Биологическая сущность красоты человека
методическая разработка по биологии (8 класс) на тему
Вводный урок курса анатомии человека в 8 классе по книге И.Ефремова "Лезвие бритвы" о биологических основах физической красоты человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biolog._sushchnost_krasoty_cheloveka.doc | 63.5 КБ |
telegina_n.v._annotaciya.doc | 26 КБ |
hod_zanyatiya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
Биологическая сущность красоты человека
« - … условимся, что вы меня не перебиваете, каким бы странным вам не показалось сказанное.
Итак, наш организм может отталкиваться только от чего-то вполне реального, стоять на материальной почве… Мало людей представляет себе истинный механизм такого, казалось бы, простого процесса, как сравнение длины двух линий на глаз. Мы поворачиваем наши глаза, пробегая сначала по одной линии, потом по другой. Более длинная линия потребует более продолжительного поворота глаз. В мышцах, движущих глаз, накопится больше молочной кислоты – токсина усталости, а это на основании опыта нашего мозга и нервной системы даст впечатление относительно большей длины. Точность тут поразительная, потому что разница в количестве токсина усталости будет ничтожнейшая – буквально чуть ли не в несколько молекул. Но в то же время это совершенно материальная основа, использующая химический процесс работы мышц тела.
Человек из всего мира высших животных отличается наиболее развитым чувством формы, соразмерять и ощущать которую помогают указанные мышцы глаза. Это чувство использовано природой для выполнения важнейшей задачи – взаимного привлечения различных полов. У пресмыкающихся, птиц основным чувством было зрение. У млекопитающих основным чувством стало обоняние. Запах – вот главное средство привлечения различных полов у зверей. Человек, с более слабым обонянием, возместил этот недостаток предметным, бинокулярным зрением, остро воспринимающим глубину и форму. И это немедленно использовала природа для той же великой задачи продолжения рода. Остро чувствуя форму, кроме цветов, звуков и запахов, мы получили всю гамму ощущений, из которых складывается чувство красоты. И вот, использовав чувство формы для влечения полов, природа должна была обеспечить автоматическую правильность выбора, закодировав в форме, красках, звуках запахах восприятие наиболее совершенного. Тогда предок человека, стоя ещё на очень низкой звериной ступени развития, стал правильно выбирать лучших жён или мужей. Половой отбор стал действовать не только интенсивнее, но и в верном направлении, - словом, всё пошло как надо для быстрого восхождения по лестнице исторического развития, всё большего совершенствования организма. Потом, когда мы стали мыслить, этот инстинктивный выбор, закодированный так, что он радует нас, и стал чувством красоты, эстетическим наслаждением. А на самом деле это опыт, накопленный в миллионах поколений того, что совершенно, что устроено анатомически правильно, наилучше отвечает своему рабочему, функциональному назначению.
…Пропорции человеческого тела тысячекратно измерены одним учёным аббатом в 17 веке. Нельзя не склонить голову перед титаническими усилиями понять красоту в Древней Индии, древней и новой Европе, Китае, Японии! Но нельзя и не видеть всей безрезультатности этих попыток, потому что объяснение искали вне человека. И если говорить о человеческой красоте, то никак нельзя отрывать её от чувства страсти, потому что её первоначальная цель – это компас в поиске совершенного, наилучшего для продолжения рода!
Каковы общие отправные точки нашего заключения: человек этот красив? Блестящая, гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные, чистые глаза, яркие губы. Но ведь это прямые показатели общего здоровья, хорошего обмена веществ, отличной жизнедеятельности. Красива прямая осанка, распрямлённые плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – мы называем её гордой. Это признаки активности, энергии, хорошо развитого и находящегося в постоянном действии или тренировке тела – алертности, как сказали бы физиологи. Недаром актёров, особенно киноактрис, танцовщиц, манекенщиц, - всех, для кого важно их женское или мужское очарование, специально обучают ходить, стоять или сидеть в алертной, т.е. подтянутой позе. Недаром военные выгодно отличаются от нас, штатских, неспортсменов, своей подтянутостью, быстротой движений. Скажу больше. Обращали ли вы внимание, в каких позах животные – собаки, лошади, кошки – становятся особенно красивы? В моменты высей алертности, когда животное высоко приподнимается на передних ногах, настораживает уши, напрягает мускулы. Почему? Потому, что в такие моменты наиболее резко выступают признаки активной энергии тела!
