Рабочая программа по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии (5 класс)
Программа по биологии в 5 классе составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская основная общеобразовательная школа».
Содержание предмета реализуется с помощью учебника «Биология» для пятого класса образовательных учреждений /Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А., - Биология. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.Вентана-Граф, 2020 г.
В соответствии с учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская основная общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год на изучение предмета отводится 35 часов в год с учетом годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_5_biologiya_ponomaryova.doc | 152.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская основная общеобразовательная школа»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________ А.Н. Пашинцева «_____»_____________________2020г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Каменская ООШ» ________________ Н.И. Видяев «_____»_____________________2020г. |
Рабочая программа
«БИОЛОГИЯ»
5 класс
Составитель: Семак Татьяна Алексеевна,
учитель биологии, первая кв.категория
2020-2021 учебный год
- Пояснительная записка
Программа по биологии в 5 классе составлена на основе основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская основная общеобразовательная школа».
Содержание предмета реализуется с помощью учебника «Биология» для пятого класса образовательных учреждений /Пономарёва И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А., - Биология. 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений – М.Вентана-Граф, 2020 г.
В соответствии с учебным планом Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Каменская основная общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год на изучение предмета отводится 35 часов в год с учетом годового календарного учебного графика на 2020-2021 учебный год.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение биологии в 5 классе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
- личностные
Обучающийся научится:
- формировать умение слушать в соответствии с целевой установкой;
- формировать ответственное отношение к соблюдению правил техники безопасности;
- формировать элементы экологической культуры;
Обучающийся получит возможность научиться:
- формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных
признаках живого от неживого;
- формировать научное мировоззрение на основе знаний об отличительных признаках неорганических и органических веществ;
- понимать и осознавать сложность строения живых организмов;
2) метапредметные:
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
- уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
Обучающийся получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- при планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- адекватно оценивать свои возможности достижения цели, прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
- устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
- в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
Обучающийся получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основеприменения методов наблюдения и эксперимента;
- выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
- организовывать исследование с целью проверки гипотез;
- делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.
3) предметные
Обучающийся научится:
- определять значение биологических знаний в современной жизни, выделять существенные признаки живого;
- определять понятия «биология», «экология», «биосфера», «царства живой природы», «экологические факторы»;
- отличать живые организмы от неживых;
- пользоваться простыми биологическими приборами, инструментами и оборудованием;
- характеризовать среды обитания организмов;
- характеризовать экологические факторы;
- проводить фенологические наблюдения;
- соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности клетки;
- работать с лупой и микроскопом;
- находить основные части растительной клетки на микропрепарате и таблице;
- характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельности бактерий, грибов и растений, их практическую значимость;
- отличать основные виды съедобных шляпочных грибов от ядовитых;
- выделять существенные признаки растений;
- характеризовать основные методы изучения растений;
- характеризовать основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые) их строение и многообразие;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников;
- характеризовать происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;
- характеризовать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком;
- описывать особенности строения тела и образа жизни неандертальцев и кроманьонцев;
- объяснять роль речи и общения в формировании современного человека;
- приводить доказательства воздействия человека на природу.
Обучающийся получит возможность научиться:
- соблюдать правила работы в кабинете биологии с биологическими приборами и инструментами;
- определять отношения объекта с другими объектами — составлять план текста;
- владеть таким видом изложения текста, как повествование;
- под руководством учителя проводить непосредственное наблюдение;
- под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результаты, выводы;
- получать биологическую информацию из различных источников;
- определять существенные признаки объекта;
- готовить микропрепараты;
- соблюдать правила работы с лабораторным оборудованием;
- выделять существенные признаки строения клетки и процессов её жизнедеятельности;
- мерам защиты от болезнетворных бактерий;
- использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами;
- давать общую характеристику бактериям и грибам;
- отличать бактерии и грибы от других живых организмов;
- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;
- давать общую характеристику растительного царства;
- объяснять роль растений биосфере;
- объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.
