Конспект урока биологии в 5 классе по теме "Грибы-паразиты"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Барановская Ольга Петровна

Тема: «Грибы – паразиты»

Цель: изучить строение грибов-паразитов.

Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов  природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника;  объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной  клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц; 

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Задачи урока:

  • познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
  • научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon griby-parazity.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Грибы – паразиты»

Цель: изучить строение грибов-паразитов.

Формировать УУД. изучить особенности строения грибов-паразитов.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов  природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Регулятивные УУД: самостоятельно определять цель учебной деятельности; осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника;  объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной  клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;  

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Задачи урока:

  • познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ним;
  • научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

- Какую тему мы изучили на прошлых уроках? Давайте вспомним ещё раз изученный материал.

1. Первое задание. Вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются ….....(готовыми органическими)  веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое  вещество-

    .........(хитин).
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …...(грибницы или спор).
4. Тонкие белые нити гриба - …....(гифы).
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….....(симбиоз).
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..(грибокорень или

     микориза).
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого  организма  

    называются………(сапротрофы).
8. Дрожжи размножаются …….(почкованием).

2. Второе задание. Вставьте пропущенное слово (фронтальный опрос).

  1. Мукор – это гриб ….. (сапротроф).
  2. Пеницилл размножается …… (спорами).
  3. Споры мукора созревают в …… (спорангиях).
  4. Споры пеницилла созревают в … (в кисточках).
  5. Пеницилл – это ……(плесневый) гриб.

Итог: 

- Итак, что мы повторили? (строение, размножение, питание грибов).

Проблемный вопрос: 

- На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты).

- Какую из этих групп мы изучили? (сапрофиты). Что осталось неизученным? (грибы-паразиты).

- Определите тему урока (тема: грибы-паразиты).

- Определите цель урока с помощью вопросов: с чем? (познакомиться  с грибами-паразитами), что? (выяснить условия их жизни, питание,  значение в природе и для человека), как? (как происходит заражение), какие? (какие меры борьбы с ними нужно использовать).

- Прочитайте тему. Знакомо ли вам слово паразиты? Вспомните, какие организмы называют паразитами? (организмы, питающиеся за счет живых организмов, нередко нанося им вред).

  1.  Изучение нового материала.

- Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях. Сегодня вы работаете в группах. Сейчас, в течение 1 минуты распределите свои обязанности внутри группы: лидер, хранитель времени, докладчик, редактор-оформитель, оценщик. В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших тетрадях (пустые таблицы выданы всем учащимся). Работаем следующим образом, каждая группа получает задание, на его выполнение дается 5 минут.  После этого докладчик каждой группы рассказывает ваше выполненное задание. Остальные группы слушают и заполняют таблицу. Будьте внимательны при изучении  нового материала.

Названия грибов-паразитов

Поражаемые растения

Наносимый вред (ущерб)

Меры борьбы

1.Головня

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Уничтожение спор, прилипших к посевному зерну (центрифугирование). Обработка зерен перед посевом специальными препаратами (например, раствором формалина).

2.Спорынья

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Очистка зерна от рожков спорыньи. Уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки. Своевременная уборка урожая.

3.Трутовики

Деревья.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Усилить питание больного дерева.

Сдирание и сжигание плодового тела трутовика и обработка раны дерева. Вырубка деревьев – крайняя мера.

4.Фитофтора

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Отбраковка больных клубней, томатов. Химическая обработка. Соблюдение правил уборки. Выбор сортов, устойчивых к фитофторе.

IV. Закрепление изученного.

- Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или  Плесневые грибы.

Загадка

Ответы

Название грибы

Паразит или плесневый

1) Весь грибок с пчелиный бок

     А растет на весу и совсем не  

     в лесу        

спорынья

паразит

2) Конское копыто – к дереву

    привито

трутовик

Паразит

3) Пока молод, он седой

    А постареет – весь почернеет

мукор

плесневый

4) Выросли на палочке

     Кисточки-метелочки

     Кисточки зеленые

     Лекари хваленые                                    

пеницилл

плесневый

5) Это что за дело: просо  обгорело.

    И в метелках сажа,

    И на листьях даже                                  

головня

паразит

Задание второе: рубрика «верю - не верю»:

1. Головня – это гриб, поражающий клубни картофеля                                               (-)

2. Плодовое тело трутовика имеет форму рожка             (-)

3. Грибные  заболевания распространяются ветром, насекомыми            (+)

4. Мукор – это гриб – паразит            (-)

5. Фитофтора  - это гриб, поражающий клубни картофеля, томат                             (+)

6. Спорынья – это плесневый гриб                                                                                 (-)

  1. Подведение итога. Рефлексия.

- Ну, а теперь подведём итог. Вы выберите начало высказывания и продолжите его.

Сегодня я узнал…                                              

Я научился...

Мне было интересно…                        

Мне было трудно…

У меня настроение…

- Каждая группа оцените работу своих членов команды.

     VI. Домашнее задание: параграф 16 читать, таблицу в тетради выучить.

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое  вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого  организма  

    называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое  вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого  организма  

    называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое  вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого  организма  

    называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …....................................................................…………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое  вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью …..............................................
4. Тонкие белые нити гриба - ….............
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - …..................
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого  организма  

    называются………………..
8. Дрожжи размножаются ……………………...

