урок на тему: Биологические ресурсы и человек
план-конспект урока по географии (8 класс) по теме
Взаимотношение человека и ресурсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologicheskie_resursy_cheloveka.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Биологические ресурсы и человек
Цели и задачи:- рассмотреть типы растительности, показать взаимосвязи
растительного мира с климатом, рельефом, почвами, водами;
- познакомить с ресурсами растительного мира России и их
использованием в хозяйстве и жизни человека, продукцией,
предоставляемой населению, охотничье-промысловым
хозяйством;
- расширить знания учащихся о животном мире России, его
особенностях, степенью использования в хозяйстве;
-познакомить с заповедниками и заказниками на территории
страны, Московской области, Шатурского района;
-способствовать формированию активной жизненной позиции,
патриотизма, любви к Родине, чувства ответственности за
сохранение биологических ресурсов станы;
- продолжать формирование умения работать с
дополнительной литературой
Тип урока: изучение нового материала, актуализация знаний, ранее
полученных при изучении предыдущего материала
Методы: рассказ, иллюстрирование, демонстрирование, самостоятельная
работа.
Оборудование: физическая карта России, картины видов природы, атласы,
электронное приложение к учебнику, материалы о
биологических ресурсах и их использовании
Ход урока
I Организационный момент
Вступление, проверка готовности к уроку, объявление темы урока, организация учащихся на проведение урока.
Повторение.
Значение биологических ресурсов в жизни человека, его хозяйственной деятельности (актуализация знаний)
II Изучение нового материала.
- Биологические ресурсы относятся к исчерпаемым возобновимым ресурсам.
- Ресурсы растительного мира, их богатство и разнообразие
Работа с учебником: материал «Геофокус», статья со скрепкой.
3 Лесные ресурсы:
Россия занимает II место в мире по запасам древесины на душу населения, леса занимают 45% площади страны (22% мировых запасов), на одного человека приходится 100 кубических метров древесины.
-типы лесов России. Хвойные леса – наиболее холодостойкие – составляют свыше 70% всех лесов
- какие основные растительные древесные породы произрастают на территории страны,
- отличие лесов Европейской части от лесов Азиатской части
- роль леса в природе, хозяйственной жизни человека, занятиях, творчестве
(литературном, зодчестве, промыслах);
(Показ картин с видами природы, деревянными архитектурными памятниками)
- растения на гербах городов России, Московской области, района
(символ Киева – лист каштана)
(Показ гербов городов Московской области с растительной символикой)
4 Использование древесины: в промышленности, хозяйственной деятельности человека, в быту.
(Показ схемы использования древесины в промышленности)
Леса с преобладанием хвойных пород занимают ¾ покрытой лесом площади, каждый вид древесины используется по-разному: ель – для производства бумаги и картона, сосна и лиственница используется в строительстве.
Группы лесов: (по данным Закона о лесах)
I группа – природоохранные леса ( рекреационное значение, водо- и почвозащитное значение - 22% от занятой лесом территории)
II группа – леса, выполняющие защитные функции, но которые эксплуатируются в ограниченном количестве ( 8% территории)
III группа – леса эксплуатационного значения (70% лесов)
Мещера – остаток лесного океана. Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы…
Кроме сосновых лесов, мачтовых и корабельных, есть леса еловые, березовые с редкими пятнами широколиственных лип, вязов и дубов. В дубовых перелесках нет дорог, они непроезжие. Леса в Мещере глухие.
Нельзя не сказать о лечебном и промысловом значении леса: лекарственные травы, ягоды, грибы. Ягоды всегда использовались человеком (Рассказ о лесных ягодах Подмосковья)
Ягоды Подмосковья
Восточнее Москвы сосновые рощи чередуются с лиственными лесами и торфяными болотами. Клюквой, черникой, брусникой, земляникой, малиной и другими ягодами обильны леса Подмосковья. Торфяные и моховые болота, заболоченные сосновые леса – излюбленные места произрастания клюквы. Это поймы рек Дубны, Сулоти, Мещера в районе Шатуры.
