Урок по биологии 8 класс "Гигиена зрения"
методическая разработка (биология, 8 класс) на тему

Друзь Любовь Константиновна

Урок "Гигиена рения" --2-й урок темы" Органы чувств" Урок комбинированный.Проводились разные формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.Виды деятельности учащихся: самостоятельная раьота, работа с учебником, составление схемы.На уроке использовалась презентация, диск, где определяли цветоощущение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vazhnyy_urok.odt27.84 КБ

Предварительный просмотр:

        Тема урока: «Гигиена зрения»

        Ф.И.О. Друзь Любовь Константиновна

        Класс 8-А

    Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная

    Цель: формировать у учащихся представление о глазных         болезнях,  обосновывать правила гигиены зрения

    Задачи:

                обучающие: расширить и углубить знания об органах         зрения; развивать умения самостоятельно делать логические         выводы

        развивающие: научить соблюдению гигиены зрения, учить         логически мыслить, делать выводы

        воспитвающие: воспитывать бережное отношение к своему         здоровью

        здороввьесберегающие:- рациональное чередование видов                                                         деятельности

                                        -правильное экологическое пространство

                                        -физкультурная пауза

     Тип урока:комбинированный:

    Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная,                                                         групповая

    Необходимое оборудование: таблицы, муляж «Глазное яблоко», информационные листы,мультимедийный проектор, диск  презентация.

                        Ход урока

  1. Организационный момент. Фаза вызова.

        Здравствуйте! Садитесь! Я говорю вам, зравствуйте! Я желаю вам здоровья. Ребята, отгадайте загадку;

        Чем из того, что тебе принадлежит, ты можешь поделиться с

другими людьми, не отдавая этого?(улыбкой)

        Давайте и мы улыбнемся друг другу! Посмотрите, какие красивые у вас глаза! Как светло и весело от ваших улыбок!

                        (слайд №1)

        А вот  для того ,чтобы заработали ваши органы, сделаем зарядку (проводит ученик)

        1.Упражнение «Великан» ( для формирования осанки»

        Представьте, что позади вас стоит великан и тянет вас за волосы немного вверх и чуть-чуть назад. Вот такое положение постарайтесь сохранить в течение всего занятия.

        2 Упражнение «Разбуди свои органы»

                а) ушные раковины имеют активные точки, связанные со всеми органами. Энергично потрем уши ладонями.

                б)разотрем ушные раковины большим и указательным пальцем до ощущения теплоты.

  1. Упражнение «Волшебная восьмерка».

Рисуем в воздухе восьмерку правой рукой справа налево, затем-левой рукой слева направо, а потом обеими руками  одновременно в разные стороны (упражнение улучшает память, внимание, каллиграфию)

    2. Этап актуализации знаний                                

        Итак, весь организм готов к восприятию нового материала.

  На прошлом уроке уроке мы начали изучать очень важную тему для каждого человека»- анализаторы

        -Что такое анализаторы?

        -Какой анализатор мы изучили?

        -Назовите части зрительного анализатора?

        -Назовите оболочки глаза?

        -Назовите рецепторы зрительного анализатора?

                        

        А сегодня мы будем изучать тему, которую вы сами определите, выполнив задание: « Продолжи предложение» в ваших инструктивных  листах. Из полученных слов составьте слово, выбрав по одной букве из каждого, а именно  из 1-го-1-ю букву

                                                                                из 2-го-2-ю

                                                                                из 3-го-3-ю-

                                                                                из 4-го-4-ю

                                                                                из 5-го-5-ю

                                                                                из 6-го -6-ю

                                                                                из 7-го 8-ю

        В результате у вас должно получится слово-название темы урока        (слайд№2)

                        

  3. Открытие новых знаний.        ( изучение нового материала)        

         Итак , тема нашего урока » Гигиена зрения»

        Как вы считаете, что нам предстоить сегодня выяснить на         уроке, какова главная задача урока?(ребята отвечают) (слайд         №3)

        Сегодня мы будем говорить о наших глазах, о том ,как они работают, узнаем, что нужно ,для того, чтобы наше зрение не нарушалось,и как его сохранить,

   Эпиграфом урока послужат слова великого немецкого поэта Г. Гейне «Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье»

  А сейчас мы с вами посмотрим инсценировку сказки «Самое большое богатство»

        Один юноша все время жаловался на свою бедность

  -Как было бы хорошо, если бы у меня было большое богатство. Какой я бедный, у меня ничего нет!

  Однажды старый каменотес услышал эти слова и спросил;

        -Чего ты жалуешься? Ведь ты владеешь большим богатством.

  -Я ,владею большим богатством?-удивился юноша,- Где же оно?

        -Твои глаза. Что бы ты хотел получить хотя бы за один глаз?- спросил старик.

        -Что ты!- в испуге ответил юноша. Глаза я не отдам ни за какие сокровища!

        -Хорошо,- сказал каменотес,-Тогда дай отрубить себе руки, и за них ты получишь много золота.

        -Нет! Ни за какое золото я не отдам своих рук!- вскричал юноша.

        -Теперь ты видишь, что ты очень богат,- сказал старый каменотес, -Так чего же ты жалуешся? Самое большое богатство человека- это сила и здоровье, их нельзя купить ни за какие деньги.

                                

        Ребята, какой вывод вы сделали для себя?

