элективный курс по биологии 6 класс" Биологическое краеведение"
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
элективный курс включает в себя региональный компонент,позволяющим обучающимся больше узнать о своем крае.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Первомайское» Михайловского муниципального района Приморского края
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественных наук Протокол № ___ от «____»____________2015 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _____________ И.А.Кондрашева «____»____________2015 г. | Утверждаю Директор МБОУ СОШ с. Первомайское ______________ А.С. Ухаботин «___»______________ 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
«Биологическое краеведение»
6 КЛАСС
Составил:
учитель биологии и химии, первой категории
Кондрашева Инна Александровна
2015-2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Содержательной основой элективного курса «Биологическое краеведение. Приморский район" является курс «Бактерии. Грибы. Растения», изучаемый в 6 классе. В связи с тем, что на изучение данного курса в программе отводится 34 часа, сокращено основное содержание, а так же экологическое.
Данная программа направлена на экологизацию курса ботаники, в её основе лежит системно – структурный подход, необходимый для развивающего обучения.
Рабочая программа (элективный курс) по биологии для 6 классов на 2015-2016 учебный год составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 21.12.2012;
Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта основного общего образования (биология), утвержденный приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
Примерная программа основного общего образования по биологии;
Авторская программа Врищ А.Э., Гилева Т.В., Соловьева Т.М., Свиридова О.И. Региональный компонент биологического образования Приморского края для основного и среднего (полного) общего образования (рекомендации в помощь учителю) ЕНМО ПИППКРО, Владивосток, 2000. 30 с.
Место предмета в учебном плане.
Для изучения курса «Биологическое краеведение» в учебном плане отводится 1 час в неделю, 34 часа.
Цель курса.
Расширить экологическое содержание школьного курса биологии в 6 классе.
Задачи курса.
- показать единство жизни растений с живой и неживой природой;
- показать приоритет экологических ценностей;
- удовлетворить интерес учащихся к многообразию растений Приморского района, условиям их обитания;
- научить использовать знания в повседневной жизни.
Общая характеристика учебного предмета.
Данный курс показывает единство жизни растений с живой и неживой природой, демонстрирует экологическое разнообразие Приморского края, возрастные и сезонные изменения, даёт основные понятия о строении, изменчивости, устойчивости и сменах растительных сообществ. Особое внимание уделено влиянию на растительный покров хозяйственной деятельности человека, вопросам охраны и рационального использования растительного мира.
Программа раскрывает многообразие живой природы родного края, особенности сред жизни и факторов, влияющих на организмы, особенности его природных объектов и результаты антропогенного воздействия на флору Приморского края.
Программа конкретизирует и позволяет перевести в сферу практических знаний, умений и навыков знания, полученные учащимися в начальной школе знания о биоразнообразии объектов живой природы, продолжает формирование мировоззренческих установок, опираясь на материал биологии и географии курсов средней школы, реализует региональный аспект биологического образования. Имеет патриотическую направленность и способствует воспитанию любви к малой Родине, бережному отношению к природе края.
Содержание программы курса.
Введение (4 час.)
Что изучает «Экология растений». Среда обитания растений. Условия существования растений. Взаимное влияние и взаимные связи. Растительные сообщества. Особенности взаимодействия растений и животных со средой: способ питания и обмен веществ. Степень подвижности, длительность роста, количество органов и способы их образования. Реакция на внешние воздействия, способы защиты.
Практическая работа:
Цифровое фотографирование* растений своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Знакомьтесь, это все клевера (колокольчики, васильки, …», «Малоизвестные, но интересные», «Как цветут наши кустарники», «Мои самые любимые деревья» и др.
* Примечание. Вместо цифрового фотографирования можно предложить ученику осуществить поиск изображений растений в Интернете или воспользоваться изображениями растений, размещенными в готовых электронных изданиях (учебниках, энциклопедиях, фотоколлекциях, др.)
1.Жизненные формы растений Приморского края(2 час.)
Разнообразие жизненных форм растений. Разнообразие деревьев: деревья зоны тайги. Деревья – лианы и деревья – рощи.
2.Изменения растений в течение жизни (2 час.)
Продолжительность жизни растений: деревьев, кустарников и кустарничков, трав. Периоды жизни и возрастные состояния растений. Значение для растений разных периодов жизни и возрастных состояний: зародышевый период, период молодости, период зрелости.
