Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008.
Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология.Человек. – М.: Дрофа, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕТЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
КОЧЕНЁВСКОГО РАЙОНА
УТВЕРЖДАЮ Принято на педсовете
Директор школы протокол № ____
________________ ____________________
«____» ____________ г.
Рабочая программа по биологии
8 класс
Учитель: Лопаленко Наталья Андреевна
70 часов, 2 часа в неделю
Контрольных уроков - 4 , лабораторных работ - 11 , практических работ - 5
Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2005.
Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология.Человек. – М.: Дрофа, 2007.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии 6-9 классов, 8 класса «Биология. Человек» авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной программы, без изменений.
При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации и примерное тематическое планирование, предложенные в методическом пособии Н.Б. Реневой к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология. Человек» для 8 класса.
В реализации программы используется учебно-методический комплект:
Для учителя:
- Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология. Человек». – М.: Дрофа, 2006.
- Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.
- Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология. Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.
- И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
- В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987.
Для учащихся:
1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа, 2007.
2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс
В результате изучения предмета учащиеся должны:
знать/понимать
- особенности жизни как формы существования материи;
- фундаментальные понятия биологии;
- о существовании эволюционной теории;
- основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;
уметь
- пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
- давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
- работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
- работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;
- владеть языком предмета.
Тематический план
№ темы | Название темы | Количество часов |
1. | Человек как биологический вид | 2 |
2. | Происхождение человека | 3 |
3. | Общий обзор строения и функций организма человека | 4 |
4. | Координация и регуляция | 2 |
5. | Нервная система | 6 |
6. | Анализаторы | 4 |
7. | Опора и движение | 8 |
8. | Внутренняя среда организма | 4 |
9. | Транспорт веществ | 4 |
10 | Дыхание | 5 |
11 | Питание и пищеварение | 5 |
12 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 2 |
13 | Выделение | 2 |
14 | Покровы тела | 3 |
15. | Размножение и развитие | 3 |
16. | Высшая нервная деятельность | 8 |
17. | Человек и его здоровье | 5 |
Учебно-тематическое планирование
№ п.п. | № урока | Содержание | Тип урока | Вводимые понятия | Домашнее задание | Сроки | ||||
1.Введение. Человек как биологический вид (2) | ||||||||||
1. | 1. | Место человека в системе органического мира | ИНМ | Рудименты, атавизмы | Стр.1-3, читать, понятия в словарь | |||||
2. | 2. | Особенности строения человека | ИНМ | Стр.3-7, читать, №2 в раб.тетр. | ||||||
2.Происхождение человека (3) | ||||||||||
3. | 1. | Эволюция человека | ИНМ | Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец | Стр.10-13, читать, понятия в словарь | |||||
4. | 2. | Расы человека | ИНМ | Раса, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско-американская раса, расизм | Стр.16-17, читать, приготовить сообщения, понятия в словарь | |||||
5. | 3. | История развития знаний о строении функциях организма человека | ИНМ | Стр.20-27, читать | ||||||
3. Общий обзор строения и функций организма человека (4) | ||||||||||
6. | 1. | Клеточное строение организма Лабораторная работа №1 «Строение животной клетки» | ИНМ | Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ | Стр.28-29, вопросы 1-4 | |||||
7-8. | 2-3. | Ткани и органы Лабораторная работа №2 «Изучение микроскопического строения тканей» | ИНМ | Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани, гормон, хрящевая, костная, жировая ткани, кровь, гладкая, поперечно-полосатая, сердечная мышечные ткани, нейроны, дендриты, нейроглия, синапс, нервный импульс, аксон, система органов | Стр.32-35 | |||||
9. | 4. | Системы органов Практическая работа №1 «Распознавание на таблицах органов и систем органов» | ИНМ | Скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная система, аппарат органов | Стр.38, вопросы 8-11 | |||||
4. Координация и регуляция (2) | ||||||||||
10. | 1. | Гуморальная регуляция | ИНМ | Гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, околощитовидные железы, надпочечники, половые органы | Стр.44-47, вопросы 1-10 | |||||
11. | 2. | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения | Гормон роста, инсулин, диабет | |||||||