Итак, тугая пружина энергии, скрученная нелёгкими условиями жизни, в живом теле человека воспринимается нами как прекрасное, привлекает нас и тем самым выполняет поставленную природой задачу соединения наиболее пригодных для борьбы за существование особей, обеспечивая правильный выбор. Таково биологическое значение чувства красоты, игравшего первостепенную роль в диком состоянии человека и продолжающееся в цивилизованной жизни.
Идеально здоровый человек не испытывает потребности сморкаться или плевать и обладает лишь слабым собственным запахом. Излишне пояснять, какое большое значение имела такая отличная химическая балансировка организма в дикой природе, когда человека выслеживали хищники или он сам подкрадывался к добыче.
Но это лишь первая ступень красоты, хотя и основная. Пойдём дальше. Что безусловно красиво у человека вне всяких наслоений индивидуальных вкусов, культуры или исключительных расовых отклонений? Скажем, большие глаза и при том широко расставленные, не слишком выпуклые инее слишком впалые. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Насколько ценилась испокон веков широкая расстановка глаз, показывает очень древний миф о красавице, дочери финикийского царя Европе. Её имя по-древнегречески означает или «широколицая» («широковзорная»), или «широкоглазая».
Положение глаз в глазных впадинах говорит о состоянии окружающих тканей и точности гормональной регулировки организма: очевидно, что среднее их положение во впадинах – наилучшее. Красивы ровные, плотно посаженные зубы, изогнутые правильной дугой, - такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твёрдой растительной пищи или сырого мяса. Красивы длинные ресницы – они лучше защищают глаз. Нам кажутся они изящнее, если изогнуты кверху, - ощущение верно, потому что отогнутые вверх кончики не дают ресницам слипаться или смерзаться.
Анатомическое чутьё, заложенное в нас, очень тонко. Подсознательно мы сразу отличаем и воспринимаем как красоту черты, противоположные для разных полов, но никогда не ошибаемся, какому из полов что нужно. Выпуклые, сильно выступающие под кожей мышцы красиво для мужчин, но для женщины мы это не считаем достоинством. Почему? Да потому, нормально сложенная здоровая женщина всегда имеет более развитый жировой слой, чем мужчина. Это хорошо известно, но так ли уж всем понятно, что это не более как резервный месячный запас пищи на случай внезапного голода, когда женщина вынашивает или кормит ребёнка? Попутно заметьте, где на теле женщины располагаются эти подкожные пищевые запасы? В нижней части живота и области вокруг таза – следовательно, эта резервная пища одновременно служит тепловой и противоударной изоляцией для носимого в чреве ребёнка. И в то же время этот подкожный слой создаёт мягкие линии женского тела – самого прекрасного создания природы.
Ещё пример. Стройная длинная шея немало прибавляет к красоте женщины, но у мужчины она воспринимается вовсе не так – скорее как нечто слегка болезненное. Шея мужчины должна быть некой средней длины и достаточно толстой для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжестей. Женщина по своей древней природе – страж, а её длинная шея даёт большую гибкость, быстроту движений головы, - снова эстетическое чувство совпадает с целесообразностью. Наконец, одна из главных противоположностей полов – широкие бёдра прямо безобразны у мужчины и составляют одну из наиболее красивых черт женского тела.
