Программа элективного курса "Экологические основы охраны природы"
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Программа элективного курса разработана в соавторстве с мужем Петуховым С.Ю. учителем биологии.
Основные задачи обучения обусловили построение программы элективного курса на базе комплексной модели. В построении программы использованы следующие принципы: территориальной целостности, исторический, экологический.
Территориальная составляющая.
Изучение природных сообществ родного края, антропогенное влияние на данные сообщества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа элективного курса | 233 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕТУХОВ С. Ю. , Петухова Г.В.
Муниципальное общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 6 г. Карабаша»
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
« Экологические основы охраны природы»
Карабаш - 2010
Пояснительная записка
Элективный курс « Экологические основы охраны природы» направлен для обеспечения следующих образовательных задач:
- обобщение фундаментальных теоретических концепций естествознания и
обществознания с понятиями классической и социальной экологии.
- воспитание человека ответственного за принимаемые экологические
решения.
Основные задачи обучения обусловили построение программы элективного курса на базе комплексной модели. В построении программы использованы следующие принципы: территориальной целостности, исторический, экологический.
Территориальная составляющая.
Изучение природных сообществ родного края, антропогенное влияние на данные сообщества.
Историческая составляющая.
Принцип историзма реализован в учёте пространственно-временной динамики и прогноза перспективного развития изучаемой территории. Включение материалов об истории биоценозов родного края, их изучении и исследовании, рассмотрение материалов о редких и исчезающих представителях флоры и фауны, заповедниках, заказниках, памятниках природы родного края позволяет расширить кругозор учеников и усиливает воспитательные функции курса.
Экологическая составляющая.
Экологический принцип предусматривает изучение экологических ситуаций в крае, осознание причин сложившейся обстановки, путей ликвидации этого неблагополучия и путей личностного участия.
Методическая составляющая.
Предлагаем отвести для данного элективного курса 10 часов в 1-й или 4-й четверти учебного года, в связи с тем, что данный курс предусматривает проведение комплексной экскурсии в природное сообщество и это лучше сделать осенью или весной.
Элективный курс содержит и профильную составляющую, которая выражается в нацеливании учащихся на получение следующих профессий: инженера – эколога, биолога, химика аналитика, лесовода, охотоведа, гидролога, социолога.
В каждом занятии курса выделяются основные теоретические, эмпирические и методологические знания, формируются умения, которыми должны овладеть учащиеся.
В программу курса включены практические работы, которые могут быть групповыми и индивидуальными. Их основное назначение – формирование умений на основе полученных знаний, привлечение для работы разнообразных источников. Практические работы призваны развивать творческие возможности учащихся, эмоционально – ценностное отношение к окружающей природе.
Основные цели программы
- Развитие у школьников экологических понятий, помогающих сформировать представление о целостной картине мира, в котором окружающие объекты рассматриваются в неразрывном единстве и взаимосвязи.
- Развитие соответствующих умений и навыков в более широкой и разнообразной практической деятельности, ознакомление с профессиями смежными с экологическим природопользованием.
- Формирование активной жизненной, гражданской позиции включающей в себя ответственность за настоящее и будущее окружающей природы.
Методический комментарий. В реализации элективного курса используются методы решения поставленных задач и формы их реализации, которые можно разделить на три группы:
- методы, активизирующие интеллектуальную деятельность (наблюдение, моделирование, проблемное обучение, дискуссия, беседа-диалог, сравнительный анализ).
- методы, направленные на развитие личности (наблюдение, ролевые игры).
- методы, способствующие формированию и развитию практических видов деятельности (моделирование, все виды практических работ, природоохранный труд).
Основным подходом к организации занятий элективного курса является деятельный подход. Основа обучения – активное участие самих школьников в процессе приобретения знаний.
Курс позволяет более широко и полно реализовать воспитательный и развивающий потенциал экологических знаний, обеспечивая более надёжные основы гражданской ответственности за окружающую среду, знакомя с профессиями связанными с экологическими основами охраны природы.
Учебно-тематический план.
1 | Современные проблемы охраны природы. |
2 | Комплексная экскурсия « Природное сообщество» |
3 | Практическая работа №1 « Использование и охрана водных ресурсов» |
4 | Водоемы нашего края |
5 | Практическая работа №2 « Состояние и охрана атмосферы» |
6 | Использование и охрана природных почвенных ресурсов и недр. |
7 | Проблемы охраны природы в г. Карабаше.* |
8 | Современное состояние и охрана флоры и фауны. |
9 | Практическая работа №3 « Специалист заповедного дела». |
10 | Итоговое занятие « Экспедиция по следам цивилизации» |
* Тема данного занятия является краеведческой составляющей и может быть заменена на изучение охраны природы любой другой территории.
Распределение учебных часов.
Теоретических занятий | Практических занятий | Экскурсий |
6 | 3 | 1 |
В основу учебного пособия по элективному курсу взята глава 6 учебного пособия « Основы экологии», авторов Чернова, Галушкин, Константинов(см. Литература №7). По характеру составления программа данного курса является авторской. Программа составлена для учащихся 9 класса общеобразовательного уровня.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
- Осознание учащимися основных принципов и правил экологических основ охраны природы.
- Отработка умений и навыков работы в малых группах.
- Умение работать с литературными и табличными данными, картами и диаграммами. Анализировать и обобщать полученные результаты.
- Определять свою точку зрения и уметь её обосновывать.
- Ознакомление с профессиями, смежными с данным элективным курсом.
ИСХОДНЫЙ УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ.
