Реализация курса биологического краеведения в МОУ «Медновская СОШ»
рабочая программа (биология, 6 класс) по теме
С 2006 года в программу по биологии 6 класса ввели региональный стандарт основного общего образования по биологическому краеведению. Биологическое краеведение является составной частью регионального стандарта основного общего образования, рекомендованное ОИУУ Твери. Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizaciya_kursa_biologicheskogo_kraevedeniya.doc | 203.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация курса биологического краеведения
в МОУ «Медновская СОШ»
Ларионовой И.М, учителя биологии и экологии
26.04. 2012 год
Модернизация Российского образования сопровождается принятием новых нормативных документов, регламентирующих деятельность учителя, работающих в образовательных учреждениях нашей страны. Это:
- Федеральный компонент государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования.
- Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (учреждённым Приказом МО № 1312 от 09. 03. 2004 год «Об утверждении федерального базисного учебного плана»).
- Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Тверской области, утверждённого на коллегии Департамента образования администрации Тверской области 2006 год.
С 2006 года в программу по биологии 6 класса ввели региональный стандарт основного общего образования по биологическому краеведению. Биологическое краеведение является составной частью регионального стандарта основного общего образования, рекомендованное ОИУУ Твери. Добиться высокого результата в обучении можно: научить детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели знания из разных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения. Задача современного образования - формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность. Акцент образовательной деятельности переносится на воспитание свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю групп, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Таким образом, цель биологического краеведения - осознанная социально значимая деятельность учащихся, направленная на повышение качества жизни
Реализация преподавания биологии предусматривает переход на одночасовую программу, которая преподается в первом полугодии учебного плана, и плавный переход на программу биологического краеведения во втором полугодии.
Актуальность курса: «Биологическое краеведение» заключается в том, что:
- есть резервные часы, необходимые для корректировки тем уроков;
- освобождение часов благодаря преемственности данного курса с курсом «Природа. Введение в биологию и экологию» для 5 класса Т.С. Сухова, В.И.Строгонова;
- перераспределение часов курса объясняется и несколько иной логикой его построения. Курс Пономарёвой выстроен по принципу уровней жизни:
клетка - орган - организм - сообщество.
«Освобождённые» 4 часа резерва учитель может рассматривать по своему усмотрению
Требования к уровню подготовки по биологическому краеведению обучающихся, заканчивающих 6 класс
Учащие должны знать* наиболее распространенных представителей
живой природы Тверской области, а именно:
- приводить примеры биологических объектов:
- представителей грибов, лишайников, растений (по названию родов - для грибов, лишайников, водорослей, мхов, папоротников, хвощей, плаунов; по названию видов - для голосеменных и покрытосеменных растений);
- представителей ядовитых грибов, растений;
- пищевых дикорастущих, культурных, сорных, лекарственных растений;
- узнавать биологические объекты по внешнему облику на рисунках, фотографиях, таблицах, гербарии, в природе;
- называть (показывать) особенности (одну и более, иногда совокупность особенностей) внешнего строения представителей по которым их можно безошибочно распознать в природе
знать = назвать объект + узнать по изображению (в природе) + назвать (показать) отличительные признаки
Учащиеся должны овладеть практическими умениями:
- сравнивать биологические объекты по 4 и более признакам;
- выявлять отличительные признаки биологических объектов;
- распознавать биологические объекты по общему описанию, заданным характеристикам, путем сопоставления с образцом;
- составлять описание биологических объектов по предложенному плану;
- приводить примеры приспособленности растений,- лишайников, грибов к условиям обитания, к среде и месту обитания, к совместной жизни в одном сообществе;
- объяснять значение грибов, растений, лишайников в природных сообществах и жизни человека;
- устанавливать взаимосвязи между живыми организмами в природных сообществах;
- работать с различными видами определителей (текстовые и электронные определители, определительные карточки, ключи для определения, определительные таблицы и др.);
- осуществлять поиск биологических объектов (в природе, на рисунках, фотографиях, в Интернете) по заданным признакам;
- использовать дополнительные источники (Интернет, справочник, энциклопедии и др.) для подготовки сообщений, поиска необходимой информации об изучаемых объектах;
- использовать биологическую терминологию при выполнении практических и лабораторных работ.
Учащиеся должны уметь использовать приобретенные теоретические и практические знания в повседневной жизни, а именно:
- объяснять правила поведения в природе, сбора грибов и ягод, заготовки лекарственных растений, необходимость охраны природных объектов;
- объяснять правила оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
- определять погоду, наблюдая за растениями и животными;
- осуществлять поиск биологических объектов в природе с использованием рисунков и фотографий;
- решать ситуативные задачи из повседневной жизни на применение знаний (о лекарственных растениях, грибах, по экологии лишайников и растений для определения чистоты окружающей среды и др).