В истории человечества было немало периодов, когда здоровые идеалы красоты временно заменялись нездоровыми. Во всех культурах в эпоху их наибольшего расцвета и благоденствия было идеалом красоты здоровое, может быть, с нашей современной точки зрения, и чересчур здоровое тело. Таковы, например, женщины, которых породили матриархальные общества Крита и древняя и средневековая Индия. Интересно, что у нас в Европе в средние века художники, впервые изображавшие обнажённое тело, писали женщин-рахитичек с резко выраженными признаками этой болезни: вытянуто-высоких, узкобёдрых, малогрудых, с отвислыми животами и выпуклыми лбами. И не мудрено – им служили моделями запертые в феодальных городах женщины, почти не видевшие солнца, лишённые достаточного количества витаминов в пище. Поредение волос и частое облысение, отодвигание назад границы волос на лбу даже вызвало моду, продержавшуюся более двух столетий. Стараясь походить на самую рахитичную городскую аристократию, женщины выбривали себе волосы надо лбом. Они все одинаковы, эти патологические, трагические фигуры Ев, «святых» Ариадн и богинь 15 века на картинах Ван-Эйка, Бурдиньона, Ван-Геса, де Лямбурга, Мемлинга, Иеронима Боша, Дюрера, Луки Кранаха, Николая Дейтша и многих других. Ранние итальянцы, вроде Джотто и Беллини, писали своих красавиц в кавычках с таких же моделей, и даже великий Сандро Боттичелли взял моделью своей Венеры типичную горожанку – рахитичную и туберкулёзную. Позднее итальянцы обратились к моделям, происходивших из сельских или приморских здоровых местностей. Интересно, что печать ослабления здоровья в городских условиях жизни лежит уже на некоторых фигурах позднейших римских фресок – те же, более слабые в солнечном климате следы рахита, нехватки витаминов, отсутствия физической работы.
Насколько глубоко непонимание истинно прекрасного, можно видеть в известном стихотворении Дм.Кедрина «Красота»: «Эти гордые лбы винчианских мадонн я встречал не однажды у русских крестьянок…» Загипнотизированный авторитетом мастеров Возрождения, наш поэт считает выпуклые, рахитичные лбы «гордыми». Находя их у заморённых работой и голодом русских женщин прошлого, что в общем-то вполне естественно для плохих условий жизни, он проводит знак равенства между мадоннами и ими. А по-нашему, врачебному, чем меньше будет таких «мадонн», тем лучше.
В нашем веке начинается возвращение к этим канонам – ярко выраженные рахитички составляют темы живописаний Мюнха, Матисса, Пикассо, Ван-Донгена и иже с ними. Мода современности ведёт к признанию красоты в удлинённом, как бы вытянутом теле человека, особенно женщины, - явно городском, хрупком, слабом, не приспособленном к физической работе, успешному деторождению и обладающем малыми резервами сил. И опять появляются «гордые» рахитические лбы, непомерно высокие от отступающих назад жидковатых волос, некрасиво выпуклые, с вогнутой, вдавленной под лоб переносицей. И опять идеальный женский рост в 157 – 160см сменяется «городским» в 170 – 175см, как бы специально для контраста со странами, где у бедно живущих народов «экономный» женский рост в среднем около 150см.
… Поговорим ещё немного о широких бёдрах, не имея в виду их красоту, хотя древние эллины, обращаясь к женщине, частенько восклицали: «Красуйтесь бёдрами!»
Процесс рождения ребёнка у человека более труден, чем у животных, и ведёт к более резкому различию полов. Налицо крупное противоречие.
Вертикальная походка человека требует максимального сближения головок бедренных костей – этим облегчается бег, равновесие и обеспечивается выносливая ходьба. Но человек рождается с огромной круглой головой, и процесс рождения требует широкого таза с раздвинутыми бедренными суставами. Проклятие Евы, так умело использованное религией, - «в муках будешь рождать детей своих» - существует на самом деле: процесс родов у человека более мучителен и болезненен, чем у животных. В истории развития человека это противоречие возрастало – увеличение мозга ребёнка требовало расширения таза матери, а вертикальная походка – сужения таза. Разрешением этого противоречия частично явились роднички – незаросшие области на темени ребёнка. В момент прохождения через нижнее отверстие таза кости свода черепа ребёнка заходят одна на другую, череп сдавливается, и голова приобретает характерную удлинённую форму, впоследствии исправляющуюся. Но мало и этого. Человек рождается абсолютно беспомощным и требует продолжительного кормления молоком, дольше, чем все животные. Из сравнения развития человека и слона – животного, наиболее сходного с ним по долголетию и всем этапам роста, можно думать, что человек родится недоноском и что нормальный срок для беременности у человека должен быть того же порядка, что и у слонихи, носящей детёныша 22 месяца. Очевидно, что за такой срок ребёнок стал бы значительно больше и его огромная голова обязательно бы погубила мать. И тут пришло на помощь особое биологическое приспособление – возвращение к стадии низших млекопитающих – сумчатых, рождающих недоношенных детёнышей. Только у человека вместо сумки – интеллигентность, самоотверженность и нежность матери.
