программа элективного курса "Лекарства с грядки" для учащихся 9 класса
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Данный курс поможет учащимся научиться использовать культурные растения, произрастающие на приусадебном участке с лечебной целью; познакомить с правилами сбора, заготовки и хранения лекарственных растений, их применением и дозировкой в домашних условиях.
Программа позволяет раскрыть лечебное действие некоторых растении, произрастающих в саду и огороде.
Данная программа носит исследовательский характер, так как знакомит учащихся с исследовательскими методами при работе с различными источниками информации, при проведении химического анализа.
В данной программе изучается использование в качестве лекарственного сырья садово-огородных растений, произрастающих на территории Краснодарского края.
В начале изучения каждого раздела учащимся предлагаются темы исследовательских работ, над которыми они работают во время изучения данного раздела, работы учащихся рассматриваются на заседании «круглого стола».
Структура программы отражает основное содержание курса и рассчитана на 17 часов. В ней предусмотрены самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, практические работы, экскурсии, встречи с медработниками, фармацевтами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekarstva_s_gryadki.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное муниципальное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Районный информационно-методический центр» Курганинского района Краснодарского края
Авторская программа элективного курса
«Лекарства с грядки»
для учащихся 9 класса
Класс 9____
Учитель Сердюкова Марина Анатольевна
Эксперты _____________________________________
Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.
_________________________________________
Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.
__________________________________
Специальность по диплому, должность, подпись, Ф.И.О.
Курганинск – 2009г.
Авторская программа элективного курса
«Лекарства с грядки».
Пояснительная записка.
Древнерусские лекари говорили «На всякую болезнь зелье вырастает». Многие из растений человек с давних пор использует не только с учетом их пищевых свойств, но и лечебных. Но большинство садовых и огородных растений используется лишь как продукты питания. Между тем, зная лекарственные свойства культурных растений, можно избежать применения синтетических лекарственных препаратов, некоторые из которых обладают серьезными побочными эффектами. Лечение же растениями в большинстве случаев безвредно.
Данный курс поможет учащимся научиться использовать культурные растения, произрастающие на приусадебном участке с лечебной целью; познакомить с правилами сбора, заготовки и хранения лекарственных растений, их применением и дозировкой в домашних условиях.
Программа позволяет раскрыть лечебное действие некоторых растении, произрастающих в саду и огороде.
Данная программа носит исследовательский характер, так как знакомит учащихся с исследовательскими методами при работе с различными источниками информации, при проведении химического анализа.
В данной программе изучается использование в качестве лекарственного сырья садово-огородных растений, произрастающих на территории Краснодарского края.
В начале изучения каждого раздела учащимся предлагаются темы исследовательских работ, над которыми они работают во время изучения данного раздела, работы учащихся рассматриваются на заседании «круглого стола».
Структура программы отражает основное содержание курса и рассчитана на 17 часов. В ней предусмотрены самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, практические работы, экскурсии, встречи с медработниками, фармацевтами.
Цель курса:
Ознакомить учащихся с химическим составом, фармакологически- активными веществами, содержащимися в растениях; проиллюстрировать лечебный эффект овощных, плодовых и ягодных культур, выращиваемых на приусадебном участке и используемых в питании человека, закрепить навыки самостоятельной работы с различными источниками информации; ознакомить с основами исследовательских методов при проведении анализа химического состава растительного сырья; формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью.
Задачи курса:
- изучить основные компоненты лекарственных растений, их влияние на организм человека
- познакомить учащихся с правилами и сроками сбора лекарственного сырья
- рассмотреть лечебное действие наиболее распространенных в данной местности лекарственных растений
- научить учащихся заготавливать лекарственное сырье, правильно хранить его и использовать в домашних условиях
- формировать навыки учащихся работать в группах
- использовать различные источники информации при подготовке к занятиям
Критерии оценки:
Деятельность учащихся оценивается в соответствии с задачами курса и в зависимости от их участия в исследовательской и практической деятельности по пятибалльной системе (без выставления отрицательных отметок).
Содержание программы курса
«Лекарства с грядки» - 34 часа
I Раздел Химический состав и фармакологически активные вещества,
содержащиеся в растениях- 4 ч.
Основные компоненты лекарственных растений; алкалоиды, гликозиды, витамины, фитонциды, органические кислоты, эфирные масла, сахара, крахмал, минеральные вещества.
II Раздел Правила сбора, заготовки, хранения, применения и дозировки
лекарственных растений- 4 ч.
Правила и сроки сбора лекарственного сырья (различных частей растений); хранение и использование лекарственных растений в виде настоев, отваров, настоек, экстрактов, соков, порошков, мазей, паст.
III Раздел Садовые деревья и кустарники- 8 ч.
Использование в лечебных целях наиболее распространенных в данной местности садовых деревьев и кустарников.
IV Раздел Овощные и ягодные растения- 12 ч.
Лечебное действие некоторых лечебных видов и сортов овощных и ягодных культур
V Раздел Сорняки- 6 ч.
Использование в качестве лекарственного сырья сорных растений данного региона; календарь сбора садовых и огородных растений.
Календарно-тематическое планирование курса
№ п.п. | Дата проведения | Тема занятия | Форма проведения | Форма контроля | Использование современных ИКТ | |
План. | Факт. | |||||
I Раздел : Химический состав и фармакологически активные вещества, содержащиеся в растениях –4 часа | ||||||
1 | Химический состав растений: алкалоиды, гликозиды. | Лекция | ||||
2 | Витамины - их характеристика, биологическая роль. | Лекция с элементами беседы | Использование мультимедийного проектора | |||
3 | Практическое занятие «Обнаружение некоторых биологически активных веществ в растительном сырье». | Практическое занятие | Отчет учащихся | |||
4 | Итоговое занятие по теме «Химический состав и фармакологически активные вещества, содержащиеся в растениях» | Конференция | Презентация проектов | Использование интерактивной доски | ||
II Раздел: Правила сбора, заготовки, хранения, применения и дозировки лекарственных растений- 4ч. | ||||||
5 | Сроки и правила заготовки лекарственного сырья. | Лекция с элементами беседы | Конспект | Использование мультимедийного проектора | ||
6 | Практическое занятие «Заготовка лекарственного сырья». | Практическое занятие | Отчет учащихся | |||
7 | Применение лекарственных растений в домашних условиях. | Лекция школьного врача | Конспект | Использование интерактивной доски | ||
8 | Дозировка лекарственных растений в домашних условиях. | Лекция школьного врача | Конспект | |||
III Раздел: Садовые деревья и кустарники- 8 ч. | ||||||
9 | Использование в лечебных целях плодовых деревьев: арония, яблоня, вишня и другие культуры. | Групповая работа | Отчет, доклад | Использование мультимедийного проектора | ||
10 | Облепиха, рябина, сирень – лечебный эффект их использования. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование мультимедийного проектора | ||
11 | Калина, малина, смородина - в борьбе с гриппом и простудой. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование мультимедийного проектора | ||
12 | Шиповник, крыжовник – кладезь витаминов. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование мультимедийного проектора | ||
13 | Практическое занятие «Приготовление и лечебные свойства яблочного сока». | Практическое занятие | Отчет учащихся | |||
14 | Полезные свойства «птичьей ягоды» - ирга. | Групповая работа | Отчет, доклад | |||
15 | Презентация работ по теме «Садовые деревья и кустарники» | Конференция | Презентация работ | Использование интерактивной доски | ||
16 | Защита творческих работ по теме «Лечебные свойства фруктовых деревьев и кустарников». | Пресс – конференция | Презентация проектов | Использование интерактивной доски | ||
IV Раздел: Овощные и ягодные растения- 12 ч. | ||||||
17 | Овощи на столе – здоровье в семье. | Лекция | Конспект | Использование мультимедийного проектора | ||
18 | Правильное питание – залог здоровья. | Лекция школьного врача | Конспект | |||
19 | Лук – от семи недуг. | Обучение в парах | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
20 | Чеснок – одно из самых удивительных растений. | Обучение в парах | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
21 | Пряная зелень – на защите здоровья. | Обучение в парах | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
22 | Ягодные растения – вкусное лекарство. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
