Рабочая программа по биологии 6 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.6_klass_2007-2008.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс.
Пояснительная записка.
Программа курса биологии разработана учителем биологии Аганиной Е.Н. на основе федерального компонента государственного стандарта биологии и примерной программы основного общего образования по биологии VI – IX классы, авторы – В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова.
Цели обучения биологии:
- - овладение обучающимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;
- - формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
- - гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психологического, физического и нравственного здоровья человека;
- - установление гармоничных отношений обучающихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
В программе раскрывается общие теоретические вопросы, включенные в содержание по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры : клеточная теория, взаимосвязь строения и функций организма, уровни организации живой природы, экологические закономерности.
Эти теоретические положения конкретизируются, углубляются при рассмотрении биологического разнообразия организмов всех царств живой природы.
В программе используется функциональный подход при рассмотрении организмов и многообразия органического мира, который позволяет обосновывать необходимость сохранения разнообразия органического мира и защиты окружающей среды.
Обучающиеся впервые узнают о строении клетки, тканях, органов живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов.
Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.
Обучающиеся получают представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.
Обучающиеся должны усвоить и применить в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Обучающиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, с\х производства, медицины, здравоохранения.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, физического и санитарно-гигиенического воспитания школьников. Знакомство с красотой Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность.
Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, практической работы. Для понимания сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, проведение опытов. Это дает возможность направленно воздействовать на личность обучающегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, способность развитию любознательности и интереса к предмету.
При составлении рабочей программы была использована следующая литература:
1. Сборник нормативных документов. Биология. Дрофа. Москва, 2004г.
2. Тематическое планирование уроков биологии в 6 классе. А.А. Калинина. Москва, Вако, 2005г.
3. Учебник «Биология. Растения. Грибы. Бактерии». 6 класс. В.В.Пасечник. Дрофа, 2005 - 2007г.
№ | Раздел | Содержание раздела. | Компетенции. | Требования к уровню подготовки. | Повышенный уровень. | Система отслеживания. | |
1. | Введение. ( 1 час.) | Биология – наука о живой природе. | Познакомить обучающихся с правилами поведения в кабинете биологии, с правилами техники безопасности. Дать представление о месте биологии в системе естественных наук. Показать многообразие растений на земле, их связь с окружающей средой. | ||||
2. | Клеточное строение организма. ( 5 ч.) | Устройство увеличительных приборов. Строение, жизнедеятельность, деление и рост клетки. Ткани. | Познакомить обучающихся с строением клеток, жизнедеятельностью и делением клеток. Сформировать представление о группах клеток , сходных по строению , функциях и происхождению, т.е. тканях. Их многообразие. | Называть : - органоиды клетки; - функции разных органоидов клеток; - процессы жизнедеятельности клетки; -определять ткани и их виды; -знать функции тканей. | Владеть умениями : -находить в тексте ответы на вопросы ; -самостоятельно изучать отдельные вопросы школьной программы. Соблюдать правила бережного отношения к биологическим объектам. | Лабораторная работа №1 “Рассматривание клеток томата. “ Лабораторная работа № 2 “ Рассматривание кожицы чешуи лука.” Лабораторная работа № 3 “Рассматривание под микроскопом хлоропластов .” Зачет. | |
3. | Царства бактерий и грибов. ( 7 ч.) | Строение и жизнедеятельность бактерий, их роль в природе. Общая характеристика грибов. Шляпочные, плесневые грибы и грибы - паразиты. | Сформировать представления о строении и жизнедеятельности бактерий, их размножение, распространение в воздухе, почве, воде, живых организмах. Установить роль бактерий в природе и с\х деятельности. Познакомить со сведениями о болезнетворных бактериях и определять меры борьбы с ними. Общая характеристика грибов, их строение, питание, симбиоз грибов с растениями. Съедобные и ядовитые грибы, правила сбора грибов и их охрана, грибы -паразиты, вызывающие болезни растений, животных, человека. | Характеризовать: -строение, функции клеток бактерий; -строение и жизнедеятельность бактериального организма ; -особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, симбионтов, паразитов.) - определять организмы бактерий и грибов. | Характеризовать: -химический состав клеток. Соблюдать правила: -профилактики отравления ядовитыми грибами. Владеть умениями: - оказания первой помощи при отравлении грибами. | Лабораторная работа № 4 “Изучение строения тел шляпочных грибов.” Лабораторная работа № 5 “ Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом.” Тестирование. | |
4. | Царства растений. ( 8 ч.) | Водоросли, мхи, папаротники, хвощи и плауны, их значение в природе и жизни человека. Голосеменные и покрытосеменные растения. Их разнообразие и значение. | Познакомить с основными отделами растений : -водоросли, строение и жизнедеятельность одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение, роль водорослей в природе и народном хозяйстве,их охрана; -мхи, их строение и размножение, образование торфа , его значение; -папоротники, их строение и размножение, усложнение в процессе эволюции, роль в природе и жизни человека. -голосеменные. строение. размножение и распространение хвойных, их значение в природе и хозяйстве; -покрытосеменные, особенности строения и жизнедеятельности покрытосеменных как наиболее высокоорганизованной группы растений, их господство на Земле. | Называть: -основные систематические категории, признаки вида царств живой природы; -примеры приспособленности растений к среде обитания. Определять: -организмы растений, животных, клетки, органы системы органов растений; - наиболее распространенные и исчезающие виды растений своего региона. | Характеризовать: -взаимосвязь строения и функций клеток, органов и систем организмов, организма и Среды как основу целостности организма. Соблюдать правила : -приготовления микропрепаратов и рассматривание их под микроскопом ; -бережного отношения к организмам ; -поведения в природе. | Лабораторная работа № 6 “Строение зеленых водорослей.” Лабораторная работа № 7 “Строение мха.” Лабораторная работа № 8 “Строение спороносящего хвоща.” Лабораторная работа № 9 “Строение хвои и шишек хвойных.” Тестирование. | |