С 2006 по 2010 преподавался курс «Биология с основами биологического краеведения» куда входили предметы: биология и биологическое краеведение – 2 часа в неделю.
Учебно-тематический план курса
«Биология с основами биологического краеведения»
6 класс
№ п/п | Наименование темы, урока | Кол-во часов в теме | |
Биология* | Краеведение** | ||
1. | Введение. Общее знакомство с растениями | 1 | |
1.1 | Общее знакомство с растениями, или что изучает ботаника? | ||
2. | Органы растений. Органы цветковых растений | 9 | |
2.1 | Органы растений. Органы цветкового растения | ||
2.2 | Цветок, его строение и значение. | ||
2.3 | Плод, его строение и значение для растения. | ||
2.4 | Строение семян однодольных и двудольных растений. | ||
2.5 | Корень, его внешнее строение | ||
2.6 | Побег. Внешнее строение и значение для растения. Виды почек, их строение, значение. | ||
2.7 | Лист – часть побега, его внешнее строение. Значение для растения. | ||
2.8 | Стебель – часть побега, его внешнее строение. Многообразие стеблей. | ||
2.9 | Обобщение и повторение по теме «Органы растений. Органы цветковых растений» | ||
3. | Клеточное строение растений | 5 | - |
3.1 | Строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки | ||
3.2 | Ткани растений и их виды. | ||
3.3 | Клеточное строение листа. | ||
3.4 | Клеточное строение стебля. | ||
3.5 | Клеточное строение корня. | ||
4. | Основные процессы жизнедеятельности растений | 5 | |
4.1 | Корневое питание и водообмен. | ||
4.2 | Фотосинтез и дыхание. | ||
4.3 | Размножение и оплодотворение. | ||
4.4 | Рост и развитие растений. Раздражимость. | ||
4.5 | Обобщение и повторение материала по темам «Клеточное строение растений» и «Основные процессы жизнедеятельности растений». | ||
5. | Систематика и эволюция растений. | 5 | |
5.1 | Понятие о систематике растений. | ||
5.2 | Водоросли. Общая характеристика. Основные группы. | ||
5.3 | Высшие споровые растения: моховидные и папоротниковидные. Общая характеристика. | ||
5.4 | Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные. Общая характеристика. | ||
5.5 | Понятие об эволюции растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции. | ||
6 | Бактерии. Грибы. Лишайники. | 3 | |
6.1 | Царство Бактерии. Общая характеристика и значение. | ||
6.2 | Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе. | ||
6.3 | Лишайники. Общая характеристика и значение в природе. | ||
7 | Природные сообщества. | 2 | |
7.1 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме. | ||
7.2 | Повторение материала по темам «Систематика и эволюция растений», «Бактерии. Грибы. Лишайники» и «Природные сообщества». | ||
8 | Многообразие грибов и лишайников Тверской области. | 6 | |
8.1 | Многообразие лишайников. Места их произрастания. Лишайники Красной книги Тверской области. | ||
8.2 | Лишайники – биоиндикаторы чистоты воздуха. | ||
8.3 | Грибы Тверской области | ||
8.4 | Съедобные и ядовитые грибы | ||
8.5 | Хочу знать о грибах больше! (индивидуальная траектория изучения темы) | ||
8.6 | Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» (по теме «Многообразие грибов и лишайников Тверской области») | ||
9 | Многообразие дикорастущих растений Тверской области | 12 | |
9.1 | Водоросли Тверской области | ||
9.2 | Мхи Тверской области | ||
9.3 | Многообразие папоротников, хвощей и плаунов Тверской области. | ||
9.4 | Описание и распознавание видов папоротников, хвощей и плаунов. | ||
9.5 | Голосеменные растения Тверской области | ||
9.6 | Покрытосеменные растения. Дикорастущие деревья, кустарники, кустарнички. | ||
9.7-9.9 | Покрытосеменные растения. Травы. Семейства двудольных растений (одно семейство по выбору учителя, два – по выбору ученика (индивидуальная траектория изучения темы)) | 3 урока | |
9.10-9.11 | Покрытосеменные растения. Травы. Семейства однодольных растений (одно семейство по выбору учителя, одно – по выбору ученика (индивидуальная траектория изучения темы)) | 2 урока | |
9.12 | Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» (по теме «Многообразие дикорастущих растений Тверской области») | ||
10 | Растения в жизни человека. Культурные растения Тверской области. | 5 | |