Практическая работа:
2.Определение возраста ветки растения по годичным кольцам.
3.Определение возраста сосны по веткам.
3.Тепло в жизни растений (2 час.)
Тепло – необходимое условие жизни. Температурные условия и прорастание семян. Значение тепла для цветения растений. Тепло и созревание плодов. Источники тепла и разнообразие температурных условий на Земле. Температура тела растений. Зависимость температуры растений от температуры окружающей среды. Приспособления растений к высоким и низким температурам. Высокие температуры и состояние покоя. Особенности
строения растений, уменьшающие нагревание. Группы растений по отношению к теплу и холоду. Улучшение температурных условий для растений.
4.Свет в жизни растений (2 час.)
Необходимость света для растений. Свет и питание растений. Влияние света на рост растений. Свет и цветение растений. Разнообразие условий освещения на Земле. Прямой и рассеянный свет. Солнечный спектр. Экологические группы растений по отношению к свету. Светолюбивые растения. Теневыносливые и тенелюбивые растения. Приспособления растений к меняющимся условиям освещения. Регуляция условий освещения растений.
5.Вода в жизни растений (2 час.)
Необходимость воды для растений. Поступление воды для растений. Поступление воды в растение. Приспособления для удержания воды. Расход воды растениями. Экологические группы растений по отношению к воде. Водные растения. Плавающие растения, растения, полностью погруженные в воду. Водные растения с плавающими листьями. Приспособления водных растений к недостатку кислорода. Земноводные растения. Влаголюбивые растения разных сообществ. Общие приспособления влаголюбивых растений. Растения, требующие умеренного увлажнения: луговые и лесные растения, эфемеры и эфемероиды. Засухоустойчивые растения. Приспособления к увеличению поглощения воды, сокращению расхода воды, запасанию воды. Обеспечение растений водой.
6.Почва в жизни растений (2 час.)
Состав почвы: минеральные вещества, вода, воздух, органические вещества. почвенные организмы. Почва – субстрат для закрепления растений. Почва – источник минерального питания и воды. Почва – помощник в переживании неблагоприятных условий. Запас семян в почве. Экологические группы растений пот отношению к разным свойствам почвы: растения бедных и богатых почв. Улучшение почв человеком: зелёные удобрения, рыхление. Охрана почв.
7.Растения и животные (1 час)
Приспособления растений к привлечению опылителей. Животные – опылители. Похитители нектара. Практическое значение нектара. Роль животных в распространении плодов и семян. Распространение сочных плодов. Распространение сухих плодов. Распространение семян муравьями. Распространение цепких и клейких плодов и семян. Сверхдальнеее расселение растений. Разнообразие растительноядных животных. Выпас и его роль в жизни растений. Результаты выпаса. Растения – хищники.
8.Основные отделы царства растений Приморского края (6 час.)
Понятие о систематике растений Приморского края. Растительное царство. Деление его на полцарства, отделы, классы, семейства, роды и виды. Названия вида.
Голосеменные растения Приморского края. Их общая характеристика и многообразие как семенных растений. Хвойные растения ближайшего региона. Семенное размножение хвойных растений на примере сосны. Значение хвойных растений и хвойных лесов в природе и в хозяйстве человека.
Характеристика папоротников, хвощей. Значение папоротниковидных в природе и для человека.
Многообразие покрытосеменных растений района. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека. Деление цветковых растений на классы Двудольные и Однодольные.
Семейства двудольных растений: Розоцветные, Крестоцветные (Капустные), Мотыльковые (Бобовые), Пасленовые, Сложноцветные (Астровые); семейства однодольных растений: Лилейные, Злаки (Мятликовые), Луковые.
Практическая работа:
4. Определение дикорастущих деревьев и кустарников в безлистном состоянии.
5.Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий
9..Царство Грибы (1 час)
Способы питания грибов и растений. Круговорот веществ. Непрерывность жизни. Сожительство растений с грибами и бактериями. Микориза, её роль в жизни растений. Клубеньковые бактерии. Грибковые болезни растений
Практическая работа:
6. Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов двойников.
10.Особенности флоры Приморского края (4 час.)
Многообразие мира растений: культурные и дикорастущие; однолетние и многолетние; лекарственные и декоративные растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы.
Общие признаки растений. Строение растений. Основные органы растений. Растение – живой организм, или биосистема. Семенные и споровые растения. Цветковые растения.