С одного гектара клюквенного болота можно собрать в год до тонны ягод. Их широко используют в пищевой промышленности и медицине.
В хвойных, преимущественно еловых лесах распространена черника. Особенно много ее в Мещерской низменности (с центом в Шатурском районе), в районе Заболотья. Черника – хороший медонос.
Брусника предпочитает сухие сосновые леса, вырубки, гари, освещенные солнцем опушки. Много в Подмосковье малины, земляники, смородины.
5 Велика роль леса в литературных и художественных произведениях:
- стихи о лесе Лев Озеров
Коненков объясняет дереву,
Что это значит – дерево,
Где оно терем, где оно дверь,
Где оно кольца времени.
Мастер вглядится в природу
И ничего не исправит в ней,
Немного добавит,
Как в молоко добавляют меду,
Прочтет смутный текст
И сделает его ясней.
Как все просто,
Как все складно!
Были сучки, а теперь пальцы руки.
Природа глядит: ей отрадно –
Были пеньки,
А теперь старички - лесовички.
Лес всегда был любим человеком. Много стихов посвящено ему.
Стихотворение Яшина: «С каждым часом ощутимей север
Остановки реже, гуще лес.
Пахнет смолкой вперемешку с сеном
И все больше узнается мест.
Торопясь схожу на полустанке,
Словно на приветный огонек,
Чтобы взять за рубль у северянки
Влажной клюквы маленький кулек.
Замелькали топкие болота
С голубыми окнами озер.
Наконец, подъем за поворотом,
И пошел густой сосновый бор,
Строевой, в косых лучах по пояс
Золотом пронизанный насквозь…».
Россия – страна лесов издавна в деревне рубили избы, богатые храмы, терема. Народные мастера – плотники при помощи одного топора ставили срубы изб.
Ученик читает стихотворение А.Маркова «Не будет сноса».
«Под аромат щепы сосновой
Умелец сельский рубит дом.
- Бетон – то - матерьял толковый.
Кирпич? Большая польза в нем!
Но здесь ведь дерево живое.
Оно, как легкие, само
Прохладу пьет во время зноя,
Тепло – разгневанной зимой!...»
Народные мастера стремились, чтобы построенные ими дома были не только прочны и удобны, но и красивы. Нарядно и приветливо выглядят окна в обрамлении резных наличников. Резные узоры украшают и верхнюю часть дома.
(Показ презентации о наличниках)
Леса определяли устои быта человека нашей территории. Из дерева делалось все, необходимое для человека: жилище, посуда, предметы одежды.
Изделия из бересты.
(Показ изделий из бересты)
Береста – кожица белой березы. В избе русского человека изделия из бересты занимали самое почетное место после деревянных. Каких только полезных и красивых вещей не изготовляли из бересты!
Туеса, короба, лукошки, корзины, обувь, зыбки, солонки, игрушки – всего не перечислить. В них хранили молоко и квас, ягоды и муку, соль и крупу; солили грибы, квасили капусту; укладывали девичье приданое и укачивали маленьких детей.
Туесок мог быть маленьким, на полстакана, и большим – на четыре ведра воды. В туесах мука не плесневела, не слеживалась. Молоко долго не прокисало и в жаркий день, было прохладным.
Промыслы, связанные с лесом.
(Показ поделок из дерева).
Правила при добыче леса:
- Лес можно рубить не везде;
- Лес нужно восстанавливать;
Но не только биологические ресурсы леса использует человек. Широко используется степная растительность. Это, прежде всего луговое разнотравье – корм для крупного рогатого скота, сенокосы.
- Ресурсы животного мира России очень велики и разнообразны.
Роль животных в жизни человека всегда была очень большой. Охота - самое древнее занятие человека. Сегодня по добыче шкурок пушных зверей (3млн в год) Россия уступает только Дании и Гренландии.
По некоторым видам меха Россия – единственный поставщик (бобр, соболь)
Из 250 видов промысловых животных в России добывают 100 видов зверей. Основное место промысла – лесная зона: Европейский Север, Урал, Сибирь, Дальний Восток.
