Колендарно - тематическое планирование по биологии 7 классс
календарно-тематическое планирование (биология, 7 класс) на тему

Коледарно - тематическое планирование составленно в соответствии с учебной программой на основе программы авторов В,В, Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина обязательного минимума содержания основных образовательных программ и требований к уровню подготовки выпускников. Планирование  состаит из базоваго и повышенного уровня расчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biologiya_7_klass.doc169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Биология 7 класс. Зоология

70 часов за год (2ч. в неделю)

№ урока

Дата кол-во часов

Тема урока

Базовый уровень

Повышенный уровень

Лабораторные работы

Виды контроля

Знать

уметь

знать

уметь

Введение

1

Истории развития зоологии

Дать представлении о зоологии, об этапах ее развитии, многообразии животного мира; познакомить с систематикой животных.

Ориентироваться в учебнике работать с оглавлениям и рисунками

2

Современная зоология

Знакомство учащихся с признаками сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями со структурой зоологии.

Уметь раскрывать роль животных в природе, их значение для человека, показать необходимость охраны живого мира.

Тема 1. Многообразие животных

3

Простейшие: корненожки, радиолярии, споровики

Знать особенности внешнего строения одноклеточных животных, их образ жизни, процессы жизнедеятельности.

Уметь распознавать изученных простейших на рисунках, таблица. Формировать умение работать с учебником

Лабораторная работа №1

»Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных». (Простейщих).

Биологический диктант

4

Простейшие: жгутиконосцы, инфузории

Закрепить знания о жизненных свойствах организмов. Ознакомиться с основными признаками.

Уметь выявлять характернее черты строении и процесса жизнедеятельности простейших.

5

Тип губки

Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

Знать общую характеристику типа губки, их многообразие, размножение в природе и жизни человека

Уметь использовать рисунки и тексты доля составления таблиц и схем.

Самост. работа в раб. тетради

6

Тип кишечнополостные

Классы: гидроидные, коралловые, сцифоидные

Знать особенности внешнего и внутреннего строения и их классификации, их приспособление к среде обитания

Уметь распознавать на настенных таблицах и рисунках кишечнополостных, уметь сравнивать животных между собой

7

Тип плоские черви

Классы: ресничные, сосальщики, ленточные

Изучить внешнее строение  и образ жизни свободноживущих и паразитических плоских червей, знать черты их приспособленности к среде обитания и классификацию плоских червей.

Уметь составлять общую характеристику типа, различать животных на таблицах и рисунках

8

Тип круглые черви

Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности круглых червей.

Уметь узнавать изученные типы животных на таблицах и рисунках

9

Тип кольчатые черви или кольчецы

Знать особенности строения и процессов жизнедеятельности кольчецов

Уметь сравнивать более сложное строение кольчатых червей по сравнению с плоскими и круглыми червями

Лабораторная работа №2 «Внешнее строение дождевого червя»

10

Классы кольчецов: малощетинниковые, пиявки

Знать особенности внутреннего строения дождевого червя, особенности жизнедеятельности кольчатых червей и пиявок, их значение в природе

Уметь распознавать животных, системных органов на таблицах и рисунках

11

Контрольная  работа №1

по теме: «Черви»

Контр. работа

12

Тип Моллюски. Общая характеристика

Знать особенности строения моллюсков в связи со средой обитания, характерные признаки типа моллюсков

Уметь устанавливать черты сходства и составлять общую характеристику

13

Классы моллюсков: брюхоногие, двустворчатые, головоногие

Расширить знания о многообразии моллюсков их приспособленности к факторам среды

Уметь сравнивать черты сходства и различия животных, делать выводы об их родстве. Соблюдать правила поведения в природе

14

Тип иглокожие.

Классы: морские лилии, морские звезды, ежи, _______,  голотурии

Знать общую характеристику типа иглокожих, их строение в связи со средой обитания

Уметь сравнивать и распознавать животных изученных типов.

15

Тип членистоногие.

Классы: ракообразные, паукообразные

Знать общие признаки членистоногих, особенности строения ракообразных и паукообразных. Знать характерные признаки.

Формировать умение работать с учебником, рисунками и таблицами учебника. Узнавать изученных животных

Лабораторная работа №3

«Знакомство с разнообразием ракообразных» .

16

Класс насекомые. Общая характеристика.

Знать характерные особенности и обще признаки насекомых

Уметь устанавливать  черты сходства насекомых, узнавать изученных животных на рисунках и картинках. Уметь сравнивать и распознавать изученных насекомых

Лабораторная работа №4

«Изучение представителей отряда насекомых»

17

Отряды насекомых: таракановы, прямокрылые, уховертки, поденки

Знать общую характеристику и способы размножения представителей отрядов. Их роль  в природе и жизни человека.

Самост. работа

18

19

Отряды насекомых: стрекозы, бабочки, равнокрылые, двукрылые, блохи

Расширить знания об отрядах насекомых. Знать характерные особенности, их значение в природе и жизни человека.

Уметь распознавать изученных насекомых

Тестовая работа

Самост. работа

20

Отряды насекомых: перепончатокрылые

Знать общую характеристику отряда, строение, их роль в природе

21

Контрольная работа №2

 по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»

Обобщить и систематизировать знания учащихся о многообразии многоклеточных беспозвоночных животных.

Уметь объяснить их приспособленность к окружающей среде. Значение в природе и жизни человека.

Зачет

22

Тип Хордовые

Подтипы: бесчерепные, черепные, позвоночные

Знать общую характеристику . Раскрыть особенности строения  хордовых на примере ланцетника.

Уметь отличать беспозвоночных и хордовых животных, работать с текстом учебника.

23

Колас рыб.

Хрящевые и костные

Знать особенности внешнего строения рыб в связи со средой обитания

Формировать умение наблюдать за живыми животными, уметь работать с рисунками и текстом учебника.

Лабораторная работа №5

«Внешнее строение и передвижение рыб»

24

Класс хрящевые рыбы

Отряды:

Акулы, скаты, химерообразные

Знать многообразие рыб, черты, их приспособление к жизни в различных условиях водной среды.

Продолжить формирование умений выделять главные признаки в характеристике животных.

25

Костные рыбы:

Отряды осетровых, лососеобразных, окунеобразных

Знать многообразие костных рыб, общую характеристику, особенности строения, их роль в природе и жизни человека.

Уметь выделять главные признаки в характеристике животных, узнавать на таблицах и рисунках изученных рыб.

26

Класс земноводные, амфибии

Знать особенности строения земноводных, их многообразие, приспособленность к среде обитания

Уметь распознавать изученные виды земноводных в природе, на рисунках и таблицах

27

Класс пресмыкающиеся или рептилии

Знать особенности внешнего строения пресмыкающихся связанные с наземным образом жизни показать черты их сходства, усложнение

Уметь распознавать изученные виды пресмыкающихся на таблицах и рисунках, сравнивать их с земноводными.

Фронтальный опрос

28

Отряды пресмыкающихся

Знать особенности внешнего строения пресмыкающихся, связанные с наземным образом жизни, показать черты усложнения в их организации

Уметь распознавать изученные виды пресмыкающихся на таблицах рисунках сравнивать их между собой и с земноводными.

Уметь работать с карточками отвечать на вопросы темы.

Самост. работа

29

Класс птиц.

Отряд пингвины

Знать особенности организации птиц, их характеристику в связи с приспособленностью к полету

Уметь сравнивать внутреннее строение птиц и пресмыкающихся; установить взаимосвязь между строением

и функцией органов.

Знать редких и охраняемых птиц своей местности

Лабораторная работа №6

«Изучение внешнего строения птиц»

30

Отряды птиц: страусообразные, гусеобразные, казуарообразные , нандуобразные

Знать среду обитания птиц и приспособленность птиц к ней. Показать, что в ходе эволюции у птиц разных видов выработались сходные приспособления к выживанию в сходных местах обитания. Их роль в природе и жизни человека.

Уметь работать с текстом, делит его на смысловые части, выделять главную мысль абзаца.

31

Отряды птиц:

Древесные совы, хищные,

куриные

Знать особенности данного отряда, их места обитания и образ жизни

Уметь распознавать птиц данного отряда на таблицах и рисунках

32

Отряды птиц: воробьинообразные, голенастые

33

Контрольная работа № 3 по теме: «Пресмыкающиеся и птицы»

Контроль. работа

34

Класс млекопитающие или звери

Отряды сумчатые, насекомоядные, рукокрылые

Знать особенности внешнего строения млекопитающих, в связи со средой обитания;  особенности поведения млекопитающих, как наиболее высокоорганизованных животных.

Формировать умение работать с учебником. Уметь распознавать представителей отрядов на таблицах, картинках, показать их биологические особенности.