10.1 | Декоративные растения, их использование в озеленении. | ||
10.2 | Сельскохозяйственные и сорные растения Тверской области. | ||
10.3 | Лекарственные, ядовитые растения Тверской области. | ||
10.4 | Растения – индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы растений. | ||
10.5 | Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» (по теме «Растения в жизни человека. Культурные растения») | ||
11 | Природные сообщества Тверской области. | 4 | |
11.1 | Многообразие природных сообществ Тверской области. Растительность и флора. | ||
11.2 | Структура и флора природного сообщества леса (луга, водоема, болота). Урок-проект. | ||
11.3 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе леса (луга, водоема, болота). Урок-проект | ||
11.4 | Взаимосвязи организмов в природном сообществе леса (луга, водоема, болота). Урок-проект | ||
12 | Охрана природы Тверской области | 4 | |
12.1 | Влияние деятельности человека на природу Тверской области | ||
12.2 | Особо охраняемые природные территории Тверской области. Центрально-лесной биосферный государственный природный заповедник. | ||
12.3 | Красная книга Тверской области. Охраняемые растения Тверской области и своей местности. | ||
12.4 | Зачет-рефлексия по темам «Природные сообщества» и «Охрана природы Тверской области» (защита проектов) | ||
Резервное время | 5 | 4 | |
ВСЕГО ЧАСОВ | 35 | 35 |
С 2011 предмет «Биологическое краеведение» преподается отдельным предметом, начиная со второго полугодия. В ходе реализации учебных программ учитель, основываясь на индивидуальные особенности учащихся класса и условия их обучения, часто производит перепланирование тем изучаемых разделов.
Тематическое планирование
«Биология». «Биологическое краеведение» 6 класс
Учитель биологии и экологии: Ларионова И.М.
Учебник: Биология: «Растения, 6 класс». М., Издательский центр «Вентанна- Граф», 2002 год
Авторы учебника: И.Н. Пономарёва, О.А. Корнилова, В.С. Кучменко
Методическое пособие: Бахтилова О.Б. ОИУУ 2007 год
Количество часов в неделю/год: 2/68
№ п/п | Наименование темы, урока | Параграф (количество часов) | Дата |
1. | Введение. Общее знакомство с растениями | (4) | |
1.1 | Общее знакомство с растениями, или что изучает ботаника? | стр. 3-6,1 | |
1.2. | Разнообразие растений | ||
1.3. | Растение-организм. Условия жизни растений. | 3,4 | |
1.4. | Среды жизни растений. | 5 | |
2. | Органы растений. Органы цветковых растений | (9) | |
2.1 | Органы растений. Органы цветкового растения | 2 | |
2.2 | Цветок, его строение и значение. | 23,24 лр№1 | |
2.3 | Плод, его строение и значение для растения. | 25,26 | |
2.4 | Строение семян однодольных и двудольных растений | 10 | |
2.5 | Корень, его внешнее строение | 13 лр№2 | |
2.6 | Побег. Внешнее строение и значение для растения. Виды почек, их строение, значение. | 16,17 | |
2.7 | Лист - часть побега, его внешнее строение. | 18,с.65; 19 лр№3 | |
2.8 | Стебель - часть побега, его внешнее строение. Многообразие стеблей. | 20,с.73; 21 лр№4 | |
2.9 | Обобщение и повторение по теме «Органы растений. Органы цветковых растений». С.Р. | ||
3. | Клеточное строение растений | (5) | |
3.1 | Строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки. | 7.8 | |
3.2 | Ткани растений и их виды | лр№5 9 | |
3.3 | Клеточное строение листа | лр №6 618,с.66-68 | |
3.4 | Клеточное строение стебля. | 20,с.74-76 | |
3.5 | Клеточное строение корня. | 14 | |
4. | Основные процессы жизнедеятельности растений. | (5) | |
4.1 | Корневое питание и водообмен. | 27,31 | |
4.2 | Фотосинтез и дыхание. | 28,30 | |
4.3 | Размножение и оплодотворение. | 32 лр№7 | |
4.4 | Рост и развитие растений. Раздражимость. | 35,36 | |
4.5 | Зачет: «Клеточное строение растений» и «Основные процессы жизнедеятельности растений». | ||
5. | Систематика и эволюция растений. | (15) | |
5.1 | Понятие о систематике растений. | 37 | |
5.2 | Понятие о систематике растений. Водоросли. | 38,39 | |
5.3. | Высшие споровые растения: моховидные и папоротниковидные. Общая характеристика | 40,41 | |
5.4 | Водоросли Тверской области | ||
5.5 | Мхи Тверской области | 40 | |
5.6 | Описание и распознавание видов папоротников. Хвощей и плаунов. | 41 | |