К девятому классу учащиеся получают определенный набор экологических знаний, заложенных в требованиях к уровню подготовки обучающихся систематических курсов биологии 6, 7, 9 классов. В частности это выражается в овладении следующими категориями и понятиями:
- основные экологические факторы и их влияние
- характеристика основных экологических групп растений и животных
- природные сообщества и их типы
- развитие и смена природных сообществ
- влияние деятельности человека на природные сообщества и влияние природной среды на человека
- законы об охране растительного и животного мира
- система мониторинга, охраняемые территории, Красная книга.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГОВ.
Профессиональная компетентность педагога при проведении данного элективного курса выражается в следующем:
- профессиональное биологическое образование,
- знание методик преподавания предметов образовательной области « естествознание»
- владение ключевыми компетенциями образовательных технологий (дифференциация и индивидуализация образования, критичность мышления, деятельностный характер обучения, ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности ученика за результаты своей деятельности, организация продуктивной групповой деятельности учащихся, рефлексия результатов процесса обучения).
Формируемые знания и умения, учащихся при изучении элективного курса.
Теоретические знания | Эмпирические знания | Методологические знания | Умения |
Проблемы охраны природы, рациональное природопользование, природное сообщество, водные ресурсы, почвенные ресурсы и недра, состояние и охрана флоры и фауны, формы охраны природы. | Описание природного сообщества, водоёмы края, типы почв, типы растительности, видовой состав растительного и животного мира, показатели экологического благополучия-неблагополучия края, знание понятий заказник, заповедник, национальный парк, памятники природы. Знакомство с Профессиями связанными с экологическими основами охраны природы. | Приёмы работы с картами, табличными и литературными источниками, оценка минеральных, водных, почвенных, лесных и промыслово-охотничьих ресурсов их экологическое состояние, оценка экологической обстановки края, анализ документов, различные точки зрения на экологическую обстановку края и природоохранные мероприятия. | Анализ источников литературы, определение географических координат, составление докладов, написание рефератов, выявлять закономерности размещения природных сообществ, давать описание одного из природных сообществ, определять особенности вод, почв, растительного и животного мира края, анализировать и выявлять взаимодействия между природ ными компонен тами, давать оценку экологической обстановке края, находить пути выхода из неё, определять свою точку зрения и уметь её обосновывать. |
Межпредметные связи, заложенные в программе данного элективного курса можно отобразить в следующей схеме.
Биология Химия Экология
Экологические основы охраны природы
Гидрология Почвоведение Лесоводство
Охотоведение Социология
Для успешного обучения по программе данного элективного курса необходимо использование учебного оборудования перечисленного в дидактико-методическом обеспечении каждого учебного занятия.
ЗАНЯТИЕ № 1 Современные проблемы охраны природы.
Цели и задачи занятия: сформировать у учащихся знания по современным проблемам охраны природы и правовым основам этой деятельности.
Форма занятия – урок.
Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, работа по учебному тексту, сравнительный анализ, заполнение таблиц, работа в малых группах.
Дидактико-методическое обеспечение: учебный текст (7), фотографии, слайды, книги, газеты.
Основные понятия: - охрана природы
- рациональное природопользование
- природные ресурсы.
Содержание занятия.
- Роль природы в жизни человека.
ЧЕЛОВЕК
ОПТИМАЛЬНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА
КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ ПОТОКИ ЭНЕРГИИ
НЕОБХОДИМО
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЫ.
Работа по учебному тексту (7 ст.192)
--- анализ понятия « охрана природы»
--- цель охраны природы.
2. Анализ рисунка №101 (7 ст.193) « Схема классификации природных ресурсов»
ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ – природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.
3. Работа в малых группах. Заполнение таблицы «Принципы и правила охраны природы» по учебному тексту (7 ст.194-195)
Принципы и правила охраны природы.
Принципы и правила охраны природы. | Сущность |
Вывод.
- Работа в малых группах по учебному тексту «Правовые основы охраны природы»
- (7 ст.196). Составить схему «Правовые основы охраны природы».
- Обсуждение результатов работы.
- Домашнее задание.
1. Написать сочинение на тему «Природа и здоровье человека»
ЗАНЯТИЕ № 2 Комплексная экскурсия « Природное сообщество»
Цели и задачи занятия: обеспечить усвоение учащимися понятия «природное сообщество» на конкретном примере.
Форма занятия – экскурсия.
Методы и приёмы обучения: рассказ, наблюдение, сбор данных, описание, сравнительный анализ, обобщение.
Дидактико-методическое обеспечение: учебный текст (2.ст.92-103) , карточки с планом описания природного сообщества, оборудование для сбора данных.
Основные понятия: - природное сообщество
- виды доминанты
- ярусность.
Содержание занятия.
- Экскурсия проводится в природное сообщество (для удобства нами выбран водоем). По ходу экскурсии даём характеристику природного сообщества по следующему плану:
- Название сообщества.
- Месторасположение сообщества (географические координаты)
- Рельеф, его особенности.
- Животные и растения данного сообщества.
- Визуальная оценка уровня антропогенного загрязнения сообщества.
- Сбор данных для выполнения практических работ №1, 2.
- Домашнее задание:
-- анализ и обработка данных полученных на экскурсии.
-- работа с учебным текстом (2. ст.92-103) вопросами и заданиями.
ЗАНЯТИЕ №3 Практическая работа №1 « Использование и охрана водных ресурсов»
Цели и задачи занятия: Отработать навыки работы с природными объектами и табличными данными.
Форма занятия: урок-практическая работа.
Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, работа с литературой и природными объектами, составление таблиц, схем, диаграмм, графиков.
Дидактико-методическое обеспечение: раздаточные листы с текстом практической работы, учебный текст (7 ст.207-210), оборудование для практической работы, рисунки и фотографии водоёма.
Основные понятия: - дефицит пресной воды
- охрана и очистка вод.
Содержание занятия.
- Выполнение практической работы.
А) Наблюдение за состоянием воды на различных участках водоёма.
План работы:
- Выберите на водоеме 3 или 4 участка для наблюдений.