Потребности в мехе велики, так как Россия – страна с холодным климатом.
Однако, нужен не только промысел зверей, нужны зверосовхозы, предприятия с особыми условиями содержания пушных животных, искусственным климатом, а также селекцией зверей.
2/3 меха в Европейской части страны дают звероводческие хозяйства.
Кроме меха и шкурок на Дальнем Востоке и в Сибири добывают панты – рога оленей-маралов, которые дают ценное лекарственное сырье, широко используемое в медицине.
(Животные на гербах городов)
К ресурсам животного мира относится рыбное хозяйство.
90% рыбы дает морской промысел, в реках и озерах добывают 10 – 15% .
Главные рыбопромысловые районы: Северный, Западный, Дальневосточный, Каспийский. Северный район дает 20% улова рыбы, Тихоокеанский – 60%. Западный -8%, Каспийский – 7%.
Кроме этого созданы прудовые хозяйства для выращивания карпа, рыб осетровых пород.
7 Хозяйственная деятельность человека наносит вред органическому миру. Для сохранения редких и исчезающих видов животных и растений создаются заповедники.
Сегодня в России 99 заповедников и 35 национальных паков, все они по-своему уникальны.
Чтение стихотворения о заповеднике
Раим Фархади. «Заповедник»
Современник, ты – мой собеседник,
Чем встревожен, молчишь отчего?
Приглашаю тебя в Заповедник,
Ты входи без боязни в него!
Здесь ручей самый чистый струится,
Здесь листва, как старинная медь,
Здесь поют полным голосом птицы,
Ест горстями малину медведь.
Все вокруг говорит о доверье –
Светлый лес с островками цветов,
Не боятся здесь птицы и звери
Человеческих громких шагов.
А отсюда ты выйдешь добрее,
Мир зеленый всем сердцем любя.
И до самой дороги деревья,
Как родного проводят тебя.
Идея сохранения природы высказывалась русскими учеными еще в XIX веке. Основатель научного почвоведения профессор В.В.Докучаев говорил, что российские степи могут выжить только в заповедниках. Профессор Г.А.Кожевников еще в 1908году высказал главную мысль: в заповедниках «не надо ничего устранять, ничего добавлять, ничего улучшать». В 30-е годы страну захлестнула волна бурной деятельности по «улучшению» природы. По замыслу новоявленных устроителей природы, животные, исключительно из утилитарных соображений, были поделены не «вредных» и «полезных». «Вредными» были названы хищники – волк, рысь, а к «полезным» отнесены те, которых можно съесть, а также обладатели хороших шкур, пригодных для меховой промышленности.
Особенно много заповедников было ликвидировано в пятидесятые годы XX века. В 1951 году из 37 заповедников России были полностью ликвидированы двадцать один, площадь остальных катастрофически сокращена: например, от Печоро-Илычского заповедника осталось семь процентов территории. Сейчас заповедники восстанавливаются, число их увеличивается.
8. (Просмотр материала о заповедниках)
Рассказ о дальневосточнике (Уссурийский тигр)
Тигр – одно из самых замечательных животных земного шара, вызывающее пристальное внимание и интерес. Это самый большой из наземных хищников нашей планеты: крупный самец весит до 300-350 килограммов при длине тела от носа до корня хвоста 2,5-3 метра. Он очень красив, строен и ловок, а вместе с тем могуч и вынослив. Даже лося и изюбра давит без труда, а тушу в центнер весом несет в зубах легко и свободно, может перепрыгнуть с ней препятствие в рост человека. При столь внушительных размерах движения тигра плавны, мягки, грациозны. По лесу он передвигается неслышно и незаметно, хорошо плавает.
Еще в начале XX века тигр был распространен по просторам Азии – от Каспийского моря до Японского и от Приамурья и Алтая до Индонезии. Сейчас тигр сохранился только в Уссурийском крае.
