Методическая разработка интеллектуальной игры по дисциплине "Обществознание"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему
Интеллектуальная игра содержит познавательный, информационный, занимательный материал по учебной дисциплине «Обществознание». Игра поможет углубить и систематизировать знания по изученным темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_igry.doc | 243.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и науки Тамбовской области
МБОУ Уваровщинская средняя общеобразовательная школа
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ
по предмету «Обществознание».
Подготовила: учитель истории и
обществознания Гончарова Л.Ю.
Кирсанов - 2013 г.
Методическая разработка интеллектуальной игры по предмету «Обществознание» составлена для учителей.
Целями данной методической разработки являются закрепление полученных знаний по предмету «Обществознание», оценка в игровой форме степени усвоения пройденного материала.
Содержание
1.Введение 4 стр.
2.Основная часть 4-12 стр.
2.1. Конкурс «Блиц-опрос» 4-5 стр.
2.2. Конкурс «Мыслители» 5-6 стр.
2.3. Конкурс «Своя-игра» 6-8 стр.
2.4. Конкурс «Разгадай кроссворд» 8-9 стр.
2.5. Конкурс «Десять шагов к успеху» 9-12стр.
2.6. Финальный конкурс 12 стр.
Литература 13стр.
1. Введение
Цель конкурса: закрепление полученных знаний по дисциплине «Обществознание», оценка в игровой форме степени усвоения пройденного материала.
Межпредметные связи: психология, философия.
Оборудование: рисунки, ручки, бланки, карточки с заданиями, мультимедийная установка, диск
2. Основная часть
Учитель: Здравствуйте уважаемые ребята и гости. Сегодня мы с вами проводим конкурс, по предмету «Обществознание». Мы с вами изучили данный предмет, а насколько вы усвоили материал, нам покажет ваше активное участие в конкурсе. В нашем конкурсе принимают участие следующие команды. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри (идет представление членов жюри)
При помощи жребия выбирается команда, имеющая права первого хода.
2.1.Конкурс «Блиц – опрос».
Вопросы для 1 команды
1.Положение человека в обществе (статус)
2.Перемещение индивида или группы на одном и том же уровне без изменения социального статуса (горизонтальная мобильность)
3.Исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей (социальный институт)
4.Самый распространенный метод в социологи, предусматривающий сбор информации с помощью опросного листа (анкетирование)
5.Направление движения общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (прогресс)
6. Люди ответственные, за процесс социализации (агенты социализации)
7.Способность людей подчинять своей воле других людей (власть)
8.Процесс вхождения индивида в общество, усвоение им культурных норм и ценностей (Социализация)
Вопросы для 2 команды
1.Расслоение людей в обществе (стратификация)
2.Группы людей объединенных общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.п. (социальные общности)
3.Вид статуса над, которым человек не имеет контроля, получен от рождения, по наследству (предписываемый)
4. Замкнутые группы людей права и обязанности, которых предавалась по наследству (сословия)
5.Наука о политике (политология)
6.Всевозможные перемещения людей в обществе, переходы индивидов или групп из одной социальной позиции в другую (мобильность)
7.Модель поведения ориентированная на конкретный статус (социальная роль)
8. Движение общества по нисходящей линии, от высшего к низшему, от лучшего к худшему, к деградации (регресс)
2.2. Конкурс «Мыслители»
Учащимся предлагается сложить в определенный конверт с названием периода времени ученых мыслителей. Время 30 секунд.) За каждый правильный ответ – 3 балла.
Античность и средние века.
1.Аристотель.
2.Платон.
3.Фома Аквинский.
4.Августин Блаженный.
Эпоха Возрождения.
1.Т.Кампанелла.
2.Т.Мор.
3.М.Монтень.
4.Э.Роттердамский.
Новое Время.
1.Т. Гоббс.
2.Д.Локк.
3.Ш.Монтескье.
4.Ж.Руссо.
XIX – XXвв.
1.О.Конт.
2. П.Сорокин
3.Э.Дюркгейм.
4.Г.Спенсер.
2.3.Конкурс «Своя –игра»
Говорят мудрые.
