Рабочая программа по биологии 9 класс.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 9 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_9_klass.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
.
Рабочая программа
по биологии 9 класс
составлена учителем биологии
Комаровой М.Д.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001г.).
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану для 9 класса предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю (всего за год 36 часов), по этому темы проходятся обзорно, а остальной материал выводится на самостоятельное изучение.
Особенности организации учебного процесса:
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
Введение. | 3 | 1 | 2 |
Основы цитологии | 10 | 6 | 2 |
Организм, его свойства и развитие | 5 | 3 | 3 |
Основы генетики. | 9 | 6 | 6 |
Основы селекции растений и животных | 4 | 2 | 4 |
Происхождение жизни и развитие органического мира | 6 | 2 | 3 |
Учение об эволюции | 10 | 4 | 1 |
Происхождение человека (Антропогенез) | 6 | 3 | 1 |
Основы экологии | 14 | 9 | 2 |
Заключение | 1 | 0 | 1 |
Итого | 68 | 36 | 32 |
В рабочей программе нашли отражение цели изучения биологии:
1. Познакомить учащихся с условиями жизни, закономерностями живой природы и зависимостях в ее процессах и явлениях. Выделить закономерности развития и разнообразия жизни на Земле, взаимозависимости этих процессов и роль их в культуре человечества. Познакомить учащихся с работами известных ученых-биологов. Сформировать знания о науке «Генетика», рассказать что изучает генетика, Мендель, как основоположник генетики, познакомить с основными понятиями генетики; познакомить с законами генетики. Формировать у учащихся основные понятия хромосомной теории: о кариотипе, сцеплении генов, группе сцепления генов; познакомить с объектом исследований. Познакомить учащихся с экологическими проблемами в мире и в нашем регионе.
2. Развивать умения решать типовые генетические задачи, уметь анализиро вать условия задач и делать выводы; умения слушать, выделять главное в тексте.
3. Воспитывать коммуникабельные качества, уважение к труду биологов – эволюционистов, бережное отношение к природе, своему здоровью, интерес к предмету.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устные и письменные зачетные работы.
итоговый - контроль в конце изучения зачетного раздела.
формы: устные и письменные зачетные работы.
Формы занятий
1. групповые консультации
2. зачет
Формы и методы проведения зачета:
1. Тест.
2. Письменный зачет.
3. Устно-индивидуальный опрос.
Формы промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2008г
Дополнительная литература для учителя:
1. Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. Основы общей биологии: Методическое пособие. 9 класс/Под ред. проф. И.Н. Пономаревой. – М.: Вентана-Граф, 2005г.
2. О.Н. Ридигер. Экзаменационные вопросы и ответы. Биология 9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.
3. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.
4. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.
5. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.
6. Соколовская Б.Х. 120 задач по генетике. М.: Центр РСПИ,1991 г.
Учебный комплекс ученика:
1.Учебник: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2008г. 2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.
3. О.Н. Ридигер. Экзаменационные вопросы и ответы. Биология 9 класс. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2000г.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса по биологии.
3нать и понимать:
- особенности жизни как формы существования материи;
- роль физических и химических процессов в живых системах различного иерархического уровня организации;
- фундаментальные понятия биологии;
- Сущность процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости;
- основные теории биологии: клеточную, хромосомную теорию наследственности, эволюционную, антропогенеза;
- соотношение социального и биологического в эволюции человека;
- основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.
Уметь:
- пользоваться знанием общебиологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- решать генетические задачи, составлять родословные.
- Составлять план, конспект;
- владеть языком предмета.
Применять знания и умения:
- соблюдать правила бережного отношения к природным объектам, имеющим важное значение для дальнейшего устойчивого сосуществования человека и природы;
- прогнозировать возможные последствия своей деятельности для существования отдельных видов растений, животных, встречающихся в данной местности, нуждающихся в охране по причине изменения мест обитания и сокращающейся численности.
Основное содержание:
Введение
Разнообразие живых организмов и общие основы жизни. Уровни организации жизни. Признаки живого. Многообразие форм жизни, их роль в природе.
1. Основы цитологии.
Основные положения клеточной теории. Клетка как основная структурная и функциональная единица живого. Рост, развитие, жизненный цикл клеток. Химический состав. Строение клетки. Разнообразие клеток. Обмен веществ и превращение энергии. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке – фотосинтез.
2. Организм, его свойства и развитие.
Организм как биосистема. Одноклеточные и многоклеточные организмы, их свойства. Формы размножения организмов: бесполое и половое. Вегетативное размножение. Деление клетки прокариот и эукариот. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль бесполого и полового способов размножения.
3. Основы генетики.
Основные понятия генетики. Понятия о гене, генетике, наследственности и изменчивости. Законы наследственности и закономерности изменчивости. Хромосомная теория наследственности. Наследственные болезни, сцепленные с полом, у человека. Закономерности изменчивости. Мутационная и модификационная изменчивость. Значение мутаций для жизнеспособности особей. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде.
4. Основы селекции растений и животных.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Достижение селекции растений. Клеточная инженерия. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов, понятие о биотехнологии.
5. Происхождение жизни и развитие органического мира.
Представления о происхождении жизни на Земле в истории естествознания. Современная форма развития жизни на Земле.
6. Эволюционное учение.
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Основные закономерности эволюции. Образование новых видов в природе. Видообразование. Основные направления эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях.
7. Происхождение человека.
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными. Доказательства происхождения человека от животных. Человеческие расы. Движущие силы и этапы эволюции человека. Влияние человека на природу Земли.
8. Основы экологии.
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Условия жизни на Земле. Экологические факторы среды. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды. Основные понятия экологии популяций. Динамика численности популяций в природных сообществах. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Развитие и смена биогеоценозов. Биосфера, ее структура и свойства. Роль экологической культуры у человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества.
Контроль уровня облученности.
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.
Тематическое планирование на 2011-2012 уч. год
Предмет: биология
Класс: 9
Учитель: Комарова Мария Дмитриевна
Количество часов в год – 36
Количество часов в неделю – 1
Лабораторных работ -1
Практических работ – 1
Зачетов – 2
Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений 6-9 классы. Составитель В. С. Кучменко. М.: Дрофа 2004г
Учебник: И. Н. Пономарева. Основы общей биологии 9 класс. М.: Вентана-Граф, 2008г
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание | |
1. Введение в основы общей биологии- 1 час. | ||||
1 | Общие свойства живого. Формы жизни | Урок новых знаний | § 1-3 | |
2. Основы цитологии– 6 часов. | ||||
2 | Клеточное строение организмов. Химический состав клеток. Неорганические вещества. | Урок новых знаний | § 4-5 | |
3 | Органические вещества клетки. | Комбинированный урок. | § 6 | |
4 | Строение клетки. Л/р № 1: «Изучение клеток растений и животных». | Комбинированный урок. | § 7-8, тест | |
5 | Обмен веществ и энергии в клетке. Биосинтез белков клетке. | Комбинированный урок. | § 9-10 | |
6 | Биосинтез углеводов – фотосинтез. | Комбинированный урок. | § 11 | |
7 | Обеспечение клетки энергией. | Комбинированный урок. | § 12, карточки | |
3.Организм, его свойства и развитие– 3 часа. | ||||
8 | Типы размножения организмов. Деление клетки. Митоз. | Комбинированный урок. | § 13-14 | |
9 | Образование половых клеток. Мейоз. Онтогенез. | Комбинированный урок. | § 15-16 | |
10 | Обобщающий урок по темам: «Основы цитологии. Организм, его свойства и развитие» | Обобщающий урок | Подготовка к зачету. | |
Зачет № 1 по темам «Основы цитологии. Организм, его свойства и развитие» | Урок контроля и оценки ЗУН | |||
4. Основы генетики– 6 часов. | ||||
11 | Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. | Урок новых знаний | § 18-19 | |
12 | Дигибридное скрещивание. | Комбинированный урок. | § 20, карточки | |
13 | Практическая работа № 1 «Решение генетических задач». | Практикум | ||
14 | Сцепленное наследование. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов. | Комбинированный урок. | § 21-22 | |
15 | Наследование признаков, сцепленных с полом. Решение генетических задач. | Комбинированный урок. | § 23, карточки | |
16 | Наследственная изменчивость. Другие типы изменчивости. | Комбинированный урок. | § 24-25 | |
5. Основы селекции растений и животных - 2 часа. | ||||
17 | Генетические основы селекции организмов. Селекция растений. | Урок новых знаний | § 27-29 | |
18 | Особенности селекции животных и микроорганизмов. | Комбинированный урок. | § 30-31, тест | |
6. Происхождение жизни и развитие органического мира – 2 часа. | ||||
19 | Возникновение жизни на Земле. Значение фотосинтеза и круговорота веществ. | Урок новых знаний | § 32-34 | |
20 | Этапы развития жизни. | Комбинированный урок. | § 35, инд. задания | |
7. Учение об эволюции – 4 часа. | ||||
21 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. | Комбинированный урок. | § 36-37 | |
22 | Результаты эволюции. | Комбинированный урок. | § 37-38 | |
23 | Вид, его структура и особенности. Видообразование. | Комбинированный урок. | § 39-40 | |
24 | Микро и макроэволюция. Основные направления эволюции. | Комбинированный урок. | § 41-42, кроссворд | |
8. Происхождение человека (Антропогенез) – 3 часа. | ||||
25 | Доказательства эволюционного происхождения человека. | Комбинированный урок. | § 44-45 | |
26 | Этапы эволюции человека. Человеческие расы. | Комбинированный урок. | § 45-47 | |
27 | Обобщающий урок : «основы генетики. Происхождение жизни на Земле. Учение об эволюции. Антропогенез». | Обобщающий урок. | Подготовка к зачету. | |
Зачет № 2 по темам: «Генетика. Основы селекции. Происхождение жизни на Земле. Учение об эволюции. Антропогенез». | ||||
9. Основы экологии - 9 часов. | ||||
28 | Закономерности действия факторов среды на организмы. | Комбинированный урок | § 50-51 | |
29 | Биотические связи в природе. | Комбинированный урок | § 52 – 53, тест | |
30 | Популяции как форма существования видов в природе. | Комбинированный урок | § 54-55 | |
31 | Биоценоз. Биогеоценоз. Экосистема. | Комбинированный урок | § 56-57 | |
32 | Развитие и смена биогеоценозов. | Комбинированный урок | § 58 | |
33 | Л/р № 2: «Описание экосистем своей местности». Биосфера. | Комбинированный урок | § 59 | |
34 | Рациональное использование природы и её охрана. | Комбинированный урок | § 60, карточки | |
35 | Экологические проблемы. | Комбинированный урок | Подготовиться к итоговому тестированию | |
36 | Итоговое тестирование за курс 9 класса. | Урок контроля и оценки ЗУН |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...