- Проведите измерения параметров воды и результаты занесите в таблицу.
Результаты наблюдений за состоянием воды в водоёме.
Дата | № участка | Температура | Цвет | Запах | Кислотность | Осадок в течение суток |
Б) Определение уровня загрязнённости воды из водоёма.
План работы.
- Налейте в один стакан водопроводной воды для контроля, а в остальные воду из различных участков водоёма.
- Поместите в проволочные петли семена и опустите в стакан у поверхности воды. Поставьте стаканы в теплоё, хорошо освещённое место.
- Определите периодичность наблюдений, оформите результаты в таблице, объясните возможные различия между ними.
Результаты проб по изучению уровня загрязнённости воды.
Дата | Развитие побегов |
Контроль | Проба№1 | Проба№2 | Проба№3 |
Примечание: По ходу опыта измеряется длина корней и стебля, количество и окраска листьев.
В) Моделирование экологического состояния водоёма.
План работы:
- Составьте схему экосистемы водоёма, в котором вы проводили наблюдения за состоянием воды. Укажите всех продуцентов, консументов, редуцентов данного водоёма.
- Составьте описание источников антропогенных загрязнений в водоёме.
- Постройте графики и диаграммы для описания изменений абиотических и биотических факторов.
- Постройте модель-макет одного из участков экосистемы водоёма.
2. Работа в малых группах по учебному тексту (7 ст. 207-210).
А) Укажите основные причины дефицита пресной воды.
Б) Составьте схему « Охрана водных ресурсов»
3. Домашнее задание: ответьте на вопрос, как применяется правило региональности при использовании водных ресурсов.
ЗАНЯТИЕ № 4 Водоёмы нашего края.
Цели и задачи занятия: Познакомить учащихся с водоёмами Челябинской области и г. Карабаша. Установить степень антропогенного загрязнения водоёмов региона, рассмотреть меры охраны вод.
Форма занятия: урок-диспут.
Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, работа с учебным текстом, решение проблемных ситуаций.
Дидактико-методическое обеспечение: учебный текст (2. ст. 47-60),
Фотографии, рисунки, слайды, видеофрагменты водоёмов региона, контурная карта Челябинской области, физическая карта Челябинской области и Урала.
Основные понятия: - река, озеро, водохранилище
- исток, устье, притоки.
Содержание занятия:
1. Работа по учебному тексту « Водоёмы нашего края» (2.ст47-60), выполнение заданий и ответов к нему. Работа с контурной картой Челябинской области.
2. Сообщение учащихся « Проблемы загрязнения водоёмов г. Карабаша», работа со справочным материалом .
3. Основываясь на материалах ранее проведённых занятий рассказать о профессиях химика-аналитика, гидролога, инженера-эколога, социолога.
4. Домашнее задание: Опросите одноклассников, родных, знакомых, соседей, узнайте их мнение по следующему вопросу: Основным загрязняющим фактором г. Карабаша является деятельность ЗАО «Карабашмедь», какие меры решения экологической проблемы в городе вы предлагаете? Данные занесите в таблицу, сделайте анализ.
Ф.И.О. опрашиваемого, уровень образования. | Мои доводы за закрытие ЗАО «Карабашмедь» | Мои доводы за продолжение работы ЗАО «Карабашмедь» | Иное мнение |
ЗАНЯТИЕ № 5 Практическая работа №2 «Состояние и охрана атмосферы»
Цели и задачи занятия: отработать навыки работы с природными объектами и табличными данными, обеспечить усвоение учащимися основных вопросов проблемы охраны природы.
Форма занятия: урок-практическая работа.
Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, работа с литературой и природными объектами, составление таблиц, графиков, диаграмм, схем.
Дидактико-методическое обеспечение: учебный текст (7 ст.199-204),
Оборудование для практической работы, фотографии.
Основные понятия: -- загрязнение атмосферы.
Содержание занятия.
- Выполнение практической работы.
А) Определение загрязнённости атмосферного воздуха.
1. Аккуратно подготовьте 4-6 срезов коры с деревьев с одинаковыми по размерам лишайниками одного вида, прикрепите их к кусочкам картона размером 50-50 мм.
- Прикрепите с помощью липкой ленты кусочки картона с лишайниками к деревьям на расстояниях 5, 10,15, 20 метров от автодороги или промышленного предприятия. Один контрольный кусочек прикрепите в условно чистом месте.
- Проведите наблюдения за изменением размеров, форм, цвета лишайников, оформите результаты в таблице, сделайте вывод.
Результаты опыта по определению уровня загрязнённости воздуха с помощью лишайников.
Дата | Изменения у лишайников |
Контроль | 5м | 10м | 15м | 20м |
- В соответствии с проведённым опытом составьте индикаторную шкалу уровня загрязненности воздуха: - чистый воздух, - низкий уровень,
- средний уровень, - высокий уровень, - очень высокий уровень загрязнения.
5. Постройте графики для описания изменений загрязнённости воздуха в различных районах.
Б) Моделирование экологического состояния воздуха.
- Составьте схему экосистемы, в которой вы проводили наблюдения за состоянием уровня загрязнённости воздуха.
- Составьте описание источников антропогенных загрязнений в экосистеме.
- Постройте графики и диаграммы для описания абиотических и биотических факторов.
- Постройте модель-макет одного из участков экосистемы.
- Современное состояние и охрана атмосферы. Объяснение учителя.
АТМОСФЕРА
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОХРАНА
ЕСТЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВЕННОЕ
3. Самостоятельная работа учащихся с учебным текстом (7 ст.199-204), указать меры по охране атмосферы.
4. Сообщение учащегося об уровне загрязнения атмосферного воздуха г.Карабаша.
5. Рассказ учителя о технике проведения экологического мониторинга, знакомство с профессией инженера-эколога.