Условия жизни растений. Основные экологические факторы, влияющие на жизнедеятельность растений. Среды жизни организмов на Земле: водная, наземно-воздушная, почва и организм как среда жизни паразитов. Условия жизни организмов в этих
средах. Многообразие растений в связи с условиями их произрастания в разных средах жизни.
Жизнь растений осенью. Изменения в природных условиях. Изменения у растений: прекращение роста, образование побегов возобновления, плодоношение, рассыпание семян. Окраска листьев, листопад. Их значение в жизни растений.
11.Природные сообщества Приморского края (2 час.)
Естественные растительные сообщества. Искусственные растительные сообщества. Устойчивость естественных растительных сообществ. Результаты взаимных влияний растений в сообществе. Видовой состав естественных и искусственных растительных сообществ. Постоянство видового состава. Количественные отношения видов в растительном сообществе. Разнообразие растений одного вида в природном сообществе. Строение растительных сообществ.
Наземные ярусы. Размещение подземных органов. Значение ярусов и слоёв. Горизонтальная расчленённость растительного сообщества. Изменения растительных сообществ: суточные, сезонные, годовые. Обратимые и необратимые изменения. Зарастание озёр. Экологическое состояние Искусственного водохранилища Приморской ГРЭС. Воздействие человека на растительность.
12.Охрана растительного мира (2 час.)
Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории Приморского края
Календарно-тематическое планирование
№Ур. | № ур. в теме | Тема урока | ПР | |||||
Введение (4 час) | ||||||||
1 | 1 | Введение. Предмет биологического краеведения. | ||||||
2 | 2 | Методы исследования. Феносигналы природы. | ||||||
3 | 3 | Растение – живой организм. | ||||||
4 | 4 | Экскурсия по селу"Золотая осень» . | ПР № 1 Цифровое фотографирование* растений своей местности и составление тематической фотогалереи (или презентации): «Знакомьтесь, это все клевера (колокольчики, васильки, …», «Малоизвестные, но интересные», «Как цветут наши кустарники», «Мои самые любимые деревья» и др. * Примечание. Вместо цифрового фотографирования можно предложить ученику осуществить поиск изображений растений в Интернете или воспользоваться изображениями растений, размещенными в готовых электронных изданиях (учебниках, энциклопедиях, фотоколлекциях, др.) | |||||
5 | 1 | Разнообразие жизненных форм растений. | ||||||
6 | 2 | Разнообразие местных видов деревьев: хвойные и широколиственные. | ||||||
Тема 2. Изменение растений в течение жизни (2 час.) | ||||||||
7 | 1 | Продолжительность жизни растений. | ПР №2 Определение возраста ветки растения по годичным кольцам. | |||||
8 | 2 | Периоды жизни растений и возрастные состояния растений на примере местных видов. | ПР №3 Определение возраста сосны по веткам. | |||||
Тема 3. Тепло в жизни растений (2 час.) | ||||||||
9 | 1 | Тепло в жизни растений. Источники тепла и влияние температурных условий Приморского края на рост и развитие растений. | ||||||
10 | 2 | Приспособления растений к высоким и низким температурам. | ||||||
Тема 4. Свет в жизни растений(2 час.) | ||||||||
11 | 1 | Свет в жизни растений. Экологические группы растений по отношению к свету. | ||||||
12 | 2 | Экологические группы растений по отношению к свету. | ||||||
Тема 5. Вода в жизни растений (2 час.) | ||||||||
13 | 1 | Вода в жизни растений. Поступление и удерживание, расход воды в растении (на примере местных видов). | ||||||
14 | 2 | Экологические группы растений по отношению к воде. | ||||||
Тема 6. Почва в жизни растений (2 час.) | ||||||||
15 | 1 | Почва в жизни растений. Состав почвы. Улучшение почвы человеком. | ||||||
16 | 2 | Экологические группы растений по отношению к разным свойствам почвы. Приморского края | ||||||
Тема 7 Растения и животные(1ч) | ||||||||
17 | 1 | Растения и растительноядные животные Приморского края Растения – хищники. |
