Рабочая программа по биологии 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа по биологии 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение
«Михайловская районная вечерняя (сменная) общеобразовательная школа».
Рабочая программа
по биологии 8 класс
составлена учителем биологии
Комаровой М.Д.
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МОиН РФ от 05.03.2004 г. № 1089), примерных программ по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005 г. № 03-1263), «Временных требований к минимуму содержания основного общего образования» (Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1236), примерной программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев по биологии 5-11 класс (авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко,В.М. Константинов, А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш, Н.М. Чернова. Составитель: Кучменко В.С. – М.: Дрофа, 2001г.).
Программа рассчитана на 68 ч. в год (2 часа в неделю). Согласно действующему в вечерней школе учебному плану для 8 класса предусматривает обучение в объёме 1 час в неделю (всего за год 36 часов), по этому темы проходятся обзорно, а остальной материал выводится на самостоятельное изучение.
Особенности организации учебного процесса:
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного процесса, возрастных особенностей и жизненного опыта учащихся осужденных.
Особенность организации учебного процесса по данному курсу связана с особым контингентом обучающихся, у них либо изначально слабые знания, либо значительный перерыв в обучении. Так как у большинства осужденных большие пробелы в области биологии, то при изучении нового материала им требуется значительное время для его закрепления. В связи с этим программа по биологии составлена так, чтобы дать возможность компенсировать незнание пройденного ранее материала и облегчить изучение нового. Основной задачей повторения является приведение в систему полученных знаний. Создание полной картины пройденного материала помогает обучающемуся яснее видеть цель и результаты обучения, а также пробелы в своих знаниях. Основным условием правильной организации учебного процесса является его генерализация и выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной
Раздел | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе | Самостоятельное изучение |
Введение. | 1 | 1 | 0 |
Общий обзор организма человека | 5 | 3 | 2 |
Опорно-двигательная система | 8 | 5 | 3 |
Кровь и кровообращение | 10 | 4 | 6 |
Дыхание | 6 | 2 | 4 |
Пищеварение | 6 | 3 | 3 |
Обмен веществ и энергии | 3 | 2 | 1 |
Выделение | 2 | 1 | 1 |
Кожа | 3 | 1 | 2 |
Нервная система | 3 | 3 | 0 |
Органы чувств и анализаторы | 6 | 3 | 3 |
Эндокринная система | 3 | 2 | 1 |
Индивидуальное развитие организма | 5 | 3 | 2 |
Поведение и психика | 6 | 3 | 3 |
Резервное время | 1 | 0 | 1 |
Итого | 68 | 36 | 32 |
В рабочей программе нашли отражение цели изучения анатомии:
1. Образовательная: познакомить учащихся со строением организма человека; подчеркнуть социально-биологическая природа человека, показать анатомические, функциональные и экологические отличия человека от животных; ввести современные понятия о торможении, синоптической передачи информации, тренировочном эффекте, иммунитете, доминанте; показать значение внешней и внутренней речи; рассказать о познавательных, волевых и эмоциональных процессах человека, а также о психологии личности.
2. Воспитывать бережное отношение к своему организму и здоровью, интерес к строению своего организма, коммуникабельность.
3. Развивать умения сравнивать, анализировать, находить межпредметные связи, работать с учебным оборудованием.
При изучении курса проводится 2 вида контроля:
текущий – контроль в процессе изучения темы;
формы: устные и письменные зачетные работы.
итоговый - контроль в конце изучения зачетного раздела.
формы: устные и письменные зачетные работы.
Формы занятий
1. групповые консультации
2. зачет
Формы и методы проведения зачета:
1. Тест.
2. Письменный зачет.
3. Устно-индивидуальный опрос.
Формы промежуточной аттестации.
Промежуточная аттестации проводится в форме тестов.
Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г
Дополнительная литература для учителя:
1. Пепеляева О.В., Сунцова И.В. Поурочные разработки к учебным комплектам «Биология. Человек», 8 класс – М.: ВАКО, 2005.
2. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Серия «Школа в клеточку». – М., «Лист». 1998г.
3. Биология в таблицах и схемах. Издание 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2004г.