6. Домашнее задание: а) ответить на вопрос. В чем преимущества использования замкнутых производственных циклов перед строительством очистных сооружений?
б) Подберите из литературных источников примеры, какое влияние оказывает загрязнение атмосферы на здоровье людей, животных, растительность, погоду и климат.
ЗАНЯТИЕ № 6 Использование и охрана почвенных ресурсов и недр.
Цели и задачи занятия: Сформировать у учащихся знания об основных направлениях и использования и охраны почв и недр.
Форма занятия: урок.
Методы и приёмы обучения: рассказ, беседа, работа с учебным текстом, составление схем, сравнительный анализ.
Дидактико-методическое обеспечение: учебный текст (7 ст.212-222), фотографии, карта г.Карабаша, карта Челябинской области.
Основные понятия: недра, полезные ископаемые, рекультивация земель, почва, эрозия, рекультивация, дефляция, техногенное загрязнение, агрогенное загрязнение.
Содержание занятия:
- НЕДРА – верхняя часть земной коры, в которой добывают полезные
ископаемые.
Анализ рис.№106 (7 ст.213) « Возрастание мировой добычи полезных ископаемых
Объяснение учителя, работа по схеме.
НЕДРА
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ
ДОБЫЧА
ШАХТНЫЙ СПОСОБ ОТКРЫТЫЙ СПОСОБ
( 30 %) (70 %)
РЕКУЛЬТИВАЦИЯ
(Восстановление промышленно нарушенных территорий)
ОХРАНА
ОХРАНА НЕДР:
- Полнота выработки.
- Использование сопутствующих компонентов.
- Использование вторичного сырья.
- Использование попутных энергетических ресурсов.
- Замена на синтетические материалы.
Материал для размышления – дискуссия.
Сегодняшние потери угля, железных руд, калийных солей и других полезных ископаемых при добыче и транспортировке достигают 5-30% и более от добытой массы.
Сегодняшние технологии позволяют извлекать металлы из руд в количестве 75-90% от их истинного содержания.
- ПОЧВА – самостоятельное естественно-историческое биокосное тело, возникшее в результате воздействия живых и мертвых организмов, атмосферы и природных вод на поверхность горных пород в обстановке различного климата рельефа, характеризуется плодородием.
Работа по схеме.
ЧЕЛОВЕК
ПОЧВА
ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ
ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ.
Обработка Эрозия
Удобрение Дефляция
Засоление
Заболачивание
Техногенное загрязнение
Агрогенное загрязнение.
Анализ рис.№107 (7 ст.218) «Виды эрозии»
Рис.№108(7 ст.220) «Вред эрозии»
3. Работа в малых группах по учебному тексту(7 ст.221), составление схемы «Меры борьбы с эрозией».
4. Сообщение учащегося « Загрязнение почв г.Карабаша тяжёлыми металлами».
5. Домашнее задание:
а ) Ответьте на вопрос. Приведите примеры противоэрозионных мер, проводимых в вашем районе, области и докажите их эффективность.
б ) Заполнение опросного листа к уроку № 9 ( Практическая работа № 3
« Специалист заповедного дела»)
ЗАНЯТИЕ № 7 Проблемы охраны природы г.Карабаша.
Цели и задачи занятия: Рассмотреть экологические основы охраны природы на конкретных примерах г.Карабаша, осознание причин сложившейся ситуации, путей ликвидации этого неблагополучия, составление прогноза перспективного развития территории, формирование гражданской позиции учащихся по отношению к данной экологической проблеме.
Форма занятия: урок конференция.
Методы и приёмы обучения: беседа, дискуссия, работа с табличными данными и литературными источниками, составление схем, диаграмм, заполнение таблиц, работа с контурной картой г.Карабаша.
Дидактико-методическое обеспечение: карта г.Карабаша, фотографии, литературные источники.
Основные понятия: экологическая ситуация, мониторинг окружающей среды, загрязняющие факторы, рациональное природопользование.
Содержание занятия: Данное занятие проводится в форме конференции, к которой учащиеся готовятся заранее. На данном занятии обобщается выполнение домашних заданий занятий № 1, 3,4,5,6. А также результаты практических работ № 1 и 2.Обобщаются данные сообщений учащихся, выясняются основные природозагрязняющие факторы, составляется прогноз развития территории.
План конференции:
- Обобщение выполнения домашних заданий к занятиям № 1,3,4,5,6.
- Анализ мнений по опросному листу занятия № 4.
- Анализ практических работ № 1 и 2.
- Работа с литературными и табличными данными (приложения № 3,4)
- Работа с контурной картой г.Карабаша. Нанести на контурную карту г.Карабаша места наиболее сильного загрязнения вод, почв, атмосферы. Сделать вывод.
- Обсуждение основных экологических проблем г.Карабаша и путей их решения. Заполнение таблицы.
Экологические проблемы г.Карабаша и пути их решения.
Экологические проблемы г.Карабаша | Пути решения экологических проблем |
Вывод:
- Составление прогноза развития территории исходя из имеющихся данных.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ.
Химический процесс производства меди и загрязняющие факторы.
№ | Стадии производства | Химический процесс | Основные продукты | Загрязняющие факторы |
1 | Обжиг | 4CuFeS2+9O2=2Fe2O3+2Cu2S+6SO2 | штейн | SO2 |
2 | Плавка | Fe2O-------------- шлак Удаляется | Шлак/ оксиды Ме/ | шлак |
3 | Конвертирование | Cu2S+O2 = 2Cu +SO2 | Черновая медь с примесью металлов. | SO2 |
4 | Рафинирование | Cu + примеси + O2= Cu | Чистая медь | Оксиды металлов |
ПРЕВЫШЕНИЕ ПДК по ЗАГРЯЗНЕНИЮ
Литосферы | Атмосферы | Гидросферы |
Cu Ni Cr Co от 10 до 300 раз Cd Tl Sb | С 1918 по 1990гг. выброс 12 млн. т. Вредных веществ. Cu2O в 9 раз Zn в 2 раза Pb в 20 раз As2O3 в 30 раз | Zn в 20 раз As2O3 в 172 раза Cu2O в 12600 раз Pb в 560 раз V шламов= 500тыс. т. |
СХЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ И ДОБЫЧИ МЕДИ.