35

Отряды млекопитающих:

китообразные,

ластногие

хоботные

хищные

Познакомить уч-ся с этими отрядами. Знать особенности их строения, показать приспособленность к среде обитания. Значение в природе и жизни человека.

Уметь работать с дополнительной научной литературой

36

Отряды млекопитающих:

грызуны,

зайцеобразные

Расширить знания о многообразии млекопитающих, показать черты приспособленности грызунов и зайцеобразных животных.

Уметь устанавливать родство млекопитающих и пресмыкающихся. Выяснить происхождение млекопитающих.

Урок-конференция

37

Отряды млекопитающих: парнокопытные

Непарнокопытные

Знать особенности строения представителей этих отрядов, показать их приспособленность к среде обитания, значение в природе и жизни человека.

Уметь делать выводы о приспособленности животных к среде обитания, их развитие обитания. Воспитательный интерес к природе с дополнительной литературой.

38

Отряды млекопитающих. Приматы

Раскрыть особенности строения Приматов как высокоразвитых млекопитающих

39

Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»

Обобщить знания о многообразии сред обитания млекопитающих, экологических группах, в которые они объединяются, о характерных особенностях строения, жизнедеятельности.

Уметь устанавливать взаимосвязь

Контроль. работа

Тема 2. Строение, индивидуальное развитии.  Эволюция.

40

Покровы тела

Сформировать у учащихся представления об эволюции покровов тела животных показать их усложнение, появление новых функций.

Уметь устанавливать взаимосвязь строения покровов тел с уровнем организации животных.

41

Опорно-двигательная система

Знать строение и функции опорно-двигательной системы у разных групп животных, знать направление эволюции опорно-двигательной системы

Уметь устанавливать взаимосвязь ОПС с уровнем организации животных

42

Способы передвижения животных.

Полости тела.

Знать основные типы движения животных, показать эволюционное направление в изменении способов движения, сформировать представление о полости тела, ее видах и значении

Уметь объяснять эволюционное направление в изменении типов полостей тела животных.

43

Органы дыхания и газообмена

Знать особенности дыхательных структур и типов газообмена у разных групп животных, показать эволюционное направление в изменении дыхательных структур и типов

Уметь объяснять эволюционное направление в изменении типов газообмена животных

Лабораторная работа №7

«Наблюдение за способами дыхания животных».

44

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

Сформировать у учащихся понятие об обмене веществ и энергии, о питании, пищеварении. Знать особенности строения органов пищеварения различных групп животных.

Уметь устанавливать взаимосвязь с роения органов пищеварения и обмена веществ.

Лабораторная работа №8

«Наблюдение за особенностями питания животных».

45

Кровеносная система. Кровь.

Знать особенности строения кровеносной системы  у животных разных групп с составом крови, значение крови и кровообращение. Сформировать представление об эволюционном изменении органов кровообращения

Уметь устанавливать взаимосвязь строения органов кровеносной системы и органов дыхания.

Биологический диктант

46

Органы выделения

Знать особенности строения выделительной системы у разных групп животных. Значение выделения.

Формировать понятия об обмене веществ и энергии.

47

Нервная система. Рефлекс. Инстинкт

Знать особенности строения нервной системы у разных групп животных, что основным элементом нервной системы служит нервная клетка, основа ее функционирования – рефлекс.

Сформировать представление об эволюционном изменении нервной системы.

Лабораторная работа №9 «Изучение ответной реакции на раздражение».

48

Органы чувств. Регуляция организма

Знать особенности строения органов чувств животных из разных групп, сформировать представление об эволюции органов чувств.

Уметь показать зависимость развития органов чувств от развития нервной системы животных.

49

Продления рода

Сформировать понятие о воспроизводстве, как основном свойстве живой системы.

50

Органы размножения: способы размножения; оплодотворение животных.

Знать особенности размножении и индивидуального развития животных разных групп, дать представление об оплодотворении, его видах

Уметь объяснить биологическую роль способов размножения. Сформировать представление об эволюции органов размножения животных.

Фронтальный опрос

51

Развитие животных с превращением и без превращения

Дать представление об индивидуальном  развитии; познакомить с развитием  животных с превращениями и без превращения. Сформировать понятие о метаморфозе.

Уметь показывать приспособительную роль метаморфоза в жизни животного.

Лабораторная работа №10

«Изучение стадий развития животных и определение их возраста».

Урок-конференция

52

Периодизация и продолжительность жизни животных.

Знать периоды онтогенеза.