| |||||
Тема 8. Основные отделы царства растений края (6 час.) | ||||||||
18 | 1 | Отдел Голосеменные растения. Многообразие хвойных Приморского края. | ||||||
19 | 2 | Отдел Покрытосеменные. Многообразие Цветковых Приморского края. | ПР №4 Определение дикорастущих деревьев и кустарников в безлистном состоянии. | |||||
20 | 3 | Семейства класса Двудольные: декоративные и лекарственные виды Приморского края | ||||||
21 | 4 | Семейства класса Однодольные. Наиболее распространённые виды в хозяйстве района. | ||||||
22 | 5 | Плауны. Хвощи. Папоротники. Особенности роста и распространения по территории края. | ||||||
23 | 6 | Моховидные – растения болот. Роль моховидных в природе. | ПР № 5 Распознавание наиболее распространенных представителей мхов с использованием гербария, рисунков и фотографий. | |||||
Тема 9. Царство Грибы (1 час.) | ||||||||
24 | 1 | Ядовитые и съедобные грибы Приморского края. Многообразие и значение. | ПР№6 Распознавание съедобных и ядовитых грибов, видов двойников. | |||||
Тема 10. Особенности флоры Приморского края (4 час.) | ||||||||
25 | 1 | Ядовитые растения Приморского края . | ||||||
26 | 2 | Лекарственные растения Приморского края . (по гербарным экземплярам). | ||||||
27 | 3 | Практическое значение дикорастущих растений. Правила сбора, хранения, заготовки. | ||||||
28 | 4 | Плоды растений Приморского края. Распространение плодов и семян. | ||||||
Тема 11. Природные сообщества Михайловского района( 2 час.) | ||||||||
29 | 1 | Своеобразие природного сообщества района. | ||||||
30 | 2 | Смена природных сообществ. Роль человека. | ||||||
Тема 12. Охрана растительного мира (2 час). | ||||||||
31 | 1 | Редкие и охраняемые растения Приморского края. Красная книга. | ||||||
32 | 2 | Охраняемые территории края и их значение. | ||||||
ПРАКТИКУМ | ||||||||
33 | 1 | «Исследование процесса цветения травянистых растений» (в дневнике наблюдений). | ||||||
34 | 2 | «Флористическая миниатюра». Создание композиции в виде картины, подарочной открытки. |
Учебно – методическое обеспечение курса:
Список литературы для учителя:
Арзамасцев И.С. Атлас промысловых беспозвоночных водорослей и трав Приморского края. Владивосток: изд-во "Арт-Пилот", 1997. 52 с.
Баркалов В.Ю., Булах Е.М., Врищ А.Э., Говорова O.K. и др. Растительный мир Сихотэ-Алиня (атлас-определитель). «Феникс», WWF. Владивосток, ГУИ ИПК «Дальпресс» 2001. 240 с.
Баркалов В.Ю., Врищ А.Э., Крестов П.В., Якубов В.В. Растительный мир Уссурийской тайги: полевой атлас-определитель. ДВФУ, Фонд «Феникс», WCS. Владивосток, ФГУП ИПК «Дальпресс», 2012. 476 с.
Березнюк C.JL, Врищ А.Э., Солкин В.А. Экологическое образование и просвещение в Приморском крае. // Материалы международной конференции по сохранению амурского тигра. Хабаровск, 25-27 сентября 2003 г. Владивосток: Дальнаука, 2006. С. 167-171.
Врищ А.Э., Гилева Т.В., Соловьева Т.М. Лабораторные работы по ботанике и
зоологии (методическое пособие для 6-8 классов) // Биология. Приложение к газете
«1 сентября» №№ 37, 38, 39, 40, 41, 2002.
Электронная Красная книга Приморского края. [Электронный ресурс].
Сост. А.Э. Врищ Фонд Феникс, Global Grengrants Fund, WebSee, 2011. – Режим
доступа: – http://redbookpk.ru/
Былова А.М., Шорина М.И. Экология растений.– Вентана – Граф. 2003.
И.В. Измайлов, В.Е.Михлин, Э.В.Шашков и др. Биологические экскурсии. –
М.:Просвещение, 1983.
Генкель П.А. Физиология растений. – М.: Просвещение, 1984.
Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и её охрана: Пособие для учителей. – М.:
Просвещение, 1985.
Жизнь растений: 6 том – М.: Просвещение, 1982.
Культиасов И. М. Экология растений. – М.: Изд – во МГУ,1982.
Набор открыток «Удивительные растения».
Папорков М.А., Клинковская Н.И., Милованова Е.С. Учебно – опытные работы
на пришкольном участке – М.: Просвещение, 1980 Познавательная энциклопедия. Экология. – Кристина и К, 1994.