МЕДНОКОЛЧЕДАННЫЕ РУДЫ
РУДНЫЕ МИНЕРАЛЫ ПРИРОДООБРАЗУЮЩИЕ МИНЕРАЛЫ
ПИРИТ ХАЛЬКОПИРИТ СИЛИКАТЫ
ОБОГАЩЕНИЕ ОТВАЛЫ ПУСТЫХ ПОРОД
ПИРИТОВЫЙ КОНЦЕНТРАТ МЕДНЫЙ КОНЦЕНТРАТ
ОТВАЛЫ « ПИРИТОВЫЕ ОЗЁРА» ПЛАВКА
ОГАРКИ ОТ ОБЖИГА ПРОМСТОКИ ОТХОДЯЩИЕ ГАЗЫ МЕДНЫЙ
ПРОКАТ
ЧЁРНЫЕ ОТВАЛЫ.
ЗАНЯТИЕ № 8 Современное состояние и охрана флоры и фауны.
Цели и задачи занятия: ознакомить учащихся с современным состоянием флоры и фауны.
Форма занятия: урок.
Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, работа с учебным текстом, заполнение таблиц, составление схем.
Дидактико-методическое обеспечение: учебный текст (7 ст.223-234), фотографии, рисунки, карта Челябинской области, раздаточный материал.
Основные понятия: лесовозобновление, красная книга, антропогенные ландшафты, редкие виды, исчезающие виды, акклиматизация, реакклиматизация, заповедники, заказники, экологическая экспертиза, экологический контроль, мониторинг.
Содержание занятия:
- Роль леса. Объяснение учителя.
ЛЕС = 40 млн. км. – 1\ 3 суши
30% хвойные – 70% лиственные.
Средообразующая роль.
Анализ рис. № 109-110 (7 ст. 224-225)
Охрана лесов:
- Правильное ведение лесного хозяйства.
- Борьба с потерями древесины.
- Своевременное лесовозобновление.
- Осушительная мелиорация.
- Борьба с лесными пожарами.
- Борьба с вредителями и болезнями.
- Красная книга.
Редкие и исчезающие виды флоры и фауны – КРАСНАЯ КНИГА.
КРАСНАЯ КНИГА
ФЛОРА ФАУНА
Растения ВИДЫ Животные
Редкие
Исчезающие
- Взаимосвязь человека и животного мира. Работа по схеме.
ЧЕЛОВЕК ЖИВОТНЫЕ
Прямое влияние Охрана Косвенное влияние
Преследование Рациональное использование
Истребление Реакклиматизация Изменение среды обитания
Переселение Акклиматизация
Разведение
Реакклиматизация – искусственное расселение вида в районах былого распространения.
Акклиматизация – расселение вида в новых местах обитания.
4. Формы охраны – работа по схеме, работа с терминами.
ФОРМА ОХРАНЫ
ЗАПОВЕДНИК ЗАКАЗНИК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК
ПАРК ПРИРОДЫ
ЗАПОВЕДНИК – особо охраняемая законом территория, пребывание в пределах которого строго ограничено или запрещено законом. Запрещена всякая деятельность человека.
ЗАКАЗНИК – территория, в пределах которой постоянно или временно запрещены отдельные виды и формы хозяйственной деятельности для обеспечения охраны одного или многих живых существ, одного или нескольких экологических компонентов.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК – обширная территория, включающая особо охраняемые природные ландшафты и предназначенная для сохранения их в неприкосновенности.
ПАМЯТНИК ПРИРОДЫ – особо примечательный объект природы, территория очень небольшого размера. Охраняется государством.
ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАПОВЕДНИК ЗАКАЗНИК НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАМЯТНИК
ПАРК ПРИРОДЫ
3 23 2 183
Ильменский Таганай
Аркаим Зюраткуль
Восточно-
Уральский. 1 ботанический
22 зоологических
Работа с раздаточным материалом – карты расположения памятников природы Челябинской области.
- Основы охраны природы:
- Экологическая экспертиза- исследование, какого- либо вопроса и возможных последствий.
- Мониторинг - регулярное наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды.
- Домашнее задание: Ответьте на вопрос. Назвать редких и исчезающих животных нашего района. Какие меры по их охране вам известны?
ЗАНЯТИЕ № 9 Практическая работа « Специалист заповедного дела».
Цели и задачи занятия: ознакомить учащихся с редкими и охраняемыми животными и растениями нашего края, факторами угрожающими их численности в природе, путями сохранения редких объектов природы, ознакомить с профессиями связанными с деятельностью заповедных территорий.
Форма занятия: урок – практическая работа.
Методы и приёмы обучения: беседа, рассказ, сравнительный анализ опросных листов, заполнение таблиц, работа с раздаточным материалом.
Дидактико-методическое обеспечение: фотографии, рисунки, раздаточный материал, контурная карта России.
Основные понятия: факторы, угрожающие численности видов, зоны острой экологической ситуации.
Содержание занятия:
- Анализ домашнего задания занятия № 8.
- Анализ выполнения домашнего задания занятия № 6. Выполнение практической работы по плану:
Представьте, что вы специалист заповедного дела, и вам предстоит составить Красную книгу вашего края. С этой целью соберите мнение одноклассников, друзей, родных, знакомых, соседей о том какие растения, животные должны быть занесены в Красную книгу вашего края.
