Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) по теме

Лопаленко Наталья Андреевна

 Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2008.

Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология.Человек. – М.: Дрофа, 2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СВЕТЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

КОЧЕНЁВСКОГО РАЙОНА

 

    УТВЕРЖДАЮ                                                        Принято на педсовете

Директор школы                                                протокол № ____

   ________________                                                          ____________________

 «____» ____________  г.                        

 Рабочая программа по биологии

8 класс

Учитель: Лопаленко Наталья Андреевна

70 часов,  2 часа в неделю

Контрольных уроков -  4 , лабораторных работ - 11  , практических работ -  5

 

Рабочая программа составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2005. 

Учебник: Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология.Человек. – М.: Дрофа, 2007.

Пояснительная записка

 

      Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным стандартом, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии  6-9  классов, 8 класса  «Биология.  Человек» авторов Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, полностью отражающей содержание Примерной программы, без изменений.

          При составлении рабочей программы использовались методические рекомендации и  примерное тематическое планирование, предложенные в методическом пособии Н.Б. Реневой  к учебнику  Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология.  Человек» для 8 класса.

      В реализации программы  используется учебно-методический комплект:

      Для учителя:

  1. Н.Б. Ренева, Н.И. Сонин.  Методическое пособие к учебнику  Н.И.Сонина, М.Р. Сапина «Биология.  Человек». – М.: Дрофа, 2006.
  2. Сонин Н.И. «Биология. Человек». Тематическое планирование. – М.: Дрофа, 2006.
  3. Е.В. Краева. Тесты по биологии к учебнику Сонина Н.И., М.Р. Сапина «Биология.  Человек». 8 класс. – М.: «Экзамен», 2008.
  4. И.Д. Зверев. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. – М.: Просвещение, 1989.
  5. В.С. Рохлов., В.И. Сивоглазов. Человек и его окружение. – М.: Центр «Планетариум», 1987.

       Для учащихся:

1. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология.  Человек. Учебник для 8 класса. – М.: Дрофа,  2007.

2.  Сонин Н.И. «Биология. Человек». Рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2006

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс

В результате изучения предмета учащиеся  должны:

знать/понимать

  1. особенности жизни как формы существования материи;
  2. фундаментальные понятия биологии;
  3. о существовании эволюционной теории;
  4. основные группы прокариот, грибов, растений и животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

  1. пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;
  2. давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;
  3. работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;
  4. работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект реферат;
  5. владеть языком предмета.

Тематический план

№ темы

Название темы

Количество часов

1.

 Человек как биологический вид  

2

2.

 Происхождение человека

3

3.

Общий обзор строения и функций организма человека

4

4.

Координация и регуляция

2

5.

Нервная система

6

6.

Анализаторы

4

7.

Опора и движение

8

8.

Внутренняя среда организма

4

9.

Транспорт веществ

4

10

Дыхание

5

11

Питание и пищеварение

5

12

 Обмен веществ и энергии. Витамины.

2

13

Выделение

2

14

Покровы тела

3

15.

Размножение и развитие

3

16.

Высшая нервная деятельность

8

17.

Человек и его здоровье

5


 Учебно-тематическое планирование

№ п.п.

№ урока

Содержание

Тип урока

Вводимые понятия

Домашнее задание

Сроки

1.Введение. Человек как биологический вид  (2)

1.

1.

Место человека  в системе органического мира

ИНМ

Рудименты, атавизмы

Стр.1-3, читать, понятия в словарь

2.

2.

Особенности строения человека

ИНМ

Стр.3-7, читать, №2 в раб.тетр.

2.Происхождение человека (3)

3.

1.

Эволюция человека

ИНМ

Дриопитеки, Человек разумный, рамапитек, австралопитек, Человек умелый, древнейшие люди, Человек прямоходящий, неандертальский, кроманьонец

Стр.10-13, читать, понятия в словарь

4.

2.

Расы человека

ИНМ

Раса, экваториальная раса, евразийская раса, азиатско-американская раса, расизм

Стр.16-17, читать, приготовить сообщения, понятия в словарь

5.

3.

История развития знаний о строении функциях организма человека

ИНМ

Стр.20-27, читать  

3. Общий обзор строения и функций организма человека (4)

6.

