Авторская учебная программа по курсу «Основы молекулярной биологии, цитологии и генетики»
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Авторская программа Тихоновой Е.В. | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 40
с углубленным изучением отдельных предметов»
муниципального образования города Чебоксары – столицы Чувашской Республики
Рассмотрена на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла Руководитель ______ А.Г. Семенов Протокол № 1 от 29.08.2014 г.
| Согласована: заместитель директора по УВР _______ Е.С. Ерошина 30.08.2014 г.
| Утверждена: и.о. директора МАОУ «СОШ №40» г.Чебоксары _________ Е.С. Ерошина Приказ № 306 от 30.08. 2014 г. |
Авторская рабочая программа
по курсу «Основы молекулярной биологии, цитологии и генетики»
для 10 класса (профильный уровень,
среднее общее образование)
(3 ступень обучения)
на 2014 - 2015 учебный год
Автор: учитель биологии первой категории
МАОУ «СОШ №40» г. Чебоксары
Тихонова Елена Валериевна
Количество часов:
в неделю – 2
в год – 68
Чебоксары – 2014
Пояснительная записка
Среди школ в последние годы одним из самых популярных является естественнонаучный профиль обучения. Данные показывают, что выбор выпускниками профиля подготовки начинает совпадать с реальными запросами экономики на технических специалистов. Объективно виден рост числа выпускников 9 и 11 классов, выбирающих биологию в качестве предмета дальнейшего изучения на профильном уровне. Экзамен выбирают выпускники девятых (предпрофильных) классов, чтобы продолжить обучение в профильных биолого-химических, агротехнологических, естественнонаучных классах. Также данный предмет активно выбирают и абитуриенты, поступающие на естественнонаучные, биологические, медицинские, фармацевтические, экологические, сельскохозяйственные, инженерные факультеты университетов и в педагогические ВУЗы. В связи с этим, очевидно, что данная категория выпускников должна владеть знаниями и умениями, проверяемыми заданиями КИМов ЕГЭ, свободно оперировать биологическими понятиями, отвечать на развернутые вопросы четко в соответствии с выдвигаемыми критериями проверки, а также представлять себе изменения, произошедшие в экзаменационных материалах текущего года, если таковые имеются.
Как свидетельствуют данные о результатах ЕГЭ по биологии 2014 года, % выполнения задания КИМ в части 1 (А), в котором проверяется уровень освоения основных генетических понятий, рассматриваемых в курсе общей биологии, находится ниже «коридора» ожидаемой решаемости. Также низка доля участников экзамена, которые правильно ответили на вопросы, касающиеся структурно-функциональной и химической организации клетки, метаболизма и деления клетки, воспроизведения организмов и генетических закономерностей, также изучаемых в курсе общей биологии. В части 2 (В) все задания повышенного уровня кроме обобщения и систематизации отдельных фактов и явлений требуют знаний о системных процессах и явлениях, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. Анализ показывает, что у выпускников к окончанию обучения не сформированы основные общеучебные умения: сравнение, сопоставление, анализ, умение находить причинно-следственные связи. Задания части 3 (С) требуют развернутого ответа. Выпускники должны показать сформированность основ биологической грамотности и компетентности:
• умения самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, грамотно формулировать свой ответ;
• умения применять знания в новой ситуации, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, систематизировать и интегрировать знания, обобщать и формулировать выводы;
• умения решать биологические задачи, оценивать и прогнозировать биологические процессы, применять теоретические знания на практике.
Результаты свидетельствуют о неумении учащихся работать с информацией предлагаемого текста или рисунка, использовать его для ответа на вопрос. Как отмечают члены предметной комиссии, экзаменуемые приводят недостаточное количество примеров, раскрывают не все позиции задания. Также низок % выпускников, демонстрирующих правильное решение цитологических и генетических задач.
Таким образом, дидактический анализ результатов освоения программы по биологии выпускниками 2014 года указывает на тот факт, что многие затруднения, с которыми столкнулись выпускники, являются типичными и продолжаются из года в год.
