированный | Однодольные растения | §45подг к контрольной. работе | |||
41 | Контрольная работа по разделу: «Основные отделы царства растений» | - | |||||
42 | Раздел 6: Историческое развитие растительного мира Понятие об эволюции Растительного мира. Эволюция высших растений. | Изучение нового материала | Этапы развития растительного мира, половое размножение , фотосинтез, многоклеточность, выход на сушу | эволюция | §46,§47 | ||
43 | Многообразие и происхождение культурных растений. | Изучение нового материала | Многообразие и происхождение культурных растений. Селекция растений. Центры происхождения культурных растений. Значение трудов Н.И.Вавилова | Центр происхождения, селекция | §48,§49 | ||
44 | Раздел 7: Царство Бактерии Бактерии-древнейшая группа живых организмов | Изучение нового материала | Бактерии как древнейшая группа живых организмов. Отличие клетки бактерий от клетки растений. Понятие о прокариотах | Бактерии | §50 | ||
45 | Разнообразие и значение бактерий. Урок с ИКТ | комбинированный | бактерии синезеленые, или цианобактерии, сапрофиты, паразиты | §51,52, табл Значение бактерий в природе и для человека | |||
46 | Раздел 8: Царство Грибы. Лишайники. Общая характеристика царства грибов. | Изучение нового материала | Общая характеристика грибов. Питание, дыхание, споровое размножение, плесневые грибы: мукор, пеницилл. Одноклеточные и многоклеточные грибы. | Мицелий,гифы, симбиоз | Л/Р№ 20 Изучение строения плесневых грибов Оборудование: лупа.микроскоп, плесень мукор | §53в3 | |
47 | Многообразие и значение грибов | комбинированный | Шляпочные грибы. Съедобные и несъедобные грибы. | Шляпочные, съедобные и несъедобные. | §54 | ||
48 | Лишайники. | Изучение нового материала | Строение, питание и размножение лишайников. Многообразие. Значение лишайников в природе и в н/х. | Кустистые, листоватые и накипные лишайники | §55,в3 | ||
49 | Обобщающий урок по рахделу: Бактерии. Грибы.Лишайники. | ||||||
50 | Раздел 9: Природные сообщества. Понятие о биогеоценозе, экосистеме и растетельном сообществе. Смена прирдных сообществ. | Изучение нового матерала | Природное сообщество как биоценоз-совокупность растений.животных, грибов,бактерий и условий среды обитания. | Растительное сообщество, растительность | §56.57. 58 | ||
51 | Экскурсия Жизнь растений в весенний период | - | |||||
52 | Заключительный урок | ||||||
53-54 | Резервное время |
Литература
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. Растения.Бактерии.Грибы.Лишайники. Учебник для 6 класса общеобразовательнй школы/ под ред.И.Н. Пономаревой.-М.:Вентана-Графф 2005.-224с.:ил.
Список дополнительной литературы для учителя:
- Дубинина И.В. Биология. Бактерии, грибы, растения 6 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику Пасечник В.В. «Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения»: Пособие для учителя/ 3-е издание стереотипное.-М.: Дрофа 2002
- Контрольные и проверочные работы по биологии.: 6 класс к учебнику Пасечник В.В. «Биология. 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения»/Л.Д.Парфилова.- М.: изд. «Экзамен» 2005
- КалининаА.Л. Поурочные разработки по биологии 6 (7)класс. – М.:Вако 2005
- Биология в таблицах 6-11 класс: справочное пособие/авт.сост. Т.А. Козлова, В.С. Кучменко.- 11-е изд. стереот. М.:Дрофа 2009
- Богоявленская А.Е. Активные формы и методы обучения биологии. Раздел "Растения, грибы, лишайники". (Дидактические материалы к учебнику 6-7 кл.).- М.,Просвещение,1995
- Ботаника. Книга для учителя в 2 ч. – М., Просвещение, 1996.
- Калинова Г.С. и др. Тестовый контроль знаний учащихся по биологии. – М., Просвещение,1996.
Список дополнительной литературы для учащихся:
- Верзилин Н.М. По следам Робинзона.- М., Просвещение, 1994.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины – М., Просвещение, 1991.
- Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
Интернет-ресурсы:
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».
Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы основного общего образования по биологии для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа и тематическое планирование по биологии 6 класс к УМК Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 6кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений / Пасечник, В.В.-12-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2009
В рабочей программе выделены: основное содержание ( тема, количество часов, демонстрационные опыты, лабораторные и практические работы учащихся), основные требования к знаниям и умениям, навыков учащи...
Календарно-тематическое планирование по биологии к УМК В. М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко."Биология. Животные. 7 класс"
В планировании указаны: название темы, количество часов, тема урока,лабораторная, практическая работы, домашнее задание...
Календарно-тематическое планирование по биологии 7 класс на основе УМК «Биология. 5-9 класс» В.В. Пасечник (базовый уровень)
Календарно- тематическое планирование по биологии 7 класс УМК "Биология.5-9 класс В.В.Пасечник (базовый уровень)...
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по биологии. Класс 11 класс (профильный)
Количество часов: всего _105 часов; в неделю _3_ часа; Планирование составлено на основе Программы общеобразовательных учреждений по биология для 10-11 классов, авторы: Г.И. Дымшиц, О.В. Са...
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по биологии для 6-9 классов по учебникам линии УМК «Биология - Сферы» (Сухорукова Л.Н., Кучменко В.С., Цехмистренко Т.А.)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, личностные, предметные и метапредметные результаты освоения биологии, содержание курса, тематическое планирова...