10 баллов - Кому из античных философов принадлежат данные слова «Человек – это существо политическое»? (Аристотель)
20 баллов - Мыслитель античного мира автор высказывания «Я вижу близкую гибель того государства. Где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью» (Платон)
30 баллов - Русско - американский социолог, автор высказывания: «Класс наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность… Класс либо ускользает, либо превращается в неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других групп» (Питирим Александрович Сорокин)
40 баллов - Итальянский ученый эпохи Возрождения кому принадлежат слова: «Нет дела, какое устройство было бы труднее, ведение опаснее, нежели замена старых порядков новыми»? (Николло Макиавелли)
50 баллов - Английский социолог, которому принадлежит следующее высказывание «Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мертвыми церковью»? (Герберт Спенсер)
Социализация
10 баллов - Какова роль семьи в процессе социализации?
20 баллов - Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?
30 баллов - В какой период жизни- первой или второй- человек осваивает больше социальных ролей? (во второй - взрослой жизни)
40 баллов - Самый главный период социализации? (зрелость, взрослая жизнь)
50 баллов - Единственная категория населения не имеющая социальных статусов и ролей? (Дети)
Власть и режимы
10 баллов - Политический режим, при котором власть сосредотачивается в руках одного человека или в одном органе. При этом сводится на нет, представительная власть и роль оппозиции? (Авторитарный режим)
20 баллов - Ни чем неограниченная власть лица, группы, опирающаяся на силу. В России после 1917 года осуществлялась власть пролетариата? (Диктатура)
30 баллов - Определите, в условиях какого политического режима могло произойти следующее событие: «Поэт иронично отозвался о правителе и за это был сослан в другой город, а затем арестован и расстрелян»? (Тоталитарный режим)
40 баллов - Чрезмерное возвеличивание личности, правителя, вождя, базирующаяся почти на религиозном поклонении. В СССР были даже музеи, где выставлялись подарки, которые преподносили правителям за десятки лет существования советской власти? (Культ личности)
50 баллов - Вид власти, когда люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных качеств личных качеств. Они бросают вызов существующему порядку, такие лидеры появляются в период великих потрясений (Харизматическая власть)
Структура и развитие общества
10 баллов - Назовите сферу общества, которая включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег и обороты капиталов? (Экономическая сфера)
20 баллов - Кто из ученых предложил для характеристик общества термин «социальная мобильность»? (Сорокин П.А.)
30 баллов - Какую роль в обществе играет средний класс? (Это массовая прослойка, люди интеллигентных профессий, это костяк информационного общества)
40 баллов - Кто такой «маргинал»? (Индивид утративший прежний социальный статус)
50 баллов - Назовите институт, у которого главная функция – это поддержание законов, правил и стандартов. (Политические институты)
Политические институты
10 баллов - Электорат – что это? (Круг лиц, обладающий правом голоса на выборах)
20 баллов - В чем выражается суверенитет государства? (В независимости от других государств)
30 баллов - Что такое «политический вес партии»? (Это роль политической партии, их влияние на общественную и государственную жизнь)
40 баллов - Почему на западе люди чаще воспринимают государство как тирана, а на востоке – как благодетеля? (Исходя из теорий о происхождении государства. На западе была популярна теория насилия - государство – это результат политического насилия, завоевания, На востоке преобладала теократическая теория. Эта теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, например правление жрецов.
50 баллов - Когда в России появилась первая политическая партия (1898г – РСДРП - Российская социал-демократическая рабочая партия)
2.4.Конкурс «Разгадай кроссворд» (за каждый правильный ответ 2 балла)
По вертикали:
1. Форма правления, когда власть принадлежит одному лицу.
2. Наука о политике, политической власти и политических режимах.
3. Кто впервые ввел термин «социология»?
По горизонтали:
1. Совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.
2. Наука, изучающая общество.
3.Скрытое или открытое столкновение сторон.
4. Сотрудничество двух или более индивидов.
5. Усвоение культурных норм и ценностей в процессе жизни человека.
6.Соперничество за ценности (деньги, популярность).
2.5 Конкурс «Десять шагов к успеху!»
По 10 подсказкам, начиная с самой трудной, команда должна узнать известного ученого социолога.
10 баллов - Имя этого знаменитого теоретика общественной науки известно всему миру, пожалуй, лучше других.
9 баллов - В 1841 г. окончил Берлинский университет экстерном. По окончании университета переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства заставила его отказаться от учёной карьеры.
8 баллов - Родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах.
7 баллов - Занимался научной, публицистической деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению.
6 баллов - Ещё при его жизни одни идеи объявлялись гениальными, а другие подвергались жесточайшей критике. Пройдя существенную национальную модернизацию, его идеи стали ядром ряда идеологий революционных движений XX века и оказали огромное влияние на ход мировой истории XIX—XX веков.