В связи с вышеизложенным, встает необходимость более качественной подготовки обучающихся к единому государственному экзамену, но учебное время, отведённое на изучение общей биологии, не всегда позволяет глубоко рассмотреть все вопросы разделов молекулярной биологии, цитологии и генетики. Это можно восполнить на элективных занятиях, поэтому данный курс рассчитан на выполнение следующих целей:
- обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по общей биологии, сформировать и актуализировать умения и навыки решения задач по молекулярной биологии, цитологии и генетике для успешной сдачи ЕГЭ;
- повысить качество биологического образования на основе применения современных информационно-коммуникационных технологий;
- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся в процессе работы с различными источниками информации;
- способствовать воспитанию культуры труда при работе с цифровыми образовательными ресурсами, позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей.
Задачи курса:
- повторение, закрепление и углубление знаний по основным разделам школьного курса общей биологии с помощью различных цифровых образовательных ресурсов;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий, находить и анализировать информацию о живых объектах;
- формирование умения осуществлять разнообразные виды самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения биологии, в ходе работы с различными источниками информации;
- развитие самоконтроля и самооценки знаний с помощью различных форм тестирования;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе;
- воспитание культуры труда при использовании компьютерных технологий, ответственного отношения к своему здоровью.
Концепция программы курса заключается в том, что её разработка связана с разработкой системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах и направлено на реализацию личностно - ориентированного процесса, при котором максимально учитываются интересы, склонности и способности старшеклассников. Основной акцент курса ставится не на приоритете содержания, а на приоритете освоения учащимися способов действий, не нанося ущерб самому содержанию, т.е. развитию предметных и межпредметных компетенций, что находит отражение в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ.
Ведущие методы:
- словесный (лекция, объяснение алгоритмов решения заданий, беседа, дискуссия);
- наглядный (демонстрация натуральных объектов, презентаций уроков, видеофильмов, анимаций, 3D моделей, фотографий, таблиц, схем в цифровом формате);
- частично-поисковый, поисковый, проблемный (обсуждение путей решения проблемной задачи);
- практический (выполнение генетических и др. задач, доказательство на основе опыта и др.).
Формы обучения:
- коллективные (лекция, беседа, дискуссия, мозговой штурм, объяснение и т.п.);
- групповые (обсуждение проблемы в группах, решение задач в парах и т.п.);
- индивидуальные (индивидуальная консультация, тестирование и др).
Формы контроля:
- текущий контроль (оценка активности при обсуждении проблемных вопросов, результатов выполнения домашних заданий);
- тематический контроль (оценка результатов тематического тестирования);
- итоговый контроль (оценка результатов выполнения различных вариантов КИМов)
Оценка работ проводится по 5-ти балльной шкале с учетом объема, качества и уровня сложности выполненных работ.
Предлагаемый курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю, 68 часов в год), он тесно связан с уроками общей биологии, направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций и соответствует требованиям Государственного стандарта биологического образования РФ.