Основная добыча амурского тигра – кабан и изюбр. Изредка давит лося, косулю, медведя. Задавив крупного зверя, тигр живет около него 5-7 дней, потом ищет новую добычу.
Ест тигр много, до 30-40 килограммов мяса за один прием. Среднесуточная же его потребность в пище 12-14 килограммов. Легко переносит голод, использует при этом жировые запасы, которых у него много.
Тигры звери-одиночки. Самостоятельными становятся на четвертом году жизни. Врагов, кроме человека, у него практически нет.
Занесен в Красную книгу.
Состояние растительного и животного мира Московской области
Когда-то территория Московской области была покрыта густыми лесами, которые чередовались с лугами, а на севере и востоке – с обширными болотами. К настоявшему времени все эти леса вырублены, преобладают леса вторичные, то есть выросшие на месте вырубок. Нетронутые леса сохранились лишь на востоке области – Черустинский лес, на юге в районе Приокско – Террасного заповедника, на севере в верховьях реки Дубны.
Изменился и состав растительного и животного мира. Многие растения на территории Московской области стали редкими. Это Купальница европейская, Росянка круглолистная, Белая кувшинка, Ландыш майский, Венерин башмачок, Ятрышник шлемовидный, Ветреница дубравная, Можжевельник, Борец высокий и другие.
Вырубка лесов и хозяйственная деятельность человека не могли не отразиться и на составе животного мира. Сильно пострадали крупные лесные звери. Редкими в наших лесах стали рыси, бурые медведи, косули, благородный олень, бобры. Несколько раз на территории Московской области исчезали лоси.
Биологические ресурсы нашей страны велики и разнообразны, но их нужно расходовать рационально, относиться к ним бережно, чтобы хватило их на долгие годы.
Вот как говорит об этом поэт М.Дудин:
Берегите Землю!
Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
На могиле тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю!
III Обобщение и закрепление материала
Выполнение самостоятельной работы:
А) Используя текст учебника, заполните таблицу.
Промысловые звери | Промысловые птицы | Промысловые рыбы |
Подчеркните названия тех животных, которые в нашей местности являются промысловыми
Б) Работаем с текстом.
-Какой тип растительности характерен для территории, на которой обитают перечисленные животные?
Лось, глухарь, барсук, рысь, косуля, лиса, соболь, бурундук, волк, кабан, бобр.
- Приведите примеры видов растений, характерных для данного типа растительности
IV Задание на дом
Закончить самостоятельную работу, выполнить задания стр. 66-67 в тетради-тренажере.
Темы сообщений учашихся:
Ягоды Подмосковья
Восточнее Москвы сосновые рощи чередуются с лиственными лесами и торфяными болотами. Клюквой, черникой, брусникой, земляникой, малиной и другими ягодами обильны леса Подмосковья. Торфяные и моховые болота, заболоченные сосновые леса – излюбленные места произрастания клюквы. Это поймы рек Дубны, Сулоти, Мещера в районе Шатуры.
С одного гектара клюквенного болота можно собрать в год до тонны ягод. Их широко используют в пищевой промышленности и медицине.
В хвойных, преимущественно еловых лесах распространена черника. Особенно много ее в Мещерской низменности (с центом в Шатурском районе), в районе Заболотья. Черника – хороший медонос.
Брусника предпочитает сухие сосновые леса, вырубки, гари, освещенные солнцем опушки. Много в Подмосковье малины, земляники, смородины
Состояние растительного и животного мира Московской области
Когда-то территория Московской области была покрыта густыми лесами, которые чередовались с лугами, а на севере и востоке – с обширными болотами. К настоявшему времени все эти леса вырублены, преобладают леса вторичные, то есть выросшие на месте вырубок. Нетронутые леса сохранились лишь на востоке области – Черустинский лес, на юге в районе Приокско – Террасного заповедника, на севере в верховьях реки Дубны.
Изменился и состав растительного и животного мира. Многие растения на территории Московской области стали редкими. Это Купальница европейская, Росянка круглолистная, Белая кувшинка, Ландыш майский, Венерин башмачок, Ятрышник шлемовидный, Ветреница дубравная, Можжевельник, Борец высокий и другие.