5 баллов - Считал, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.
4 балла - Он выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи за реформистский.
3 балла - Являлся основоположником теории конфликта.
2 балла - Наиболее главными в социологическом смысле работами считаются «Капитал», «К критике политической экономии».
1 балл- Умер в Лондоне в 1883 году, его именем и фамилией названы огромное количество улиц и проспектов.
Ответ: Карл Маркс
10 баллов - Французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.
9 баллов - Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).
8 баллов - В своем творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки можно решить все социальные проблемы.
7 баллов - В классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии.
6 баллов - По его мнению, социология – это единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.
5 баллов - Родился 19 января 1797 году во Франции. Получил математическое и естественное образование. Считал, что наука об обществе должна стать, точным знанием, использующим методы естественных наук.
4 балла - Называл социологию - социальной физикой.
3 балла - Умер в 1857 году.
2 балла - Родоначальник социологии как науки.
1 балл- Именно он первый явился создателем термина «Социология».
Ответ: Огюст Конт
10 баллов - Известный российский социолог и культуролог.
9 баллов - Его творческая деятельность отличается необычайной продуктивностью - он создал сотни работ, посвященных разнообразным проблемам.
8 баллов - После эмиграции из России в 1922 году Он занял видное положение в западной социологии.
7 баллов - Обосновавшись в США, он сделал там, блестящую научную и педагогическую карьеру.
6 баллов - Президент Американской социологической ассоциации, профессор и декан социологического факультета Гарвардского университета.
5 баллов - Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис.
4 балла - В честь него назван центр, расположенный в Сыктывкаре, существует на общественных началах и занимается изучением его творческого, размещенного в коллекциях Канады, США и Европы.
3 балла – Умер в 1968 году.
2 балла - Представлял наше общество в виде многослойного пирога, где каждый слой расположен в иерархической последовательности по отношению к другому.
1 балл - Основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности.
Ответ: Питирим Александрович Сорокин
10 баллов - Немецкий социолог, историк и экономист.
9 баллов - Он превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию.
8 баллов - Он ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип.
7 баллов – Он разработал практически все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.
6 баллов - Основные теоретические работы: «Биржа и ее значение», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».
5 баллов - В 1892—1894 годах приват-доцент, а затем профессор в Берлине. В 1919 — в Мюнхенском университете.
4 балла - Один из основателей «Немецкого социологического общества». С 1918 года профессор национальной экономики в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.
3 балла - Родился 21 апреля в Эрфурте.
2 балла - Выделял три признака неравенства в обществе: богатство, власть, престиж
1 балл- Умер в 1920 году.
Ответ: Макс Вебер
2.6. Финальный конкурс
За правильный ответ – 10 баллов.
Двум представителям из команд (капитанам) дается следующее задание.
Соберите ответ: «Система взглядов, характеризующая какую - нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество».
Ответ: Идеология
Жюри подводит итоги конкурса. Определение победителя.
Литература
1.Гречко П.К. Введение в обществознание. - М.: Поматур, 2000.
2.Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2000. - 520 с.
3. Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2006.
4. Нижников С.А. Обществознание.: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 392 с.
5. Нижников С.А. Обществознание: человек и общество: Учебное пособие для подготовки к вступительным испытаниям при поступлении в вузы. - М.: Уникум-Центр, 2006. - 426 с.
6. Обществознание. Словарь /Под ред. Ю.Ю. Петрунина. - М.: Аспект Пресс, 2005.
7. Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеоб-разовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лабезниковой. - М.: Просвещение, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...
Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»
Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...
Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знатоки".
Игра проводится между командами 5-7 классов и посвящена 65-летию Сахалинской области. Игра организуется как конкурс, включающий несколько этапов с различными заданиями. Итоги подводятся по сумме ...
Методическая разработка интеллектуальной игры «Тобой горжусь, мой город»
Методическая разработка интеллектуальной игры «Тобой горжусь, мой город» ...
Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Пиротехнический марафон"
В методической разработке "Интеллектуальная игра "Пиротехнический марафон" определены цели, задачи и порядок проведения внеклассного мероприятия «Пиротехнический марафон». Задания конкурсов сформ...
Методическая разработка интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" по теме "Экология. Здоровый образ жизни"
Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания по предмету, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг задачи, повыша...
Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"
Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...