Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».
методическая разработка по биологии (8 класс) по теме
Методические материалы к интегрированному уроку побиологии и физике "ГЛАЗ И ЗРЕНИЕ": план урока, конспект урока, раздаточный материал, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_glaz_i_zrenie.docx | 157.25 КБ |
glaz_i_zrenie.pptx | 638.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по биологии и физике «Глаз и зрение».
Цель урока: познакомиться с механизмом зрительного восприятия, значением зрения и путями его сохранения.
Тип урока: комбинированный урок.
Используемые технологии: информационно-коммуникативные, здоровье сберегающие, коррекционно-развивающие.
Демонстрационное оборудование и материалы: компьютер; интерактивная доска; классная доска, компьютерный диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» 8 класс, слайды*, разборная модель глаза, таблица по анатомии «Зрительный анализатор»
Раздаточный материал (см. приложения):
- лист заданий (приложение №1)
- лист контроля (приложение №2)
- лист для опыта
- линейка, карандаш
- лист рефлексии (приложение №3)
*Примечание. Приведенные материалы слайдов использовались для создания презентации с включением материалов диска «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» 8 класс.
План урока.
№ этапа урока | Содержание этапа урока | Использованное оборудование | Деятельность учащихся |
1 | Введение в проблему. Проведение опыта «Дырка в ладони», демонстрация примеров зрительных иллюзий | Лист для опыта Слайд презентации | Выполняют опыт |
2 | Изучение строения глаза Сравнение глаза и фотоаппарата | Тренажер «Строение глаза» Разборная модель глаза | Работа с листом заданий - задание №1 1 ученик работает на смарт-доске Отвечают на вопросы учителя |
3 | Изучение оптической системы глаза -структуры, составляющие оптическую систему глаза; -построение изображения; -аккомодация | Таблица «Зрительный анализатор» Слайд №3 презентации «Построение изображения», работа со смарт при помощи фломастеров Демонстрация анимации с диска урок 1 | Подчеркивают эти структуры в задании №1 Выполнение задания №2 |
4 | Изучение дефектов зрения -близорукость -дальнозоркость | Демонстрация слайда «Близорукость» с диска урок 2 Демонстрация слайда «Дальнозоркость» с диска | 1 ученик работает на смарт-доске Выполнение задания №3 |
5 | Изучение частей зрительного анализатора - значение сетчатки (рецепторы) -зрительного нерва (проводящий путь) - зрительной зоны коры больших полушарий | Работа с таблицей | Выполнение задания №4 |
6 | Формирование зрительных представлений Опыт «Зрительные иллюзии» | Работа со слайдом на смарт | Выполнение задание №5 |
7 | Выводы | Работа над выводами на листе заданий | |
8 | Закрепление и контроль знаний | Выполнение тестовых заданий на листе контроля Проверка правильности выполнения |
Конспект урока
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы попытаемся объединить силу двух наук, биологии и физики, для изучения одной темы «Глаз и зрение».(слайд №1)
Мы часто используем поговорку: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Действительно, ученые уже давно установили, что 90% информации из окружающего нас мира поступает от органов зрения. Но так ли правдива эта информация? Попытаемся понять это!
А для этого проведем несложный опыт: возьмите лист бумаги, скатайте его в трубочку и плотно приложите к одному глазу. Поднесите ладонь руки к трубочке и посмотрите обоими глазами вдаль. Что вы видите? Появилась ли возможность видеть сквозь ладонь?
Теперь уберите трубочку. Так как никакой дыры в ладони нет, мы можем говорить о том, что действительность не совпадает с нашим восприятием. В том же убеждают нас и эти зрительные иллюзии (слайд №2): трудно поверить, но линии, изображенные здесь, являются параллельными!
Что же подводит нас? Где происходит сбой? Почему информация оказывается недостоверной?
Чтобы понять это, предлагаем вам разобраться в том, как работает человеческий глаз и для начала вспомнить его устройство. Поможет нам в этом задание №1 (см. лист заданий), а кто-то из вас выполнит это задание на тренажере.
Каждая часть глаза выполняет свою работу. А, не правда ли, что глаз можно сравнить с фотоаппаратом? (работа с моделью глаза)
С какой частью фотоаппарата можно сравнить зрачок? (диафрагма)
Хрусталик? (линза объектива)
Сетчатку? (приемное устройство в цифровом фотоаппарате или пленка в пленочном)
Теперь, когда мы вспомнили, как устроен глаз, разберемся в его работе. (Слайд №3 Оптическая система глаза).
Какие из структур глаза относятся к оптической системе глаза? Подчеркните названия этих структур в задании №1.
Посмотрим, как работают эти структуры для получения изображения.(продолжение работы со слайдом №3 – учитель показывает как построить изображение предмета). Выполните задание №2. Каким получается изображение? (уменьшенным, перевернутым)
Мы видим, что важнейшую роль в этом процессе играет хрусталик. Он представляет собой линзу, но не совсем обычную. В чем отличие хрусталика от обыкновенной линзы? (смена фокусного расстояния при рассматривании предметов на разной удаленности). Как это осуществляется, мы увидим в анимации (демонстрация анимации об аккомодации).
Каким получается изображение? (уменьшенным, перевернутым)
Может быть, к зрительным иллюзиям приводят сбои в работе оптической системы глаза?