№ Урока | Тема урока | Количество часов | Дата проведения урока |
Основные свойства живого. Системная организация жизни. | 1 | ||
Химический состав клетки. Неорганические вещества. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С). | 1 | ||
Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | ||
Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С). | 1 | ||
Строение и функции белков. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С). | 1 | ||
Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В). | 1 | ||
Решение задач по молекулярной биологии (часть А, С). | 1 | ||
Обобщающий урок по разделу: «Молекулярная биология». | 1 | ||
Контрольная работа по разделу: «Молекулярная биология». | 1 | ||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||
Цитология как наука. Клеточная теория. Строение клетки. | 1 | ||
Немембранные органоиды клетки. | 1 | ||
Мембранные органоиды клетки. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С). | 1 | ||
Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Особенности строения клеток растений, животных и грибов. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С). | 1 | ||
Автотрофное питание. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С). | 1 | ||
Энергетический обмен в клетке. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В). | 1 | ||
Решение цитологических задач (часть С). | 1 | ||
Биосинтез белка. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В). | 1 | ||
Решение цитологических задач (часть С). | 1 | ||
Жизненный цикл клетки. Митоз. | 1 | ||
Мейоз. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В). | 1 | ||
Решение цитологических задач (часть С). | 1 | ||
Цитологические основы размножения споровых растений. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (часть С). | 1 | ||
Цитологические основы размножения семенных растений. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (часть С). | 1 | ||
Обобщающий урок по разделу «Цитология». | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Цитология». | 1 | ||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||
Основные генетические понятия. Моногибридное скрещивание. I и II законы Менделя. | 1 | ||
Анализирующее скрещивание. | 1 | ||
Решение генетических задач (часть А, С). | 1 | ||
Неполное доминирование. | 1 | ||
Наследование групп крови. | 1 | ||
Решение генетических задач (часть А, С). | 1 | ||
Дигибридное скрещивание. III закон Менделя. | 1 | ||
Решение генетических задач (часть А, С). | 1 | ||
Наследование признаков, сцепленных с полом. | 1 | ||
Решение генетических задач (часть А, С). | 1 | ||
Решение комбинированных генетических задач (часть С). | 1 | ||
Решение комбинированных генетических задач (часть С). | 1 | ||
Сцепленное наследование. | 1 | ||
Нарушение сцепления. Перекрёст хромосом. | 1 | ||
Решение генетических задач (часть А, С). | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ по теме: «Наследственность» (части А, В, С). | 1 | ||
Виды изменчивости. | 1 | ||
Генные, хромосомные и геномные мутации. | 1 | ||
Решение заданий КИМ ЕГЭ (части А, В, С). | 1 | ||
Методы изучения генетики человека. | 1 | ||
Генеалогический метод и анализ родословных. | 1 | ||
Решение генетических задач (часть С). | |||
Решение заданий КИМ ЕГЭ по теме: «Изменчивость» (части А, В, С). | 1 | ||
Обобщающий урок по разделу «Основы генетики». | 1 | ||
Контрольная работа по разделу «Основы генетики». | 1 | ||
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. | 1 | ||
Повторение изученных разделов: «Молекулярная биология», «Цитология», «Основы генетики». | 1 | ||
Итоговая контрольная работа. | 1 | ||
Анализ итоговой контрольной работы. | 1 |
Требования к умениям и навыкам
Учащиеся должны знать:
- Основные понятия молекулярной биологии, цитологии и генетики;
- Алгоритмы решения задач, не входящие в обязательный минимум образования (базового и повышенного уровня сложности);
- Оформление задач на Едином Государственном экзамене по биологии;
Учащиеся должны уметь:
- Решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения;
- Решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике;
- Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания;
- Применять знания в новых и измененных ситуациях;
- Решать биологические задачи разных уровней сложности, соответствующие требованиям ВУЗов естественно-научного профиля;
- Пользоваться различными пособиями, справочной литературой, интернет-источниками.
Литература для учителя:
- Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Иванова Н.П., Фридман М.В., Фуралев В.А., Чуб В.В. Методическое пособие к учебнику “Общая биология” - М.: МИРОС, 2000. – 93с.
- Н.Л.Галеева., «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии» -методическое пособие для учителя, Москва: «5 за знания», 2006.
- Дмитриева Т.А., Суматохин С.В., Гуленков С.И., Медведева А.А. Биология. Человек. Общая биология. Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002. – 144с.
- ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Лернер. – М.: Эксмо, 2011.
- Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер – М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
- Петунин О.В. Элективные курсы. Их место и роль в биологическом образовании.// “Биология в школе”. – 2004. - №7.
- Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии. М.: Издательский центр “Академия”, 2003. – 272 с.
- Высоцкая М.В. Тренировочные задачи. Волгоград.: Учитель, 2005. - 148с.
- Кучменко В.С., Пасечник В.В. Биология. Школьная олимпиада. М.: АСТ - Астрель 2002, - 300с.
- А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2 частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006
- Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.: Дрофа, 1999. – 224 с.
- Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн: Юнипресс, 2004.- 192 с.
- В.Ю.Крестьянинов,Г.Б.Вайнер Сборник задач по генетике с решениями. Саратов: «Лицей», 1998. – 156 с.