Решение задач

53

Контрольная работа№4

 по теме «Эволюция строения и функции органов и их систем»

Систематизировать и  обобщить знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности, индивидуального развития Животных для доказательства историч. развития животного мира, его эволюции.

Уметь сравнивать, делать сравнительный анализ по изученным характеристикам животных.

Тема 3. Развитие и закономерности размещения животных на земле.

54

Доказательства эволюции животных

Знать строение современных и некоторых ископаемых животных раскрыть их роль в эволюции живого мира.

Фронтальный опрос

55

Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира.

Раскрыть понятие о наследственности, изменчивости и естественном отборе, как факторах эволюции.

Уметь объяснить причины эволюции животного мира

Фронтальный опрос

56

Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции.

Обобщить и систематизировать знания о родстве и происхождении животных основных типов и классов.

Уметь показать прогрессивное развитие животного мира.

Урок-лекция

57

Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных

Сформировать знания учащихся об ареалах обитания, миграциях. Показать, что размещение животных носит приспособительный характер.

Уметь объяснить закономерности размещения животных в ареале.

Самост. работа с учебником §52

58

Обобщение  знаний по теме «Закономерности развитие и размещение животных на земле».

Тема 4. Биоценозы

59

Естественные и искусственные биоценозы

Сформировать знания у учащихся о видах биоценозах, их значении для человека и для животных

Уметь объяснить  влияние биотических, антропогенных факторов на адаптацию организмов.

Знать характеристику сред обитания.

60

Факторы среды и их влияние на биоценозы

Сформировать и учащихся знания о многообразии экологических факторов, влияющих на живые организмы в разных средах обитания.

Уметь объяснять влияние факторов окружающее среды на адаптацию организмов

61

Цепи питания.

Поток энергии

Знать состав пищевых цепей и их роль и сообществе.

62

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу

Сформировать у учащихся  знания о разнообразии типов экологических взаимодействий и их характерных признаках.

Уметь показывать на конкретных примерах формы взаимоотношений существующих в природе.

Заполнить тематическую карту. Стр. 11

63

Экскурсия «Изучение взаимосвязей животных с другими компонентами биоценоза»

Знать связи животных с другими компонентами биоценоза

 

64

Обобщение знаний по  теме « Биоценозы, животный мир и хозяйственная деятельность человека», « Закономерности размещения  животных на Земле».

Сформировать у учащихся знания о влиянии хозяйственной деятельности на окружающую среду, животный мир. Показать основные закономерности размещения животных.

Тема 5. Животный мир и хозяйственная деятельность человека.

65

Взаимодействие человека и его деятельность на животных.

Знать плюсы и минусы влияния человека на животных

Заботится и охранять животных.

Одомашнивание животных

Расширить знания о с/х животных, о научных основах с/х  производства. Познакомить  с задачами по  удовлетворению в продуктах.

66

Законы России об охране животного мира.

Охрана и рациональное использование животного мира

Познакомить учащихся с основными законами и декларирующими их документами об охране животного мира с системой мониторинга.

Уметь показывать прогрессивное развитие животного мира.

Обобщить и систематизировать знания о родстве и происхождении животных основных типов и классов.

Подготовить доклад

67

Экскурсия «Изучение многообразия птиц»

68

Экскурсия «Посещение с/х и домашних животных»

Доклад по теме

69

Годовая контрольная работа

70

Заключительный урок.

Летнее задание

 №1 «Черви»

№2 «Многоклеточные беспозвоночные животные» 

№ 3  «Пресмыкающиеся и птицы»

№4 «Эволюция строения и функции органов и их систем» 

№5  « Биоценозы, животный мир и хозяйственная деятельность человека»,

 « Закономерности размещения  животных на Земле».

№6 Годовая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по биологии 6 класс «Биология. Линия жизни».

Календарно-тематическое планирование составлено в полном соответствии Программы  основного общего образования по биологии  для 6 – 9 классов общеобразовательных учреждений...

Колендарно - тематическое планирование. Модифицированная программа.

Оздоровительная гимнастика с элементами подвижных игор для детей 8-10 лет. Программа расчитана на 1 год....

Колендарно-тематическое планирование

Раочая программа по родной литературе в 5 классе...

Календарно-тематическое планирование 2-4 классс

Календарно-тематическое планирование 2-4 классс...

Календарно-тематическое планирование 5-8 классс

Календарно-тематическое планирование 5-8 классс...