5. Нервная система (6) | ||||||||||
12. | 1. | Строение и значение нервной системы | ИНМ | Нейроны, дендриты, аксоны, серое и белое вещество, рецепторы, нервный импульс, чувствительные, вставочные (промежуточные), исполнительные (эффекторные) и двигательные нейроны, синапсы, ЦНС, нервы, нервные узлы, периферическая НС, соматическая НС, рефлекторная дуга, рефлекс, вегетативная (автономная) НС, безусловные и условные рефлексы, | Стр. 50-53 | |||||
13. | 2. | Строение и функции спинного мозга Лабораторная работа №3 «Определение безусловных рефлексов спинного мозга». | ИНМ | Центральный канал, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы | Стр. 56-57, вопросы 1-6 | |||||
14. | 3. | Строение и функции головного мозга Практическая работа №2 «Отделы головного мозга» | ИНМ | Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина | Стр. 60-63, вопросы 1-5 | |||||
15-16. | 4-5. | Полушария большого мозга Лабораторная работа №4 «Рефлексы головного мозга». | ИНМ | Мозолистое тело, кора полушарий, лобная, теменная, затылочная, височная доли, боковые желудочки, зрительная зона, слуховая и обонятельная зона, чувствительные и двигательные центры | Стр.66-69, читать, повторить основные понятия по темам 1-5 | |||||
17. | 6. | Обобщающий урок по темам 1-5 Тестовая проверочная работа | ПОУ | |||||||
6. Анализаторы (4) | ||||||||||
18. | 1. | Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор. Лабораторная работа №5 «Строение глаза» | ИНМ | Рецептор, зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат: брови, ресницы; глазница, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм | Стр.72-77, вопросы 1-3 | |||||
19. | 2. | Анализаторы слуха и равновесия | ИНМ | Наружное ухо – ушная раковина, слуховой проход; барабанная перепонка, среднее ухо – слуховая труба, молоточек, наковальня, стремя; внутреннее ухо – улитка, орган равновесия – преддверие (вестибулярный аппарат), полукружные каналы, перилимфа | ||||||
20. | 3. | Органы вкуса, осязания, обоняния. | ИНМ | Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки | Стр.80-83, вопросы 1-5, повторение темы | |||||
21. | 4. | Чувствительность анализаторов. Гигиена органов чувств | ПОУ | |||||||
7. Опора и движение (8) | ||||||||||
22. | 1. | Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение, строение скелета | ИНМ | Скелет головы, мозговой отдел, лицевой отдел, скелет туловища, позвоночник, грудина, лопатка, таз, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, позвонки, позвоночный канал, грудная клетка, пояс верхней и нижней конечностей | Стр. 98-101,читать | |||||
23-24. | 2-3 | Кости скелета. Строение кости. Соединение костей. Лабораторная работа №6 «Свойства костей. Состав костей» | ИНМ | Трубчатые, широкие (плоские), смешанные кости, компактное и губчатое вещество, непрерывные соединения, швы, прерывные, суставная сумка, сустав, суставная жидкость, хрящ, связки, надкостница | Стр. 92-95, читать, вопросы 4-11, стр. 104 | |||||
25. | 4. | Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. Практическая работа №3 | ПР | |||||||
26. | 5. | Мышцы. Общий обзор. Лабораторная работа №7 «Строение мышечных тканей» | ИНМ | Миофибриллы, мышечное волокно, сухожилия, мышцы головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища, мышцы конечностей, | Стр. 106-109, читать | |||||
27. | 6. | Работа мышц. | ИНМ | Динамическая работа, статическая работа, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели | Стр. 112-113, читать, приготовить сообщения | |||||
28. | 7. | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения | ИНМ | повторить темы 6,7 | ||||||
29. | 8. | Обобщающий урок по темам 6,7 Тестовая проверочная работа | ПОУ |
| ||||||
8. Внутренняя среда организма (4) | ||||||||||
30. | 1. | Внутренняя среда организма и её значение Лабораторная работа №8 «Микроскопическое строение крови человека» | Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови | Стр. 117-119, читать приготовить сообщение об открытии И.И.Мечникова | ||||||
31. | 2. | Кровь. Плазма крови, её состав. Клетки крови. | ИНМ | Эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб, свёртывание крови | Стр. 118-119, читать | |||||
32. | 3. | Иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета. | ИНМ | Иммунитет, естественный и искусственный иммунитет, вакцина, сыворотка | Стр. 122-123, читать, приготовить сообщения | |||||
33. | 4. | Группы крови. Переливание крови. | ИНМ | Группы крови, донорство, резус-фактор, антиген, агглютинин, агглютинация | Стр. 124 , задания | |||||
9. Транспорт веществ (4) | ||||||||||
34. | 1. | Органы кровообращения | ИНМ | Сосуды, сердце, вены, капилляры, артерии, предсердие, желудочки, полулунные каналы, створчатые каналы большой и малый круги кровообращения | Стр. 126-120, вопросы 1-5 | |||||
35. | 2. | Работа сердца | ИНМ | Пауза, автоматизм сердца, сердечный цикл | Стр. 130-131 | |||||