5. | Строение и многообразие покрытосеменных растений. ( 16 ч.) | Строение семян. Типы корневых систем, зоны корней и условия их прорастания и видоизменения . Внешнее и клеточное строение листа, видоизменения листьев. Строение стебля и побегов. Строение и разнообразие цветков и плодов. Соцветия. | Сформировать представления у обучающихся о многообразии покрытосеменных растений; -познакомить с основными признаками; -понятие о корне как о вегетативном органе растения; -о типах корневых систем, особенностях их строения; -познакомить со строением побега, раскрыть функции частей побега; -дать представление о клеточном строении листа; -формировать знания о цветке как о генеративном органе растений; -познакомить с многообразием плодов и семян, их функциями. | Знать : -основные признаки покрытосеменных растений; -типы корневых систем; -строение и функции побега; -разновидность листьев; -многообразие плодов и семян. | Характеризовать: -клеточное строение листа; -основные виды соцветий; -функции частей побега; -особенности строения и образования корневых систем. Определять : -типы корневых систем; -наиболее распространенные виды растений. | Лабораторная работа №10 “Строение семян двудольных и однодольных растений.” Лабораторная работа №11 “Стержневая и мочковатая корневые системы.” Лабораторная работа №12 “Корневой чехлик и корневые волоски.” Лабораторная работа №13 “Строение почек.” Лабораторная работа №14 “Листья простые и сложные.” Лабораторная работа №15 “ Строение кожицы листа.” Лабораторная работа №16 “Клеточное строение листа.” Лабораторная работа №17 “Внутреннее строение ветки дерева.” Лабораторная работа №18 “Строение клубня.” Лабораторная работа №19 «Строение луковицы.» Лабораторная работа №20 “Строение цветка.” Лабораторная работа №21 “Ознакомление с различными видами соцветий.” Лабораторная работа №22 “ Классификация плодов.” Тестирование. | |
6. | Жизнь растений. ( 15 ч.) | Химический состав растений. Минеральное питание . Дыхание растений. Фотосинтез. Способы размножения растений. Прорастание семян. | Познакомить с химическим составом растений. Раскрыть основные этапы развития растительного мира: -возникновение фотосинтеза ; - дыхание ; -способы размножения. | Знать: -химический состав растений ; -способы размножения; -питание и газообмен растений. | Владеть умениями : - излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы, использовать рисунки . | Лабораторная работа №23 “ Химический состав растений.” Лабораторная работа №24 “Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.” Контрольная работа. Экскурсия “Зимние явления в жизни растений.” | |
7. | Классификация растений. ( 10 ч.) | Систематика растений. Деление растений на классы и семейства. Основные признаки покрытосеменных растений, относящихся к различным семействам классов однодольных и двудольных. | Сформировать у обучающихся представление о многообразии цветковых растений; Познакомить с основными признаками групп растений: -класс Двудольные растения. Семейства крестоцветные, розоцветные, бобовые, пасленовые, сложноцветные. -класс Однодольные растения. Семейства лилейные, злаки. Отличительные признаки растений перечисленных семейств, их биологические особенности, народнохозяйственное значение; - влияние деятельности человека на видовое многообразие цветковых растений; -охрана редких видов растений. | Называть : -основные систематические категории, признаки вида царств живой природы, отделов, классов и семейств растений. Определять : -организмы растений и других представителей царств органического мира. клетки, органы и системы органов растений; -наиболее распространенные и исчезающие виды растений. | Соблюдать правила : -наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений, изменениями среды обитания под влиянием человека; -проведение простейших опытов по изучению растений; -бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам; -профилактики отравления ядовитыми растениями. | Лабораторная работа №25 “Строение пшеницы.” Тестирование. | |
8. | Природные сообщества. ( 5ч.) | Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика экологических групп растений. Типы растительных сообществ и взаимосвязи растений в них. | Среда обитания организмов, экологические факторы, их влияние на растения. -Природные сообщества, роль растений, грибов, бактерий в природном сообществе. -Взаимосвязи в природном сообществе. -Значение природных сообществ в жизни человека. -Охрана растений. | Излагать основное содержание параграфа, использовать рисунки, находить ответы на вопросы в тексте. | Характеризовать: -среды обитания организмов; -взаимосвязи в природных сообществах. Соблюдать правила: -бережного отношения к организмам; -поведения в природе. | Лабораторная работа №26 “Особенности строения растений разных экологических групп.” Экскурсия “Природные сообщества и человек.” Самостоятельная работа. Тестирование. | |
9. | Развитие растительного мира. ( 3ч.) | Основные этапы развития растительного мира. Доказательства исторического развития растений. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. | -сформировать представления о многообразии растений и их прохождении на основе доказательства исторического развития растений- ископаемых остатков; -раскрыть основные этапы в развитии растительного мира; -показать влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир, необходимость охраны растений. | Называть: -примеры приспособленности растений к среде обитания. | Обосновывать: -признаки усложнения строения растений изученных групп, значение растений в природе, жизни и хозяйственной деятельности человека. | Итоговая контрольная работа. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...