4. Никишов А.И., Петросова Р.А., Рохлов В.С., Теремов А.В. Биология в таблицах. М.: «Илекса», 1997 г.
Учебный комплекс ученика:
1. Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г
2. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская. Пособие по биологии. Минск «Вышейшая школа» 1997г.
Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса по биологии.
Знать и понимать:
- строение и функции биологических структур, слагающих организм человека (клетка, ткань, орган, системы органов);
- Особенности биологических процессов (питание, дыхание, кровообращение, выделение, движение, обмен веществ и превращение энергии, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности, возбуждение, торможение), протекающих в организме человека;
- влияние факторов окружающей среды на здоровье организма человека.
Уметь:
- приводить примеры уровней организации человека как биосоциального вида; биологически активных веществ (витаминов, гормонов, ферментов), факторов среды, оказывающих влияние на здоровье человека;
- узнавать на таблицах, моделях, схемах, рисунках и собственном организме основные органы и системы органов;
- проводить наблюдения за состоянием собственного организма путем подсчета пульса, измерения давления.
- получать и оценивать значение информации из разных источников о здоровом образе жизни и факторах, способных привести к развитию болезней.
Применять знания и умения:
- соблюдать меры профилактики и предупреждения развития травматизма, стрессов, пищевых отравлений, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правила поведения, обеспечивающие безопасность в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- оказывать первую помощь при переломах костей, вывихах и растяжениях суставов, кровотечениях, отсутствии дыхания и сердечной деятельности, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, поражении электрическим током и молнией.
Основное содержание:
Введение.
Науки о человеке. Значение знаний о строении и функциях человеческого организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих. Роль гигиены и санитарии в борьбе за экологически чистую природную среду, условия быта и труда. Понятие о здоровом образе жизни.
1. Общий обзор организма человека.
части и полости тела. Топография внутренних органов. Уровни организации организма. Клетка и ее строение. Химический состав клетки. Обмен веществ и энергии. Деление клеток, их рост и развитие. Основные ткани животных и человека. Строение нейрона. Органы, системы органов, организм.
2. Опорно-двигательная система.
Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Их значение. Состав и строение костей, их форма и функция. Внутренне строение костей. Основные отделы скелета. Мышцы, типы мышц, их строение и значение. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Предупреждение нарушений осанки и плоскостопия. Развитие опорно-двигательной системы. Последствия гиподинамии.
3. Кровь и кровообращение.
Кровь, тканевая жидкость и лимфа – компоненты внутренней среды. Состав крови. Роль гемоглобина. Артериальная и венозная кровь. Функции лимфоцитов. Иммунитет. Органы иммунной системы. Роль болезнетворных микробов и вирусов в развитии инфекционных заболеваний. Строение сердца. Большой и малый круг кровообращения. Движение крови по сосудам. Первая помощь при капиллярных, венозных и артериальных кровотечениях. Первая помощь при носовых кровотечениях.
4. Дыхание.
Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхательных движений. Болезни органов дыхания. Гигиена дыхания.
5. Пищеварение.
Значение питания. Пищевые продукты и питательные вещества. Значение пищеварения. Система пищеварительных органов. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Всасывание. Наиболее опасные заболевания желудочно-кишечного тракта. Регуляция пищеварения. Инфекционные заболевания.
6. Обмен веществ и энергии.
Значение питательных веществ для восстановления структур, их роста и энергообразования. Обменные процессы в организме. Пластический и энергетический обмен. Нормы питания. Витамины.
7. Выделение.
Значение выделения. Органы мочевыделения. Строение почки. Роль и регуляция работы почек. Предупреждение заболевания почек. Восходящая и нисходящая инфекции. Нарушение диеты. Вред спиртных напитков. Значение воды и минеральных веществ для организма. Режим питья. Предупреждение водного отравления. Гигиеническая оценка питьевой воды.
8. Кожа и теплорегуляция.
Барьерная роль кожи. Строение кожи. Потовые и сальные железы. Типы кожи. Уход за кожей. Нарушение кожных покровов и повреждение кожи. Травмы: первая помощь при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Адаптация человека к холодному и жаркому климату. Закаливание. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Регуляция теплообразования и теплоотдачи. Гигиена одежды.
