Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот.
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме

-формирование у учащихся понятия о внутренней среде живого организма, составе и функции крови;

-развитие способности учащихся устанавливать причинно-следственные связи на примере строения и функций форменных частиц крови;

-совершенствование навыков работы с микропрепаратами и микроскопом, учебным пособием;

-воспитание бережного отношения к своему здоровью и стремления к познанию собственного организма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vnutrennyaya_sreda.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внутренняя среда организма.

Состав крови.

        Цели урока:

-формирование у учащихся понятия о внутренней среде живого организма, составе и функции крови;

-развитие способности учащихся устанавливать причинно-следственные связи на примере строения и функций форменных частиц крови;

-совершенствование навыков работы с микропрепаратами и микроскопом, учебным пособием;

-воспитание бережного отношения к своему здоровью и стремления к познанию собственного организма.

 Средства обучения: мультимедийная презентация, индивидуальный дидактический материал ( для слабых учащихся, программные задания и мини -тесты).

 Тип урока: изучение нового материала на основе базовых знаний учащихся.

 Методы обучения:

- репродуктивные ( работа с книгой, выполнение заданий по образцу при введении новых понятий);

-объяснительно-иллюстративные ( при введении и осмыслении новых понятий);

-элементы модульной технологии ( работа по вопросам и тексту, по схеме на доске);

-частично-поисковые (на всех этапах урока).

Порядок организации деятельности учащихся.

Инициализация урока:

  1. Оргмомент: дежурство, отсутствующие, рабочие места.
  2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
  1. Фронтально-индивидуальный опрос:

а) Как вы понимаете понятие «внешняя среда» организма? А может ли быть « внутренняя среда организма»?

б) Почему для жизни клеток необходима жидкая среда организма?

в) Откуда клетки тела получают кислород и питательные вещества?

Введение новых понятий.

    Каждая клетка организма выполняет определённую работу, поэтому она нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, и, конечно удалении продуктов обмена.

Внутренняя среда-жидкость, естественное продолжение водной основы клеток.

    Иллюстрированный рассказ учителя.

В 1929 году американский физиолог У. Кеннон для обозначения внутренней среды организма ввел понятие « гомеостаз»(от греч. «гомеос» - подобный, «стадиз» - состояние).

Фронтальное собеседование с учащимися по вопросам:

А) Для чего организму необходимо поддерживать постоянство внутренней среды?

Б) Какие показатели в организме удерживаются на постоянном уровне?

В) Как может удерживаться в организме примерно одинаковый объём жидкости?

Г) Какие виды жидкости входят в состав организма?

Запишите в тетрадь

Внутреннюю среду организма составляют: кровь, тканевая жидкость, лимфа.

Работа с учащимися по  учебнику.

- Где находится тканевая жидкость? Почему она так называется?

- Какая жидкость проходит по лимфатическим сосудам?

-Какие функции выполняет кровь?

Работа по схеме.

ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА

                

Осмысление новых понятий.

ГРУППОВАЯ РАБОТА с текстом учебника стр. 70-72.

1 ряд «тромбоциты»

2 ряд «эритроциты»

3 ряд «лейкоциты»

С помощью текста учебника ответьте в тетради на следующие вопросы:

- форма клетки, особенности строения;

- вещества содержащиеся в клетке;

- основная функция клетки;

- количество, содержащееся в 1 мм3

Работа с тетрадями.

-(Слабый         ученик ) Зачитать биологические понятия, записанные в тетради.

- (сильный ученик) Дополнения к перечню понятий.

Установите соответствие между понятиями и функциями:

антигены

Белковые вещества, попадающие в плазму крови

ферменты

Белок, образующий нити фибрина, для удерживания кровяных клеток крови

фибриноген

Вещество, переносящее кислород по кровеносным сосудам

фагоцитоз

Чужеродные вещества

антигены

Процесс уничтожения микробов лейкоцитами

антитела

Вещества, уничтожающие чужеродные соединения

Подведение итогов урока.

Организация домашнего задания.

1 уровень 14,вопросы 1-6 на стр.72

2 уровень (дополнительно)история изучения состава и функции крови.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма

Урок «Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"  является первым ознакомительным уроком в данной теме. Презентацию можно использовать как на одном ...

Разработка открытого урока. Внутренняя среда организма. Кровь. Состав и функции крови.

Данный урок является первым в разделе "Кровеносная и лимфатическая системы". Урок был проведен в нестандартной форме в виде космического путешествия, была организована работа в группах, использовалась...

«ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА. КРОВЬ, СОСТАВ КРОВИ».

Данный урок предназначен для учащихся 8 класса. Урок разработан в рамках эксперимента по гуманитарному образованию....

Урок биологии"Внутренняя среда организма.Кровь.Как наш организм защищается от инфекции"

Пояснительная запискас приложениемк  уроку  по биологии  в 8 классе по теме:«Внутренняя среда организма. Кровь. Как наш организм защищается от инфекции»Учебник Н. И. Сонин, М. Р. Сапин ...

Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Внутренняя среда организма.Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма....

Тема учебного занятия «Внутренняя среда организма. Кровь - компонент внутренней среды организма»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ С МЭШ...