- Содержание учебного предмета
Глава 1. Биология – наука о живом мире (10 ч)
Наука о живой природе
Человек и природа. Живые организмы – важная часть природы. Зависимость жизни первобытных людей от природы. Охота и собирательство. Начало земледелия и скотоводства. Культурные растения и домашние животные. Наука о живой природе – биология
Свойства живого
Отличие живых тел от тел неживой природы. Признаки живого: обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, раздражимость. Организм – единица живой природы. Органы организма, их функции. Согласованность работы органов, обеспечивающая жизнедеятельность организма как единого целого.
Методы изучения природы
Использование биологических методов для изучения любого живого объекта.
Общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Увеличительные приборы
Необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы. Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Р. Гук, А. Левенгук. Части микроскопа. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом.
Строение клетки. Ткани
Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки и их назначение. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции.
Химический состав клетки
Химические вещества клетки. Неорганические вещества клетки, их значение для клетки и организма. Органические вещества клетки, их значение для жизни организма и клетки.
Процессы жизнедеятельности клетки
Основные процессы, присущие живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Размножение клетки путём деления. Передача наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность как целостной живой системы – биосистемы
Великие естествоиспытатели
Великие учёные-естествоиспытатели: Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В.И. Вернадский, Н.И. Вавилов.
Лабораторные работы
- Изучение устройства увеличительных приборов.
- Знакомство с клетками растений.
Глава 2. Многообразие живых организмов (11 ч)
Царства живой природы
Классификация живых организмов. Раздел биологии – систематика. Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы - неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний. Вид как наименьшая единица классификации.
Бактерии: строение и жизнедеятельность
Бактерии - примитивные одноклеточные организмы. Строение бактерий. Размножение бактерий делением клетки надвое. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий.
Понятие об автотрофах и гетеротрофах, прокариотах и эукариотах.
Значение бактерий в природе и для человека.
Роль бактерий в природе. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии как поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс брожения. Роль бактерий в природе и в жизни человека. Средства борьбы с болезнетворными бактериями.
Растения
Представление о флоре. Отличительное свойство растений. Хлорофилл. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники.
Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Основные различия покрытосеменных и голосеменных растений. Роль цветковых растений в жизни человека.
Животные
Представление о фауне. Особенности животных. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды.
Грибы
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения – грибокорень (микориза).
Многообразие и значение грибов
Строение шляпочных грибов. Плесневые грибы, их использование в здравоохранении (антибиотик пенициллин). Одноклеточные грибы – дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы. Роль грибов в природе и в жизни человека.
Лишайники
Общая характеристика лишайников. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники – показатели чистоты воздуха.
Значение живых организмов в природе и жизни человека
Животные и растения, вредные для человека. Живые организмы, полезные для человека. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека.
Лабораторные работы
- Знакомство с внешним строением побегом растения.
- Наблюдение за передвижением животных.
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (8 ч)
Среды жизни планеты Земля
Многообразие условий обитания на планете. Среды жизни организмов. Особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред. Примеры организмов – обитателей этих сред жизни.
Экологические факторы среды
Условия, влияющие на жизнь организмов в природе – экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
Приспособления организмов к жизни в природе
Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям своего обитания. Биологическая роль защитной окраски у животных, яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений.
Природные сообщества
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых организмов между собой. Пищевая цепь. Растения – производители органических веществ; животные – потребители органических веществ; грибы, бактерии – разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Понятие о природном сообществе. Примеры природных сообществ.
Природные зоны России
Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны.
Жизнь организмов на разных материках
Понятие о материке как части суши, окружённой морями и океанами. Многообразие живого мира нашей планеты. Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность живого мира материков: Африки, Австралии, Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды.
Жизнь организмов в морях и океанах
Условия жизни организмов в водной среде. Обитатели мелководий и средних глубин. Прикреплённые организмы. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
Глава 4. Человек на планете Земля (4 ч)
Как появился человек на Земле
Когда и где появился человек. Предки Человека разумного. Родственник человека современного типа – неандерталец. Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца. Биологические особенности современного человека. Деятельность человека в природе в наши дни.
Как человек изменял природу
Изменение человеком окружающей среды. Необходимость знания законов развития живой природы. Мероприятия по охране природы.
Важность охраны живого мира планеты
Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных сообществ.
Сохраним богатство живого мира
Ценность разнообразия живого мира. Обязанности человека перед природой. Примеры участия школьников в деле охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности отдельных видов. Расселение редких видов на новых территориях.