9. Нервная система.
Значение нервной системы, ее строение и функция. Центральная и периферическая части нервной системы. Соматический и вегетативный отделы нервной системы. Спинной мозг, его строен, значение и функции. Строение головного мозга. Роль лобных долей в организации произвольных действий. Речевые центры.
10. Органы чувств и анализаторы.
Понятие об органах чувств и анализаторах. Свойства анализаторов, их значение и взаимосвязь. Органы зрения. Строение и функции глаза. Заболевания и повреждения глаз. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха и слуховой анализатор. Его значение. Гигиена слуха. Болезни органов слуха и их предупреждения.
Органы равновесия: вестибулярный аппарат. Строение и функции мешочков и полукружных каналов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы. Роль мышечного чувства. Взаимодействие анализаторов.
11. Гормональная регуляция и вегетативная нервная система.
Железы внутренней, наружной и смешанной секреции. Эндокринная система. Свойства гормонов, их значение. Взаимодействие нервной и эндокринной систем. Гормоны надпочечников. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Связь гипофиза с нервной системой.
12. Индивидуальное развитие организма.
Половые и возрастные особенности человека. Пол будущего ребенка. Половые хромосомы. Роль биологических и социальных факторов в развитии человека. Женская и мужская половая система. Половое созревание юношей и девушек. Беременность. Внутриутробное развитие организма. Оплодотворение. Развитие после рождения. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.
13. Поведение и психика.
Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Фазы сна. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь, сознание и трудовая деятельность. Познавательные процессы человека. Волевые процессы. Эмоции. Внимание. Работоспособность. Личность и ее особенности. Человек и его место в биосфере.
Контроль уровня обученности.
Оценить уровень и качество ЗУН обучающихся на различных этапах изучения предмета позволяет система контролирующих измерителей, которые должны находиться в логической связи с содержанием учебного материала и соответствовать требованиям к уровню усвоения предмета.
Оценка – информационный показатель правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и активности ученика в работе.
Формами выражения и фиксации оценки успеваемости учащихся являются: балл. Процесс оценивания осуществляется в ходе сравнения выполненной работы с эталоном, а итогом этого процесса выступает результат – отметка.
Отметка – числовой аналог оценки.
Отметка 5 («пять») выставляется, когда полно и глубоко раскрыто содержание материала программы и учебника; разъяснены определения понятий; использованы научные термины и различные умения, выводы из наблюдений и опытов; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания; возможны 1-2 неточности второстепенного характера.
Отметка 4 («четыре»): полно и глубоко раскрыто основное содержание материала; в основном правильно изложены понятия и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения в последовательности и стиле ответа, небольшие неточности при обобщении и выводах из наблюдений и опытов.
Отметка 3 («три»): основное содержание учебного материала усвоено, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно четкие; не использованы в качестве доказательства данные наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка 2 («два»): учебный материал не раскрыт, знания разрозненные, бессистемные; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Отметка 1 («единица»): ответ не дан.
Оценивание тестовых заданий:
«5»- правильно выполнено 100-83% заданий; «3» - 66 – 50%;
«4» - 82-67%; «2» - менее 50%.
Тематическое планирование на 2011-2012 уч. год
Предмет: биология
Класс: 8
Учитель: Комарова Мария Дмитриевна
Количество часов в год – 36
Количество часов в неделю -1
Лабораторных работ -2
Зачетов – 2
Планирование составлено на основе минимума содержания образования по биологии и программы по биологии для общеобразовательных учреждений 6-9 классы . Составитель В.С.КучменкоМ.: Дрофа 2004г
Учебник: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Биология 8 класс М.: Вентана – Граф, 2006г.