1.

Клеточное строение организма Лабораторная работа №1

«Строение животной клетки»

ИНМ

Клетка, ядро, гиалоплазма, цитоплазма, органоиды, включения, клеточная мембрана, ДНК, РНК, хромосома, ядерная мембрана, ядрышко, рибосома, ЭПС, митохондрия, Комплекс Гольджи, лизосомы, АТФ

Стр.28-29,  вопросы 1-4

7-8.

2-3.

Ткани и органы

Лабораторная работа №2

 «Изучение микроскопического строения тканей»

ИНМ

Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани, гормон, хрящевая, костная, жировая ткани, кровь, гладкая, поперечно-полосатая, сердечная мышечные ткани, нейроны, дендриты, нейроглия, синапс, нервный импульс, аксон, система органов

Стр.32-35

9.

4.

Системы органов

Практическая работа №1

«Распознавание на таблицах органов и систем органов»

ИНМ

Скелетная, мышечная, кровеносная, дыхательная, пищеварительная, половая, нервная, эндокринная система, аппарат органов

Стр.38,  вопросы 8-11

4. Координация и регуляция (2)

10.

1.

Гуморальная регуляция

ИНМ

Гуморальная регуляция, железы внутренней секреции, щитовидная железа, гипофиз, околощитовидные железы, надпочечники,  половые органы

Стр.44-47, вопросы 1-10

11.

2.

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, её нарушения

Гормон роста, инсулин, диабет

5. Нервная система (6)

12.

1.

Строение и значение нервной системы

 ИНМ

Нейроны, дендриты, аксоны, серое и белое вещество, рецепторы, нервный импульс, чувствительные, вставочные (промежуточные), исполнительные (эффекторные)  и двигательные нейроны, синапсы, ЦНС, нервы, нервные узлы, периферическая НС, соматическая НС, рефлекторная дуга, рефлекс, вегетативная (автономная) НС, безусловные и условные рефлексы,

Стр. 50-53

13.

2.

Строение и функции спинного мозга

Лабораторная работа №3

 «Определение безусловных рефлексов спинного мозга».

ИНМ

Центральный канал, спинномозговая жидкость, спинномозговые нервы

 Стр. 56-57, вопросы 1-6

14.

3.

Строение и функции головного мозга 

Практическая работа №2

«Отделы головного мозга»

ИНМ

Ствол, продолговатый мозг, средний мозг, промежуточный мозг  мозжечок, кора, полушария БМ, борозда, извилина

 Стр. 60-63, вопросы 1-5

15-16.

4-5.

Полушария большого мозга

Лабораторная работа №4

«Рефлексы головного мозга».

ИНМ

Мозолистое тело, кора полушарий, лобная, теменная, затылочная, височная доли, боковые желудочки, зрительная зона, слуховая и обонятельная зона, чувствительные и двигательные центры

Стр.66-69, читать, повторить основные понятия

по темам 1-5

17.

6.

Обобщающий урок по темам 1-5 Тестовая проверочная работа

ПОУ

6. Анализаторы  (4)

18.

1.

Анализаторы, их строение и функции. Зрительный анализатор.

Лабораторная работа №5

«Строение глаза»

ИНМ

Рецептор,  зрительный анализатор, глазное яблоко, вспомогательный аппарат: брови, ресницы; глазница, внутреннее ядро: фиброзная оболочка – белочная (склера), роговица; сосудистая – радужка, зрачок, хрусталик; сетчатка – палочки, колбочки, желтое и слепое пятна, стекловидное тело; дальнозоркость, близорукость, дальтонизм

Стр.72-77, вопросы 1-3

19.

2.

Анализаторы слуха и равновесия

ИНМ

Наружное ухо – ушная раковина, слуховой проход; барабанная перепонка, среднее ухо – слуховая труба, молоточек, наковальня, стремя; внутреннее ухо – улитка, орган равновесия – преддверие (вестибулярный аппарат), полукружные каналы, перилимфа

20.

3.

Органы вкуса, осязания, обоняния.

ИНМ

Болевые, термо-, механорецепторы, осязательные рецепторы, обонятельные рецепторы, вкусовые почки

Стр.80-83, вопросы 1-5, повторение темы

21.