А для того, чтобы нанести наименьшие повреждения мозгу ребёнка, так же как и для того, чтобы выносить его в наилучшем состоянии, мать должна быть широкобёдрой. В то же время спутница жизни дикого человека, много бегающая, носящая подолгу добычу, да и ребят за собой, в процессе отбора становится узкобёдрой, часто гибнет при родах, рождает ребят менее жизнеспособных. Живущие в наихудших условиях представители человечества – дикие охотники Австралии, пигмеи, многие лесные племена Южной Америки – могут служить примером. Как только люди стали жить более оседло – ещё в пещерах Южной Европы, Северной Африки, Азии, - начался отбор могучих широкобёдрых матерей, давших человечеству тех его представителей, которые по праву заслужили название хомо сапиенс – человека мудрого. Это происходило во всех частях света, от Японии до Англии – в удобной для жизни средиземноморской полосе, когда обилие животной и растительной пищи, а также изобретение копья и дротика превратили человека из бездомного бродяги в обитателя крепкого жилья.
Так, в инстинктивном понимании красоты запечатлелось это требование продолжения рода, слившееся, разумеется, с эротическим восприятием подруги, которая сильна и не будет искалечена первыми же родами, которая даст потомство победителей тёмного необозримого царства зверей, как море окружавшего наших предков. (Эротика – чувственность, обращённость к половой жизни, к изображению её и представителей противоположного пола).
И что бы там ни говорили законодатели мод и выдумщики всяческих оригинальностей, когда вам, художникам, надо написать образ женщины-обольстительницы, покорительницы мужчин, в серьёзном или шутливом, бидструповском, оформлении, - кого же вы рисуете, как не крутобёдрую, высокогрудую женщину, с осиной талией? Заметим, кстати, что тонкая, гибкая талия есть анатомическая компенсация широких бёдер для подвижности и гибкости всего тела.
Для мужчин тонкая талия, увы, противопоказана, если они хотят быть действительно мужчинами, могучими и выносливыми, как древние эллины. Я уже говорил, что тело человека не имеет скелетной компенсации позвоночнику спереди. Поэтому, для того чтобы носить тяжести, поднимать их, быть выносливыми, на передней поверхности тела, между рёбрами и тазом, должна быть толстая и крепкая мышечная стенка, да что там, целая стена, сантиметров пять толщиной, как на греческих статуях. Не меньшей мощности пластины нужны и на боковых сторонах – косые брюшные мышцы. Тут уж не до гибкой талии, в этом месте мужчина становится шире, чем в бёдрах, зато приобретает великую мощь.
А у женщин важнее совсем другие, не поверхностные, а внутренние мышцы, способные в прочной чаше удерживать внутренности при огромной дополнительной нагрузке – ребёнке. Поэтому широкий и прочный лист поперечной брюшной мышцы стягивает талию глубже косых мышц, до самого лобка, низко поддерживая мышечную чашу живота с помощью ещё и пирамидальной мышцы, которая, будучи сильно развита, даёт этот плоский живот, о котором мечтает красавица. У хорошо танцующих женщин наиболее сильно развиты средняя и маленькая ягодичная мышцы, а в самой глубине – грушевидная и подвздошно-поясничная. Все они заполняют впадину над вертлюгом и дают выпуклую, «аморфную», линию крутых бёдер. Посмотрите на фигуры здоровых, привычных к труду деревенских девушек, и вы увидите, что и тут наше эстетическое чувство безошибочно отмечает наивысшую целесообразность.