23 | Земляника – одно из наиболее любимых ягодных растений. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
24 | Целебные свойства натуральных соков и фиточая. | Практическое занятие (приготовление травяного сбора для фиточая) | Отчет | Использование интерактивной доски | ||
25 | Лечебные свойства морковного сока. | Лекция с элементами беседы | Конспект | Использование интерактивной доски | ||
26 | Лечебная ценность тыквенного сока. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
27 | Презентация работ по теме «Овощные и ягодные растения» | Конференция | Презентация работ | Использование интерактивной доски | ||
28 | Защита творческих проектов по теме «Влияние полезных свойств овощей и ягод на здоровье». | Конференция | Презентация проектов | Использование интерактивной доски | ||
V Раздел: Сорняки- 6 ч. | ||||||
29 | Сорные лекарственные растения, их лечебные свойства. | Лекция с элементами беседы | Конспект | |||
30 | Использование в лечебных целях мать-и-мачехи, подорожника, крапивы. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
31 | Одуванчик – отличное лекарство при кожных заболеваниях. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
32 | Использование тысячелистника в кулинарии. | Обучение в сотрудничестве | Отчет, доклад | Использование интерактивной доски | ||
33 | Календарь сбора садовых и огородных растений. | Лекция фармацевта | Конспект | |||
34 | Итоговое занятие: заседание «круглого стола». | Круглый стол | Презентация творческих работ | Использование интерактивной доски |
Тематическое распределение часов
№ | Раздел | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Химический состав и фармакологически активные вещества, содержащиеся в растениях | 4 | 4 |
2 | Правила сбора, заготовки, хранения, применения и дозировки лекарственных растений | 4 | 4 |
3 | Садовые деревья и кустарники | 8 | 8 |
4 | Овощные и ягодные растения | 12 | 12 |
5 | Сорняки | 6 | 6 |
Итого | 34 | 34 |
Список используемой литературы
- В.В. Абрамович « Кладовые витаминов». М., 1982г.
- Н.Н. Алеутский. «Лекарственные растения на вашем огороде».
- Архангельск, 1990 г.
- В.И. Буренин. «Овощные культуры». Л., 1980 г.
- М.С. Ипполитов «Антимикробное и лечебное действие лука». Природа №9 1981г.
- С. В. Краснокутская «Приготовление соков в домашних условиях». М.,1967г.
- Мацку Я., Крейча И. «Атлас лекарственных растений» (перевод со словацкого). Братислава, 1980 г.
- А.П. Попов. «Лекарственные растения в народной медицине». Кемерово, 1974 г.
- А.Я. Сктеревский. «Целебные свойства пищевых растений». М., 1972 г.
- Шененбергер В. « Соки растений – источники здоровья» (перевод с немецкого). М., 1975г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса «Исследовательская деятельность учащихся» для 7 - 9 класса
Данный элективный курс предназначен для учащихся 7 - 9-х классов, способных заниматься исследовательской деятельностью. Элективный курс рассчитан на 15 часов. Содержание курса охватывает в...
Программа элективного курса профильной подготовки учащихся 10-11 классов "Занимательная стенография" (34 часа)
«Занимательная стенография» является курсом по выбору учащихся. Данный курс обучения предназначен для школьников, которые хотели бы изучить и отработать на практике методы скоростного письма с ц...
Программа элективного предпрофильного курса для учащихся 9 класса « Customs, traditions and festivals of the United Kingdom»
Элективный курс «Customs, traditions and festivals of the United Kingdom» «В Соединенном Королевстве принято так» (об Английских традициях) предназначен для п...
Авторская программа элективного курса " Рукоделие" для учащихся 9 классов
Программа элективного курса «Рукоделие» для учащихся 9 класса - является одним из вариантов курсов, направленных на формирование представлений о характере профессионального труда людей, подготов...
Программа элективного курса «Проценты» для учащихся 10-11 классов
Решение задач на проценты и сплавы из ЕГЭ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса для подготовки учащихся 11 класса к ЕГЭ по биологии
laquo;РЕШЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ» на 2018 - 2019 учебный год...