Раздаточный материал

(Головня).

Наиболее широко из грибов-паразитов распространены головневые грибы. Эти грибы развиваются на таких растениях, как овес, пшеница и другие злаки. Бывают случаи, что головня чрезвычайно быстро размножается и развивается, уничтожая практически весь урожай. Соцветия тех злаков, которые поражены головневым грибом, покрыты скоплениями спор черного цвета и выглядят так, как будто ни обгорели. Поэтому это заболевание растений и получило название «головня». А вот грибница головни располагается внутри стебля злакового растения. Размножается головня, как и другие грибы, спорами, которые прилипают к зернам злаков в период уборки урожая и сохраняются до посева семян. Заражение растений головней происходит, когда зерно прорастает. Существует способ борьбы с головней – обработка  зёрен до посева специальными препаратами, например, раствором формальдегида. Это называется протравливание зерна. При этом если на зернах есть споры, то они погибают.

Раздаточный материал

(Спорынья).

Гриб-паразит, паразитирует на злаках и поражает завязь цветущих растений, вследствие чего вместо зерновок появляются склероции спорыньи — рожки темно-фиолетового цвета. Они представляют собой плотные грибницы — грифов гриба длиной 3 мм. По созревании они опадают на землю, зимуют на почве, а весною прорастают головчатыми образованиями на ножках (стромами), на которых развиваются плодовые тела со спорами. По созревании споры распространяются ветром и заражают новые растения. Рожки очень ядовиты: смолотые вместе с зерном отравляют муку, а употребление такой муки в пищу может вызвать отравление. В прошлом, когда не знали о ядовитости рожков, имели место эпидемии «злой корчи» (судорог), приносившие массовые человеческие жертвы. Существуют способы борьбы со спорыньей – очистка зерна от рожков спорыньи, уничтожение сорняков, с которых возможен переход спорыньи на злаки, своевременная уборка урожая.

Раздаточный материал

(Трутовик).

Сильный вред лесному, садовому и парковому хозяйствам причиняет гриб трутовик. Он провоцирует разрушение древесины. Заражение спорами происходит через повреждения в коре деревьев. Ломка ветвей, солнечные ожоги и многие другие факторы способствуют появлению ран. Споры попадают через проблемную зону и разрастаются в грибницу. Трутовик охватывает всю сердцевину дерева, разрушая ее и делая трухлявой. Появление плодовых тел на поверхности дерева происходит через несколько лет после инфицирования. Трутовик напоминает копыто по своей форме и бывает очень твердым. Паразиты деревьев могут располагаться один над другим, образовывая полочки. В нижней части трутовик имеет мелкие трубочки, в которых зреют споры. Живет гриб трутовик много лет и увеличивается в размерах с каждым годом. Трутовик значительно уменьшает продолжительность их жизни. После проникновения грибницы в древесину не представляется возможным остановить ее развитие. Зараженное дерево обязательно погибнет. Меры борьбы с паразитом — это недопущение повреждений коры и ветвей. Чтобы избавиться от опасности заражения других деревьев, гриб трутовик нужно сбить и сжечь.

Раздаточный материал

(Фитофтора).

Наибольший урон сельскому хозяйству наносит фитофтороз - томатов, картофеля. Фитофтороз – это заболевание, вызываемое ФИТОФТОРОЙ. Ранние этапы заражения могут пройти незамеченными, потому что не все растения заболевают одновременно. Признаками болезни являются темные пятна на листья и стеблях растения. При повышенной влажности на листьях с нижней стороны появляются пушистые белесые налеты спороношения патогенного гриба. На пораженных фитофторой клубнях картофеля заметны темные участки, а под кожицей видна ткань коричнево-красного цвета. Возможно вторичное присоединение бактериальной инфекции, при котором зараженные клубни быстро гниют и разлагаются с резким неприятным запахом. Поэтому фитофтороз картофеля называют в народе «картофельная гниль», а фитофтороз томатов – «бурая гниль томатов». В сельском хозяйстве постоянно проводятся мероприятия по борьбе с фитофторой:  отбраковка больных клубней картофеля, томатов; использование устойчивых к грибку сортов; химическая обработка; соблюдение правил уборки и посева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока биологии 6 класс тема:" Строение цветка"

Урок по программе Пономаревой 6 класс, с двумя презентациями, дает полный материал по программе, в помощь молодому учителю....

Конспект урока биологии 6 класс"Вода"коррекционная школа 8 вида

Урок биологии в 6 классе "Вода" коррекционной школе 8 вида.В ходе урока учащимися выполняется практическая работа.Цель: обобщение знаний по свойствам воды....

Конспект урока биологии 6 класс "Условия прорастания семян"

Урок - исследование, основанный на исследовательской работе одной из учениц класса...

Конспект урока биологии 7 класс "Размножение и развитие птиц"

Урок изучения нового материала. Используется работа в группах. Каждая группа получает свое задание (работа с дополнительной литературой, выполнение лабораторной работы). В конце урока все данные, кото...

Конспект урока биологии 11 класс Тема урока: Становление эволюционных представлений

Конспект урока  биологии 11 классТема урока: Становление эволюционных представлений...

Конспект урока Биология, 6 класс Тема урока «Водоросли, их разнообразие и значение в природе»

План - конспект урока по биологии по теме "Водоросли, их разнообразие и значение в природе"...