Эстетическое удовольствие, чувство красоты сильнее от женского тела у мужчин, чем у женщин – от мужского. Причина этого заключается в некотором различии воздействия половых гормонов на психику, у мужчин, действующих порывами, импульсивно, чрезвычайно обостряя восприятие всего, что связано с полом, следовательно, и красоты. Могучий половой тормоз – мозг, в природе стимулирующий естественную лень самца и сопротивление самки, у человека уравновешен очень сильной половой системой, ещё более усиленной памятью и воображением. Человек обладает таким количеством половых гормонов, какого нет ни у одного животного. Они подавляют естественный протест интеллекта, по-иному поворачивают психическую надстройку. Известно, что количество половых гормонов очень важно для энергетического тонуса организма, как, например, насыщение крови кетостеронами. Жизненно необходимо исследовать это и научиться переключать энергию гормонов на другие стороны жизнедеятельности и в то же время не утрачивать всей великой привлекательности и счастья половой любви.
- Женщины всего мира при всех модах и вкусах исправляют премудрую природу обувью на высоких каблуках. И попробуйте отрицать, что это менее красиво, чем ходьба босиком! – возразила красивая блондинка, выставив свою стройную ногу на высокой «шпильке».
- И не попробую, потому что в самом: почему? Что вы можете сказать, кроме того, что каблуки удлиняют ногу и делают маленькую женщину выше? Но ведь и высокие выглядят лучше на каблуках. Почему же так важно это удлинение ног? Не просто удлинение, а изменение пропорции ноги – вот в чём суть каблука. Удлиняется голень, которая становится значительно длиннее бедра. Такое соотношение голени и бедра есть приспособление к бегу, быстрому, лёгкому и долгому, т.е. успешной охоте. Оно было у древнейших представителей нашего вида кроманьонской расы, оно сейчас есть у некоторых африканских племён. Наше эстетическое восприятие каблука доказывает, что мы происходим от древних бегунов и охотников, обитателей скал, - это подсознательное воспоминание о совершенстве в беге. Добавлю, что каблуки придают вашей ноге крутой подъём. Тут эстетика прямо, а не косвенно сходится с необходимостью высокого подъёма для лёгкой походки и неутомимости. Все обладатели крутых подъёмов знают, насколько они экономнее в носке обуви, чем люди с обычной или плосковатой стопой.
- Значит, мы испортились с древних времён? – не унималась длинноногая художница.
- Ничуть, хотя колебания в общих пропорциях у разных народов довольно значительны. Если мы как следует займёмся собой, то быстро превратимся в кроманьонцев. Ничего из той наследственности, которую приобрели далёкие предки, ещё не утрачено. Вот свидетельство тому: как только человек длительное время живёт в суровых условиях, но при обилии пищи и здоровом климате, он превращается в высокорослого, с мощной мускулатурой и более длинными ногами. Такими среди населения старой России были староверы, некоторые казаки, поморы. И обратный процесс – неблагоприятные условия жизни, питания, вынашивания и выкармливания детей так же быстро снижают рост и физическую силу и, что очень интересно, приводит к укорачиванию ног, являющемуся компенсацией за утрату части жизненной мощи, без которой длинные ноги не нужны. Затрачивая слишком много энергии на бег, организм быстро срабатывается и долго не проживёт.
- А длинные косы у женщин? – спросил кто-то из-за спины Гирина.
- Уже отмирающее эстетическое ощущение, уходящее потому, что десятки тысячелетий человек пользуется одеждой. Длинные волосы закреплялись в нашем чувстве прекрасного тогда, когда люди в тёплую межледниковую эпоху ещё не знали одежды. Возможность прикрыть маленького ребёнка от ночного холода у своей груди, защитить от непогоды – вот смысл длинных волос и их значения для выбора лучшей матери.
- А почему красивее считается прямой нос? Не всё ли равно?
- Прямой нос – прямой ход для вдыхаемого воздуха. Для нас, европейцев, северных людей, характерна высокая переносица и высокое нёбо – воздух проходит в горло по крутой дуге и лучше обогревается.
Большинство расовых признаков, отвечающих опять же анатомической функциональной целесообразности, не кажутся нам чуждыми и вызывают в общем те же эстетические ассоциации. Всё дело в том, что мы, люди вида сапиенс, безусловные сёстры и братья по самому настоящему родству. Всего 50 тысячелетий назад нас была лишь горсточка, и эта горсточка породила всё разнообразие народов, племён, языков.