5.7 | Многообразие папоротников, хвощей и плаунов Тверской области. | лр №8 41 | |
5.8 | Семенные растения: голосеменные и покрытосеменные. Общая характеристика | 42,43 | |
5.9 | Голосеменные растения Тверской области | 42 | |
5.10 | Покрытосеменные растения Тверской области. Дикорастушие деревья, кустарники, кустарнички. | 43 | |
5.11 | Покрытосеменные растения Тверской области. Травы. Семейства однодольных растений (одно семейство по выбору учителя, 2-по выбору) | 43,44 | |
5.12 | Покрытосеменные растения Тверской области. Травы. Семейства двудольных растений (одно семейство по выбору учителя, 2-по выбору) | 2,45 | |
5.13 | Понятие об эволюции растительного мира. Усложнение растений в процессе эволюции. | 46 | |
5.14 | Повторение материала по темам: «Систематика и эволюция растений». | ||
5.15 | Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» по теме: «Многообразие грибов и лишайников Тверской области». | ||
6. | Бактерии. Грибы. Лишайники | (9) | |
6.1 | Царство Бактерии. Общая характеристика и значение. | 50,51,52 | |
6.2 | Царство Грибы. Общая характеристика и значение в природе. | 53,54 | |
6.3 | Грибы Тверской области | 54 | |
6.4 | Съедобные и ядовитые грибы | 54 | |
6.5 | Хочу знать о грибах больше! (Индивидуальная траектория изучения темы) | лр №9 54 | |
6.6 | Лишайники. Общая характеристика и значение в природе. | 55 | |
6.7 | Многообразие лишайников. Места их произрастания. Лишайники Красной книги Тверской области | 55 | |
6.8 | Лишайники - биоиндикаторы чистоты воздуха | 55 | |
6.9 | Обобщение и повторение по темам: «Систематика и эволюция растений», «Бактерии. Грибы. Лишайники». | ||
7 | Растения в жизни человека. Культурные растения Тверской области | (5) | |
7.1 | Декоративные растения, их использование в озеленение. | ||
7.2 | Сельскохозяйственные и сорные растения Тверской области. | ||
7.3 | Лекарственные, ядовитые растения Тверской области. | ||
7.4 | Растения - индикаторы состояния окружающей среды. Экологические группы растений. | 31,с. 111 лр№10 | |
7.5 | Зачет-рефлексия «Мои учебные достижения» по теме: «Растения в жизни человека. Культурные растения». | ||
8 | Природные сообщества Тверской области. | (5) | |
8.1 | Понятие о природном сообществе, биогеоценозе, экосистеме. | ||
8.2 | Многообразие природных сообществ по Тверской области. Растительность и флора. Урок-проект. | 56 | |
8.3 | Структура и флора природного сообщества леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект. | 56 | |
8.4 | Приспособленность растений к совместной жизни в природном сообществе леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект. | 57 | |
8.5 | Взаимосвязи организмов в природном сообществе леса (луга, водоёма, болота). Урок-проект | 58 | |
9 | Охрана природы Тверской области | (9) | |
9.1 | Влияние деятельности человека на природу Тверской области | ||
9.2 | Особо охраняемые природные территории Тверской области. | ||
9.3. | Многообразие природных сообществ. | ||
9.4. | Смена природных сообществ. | ||
9.5. | Взаимосвязь организмов и неживой природы. | ||
9.6. | Центрально-лесной биосферный государственный природный заповедник | ||
9.7. | Красная книга Тверской области. | ||
9.8. | Охраняемые растения Тверской области и своей местности | ||
9.9. | Зачет-рефлексия по темам: «Природные сообщества» и «Охрана природы Тверской области». (Защита проектов) | ||
Резервное время | 2 | ||
Всего часов: | 68 |
*Темы уроков по биологическому краеведению выделены желтым цветом.
В своей работе я использую метод проектов более 10 лет. Данный проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».
Итогом изучения данной темы должны стать проекты детей «Многообразие природных сообществ».
Обучающиеся в своих проектах доказывают, что лес, луг, водоем, болото является природными сообществами; изучают взаимосвязи в природных сообществах; знакомятся с растительным и животным миром этих сообществ. А также знакомятся с ролью и значением леса, луга, водоема и болота в жизни человека. Рассматривают меры по охране лесов и безопасному поведению в лесу, на лугу, анализируют свой вклад в дело охраны природных сообществ родного края (что можно сделать каждому). Продолжительность проекта 4 недели.