- Б.Х.Соколовская. 120 задач по генетике(с решениями).М.: Центр РСПИ,1991.-88 с.
- С.Д. Дикарёв Генетика: Сборник задач. М.: Издательство «Первое сентября», 2002. – 112 с.
Литература для учащихся:
- П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; 1 часть. – М.; Просвещение. - 2006. – 303 с.
- Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень. – М.; Просвещение. – 2014. – 143 с.
- О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11. таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007
- Рувинский А.О., Высоцкая Л.В., Глаголев С.М. Общая биология: Учебник для 10-11 классов школ с углубленным изучением биологии. – М.: Просвещение, 1993. – 544с.
- Общая биология. 10-11 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений / А.А.
Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.
- Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов: Лицей, 2005. - 128 с.
- Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004
- Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон, 2005. - 128 с. М: Дрофа, 2005. - 240 с.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология. Справочное пособие для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 816с.
- Киреева Н.М. Биология для поступающих в ВУЗы. Способы решения задач по генетике. – Волгоград: Учитель, 2003. – 50 с.
- Петросова Р.А. Основы генетики. Темы школьного курса. – М.: Дрофа, 2004. – 96с.
Перечень учебных пособий, разработанных с участием ФИПИ:
- ЕГЭ-2013. Биология: типовые экзаменационные варианты: 10 вариантов / Под ред. Г.С. Калиновой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / Под ред. Г.С. Калиновой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013. Биология: актив-тренинг: решение заданий А, В, С / Под ред. Г.С. Калиновой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013. Биология: тематический сборник заданий / Под ред. Г.С. Калиновой. — М.: Издательство «Национальное образование», 2012. — (ЕГЭ-2013. ФИПИ-школе)
- ЕГЭ-2013 Биология / ФИПИ авторы-составители: Е.А.Никишова, С.П. Шаталова – М.: Астрель, 2012
- Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: Г.С. Калинова, Е.А. Никишова, Р.А. Петросова – М.: Интеллект-Центр, 2012.
Интернет-ресурсы:
- Сборник задач по генетике с решениями http://www.licey.net/bio/genetics
- Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» http://bio.1september.ru
- http://www.alleng.ru/edu/bio2.htm
- http://4ege.ru/biologi/
- http://www.ege2010.ru/biologiya.php
- http://www.fipi.ru/
- http://www.edu.ru/moodle/
- http://www.ucheba.ru/ege/
- http://www.egeru.ru/
- http://e-ypok.ru/node/116
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская учебная программа Элективные курсы по физике для учащихся 11 классов «КОЛЕБАНИЯ. ВОЛНЫ. КВАНТЫ»
Сегодня массовая школа активно переходит на образование по выбору. Учащиеся получают возможность учиться в соответствии со своими интересами, возможностями, способностями. С этой целью программы...
Учебная программа элективного курса «Основы медицинских знаний» для учащихся 9 классов
Основной задачей подготовки в области защиты от ЧС является обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от чрезвычайных ситуаций, приемам...
Авторская адаптационная программа элективного курса "Основы медицинских знаний"
Курс рассчитан на обучающихся 8-9 классов. Курс направлен на формирование у обучающихся ключевых компетенций....
Авторская образовательная программа элективного курса «Основы физической химии биологических процессов» (для учащихся 5-7 классов)
Программа расчитана на формирования предпрофельной подготовки учащихся и интеграции физики ,биологии и химии...
Элективный курс по молекулярной биологии, цитологии и генетике 11 класс
Предлагаемый курс раcчитан на 35 часов (1 час в неделю, 1 час резерв), он поддерживает и углубляет базовые знания по биологии и направлен на формирование и развитие основных учебных компетенций ...
Рабочая программа Элективного курса "Основы молекулярной генетики" 10 класс
Рабочая программа Элективного курса " Основы молекулярной генетики " 10класс....
Рабочая программа Элективный курс "Основы молекулярной генетики" 10 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе авторской программы «Основы молекулярной генетики» М. К. Нурбеков. Биология. 10-11 классы. Профильное обучение. Программы элективных ...