Вырубка лесов и хозяйственная деятельность человека не могли не отразиться и на составе животного мира. Сильно пострадали крупные лесные звери. Редкими в наших лесах стали рыси, бурые медведи, косули, благородный олень, бобры. Несколько раз на территории Московской области исчезали лоси
Проверочный тест
1 Найдите лишнее в цепочке:
А) лишайник ягель
Б) карликовая ива
Г) морошка
Д) черника
2. Какое растение не является типичным в тайге Русской равнины:
А) ель
Б) сосна европейская
В) лиственница
Г) пихта
3 В этой природной зоне нет деревьев, потому что не хватает влаги:
А) тайга
Б) тундра
В) степь
Г) пустыня
4. Самой холодостойкой хвойной породой является:
А) сосна
Б) пихта
В) ель
Г) лиственница
5 В какой части России растут светлохвойные леса:
А) на Русской равнине
Б) на Западно - Сибирской равнине
В) в Восточной Сибири
6 В тундре не обитают:
А) лемминги
Б) песцы
В) белые медведи.
Г) северные олени
7 В каком природном сообществе животные распределены по ярусам:
А) в степи
Б) в тайге
Г) в тундре
8 Царством пресмыкающихся является :
А) тундра
Б) леса
В) степь
Г) пустыня
9 Территория, на которой охраняется весь природный комплекс, и исключается любой вид хозяйственной деятельности называется:
А) заповедником
Б) национальным парком
В) заказником
10 В какой природной зоне животные обитают стадами:
А) в тундре
Б) в тайге
В) в смешанном и широколиственном лесу
Г) в степи
Работаем с текстом
1 Какой тип растительности характерен для территории, на которой обитают перечисленные животные?
Лось, глухарь, барсук, рысь, косуля, лиса, соболь, бурундук, волк, кабан, бобр.
2 Используя текст учебника, заполните таблицу.
Промысловые звери | Промысловые птицы | Промысловые рыбы |
Подчеркните названия тех животных, которые в нашей местности являются промысловыми
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект метапредметного урока по теме:"Биологическое действие радиоактивных излучений"
Урок оценивается как метапредметный, т. к. рассматривается вопрос о влиянии техногенных катастроф на здоровье человека....
Поурочная разработка урока по теме: Биологический прогресс и пути его достижения" 10 класс
Открытый урок по общей биологии в рамках компетентно- ориентированных технологий( кейс -метод) в 10 классепо теме " Биологический прогресс и пути его достижения" позволит педагогу найти индивидуальный...
Опорные конспекты к теме "Биологические ресурсы России"
Опорные конспекты предназначены для учителя (заполненный) и для учащихся (требующий заполнения). Для учащихся 8 классов по географии. Очень большой материал представлен на одном листе: компактно и нау...
ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ: «Опорно-двигательная система человека» 11 класс (химико-биологический профиль)
РАЗРАБОТКА ДАННОГО УРОКА ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ ПРОВЕСТИ ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ НА УРОКАХ АНАТОМИИ ЧЕЛОВЕКА ПО ТЕМЕ "ОДС" НЕ ТОЛЬКО В КЛАССАХ С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ БИОЛОГИИ , НО И В 8 КЛАССЕ....
Урок на тему "Биологические ресурсы России. Охрана биологических ресурсов"
При изучении нового материала (при помощи параграфа в учебнике) заполнить логически-опорный коспект....
Конспект модульного урока по теме "Биологически активные органические вещества Тема. Лекарства. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика".10 класс.
Тема " Биологически активные органические соединения".Данный урок разработан к программе О.С. Габриеляна .Химия 10, базовый уровень. 2010г. На уроке развиваются умения учащихся организовыват...
Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы. Ресурсообеспеченность» - 10 класс
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.Технология: урок – практикум.Оборудование урока:карта «Полезные ископаемые мира»компьютер, проектор, экранУМК для учащихся:...