В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся ответят на вопрос, что такое природное сообщество леса, луга, водоема, болота. И как оно важно в жизни любого человека, о том, как школьники могут самостоятельно или с минимальной помощью взрослых (учителя, родителей) внести свой вклад в охрану лесов и сохранению природных сообществ.
Результатом работы над проектом должно стать:
а) знания и умения по теме «Природное сообщество леса, луга, водоема, болота»;
б) нахождение информации по теме в различных источниках;
в) получение необходимой информации о растительном и животном мире лесов, лугов, водоемов и болот с помощью Интернет-ресурсов;
г) умение безопасного использования поисковых служб Интернета.
На уроке – «Защита проекта» обучающиеся выступают с сообщениями (презентациями) о животных и растениях леса, луга, водоема, болота. А также о безопасном поведении в лесу, на лугу с защитой экологического плаката «Берегите лес!».
План проведения проекта
- Подготовительный этап
- Работа учителя по выбору темы проекта.
- Формулирование основополагающего вопроса и содержательных вопросов для исследований учащихся.
- Формулирование проблемы, выдвижение гипотез решения проблем, определение творческого названия проекта.
- Информационный этап
- Знакомство с принципами поиска информации в различных источниках (учебниках, хрестоматии, энциклопедиях) и в сети Интернет, видами поиска информации в сети Интернет, ознакомление с понятием «природное сообщество», выявление взаимосвязей в природном сообществе леса, луга, водоема, болота. Изучение литературы по данной теме.
- Демонстрация вводной презентации учителя.
- Формирование коллектива учащихся для работы над проектом.
- Исследовательско-проектная деятельность
- Обсуждение общего плана проекта.
- Планирование работы в группах.
- Поиск информации в разных источниках (по группам).
- Анализ информации и выбор главного.
- Подготовка информации для представления результатов.
- Исследование. Исследование растительного и животного мира природных сообществ Тверской области. Изучение безопасного поведения в них: лесу, на лугу, охране лесов.
- Презентация работы
- Формирование выводов и их обсуждение.
- Создание презентации проекта.
- Защита проекта на открытом уроке.
Защита исследовательских работ происходила на открытом мероприятии, где присутствовали учителя школы, родители. Результаты работы представляются в виде презентаций. После защиты работ учащиеся в группах сменного состава обсуждали добрые дела, акции, которые они сами и с помощью родителей могут совершить для решения некоторых проблем.
Представление результата исследования в виде сообщения и презентации, экологического плаката «Береги лес!».
Проекты по теме: «Биологическое краеведение»
за 2010-2011 год
- Охраняемые растения Тверской области. Шубина Анна, 6б класс.
- Деревья Тверской области. Дрожалкина Анастасия, 6б класс.
- Грибы-паразиты Тверской области. Демидова Анна, 6б класс.
- Ядовитые грибы Тверской области. Васильев Степан, 6б класс.
- Природное сообщество леса. Карасев Кирилл, 6б класс.
- Природные сообщества луга. Котова Ксения, 6а класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный проект для 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение» на тему: «Многообразие природных сообществ по Тверской области»
Проект ориентирован на обучающихся 6 класса по региональной программе «Биологическое краеведение».В результате самостоятельных исследований по основополагающему и проблемным вопросам обучающиеся...
Элективный курс :"БИОЛОГИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ. ФАУНА МОРДОВИИ".
Программа курса рассчитана на поддержку базового курса биологии 7 класса.Она раскрывает многообразие животного мира Мордовии.Программа курса рассчитана на 34 часа....
Элективный курс:"Биологическое краеведение. Флора Мордовии".
Программа элективного курса составлена на основе программ факультативного курса по биологии «Жизнь растений» «Программы. Факультативные курсы. Сборник №2. Математика. Биология. Химия» М, Просвещ...
Формирование гражданско - патриотических качеств личности через реализацию курса краеведения "Моя малая Родина"
Направленность дополнительной образовательной программы в том, что программа "Моя малая родина" - знакомит с жизнью общества на примере своего города, области.Отличительной чертой нашей программы явля...
Рабочая программа курса "Биологическое краеведение"
Данный курс разработан для учащихся 5-х классов ФГОС. Содержание данного курса позволяет более расширить знания учащихся по таким предметам как география и биология....
элективный курс по биологии 6 класс" Биологическое краеведение"
элективный курс включает в себя региональный компонент,позволяющим обучающимся больше узнать о своем крае....
Краеведение - наука о местности, в которой мы живём. Предмет биологического краеведения.
Презентация для урока в 7 классе...