Авторская учебная программа по курсу «Основы молекулярной биологии, цитологии и генетики»
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему

Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 40

с углубленным изучением отдельных предметов»

муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики

Рассмотрена

на заседании ШМО

учителей естественнонаучного цикла

Руководитель

______ А.Г. Семенов

Протокол № 1 от  29.08.2014 г.                    

           

Согласована:

заместитель директора по УВР

_______ Е.С. Ерошина

30.08.2014 г.                          

                                               

Утверждена:

и.о. директора

МАОУ «СОШ №40» г.Чебоксары

_________ Е.С. Ерошина

                                                                          Приказ № 306 от  30.08. 2014 г.

Авторская рабочая программа

по курсу «Основы молекулярной биологии, цитологии и  генетики»

для 10 класса (профильный уровень,

среднее общее образование)

(3 ступень обучения)

на 2014 - 2015 учебный год

Автор: учитель биологии  первой категории

МАОУ «СОШ №40» г. Чебоксары

Тихонова Елена Валериевна

Количество часов:

в неделю – 2

в год – 68

Чебоксары – 2014

Пояснительная записка

   Среди школ в последние годы одним из самых популярных является естественнонаучный профиль обучения. Данные показывают, что выбор выпускниками профиля подготовки начинает совпадать с реальными запросами экономики на технических специалистов. Объективно виден рост числа выпускников 9 и 11 классов, выбирающих биологию в качестве предмета дальнейшего изучения на профильном уровне. Экзамен выбирают выпускники девятых (предпрофильных) классов, чтобы продолжить обучение в профильных биолого-химических, агротехнологических, естественнонаучных классах. Также данный предмет активно выбирают и абитуриенты, поступающие на естественнонаучные, биологические, медицинские, фармацевтические, экологические, сельскохозяйственные, инженерные факультеты университетов и в педагогические ВУЗы. В связи с этим, очевидно, что данная категория выпускников должна владеть знаниями и умениями, проверяемыми заданиями КИМов ЕГЭ, свободно оперировать биологическими понятиями, отвечать на развернутые вопросы четко в соответствии с выдвигаемыми критериями проверки, а также представлять себе изменения, произошедшие в экзаменационных материалах текущего года, если таковые имеются.

   Как свидетельствуют данные о результатах ЕГЭ по биологии 2014 года, % выполнения задания КИМ в части 1 (А), в котором проверяется уровень освоения основных генетических понятий, рассматриваемых в курсе общей биологии, находится ниже «коридора» ожидаемой решаемости. Также низка доля  участников экзамена, которые правильно ответили на вопросы, касающиеся структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизма и деления клетки, воспроизведения организмов  и генетических закономерностей, также изучаемых в курсе общей биологии. В части 2 (В) все задания повышенного уровня кроме обобщения и систематизации отдельных фактов и явлений требуют знаний о системных процессах и явлениях, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. Анализ показывает, что у выпускников к окончанию обучения не сформированы основные общеучебные умения: сравнение, сопоставление, анализ, умение находить причинно-следственные связи. Задания части 3 (С) требуют развернутого ответа. Выпускники должны показать сформированность основ биологической грамотности и компетентности:

• умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;

• умения применять знания в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать и интегрировать знания, обобщать и формулировать выводы;

• умения решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.

   Результаты свидетельствуют о неумении учащихся работать с информацией предлагаемого текста или рисунка, использовать его для ответа на вопрос. Как отмечают члены предметной комиссии, экзаменуемые приводят недостаточное количество примеров, раскрывают не все позиции задания. Также низок % выпускников, демонстрирующих правильное решение цитологических и генетических задач.

   Таким образом, дидактический анализ результатов освоения программы по биологии выпускниками 2014 года указывает на тот факт, что многие затруднения, с которыми столкнулись выпускники, являются типичными и продолжаются из года в год.