36. | 3. | Движение крови и лимфы по сосудам Лабораторная работа №9 «Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений». | ИНМ | Кровяное давление, пульсовое давление, лимфатические узлы, сосуды, капилляры | Стр. 134-135, вопросы 1-7, приготовить сообщения | |||||
37. | 4. | Заболевания органов кровообращения. Кровяное давление. Практическая работа №4 «Первая помощь при травмах органов кровообращения, кровотечениях». | ИНМ | Первая помощь при кровотечениях, гипертония | Повторить тему | |||||
10. Дыхание (5) | ||||||||||
38. | 1. | Потребность организма в кислороде. Строение органов дыхания | ИНМ | Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронха, лёгкие, плевра, альвеола, щитовидный хрящ | Стр. 138-139, читать | |||||
39. | 2. | Газообмен в лёгких и тканях | ИНМ | Газообмен, дыхательный центр | Стр. 142-145, читать | |||||
40. | 3. | Дыхательные движения. ЖЁЛ. Регуляция дыхания. | ИНМ | Вдох, выдох, ЖЁЛ | Вопросы1-3, приготовить сообщения | |||||
41. | 4. | Заболевания органов дыхания | ИНМ | Повторить темы 8-10 | ||||||
42. | 5. | Обобщающий урок по темам 8-10 Тестовая проверочная работа | ПОУ | |||||||
11. Пищеварение (5) | ||||||||||
43. | 1. | Питательные вещества и пищевые продукты | ИНМ | Ферменты, питательные вещества, пищеварение | Стр. 148-149, читать | |||||
44. | 2. | Пищеварение в ротовой полости. | ИНМ | Ротовая полость, губы, зубы, резец, клык, малый и большой коренной зубы, слюнная железа, дентин, зубы мудрости, коронка, щека, глотка, пищевод, перистальтика, желудок | Стр. 152-153, читать | |||||
45. | 3. | Пищеварение в желудке и кишечнике Лабораторная работа №10 «Действие желудочного сока на белки» | ИНМ | Полостное и пристеночное пищеварение, печень, слепая кишка, аппендикс, | Стр. 156-158, читать | |||||
46. | 4. | Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа | ИНМ | Приготовить сообщение | ||||||
47. | 5. | Гигиена питания. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения. | ИНМ | |||||||
12. Обмен веществ и энергии. Витамины (2) | ||||||||||
48. | 1. | Пластический и энергетический обмен | ИНМ | Обмен веществ и энергии, энергетический обмен, пластический обмен | Стр. 162-163, читать, приготовить сообщения | |||||
49. | 2. | Витамины | ИНМ | Витамины, авитаминоз, гипервитаминоз, цинга, | Стр. 166-167, читать | |||||
13. Выделение (2) | ||||||||||
50. | 1. | Органы выделения | ИНМ | Почки, нефрон, почечное тельце, почечная лоханка, мочевой пузырь, первичная и вторичная моча, фильтрация | Стр. 170-171, читать | |||||
51. | 2. | Роль кожи в выделении | ИНМ | Стр. 172, задания | ||||||
14. Покровы тела (3) | ||||||||||
52. | 1. | Строение кожи Лабораторная работа №11 «Строение кожи, волос, ногтей». | ИНМ | Эпидермис, собственно кожа, потовые, сальные железы, волосы, ногти | Стр. 174-175 Приготовить сообщения | |||||
53. | 2. | Роль кожи в терморегуляции организма. | ИНМ | Терморегуляция | Стр. 178-179, читать. Задания стр. 180 Повторение тем 8-11 | |||||
54. | 3. | Заболевания кожи и их предупреждение | ИНМ | |||||||
15. Размножение и развитие (3) | ||||||||||
55. | 1. | Систем органов размножения | ИНМ | Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность | Стр. 182-185, читать | |||||
56. | 2. | Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. | ИНМ | |||||||
57. | 3. | Рост и развитие ребёнка. | ИНМ | Стр. 188-189, читать | ||||||
16. Высшая нервная деятельность (8) | ||||||||||
58. | 1. | Рефлекс - основа нервной деятельности. | ИНМ | Инстинкт, динамический стереотип, безусловное и условное торможение | Стр. 192-193, читать | |||||
59. | 2. | Виды рефлексов Практическая работа №5 | ИНМ | безусловные и условные рефлексы | Стр. 194-195, читать | |||||
60. | 3. | Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А Ухтомского, П.К. Анохина. | ИНМ | Стр. 196-197, читать | ||||||
61. | 4. | Познавательные процессы | ИНМ | |||||||
62. | 5. | Сон и сновидения | ИНМ | Сон, сновидения, летаргия, гипноз | Стр. 200-203, читать | |||||
63. | 6. | Особенности высшей нервной деятельности человека | ИНМ | Мышление, представление, память, восприятие | Стр. 206-207, читать | |||||
64. | 7. | Типы нервной деятельности | ИНМ | Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик | Стр. 210-211, читать. Повторить темы 11-16 | |||||
65. | 8. | Обобщающий урок по темам 11-16 Тестовая проверочная работа | ПОУ | |||||||
Человек и его здоровье (5) | ||||||||||
66. | 1. | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. | ИНМ | Приготовить сообщения | ||||||
67. | 2. | Оказание себе и окружающим первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. | ИНМ | |||||||
68. | 3. | Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. | ИНМ | Приготовить сообщения | ||||||
69. | 4. | Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. | ИНМ | Приготовить сообщения | ||||||
70. | 5. | Окружающая среда как источник веществ и энергии. Человек и окружающая среда. | ИНМ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...