Методическая разработка интеллектуальной игры по дисциплине "Обществознание"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) на тему

Гончарова Лариса Юрьевна

 

Интеллектуальная игра  содержит познавательный, информационный, занимательный  материал по учебной дисциплине  «Обществознание». Игра поможет углубить и систематизировать знания по  изученным темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_igry.doc243.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования и науки Тамбовской области

МБОУ Уваровщинская средняя общеобразовательная школа

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

по предмету «Обществознание».

                                                      Подготовила: учитель истории и

                                                       обществознания   Гончарова Л.Ю.

Кирсанов - 2013 г.

Методическая разработка интеллектуальной игры по предмету «Обществознание» составлена для учителей.

Целями данной методической разработки являются закрепление полученных знаний по предмету «Обществознание», оценка в игровой форме степени усвоения пройденного материала.

Содержание

1.Введение                                                                                                       4 стр.                                                                        

2.Основная часть                                                                                            4-12 стр.

 2.1. Конкурс «Блиц-опрос»                                                                           4-5 стр.

 2.2. Конкурс «Мыслители»                                                                            5-6 стр.

 2.3. Конкурс «Своя-игра»                                                                              6-8 стр.

 2.4. Конкурс «Разгадай кроссворд»                                                              8-9 стр.

 2.5. Конкурс «Десять шагов к успеху»                                                          9-12стр.

 2.6. Финальный конкурс                                                                               12 стр.

Литература                                                                                                      13стр.

1. Введение

Цель конкурса: закрепление полученных знаний по дисциплине «Обществознание», оценка в игровой форме степени усвоения пройденного материала.

Межпредметные связи: психология, философия.

Оборудование: рисунки, ручки, бланки, карточки с заданиями, мультимедийная установка, диск

2. Основная часть

Учитель: Здравствуйте уважаемые ребята и  гости. Сегодня мы с вами проводим конкурс, по предмету «Обществознание». Мы с вами изучили данный предмет, а насколько вы усвоили материал, нам покажет ваше активное участие в конкурсе. В нашем конкурсе принимают участие следующие команды. Оценивать ваши ответы будет компетентное жюри (идет представление членов жюри)

При помощи жребия выбирается команда, имеющая права первого хода.

2.1.Конкурс «Блиц – опрос».

Вопросы для 1 команды

1.Положение человека в обществе (статус)

2.Перемещение индивида или группы на одном и том же уровне без изменения социального статуса (горизонтальная мобильность)

3.Исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей (социальный институт)

4.Самый распространенный метод в социологи, предусматривающий сбор информации с помощью опросного листа (анкетирование)

5.Направление движения общества по восходящей линии, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному (прогресс)

6. Люди ответственные, за процесс социализации (агенты социализации)

7.Способность людей подчинять своей воле других людей (власть)

8.Процесс вхождения индивида в общество, усвоение им культурных норм и ценностей (Социализация)

Вопросы для 2 команды

1.Расслоение людей в обществе (стратификация)

2.Группы людей объединенных общими признаками: общими интересами, ценностями, общим делом и т.п. (социальные общности)

3.Вид статуса над, которым человек не имеет контроля, получен от рождения, по наследству (предписываемый)

4. Замкнутые группы людей права и обязанности, которых предавалась по наследству (сословия)

5.Наука о политике (политология)

6.Всевозможные перемещения людей в обществе, переходы индивидов или групп из одной социальной позиции в другую (мобильность)

7.Модель поведения ориентированная на конкретный статус (социальная роль)

8. Движение общества по нисходящей линии,  от высшего к низшему, от лучшего к худшему, к деградации (регресс)

2.2. Конкурс  «Мыслители»

Учащимся  предлагается сложить в определенный конверт с названием периода времени  ученых мыслителей. Время 30 секунд.) За каждый правильный ответ – 3 балла.

Античность и средние века.

1.Аристотель.

2.Платон.

3.Фома Аквинский.

4.Августин Блаженный.

Эпоха Возрождения.

1.Т.Кампанелла.

2.Т.Мор.

3.М.Монтень.

4.Э.Роттердамский.

Новое Время.

1.Т. Гоббс.

2.Д.Локк.

3.Ш.Монтескье.

4.Ж.Руссо.

XIX – XXвв.

1.О.Конт.

2. П.Сорокин

3.Э.Дюркгейм.

4.Г.Спенсер.

2.3.Конкурс «Своя –игра»

Говорят мудрые.

10 баллов - Кому из античных философов принадлежат данные слова «Человек – это существо политическое»? (Аристотель)

20 баллов - Мыслитель античного мира автор высказывания «Я вижу  близкую гибель того государства. Где закон не имеет силы и находится под чьей либо властью» (Платон)

30 баллов - Русско - американский социолог, автор высказывания: «Класс наделал своим теоретикам не меньше хлопот, чем национальность… Класс либо ускользает, либо превращается в неопределенное и неясное, что становится невозможным отличить его от ряда других групп»  (Питирим Александрович Сорокин)

40 баллов - Итальянский ученый эпохи Возрождения кому принадлежат слова:  «Нет  дела, какое устройство было бы труднее, ведение опаснее, нежели замена старых порядков новыми»? (Николло Макиавелли)

50 баллов - Английский социолог, которому принадлежит следующее высказывание  «Страх перед живыми поддерживается государством, а страх перед мертвыми церковью»? (Герберт Спенсер)

Социализация

10 баллов - Какова роль семьи в процессе социализации?

20 баллов - Какое влияние на социальное становление личности оказывает школа?

30 баллов - В какой период жизни- первой или второй- человек осваивает больше социальных ролей? (во второй - взрослой жизни)

40 баллов  - Самый главный период социализации? (зрелость, взрослая жизнь)

50 баллов - Единственная категория населения не имеющая социальных статусов и ролей? (Дети)

Власть и режимы

10 баллов -  Политический режим, при котором власть сосредотачивается в руках одного человека или в одном органе. При этом сводится на нет, представительная власть и роль оппозиции? (Авторитарный режим)

20 баллов - Ни чем неограниченная власть лица, группы, опирающаяся на силу. В России после 1917 года осуществлялась власть пролетариата? (Диктатура)

30 баллов - Определите, в условиях какого политического режима могло произойти следующее событие: «Поэт иронично отозвался о правителе и за это был сослан в другой город, а затем арестован и расстрелян»? (Тоталитарный режим)

40 баллов - Чрезмерное возвеличивание личности, правителя, вождя, базирующаяся почти на религиозном поклонении. В СССР были даже музеи, где выставлялись подарки, которые преподносили правителям за десятки лет существования советской власти? (Культ личности)

50 баллов - Вид власти, когда люди подчиняются лидеру (вождю, королю, президенту) в силу его исключительных качеств личных качеств. Они бросают вызов существующему порядку, такие лидеры появляются в период великих потрясений (Харизматическая власть)

Структура и развитие общества

10 баллов - Назовите сферу общества, которая включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, потоки денег и обороты капиталов? (Экономическая сфера)

20 баллов - Кто из ученых предложил для характеристик общества термин «социальная мобильность»? (Сорокин П.А.)

30 баллов - Какую роль в обществе играет средний класс? (Это массовая прослойка, люди интеллигентных профессий, это костяк информационного общества)

40 баллов - Кто такой «маргинал»? (Индивид утративший прежний социальный статус)

50 баллов - Назовите институт, у которого главная функция – это поддержание законов, правил и стандартов. (Политические институты)

Политические институты

10 баллов - Электорат – что это? (Круг лиц, обладающий правом голоса на выборах)

20 баллов - В чем выражается суверенитет государства? (В независимости от других государств)

30 баллов - Что такое «политический вес партии»? (Это роль политической партии, их влияние на общественную и государственную жизнь)

40 баллов - Почему на западе люди чаще воспринимают  государство как тирана, а на востоке – как благодетеля? (Исходя из теорий о происхождении государства. На западе была популярна теория насилия - государство – это результат политического насилия, завоевания, На востоке преобладала теократическая  теория. Эта теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, например правление жрецов.

50 баллов -  Когда в России появилась первая политическая партия (1898г – РСДРП  - Российская социал-демократическая рабочая партия)

2.4.Конкурс «Разгадай кроссворд» (за каждый правильный ответ 2 балла)

По вертикали:

1. Форма правления, когда власть принадлежит одному лицу.

2. Наука  о политике, политической власти и политических режимах.

3. Кто впервые ввел термин  «социология»?

По горизонтали: 

1. Совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям.

2. Наука, изучающая общество.

 3.Скрытое или открытое    столкновение сторон.

4. Сотрудничество двух или более индивидов.

5. Усвоение культурных норм и ценностей в процессе жизни человека.

6.Соперничество за ценности (деньги, популярность).

2.5 Конкурс «Десять шагов к успеху!»

По 10 подсказкам, начиная с самой трудной, команда должна узнать известного ученого социолога.

10 баллов - Имя этого знаменитого теоретика общественной науки известно всему миру, пожалуй, лучше других.

9 баллов - В 1841 г. окончил Берлинский университет экстерном. По окончании университета  переселился в Бонн, рассчитывая стать профессором. Но реакционная политика правительства заставила его отказаться от учёной карьеры.

8 баллов - Родился в семье адвоката, получил разностороннее образование (философия, история), жил во многих европейских городах.

7 баллов - Занимался научной, публицистической деятельностью, связанной с его интересом к рабочему движению.

6 баллов - Ещё при  его жизни одни идеи объявлялись гениальными, а другие подвергались жесточайшей критике. Пройдя существенную национальную модернизацию,  его идеи стали ядром ряда идеологий революционных движений XX века и оказали огромное влияние на ход мировой истории XIX—XX веков.

5 баллов - Считал, что эксплуатацию нельзя реформировать, ее можно только уничтожить, заменив классовое общество на бесклассовое.

4 балла - Он выступал за революционный путь изменения общества, а все другие социологи за реформистский.

3 балла - Являлся основоположником теории конфликта.

2 балла - Наиболее главными в социологическом смысле работами считаются «Капитал», «К критике политической экономии».

1 балл- Умер в Лондоне в 1883 году, его именем и фамилией названы огромное количество улиц и проспектов.

Ответ: Карл Маркс

10 баллов - Французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.

9 баллов - Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

8 баллов - В своем творчестве он руководствовался идеалами прогресса, политической и экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки  можно решить все социальные проблемы.

7 баллов - В классификации наук поставил социологию на самую вершину - выше математики, физики и биологии.

6 баллов - По его мнению, социология – это единственная наука, которая призвана открывать универсальные законы развития и функционирования общества, неотделимые от законов природы.

5  баллов - Родился  19 января 1797 году во Франции. Получил математическое и естественное образование. Считал, что наука об обществе должна стать, точным знанием, использующим методы естественных наук.

4 балла - Называл социологию - социальной физикой.

3 балла - Умер в 1857 году.

2 балла - Родоначальник социологии как науки.

1 балл- Именно он первый явился создателем термина «Социология».

Ответ: Огюст Конт  

10 баллов -  Известный российский социолог и культуролог.

9 баллов - Его творческая деятельность  отличается необычайной продуктивностью - он создал сотни работ, посвященных разнообразным проблемам.

8 баллов - После эмиграции из России в 1922 году Он занял видное положение в западной социологии.

7 баллов - Обосновавшись в США, он сделал там, блестящую научную и педагогическую карьеру.

6 баллов - Президент Американской социологической ассоциации, профессор и декан социологического факультета Гарвардского университета.

5 баллов - Исторический процесс рассматривал как циклическую смену основных типов культуры, в основе которых интегрированная сфера ценностей, символов. Утверждая, что современная культура переживает общий кризис.

4 балла -  В честь него назван центр, расположенный в Сыктывкаре, существует на общественных началах и занимается изучением его творческого, размещенного в коллекциях Канады, США и Европы.

3 балла – Умер в  1968 году.