4.

Чувствительность анализаторов. Гигиена органов чувств

ПОУ

7. Опора и движение (8)

22.

1.

Аппарат опоры и движения. Скелет человека, его значение, строение скелета

ИНМ

Скелет головы, мозговой отдел, лицевой отдел, скелет туловища, позвоночник,  грудина, лопатка, таз, шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый отделы, позвонки, позвоночный канал, грудная клетка, пояс верхней и нижней конечностей  

Стр. 98-101,читать

23-24.

2-3

Кости скелета. Строение кости. Соединение костей.

Лабораторная работа №6

«Свойства костей. Состав костей»

ИНМ

Трубчатые, широкие (плоские), смешанные кости, компактное и губчатое вещество, непрерывные соединения, швы, прерывные, суставная сумка, сустав, суставная жидкость, хрящ, связки, надкостница

Стр. 92-95, читать,  вопросы 4-11,  стр. 104  

25.

4.

 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.

Практическая работа №3

 ПР

26.

 5.

Мышцы. Общий обзор.

Лабораторная работа №7

«Строение мышечных тканей» 

ИНМ

Миофибриллы, мышечное волокно,  сухожилия, мышцы головы, мимические, жевательные, мышцы шеи, мышцы туловища,  мышцы конечностей,

Стр. 106-109, читать

27.

6.

Работа мышц.

ИНМ

Динамическая работа, статическая работа, мышцы-сгибатели, мышцы-разгибатели

Стр. 112-113, читать, приготовить сообщения

28.

7.

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

ИНМ

повторить темы 6,7

29.

8.

Обобщающий урок по темам 6,7

Тестовая проверочная работа

ПОУ

 

8. Внутренняя среда организма (4)

30.

1.

Внутренняя среда организма и её значение

Лабораторная работа №8

«Микроскопическое строение крови человека»

Тканевая жидкость, кровь, лимфа, плазма, клетки крови

Стр. 117-119, читать приготовить сообщение об открытии И.И.Мечникова

31.

2.

Кровь. Плазма крови, её состав. Клетки крови.

ИНМ

Эритроциты, лейкоциты, фагоцитоз, тромбоциты, фибриноген, фибрин, тромб, свёртывание крови

Стр. 118-119, читать

32.

3.

 Иммунитет. Значение работ Л.Пастера и И.И. Мечникова  в области иммунитета.

ИНМ

Иммунитет, естественный и искусственный иммунитет, вакцина, сыворотка  

Стр. 122-123, читать, приготовить сообщения

33.

4.

Группы крови. Переливание крови.

ИНМ

Группы крови, донорство, резус-фактор, антиген, агглютинин, агглютинация

 Стр. 124 , задания

9. Транспорт веществ (4)

34.

1.

Органы кровообращения

ИНМ

Сосуды, сердце, вены, капилляры, артерии, предсердие, желудочки, полулунные каналы, створчатые каналы большой и малый круги кровообращения

Стр. 126-120, вопросы 1-5

35.

2.

Работа сердца

ИНМ

Пауза, автоматизм сердца, сердечный цикл

 Стр. 130-131

36.

3.

Движение крови и лимфы по сосудам

Лабораторная работа №9

«Определение пульса и подсчёт числа сердечных сокращений».

ИНМ

Кровяное давление, пульсовое давление, лимфатические узлы, сосуды, капилляры

Стр. 134-135, вопросы 1-7, приготовить сообщения

37.

4.

Заболевания органов кровообращения. Кровяное давление.

 Практическая работа №4 «Первая помощь при травмах органов кровообращения, кровотечениях».

ИНМ

Первая помощь при кровотечениях, гипертония

 Повторить тему

10. Дыхание (5)

38.

1.

Потребность организма в кислороде. Строение органов дыхания

ИНМ

Носовая полость, гортань, голосовые связки, голосовая щель, надгортанник, трахея, бронхиальное дерево, бронха, лёгкие, плевра, альвеола, щитовидный хрящ

Стр. 138-139, читать  

39.

2.

Газообмен в лёгких и тканях

ИНМ

Газообмен, дыхательный центр

Стр. 142-145, читать  

40.

3.

Дыхательные движения. ЖЁЛ.

Регуляция дыхания.