Резерв (2 часа)
Экскурсия. «Весенние явления в природе».
- Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела | Количество часов /программа Пономарёвой/ | Количество часов /рабочая программа/ |
1 | Биология – наука о живом мире | 8 | 10 |
2 | Многообразие живых организмов | 10 | 11 |
3 | Жизнь организмов на планете Земля. | 8 | 8 |
4 | Человек на планете Земля | 7 | 4 |
5 | Резерв | 2 | 2 |
Итого: | 35 ч | 35 ч |
Лабораторные работы:
- Изучение строения увеличительных приборов.
- Знакомство с клетками растений.
- Знакомство с внешним строением побегов растения.
- Наблюдение за передвижением животных.
Экскурсии:
Весенние явления в природе.
Резервное время — 2 часа - используется для проведения уроков обобщения и закрепления знаний, что позволяет не только закрепить полученные учащимися знания, но и осуществить итоговый контроль знаний.
Увеличено на 2 часа в главе «Биология-наука о живом мире» и на 1 час в главе «Многообразие живых организмов» за счёт главы «Человек на планете Земля». Эти часы отводятся на обобщение материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Кол-во часов |
Глава 1. Биология – наука о живом мире | 10 | |||
1 | 03.09.20. | Наука о живых организмах | 1 | |
2 | 10.09.20. | Свойства живого | 1 | |
3 | 17.09.20. | Методы изучения живых организмов | 1 | |
4 | 24.09.20. | Увеличительные приборы. | 1 | |
5 | 01.10.20. | Лабораторная работа №1. Изучение строения увеличительных приборов. | ||
6 | 08.10.20. | Строение клетки. Ткани. | 1 | |
7 | 15.10.20. | Лабораторная работа №2. Знакомство с клетками растений. | ||
8 | 22.10.20. | Химический состав клетки | 1 | |
9 | 29.10.20. | Процессы жизнедеятельности клетки | ||
10 | 12.11.20. | Обобщающий урок по главе «Биология-наука о живом мире» | ||
Глава 2. Многообразие живых организмов | 11 | |||
11(1) | 19.11.20. | Царства живой природы | 1 | |
12(2) | 26.11.20. | Бактерии: строение и жизнедеятельность | 1 | |
13(3) | 03.12.20. | Значение бактерий в природе и жизни человека | 1 | |
14(4) | 10.12.20. | Растения | 1 | |
15(5) | 17.12.20. | Лабораторная работа №3. Знакомство с внешним строением побегов растения. | 1 | |
16(6) | 24.12.20. | Животные. Лабораторная работа №4. Наблюдение за передвижением животных. | 1 | |
17(7) | 14.01.21. | Грибы | 1 | |
18(8) | 21.01.21. | Многообразие и значение грибов | 1 | |
19(9) | 28.01.21. | Лишайники | 1 | |
20(10) | 04.02.21. | Значение живых организмов в природе и жизни человека | 1 | |
21(11) | 11.02.21. | Обобщающий урок по главе «Многообразие живых организмов» | 1 | |
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля | 8 | |||
22(1) | 18.02.21. | Среды жизни планеты Земля | 1 | |
23(2) | 25.02.21. | Экологические факторы среды | 1 | |
24(3) | 04.03.21. | Приспособления организмов к жизни в природе | 1 | |
25(4) | 11.03.21. | Природные сообщества | 1 | |
26(5) | 18.03.21. | Природные зоны России | 1 | |
27(6) | 01.04.21. | Жизнь организмов на разных материках. Жизнь организмов в морях и океанах | 1 | |
28(7) | 08.04.21. | Всероссийская проверочная работа | 1 | |
29(8) | 15.04.21. | Обобщающий урок по главе «Жизнь организмов на планете Земля» | 1 | |
Глава 4. Человек на планете Земля | 4 | |||
30(1) | 22.04.21. | Как появился человек на Земле | 1 | |
31(2) | 29.04.21. | Как человек изменял природу | 1 | |
32(3) | 06.05.21. | Важность охраны живого мира планеты | 1 | |
33(4) | 13.05.21. | Сохраним богатство живого мира | 1 | |
34(1) | 20.05.21. | Обобщающий урок за курс 5 класса | 1 | |
35(2) | 27.05.21. | Экскурсия «Весенние явления в природе» | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...