- Вертикальное положение тела человека целиком перенесло вес его передней части, ставшей верхней, на позвоночный столб. Позвонки, особенно поясничные, стали нести вертикальную нагрузку, очень сильную при носке и подъёме тяжестей. В результате одно из характерных заболеваний человека – всякие болезненные изменения в поясничных позвонках – спондилез и радикулиты.
- Значит, наше восприятие прекрасного в человеческом теле настроено, так сказать, на молодость. А что же делать пожилым?
- Подольше оставаться молодыми. Для этого у человека есть все возможности. Юность – привилегия не только возраста. Она в крепости и плотности тканей тела. Особенно важна гладкая и плотная кожа. Всё это показатели отличного физического здоровья превосходно отрегулированного организма, который вполне может сохраниться до старости молодым. Правильный и строгий режим жизни, тренировка.
Практически каждый может добиться, чтобы его тело стало красивым, так пластично исправляются наши недостатки, если они ещё неглубоки и если мы своевременно позаботимся о них».
И.Ефремов, «Лезвие бритвы» (1959- 1963гг.)
Предварительный просмотр:
Зимняя школа «Учитель года» - 2009
Телегина Н.В.
«Биологическая сущность
красоты человека»
Вводный внепрограммный урок биологии в 8 классе, нацеленный на пробуждение интереса учащихся к изучению анатомии, физиологии и гигиены человека.
Содержание урока построено на литературных произведениях – «Лезвие бритвы» И.Ефремова и «Письма о добром» Д.С.Лихачёва. Целью данного занятия является раскрытие биологического смысла красоты человека и сравнение его с наиболее важной красотой человека – нравственной. Яркая презентация, многочисленные биологические и исторические факты, наглядные пособия, буклет делают урок интересным, запоминающимся – мотивирует учащихся для изучения нового раздела биологии.
На занятии затрагиваются и нравственные качества человека: доброта, воспитанность, сострадание. Учащиеся незаметно подводятся к мысли, что красота нравственная ценится больше, чем красота физическая. Дети осознают, что надо уважительно, с любовью относиться к близким людям, к окружающим.
В ходе занятия учащиеся выполняют групповую работу по составлению портретов кисти известных художников из фрагментов репродукций для определения здоровья, а, значит, и красоты изображённых натур.
На уроке используется эвристическая беседа, групповая форма организации учебной деятельности.
Предварительный просмотр:
Биологическая сущность
красоты человека
Цель: показать слушателям биологический смысл красоты человека, и сравнить его с наиболее важной красотой – нравственной.
Оборудование:
- Презентация «Биологическая сущность красоты человека»;
- Буклет «Сущность красоты человека»;
- Книги «Лезвие бритвы» И.Ефремова, «Письма о добром» Д.С.Лихачёва;
- Портреты людей с разными физическими данными (разрезаны и помещены в разные конверты);
- Листы «Законы красоты»;
- Кости таза, череп человека, кости голени и стопы (можно скелет человека);
- Текст из книги И.Ефремова «Лезвие бритвы» о сущности красоты человека в электронном виде.