ИНМ

 Вдох, выдох, ЖЁЛ

Вопросы1-3, приготовить сообщения

41.

4.

Заболевания органов дыхания

 ИНМ

Повторить темы 8-10

42.

5.

Обобщающий урок по темам 8-10 Тестовая проверочная работа

ПОУ

11. Пищеварение (5)

43.

1.

Питательные вещества и пищевые продукты

ИНМ

Ферменты, питательные вещества, пищеварение

Стр. 148-149, читать

44.

2.

Пищеварение в ротовой полости.

ИНМ

Ротовая полость, губы, зубы, резец, клык, малый и большой коренной зубы, слюнная железа,  дентин, зубы мудрости, коронка, щека, глотка, пищевод, перистальтика, желудок

Стр. 152-153, читать

45.

3.

Пищеварение в желудке и кишечнике

Лабораторная работа №10

«Действие желудочного сока на белки»

ИНМ

Полостное и пристеночное пищеварение, печень, слепая кишка, аппендикс,

Стр. 156-158, читать

46.

4.

Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа

ИНМ

 Приготовить сообщение

47.

5.

Гигиена питания. Исследования И.П. Павлова в области пищеварения.

ИНМ

12. Обмен веществ и энергии. Витамины (2)

48.

1.

Пластический и энергетический обмен

ИНМ

Обмен веществ и энергии, энергетический обмен, пластический обмен

Стр. 162-163, читать, приготовить сообщения

49.

2.

Витамины

ИНМ

Витамины, авитаминоз, гипервитаминоз, цинга,

Стр. 166-167, читать

13. Выделение (2)

50.

1.

Органы выделения

ИНМ

Почки, нефрон, почечное тельце, почечная лоханка, мочевой пузырь, первичная и вторичная моча, фильтрация

Стр. 170-171, читать

51.

2.

Роль кожи в выделении

ИНМ

Стр. 172, задания

14. Покровы тела (3)

52.

1.

Строение кожи

Лабораторная работа №11  «Строение кожи, волос, ногтей».

ИНМ

Эпидермис, собственно кожа, потовые, сальные железы, волосы, ногти

Стр. 174-175 Приготовить сообщения

53.

2.

Роль кожи в терморегуляции организма.

ИНМ

Терморегуляция

Стр. 178-179, читать. Задания стр. 180

Повторение тем 8-11

54.

3.

Заболевания кожи и их предупреждение

 ИНМ

15. Размножение и развитие (3)

55.

1.

Систем органов размножения

ИНМ

Яйцеклетка, сперматозоид, маточные трубы, матка, зигота, зародыш, плод, беременность

Стр. 182-185, читать

56.

2.

Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды.

ИНМ

57.

3.

Рост и развитие ребёнка.

ИНМ

Стр. 188-189, читать

16. Высшая нервная деятельность (8)

58.

1.

Рефлекс - основа нервной деятельности.

ИНМ

Инстинкт, динамический стереотип, безусловное и условное торможение

Стр. 192-193, читать

59.

2.

Виды рефлексов

Практическая работа №5

ИНМ

безусловные и условные рефлексы

Стр. 194-195, читать

60.

3.

Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А Ухтомского, П.К. Анохина.

ИНМ

Стр. 196-197, читать

61.

4.

Познавательные процессы

ИНМ

62.

5.

Сон и сновидения

ИНМ

Сон, сновидения, летаргия, гипноз

Стр. 200-203, читать

63.

6.

Особенности высшей нервной деятельности человека

ИНМ

Мышление, представление, память, восприятие

Стр. 206-207, читать

64.

7.

Типы нервной деятельности

ИНМ

Темперамент, холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик

Стр. 210-211, читать. Повторить темы 11-16

65.

8.

Обобщающий урок по темам 11-16

Тестовая проверочная работа

ПОУ

Человек и его здоровье (5)

66.

1.

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

ИНМ

Приготовить сообщения

67.

2.

Оказание себе и окружающим первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.

ИНМ

68.

3.

Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание.

ИНМ

Приготовить сообщения

69.

4.

Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление.

ИНМ

Приготовить сообщения

70.

5.

Окружающая среда как источник веществ и энергии. Человек и окружающая среда.

ИНМ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...