Фамилия, имя человека проводящего опрос:
№ | Фамилия, имя опрашиваемого | Предложения в Красную книгу | Фактор, угрожающий численности вида |
Проанализируйте полученные данные, предложите пути помощи тем видам, которые встречаются чаще других.
Примечание:
Факторы, угрожающие численности видов в природе:
- Разрушение и деградация местообитаний.
- Переэксплуатация местообитаний.
- Влияние интродуцированных видов.
- Потеря, сокращение, ухудшение кормовой базы.
- Уничтожение для защиты сельскохозяйственных растений, домашних животных, объектов промысла.
- Случайная добыча.
3. Работа с раздаточным материалом (приложение № 1) и контурной картой России по выделению зон с острой экологической ситуацией. Выделение экологических проблем, вызванных антропогенным воздействием.
ЗАНЯТИЕ № 10 Итоговое занятие « Экспедиция по следам цивилизации».
Цель и задачи занятия: углубление экологических знаний учащихся, воспитание у них гуманного отношения к природе, чувства ответственного отношения ко всему живому.
Форма занятия – интеллектуально-познавательная игра.
Методы и приёмы обучения: игра, викторины, состязательность.
Дидактико-методическое обеспечение: красочное оформление зала, выставка рисунков, фотографий на экологическую тему, выставка «По страницам Красной книги», при подсчёте баллов берем изображение Земного шара и при каждом правильном ответе на его модель прикрепляем маленький цветок, так происходит как бы процесс возрождения Земли, музыкальное сопровождение, награждение победителей призами или сувенирами. Каждый этап экспедиции заранее прорабатывает один ученик консультант, работает с дополнительной литературой, в ходе занятия на своём этапе подводит итог, сообщает дополнительные факты.
Содержание занятия.
План-маршрут экспедиции:
- Природа была в этом первая
- Великий разрушитель, или немой укор
- Устранение опасности
- Меняющийся лик природы
- Природа приходит на помощь
Звучит музыка, на фоне изображения Земного шара читаются стихи.
Черная бездна…Звездная пыль…
Холодом дышит вечность,
Переплетая сказку и быль
Миг и бесконечность
Кто-то, когда-то задал маршрут,
Не объяснив секрета,
И совершает неведомый путь
Маленькая планета.
Кружится, вертится шар голубой,
Нас на груди качая.
Крутится, вертится не для того,
Чтоб всё начинать сначала.
В кружении стай вездесущих ракет
Так нелегко вращаться.
Всё-таки пять миллиардов лет
Отдано цивилизации.
Мелкой дрожью на полюсах
Даёт себе знать усталость.
И застывает вопрос на устах:
«А сколько ещё осталось?»
Учитель. Неужели цивилизация ведёт к неизбежным бесценным потерям?
В конечном итоге это может привести к гибели всего человечества и нашей такой беззащитной планеты. Растения и животные всегда были для человека щедрым источником пищи, медикаментов, строительных материалов и одежды. А человек в ответ на это расчищал лес и распахивал поля, превращая естественную среду в лоскутное одеяло, хотя и делая при этом растительный мир богаче и разнообразнее.
1-й ученик консультант. Стремясь облегчить себе, жизнь человек изобрел ножницы, чтобы стричь, удочку, чтобы ловить рыбу, клещи, чтобы ухватывать, сито, чтобы процеживать, горшки, чтобы хранить продукты, шприцы, чтобы делать уколы, щипцы, чтобы колоть орехи. Но и в этом, как и во многом другом, он лишь повторил решения, найденные природой много веков назад. Природа была в этом первой.
Ни в чём человек не проявлял столько изобретательности, как в разработке средств нападения и защиты. Но и животные создавали свой арсенал, далеко не ограниченный зубами и когтями. И природа была в это первой.
Когда-то до изобретения батареек, у человека не было мгновенно включающихся фонариков. Зато многие представители животного мира веками с успехом генерируют свет. Природа была в этом первой.
Задолго до того как были сформулированы законы гидравлики и осмыслены основные принципы строительства, растения, и животные уже справлялись с этими проблемами. Некоторые их решения подсказали людям направление поисков. И снова природа была в этом первой.
---- Начинается обсуждение этого вопроса. За каждый правильный пример, группа получает один цветок-балл, консультант прикрепляет его на изображение Земного шара. В конце обсуждения консультант подводит итоги, сообщает дополнительные факты.
( Средства защиты и нападения: жук-бомбардир, кузнечики, многоножки, змеи, жабы, пауки, скунс, пижма, молочай, пихта, крапива.
Генераторы света: жуки-светляки, ракообразные, кальмары, рыбы.
Строители и инженеры: воздушные корни растений, осы, пчелы, грызуны, одуванчик, кокосовая пальма, клён, бешеный огурец.)
Учитель. Природа - великий учитель. Во всех областях человеку есть чему поучиться у неё.
Ученик читает стихотворение.
Стали люди сильными, как боги,
И судьба Земли у них в руках,
Но темнеют страшные ожоги
У Земного шара на боках.
Мы давно освоили планету,
Широко шагает новый век.
На Земле уж белых пятен нету,
Черные сотрешь ли человек.
2-й ученик-консультант. Безжалостной рукой человек ломает хрупкое равновесие природы, от которого зависит его собственное выживание. Постоянное и неуклонно возрастающее влияние человека на животных и растения привело к тому, что живой мир нашей планеты быстро изменяется. За последние 350 лет с лица Земли исчезло более 60 видов зверей и почти 100 видов птиц. Назовите исчезнувших животных и, если можно, укажите, при каких обстоятельствах это произошло.
---- Начинается обсуждение вопроса. За названный вид группа получает один балл, если указывается причина – ещё один балл. Консультант подводит итоги.