Ход:
План выступления | Обращение к слушателям |
- Красота вокруг человека. | |
- А красив ли человек? | |
- Длина линий (токсин усталости) - Бинокулярное зрение - Правильность выбора лучших жён или мужей | |
- Какой человек красив? | |
- Показатели общего здоровья: глаза, зубы, ресницы, волосы, прямой нос, длинные ноги. | |
- Подсознательно мы сразу отличаем и воспринимаем как красоту черты, противоположные для разных полов. Почему? | |
- Мышцы (м.) – жировой слой (ж.) - Поверхностные–внутренние мышцы - Широкая шея (м.) – длинная шея (ж) - Узкие бёдра (м.)–широкие бёдра (ж) - Широкая талия – узкая талия | |
- Идеалы красоты в истории человечества. Менялись ли они или были постоянными? | |
- Женщины-рахитички: вытянуто-высокие, узкобёдрые, малогрудые, с отвислыми животами и выпуклыми лбами – в средние века в Европе | |
- Составьте портрет из фрагментов. Определите, здоровыми ли людьми были натуры художников? (2 мин.) | |
- Процесс рождения ребёнка у человека более труден. Почему? | |
- «Красуйтесь бёдрами!» Рождение недоношенного младенца, чтобы мать осталась жива. - Эротическое восприятие подруги для продолжения рода сильнее (м.) | |
- Что такое эротика? | |
- Эротика – чувственность, обращённость к представителям противоположного пола, к половой жизни, к изображению её. | |
- Видите ли вы красивых людей среди представителей других рас? | |
- Анатомическая функциональная целесообразность расовых признаков вызывает эстетические чувства у любого человека. | |
- А какой человек всегда для нас красив? | |
- Любимый, воспитанный, добрый… «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым». Д.С.Лихачёв. | |
- Красота нравственная ценится больше, чем красота физическая. |
- Буклет «Сущность красоты человека» раздаётся всем участникам занятия.
- Предложение всем участникам прочитать книги «Лезвие бритвы» И.Ефремова, «Письма о добром» Д.С.Лихачёва.
Ход:
План выступления | Обращение к слушателям |
- Красота вокруг человека. | |
- А красив ли человек? | |
- Длина линий (токсин усталости) - Бинокулярное зрение - Правильность выбора лучших жён или мужей | |
- Какой человек красив? | |
- Показатели общего здоровья: глаза, зубы, ресницы, волосы, прямой нос, длинные ноги. | |
- Подсознательно мы сразу отличаем и воспринимаем как красоту черты, противоположные для разных полов. Почему? | |
- Мышцы (м.) – жировой слой (ж.) - Поверхностные–внутренние мышцы - Широкая шея (м.) – длинная шея (ж) - Узкие бёдра (м.)–широкие бёдра (ж) - Широкая талия – узкая талия | |
- Идеалы красоты в истории человечества. Менялись ли они или были постоянными? | |
- Женщины-рахитички: вытянуто-высокие, узкобёдрые, малогрудые, с отвислыми животами и выпуклыми лбами – в средние века в Европе | |
- Составьте портрет из фрагментов. Определите, здоровыми ли людьми были натуры художников? (2 мин.) | |
- Процесс рождения ребёнка у человека более труден. Почему? | |
- «Красуйтесь бёдрами!» Рождение недоношенного младенца, чтобы мать осталась жива. - Эротическое восприятие подруги для продолжения рода сильнее (м.) | |
- Что такое эротика? | |
- Эротика – чувственность, обращённость к представителям противоположного пола, к половой жизни, к изображению её. | |
- Видите ли вы красивых людей среди представителей других рас? | |
- Анатомическая функциональная целесообразность расовых признаков вызывает эстетические чувства у любого человека. | |
- А какой человек всегда для нас красив? | |
- Любимый, воспитанный, добрый… «Приветливость и доброта делают человека не только физически здоровым, но и красивым. Да, именно красивым». Д.С.Лихачёв. | |
- Красота нравственная ценится больше, чем красота физическая. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок на тему: Биологические ресурсы и человек
Взаимотношение человека и ресурсов....
Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»
Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его лирике.Кто-то должен разбираться в сумятице повседневной жизни.Но кто-то ...
«Скульптура Древней Греции. Образ красоты человека».
«Скульптура Древней Греции. Образ красоты человека»....
Мотивы единства красоты человека и природы. Радостное восприятие окружающего мира. А.С. Пушкин"Зимнее утро".
Предмет: ЛитератураКласс 6Урок творчества (урок-исследование): «Мотивы единства красоты природы и человека. Радостное восприятие окружающего мира. А.С. Пушкина «Зимнее утро». Тип урок...
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи ...
Занятие Красота православия. Красота человека
Конспекты занятий по Азбуке православной культуры...
Конспект урока литературы в 6 классе «Единство красоты человека, красоты природы, красоты жизни в стихотворении А.С.Пушкина «Зимнее утро»
Цель урока: знакомство со стихотворением А.С.Пушкина «Зимнее утро», комплексный анализ стихотворения...