                        Самый красивый- здоровый человек

                        Самый богатый-здоровый человек        

        ИЗ ВСЕХ ОРГАНОВ ЧУВСТВ ЧЕЛОВЕКА ГЛАЗ ВСЕГДА ПРИЗНАВАЛСЯ НАИЛУЧШИМ ДАРОМ И ЧУДЕСНЕЙШИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ ТВОРЧЕСКОЙ СИЛЫ ПРИРОДЫ  М. Горький во время болезни пришлось несколько дней ходить с повязкой на глазах. О своем состоянии он писал так: Ничего не может обиднее, чем потерять зрение- это невыразимая обида, она отнимает у человека 9/10 мира

        Сегодня ,мы с вами поговорим о самых распространенных болезнях глаза. Используя текст пар. 50 , заполните таблицу:  «Предупреждение глазных болезней» (информационный лист задание № 2)        (слайды №4-7)

        1- ый ряд-близорукость

        2-й-дальнозоркость

        3-й-катаракта

        Глазам, как и другим органам, необходим отдых, нужна гимнастика. Достаточно всего несколько минут- глаза будут здоровы.

        Выполните упражнения для глаз( информационный лист, задание №3)

        На нашей планете почти 50 % людей страдают забол. зрения. Как же сохранить зрение? Послушайте советы Григория Остера

                                        (слайд№8)

        Если умным, как «ботаник», захотелось тебе стать,

        То советую, дружище, книжек вовсе не читать!

        У компьютера часами день и ночь сиди, сиди!

        На экране монитора ничего не пропусти!

        А потом бегом, вприпрыжку, к телевизору лети,

        И в экран его холодный, не дыша, смотри, смотри!

        Ну а если все ж за книгой вдруг потянется рука,

        Ты читай ее в потемках! Напрягай свои глаза!

        И тогда уже конкретно скажут все: «Смотрите, ах!

         Этот мальчик, видно, умный, ходит он уже в очках!»

Согласны вы с такими советами? Давайте составим опорную  схему                   «Как сохранить зрение» , назовем настоящие полезные советы ( ребята называют правила сохранения зрения  и заполняют схему, информационный лист задание №4)                (слайд №9)

                У нас в гостях будущий врач Она расскажет о роли витаминов для зрения( ученица рассказывает о роли витаминов и показывает продукты, содержащие эти витамины)

   Большую роль в сохранении зрения играет питание.Для нормальной деятельности всех тканей и органов необходимо, чтобы пища содержала в достаточном количестве витамины.

    Витамин А При недостатке витамина происходит ослабление зрения в ночных и сумеречных условиях («куриная слепота»).Витамин содержится в молочных продуктах,моркови, куриных яйцах, печени.

   Витамин  В1.При нехватке витамина снижается зрительная работоспособность. Этот витамин находится в мясе, картофеле ржаном хлебе, горохе.

   Витамин В6. При недостатке витамина быстро утомляются и напрягаются глаза, возможно подергивание. Он есть в капусте, рыбе, мясе, молоке.

   Витамин С При недостатке происходит кровоизлияние, быстрая утомляемость органов зрения. Витамин находится в шиповнике, рябине, помидорах, моркови, черной смородине.

          Но все может случиться с человеком. И он должен быть готов ко всему. Я хочу рассказать вам об удивительной женщине- Скороходовой О. Будучи лишенной зрения и слуха, она научилась писать, говорить выучила несколько языков, работала старшим научным сотрудником Института дефектологии (слайд №10)

        И еще об одном нарушении зрения я хочу вам  рассказать-о нарушении цветовосприятия. Впервые расстройство цветового зрения описал Д. Дальтон, поэтому это нарушение зрения было названо дальтонизмом

        Перед вами картинки. Рассмотрите каждую из них и напишите цифры, которые смогли рассмотреть. В том случае, если они не совпадают с контрольными, обязательно обратитесь к глазному врачу.

                        (просмотр диска)

   4. Этап первичного усвоения знаний

        А сейчас мы подведем итог тому,  что изучали сегодня на уроке

        Выполните тест( слайд №11)

 5.Итоги урока. Рефлексия

        Закончился урок, но еще не раз мы с вами будем говорить о сохранении великого дара природы,-здоровья человека

        Я бы хотела узнать как вы сегодня поработали

        Для этого ответьте,  пожалуйста, на вопросы:

             (слайд № 12)

    Запишите домашнее задание( слайд №13)

        Наш урок закончился. Спасибо всем. Берегите себя, будьте здоровы

                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка к уроку по теме "Орган зрения"

Изучение строения органа зрения, основных функциях глаза, его частей, об особенностях восприятия окружающего мира. Важности соблюдения правил гигиены зрения....

Разработка урока по биологии 8 класса "Орган зрения.Зрительный анализатор."

1.        Тема урока: «Орган зрения. Зрительный анализатор»2.        Предмет биология3....

Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».

Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике "ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ": план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация....

Иттегрированный урок технологии и биологии "Гигиена зрения"

Урок технологии раздела программы "Гигиена девушки"....

Технологическая карта урока по биологии в 8 классе по теме "Орган зрения и зрительный анализатор"

Предмет: биологияУровень образования: основное общееТема: Орган зрения и зрительный анализаторТип урока: проблемный; частично – поисковый (используется технология развития критического мышления)Форма ...

Урок по биологии "Орган зрения. Зрительный анализатор" ,8 класс

ГБОУ Лицей 393 Кировского района города Санкт-ПетербургаУрок по теме«Орган зрения. Зрительный анализатор»Цель урока: изучение строения, функций и значения зрительного анализатора.План...

Урок по биологии в 9 классе «Органы чувств. Орган зрения»

Конспект урока разработан для обучающихся 9 класса. Для облегчения процесса восприятия информации и усвоения изучаемого материала на уроке используется презентация https://disk.yandex.ru/i/LA6yhD...