2 балла - Представлял наше общество в виде многослойного пирога, где каждый слой расположен в иерархической последовательности по отношению к другому.

1 балл - Основоположник теорий социальной стратификации и социальной мобильности.

Ответ: Питирим Александрович Сорокин

10 баллов - Немецкий социолог, историк и экономист.

9 баллов - Он превыше всего ставил индивида, причиной развития общества называл культурные ценности, верил в интеллигенцию.

8 баллов - Он ввел в социологическую терминологию понятие идеальный тип.

7 баллов – Он разработал практически все базисные теории, которые сегодня составляют фундамент социологии.

6 баллов - Основные теоретические работы: «Биржа и ее значение», «Политика как призвание и профессия», «О некоторых категориях понимающей социологии», «Протестантская этика и дух капитализма».

5 баллов - В 18921894 годах приват-доцент, а затем профессор в Берлине. В  1919 — в Мюнхенском университете.

4 балла - Один из основателей «Немецкого социологического общества». С 1918 года профессор национальной экономики в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

3 балла - Родился 21 апреля в Эрфурте.

2 балла - Выделял три признака неравенства в обществе: богатство, власть, престиж

1 балл-  Умер в 1920 году.

Ответ: Макс Вебер

2.6. Финальный конкурс

За правильный ответ – 10 баллов.

Двум представителям из команд (капитанам) дается следующее задание.

Соберите ответ: «Система взглядов, характеризующая какую - нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество».

 Ответ: Идеология

Жюри подводит  итоги конкурса. Определение победителя.

Литература

    1.Гречко П.К. Введение в обществознание. - М.: Поматур, 2000.

     2.Волков Ю.Г., Поликарпов В.С. Человек: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики, 2000. - 520 с.

     3. Клименко А.В. Обществознание для школьников старших классов и поступающих в вузы. - М.: Дрофа, 2006.

     4. Нижников С.А. Обществознание.: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 392 с.

    5. Нижников С.А. Обществознание: человек и общество: Учебное пособие для подготовки к вступительным испытаниям при поступлении в вузы. - М.: Уникум-Центр, 2006. - 426 с.

    6.  Обществознание. Словарь /Под ред. Ю.Ю. Петрунина. - М.: Аспект Пресс, 2005.

    7.  Человек и общество: Учеб. пособие по обществознанию для учащихся 10-11 классов общеоб-разовательных учреждений. Под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лабезниковой. - М.: Просвещение, 2005.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интеллектуальной игры по теме "Литература и биология - мои любимые предметы" в рамках интегрированной декады биологии в 10 классе

   Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Я считаю, что предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои спо...

Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся 9-10 классов «Что ты знаешь о войне?»

Интеллектуальная игра, посвящённая Великой Отечественной войне, может быть проведена как внеурочное мероприятие на параллели учащихся 9-10 классов. Вариант, приведённый ниже, подготовлен как игра, пос...

Методическая разработка. Интеллектуальная игра "Знатоки".

Игра проводится между командами 5-7 классов и посвящена 65-летию Сахалинской области. Игра организуется как конкурс, включающий несколько этапов с различными заданиями. Итоги подводятся по сумме ...

Методическая разработка интеллектуальной игры «Тобой горжусь, мой город»

Методическая разработка интеллектуальной игры «Тобой горжусь, мой город»              ...

Методическая разработка "Интеллектуальная игра "Пиротехнический марафон"

В методической разработке "Интеллектуальная игра "Пиротехнический марафон" определены цели, задачи и порядок проведения внеклассного мероприятия «Пиротехнический марафон». Задания конкурсов сформ...

Методическая разработка интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?" по теме "Экология. Здоровый образ жизни"

Основная задача общеобразовательной школы состоит не только в том, чтобы дать учащимся глубокие знания по предмету, но и в том, чтобы научить их самостоятельно решать возникающие вокруг задачи, повыша...

Методическая разработка интеллектуальной игры по русскому языку "Своя игра"

Цель игры: активизация познавательной деятельности, расширение кругозора.Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран для демонстрации заданий.Ход игры. Принцип проведения игры тот же, что ...