Семёнова – Тян – Шанская А.М. Мир растений и люди. – Л.: Наука,1986 Сохраним наш мир. Учебное пособие по экологии. – Ростов, Гермес, 1995
Тетюрев В.А. Методика эксперимента по физиологии растений: Пособие для
учителей. – М.: Просвещение,1980
Хрипкова А.Г. и др. Естествознание. – М., Просвещение 1995.
Что было до нашей эры. Серия «Экология цивилизации». М., Педагогика- Пресс, 1994 .Экологическое образование школьников/ под ред. И.Д. Зверева и И.Т Суравегиной.
– М.: Педагогика,1983.
Список литературы для учащихся:
Положение о Красной книге Приморского края». Постановление Губернатора края от 17 мая 1999 г. N 216. / Перечень объектов растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу Приморского края. -Владивосток: Апостроф, 2002. 48 с.
Адрианов A.B. Уникальность прибрежных морских экосистем Приморского края // Природа без границ: материалы I Международного экологического форума. 4.1. Владивосток, 7-9 июня, 2006 Владивосток: изд-во Дальневост. ун-та, 2006. С. 13-20.
- Петухова И. П. Рододендроны на юге Приморья. Интродукция, культура.- Владивосток: БСИ ДВО РАН, 2006. - 131 с.
- Декоративные деревья, кустарники и лианы в Приморье. / Н. И. Денисов, И. П. Петухова, Л. М. Пшенникова, А. Н. Прилуцкий. Владивосток: Дальнаука, 2005. 211 с.
- Пшенникова Л. М. Водные растения российского Дальнего Востока=Aguatic plants of Russian Far East. Владивосток: Дальнаука, 2005. 105 с.
- Чипизубова М. Н., Пшенникова Л. М. Деревья и кустарники юга Дальнего Востока России: Атлас для экскурсии в зимний лес=The trees and shrubs of the Russia's southern Far East: Atlas for an excursion to the winter forest. Владивосток: Дальнаука, 2004. 72 с., цв. ил.
- Пшенникова Л. М. Новые древесные растения для юга Приморского края. - Владивосток: Дальнаука, 2002. 46 с.
Акимушкин И. Занимательная биология. – М., 1972
Алексеев Б.Д. Гиганты и пигмеи растительного мира. – М., 1978
Головкин Б.Н. Рассказы о растениях – переселенцах. – М., 1984
Книга для чтения по ботанике/ Сост.Д.И. Трайтак. – М.: Просвещение,1986
Петров В.В. Из жизни зелёного мира. – М., 1982
Энциклопедия для детей. Биология. – М., Аванта +, 1996.
Энциклопедия для детей. Экология. – М., Аванта +, 2003.
Иллюстративный материал:
рисунки, картины с изображением растений разных видов;
гербарные экземпляры;
презентации.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рефераты:
- Памятники природы Приморского края.
- Структура экосистемы таёжного леса, пищевые связи.
- Уникальные экосистемы Приморского края.
- Красная книга Приморского края.
- Незабываемый маршрут (проект: география, биология).
Исследовательская работа:
Государственный природный ландшафтный заказник краевого значения «Верхнебикинский»
(Заказник создан для сохранения в первозданном состоянии уникальных природных комплексов Центрального Сихотэ-Алиня, а также ареалов исчезающих видов животных и растений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс по биологии для 10-11 классов "Подготовка к ЕГЭ по биологии"
Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на углубленном уровне и предназначена для изучения биологии...
Программа учебного элективного курса по биологии . "Биологические задачи . Подготовка ЕГЭ по биологии."
Курс поддерживает и углубляет базовые знания по биологии. Решение задач по биологии даёт возможность лучше познать фундаментальные общебиологические понятия, отражажающие строение и функционирование б...
Программа элективного курса "Экология с элементами краеведения"
Элективный курс «Экология с элементами краеведения » направлен на расширение знаний по экологии, способствует самоопределению школьников относительно профиля образования. Идея курса - повы...
Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...
Программа элективного курса по биологии «ПОДГОТОВКА К ГИА ПО БИОЛОГИИ»
Актуальность курса состоит в том, что сегодня каждый школьник должен быть знаком с новой системой контроля знаний – Государственной Итоговой Аттестацией. Курс нацелен на подготовку к успешной сд...
Программа элективного курса по биологии "В мире биологии"
Программа элективного курса по биологии для 9 класса....