Рабочая программа по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Аганина Елена Николаевна
Рабочая программа по биологии по программе Пасечник

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma.6_klass_2007-2008.doc110.5 КБ

Предварительный просмотр:

6 класс.

Пояснительная записка.

Программа курса биологии разработана учителем биологии Аганиной Е.Н. на основе федерального компонента государственного стандарта биологии и примерной программы основного общего образования по биологии VI – IX классы, авторы – В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова.

Цели обучения биологии:

  1. - овладение обучающимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
  2. - формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
  3. - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психологического, физического и нравственного здоровья человека;
  4. - установление гармоничных отношений обучающихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

В программе раскрывается общие теоретические вопросы, включенные в содержание по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры : клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, экологические закономерности.

Эти теоретические положения конкретизируются, углубляются при рассмотрении биологического разнообразия организмов всех царств живой природы.

В программе используется функциональный подход при рассмотрении организмов и многообразия органического мира, который позволяет обосновывать необходимость сохранения разнообразия органического мира и защиты окружающей среды.

Обучающиеся впервые узнают о строении клетки, тканях, органов живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов.

Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Обучающиеся получают представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Обучающиеся должны усвоить и применить в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Обучающиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, с\х производства, медицины, здравоохранения.

Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического и санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность.

Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, практической работы. Для понимания сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, проведение опытов. Это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, способность развитию любознательности и интереса к предмету.

При составлении рабочей программы была использована следующая литература:

1. Сборник нормативных документов. Биология. Дрофа. Москва, 2004г.

2. Тематическое планирование уроков биологии в 6 классе. А.А. Калинина. Москва, Вако, 2005г.

3. Учебник «Биология. Растения. Грибы. Бактерии». 6 класс. В.В.Пасечник. Дрофа, 2005 - 2007г.

Раздел

Содержание раздела.

 Компетенции.

Требования к уровню подготовки.

Повышенный уровень.

Система отслеживания.

 1.

 Введение.

  ( 1 час.)

 Биология – наука

о живой природе.

Познакомить обучающихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности.

Дать представление о месте биологии в системе естественных наук.

Показать многообразие растений на земле, их связь с окружающей средой.

 2.

Клеточное строение организма.

( 5 ч.)

 Устройство увеличительных приборов.

Строение, жизнедеятельность, деление и рост клетки.

Ткани.

Познакомить обучающихся с строением клеток, жизнедеятельностью и делением клеток.

Сформировать представление о группах клеток , сходных по строению , функциях и происхождению, т.е. тканях.

Их многообразие.

Называть :

- органоиды клетки;

- функции разных органоидов клеток;

- процессы жизнедеятельности клетки;

-определять ткани и их виды;

-знать функции тканей.

Владеть умениями :

-находить в тексте ответы на вопросы ;

-самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы.

Соблюдать правила бережного отношения к биологическим объектам.

Лабораторная работа №1

“Рассматривание клеток томата. “

Лабораторная работа № 2

“ Рассматривание кожицы чешуи лука.”

Лабораторная работа № 3

“Рассматривание под микроскопом хлоропластов .”

Зачет.

 3.

Царства бактерий и грибов.

( 7 ч.)

 Строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе.

Общая характеристика грибов. Шляпочные, плесневые грибы и грибы - паразиты.

Сформировать представления о строении и жизнедеятельности бактерий, их размножение, распространение в воздухе, почве, воде, живых организмах.

Установить роль бактерий в природе и с\х деятельности.

Познакомить со сведениями о болезнетворных бактериях и определять меры борьбы с ними.

Общая характеристика грибов, их строение, питание, симбиоз грибов с растениями. Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов и их охрана, грибы -паразиты, вызывающие болезни растений, животных, человека.

Характеризовать:

-строение, функции клеток бактерий;

-строение и жизнедеятельность бактериального организма ;

-особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, симбионтов, паразитов.)

- определять организмы бактерий и грибов.

Характеризовать:

-химический состав клеток.

Соблюдать правила:

-профилактики отравления ядовитыми грибами.

Владеть умениями:

- оказания первой помощи при отравлении грибами.

Лабораторная работа № 4

“Изучение строения тел шляпочных  грибов.”

Лабораторная работа № 5

“ Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.”

Тестирование.

 4.

Царства растений.

( 8 ч.)

Водоросли, мхи, папаротники, хвощи и плауны, их значение в природе и жизни человека.

Голосеменные и покрытосеменные растения. Их разнообразие и значение.

Познакомить с основными отделами растений :

-водоросли, строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение, роль водорослей в природе и народном хозяйстве,их охрана;

-мхи, их строение и размножение, образование торфа , его значение;

-папоротники, их строение и размножение, усложнение в процессе эволюции, роль в природе и жизни человека.

-голосеменные. строение. размножение и распространение хвойных, их значение в природе и хозяйстве;

-покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле.

Называть:

-основные систематические категории, признаки вида царств живой природы;

-примеры приспособленности растений к среде обитания.

Определять:

-организмы растений, животных, клетки, органы системы органов растений;

- наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона.

Характеризовать:

-взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем организмов, организма и Среды как основу целостности организма.

Соблюдать правила :

-приготовления микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом ;

-бережного отношения к организмам ;

-поведения в природе.

Лабораторная работа № 6

“Строение зеленых водорослей.”

Лабораторная работа № 7

“Строение мха.”

Лабораторная работа № 8

“Строение спороносящего хвоща.”

Лабораторная работа № 9

“Строение хвои и шишек хвойных.”

Тестирование.

 5.

Строение и многообразие покрытосеменных растений.

 ( 16 ч.)

 Строение семян.

Типы корневых систем, зоны корней и условия их прорастания и видоизменения .

Внешнее и клеточное строение листа, видоизменения листьев.

Строение стебля и побегов.

Строение и разнообразие цветков и плодов.

Соцветия.

Сформировать представления у обучающихся о многообразии покрытосеменных растений;

-познакомить с основными признаками;

-понятие о корне как о вегетативном органе растения;

-о типах корневых систем, особенностях их строения;

-познакомить со строением побега, раскрыть функции частей побега;

-дать представление о клеточном строении листа;

-формировать знания о цветке как о генеративном органе растений;

-познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями.

Знать :

-основные признаки покрытосеменных растений;

-типы корневых систем;

-строение и функции побега;

-разновидность листьев;

-многообразие плодов и семян.

Характеризовать:

-клеточное строение листа;

-основные виды соцветий;

-функции частей побега;

-особенности строения и образования корневых систем.

Определять :

-типы корневых систем;

-наиболее распространенные виды растений.

Лабораторная работа №10

“Строение семян двудольных и однодольных растений.”

Лабораторная работа №11

“Стержневая и мочковатая корневые системы.”

Лабораторная работа №12

“Корневой чехлик и корневые волоски.”

Лабораторная работа №13

“Строение почек.”

Лабораторная работа №14

“Листья простые и сложные.”

Лабораторная работа №15

“ Строение кожицы листа.”

Лабораторная работа №16

“Клеточное строение листа.”

Лабораторная работа №17

“Внутреннее строение ветки дерева.”

Лабораторная работа №18

“Строение клубня.”

Лабораторная работа №19

«Строение луковицы.»

Лабораторная работа №20

“Строение цветка.”

Лабораторная работа №21

“Ознакомление с различными видами соцветий.”

Лабораторная работа №22

“ Классификация плодов.”

Тестирование.

 6.

Жизнь растений.

( 15 ч.)

Химический состав растений.

Минеральное питание .

Дыхание растений.

Фотосинтез.

Способы размножения растений.

Прорастание семян.

Познакомить с химическим составом растений.

Раскрыть основные этапы развития растительного мира:

-возникновение фотосинтеза ;

- дыхание ;

-способы размножения.

Знать:

-химический состав растений ;

-способы размножения;

-питание и газообмен растений.

Владеть умениями :

- излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки .

Лабораторная работа №23

“ Химический состав      растений.”

Лабораторная работа №24

“Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.”

Контрольная работа.

Экскурсия “Зимние явления в жизни растений.”

 7.

Классификация растений.

( 10 ч.)

Систематика растений.

Деление растений на классы и семейства.

Основные признаки покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных.

Сформировать у обучающихся представление о многообразии цветковых растений;

Познакомить с основными признаками групп растений:

-класс Двудольные растения. Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные.

-класс Однодольные растения. Семейства лилейные, злаки.

Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение;

- влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений;

-охрана редких видов растений.

Называть :

-основные систематические категории, признаки вида царств живой природы, отделов, классов и семейств растений.

Определять :

-организмы растений и других представителей царств органического мира. клетки, органы и системы органов растений;

-наиболее распространенные и исчезающие виды растений.

Соблюдать правила :

-наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием человека;

-проведение простейших опытов по изучению растений;

-бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;

-профилактики отравления ядовитыми растениями.

Лабораторная работа №25

“Строение пшеницы.”

Тестирование.

 8.

Природные сообщества.

( 5ч.)

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Характеристика экологических групп растений.

Типы растительных сообществ и взаимосвязи растений в них.

Среда обитания организмов, экологические факторы, их влияние на растения.

-Природные сообщества, роль растений, грибов, бактерий в природном сообществе.

-Взаимосвязи в природном сообществе.

-Значение природных сообществ в жизни человека.

-Охрана растений.

Излагать основное содержание параграфа, использовать рисунки, находить ответы на вопросы в тексте.

Характеризовать:

-среды обитания организмов;

-взаимосвязи в природных сообществах.

Соблюдать правила:

-бережного отношения к организмам;

-поведения в природе.

Лабораторная работа №26

“Особенности строения растений разных экологических групп.”

Экскурсия

“Природные сообщества и человек.”

Самостоятельная работа.

Тестирование.

 9.

Развитие растительного мира.

( 3ч.)

Основные этапы развития растительного мира.

Доказательства исторического развития растений.

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

Охрана растений.

-сформировать представления о многообразии растений и их прохождении на основе доказательства исторического развития растений- ископаемых остатков;

-раскрыть основные этапы в развитии растительного мира;

-показать влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир, необходимость охраны растений.

Называть:

-примеры приспособленности растений к среде обитания.

Обосновывать:

-признаки усложнения строения растений изученных групп, значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека.

Итоговая контрольная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...