Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
-формирование у учащихся понятия о внутренней среде живого организма, составе и функции крови;
-развитие способности учащихся устанавливать причинно-следственные связи на примере строения и функций форменных частиц крови;
-совершенствование навыков работы с микропрепаратами и микроскопом, учебным пособием;
-воспитание бережного отношения к своему здоровью и стремления к познанию собственного организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_sreda.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Внутренняя среда организма.
Состав крови.
Цели урока:
-формирование у учащихся понятия о внутренней среде живого организма, составе и функции крови;
-развитие способности учащихся устанавливать причинно-следственные связи на примере строения и функций форменных частиц крови;
-совершенствование навыков работы с микропрепаратами и микроскопом, учебным пособием;
-воспитание бережного отношения к своему здоровью и стремления к познанию собственного организма.
Средства обучения: мультимедийная презентация, индивидуальный дидактический материал ( для слабых учащихся, программные задания и мини -тесты).
Тип урока: изучение нового материала на основе базовых знаний учащихся.
Методы обучения:
- репродуктивные ( работа с книгой, выполнение заданий по образцу при введении новых понятий);
-объяснительно-иллюстративные ( при введении и осмыслении новых понятий);
-элементы модульной технологии ( работа по вопросам и тексту, по схеме на доске);
-частично-поисковые (на всех этапах урока).
Порядок организации деятельности учащихся.
Инициализация урока:
- Оргмомент: дежурство, отсутствующие, рабочие места.
- Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
- Фронтально-индивидуальный опрос:
а) Как вы понимаете понятие «внешняя среда» организма? А может ли быть « внутренняя среда организма»?
б) Почему для жизни клеток необходима жидкая среда организма?
в) Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?
Введение новых понятий.
Каждая клетка организма выполняет определённую работу, поэтому она нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, и, конечно удалении продуктов обмена.
Внутренняя среда-жидкость, естественное продолжение водной основы клеток.
Иллюстрированный рассказ учителя.
В 1929 году американский физиолог У. Кеннон для обозначения внутренней среды организма ввел понятие « гомеостаз»(от греч. «гомеос» - подобный, «стадиз» - состояние).
Фронтальное собеседование с учащимися по вопросам:
А) Для чего организму необходимо поддерживать постоянство внутренней среды?
Б) Какие показатели в организме удерживаются на постоянном уровне?
В) Как может удерживаться в организме примерно одинаковый объём жидкости?
Г) Какие виды жидкости входят в состав организма?
Запишите в тетрадь
Внутреннюю среду организма составляют: кровь, тканевая жидкость, лимфа.
Работа с учащимися по учебнику.
- Где находится тканевая жидкость? Почему она так называется?
- Какая жидкость проходит по лимфатическим сосудам?
-Какие функции выполняет кровь?
Работа по схеме.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
Осмысление новых понятий.
ГРУППОВАЯ РАБОТА с текстом учебника стр. 70-72.
1 ряд «тромбоциты»
2 ряд «эритроциты»
3 ряд «лейкоциты»
С помощью текста учебника ответьте в тетради на следующие вопросы:
- форма клетки, особенности строения;
- вещества содержащиеся в клетке;
- основная функция клетки;
- количество, содержащееся в 1 мм3
Работа с тетрадями.
-(Слабый ученик ) Зачитать биологические понятия, записанные в тетради.
- (сильный ученик) Дополнения к перечню понятий.
Установите соответствие между понятиями и функциями:
антигены | Белковые вещества, попадающие в плазму крови |
ферменты | Белок, образующий нити фибрина, для удерживания кровяных клеток крови |
фибриноген | Вещество, переносящее кислород по кровеносным сосудам |
фагоцитоз | Чужеродные вещества |
антигены | Процесс уничтожения микробов лейкоцитами |
антитела | Вещества, уничтожающие чужеродные соединения |
Подведение итогов урока.
Организация домашнего задания.
1 уровень 14,вопросы 1-6 на стр.72
2 уровень (дополнительно)история изучения состава и функции крови.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма
Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма" является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...
Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.
Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...
«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».
Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок разработан в рамках эксперимента по гуманитарному образованию....
Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"
Пояснительная запискас приложениемк уроку по биологии в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...
Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.
Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....
План-конспект урока по биологии по теме «Внутренняя среда организма – кровь и остальные компоненты внутренней среды организма»
Познакомить учащихся 8 класса с процессами кроветворения и сворачиваемости крови...
Тема учебного занятия «Внутренняя среда организма. Кровь - компонент внутренней среды организма»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С МЭШ...