( Странствующий голубь, дронт, морская корова, тур, тарпан и др.)
Ученик читает стихотворение.
Моя планета-человеческий дом.
Ну, как ей жить под пыльным колпаком,
Где сточная канава- океан,
Где вся природа поймана в капкан,
Где места нет ни аисту, ни льву,
Где стонут травы: «Больше не могу…»
Вот она летит, маленькая такая
Вот она грустит, в думы свои вникая,
Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет,
Всё ещё живёт. Всё ещё людям верит.
Вот она плывёт сквозь розовую полночь,
Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.
Демонстрация слайдов, видеофрагментов.
Учитель. Для изучения и сохранения нетронутых уголков природы создаются охраняемые территории, заповедники, заказники, национальные парки. Международный союз охраны природы начал целенаправленную работу по сбору данных о редких и исчезающих видах. В1966году собранные данные были опубликованы под названием «Красная книга фактов».
3-й ученик консультант проводит викторину на знание краеведческого материала.
1. Есть ли на территории нашей области заповедники? Что в них подлежит охране? В каком году они созданы?
2. Что представляют собой заказники? Назовите заказники нашей области?
3. Перечислите охраняемые парковые территории нашей области. В чём их уникальность?
4. Назовите виды животных, живущих на территории нашей области, которые занесены в Красную книгу?
5. Перечислите виды растений, произрастающих на территории нашей области, которые занесены в Красную книгу?
6. Что такое эндемики? Какие эндемичные виды нашей флоры и фауны вы знаете?
7. В какой природной зоне расположена наша область?
8. Какую площадь занимают леса в нашей области?
9. Для чего предназначены лесные полосы? Где они располагаются в нашей области?
10. Какие профессии требуют экологических знаний?
Консультант подводит итоги викторины.
Ученик читает стихотворение.
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья,
У этих рек барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого…пока,
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Учитель. Человек меняет окружающую среду и результат его деятельности налицо. Сейчас мы с вами поговорим о некоторых изменениях, а выводы сделайте сами.
Демонстрация видеофрагментов о разливах нефти, вырубке лесов и тд.(8) Консультант проводит викторину «Меняющийся лик природы». Если учащиеся затрудняются ответить, то ответ озвучивает консультант.
- Назовите птиц, которые не улетают на зиму, так как они приспособились зимовать в городе?
- Назовите страны, где необдуманный выпас скота, и распашка земель привели к эрозии почв?
- Популяция серебристых чаек, живущих в Северной Европе и обычно зимовавших Испании, Португалии, Северной Африке, начала неимоверно увеличиваться и птицы стали оседлыми?
- Почему тараканы стали спутниками человека?
- Каких ещё спутников человека вы знаете?
Консультант подводит итоги викторины.
Учитель. Природа-мать, прощая наш эгоизм, наше потребительское отношение к ней, приходит к нам на помощь сама, возрождая наши загрубевшие души, наполняя наши сердца любовью.
5-й консультант раздаёт каждой группе вопросы, на которые они должны дать исчерпывающий ответ, время на обдумывание три минуты.
Примерные вопросы:
- Какое исцеляющее воздействие на человека оказывают растения и животные?
- Какие «природные санитары» помогают бороться с нефтяными разливами в морях и океанах?
- Какие животные помогают бороться с болезнями?
- Какие птицы являются показателями чистоты водоёмов?
- Чья строительная деятельность способствует преобразованию природы?
Выслушиваются ответы групп. Консультант подводит итоги.
На фоне фонограммы голосов птиц, шума воды, шелеста листьев ученик читает стихотворение.
Останьтесь на земле осина, дуб или клён.
Я показать хочу живую землю сыну-
Высокий мощный дуб и тонкую осину
На полотне весны, где свет со всех сторон.
Останьтесь на земле пшеница, рожь, ячмень,
Чтоб сын счастливо жил и удивлялся миру.
Даю ему на память молот, плуг и лиру,
На незакатный час, на безупречный день.
Заключительное слово учителя. Подведение итогов.
ЛИТЕРАТУРА.
1.М.А.Андреева, А.С.Маркова «География Челябинской области».
Челябинск. Южно-Уральское книжное издательство, 2002г.
2.Е.В.Григорьева «Природа Южного Урала»
Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2001
3.А.И.Левит «Южный Урал: география, экология, природопользование.»
Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 2001.
4. «Особо охраняемые природные территории Челябинской области»
сборник. Челябинск, Челябинский областной экологический фонд, 1993.
5. «Памятники природы Челябинской области» сборник. Челябинск, Южно-
Уральское книжное издательство, 1987.
6.Л.В.Сорокина «Край родной»
Москва, Творческий центр Сфера, 2001.
7.Н.М.Чернова, В.М.Галушкин, В.М.Константинов « Основы экологии»
Москва, Просвещение, 1995.
8. Учебное электронное издание «Экология» НФПК Московский Государственный институт электроники и математики, 2004.
Приложение 1.
На территории Российской Федерации выделено 13 зон с очень острой экологической ситуацией.
Регионы с очень острой экологической ситуацией.
РЕГИОН | Экологические проблемы, вызванные антропогенным воздействием. |
1. Кольский полуостров. |
2. Московский регион. |
3. Северный Прикаспий. |
4.Среднее Поволжье и Прикамье. |
5. Промышленная зона Урала. |
6. Нефтегазопромысловые районы Западной Сибири. |
7. Кузбасс. |
8. Районы озера Байкал. |
9. Норильский промышленный район. |
10. Калмыкия. |
11. Новая Земля. |
12. Зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС. |
13. Рекреационные зоны побережий Черного и Азовского морей. |
1). На контурную карту России нанесите ареалом указанные регионы и отметьте города, ответственные за мощное антропогенное воздействие.
2). Проведите анализ выполненной картосхемы и определите, какие промышленные производства оказывают преимущественно механическое воздействие на окружающую природную среду и где они расположены.
Оценка результативности элективного курса
Элективный курс « Экологические основы охраны природы» реализуется в образовательном учреждении пятый год, с 2005-2010 год, постоянно претерпевая необходимые изменения.. В течение срока реализации элективный курс освоили 75 учащихся, при том , что курс по выбору. В результате реализации проекта сформировалась устойчивая тенденция к участию в различного уровня, конкурсов и олимпиад экологической направленности. Учащиеся школы, реализующие данный курс занимаются исследовательской деятельностью экологии водоемов, окружающих школу и дают им экологическую оценку с точки зрения антропогенного влияния.
С проектами, разработанными за время изучения курса, ученики приняли участие во Всероссийском конкурсе « Вода на Земле» 2008-2009 году , во Всероссийской олимпиаде школьников по экологии областного уровня 2009 года и вошли в десятку лучших, на защите экологических проектов по теме « Антропогенное загрязнение водоемов города Карабаша» ( учащийся Сметанин Сергей).
Учащиеся школы регулярно участвуют в экологических викторинах муниципального и областного уровня, становясь призерами и победителями ( Чубарова Светлана, Сметанина Ксения, Барбашин Евгений).
Комитет по образованию Карабашского городского округа
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение
«Средняя Общеобразовательная Школа № 6 г. Карабаша»
456144 Челябинская область
Г. Карабаш военный городок №1
Ул. Первомайская 22
ИНН 7406002717
КПП 740601001
Телефон 8(35153)-2-47-88
Электронная почта Школа 6 mousosh6@inbox.ru Исходящий документ №____ от ____________
Заявка на участие в III Всероссийском конкурсе на лучшую методическую разработку по экологической проблематике.
Номинация: Экологическое образование в среднем общеобразовательном учреждении.
Название: Программа элективного курса « Экологические основы охраны природы»
Авторы:
1.Петухов Сергей Юрьевич, возраст 42 года (24.11.1968г.), 456144 Челябинская область, г.Карабаш Военный городок №1, улица Пионерская д.19, кв. 30.
Электронная почта ps_2111@mail.ru Телефон *(35153)-2-47-88
Дипломант Всероссийского конкурса « Я иду на урок»- 2006 г.
Лауреат областного конкурса « Учитель года 2008», имеет публикации в журнале « Химия в школе», в газете «1 сентября.»
2.Петухова Галина Владимировна, возраст 39 лет (28.01.1971г.), 456144 Челябинская область, г.Карабаш Военный городок №1, улица Пионерская д.19, кв. 30.
Электронная почта pg_2871@mail.ru
Обладатель Гранта Губернатора Челябинской области «Лучшие учителя»,
Победитель городского конкурса « Учитель года 2010»
Директор МОУ СОШ №6 ______________________________________Петухов С.Ю.
Описание опыта реализации элективного курса « Экологические основы охраны природы».
Экологическое направление деятельности любого
Элективный курс реализуется на базе МОУ « СОШ № 6 г.Карабаша» с 2005 года. Курс задумывался как необходимое региональное дополнение к курсу « Экология 9», но с постепенной отменой часов экологии для всех учащихся претерпел изменения для профильных классов с непременной локальной составляющей. Не секрет, что район города Карабаша, признан зоной экологического бедствия, поэтому изучение экологических основ охраны природы является необходимостью. Учащиеся охотно записываются для обучения на элективном курсе, из него выросло НОУ, которое занимается вопросами антропогенного загрязнения водоемов города, в младших классах сформирован « Зеленый патруль», занимающийся вопросами организации экологической тропы.
Элективный курс опирается на местный материал, который учащиеся ежегодно пополняют, в ходе экспедиций как реальных на местности, так и виртуальных с привлечением ресурсов Интернет, через сотрудничество с музеями реализуется национально- региональный компонент курса. Но в то же время за 10-12 занятий учащиеся успевают ознакомиться с экологической ситуацией в стране в целом. Помогает расширить кругозор учащихся, в результате это участие в экологических олимпиадах и проектах, а также поступление в ВУЗы на специальность экология и биология 3 учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа элективного курса "Основы избирательного права" 9 класс
Вопросы избирательного права включены в обязательный минимум содержания обществоведческого образования, отражены в программах и учебниках по обществознанию. Однако эти вопросы представлены не полно, ...
программа элективного курса " Основы здоровья"
Программа элективного курса "Основы здоровья" для учащихся 5 класса.В ней изложено примерное содержание и тематическое планирование, которое может корректировать учитель по мере необходимости. Цель да...
Программы элективного курса "Основы эмбриологии"
Объем курса 17 часов. Предназначен для изучения в 10-м классе естественноначного профиля. Цель - обеспечить углубленное изучение вопросов индивидуального развития организмов....
Программа элективного курса Основы медицинских знаний.
Данный курс поможет поддержать и углубить знания учащихся по биологии, медицине. Предназначен для уч-ся 9-11 классов....
Программа элективного курса Основы медицинских знаний.
Элективный курс «Основы медицинских знаний » предусматривает знакомство учащихся с разнообразными медицинскими профессиями, побуждает школьников задуматься и осмыслить самые разные аспекты медиц...
Рабочая программа "Природопользование с основами охраны окружающей среды"
Программа кружка «Природопользование с основами охраны окружающей среды» рассчитана на один год обучения, на детей с возрастным интервалом от 13 -17 лет. Данная программа позволяет сочетать в себе ком...
Рабочая программа элективного курса «Увлекательный мир природы» 5 класс
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от неживой природы к живой природе; от макромира к микромиру. Курс включает разделы: «Науки о природе», «Методы изуче...