   В связи  с вышеизложенным, встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к единому государственному экзамену, но учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не всегда позволяет глубоко рассмотреть все вопросы разделов молекулярной биологии, цитологии и генетики. Это можно восполнить на элективных занятиях, поэтому данный курс рассчитан на выполнение следующих целей:

  • обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по общей биологии, сформировать и актуализировать умения и навыки решения задач  по молекулярной биологии, цитологии и генетике для успешной сдачи ЕГЭ;
  • повысить качество  биологического образования   на основе  применения современных информационно-коммуникационных технологий;
  • развить  познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе  работы с различными источниками информации;
  • способствовать воспитанию  культуры труда при работе с  цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.

Задачи курса:

  • повторение, закрепление  и углубление знаний по основным разделам школьного  курса общей биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
  • овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • формирование умения   осуществлять    разнообразные виды самостоятельной деятельности;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы  с различными источниками информации;
  • развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью  различных форм тестирования;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
  • воспитание   культуры  труда    при использовании компьютерных технологий, ответственного  отношения  к своему здоровью.

   Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.

Ведущие методы:  

  • словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
  • наглядный (демонстрация   натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов,  анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
  • частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
  • практический (выполнение  генетических и др. задач, доказательство на основе опыта и др.).

Формы обучения:

  • коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
  • групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в  парах  и т.п.);
  • индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).

Формы контроля:

  • текущий контроль (оценка  активности при обсуждении  проблемных вопросов, результатов выполнения   домашних заданий);
  • тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
  • итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов  КИМов)

   Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.

   Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 68 часов в год), он тесно связан с уроками общей биологии, направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций и соответствует требованиям Государственного стандарта биологического образования РФ.

Календарно-тематический план

Урока

Тема урока

Количество часов

Дата проведения урока

Основные свойства живого. Системная организация жизни.

1

Химический состав клетки. Неорганические вещества.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ  (части А, В, С).

1

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ  (части А, В, С).

1

Строение и функции белков.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ  (части А, В, С).

1

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В).

1

Решение задач по молекулярной биологии (часть А, С).

1

Обобщающий урок по разделу: «Молекулярная биология».

1

Контрольная работа по разделу: «Молекулярная биология».

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Цитология как наука. Клеточная теория. Строение клетки.

1

Немембранные органоиды клетки.

1

Мембранные органоиды клетки.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С).

1

Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Особенности строения клеток растений, животных и грибов.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С).

1

Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С).

1

Энергетический обмен в клетке.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В).

1

Решение цитологических задач (часть С).

1

Биосинтез белка.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В).

1

Решение цитологических задач  (часть С).

1

Жизненный цикл клетки. Митоз.

1

Мейоз.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В).

1

Решение цитологических задач (часть С).

1

Цитологические основы размножения споровых растений.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (часть С).

1

Цитологические основы размножения семенных растений.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (часть С).

1

Обобщающий урок по разделу «Цитология».

1

Контрольная работа по разделу «Цитология».

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Основные генетические понятия. Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя.

1

Анализирующее скрещивание.

1

Решение генетических задач (часть А, С).

1

Неполное доминирование.

1

Наследование групп крови.

1

Решение генетических задач (часть А, С).

1

Дигибридное скрещивание. III закон Менделя.

1

Решение генетических задач (часть  А, С).

1

Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

Решение генетических задач (часть А, С).

1

Решение комбинированных генетических задач (часть С).

1

Решение комбинированных генетических задач (часть С).

1

Сцепленное наследование.

1

Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом.

1

Решение генетических задач (часть А, С).

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ по теме: «Наследственность»  (части  А, В, С).

1

Виды изменчивости.

1

Генные, хромосомные и геномные мутации.

1

Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С).

1

Методы изучения генетики человека.

1

Генеалогический метод и анализ родословных.

1

Решение генетических задач (часть С).

Решение заданий КИМ ЕГЭ по теме: «Изменчивость» (части  А, В, С).

1

Обобщающий урок по разделу «Основы генетики».