№ урока | Тема урока | Тип урока | Домашнее задание |
Введение – 1 час. | |||
1 | Биологическая и социальная природа человека. | Изучение нового материала | записи в тетради |
1. Общий обзор организма человека -3 часа. | |||
2 | Общий обзор организма человека. Строение клетки. | Изучение нового материала | § 1 |
3 | Ткани животных и человека | Лекция | § 2 |
4 | Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция. | Лекция | § 3 , тест |
2. Опорно-двигательная система – 5 часов. | |||
5 | Скелет. Строение, состав и соединение костей. | Изучение нового материала | § 4-5 |
6 | Скелет головы и скелет туловища | Комбинированный урок | § 6, карточки |
7 | Скелет конечностей. Первая помощь при растяжениях, переломах, вывихах | Комбинированный урок | § 7-8 |
8 | Мышцы человека. Работа мышц. | Комбинированный урок | § 9-10 |
9 | Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы. | Комбинированный урок | § 11-12, индивидуальные задания |
3. Кровь и кровообращение – 4 часа. | |||
10 | Значение крови и ее состав. Иммунитет | Комбинированный урок | § 13-14 |
11 | Тканевая совместимость и переливание крови. | Комбинированный урок | § 15 |
12 | Строение и работа сердца. | Комбинированный урок | § 16-17, тест |
13 | Движение крови по сосудам. Первая помощь при кровотечениях | Комбинированный урок | § 18-21, карточки |
4. Дыхание – 2 часа. | |||
14 | Органы дыхания. Строение легких. Л/р № 1: «Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха». | Изучение нового материала | § 22-25 |
15 | Первая помощь при поражениях органов дыхания. Гигиена дыхания. | Комбинированный урок | §26-28, подготовка к зачету. |
Зачет № 1 по темам: «Опора и движение. Кровь и кровообращение. Дыхание». | Урок контроля и оценки ЗУН | ||
5. Пищеварение – 3 часа. | |||
16 | Значение и состав пищи. Органы пищеварения. | Комбинированный урок | § 28-30 |
17 | Пищеварение в ротовой полости и в желудке. Л/р № 2: «Пищеварение в ротовой полости». | Комбинированный урок | §31 |
18 | Пищеварение в кишечнике. Профилактика заболеваний органов пищеварения. | Комбинированный урок | § 32-34, карточки |
6. Обмен веществ и энергии – 2 часа. | |||
19 | Обменные процессы в организме. | Комбинированный урок | § 35 |
20 | Витамины. | Комбинированный урок | § 36-37 |
7. Выделение – 1 час. | |||
21 | Строение и работа почек. Предупреждение заболеваний почек. | Комбинированный урок. | §38-39, кроссворд |
8. Кожа – 1 час. | |||
22 | Кожа. Теплорегуляция. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах. | Комбинированный урок. | § 40-42 |
9. Нервная система – 3 часа. | |||
23 | Нервная система. Нейрогуморальная регуляция. | Комбинированный урок | § 43 |
24 | Строение и функции спинного мозга. | Комбинированный урок | § 44, стр.132-133 |
25 | Отделы головного мозга, их значение. | Комбинированный урок | § 44, стр. 134-136 |
10. Органы чувств и анализаторы – 3 часа. | |||
26 | Органы чувств и их анализаторы. | Комбинированный урок | § 45 |
27 | Орган зрения. Заболевание и повреждения глаз. | Комбинированный урок. | §46 - 47 |
28 | Орган слуха и равновесия. Их анализаторы. | Комбинированный урок | § 48 -49, тест |
11. Эндокринная система – 2 часа. | |||
29 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции | Комбинированный урок | § 50 |
30 | Роль гормонов в обмене веществ | Комбинированный урок | § 51, подготовка к зачету |
Зачет № 2 по темам: «Пищеварение. Обмен веществ и энергии. Выделение. Кожа. Эндокринная система. Нервная система. Органы чувств и анализаторы». | Урок контроля и оценки ЗУН | ||
12. Индивидуальное развитие организма – 3 часа. | |||
31 | Половая система человека. Наследственные и врожденные заболевания. | Комбинированный урок | § 52, 54 |
32 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. | Комбинированный урок | § 53, 55 тест |
33 | Личность и ее особенности | Комбинированный урок | § 62 |
13. Поведение и психика – 3 часа. | |||
34 | Врожденные и приобретенные формы поведения. | Комбинированный урок | § 56 |
35 | Закономерности работы головного мозга. Сон. | Комбинированный урок | § 57-58 |
36 | Особенности высшей нервной деятельности. | Комбинированный урок | § 59-62, карточки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...