Какие виды нарушений работы этих систем вам известны? (дальнозоркость и близорукость)
Как образуются эти дефекты? Посмотрим, что происходит при близорукости.(работа на смарте с диском-объяснение хода световых лучей) Как осуществить коррекцию этого дефекта? (вызываем ученика для работы на смарт, остальные выполняют задание №4)
Почему плохо видят вблизи дальнозоркие люди? (работа со следующим слайдом на смарт - вызываем ученика, остальные выполняют задание №4)
Значит, при нарушениях в работе оптической системы глаза иллюзий не возникает. И глаз тут не причем. Посмотрим, что происходит с информацией дальше, после попадания изображения на сетчатку. Вспомните, из каких рецепторных клеток она состоит? (демонстрация слайда с изображением сетчатки) (Палочек и колбочек)
А как работают эти клетки? Какая связь есть между морковкой и работой этих клеток? Вещество, близкое по структуре к витамину А, под действием квантов света преобразуется и этом вызывает образование нервного импульса.
Что происходит с нервными импульсами, образовавшимися в рецепторах сетчатки? (по зрительному нерву передаются в зрительную зону коры больших полушарий мозга). (один ученик показывает по таблице, остальные выполняют задание №4)
Именно здесь, в зрительной зоне коры больших полушарий мозга, происходит анализ информации, сопоставление ее с данными, полученными от других органов чувств, и возникновение ощущения. Мы помним, что на сетчатке изображение получается уменьшенным и перевернутым, а здесь все встает на свои места.
А как же возникают иллюзии?
Можно сказать, что в возникновении иллюзий виноват наш жизненный опыт, вернее стереотипы нашего восприятия.
Стереотипы - это представления, сложившиеся под влиянием прошлого опыта. Попробуем в этом убедиться. Проведем совсем простой опыт. (выполнение задания №5, аналогично на смарте).Что произошло?
Мозг пытается анализировать информацию привычным для него путем: плоское изображение он трактует как трехмерное, удаляя концы первой линии и приближая концы второй. Так возникает разногласие между восприятием и жизненным опытом.
Вспомните опыт «Дырка в ладони», здесь разногласие возникло из-за того ,что мы при помощи трубки разделили поля восприятия каждого глаза, а мозг попытался привычным образом их соединить.
Ну что ж, нам остается только сделать вывод! Заканчивают вывод на листе заданий:
В правильности зрительного восприятия важна работа всех частей зрительного анализатора: рецепторов, зрительного нерва, зрительной зоны коры больших полушарий.
Приложение №1
Лист заданий.
Приложение №2
Лист проверки
1 вариант
1. Дефектом зрения является: a) тёмный цвет радужной оболочки
b) диаметр зрачка
c) большое расстояние между зрачками, превышающее 10 см.
d) ослабление ресничной мышцы
2.Анализатор состоит из: a) рецепторов и пути передачи возбуждения
b) рецепторов и зоны коры больших полушарий.
c) рецепторов, пути передачи возбуждения и зоны коры больших полушарий.
3. Правильная последовательность прохождения света к рецепторам:
a)Роговица, стекловидное тело , хрусталик, сетчатка
b)Роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка
c) Роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка
2 вариант
1.Дефектом зрения является: a) узкий разрез глаз
b) малое расстояние между зрачками, менее7 см.
c) уменьшения эластичности хрусталика
d) глубокие глазные впадины
2.Рецепторной частью зрительного анализатора является : a) зрительный нерв
b) палочки и колбочки
c) зрачок
3. Зрительная зона коры больших полушарий располагается в:
a) теменной доле
b) височной доле
c) затылочной доле
Приложение №3
Рефлексия « для меня сегодняшний урок…»
Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.
УРОК | Я на уроке | В итоге |
|
| 1. Понял и усвоил материал |
| 2. Ничего не делал | 2. Узнал новое |
| 3. Помогал другим | 3. Не понял |
Рефлексия « для меня сегодняшний урок…»
Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.
УРОК | Я на уроке | В итоге |
|
| 1. Понял и усвоил материал |
| 2. Ничего не делал | 2. Узнал новое |
| 3. Помогал другим | 3. Не понял |
Рефлексия « для меня сегодняшний урок…»
Нужно подчеркнуть в таблице фразы, характеризующие работу на уроке по трем направлениям.
УРОК | Я на уроке | В итоге |
|
| 1. Понял и усвоил материал |
| 2. Ничего не делал | 2. Узнал новое |
| 3. Помогал другим | 3. Не понял |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по биологии и физике
Рассказывается о звуке в животном мире, образование звуков и речи у человека. Лабораторная работа «Участие носовой и ротовой полости в формировании речи». Звуки общеня животных. Лабораторная работа...
Интегрированный урок английского языка и физики в 11 классе на тему «Законы английских физиков»
Данный урок предназначен для обучающихся 11 классов. Это интегрированный урок английского языка и физики....
Интегрированный урок по биологии,химии и физике. Викторина" Колосок"
Данная презентация содержит материал интегрированного урока по предметам химии, биологии, физики. Она предназначена для повышения интереса к данным дисциплинам. Эту работу можн...
Интегрированный урок литературы и истории "Пугачёв глазами историков и литераторов"
Пушкин изображает Пугачёва как талантливого , смелого руководителя крестьянского восстания, подчёркивает его ум , сметливость, храбрость , гуманность, связь с народом. Все...
Интегрированный урок по биологии , физике, истории "Кто умнее?"
Данный урок разработан при соавторстве с Ивановой И.В.- учителем физики, Чураевой Р.П.- учителем истории Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее? Цель: установить межпредметные связи по истории...
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла» (на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподобия» (11 класс).
Мастер- класс «Формирование УУД в процессе интеграции предметов естественно – математического цикла»(на примере интегрированного урока профильного курса математики, физики, биологии «Красота самоподоб...
Интегрированный урок-лекция "биология + химия + физика" по теме "История открытия фотосинтеза"
В данной работе рассказывается истории людей, в свое время были близки к открытию научного понятия процесса фотосинтеза, его значения в природе, и каждый из них внес свой вклад в открытие этого уникал...