1

Контрольная работа по разделу «Основы генетики».

1

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.

1

Повторение изученных разделов: «Молекулярная биология», «Цитология», «Основы генетики».

1

Итоговая контрольная работа.

1

Анализ итоговой контрольной работы.

1

Требования к умениям и навыкам

Учащиеся должны знать:

  • Основные понятия молекулярной биологии, цитологии  и генетики;
  • Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
  • Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;

Учащиеся должны уметь:

  • Решать нестандартные  биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
  • Решать расчётные  биологические  задачи с применение знаний по химии и математике;
  • Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
  • Применять знания в новых и измененных ситуациях;
  • Решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
  • Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, интернет-источниками.

Литература для учителя:

  1. Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.
  2. Н.Л.Галеева., «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии» -методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания», 2006.
  3. Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
  4. ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2011.
  5. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
  6. Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.
  7. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272 с.
  8. Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград.: Учитель, 2005. - 148с.
  9. Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. М.: АСТ - Астрель  2002, - 300с.
  10. А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2   частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006
  11. Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
  12. Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн: Юнипресс, 2004.- 192 с.
  13. В.Ю.Крестьянинов,Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике с решениями. Саратов: «Лицей», 1998. – 156 с.
  14. Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике(с решениями).М.: Центр РСПИ,1991.-88 с.
  15. С.Д. Дикарёв Генетика: Сборник задач. М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 112 с.

                                        

Литература для учащихся:

  1. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть. – М.; Просвещение. - 2006. – 303 с.
  2. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень. – М.; Просвещение. – 2014. – 143 с.
  3. О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11.  таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007
  4. Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.
  5. Общая биология. 10-11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.А.

Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

  1. Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов: Лицей, 2005. - 128 с.
  2. Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для  школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004
  3. Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон,  2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.
  4. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.
  5. Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50 с.
  6. Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.

Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ:

  1. ЕГЭ-2013. Биология: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Г.С. Калиновой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
  2. ЕГЭ-2013. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Г.С. Калиновой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
  3. ЕГЭ-2013. Биология: актив-тренинг: решение заданий А, В, С / Под ред. Г.С. Калиновой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
  4. ЕГЭ-2013. Биология: тематический сборник заданий / Под ред. Г.С. Калиновой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
  5. ЕГЭ-2013 Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2012
  6. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова – М.: Интеллект-Центр, 2012.

Интернет-ресурсы:

  1. Сборник задач по генетике с решениями http://www.licey.net/bio/genetics
  2. Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» http://bio.1september.ru
  3. http://www.alleng.ru/edu/bio2.htm
  4. http://4ege.ru/biologi/
  5. http://www.ege2010.ru/biologiya.php
  6. http://www.fipi.ru/
  7. http://www.edu.ru/moodle/
  8. http://www.ucheba.ru/ege/
  9. http://www.egeru.ru/
  10. http://e-ypok.ru/node/116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская учебная программа Элективные курсы по физике для учащихся 11 классов «КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ. КВАНТЫ»

Сегодня массовая школа активно переходит на образование по выбору. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. С этой целью программы...

Учебная программа элективного курса «Основы медицинских знаний» для учащихся 9 классов

Основной задачей подготовки в области защиты от ЧС является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам...

Авторская адаптационная программа элективного курса "Основы медицинских знаний"

Курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Курс направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций....

Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)

Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся  и интеграции физики ,биологии и химии...

Элективный курс по молекулярной биологии, цитологии и генетике 11 класс

Предлагаемый курс раcчитан на 35 часов (1 час в неделю, 1 час резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания  по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций ...

Рабочая программа Элективного курса "Основы молекулярной генетики" 10 класс

Рабочая программа Элективного курса " Основы молекулярной генетики " 10класс....

Рабочая программа Элективный курс "Основы молекулярной генетики" 10 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе  авторской программы «Основы молекулярной генетики» М. К. Нурбеков. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных ...